Это была первая Евангельская проповедь, слышанная в Ефесе. Был ли кто обращен ею, не замечается; но когда прибыл святой Павел сюда во второй раз, то нашел здесь и христиан, и полухристиан. Продолжатели начатой им проповеди были после него Акилла и Прискилла, вместе с ним прибывшие в Ефес и здесь им оставленные. Как ревнители о славе Христа Господа, они, конечно, не молчали, а простирали слово о Нем, где приходилось и где обещался успех. — К их слову скоро присоединилась смелая и сильная речь Аполлоса, иудеянина, мужа красноречивого и сведущего в Писании, пришедшего в ту пору из Александрии в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акилла и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Конечно, это обстоятельство послужило не к ослаблению, а к большему возгрению учительской ревности Аполлоса. Но ему нельзя было долго оставаться в Ефесе, и он, не дождавшись святого Павла, отплыл в Коринф. Ефесские братия дали ему рекомендательные письма к тамошним христианам, чтоб расположить их принять его по-братски (Деян. 18:24-27). — Вот уже и братия в Ефесе, под которыми недостаточно разуметь только Акиллу и Прискиллу, хотя, надо положить, они были во главе других, как лично знакомые с коринфскими братиями о Христе.    Между тем как это происходило в Ефесе, святой Павел, побывши в Иерусалиме и Антиохии и прошедши Фригию, Галатию и верхние страны, прибыл наконец в Ефес, как обещался, и, конечно, был встречен и принят понявшими его в первый раз и познавшими уже путь Господень с обрадованным сердцем. Тотчас начались и труды Апостола по благовестию.    Прежде всего он довершил недовершенных. Было человек с двенадцать между веровавшими, кои, подобно Аполлосу, знали только и приняли крещение Иоанново. Не дивно, что то были ученики Аполлоса. Поняв, что они суть, святой Павел доучил их, чего они еще не знали, и преподал им, чего еще они не имели. Отличие христиан — благодать и дар Святого Духа, от помазания Которым они и имя свое имеют. Между тем ученики те даже и не слыхали, что есть Дух Святой, крестившись только крещением Иоанновым. Святой Павел объяснил им, что крещение Иоанново есть только преддверие в Царство Божие. Дверь же в него есть крещение во имя Господа Иисуса, а совершение сынов Царствия — благодать Святого Духа. Приняв с полною верою слово Апостола, они крестились христианским крещением и, по возложении на них рук Апостола, приняли наитие Духа Святого и стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян. 19:2-7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2950...

     В сегодняшнем апостольском чтении обращает на себя внимание двукратное упоминание апостолом Павлом святых семейств. Предлагая заключительные наставления коринфянам в конце своего Послания, Павел говорит: «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» (1 Кор.16:15–16). И далее: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19). Стефана и его семью апостол именует «начатком Ахаии». Ахаией в древности называлась либо область на севере Пелопоннеса, южного полуострова Балканского полуострова, либо вся Греция. Очевидно, Стефан со своим семейством не только были крещены первыми в Греции, но именно от них вера распространялась и далее по всей территории страны. Возможно, Стефан носил епископский сан и в его доме проходили христианские молитвенные собрания. Акила и Прискилла – также очень значимые имена в новозаветной истории. Эта супружеская пара непрестанно проповедовала Евангелие, устраивала богослужения в своем доме, принимала живое участие в нуждах Церкви. Они помогали в благовестии самому Павлу и не раз рисковали жизнью за него. Апостол неоднократно с любовью упоминал о них в своих письмах (см. Рим. 16:4; 2 Тим. 4:19). Выражение «с домашнею их церковью» указывает как на детей и ближайших родственников Акилы и Прискиллы, так и на всех тех, кто молился в их доме. Как прекрасно, что из множества христиан Павел выделяет два этих семейства. Очевидно, на таких «домашних церквях» держалась Церковь целого города и даже страны. Надо сказать, история христианства сохранила память о многих подобных семьях, имеющих большое значение в жизни Церкви. Например, семья святителя Василия Великого, где было десять детей, шестеро из которых прославлены как святые. Это сам Василий, его братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще один брат Навкратий и сестры Макрина и Феозва. К лику святых причислены также отец и мать святителя – Василий и Емилия, а также бабка Макрина. В подобном окружении вырос и святитель Григорий Богослов. Его святые родственники: отец-епископ Григорий Назианский, мать Нонна, брат Кесарий Назианзин и сестра Горгония.

http://pravoslavie.ru/106131.html

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта ( Деян. 18:2 ) Гатри, еп. Кассиан). На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри). Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). «Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий). Состав Римской Церкви Римскую Церковь , вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников. Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» ( Рим. 1:12 ; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана). Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему. Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий). Время и место написания На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его ( 1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа – Коринфской пристанью со стороны Эгейского моря ( Рим. 6:1 ) (архиеп. Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В кн. Деяний мы встречаем и примеры крещения всего дома, когда крестился глава семейства. Так Лидия, чтущая, Бога, «крестилась», а вместе с нею «и домашние ея» 125 . «Темничный страж крестился сам и все домашние его» 126 . Корнилий сотник крестился со всем домом своим 127 . Ап Павел, «крестил Стефанов дом» 128 . В свое приветствие к Филимону ап. Павел включает и «домашнюю его церковь », которая имела и детей (ст 2). В послании к Коринфянам ап. Павел- приветствует Акиллу и Прискиллу «с домашнею их церковью» 129 . Верующих Римлян ап. Павел просит «приветствовать Прискиллу и Акиллу и домашнюю их церковь » 130 . В послании к Колоссянам ап. Павел просит приветствовать «братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его» 131 . Мы видим, как много было домашних церквей и невозможно допустить чтобы все они были без детей. А если были дети, то они были и крещены, как это видно из слов апостола: «Если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» 132 . И с этою проповедью «он ходил по домам и всенародно учил 133 «отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем» 134 . Вера главы семейства признавалась освящением семьи, так что члены ее, как дети, так и взрослые, если не встречалось препятствий, принимали крещение. Крещение детей заменяет обрезание детей, которое было печатью вступления их с завет с Иеговой. Завет с Авраамом был запечатлен и на детях обрезанием. Крещение заменило обрезание в том смысле, что через него верующие вступают в новый завет с Богом через Христа. Точно также и воскресный день заменил субботу. Суббота и обрезание отменены были для язычников положительною заповедью апостолов, а замена их крещением и воскресным днем введены практикой их, т. е. самым делом Апостолы и верующие не могли не ввести того, что установлено и заповедано Самим Христом. «Жена добродетельная есть дар Божий, дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч.19:14 ). «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо, и получил благодать от Господа» (18:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Впрочем, чтобы нам не употребить всей беседы на одни обличения, представим теперь самое приветствие, которое кажется излишним и ненужным. Когда оно будет объяснено и когда будет показана польза, какую оно доставляет внимательно слушающим его, тогда больше обнаружится вина тех, которые пренебрегают такими сокровищами и выпускают из рук духовное богатство. Какое это приветствие? « Приветствуйте », говорит апостол, « Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе » (Рим. 16:3). Не кажется ли это простым приветствием, не представляющим нам ничего великого и важного? Посвятим же ему одному всю беседу, или — лучше — сегодня, при всем старании, мы не в состоянии будем исчерпать для вас все мысли, заключающиеся в этих немногих словах, но необходимо отложить для вас и на другой день множество соображений, рождающихся от этого малого приветствия. Поэтому я намереваюсь теперь объяснить не все это приветствие, а только часть его, начало и вступление. « Приветствуйте Прискиллу и Акилу ». 2. Во–первых, надобно подивиться добродетели Павла, как он, которому вверена была вся вселенная, который вмещал в душе своей и землю, и море, и все города под солнцем, и варваров и эллинов, и столько народов, так заботился об одном муже и об одной жене. Во–вторых, нужно подивиться и тому, какую бдительную и попечительную имел он душу, помня не только всех вообще, но и в частности каждого из почтенных и благородных людей. Теперь нисколько не удивительно, что так поступают предстоятели церквей, потому что и те смятения прекратились, и они принимают на себя попечение об одном только городе; а тогда не только великость опасностей, но и расстояние пути, и множество забот, и непрерывные войны, и непостоянное всегда и у всех пребывание, и многие другие еще большие обстоятельства в состоянии были изгладить из памяти и самих близких; однако не изгладили этих людей. Почему же они не изгладились? По великодушию Павла, по его горячей и искренней любви. Он так удерживал их в душе своей, что часто вспоминал о них и в посланиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Господь же мне предста и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вси языцы» . Когда Павел, по требованию им высшего суда, отослан был Фестом в Рим, тогда, оправдавшись, отпущен как невинный, отправился в Испанию и, пройдя к другим народам, принес им светильник учения. Посему первым «ответом» назвал данный во время оного пребывания в Риме. «И избавлен бых от уст львов. Львом» назвал Апостол Нерона, и как царя, и как самого жестокого. 2Тим.4:18.   И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь. «И избавит мя Господь от всякаго дела лукава и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков, аминь» . Апостол не сказал: «В другой раз избавит меня от льва», но говорит: «от всякаго дела лукава» ; ибо знал, что непременно приимет конец жизни. 2Тим.4:19.   Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. «Целуй Прискиллу и Акилу, и Онисифоров дом» . Апостол опять мужу предпочел жену, потому что была, без сомнения, ревностнее и большее имела усердие к доброму. Но поелику у Тимофея был Онисифор, то приветствовал его дом и в приветствии преподал благословение. 2Тим.4:20.   Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. «Ераст оста в Коринфе: Трофима же оставих в Милите боляща» . Апостол и сие прибавил, побуждая Тимофея к поспешнейшему отправлению в путь и извещая, что все близкие оставили его по разным причинам. 2Тим.4:21.   Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. «Потщися прежде зимы приити» . Всем этим указывает на кончину. «Целуют тя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдиа и братия вся» . Рачительнейших перечислил поименно, других же назвал общим именем. Лин же, как говорят, был преемником великого Петра и после него правил престолом Римской церкви. 2Тим.4:22.   Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь. «Господь наш Иисус Христос со духом твоим» . Сие благословение дал Тимофею и по обычаю прибавил: «Благодать с нами, аминь» . Включил себя к причастию благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Далее, говоря о посещении Апостолом Ефеса, св. Лука прежде всего сообщает о том, что св. Павел оставил в Ефесе Акилу и Прискиллу, а затем уже говорит и о проповеди его в тамошней синагоге. Главная цель, следовательно, посещения Ефеса состояла в том, чтобы оставить там Акилу и Прискиллу. Апостол, значит, предполагал начать свою новую проповедь именно в Ефесе, почему и не взял с собой далее этих двух спутников, надеясь к ним скоро возвратиться 484 . Краткое известие книги Деяний о прощальном разговоре Апостола с ефесскими иудеями уясняет и дальнейшие его намерения. Когда он посетил синагогу и проповедовал там иудеям, то они просили его остаться у них на более продолжительное время; но он не согласился исполнить их просьбы: мне нужно, ответствовал он, непременно провести прибли- —25— жающийся праздник в Иерусалим; к вам же возвращусь опять (πλιν νακμψω), если будет угодно Богу 485 . Тот радушный прием, какой оказали Апостолу на этот раз ефесские иудеи, был для него внешним подтверждением того, так или иначе полученного, божественного разрешения начать проповедь в Асии, которое, несомненно, предшествовало его решимости направиться в Ефес и оставить там после помянутого воспрещения Св. Духа двух своих спутников. Поэтому-то он теперь довольно решительно и высказывается пред ефесскими иудеями о своем возвращении к ним. Обещание Апостола: πλιν νακμψω πρς μς το Θεο θλοντος употребленным в нем глаголом νακμψω 486 говорит о том, что св. Павел намерен был, отправившись из Ефеса в Иерусалим, оттуда непосредственно, никуда не заходя в другое место, как бы тем же следом возвратиться снова в Ефес. Замечание Апостола: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме сделано, очевидно, им с целью не только указать на ту причину, по которой он не может остаться теперь в Ефесе, но и обозначить то время, на которое он оставляет Ефес. Для первой цели достаточно было сказать Апостолу только о том, что ему непременно (πντως) нужно побывать в Иерусалиме. Он же, вероятно, в утешение иудеев, так радушно принявших его проповедь и так сожалевших о скорой разлуке с ним, как бы так говорит им: «впрочем я с вами расстаюсь ненадолго; в Иерусалиме я проведу только праздник и оттуда, никуда более не заезжая на долгое время, снова возвращусь к вам, если, конечно, это будет угодно Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деян.18:17. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.    Между тем, злобные иудеи не хотели и здесь оставить в покое Апостола. В проконсульство Галлиона они напали на него и привели его на судилище, обвинив, что он учит людей чтить Бога не по закону. Здесь мы опять можем установить более менее точную хронологию событий. Проконсул Иуний Анней Галлион, брат известного философа-стоика Сенеки, воспитателя имп. Нерона, умерший так же, как и Сенека, от руки Нерона, как известно из истории, действительно был проконсулом Ахаии, то есть римской провинции, обнимавшей нынешнюю Грецию, в 53—54 г. г. по Р. Хр. Человек он был, по словам Сенеки, мягкий, некорыстолюбивый, человеколюбивый и талантливый администратор, что и видно из рассказа Дееписателя. Галлион не стал даже выслушивать оправданий Павла, а сразу же решил дело не в пользу обвинителей: как политический администратор, он счел это дело неподсудным себе, и просто прогнал их от судилища. Прогнал, вероятно, потому, что они шумели и не хотели добровольно удалиться. Раздосадованные назойливостью иудеев прогонявшие, а с ними и все эллины, то есть язычники, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем. По преданию, этот Сосфен, вероятно, преемник Криспа, тоже был обращен ко Христу Апостолом Павлом, был его сотрудником (1 Кор 1:1), а потом епископом в Колофоне в М. Азии. Отплытие через Эфес и начало 3-го путешествия (Деян. 18:18—23) Деян.18:18. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету.    Из Коринфа Павел отплыл в Сирию и с ним Акила и Прискилла, остригши голову в Кенхреях по обету. Кенхреи это была восточная гавань Коринфа.    Что значит: «остригши голову... по обету» весьма неясно: есть целый ряд догадок, но все они малосостоятельны. Это не мог быть обет назорейства, при котором растили волосы, ибо по окончании времени обета, назорей должен был принести в храме узаконенную жертву, остричь голову и волосы сжечь на огне своей жертвы; жертва же могла приноситься только в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.18:18 .  Павел, про­быв еще довольно дней, про­стил­ся с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение «остригши голову», так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого, по-видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены ( «Прискилла и Акила»), в непосредственной близости с данным событием. Как бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов ( Деян.21 и дал., ср. Деян.16:3 ). Что касается значения самого факта «острижения головы по обету», то это было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету ( Чис.6 ). По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим, стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по истечении срока обета, или в случае «осквернения» обета (предусмотренных законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое дееписателем острижение главы означало, вероятно, окончание какого-либо частного обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом. «В Кенхреях» – Кенхрейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со спутниками отплыл в Сирию. Деян.18:19 .  Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рас­суждал с Иудеями. «Ефес» – главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда проконсульской Азии (Асии, см. прим. к Деян.16:6 ), большой торговый приморский город, центр деятельности св. Апостола Иоанна Богослова. Упоминаемое здесь посещение Ефеса было первым для апостола язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ему слава во веки веков. Аминь. Ему слава во веки веков. Аминь. Вот славословие Сыну, как и Отцу; ибо Он — Господь. Приветствуй Прискиллу и Акилу. Приветствуй Прискиллу и Акилу. Это — те лица, которые, восприняли и научили вере Аполлоса, гостеприимством которых пользовался и сам Павел и о которых он постоянно вспоминал. Жену он поставляет прежде, потому что она была усерднее и более предана вере, она научила вере и Аполлоса; — :или апостол делает это безразлично. Приветствие же свое высказывает, чтобы отчасти утешить их, отчасти выразить этим почтение и любовь и — что важнее — преподать великую благодать. Ибо и одно приветствие такого блаженного и святого мужа могло исполнить великой благодати того, кто удостоился его. И дом Онисифоров. И дом Онисифоров. То есть домашних его. Сам он был в Риме и служил Павлу в узах, как выше сказано. Своим приветствием апостол делает их более усердными для преуспевания в подобных делах. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Так как о них апостол не вспоминал, то теперь вспоминает и показывает, что он всеми оставлен, побуждая тем Тимофея скорее придти к нему. Почему апостол не исцелил больного Трофима? Потому, что не все могут делать святые, так как это дело Божие, чтобы люди не боготворили их. Так и Моисей, с детства косноязычный, не исцелил себя и не вошел в обетованную землю, чтобы его не почли за Бога. Так и сам Павел имел сильную болезнь. Милит находится близ Ефеса. Следовательно, Павел оставил Трофима в Милите или тогда, когда отплывал в Иудею, или после того, как побывал в Риме и снова возвратился в эти страны, — затрудняемся сказать. Постарайся придти до зимы. Постарайся придти до зимы. Так как я совершенно оставлен всеми, как это ты видишь, то поспеши придти. Не говорит: прежде моей смерти, так как это опечалило бы, но: дабы не встретить затруднений от зимы — увидеть меня, хотя этого и не сказано. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010