Ученые расходятся во взглядах относительно социального статуса семьи, в которой вырос Савл. Некоторые полагают, что он происходил из богатой и знатной семьи. Другие считают, что ремеслом его отца было изготовление палаток. На эту мысль ученых наталкивает упоминание о том, что во время пребывания в Коринфе Павел нашел Акилу и Прискиллу, которые были изготовителями палаток: «по одинаковости ремесла» Павел остался у них и работал ( Деян. 18:3 ). Профессией изготовителя палаток Павел, как думают, мог овладеть еще в детстве; 56 другие полагают, что он овладел им, когда учился у Гамалиила или во время пребывания в Аравии. 57 Каких-либо подтверждений этих гипотез, однако, не имеется. Наличие у Павла римского гражданства может быть свидетельством высокого социального статуса семьи, в которой он родился. В то же время она имела глубокие корни в еврейской традиции. что подтверждается словами «из рода Израилева, колена Вениаминова»: не всякая еврейская семья в диаспоре могла похвалиться знанием того, к какому колену она принадлежит. «Воспитанный при ногах Гамалиила» Начальное образование еврейские дети обычно получали в семье. Вере в Единого Бога обучали с младенчества. Сравнивая язычников с евреями, Филон Александринский пишет, что последние «избрали себе совсем иное направление жизни и совсем иному были обучены с пеленок родителями, воспитателями и наставниками и, главное, самими священными законами, а кроме них – неписаными правилами жизни; чтить Единого Бога, Отца и Создателя Вселенной». 58 Образование могло быть продолжено в школе при местной синагоге. Такие школы функционировали один день в неделю – по субботам. 59 Ученики собирались, чтобы послушать учителя, изъяснявшего Тору. Основным методом усвоения материала было заучивание наизусть священных текстов. Там же дети учились читать и писать. По мнению некоторых ученых, грамотность среди мужчин в Израиле была едва ли не поголовной, так как все мальчики проходили через такого рода начальную школу. 60 Во всяком случае, грамотность среди еврейских детей была выше, чем в целом по империи. 61 Другие ученые менее оптимистичны в оценках: «Несмотря на раздутые утверждения некоторых современных авторов, мы не должны воображать, что любой еврейский мужчина в Палестине умел читать, а женщинам редко давалась такая возможность. Грамотность, хотя и была очень желательна, не была абсолютной необходимостью для повседневной жизни простого человека». 62

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А что и отсюда может быть немалая польза, это мы уже доказали в предыдущей беседе, когда такими приветствиями возбудили ваше внимание. Попытаемся и теперь также извлечь из этого места благородный металл, потому что и в голых именах можно открыть великое сокровище ( στι γ ρ κα π νομ των ψιλ ν μ γαν ε ρε ν θησαυρ ν). Если вникнешь, почему Авраам назван этим именем, почему (названы) Сарра, Израиль и Самуил, то и из этого извлечешь сведения о многом ( ν γο ν μ θ ς δι τ βρα μ κλ θη, δι τ Σ α, δι τ σρα λ, δι τ Σαμου λ, πολλ ν πραγμ των κα ντε θεν στορ ας ε ρ σεις)». «То же самое ты можешь извлечь для себя из наименования времен и мест (Κα π καιρ ν δ κα π τ πων τ α τ το το δυν σ συναγαγε ν). Внимательный человек и отсюда обогащается, а нерадивый не получает пользы и от самого очевидного. Немало обучают нас любомудрию имена Адама, его сына, жены и многих других, потому что имена - памятники многих событий: ими выражаются и Божье благодеяние и благодарность матерей, так как матери, зачавшие в чреве, по обетованию Божьему, в воспоминание такого благодеяния Божьего и давали детям имена». Эти на первый взгляд простые слова порождают в уме внимательного экзегета «множество соображений» (θεωρηματν) , для изъяснения которых ему недостаточно порой и дня: «Приветствуйте, говорит апостол, Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (Римл.16:3). Не кажется ли это простым приветствием, не представляющим нам ничего великого и важного? Посвятим же ему одному всю беседу, или - лучше - сегодня, при всем старании, мы не в состоянии будем исчерпать для вас все мысли, заключающиеся в этих немногих словах, но необходимо отложить для вас и на другой день множество соображений ( θεωρηματν ), рождающихся от этого малого приветствия». Какие же соображения возникали у Златоуста? А так же в наименованиях времен и мест: «Оно научило нас, какое добро - труд, и какое зло - праздность, и какова была душа Павла, как бдительна и заботлива, оказывая великое попечение не только о городах, племенах и народах, но и о каждом отдельно верующем.

http://bogoslov.ru/article/411557

Пробывши в Коринфе год и шесть месяцев, уча слову Божию и побеждая при содействии Христовом иудеев и язычников, Павел отплыл в Сирию; за ним, как за своим учителем и виновником спасения, последовали Акила и Прискилла, сильно привязавшись к нему духовной любовью. С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе 4672 , затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим 4673 , обещаясь опять возвратиться в Ефес. После отшествия Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении; он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышавши в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень ( Деян.18:24–28 ). После этого святой Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал первое свое послание веровавшим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: – Приветствуют вас усердно Акила и Прискилла с домашней их церковью ( 1Кор.16:19 ), – то есть со слугами своими. После этого умер царь Клавдий, и евреям снова возвращена была свобода жить в Риме, каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда святой Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: – Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников ( Рим.16:3–4 ). В Риме святой Акила был не долгое время и с женою своею пошел снова в Асию 4674 , будучи назначен епископом и послан туда своим учителем Апостолом Павлом на проповедь слова Божия. Пришедши в Ефес, он помогал в трудах святому Апостолу Тимофею, ученику Апостола Павла 4675 , поставившего его епископом для ефесян и оставившего его здесь, как он говорит в первом своем послании, к нему, писанном из Лаодикии: – Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе ( 1Тим.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях». Так как иудеям казалось, что Павел учит отступничеству от закона, и так как многие гнушались его и не принимали его проповеди, то и здесь, и в храме иерусалимском делает это с высокой целью. Это – то же, что он говорил: «был для чуждых закона… как чуждый закона, чтобы приобрести чуждых закона» ( 1Кор. 9, 20 ). «По обету». Разумеет обет отречения. Дал обет остричь волосы, чтобы свою деятельность более не посвящать уже мирским делам, подобно мирским людям, но чтобы, подобно человеку, живущему по Боге, посвятить себя Церкви. И Акила, также по обету, остриг свои волосы, потому что это делалось теми, кто хотел жить богоугодно, но вместе с тем это был древний обычай у иудеев. Поэтому и пострижение монахов целесообразно. Деян.18:19–20 .   Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился. Акилу и Прискиллу оставил в Ефесе, без сомнения, с тем, чтобы они учили, ибо, пробыв с Павлом так много времени, они научились многому. Деян.18:21–23 .   А простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.) Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. «К вам возвращусь опять». Будучи пророком и зная, что ему следовало возвратиться, Павел дал обещание снова возвратиться в Ефес. А чтобы никто не делал того же самого по неразумию, давая безотчетное обещание сделать то или другое, Павел научил нас не давать никакого обещания в будущем без присовокупления слов «если будет угодно Богу», потому что никто не знает, что принесет следующий день. Поэтому безумен тот, кто не ограничивает своего обещания словами «если будет угодно Богу»; потому что если кто будет обещать с самоуверенностью, что непременно сделает, тот часто будет выслушивать следующие слова: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил» ( Лк. 12, 20 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2. Основание в нем Церкви Христовой (Деян. гл. 18) Святую веру принес сюда и Церковь Христову здесь основал святой Павел, во второе свое Апостольское путешествие, после того как просветил верою Филиппы, Солунь, Берию и Афины. Злые евреи вытесняли его, после Филипп, и из Солуни с Бериею. Почему, оставив в Македонии Силу и Тимофея, для наблюдения за ходом дел, он направился в Элладу и, после краткого, не бесполезного однако ж, пребывания в Афинах, перешел в Коринф. Здесь он встретил добрых и гостеприимных Акилу и Прискиллу, иудеян родом из Понта, которые прежде жили в Риме и в Коринф переселились по случаю изгнания Клавдием всех иудеев из Рима. Акила был скинотворец, и святой Павел знал это мастерство; они сошлись, и святой Павел стал жить в их доме. Если Акила и Прискилла не были прежде научены пути Господню, то теперь, надо полагать, они первые узнали о нем от святого Павла, уверовали и крестились, и стали ему помощниками в сем деле. Святой Павел жил у них, питаясь трудами рук своих, а на проповедь ходил по субботам в иудейскую синагогу, где убеждал иудеев и еллинов, исповедовавших Бога истинного, хотя не принимавших обрезания, — что спасения нет, как только в Господе Иисусе Христе. Речь о Спасителе для иудеев не была странною. Это — их Грядый, Обетованный Избавитель. Надлежало только доказать, что Иисус Христос есть точно сей Чаемый, исполнением на Нем всех пророчеств. Около этого вращалась вся беседа у Апостола как в других местах, так и здесь. Судя по важности предмета, не могло быть, чтобы беседы святого Павла ограничивались синагогою. Вероятно, и к нему приходили на дом, и его к себе приглашали иные, желавшие поточнее узнать истину и поскорее удовлетворить возрождавшемуся радостному предчувствию, что она наконец открылась и предлагается всем. Но, как видно, на первых порах Апостол несколько сдерживал себя, не зная, какой оборот примут дела в Македонии. Когда же пришли оттуда Сила и Тимофей с радостными вестями, тогда Дух побуждал его настойчивее свидетельствовать иудеям, что Иисус есть Христос. Это обыкновенно делал он доказыванием, что на Господе Иисусе точно исполнились все пророчества.

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Вероятнее всего Ераст впервые благовестие об Иисусе Христе услышал от самого ап. Павла, что могло случиться только в первое посещение им Коринфа (Деян. XVIII, 1–18), куда он прибыл из Афин. Св. Лука замечает, что многие из Коринфян, слушая проповедь ап. Павла, уверовали и крестились, вероятно, в числе их был и язычник Ераст — городской эконом. К этому времени следует отнести и начало сопутствования Ераста св. ап. Павлу. Из Апостольских Деяний (XVIII, 12–18) видно, что после неудачной попытки злобных иудеев предать апостола на суд проконсула Галлиона, св. Павел пробыл в Коринфе ещё довольно дней, отплыл в Сирию и на пути посетил Ефес, где, как видно из Деяний XVIII, 21, оставив Акилу и Прискиллу, отбыл с другими спутниками далее (в Иерусалим), между этими спутниками был и Ераст. Этим спутникам желательно было (особенно Ерасту) побывать в первый раз по обращении к христианству в Иерусалиме, где жил и пострадал Иисус Христос, и там же в праздник Пятидесятницы сподобиться духовного общения с св. апостолами и братией церкви Иерусалимской, матери других церквей. Кроме сего, Ераст мог служить избранным от Коринфской церкви представителем для передачи братьям Палестины собранных св. апостолом Павлом пожертвований (это было в 54 и 55 г.). Подтверждением пребывания (св. ап. Павлом) Ераста в Иерусалиме может служить и то, что он у греческих и у латинских писателей называется экономом Иерусалимской церкви. В списке 70 апостолов у Дорофея сказано: «Ераст эконом бысть Иерусалимской церкви»; в греческом Синаксаре Таким образом наименование Ераста по прежней должности осталось за ним навсегда; но с другой стороны можно подумать, что он впоследствии был экономом в Иерусалимской церкви. Пребывание ап. Павла в Иерусалиме со своими спутниками было непродолжительно; апостол отправился с ними обратно, посещая церкви прежде насажденные; св. Лука кратко описывает это путешествие св. апостола и «прошед верхния страны они дошли до Ефеса» (Деян. XIX, 1).где пробыл около двух лет. (Деян. XIX, 10).

http://pravicon.com/info-2326

Впоследствии, когда святой Апостол Павел будучи гоним иерусалимскими иудеями, был приведен связанный в оковах в Рим и писал отсюда второе послание к Тимофею в Ефес, то снова вспомнил об этих возлюбленных своих учениках, говоря: – Приветствуй Прискиллу и Акилу ( 2Тим.4:19 ). Святой Акила, проповедуя Христа в Асии, Ахее и Ираклии, привел ко спасению великое множество душ человеческих, обративши язычников от идольского служения и крестивши. Проходил он и по другим странам, проповедуя везде Царство Божие, просвещая святой верой, сокрушая идолов, воздвигая церкви и поставляя священников. Претерпевши немало напастей, он был убит неверными 4676 и обрел покой на небе с прочими святыми Апостолами, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки. Аминь. Кондак, глас 4: Яко велие солнце, церковь тя стяжавши, славне Акило, светлостьми учения твоего просвещает верно чтущыя тя, Господень апостоле. 4671 Древнейший, знаменитый и торговый город Ахаии, области Греции; начало христианства в нем положено св. Ап. Павлом во время его 2-го апостольского путешествия ( Деян. 18:1–28 ). Существуют два послания, написанные св. Ап. Павлом к Коринфянам. 4672 Приморский торговый и главный город малоазийской провинции Ионии. Ефес потом был центром деятельности св. Иоанна Богослова; здесь в 431 году был III Вселенский собор; ныне Ефес – бедная турецкая деревня Аясалук. ( Деян.18:18–21 ). 4673 Главный город Палестины, у ручья Кедрона на склонах трех отрогов иудейских гор Акра, Сион и Мориа. Иерусалим дорог каждому христианину, как центр великих событий ветхозаветной и новозаветной истории, – как матерь церквей христианских, откуда слово благовестия пронеслось по всей вселенной. 4675 Св. Тимофей был сыном иудеянки (принявшей христианство) и язычника, и сам искренний христианин, одобряемый братиями; с его согласия, св. Ап. Павел обрезал его «ради иудеев», так как они ни за что не решились бы слушать слово Божие от необрезанного, отец которого притом был язычником ( Деян.16:1–2 ). 4676 По преданию вместе с женою своею, разделявшею с ним труды апостольского служения, в проповедании слова Божия. Большая часть мощей святых Акилы и Прискиллы находится в Риме в церкви св. мученицы Приски. Память св. Прискиллы 13 февраля. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И Дух Святой видимо содействовал ему, понуждая его к свидетельству о Христе ( Деян. 18:5 ). А когда наветы соотечественников сделались особенно ужасны, то Сам Господь явился ему ночью и сказал ему: «не бойся, но говори и не умолкай: ибо Я с тобою и никто тебе не сделает зла, потому что у Меня много людей в сем городе» ( Деян. 18:1–10 ). Укрепленный этим явлением, Павел остался в Коринфе еще на 1½ года. Евреи наконец принесли жалобу на Павла проконсулу, говоря, что он учит не по закону. Но знаменитый проконсул Галлион (брат философа Сенеки), отличавшийся любезностию и уклончивостию, отклонил от себя разбор дела, касающегося религии, неподсудной Римскому Правительству. После этого Евреи произвели самосуд над Павлом; но против Евреев выступила толпа, которая жестоко наказала зачинщика Сосфена, обратившегося впоследствии ко Христу. Возрастанию церкви в Коринфе особенно содействовали чудеса, совершенные Апостолом ( 2Кор. 12: 12 ), а также явление разнообразных благодатных даров, различно и обильно проявлявшихся во многих членах юной Коринфской церкви ( 1Кор. 12:7–10; 13:1–3; 14:26 ). Когда церковь в Коринфе устроилась и в ней поставлены были надлежащие предстоятели, тогда Павел отбыл в Ефес, взяв с собою Акилу и Прискиллу. Вскоре христиан коринфских стали смущать Евреи, но прибывший к ним Аполлос, отличавшийся красноречием, с силою и всенародно опроверг Иудеев. Затем Коринфской церкви предстояло созревать самой. Она и зрела, а вместе с тем зрели и плевелы, возраставшие под влиянием разного рода козней еврейства и язычества. Обстоятельства написания I-ro послания к Коринфянам Когда апостол Павел трудился в Ефесе, то до него дошли разные вести о нравственно-религиозном состоянии Коринфян, сообщенные Аполлосом и домашними Хлои, прибывшими в Ефес, может быть, для торговли. Апостолу сделалось известным, что среди коринфских христиан возникли споры о разных предметах учения, причем одни вступились за одних зачинщиков состязаний, другие за других ( 1Кор. 1:11 ). Кроме того сделалось известным, что один из коринфских христиан впал в такой грех, который был постыдным и для язычников ( 1Кор. 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Когда в день воскресный или в присутствии апостолов составлялись многолюдные собрания, для них избирались более просторные помещения в домах состоятельных владельцев-христиан и само богослужение являлось уже с более развитой обрядовой обстановкой. В таком виде изображает ап. Павел молитвенные собрания христиан в Коринфе, где происходило и чтение Писания с объяснением его, и пение гимнов, и евхаристия с агапами. На языке Апостольских Посланий это называется сходиться вместе (π τ ατ), а сами собрания обозначаются словом λησα. Эти многолюдные собрания и в век апостольский, по-видимому отличались от тесных семейных кружков и назывались церквами, то есть собраниями ατ’ ξοχν. Они ясно противополагаются домам, служившим житейским целям и немевшим литургического назначения. Так ап. Павел, упрекая коринфских христиан в неприличном поведении на общих вечерях любви, указав на жадность, с какой некоторые позволяли себе пользоваться общественным столом, говорит в заключение: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих» ( 1Кор. 11:18,20–22,33–34 ; сн. 14:34–35)? Здесь церковь (λησα) есть нечто совершенно отличное от дома (οα); она противопоставляется ему не как помещение, не как место собрания, а по своему назначению для особых отправлений, имеющих религиозный литургический характер. Таким образом, слово λησα не дает никаких указаний на внешний вид молитвенных зданий, молитвенных помещений и удобно мирится с каждым из них, начиная простым домом и кончая самым совершенным византийским храмом. Равным образом и название христианских церквей молитвенным домом или просто домом не всегда указывает на домовые помещения для богослужебных собраний, но весьма часто прилагается к церквям, как открытым зданиям, какими без сомнения они были в IV веке. Обозначение это важно в истории церковной архитектуры, как воспоминание о той поре, когда храмы были в домах и когда христианское богослужение замыкалось всецело в их пределах. В этом же общем смысле собрания следует понимать и те выражения ап. Павла, в которых он обращается к Акиле и Прискилле, Нимфану, Филимону и другим, приветствуя их вместе с домашней их церковью. «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе… и домашнюю их церковь » (κα τν κατ» οκον ατν κκλησαν) 1 . Не о здании, конечно идет здесь речь и немыслимо посылать приветствие помещению; но для нас важна терминология, именно та связь, в какую поставлены здесь κκλησα с οκος, как религиозная община с ее богослужебным центром. Имея в виду эту практику св. Иоанн Златоуст в свое время заметил: «прежде дома были церквями, а теперь церковь сделалась домом». Точно также как в другом месте, изображая строгие нравы первых христиан, выразился таким образом: «они (т. е. христиане) были так благочестивы, что могли и свой дом превратить в церковь » 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Когда церковь Коринфская устроилась, св. Павлу предлежало направиться в другие места для проповеди. Отбытие его из Коринфа ускорилось в результате одного прискорбного происшествия. Раздраженные проповедью апостола иудеи схватили его и привели на суд к проконсулу Галлиону с жалобой, что он " учит людей чтить Бога не по закону " (Деян. 18:13). Сущность этого обвинения состояла в том, что Павел сделался основателем какой-то новой секты, сверх дозволенных законами Римской империи вероисповеданий. Галлион был братом известного римского философа Сенеки и дядею поэта Лукана, высокообразованным и благородным человеком. Он отказался разбирать дело, касающееся веры, а не гражданских отношений, и прогнал иудеев от судилища. Презиравшие иудеев эллины, услышав такое решение Галлиона, устремились на них тут же, в той же судебной палате, и, схватив главного вожака возмущения начальника синагоги Сосфена, " били его пред судилищем, и Галлион нимало не беспокоился этим " (Деян. 18:14-17). Возможно, что этот Сосфен потом обратился ко Христу, и это о нем упоминает св. апостол в 1 Кор. 1:1. По особому, несомненно, Промыслу Божию, продолжателем дела Павлова в Коринфе явился некий иудеянин по имени Аполлос. Он родился и воспитался в Александрии, откуда прибыл сначала в Ефес, а затем в Коринф. Это, по словам Дееписателя, был человек красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян. 18:24). Отплывши из Коринфа, св. Павел на короткое время прибыл в Ефес, где оставил Акилу и Прискиллу, а сам отправился в Иерусалим и оттуда в Антиохию, откуда начал затем свое третье апостольское путешествие. По отбытии св. Павла из Ефеса туда прибыл Аполлос, бывший уже христианином и горевший духом, но знавший только крещение Иоанново. Он начал смело учить в синагоге. " Услышавши его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень " (Деян. 18:26). Когда ему явилась нужда ехать в Ахаию, столицей которой являлся в то время Коринф, ефесские верующие дали ему рекомендательные письма к тамошним христианам. Прибыв в Коринф, Аполлос много содействовал уверовавшим, опровергая иудеев всенародно и " доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос " (Деян. 18:27-28). Значение проповеди Аполлоса для утверждения христианства в Коринфе было столь велико, что св. Апостол Павел называет его поливателем насажденных им семян веры Христовой: " я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог " (1 Кор. 3:6). Как долго Аполлос пробыл в Коринфе, неизвестно, но при написании первого послания к Коринфянам мы опять видим его в Ефесе вместе с апостолом (1 Кор. 16.12). Повод к написанию первого послания к Коринфянам

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010