Библиография   Толкования: Ωριγνη. PG 14; Χρυσοστμου. PG 60; Θεοδρου Μοφουεστας. PG 66; Κυρλλου Αλεξνδρεις. PG 74; Θεοδωρτου. PG 82; Δαμασκηνο. PG 95; Οκουμενου. PG 118; Θεοφυλκτου. PG 124; Cramer. Catenae IV. 1–529; Τρεμπλα Π. Υπμνημα ες τς πιστολς της Κ. Δ. Т. I. Σ. 27–228; Τσκωνα Β. Υπμνημα ες τν πρς Ρωμαους πιστολ. Μρος Α»: 1, 1 – 3, 20. 1986; Barth Κ. Der Romerbrief. 1919, 6 1929; Cranfield С. The Epistle to the Romans. ICC, I–II. 1975–79; FitzmyerJ.A. Romans. AB, 1993; Kasemann E. An die Romer. HNT, 1974, 4 1980 и в английском переводе 1980 года; Leenhardt E.J. Epitre de St. Paul aux Romains. CNT 6. 1957, 2 1981. Научные исследования: Καρακλη Xp. Αμαρτα – Βπτισμα- Χρις (Ρωμ 6, 1–14). ΒΒ 25. 2002; Khalil J. Δικαωση – Καταλλαγ – Τελικ κρση στην πρς Ρωμαους πιστολ. ΒΒ 30. 2004; Donfried Κ. Ρ. The Romans Debate. 2 1991; Schelkle Κ. Η. Paulus Lehrer der Vater. 1956. 20.1. Основание Римской Церкви На сегодняшний день нет точных сведений о том, кто были основатели Римской Церкви. Возможно, это были «пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ), которые слышали проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы. Точка зрения В. Иоаннидиса, что христианство было принесено в Рим супругами Акилой и Прискиллой, весьма известными в то время проповедниками Евангелия (ср. Деян. 18, 26–27 ), исходит из того предположения, что после смерти императора Клавдия (54 г. по Р. Х.) супруги вернулись в Рим. Но об этом нет вовсе никаких упоминаний в источниках. Вероятнее всего, они остались в Ефесе, куда пришли вместе с апостолом Павлом после его удаления из Коринфа ( Деян. 18, 18–26 ; 2Тим. 4, 19 ). Иудейская община в Риме была весьма многочисленной, особенно после 61 года по Рождестве Христовом, когда Помпей привёл в Рим многочисленных пленников из Палестины, которые впоследствии становились вольноотпущенниками. Учитывая это обстоятельство, а также наличие хорошо налаженной связи между столицей и другими частями Римской империи, можно сделать вывод о весьма высокой вероятности появления христиан в недрах иудейской общины Рима через влияние евреев путешественников. Существует немало документальных свидетельств, что при всей сложности и неудобствах путешествий в ту эпоху, новости тем не менее постоянно передавались. Купцы, миссионеры и разные странники составляли своего рода Интернет I века, в котором роль «серверов» выполняли крупные города. Конечно, скорость обмена информацией была не та, что сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Ранее времени пребывания св. Апостола в Ефесе они нигде не упоминаются. Посему и их обраще­ние к христианству и начало следования за св. Павлом в качестве его сотрудников надо относить ко времени ближайшего, раннейшего и единственного посещения им Македонии во время второго путешествия 1216 . Теперь представляется вопрос: были ли все указанные лица с Ап. Павлом в рассматриваемый момент, т. е. при выходе Апостола из Иерусалима? Такой вопрос быль бы совершенно излишним, и положительный ответ на него представлялся бы несомненным, если бы посещение Ап. Павлом Иерусалима не было представлено Дееписателем в виде временного и краткого перерыва второго путеше­ствия 1217 . В конце второго путешествия, прибыв по пути в Ефес, св. Павел намерен был возвратиться сюда непосредственно из Иерусалима для продолжительной де­ятельности. Потому-то он и оставил здесь Прискиллу и Акилу, т. е. чтобы напрасно не возить их с собой в Иерусалим, куда он отправлялся на малое время ради своих личных нужд. А если так он поступил с Акилой и Прискиллой, то почему же он не мог посту­пить точно также и со всеми остальными своими спутни- —103— ками? К тому же и св. Дееписатель до времени вторич­ного пребывания св. Апостола в Ефесе ничего не гово­рит об этих спутниках. – Но это умолчание св. Дее­писателя, кажется, самым красноречивым образом гово­рит за то, что в Ефесе оставлены были только Акила и Прискилла, тогда как прочие, сопровождавшие св. Апо­стола до Ефеса, спутники отправились вместе с ним далее, в Иерусалим, и отсюда чрез Сирию и верхние страны Малой Азии – в Ефес. Св. Дееписатель (исклю­чая, правда, одно место) 1218 нигде не говорит точно и подробно о спутниках св. Ап. Павла. Он упоминает о них только по каким-либо особенным случаям; так он говорит и о Прискилле и Акиле, что они оста­лись в Ефесе 1219 , несомненно, потому, что они одни только из всех сопровождавших Апостола сотрудников остались в Ефесе, тогда как все другие отправились да­лее вместе с ним. Замечательно, что св. Дееписатель особенно занят этим фактом, так что упомянул о нем в своем повествовании на пространстве трех сти­хов два раза 1220 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если эти доводы покажутся недостаточными, приведем еще один яркий пример, в котором женщине принадлежит в новозаветной церкви весьма авторитетная роль учителя. Вспомним, как вышеупомянутый Аполлос, несмотря на все его блестящее образование и внутреннее горение, нуждался в наставлении, которое и было ему преподано Прискиллой и ее мужем Акилой. Тот необычный факт, что имя Прискиллы (или Приски) фигурирует перед именем мужа в наиболее авторитетных манускриптах 68) , указывает на то, что Прискилла пользовалась, видимо, большим весом и уважением, будучи попечительницей домашней церкви (Рим.16:3–4; 2Тим.4:19). Таким образом, широко распространенное мнение о том, что Новый Завет запрещает женщинам быть учителями в церкви, основано на превратном толковании 1Кор.14:34–35 и 1Тим.2:12. В заключение остается сказать несколько слов о катехизаторской роли тех, кого в апостольской церкви называли пресвитерами (πρεσβτεροι) и епископами (πσκοποι). В первую очередь отметим, что о четком различении церковных чинов в I в. христианской эры говорить нельзя. Так, например, πρεσβτεροι из Деян.20:17 отождествляются Лукою с πσκοποι из Деян.20:28, т. е. “блюстителями” в Синодальном переводе. Сам Христос называется πσκοποι, Блюстителем душ наших (1Пет.2:25). Так же и слово δικονος в нетехническом значении “служитель” ап. Павел может прилагать и к себе (1Кор.3:5, 2Кор.3:6), и ко Христу (Рим.15:8). Отметим, что различие между епископами и диаконами намечается уже в пастырских посланиях. В сравнении с епископами и пресвитерами, диаконы обладали в церкви ролью менее авторитетной. Тогда как первым была вверена проповедь благой вести и наставление в вере, последние больше времени посвящали вопросам, относящимся к церковному быту. Новый Завет особо подчеркивает тот факт, что для того, чтобы епископ мог быть блюстителем и охранителем апостольской традиции, он должен быть способным учителем 69) , “чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать” (Тит.1:9). В связи с этим автор увещевает Тимофея постоянно заниматься “чтением, наставлением и учением”, так как победить лжеучителей можно не закрывая им рот, но увещевая их и убеждая (1Тим.4:13).

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Так как Акила также был и единохудожником (μτεχυος) апостола, а возможно, и христианином, Павел остановился у него в доме ( Деян. 18, 1–3 ). На основании сообщения Светония, мы знаем, что Клавдий «изгнал из Рима иудеев, постоянно волнуемых неким Хрестом (Chresto)». 682 По мнению некоторых ученых, «слово Chrestus скорее всего обозначает Христа; имя Спасителя произносилось римскими иудеями столь часто, что ввело в заблуждение Светония, который посчитал, что речь идет о каком–то жившем тогда лице. Лексика, которую использует Светоний, может свидетельствовать о том, что, хотя бы частично причиной возникновения этих волнений были религиозные разногласия». 683 Другие «считают, что причиной волнений были римские иудеи, сопротивлявшиеся проповеди христианских миссионеров». 684 Во всяком случае, в 49 году по повелению Клавдия иудеи были высланы из Рима, и среди изгнанников оказались и Прискилла с Акилой. Мы можем заключить из всего этого, что Лука был достаточно осведомлен о событиях в Риме. Эта семья, оказав Павлу гостеприимство в Коринфе, затем отправилась вместе с ним в Эфес, где и обосновалась, положив начало Эфесской Церкви. б) Везде, куда бы апостол Павел ни приходил, он обычно произносил проповеди в синагогах. Коринф не был исключением. Павел проповедовал в тамошней синагоге по субботам и пытался убедить иудеев и эллинов–прозелитов в том, что Иисус есть Мессия ( Деян. 18, 4 ). В ходе раскопок на территории древнего Коринфа рядом с дорогой в Лехей был найден большой камень, который, как считается, был верхним дверным брусом синагоги. На нем процарапаны семь греческих букв: ΓΩΓΗΕΒΡ. По утверждению археологов, эти буквы означают (ΣYΝΑ) ΙΓ ΕΒΡ(ΑΙΩΝ) («еврейская синагога»). 685 А. Д. Дайсман считает, что надпись датируется периодом между 100 г. до Р. X. и 200 г. по Р. X., хотя некоторые полагают, что она не может относиться к дохристианским временам. У.А. Макдональд особенно настаивает на том, что надпись относится ко времени, более позднему, чем, когда апостол Павел жил в Коринфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Святой апостол от 70-ти Акила Святой Акила, апостол от 70-ти. Возможно, что он ученик апостола Павла , уроженец Понта, иудей, живший в городе Риме со своей женой Прискиллой (память 13 февраля). В правление императора Клавдия (41-54) все евреи были изгнаны из столицы. Святой Акила с женой вынуждены были уехать. Поселились они в Коринфе. В скором времени туда пришел из Афин с проповедью Евангелия святой апостол Павел. Познакомившись с Акилой, он стал жить у него в доме и вместе с ними трудился над изготовлением палаток. Приняв Крещение от апостола Павла, Акила и Прискилла сделались его преданными и ревностными учениками. Они сопровождали апостола в Ефес. Апостол Павел поручил им продолжать проповедь Евангелия в Ефесе, а сам направился в Иерусалим, чтобы провести там праздник Пятидесятницы. В Ефесе Акила и Прискилла услышали смелую проповедь пришельца из Александрии, еврея Аполлоса, наставленного в начатках веры, но знавшего только крещение Иоанна Предтечи. Они позвали его к себе и более точно объяснили путь Господень. После смерти императора Клавдия евреям было разрешено возвратиться в Италию, и тогда Акила и Прискилла вернулись в Рим. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам вспоминал о своих верных учениках: " Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все Церкви из язычников и домашнюю их церковь " ( Рим. 16, 3-4 ). В Риме святой Акила пробыл недолго: апостол Павел поставил его епископом в Асию. Святой Акила ревностно трудился в Евангельской проповеди в Асии, Ахаии и Ираклии: обращал язычников ко Христу, утверждал в вере новообращенных христиан, поставлял пресвитеров, сокрушал идолов. В апостольских трудах ему неустанно помогала святая Прискилла. Святой Акила окончил жизнь мученически: его убили язычники. По преданию Церкви, вместе с ним была убита святая Прискилла. Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Июль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Грачаница. Ок. 1318. Минологий-Февраль (свв. Акила и Прискилла). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910288.htm...

Павел называет своими „сподвижниками и сотрудниками“ в благовестии . —401— слова Божия в Филиппах; очевидно, они были вместе с апостолом основательницами этой общины и пользовались в ней столь высоким авторитетом, что ставятся на ряду с Климентом и другими, „имена которых в книге жизни“. Такой же характер, без сомнения, носила на себе деятельность Нимфы в Лаодикии, упоминаемой в послании к Колоссаям с её домашней церковью ( Кол.4:15 ) 2188 и Хлои (ο Χλης – 1Кор.1:11 ), от которой ап. Павел получил известия о беспорядках в Коринфе. Но в сведениях апостольского времени ни одна женщина не выступает в такой яркой окраске, как Прискилла с мужем её Акилой. Уже один тот факт, что источники всюду рядом с Акилой отмечают и имя его жены, причём в двух местах Прискилла ставится вперёд своего мужа ( Рим.16:3 ; 2Тим.4:19 ) показывает, что здесь женщине принадлежала передовая роль. В послании к Римлянам ап. Павел в таких восторженных словах характеризует их заслуги в области распространения евангелия: „приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову полагали за душу мою, которых не один я благодарю, но все церкви из язычников ( Рим.16:3–4 )“. На какой героический поступок намекает апостол в словах: „голову полагали пр.“, неизвестно, но из выражения „все церкви“ ясно, что их деятельность носила вселенский характер. Жена здесь поставлена на первом плане, и, потому, ей в первой степени принадлежит та благодарность, какую высказывает апостол. И действительно, комбинируя известия, рассеянные по книге Деяний и посланиям ап. Павла, легко убедиться, что миссионерские труды этой пары захватывали, если не все, то многие христианские общины. Павел познакомился с ними в первое путешествие своё по прибытии в Коринф; эдикт Клавдия изгнал их из Рима; Акила и Прискилла были по-видимому, уже христианами, так как об обращении их нигде не упоминается в Деяниях. Павел поселился у —402— них и, пока вёл проповедь, жил в их доме, занимаясь изготовлением палаток ( Деян.18:2,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобно Коринфу, он был одним из самых больших городов языческого мира, и в нем встречались и уживались всевозможным религии и идеи. Как и в других больших городах, в нем была и сина­гога иудейская, а рядом с ней уживались и такие школы, ко­торые представляли собою нечто среднее между иудейством и христианством; была наприм. школа учеников Иоанна Крести­теля, которые, приняв его проповедь покаяния, считали ее окончательною и составили особую общину. Разнообразие религиозных школь и общин содействовало чрезвычайному возбуждению религиозной мысли и в иудейской синагоге часто выступали проповедники, блиставшие красноречием и силою своей проповеди. Особенно замечательным был из них Аполлос, кото­рый, будучи родом из Александрии и получив воспитание в ее знаменитых философско-религиозных школах, приводил слушателей синагоги в восторг своими проповедями. Особен­ностью его учения было то, что он под влиянием александрийских ученых, считая обычный взгляд на ветхозаветную иудейскую религию слишком грубым, старался примирить ее с философией и поэтому давал библейским сказаниям символический смысл. Вместе с тем он по-видимому уже имел некоторые сведения и о христианском учении, из которого он также заимствовал некоторые части. Вообще это был человек чрез­вычайно образованный, глубокий знаток св. Писания и высокодаровитый оратор. Во время отсутствия ап. Павла он познако­мился с Акилой и Прискиллой и, ближе познакомившись от них с христианством, совершенно склонился на его сторону и затем решил отправиться в Коринф. Обрадовавшись приобретению для церкви такого славного проповедника и заметив, как его проповедническая деятельность могла бы быть полезна среди тонких и развитых греков, они написали для него рекоменда­тельное письмо к коринфским старейшинам. В Коринфе его красноречие произвело громадное впечатление, и он сделался крепкой опорой для собратий. Он с таким искусством восполь­зовался проповедью ап. Павла, насколько он мог познакомиться с нею из бесед с Прискиллой и Акилой, что в своих публичных спорах с враждебными иудеями с непреодолимою силою, на основании их собственного Писания, довязывал мессианство Христа и таким образом был сколько приятен христианам, столько же страшен для иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Скачать epub pdf ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 1. Основание Коринфской Церкви Церковь в Коринфе основана св. ап. Павлом в период его второго благовестнического путешествия, когда он пребывал в этом городе около полутора лет, с осени 52 до весны 54 (см. Деян.18:1–18 ). Апостол остановился у Акилы и Прискиллы, занимаясь плетением палаток и проповедуя по субботам в местной синагоге. Но так как иудеи противились его проповеди, то Апостол перенес место своей проповеди в языческую среду, в дом некоего Иуста, ставший первым молитвенным домом христиан в Коринфе. Первоначальная община состояла преимущественно из язычников, но были среди них и иудеи-прозелиты. Уверовал даже сам начальник синагоги Крисп и многие из коринфян ( Деян.18:8 ). Но неуверовавшие иудеи не оставляли в покое ап. Павла. Однажды они огромной толпой напали на него и привели его пред судилище. Хотя Апостол не был обвинен ни в чем, он счёл нужным оставить Коринф и вместе с Акилой и Прискиллой переселиться в Ефес ( Деян.18:19 ). Дело его проповеди продолжал в Коринфе Аполлос, александрийский ученый иудей, обращенный Акилой и Прискиллой ко Христу ( Деян.18:24–28 ). 2. Повод к написанию Послания В Коринфской Церкви после ухода оттуда ап. Павла произошло разделение: одни считали себя учениками Аполлоса, другие -Павла, иные – Петра, иные – Христа. Некоторые отрицали воскресение мертвых, обращались в языческие суды, равнодушно терпели в своей среде людей, попиравших нравственные нормы жизни. Были недоумения относительно брачной жизни, а также нарушение благочиния на вечерях Господних. Эти нестроения побудили некоторых христиан из Коринфа обратиться к ап. Павлу с письмом, в котором они просили у него совета и наставления. В ответ на все эти недоумения и вопросы ап. Павел пишет свое Первое Послание к Коринфянам с целью устранить вкравшиеся пороки и разделения и преподать правила церковного благочиния. 3. Место и время написания Послания Переписка ап. Павла с коринфянами датируется временем третьего миссионерского путешествия (54–58 г.) Известное нам «Первое послание» написано из Ефеса весной 57 г.; ему предшествовало не дошедшее до нас послание (см. 1Кор.5:9 ). 4. Главная тема и общее содержание Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Он сразу же привлек внимание Акилы и Прискиллы. Они быстро подружились с ним, радушно пригласили в свой дом и объяснили ревностному проповеднику «точнее путь Господень» ( Деян.18,26 ). Акила и Прискилла могли указать Аполлосу на тот факт, что крещение Иоанна носило переходный, подготовительный характер, было символом покаяния и очищения. А христианское крещение подразумевает соединение со Христом в Его смерти, погребении и воскресении. Братское общение Аполлоса с Акилой и Прискиллой ускорило духовное и богословское развитие проповедника. Служение его стало более полновесным, активным и благодатным. Мудрые супруги нашли, что редкое дарование Аполлоса могло бы принести значительную пользу делу проповеди Евангелия среди образованных греков. Церковь в Коринфе, где позже оказался Аполлос, получила рекомендательное письмо на Аполлоса ( Деян.18, 27 ). Можно сказать, что в Коринфе Аполлос поливал то, что насадил Апостол Павел ( 1Кор.3,6 ). И, хотя часть неуравновешенных коринфян чрезмерно увлеклась пламенным красноречием Аполлоса и сделала его имя знаменем разделения, Апостол Павел высоко ценил дар этого проповедника ( Тит. 3, 13 ). Когда Павел вновь прибыл в Ефес во время своего третьего миссионерского путешествия, он опять нашел теплый приют в доме Акилы и Прискиллы. Направляя оттуда назидательное Послание в Коринф, ап. Павел шлет радостное приветствие и от своих близких друзей, Акилы и Прискиллы ( 1Кор.16,19 ). Акила и Прискилла никогда не оставались слишком долго на одном месте. Они вели кочевой образ жизни. Рим, Коринф, Ефес, снова Рим и опять Ефес – вот места, где они самоотверженно трудились и сеяли Слово Божие. Куда бы они ни прибыли, сразу же их неприхотливое жилище становилось домом молитвы, домом открытых дверей, местом постоянных встреч и собраний христиан. Согласно 2-му Посланию апостола Павла к Тимофею, епископу Эфесскому, Акила и Прискилла в Эфесе были помощниками и Тимофея ( 2Тим. 4, 19 ). Письменных источников, сообщающих о дальнейшей судьбе святых супругов, не сохранилось. По преданию, принятому в православной агиографии, Акила стал епископом Ираклийским и был убит язычниками; мученическую кончину претерпела и его жена Прискилла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Предметом различных толкований уже в ранней Церкви был вопрос о том, как совместить активность А., христ. миссионера, с неполнотой его познаний в христианстве, к-рые лишь впосл. были восполнены Акилой и Прискиллой. Согласно свт. Иоанну Златоусту , А. мог быть одним из 120 мужей, к-рые вместе с апостолами были крещены Св. Духом в день Пятидесятницы (Деян 1. 15-16). Как это согласовать со свидетельством Книги Деяний (18. 25-26), свт. Иоанн Златоуст не поясняет, но допускает то, что знающий лишь Иоанново Крещение А. сподобился снисхождения на него Св. Духа еще до принятия им собственно христ. Крещения , т. е. с А. произошло то же, что раньше с сотником Корнилием (Деян 10. 44) ( Ioan. Chrysost. In Acta apostolorum. Hom. 40). Если отбросить отвергающую историчность сообщения Книги Деяний (18. 25) гипотезу о том, что А. был иудейским миссионером, обращенным в христианство Акилой и Прискиллой ( Schweizer E. Die Bekehrung des Apollos, Apg 18, 24-26//Beitr. z. Theologie d. NT. Zürich, 1970. S. 75-78; Merkel H. Απολλς//EWNT. Bd. 1. S. 382f и др.), то можно сказать, что в работах совр. зап. библеистов представлены две т. зр., в большей или меньшей мере соответствующие взглядам свт. Иоанна Златоуста. Согласно одной из них, А. действительно получил лишь Иоанново Крещение еще во время служения самого Иоанна Предтечи или Иисуса Христа, когда оно (т. е. Иоанново Крещение) еще совершалось ( Preisker H. Apollos und die Johannesjünger in Act 18, 24-19. 6//ZNW. 1931. Bd. 30. S. 302; Aland K. Zur Vorgeschichte der christlichen Taufe// idem. Neutestamentliche Entwürfe. Münch., 1979. (TU; 63). S. 188-194). Акила и Прискилла, крестив А., восполнили этот недостаток. Однако при таком решении остается непонятным, почему А. в течение 20 с лишним лет не знал о недостаточности Иоаннова Крещения. Согласно др. т. зр., наиболее распространенной в науке, А. был христианином, действовавшим первоначально независимо от ап. Павла ( K ä semann E. Die Johannesjünger in Ephesus//Exegetische Versuche und Besinnungen. Gött., 1964. Bd. 1. S. 164-168; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter. Neukirchen-Vluyn, 1979. S. 39f).

http://pravenc.ru/text/75682.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010