9. Постарайся придти ко мне скоро. 10. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию Тит в Далматию: один Лука со мною 159 . 11. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. 12. Тихика я послал в Ефес. 13. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные 160 . 14. Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! 15. берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам 161 . 16. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! 17. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей 162 . 18. И избавит меня Господь от всякаго злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь 163 . 19. Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. 20. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. 21. Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул и Пуд, и Лин и Клавдия и все братия 164 . 22. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь 165 . 123 П. Полянский со всею строгостию научных доводов доказывает возможность и действительность пребывания Ап. Павла в Риме во второй раз, с чем неразрывно связывается мысль об освобождении из первых уз и о путешествии после того на Восток и Запад до Испании. Из многого множества приводимых им фактов и соображений особенно достойны упоминания следующие. Св. Климент, еп. Римский, в 5-ой главе своего послания к Коринфянам писал: «Павел получил награду за терпение, будучи семь раз заключен в узы, изгоняем, побиваем камнями... научив весь мир правде, перейдя до последних пределов Запада и мученически засвидетельствовав (истину) пред правителями». По Деяниям можно насчитать только шесть уз: в Филиппах, Коринфе, Ефесе, Иерусалиме, Кесарии, Палестине и Риме. Остается допустить, что последние узы были опять в Риме. Под последними пределами нужно, конечно, разуметь Испанию (см. иссл. Полянского, стран. 29–30). Св. Иоанн Златоуст уверяет, что Ап. Павел был в Испании (после римских уз), а историк Евсевий написал: «оправдавшись пред судом, говорит предание, Апостол снова отправился на проповедь Евангелия, а потом, вторично прибыв в Рим, скончался там мученическою смертию. Заключенный в узы, он пишет там второе послание к Тимофею, в котором указывает на первое свое оправдание и на близость своей кончины» (кн. 2, гл. 2. Русск. перев. 1858 г., стран. 92). Здесь очень знаменательна и драгоценна ссылка на живое слово предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В полемическом стиле ответ на это возражение высказал писатель Шелдон Ванокен: «Одно из двух утверждений должно быть истинным, если женщины действительно могут становиться священницами. Или Бог-Отец сделал ошибку и сейчас одумался. Или Иисус, который есть Бог во плоти, не выполнил волю Отца. Первого не может быть. Предположить второе — значит фактически отрицать то, что Иисус есть воплотившийся Бог. Любой аргумент за женское священство, основывающийся на том, что Святой Дух ведет Церковь к новым истинам, должен как-то объяснить и старую ошибку — шестьдесят поколений обманутых женщин. Я убежден, что это не может быть сделано без отрицания воплощения Христа» . Возражение 3 . В Священном Писании встречаются имена некоторых женщин, которых можно отнести к апостолам и пророкам: Юния (Рим. 16:7), Прискилла (Рим. 16:3), дочери Филиппа благовестника (Деян. 21:9). Кроме того, в круг Христовых учеников входили также и женщины — Мария Магдалина, Иоанна и др., с учетом этого, возможно, женщины входили в число 70 апостолов . Также изображения женщин встречается на некоторых фресках, которые, возможно, изображают служение Литургии. Подробное рассмотрение этого вопроса и ответ на это возражение можно найти у перешедшего в православие англиканского священника Л. Фарли (L. Farley) . На основании святоотеческих толкований он показывает, что даже если некоторые женщины в качестве почетного титула именовались апостолами, нет никаких свидетельств, что их служение включало в себя совершение священнодействий, публичные наставления в вере или управление Церковью. То есть почетное наименование апостола просто подчеркивало высокие заслуги Юнии перед общиной в деле миссии, благотворительности и т. д. В этом смысле служение Юнии можно сравнить со служением Прискиллы, которая также занимала почетное положение в общине, давала частные наставления в вере, но при этом не совершала служения епископа или пресвитера, а лишь помогала мужу в этом служении. Жена помогает мужу нести его служение, поэтому апостол Павел и упоминает Андроника и Юнию вместе, — точно так же, как упоминает вместе Акилу и Прискиллу . Аргумент относительно фресок подробно разбирает англиканский священник Дж. Кирк, доказывая, что найденные фрески крайне сложно интерпретировать в силу нечеткости изображения. Сделать вывод о том, что на них изображается служение Литургии женщинами, может только очень предвзятый комментатор. На самом же деле, вероятно, эти фрески изображают евангельские события, в частности брак в Кане Галилейской .

http://bogoslov.ru/article/6193974

И домашнюю их церковь . Они были настолько добродетельны, что обратили дом свой в церковь , так что все их домашние сделались верующими, и дом их был открыт для всех странных. (Апостол) не имел обыкновения без основания называть дома церквами, если в них не было большого благочестия и не был утвержден особенный страх Божий. Поэтому и коринфянам сказал: " целуйте Акилу и Прискиллу с домашнею их церковию» ( 1Кор 16.19 ), и об Онисиме он писал, говоря: «Павел… Филимону… и Апфии возлюбленней… и домашней твоей церкви» ( Флм 1.1–2 ). Конечно, и в супружеской жизни можно быть достойным удивления и благородным. Вот и Акила с Прискиллою жили в супружестве и весьма просияли, хотя занятие их и было незамечательно: они делали палатки, однако же добродетель покрыла все и показала их светлее солнца. Ни ремесло, ни брачный союз не вредили им, но они явили такую любовь, какой требовал Христос, сказав: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин 15.13 ). Они исполнили то, что служит признаком Христова ученика, взяли крест и последовали за Христом, так как делавшие это для Павла тем более показывали такое же мужество для Христа. Пусть услышат это и богатые, и бедные. Если жившие трудами рук своих и управлявшие рабочим заведением показали столько щедрости, что сделались полезными для многих церквей, то какое извинение будут иметь богачи, презирающие нищих? Те в угождение Богу не пощадили своей крови, а ты бережешь и немногие монеты, часто презирая и собственную свою душу. Но, может быть, усердные к учителю не таковы были к ученикам? И этого нельзя сказать, ведь их благодарили, говорит (апостол), и церкви языческие. Хотя они были из иудеев, однако же веровали настолько искренно, что и язычникам служили со всем усердием. Такими и должны быть женщины, которым должно украшаться не плетением волос, или золотом, или драгоценною одеждою, но добрыми делами ( 1Тим 2.9–10 ). В самом деле, скажи мне, какая царица столько знаменита и так прославляется, как эта жена скинотворца? Она у всех на устах и так будет не десять и двадцать лет, но до пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как же в Послании к Тимофею он говорит: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» ( 1Тим.2:12 )? Это тогда, когда и муж благочестив, и имеет ту же веру, и участвует в той же мудрости; а когда он неверный и заблуждающийся, тогда апостол не лишает ее власти учить. Так в Послании к Коринфянам он говорит: «И жена, которая имеет мужа неверующего, ...не должна оставлять его. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» ( 1Кор.7:13, 16 ). Как же верная жена может спасти неверного мужа? Оглашая его, наставляя и приводя к вере, как и эта Прискилла – Аполлоса. С другой стороны, когда Павел говорит: «Учить жене не позволяю», то разумеет учение с амвона, беседу в общем собрании, свойственную священникам; а частным образом увещевать и советовать он не запретил, потому что, если бы последнее было запрещено, то он не похвалил бы Прискиллу за то, что она делала это. 4 . Пусть слушают это мужи, пусть слушают и жены: последние для того, чтобы подражать той, которая была одного с ними пола и одинаковой природы, а первые для того, чтобы им не оказаться слабее женщины. Какое мы будем иметь оправдание, какое прощение, когда женщины показывают столько усердия и столько любомудрия, а мы непрестанно будем заняты мирскими делами? Пусть узнают это и начальники и подчиненные, и священники и находящиеся в звании мирян, чтобы первые не удивлялись богатым и не гонялись за великолепными домами, но искали добродетели с бедностью, не стыдились беднейших братий и не избегали ни скинотворца, ни кожевника, ни пурпуропродавца, ни медника, оказывая уважение не только лицам, облеченным властью; а подчиненные не считали своего состояния препятствием к принятию святых, но, помня о вдове, которая приняла Илию, имея только горсть муки ( 3Цар.17:10 ), и о тех, которые два года держали у себя Павла, открывали свои дома нуждающимся и все, что имеют, делили со странниками. Не говори мне, что нет у тебя рабов для прислуги. Хотя бы у тебя было их множество, Бог повелевает тебе самому собирать плод гостеприимства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Чин же и закон иноческий для тех, кто истинно поклоняется Богу (см. Ин. 4, 23 ), и постников установили апостолы по вознесении Господнем, как пишет евангелист Лука в деяниях: «У множества же уверовавших в Иерусалиме было одно сердце и одна душа. Ибо они, продавая имения свои, все имели общим» (см. Деян. 4, 32 ), кроме жен. Вот и Анания с женой Сапфирой солгали в цене и умерли, поскольку не сделали деньги общими, утаив из цены. Поэтому апостолы, клятвой закляв и обещанием обязав неких верных из народа юношей, умолили их и научили жить без жен, в чистоте, добровольной нищете и послушании, оставаясь в том до самой смерти. Тогда многие последовали их совету и благосклонно приняли это честное дело. И так апостолы узаконили чин иноческий, постригая головы оных юношей в Кенхреях, на иноческое безбрачное и чистое житие. Это же сделал и святой Павел, когда постриг четырех мужей и Акилу с Прискиллой (см. Деян. 21, 23–26 и Деян. 18, 18 ). Постригшиеся же назывались не иноками, но рабами Божиими, о чем свидетельствует Дионисий Ареопагит , восьмой ученик святого апостола Павла, в письме к одному монаху Димофилу, называя его рабом Божиим и невольником, совершенно отсекшим свою волю и предавшим всего себя воле Божией. И как раб не свободен у господина своего, так и инок никогда не бывает праздным в служении Богу, но беспрестанно служит Ему день и ночь – хвалением, благодарением, молением, пением, бдением, пощением и богомыслием. Вот истинные дела раба Господня. Вся добродетель христианского совершенства и всех заповедей и совершенств Божиих в иноческом житии заключается в добровольном убожестве, чистоте, послушании. Господь же наш Иисус Христос – зеркало всякой добродетели и ее учитель, свет совершенства, источник чистоты. Ибо Сам Он родился от Пречистой Девы и Сам жил в девстве и чистоте до самой смерти вольной. И когда висел на Кресте, поручил Пречистую Деву, Матерь Свою, ученику и девственнику. Сам возлюбил добровольное убожество: богатый Бог родился в убогих яслях, от убогой Девы, убого пожил Он в мире и не имел где главу приклонить (см. Мф. 8, 20 ). Убогим и нагим умер на Кресте Тот, Кто одевается «светом яко ризою» ( Пс. 103, 2 ). В послушании Он провел жизнь от рождения своего, «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Представь, каково было видеть Павла, когда он совершал вечерю, обличал, утешал, молился, плакал, выходил и входил. Если мы, имея только четырнадцать посланий его, носим их по всей вселенной, то те, которые имели у себя сам источник посланий, язык вселенной, свет церквей, основание веры, столп и утверждение истины, какими не могли сделаться, живя вместе с таким ангелом? Если одежды его были страшны для бесов и имели столь великую силу, то сожительство с ним какой не могло привлечь благодати Духа? Видеть одр Павла, постель его, обувь его, – недостаточным ли это было для них побуждением к постоянному сокрушению? Если бесы, видя одежды его, трепетали, то тем более верные и жившие вместе с ним сокрушались, видя их. Не излишне исследовать и то, почему он в приветствии поставил Прискиллу прежде мужа, не сказав: «Приветствуйте Акилу и Прискиллу», но: «Прискиллу и Акилу». И это он сделал не без основания, но, мне кажется, потому, что видел в ней больше благочестия, чем в муже. А что сказанное – не догадка, это можно видеть и из Деяний (Апостольских). В самом деле, Аполлоса, человека красноречивого и сведущего в Писаниях, но знавшего только крещение Иоанново, она, приняв, наставила в пути Божием и сделала совершенным учителем ( Деян.18:24, 25 ). При апостолах женщины не заботились о том, о чем заботятся нынешние – как бы одеться в великолепные одежды и прикрасить лице свое умываниями и притираниями, и мучат мужей своих, заставляя покупать и платье более дорогое, чем у соседки и женщины равного звания, и белых мулов, и золоченую сбрую, и евнухов для прислуги, и большую толпу служанок, и все прочее, относящееся к смешной пышности. Отказавшись от всего подобного и отвергнув мирскую гордость, (женщины при апостолах) домогались только одного, как бы сделаться общниками апостолов и участвовать в одной и той же с ними ловитве. Поэтому не одна Прискилла была такова, но и все другие. Так о некоторой Персиде Павел говорит: «которая много потрудилась о Господе» ( Рим.16:12 ), хвалит и Марию и Трифену за эти труды, за то, что они трудились с апостолами и посвящали себя на те же подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

§ 2. Нехристианские источники Определенные сведения по истории раннего христианства можно почерпнуть в трудах ряда античных писателей. Наибольший авторитет придается Публию Корнелию Тациту (ок. 55–117), который в «Анналах» (15. 44), созданных около 115–117 гг., описывая гонения на христиан при Нероне (54–68 гг.), кратко замечает: ductor nominis ejus (scilicet christiani) Christus Tiberio imperante per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectus erat [«Христос, от которого происходит это название (т.е. христиане), был подвергнут смертной казни при правлении Тиберия прокуратором Понтием Пилатом»]. Более раннее, но менее определенное упоминание о Христе делает историк Гай Светоний Транквилл (ок. 70–160) в биографии Клавдия из «Жизни 12 цезарей» (ок. 120 г.), где говорит, что император Клавдий (41–54 гг.) особым указом «иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, изгнал из Рима» (Suet. Claud. 25.3) 21 . Это событие относится к 49 г. или к началу 50–х гг. Свидетельство Светония соотносится с информацией Нового завета: апостол Лука, урожденный эллин, пишет, что апостол Павел в Коринфе нашел «некоторого Иудея, именем Акилу, Понтянина родом, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима» ( Деян. 18:2–3 ). Для истории христианской миссии, гонений и христианского богослужения представляет интерес 10–е письмо Гая Плиния Цецилия Секунда, или Плиния Младшего (ок. 62 – ок. 113), императору Траяну (98–117), написанное из Вифинии, где Плиний был проконсулом, около 112 г. В нем, в частности, трижды упоминается Christus как историческая личность. Плиний пишет (10. 9), что отступающие от христианства maledicerent Christo (в другом месте: Christo maledixerunt), а также свидетельствует, что истинные христиане сходятся пред рассветом, чтобы петь гимн Христу, как бы Богу 22 . Надо сказать, что античным мыслителям христианство виделось в негативном свете. Тацит и Плиний, не входя в сущность христианства, именовали его «суеверием»: первый – «пагубным», второй – «грубым и безмерным».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И когда он является невидимо, чтобы внушить греховное желание, то он представляет грех как нечто высокое и достойное. Никогда никакой соблазнитель не скажет: я пришел погубить тебя. И нет в мире такого злодеяния, которого нельзя было бы так или иначе объяснить и оправдать. Послушаешь, что говорят или пишут о себе величайшие злодеи, и умилишься, какие они все, оказывается, замечательные, чувствительные люди, и какой жертвой людской несправедливости видят они себя, получив суровый приговор! Но «конец их будет по делам их». А те, о ком писал Апостол Павел, сначала пленяли людей своим аскетизмом, а потом – брали над ними жесточайшую тираническую власть. Видя такое тяготение Коринфян к «сильной руке», при их нечувствительности к истине, Апостол с грустью говорит: «вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил» ( 2Кор.1:20–21 ). Все надо рассматривать со всех сторон. Истинный служитель Христов обо всем добром может сказать: и я это могу. Так, если в одних церквах Павел «причинял издержки, получая от них содержание на служение», то в Коринфе он не стал этого делать. Он, как говорит книга Деяний, придя в Коринф, нашел там неких Акилу и Прискиллу, и «по одинаковости ремесла остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток» ( Деян.18:2–3 ). «Почему же так поступаю?– объясняет Павел, – Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались бы такими же, как и мы». Истина всегда целостна, а ложь однобока, хотя этот единственный бок может очень сильно выпячиваться. И за одним только аскетизмом, и за одним только чудотворством, и за одним только знанием Писания, и за одним только тщательным соблюдением богослужебного устава, – за всем этим, в отдельности взятым, может таиться враг нашего спасения. Суббота. О Божественной мудрости Мф.22:15–22

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Таким образом, и окружающий нас мир, и Священное Писание, это – две раскрытые книги, написанные Духом Святым, яркими словами говорящие о Боге и зовущие к Нему. Обе эти книги всегда перед нами. Это и как бы две лестницы, которыми мы можем подниматься в познании тайн Божества. Таким образом, благая деятельность Бога Духа Святого наиболее открыта для нас, как бы первична для нас. «Ибо мы не напрягаем себя, как недостигшие до вас», – говорит Божественное Писание, – «потому что достигли до вас благовествованием Христовым». А где больше дано, там больше и спросится. Он – Дух истины, а значит, тот грешит хулой на Святого Духа, кто считает Священное Писание лишь делом рук человеческих, лишь измышлением человеческого ума. Бог Святой Дух – Господь животворящий, а значит, тот грешит хулой на Него, кто считает окружающую нас природу лишь «диким совпадением диких случайностей», а не прекрасным произведением Премудрого Творца. И крайним выражением хулы на Святого Духа является самоубийство, когда человек по своей воле раз и навсегда захлопывает обе книги, раз и навсегда отказавшись найти в них смысл… Бог прощает всё, в чём человек искренне касается, в чём просит прощение. Но если не просят – кого прощать? Господь говорил: «Верьте Мне… а если не так, то верьте Мне по самым делам» ( Ин. 14:11 ). А если мы и слов Его не хотим слышать, и дел не хотим видеть, то чем ещё возбудить в нас веру, чем подвигнуть к покаянию?.. О кознях сатаны Пятница Мк. 4:1–9 2Кор. 11:5–11 Дух Святой не только направлял Апостолов, куда им идти проповедывать, но и подсказывал, где как вести себя, где как сеять. Так, если в одних церквах Апостол Павел «причинял издержки, получая от них содержание на служение», то в Коринфе он не стал этого делать. Он, как говорит книга Деяний, придя в Коринф, нашёл там неких Акилу и Прискилу, и «по одинаковости ремесла остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток» ( Деян. 18:2–3 ). «Почему же так поступают? – объясняет Павел, – Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались бы такими же, как и мы». Очевидно, Павлу было открыто, с какого рода противниками предстоит столкнуться в Коринфе: с претендующими на особую аскетичность и поэтому готовыми обвинять всех и в корысти, и в угождении плоти. «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых». Но Павел говорит, что это вовсе «неудивительно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света». Ведь и сатана, и его бесы – бесплотные духи: они и вовсе не нуждаются ни в пище, ни во сне. И слуги сатаны стараются пленять людей, изумляя их своим ложным аскетизмом, а потом уже берут над ними жесточайшую тираническую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

г) в мире и добрых делах: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Пекитесь о добром пред всеми человеками ( Рим.12:18–17 ). Прошу совершать молитвы за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.1:1–2 ). Познал я, что нет для сынов человеческих ничего лучшего, как делать доброе в жизни своей ( Еккл.3:12 ). Должно а) заботиться о жизни ближних: Павел сказал не евшим долго от бури: убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнете, а только корабль. Ибо ангел явился мне в эту ночь и сказал: Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми, и разломив, начал есть; тогда все ободрились и также приняли пищу ( Деян.27:21–24,34–36 ); б) уважать жизнь ближнего: Не убий ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ); в) быть готовым отдать свою жизнь за Христа: Потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее ( Мф.10:39 ). Дух Святой свидетельствует, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать евангелие благодати Божией ( Деян.20:24 ); г) жертвовать своею жизнью за своих братьев: Любовь познали мы в том, что Господь положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев ( 1Ин.3:16 ). Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу ( Рим.16:3–4 ); д) не бояться тех, которые могут отнять только жизнь телесную: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Не следует слишком заботиться о нуждах сей жизни: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться, и не беспокойтесь: душа больше пищи, и тело – одежды. Наипаче ищите царствия Божия, и это все приложится вам ( Лк.12:22–23,30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010