А что не было никого славнее и знаменитее Павла, что он был знатнее самих царей, это всякому известно. Кто повелевал бесами, воскрешал мертвых, повелением своим мог ослеплять и исцелять ослепших, чьи одежды и тень прекращали всякого рода болезни, того, очевидно, можно было почитать уже не человеком, а некоторым ангелом, сшедшим с неба. Но, несмотря на то, что он пользовался такой славой, везде возбуждал удивление, и где бы ни являлся, всех обращал к себе, он не постыдился скинотворца и не считал этого унижением для людей, имевших такие отличия. В Церкви Римской, вероятно, было много знаменитых людей, которых он понуждал приветствовать тех бедняков. Он знал, верно знал, что благородство состоит не в блеске богатства и не во множестве денег, но в скромности нравов, так что люди, не имеющие ее, а гордящиеся славой своих родителей, хвалятся одним только пустым именем благородства, а не самим делом; или лучше – и самое имя часто отнимается у них, если кто будет восходить к дальнейшим предкам этих благородных. В самом деле, если станешь тщательно исследовать о человеке знаменитом и славном, который может назвать благородного отца и деда, то часто найдешь, что прадедом его был человек низкий и неизвестный; равным образом, если мы, восходя мало-помалу, исследуем весь род людей, считающихся низкими, то часто найдем, что древнейшими их предками были правители и военачальники, а потом они переродились в пастухов лошадей и свиней. Зная все это, Павел невысоко ценил эти отличия, но искал благородства души и ему удивляться учил других. Таким образом, мы получаем уже и отсюда немалую пользу, (научаясь) не стыдиться никого из людей простых, обращать внимание на душевную добродетель, а все наши внешние преимущества считать излишними и бесполезными. 3 . Можно получать отсюда и другую не меньшую пользу, которая особенно ограждает нашу жизнь, если употребляется надлежащим образом. Какая же это? Та, чтобы не осуждать брака и не считать препятствием и помехой на пути, ведущем к добродетели – иметь жену, воспитывать детей, управлять домом и заниматься ремеслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостолы Петр и Иаков приняли сторону Павла и тот, убежденный в своей правоте, возвратился в Антиохию. Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения. Затем Павел уже с апостолом Силой отправляется во второе апостольское путешествие (50-52 гг.). В Листре он встречает Тимофея, которого берет с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию. Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы. Здесь Павла и Силу задерживают, но, как римского гражданина, не подлежащего суду местных властей, отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках. Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом .  Здесь, в Ареопаге (Ареопаг – орган власти в Древней Греции и холм в Афинах, находящийся на северо-западе от Акрополя), состоялась его проповедь перед афинянами ( Деян.17:22-32 ). В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона, то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию. Третье апостольское путешествие (52-58 гг.) было предпринято в Эфес, где апостолом Павлом были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам, а затем посетил Элладу. Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир. В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий – Послание к Римлянам, адресованное христианской общине Рима. В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он язычников вводит в храм Соломона. Его повели на суд в синедрион, где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу, который оставил Павла в узах.

http://azbyka.ru/test/apostol-pavel

В книге же Деяний Апостольских повествуется, что возвратившийся Св. Тимофей прибыл вместе с Силою к Апостолу Павлу уже не в Афины, а в Коринф, куда он передвинулся с проповедью о Христе ( Деян. 18:5 ). Таким образом, послание к Солунянам написано было из Коринфа. К точнейшему определению времени написания руководит также книга Деяний Апостольских. О переселении Ап. Павла из Афин к Коринф она повествует так: «после сего Павел, оставив Афины, перешел в Коринф. И нашедши некоторого иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу жену его (потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима) пришел к ним» ( Деян. 18:1–2 ). Указ императора Клавдия об изгнании из Рима иудеев, по свидетельству римских историков, относится к 52-му году по Р. Х. Если прибавить к сему несколько времени на то пока переселились в Коринф и устроились в нем Акила и Прискилла, и пока жил у них Св. Павел, проповедуя о Христе по субботам в синагогах до получения известия о Солунянах, то написание к ним послания следует отнести приблизительно к концу 53-го или к началу 54-го года по Р. Х. Последовательный экзегетический анализ 1-го послания к Солунянам Все послание видимо разделяется на две части: на историческую и нравственно-догматическую, с надписанием и приветствием в начале послания, и с заключительными распоряжениями и благожеланиями в конце его. I. Приветствие шлет Ап. Павел от себя, Силуана и Тимофея с пожеланием благодати и мира Божия Солунянам ( 1Сол. 1:1 ). II. В исторической части – обстоятельствами обращения Солунян, образом своего действования у них самыми страданиями их, а равно и своим сочувствием к ним, Св. Ап. Павел старается расположить Солунян к крепкому стоянию в вере Христовой, которую они приняли от него ( 1Сол. 1:2–3:13 ). а) Обстоятельства обращения Солунян были, можно сказать, необычайны, с явными признаками божественного избрания их. «Наше благовествование у вас», несмотря на кратковременность его, «было не в слове только, – пишет им Апостол, – но и в силе, … и со многим удостоверением»; … «и вы, … стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаи; так что нам ни о чем не нужно рассказывать, … сами они сказывают, … – как (необычайно) вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» ( 1Сол. 1:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И споспешествуйте ей, о нейже аще от вас потребует вещи. Видишь ли, как это не обременительно? Не сказал – избавьте ее от всех нужд, но – снабдите, чем можете, подайте руку помощи, какие бы нужды она у вас ни имела; и притом говорит не о всех ее нуждах, но о тех, какие будет иметь у вас, а нуждаться она будет в том, чем можете располагать и вы. Потом опять несказанная похвала: ибо сия заступница многим бысть, и самому мне. Замечаешь ли благоразумие (Павла?) На первом месте он поставил похвалу, в середине увещание, а потом опять похвалу, с обеих сторон защищая похвалами нужду блаженной жены. Как же не блаженна Фива, как скоро удостоилась такого свидетельства от Павла и была в состоянии оказывать помощь самому Павлу, учителю вселенной? Это венец всех ее совершенств, почему (апостол) и поставил это в конце, сказав: «и самому мне». Что же значит – «и самому мне»? Тому, кто был проповедником вселенной, претерпел бесчисленные страдания и один довлел для многих тысяч. Итак, мужи и жены, будем подражать этой святой, а равно и той, которую вместе с мужем именует (Павел) после Фивы. Кто же они? Рим.16:3 .  Целуйте , – говорит, – Прискиллу и Акилу, споспешника моя о Христе Иисусе. О добродетели их свидетельствует и Лука, когда говорит: «пребысть у них Павел, бяху бо скинотворцы хитростию» ( Деян 18.3 ), и когда извещает, что Прискилла приняла к себе Аполлоса, «и известнее тому сказаш а путь Господень» ( Деян 18.26 ). Но как ни велики эти доблести, а гораздо важнее то, что сказал Павел. Что же он говорит? Сперва называет их своими споспешниками, показывая, что они разделяли с апостолом несказанные труды и опасности. Потом говорит, что они Рим.16:4 .  по души моей своя выя положиш а. Видишь ли, что они были совершенные мученики? Ведь при Нероне, как и естественно, опасности были бесчисленны, когда он приказал всем иудеям удалиться из Рима. Ихже не аз един благодарю, но и вся церкви языческия. Здесь (апостол) разумеет страннолюбие и вспомоществование деньгами и удивляется им в том, что они пролили кровь свою и отдали все имение на общую пользу. Видишь ли ты, что и немощь естества не воспрепятствовала благородным женщинам идти стезею добродетели? И вполне естественно, потому что «во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский» ( Гал 3.28 ). И что сказал (апостол) о Фиве, тоже говорит и о Прискилле. Как о той сказано: «сия заступница многим бысть и самому мне» ( Рим.16:2 ), так и об этой: «не аз един благодарю, но и вся церкви языческия». И чтобы не подумали, что это сказано из лести, представляет других свидетелей, которые многочисленнее жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Итак, Павел вышел из среды их». Впрочем, оказались и здесь люди, принявшие его учение, «между ними был Дионисий Ареопагит (бывший впоследствии первым епископом Афинской Церкви) и женщина, именем Дамарь, и другие с ними». (Деян. 17, 32–34)   Павел в Коринфе «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии (со своей женой Прискиллою), вследствие повеления императора всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток». О Коринфе известно, что в это время процветали в нем философские школы, художество, утонченная светская жизнь, но вместе с тем была и сильная испорченность нравов, соединенная с чрезмерной роскошью. Жить по-коринфски означало жить в высшей степени безнравственно. Но не уклонился от трудного сеяния слова Господня на подобной почве призванный свыше проповедовать его апостол. Поселившись у Акилы и Прискиллы, не замедлил он просветить их верой во Христа, и, живя у них, «во всякую субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов». Однако же встретил в иудеях сильное сопротивление, так что оставил синагогу, «отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. И пришел к некоторому чтущему Бога, Иусту» и имел собрания у него в доме. (Деян. 18, 1–4, 6–7) Томился духом апостол Павел среди проповеди своей в Коринфе, как видно из позднейшего его послания к просвещенным уже им коринфянам: «И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». (1 Кор. 2, 1, 3–5) Но Бог чудно подкреплял святого апостола среди немощи и томления духа, в видении ночью сказал ему: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе». И действительно, проповедь Павла в Коринфе, где он пробыл год и шесть месяцев, увенчалась значительным успехом, и влияние Коринфской Церкви распространилось на всю Ахаию.

http://pravoslavie.ru/3210.html

Он недолго здесь оставался и вскоре предпринял свое третье путешествие. Пересекая Малую Азию с востока на запад, он прибыл в Ефес, где и поселился на три года (55–57 г.). Там он встретил двух старых римских христиан, Акилу и Прискиллу, у которых он уже останавливался в Коринфе во время своего предыдущего путешествия. По-видимому, Акила с женой не занимались проповедью. Однако, еще до прибытия Павла им случилось беседовать с одним александрийским иудеем, Аполлосом, который проповедовал Евангелие, но не знал другого крещения, кроме Иоаннова. У него были ученики, которые под влиянием Павла образовали первоначальное ядро ефесской церкви. Эта последняя стала развиваться, благодаря проповеди сперва в синагоге, а затем и в других местах. В это время не только Ефес, но и многие другие местности провинции Азии 20 услышали проповедь Евангелия. Наконец, апостол решил еще раз вернуться в Сирию, но предварительно хотел повидать свои христианские общины в Македонии и Ахайе 21 . Он перезимовал (57–58 г.) в Коринфе и следующей весной, проехав еще раз по Македонии и по побережью Азии, он наконец отплыл в Финикию и Палестину. К празднику Пятидесятницы (58 г.) он прибыл в Иерусалим 22 . Павел возвращался в колыбель христианства после многих лет, потраченных на евангельскую проповедь в отдаленных странах, куда никто не проникал раньше его. Он усеял прочными и живучими общинами большую часть Малой Азии, Македонии и Ахайи. Благодаря ему в больших городах – Ефесе, Фессалониках, Коринфе и многих других – возникли свои церкви, исполненные веры, любви и одушевления. Легко догадаться, чего ему стоил такой результат; и сам он упоминает об этом в одном из своих посланий 23 , где он перечисляет наряду с тягостями путешествия – голодом, жаждой, нападением разбойников и кораблекрушением, – последствия своих столкновений с различными властями: бичевание, побивание камнями, избиение палками. В лице его апостол уже соединялся с мучеником. Никто столько не поработал, не перенес таких страданий за общую веру. Он нес матери церквей в Иерусалиме выражение преданности новых общин и большую милостыню, как знак их почтительной любви. Однако он вовсе не был уверен в том приеме, какой он встретит, и опасения, как оказалось вскоре, были вполне основательны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно о Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью ( σν τη κατ’ οκον αυτν κκλησ( ςι)» (1 Κορ. 16: 19). Выражение κατ’ οκον κκλησα встречается несколько раз у ап. Павла: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагают за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь ( τν κατ’ οκον ατν κκλησαν)» ( Рим. 16: 3–5 ). «Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана (или Нимфу), и его (или ее) домашнюю церковь ( τν κατ’ οκον αυτς κκλησαν)» ( Кол. 4: 15 ). «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви ( τ κατ’ οκν σου κκλησςφ> ( Флм.1–2 ). Если придерживаться русского перевода, то домашняя церковь означает церковь, состоящую из насельников одного дома. Это понимание «домашней церкви» является общепринятым. Естественный вопрос, который мы должны задать себе, заключается в том, каким образом могло возникнуть такого рода явление церковной жизни, и как и почему ап. Павел не только не порицает тех, кто устраивали у себя отдельные церкви, но относился к ним с особою нежностью и вниманием и почти что с благодарностью? Вопрос остается без ответа, потому что Павел не указывал причины, почему некоторые лица устраивали у себя отдельные Евхаристические собрания для небольшой группы верующих. Все «домашние церкви» Павла находились в городах, а потому образование их не могло вызываться неудобством собираться в главной церкви, как это могло быть для жителей пригородов и сел. Единственное объяснение, которое можно было бы дать, заключается в том, что некоторые лица могли стремиться отделить себя и свой dom us от остальных верующих. Эта тенденция могла появиться у христиан из язычников, для которых дом был местом домашнего культа, но такое стремление ни при каких обстоятельствах не могло встретить сочувствия и одобрения Павла, который решительно осуждал образование внутри местной церкви каких-либо соревнующихся групп. Эта тенденция была бы совершенно непонятна у евреев, т. к. для них дом не был местом культа в точном смысле слова. Кроме того, появление отдельных «домашних церквей» было бы в полном противоречии с основной тенденцией церковной жизни того времени к объединению, наиболее полному всех членов церкви в едином Евхаристическом собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Пример этой четы является красноречивым доказательством того, сколь важна деятельность супругов-христиан! Когда они опираются на веру и глубокую духовность, их смелое обязательство ради Церкви и в Церкви становится естественным. Так было в первом поколении и так будет часто в последующие века. Еще один важный урок, который можно извлечь из рассказа об этой святой паре, заключается в следующем: каждый православный дом может (и должен) превратиться в маленькую Церковь . Не только в том смысле, что в нем должна царить типичная христианская любовь, созданная из альтруизма и взаимной заботы, но и в смысле, что вся семейная жизнь призвана – на основе веры – вращаться вокруг исключительного господства Иисуса Христа. Не случайно в Послании к Ефесянам Павел сравнивает отношения между мужем и женой с супружескими отношениями, существующими между Христом и Церковью ( Еф. 5, 25–33 ). Более того, можно считать, что апостол косвенно моделирует жизнь всей Церкви по жизни семьи; ведь Церковь , в самом деле, является семьей Божией. Поэтому мы почитаем Акилу и Прискиллу как образец супружеской жизни, ответственным образом устремленную к служению всей христианской общине. И находим в них образец Церкви, семьи Божией на все времена. Апостол Андроник и его супруга и помощица Иуния Не очень много сведений сохранилось о наших следующих героях – апостоле Андронике и его жене Иунии. Святой апостол Андроник принадлежит к лику семидесяти Апостолов, о которых мы знаем не так много, как о 12-ти избранных Господом изначально. Известно, что Андроник уверовал во Христа ранее святого апостола Павла, которому он приходился сродником, как об этом свидетельствует апостол Павел в послании к Римлянам: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» ( Рим. 16:7 ). Святой Андроник был епископом Паннонии; однако он не был проповедником и учителем только одного какого-либо города или одной какой-либо страны, но учил по всей земле; он путешествовал по разным странам, всюду проповедуя имя Христово и искореняя обольщение бесовское.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Событие, описанное Светонием, могло произойти, скорее всего, после смерти иудейского царя Ирода Агриппы в 44 году, с которым у Клавдия были хорошие отношения. Существует предположение, что упомянутые Светонием беспорядки были связаны со спором среди первых христиан об исполнении закона, спором, который нашел свое разрешение на Апостольском соборе 50 года. В связи с изгнанием иудеев из Рима находится упоминание в Деяниях Акилы и Прискиллы, которые после своего изгнания из Италии поселились в Коринфе, где стали учениками апостола Павла. Деяния сообщают, что апостол Павел «пришел в Коринф; и, найдя некоего иудея, именем Акилу, родом понтянина, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал» ( Деян. 18:2–3 ). Это было во время второго миссионерского путешествия (49–51 г.), еще до путешествия в Рим (около 60 года). О свидетельстве Светония упоминал в начале V века Орозий: «В том же девятом году Клавдия (50 год) были изгнаны из Рима иудеи, как сообщает Иосиф (Флавий). Но меня больше трогает Светоний, который пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Христом, Клавдий изгнал из Рима», потому, что это было связано с возмущением иудеев против Христа, призывавшего их к смирению. И поскольку христиане были родственны им по религии, то изгнали и их, без различия между ними» (История против язычников, VII :6) 25 . Это упоминание интересно также тем, что в нем признается тот факт, что в середине I века в Риме христиан от иудеев не отличали. Если под именем Хрестус в сообщении Светония подразумевается Иисус Христос, то отсюда можно сделать вывод о том, что Христианство получило распространение в Риме еще до прибытия туда апостола Павла. Гонение на христиан при императоре Нероне Первым гонением на христиан принято считать гонение при императоре Нероне (54–68). Мы имеем несколько свидетельств о событиях и сопутствующих им обстоятельствах – у римских историков II века Тацита и Светония. В 64 году в ночь с 18 на 19 июля в Риме случился пожар, который бушевал десять дней. Из 14 районов города сохранились лишь 4. В народе распространился слух о причастности к пожару Нерона. Желая отвести от себя подозрение, Нерон обвинил в поджоге христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После сего: д) 2Тим. 3:9–13 . Успокоивая Тимофея, что немного все-таки при нем успеют таковые люди, ибо их безумие обнаружится пред всеми, св. Павел внушает, однако же, Тимофею запастись для перенесения воздвигаемых от них гонений той твердостью в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви и терпении, какой всегда был преисполнен он, Павел, его учитель, каковой всегда подражал он, его ученик, и какой вообще преисполнены должны быть все хотящие благочестно жити о Христе Иисусе. Наконец св. Ап. Павел предлагает руководственные наставления в исполнении пастырских обязанностей. Наставления сии таковы и идут в следующем порядке: а) чтобы оградить себя от увлечения обманчивыми лжеучениями, Апостол заповедует Тимофею твердо помнить и свято хранить то, чему он научен, зная кем он научен, а также руководствоваться и умудрять себя богодухновенным Писанием, которое знакомо Тимофею из детства ( 2Тим. 3:14–17 ). б) Потом заклиная Господом Иисусом Христом и напоминая о необходимости дать отчет за пасомых на страшном суде, св. Павел убеждает Тимофея со всей настойчивостью проповедовать слово благовременно и безвременно, ибо проповедь есть главное средство к созиданию спасения душ пасомых, а между тем настанет время, когда здравого учения принимать не будут, а возлюбят басни, предлагаемые от учителей, только льстящих слуху ( 2Тим. 4:1–5 ). III. В послесловии ( 2Тим. 4:6–22 ) св. Ап. Павел, извещая Тимофея о предстоящей близкой своей кончине, просит его скорее прийти к себе; говорит, как все, кроме Луки, его оставили; делает некоторые поручения Тимофею на дорогу; рассказывает о явленой ему помощи Божией после первого допроса на суде; поручает приветствовать Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров, а также шлет приветствия от некоторых римских братий. Места для более обстоятельного объяснения из отдела: «Увещания к твердости и истине благовествования» ( 2Тим. 2:1 – 3:9 ) 124 И яже слышал еси от мене многими свидетели ( 2Тим. 2:2 , русск. – при многих свидетелях), т. е. то, что о Христе и Его делах я говорил тебе не робея и не на ухо, а открыто, не боясь ни обличений от неверующих, ни гонений от врагов Христа, – сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010