484 Во всяком случае посещение св. Апостолом Павлом Ефеса не есть нисколько от него не зависевшая случайность, будто бы «имевшая свою причину только в том, что корабль, на котором он отплыл из Кенхрей, пристал у Ефеса», как полагает Baumgarten. Die Apostellgeschichte oder der Entwickellungsgang der Kirche von Ierusalem bis Rom. Halle. 1852. Thl. 2, Abthl. 1-te. S. 326. 486 ‘Ανακμπτω означает: поворачиваться назад; пройдя от одного места до другого, возвратиться к первому старой же дорогой. – Ср. Мф. 2:14: волхвы, получив в Вифлееме откровение: μ νακμψαι πρς ρδην, δι’ λλης δο νεχρησαν ες τν χραν ατν. 489 Κειρμενος – Кто? Павел ли, Акила ли, или Акила и Прискилла? Когда? При начале обета, в средине его, или в конце? Εχεν γρ εχν. Какой обет? Обет назорейства или civile votum? 490 Наш славянский и русский переводы не удерживают греческого расположения имен, но ставят имя Акилы ранее Прискиллы: и с ними Акила и Прискилла. Новый Завет. По благословению Св. Синода. СПБ. 1881. In 16º. 491 Такого мнения держится прежде всего Вульгата: Aquilla, qui sibi totonderat in Cenchris caput. – Его проводят: Castal., Hammond, Grptius, Alberti, Valckner, Wieseler, Kuinoël, Schenckenb. и особенно Meyer. Kritisch-exegetischer Kommentar über das Neue Testament. 3-e Abtheilung: Handbuch über die Apostelgeschichte. Göttingen. 1861. Ss. 370. 371. – Ср. также: Phil. a Limbroch. Commentarius in Aeta Apostolorum et in Epistolas ad Romanos et ad Hebreos. Rotterodami. 1711. Pag. 173. – Kuinoël. Commentarius in libros Novi Testamenti historicos. Lipsiae. 1827. Volum. IV: Acta Apostolorum. Pag. 651. – Kistemaker. Die heiligen Schriften des neuen Testaments. 5-er Baud: Die Geschichte der Apostel. Münster. 1826. S. 278. – В защитники же этого мнения совершенно несправедливо Kuinoël (cit. op., р. 634 и Kistemaker (cit. op., S. 278) включают св. Иоанна Златоустог о, а Meyer (cit. op., S. 370) бл. Феофилакта. Св. Иоанн Златоуст в своей 40-й гомилии на это место говорит о лице, принявшем обет, крайне обще, так что из его слов нельзя вывести определенно: к кому он относит этот обет. Вот его подлинные слова: ρα πς νμος καταλλυται· ρα πς τ συνειδτι κατεχοντο. τοτο ουδαικν ν τ κειρασθαι τς κεφαλς κατ’ εχω. πλι δει τν θυσαν, θυσθαι, τις οκ θετο (смотри, как закон потерял силу; смотри, как они стеснялись совестью. Острижение голов по обету было иудейским обычаем; следовало при этом и жертву принести, но она не была принесена). Opera omnia. Ed. Bernardi de Montfaucon. Parisiis. 1731. T. IX. – Ср. Беседы на Деяния апостольские. Перевод СПБ. Д. Академии. СПБ. 1857. Т. 2. Стр. 183. – Что же касается бл. Феофилакта, то он полагает, что обет был дан и св. Апостолом Павлом и Акилой. – Бл. Феофилакт. Толкование на Деяния свв. Апостолов. Рус. пер. Казанской Д. Академии. Казань. 1871. Стр. 231.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У Истмийских ворот посетители Коринфа могли видеть памятник Диогену, вид которого мог лишь усилить мрачные предчувствия Павла. Ведь именно этот мудрец ходил средь белого дня с фонарем по Коринфу, утверждая, что ищет, но не находит человека. Однако все обернулось неожиданным образом, и апостолу повезло больше, чем философу. Именно в Коринфе Павел был вознагражден за провал в Афинах. Первый сюрприз ожидал миссионера на одной из иудейских улиц. Там он познакомился с неким Акилой и его женой Прискиллой.Оба оказались христианами. Уроженцы Причерноморья, супруги попали в Грецию после долгих скитаний. Прежде у них была мастерская в Риме, но недавно цезарь Клавдий приказал иудеям покинуть столицу, и Акила с Прискиллой нашли пристанище в Коринфе. Здесь они занялись своим ремеслом, изготовлением палаток. Для апостола эта встреча была большой удачей. Теперь он мог спокойно работать вместе с новыми собратьями. Узнал он и других обитателей еврейской колонии, но, наученный горьким опытом, действовал с большой осторожностью. Коринфская синагога считалась самой знаменитой в провинции Ахайи, и ее раввины пользовались немалым влиянием. Павел сделал все от него зависящее, чтобы прежде времени не вступать с ними в конфликт. Только когда, наконец, прибыли Сильван с Тимофеем, он почувствовал себя увереннее и стал на собраниях открыто говорить об Иисусе как о Мессии, Который в уничиженном виде предварил Свой последний приход. Эффект превзошел все ожидания. Крестился сам начальник синагоги Крисп с семьей. На радостях Павел, вопреки своему правилу, лично совершил над ним таинство. Принял христианство и уважаемый член общины Юст, в доме которого рядом с синагогой Павел гостил. Но все это не избавило Тарсянина от выходок противоположной партии. Под ее давлением Криспа отстранили от должности, заменив неким Сосфеном, и началась кампания травли миссионеров. Тогда Павел продолжил свою проповедь в доме римлянина по имени Гай. В знак начала нового этапа миссии он сам крестил его, а также Стефанаса, первого грека, обращенного в Коринфе. Последнего Павел назначил руководителем молодой церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не соглашаться с таким чтением этого стиха нет никаких оснований уже в силу одной авторитетности разделяющих его кодексов и переводов; напротив, такое именно чтение должно быть принято за несомненное ввиду других параллелей. В Рим. 16также на первом месте стоит Прискилла, а на втором Акила (σπσασθαι Πρσκαν κα κλας); точно такой же по- —30— рядок этих имен удержан и в 2Тим. 4:19 : σπασαι Πρσκαν κα κλαν. И во всех этих трех местах совершенно нет никаких грамматических нужд к такому именно порядку расположения имен. Таким образом, если исключить Деян.18и 1Кор.16:1 , где имя Акилы стоит ранее Прискиллы решительно во всех кодексах, переводах и изданиях, то окажется, что во всех остальных четырех случаях, где встречаются в Новом Завете эти два имени вместе 493 , обыкновенно Прискилла стоит ранее Акилы. Следовательно, такая расстановка этих имен в Деян.18является не намеренно исключительной, а обычной по отношению к этим именам со стороны и св. Дееписателя и самого Апостола Павла. Причину такого предпочтения жены пред мужем вопреки литературным обычаям древности нужно полагать скорее всего в личных качествах этой христианки, которая, возможно, превосходила своего мужа и христианской образованностью, и степенью благовестнической ревности по распространению св. веры 494 . – Таким образом самый текст ясно свидетельствует, что сообщение об остри- —31— жении волос относится к Апостолу Павлу. – Но и, кроме этого, есть еще основания, по которым нельзя относить этого сообщения к Акиле. Если бы Акила принял на себя обет назорейства 495 , то в силу вполне определенного и строгого постановления Моисеева законодательства он непременно должен был бы отправиться в Иерусалим и там, в храме, принести положенные жертвы, остричь свои назорейские волосы и сжечь их на огне под мирной жертвой 496 . Между тем АкилаПрискиллой), как известно, из Кенхрей отправился вместе с св. Павлом в Ефес, где и оставался в течение всего времени пребывания Апостола в Иерусалиме. – Наконец, допустив, что обет действительно был принят Акилой, а не Апостолом Павлом, приходится недоумевать: почему св. Дееписатель, обычно краткий в своем рассказе, считает нужным особо остановиться на обете Акилы, каковой факт совершенно не может иметь никакого значения по отношению к главной цели рассказа св. Дееписателя: говорить о распространении церкви Божией? Между тем сообщение об обете Апостола Павла имеет большую важность для уяснения ближайшего будущего в жизни этого Апостола 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Допускающие второе мнение полагают, что этот Сосфен одно лицо с Сосфеном, упоминаемым в 1-м Послании к Коринфянам (I, 1). Святой апостол Аполлос Имя Аполлоса несколько раз упоминается в посланиях ап. Павла (I Kop. I, 12; III, 4, 7; 21, 23; XVI, 12; Тим. III, 1–2; в Апостольских Деяниях XVIII и XIX). Из Апостольских Деяний видно, что Аполлос был иудей родом из Александрии и получил воспитание в знаменитых философско-религиозных школах и как обладавший редким даром слова (замечательный оратор), появившись в Ефесе, приводил слушателей синагоги в восторг своими проповедями. Особенностью учения его было то, что он под влиянием Александрийских ученых, считал обычный взгляд на ветхозаветную иудейскую религию слишком грубым, старался примирить её с философией и поэтому давал библейским сказаниям символический смысл. Вместе с тем Аполлос, по-видимому, имел некоторые сведения о христианском учении, из которого он также заимствовал некоторые части. Вообще Аполлос был человек чрезвычайно образованный, глубокий знаток Священного Писания и высоко даровитый оратор. Во время отсутствия ап. Павла, он в Ефесе, познакомился с Акилой и Прискиллой и, ближе ознакомившись чрез них с христианством, совершенно склонился на его сторону. Обрадовавшись приобретением для церкви такого славного проповедника и предусматривая, как его проповедническая деятельность могла бы быть полезною среди тонких и развитых греков, Акила с Прискиллой и другими членами Ефесской Церкви, написали для него рекомендательное письмо к Коринфским представителям тамошней Церкви. В Коринфе красноречие Аполлоса произвело громадное впечатление и он сделался крепкою опорой для собратий; как видно, здесь Аполлос уже не застал св. Павла; но он с таким искусством воспользовался проповедью Апостола, насколько мог ознакомиться с нею из бесед с Акиллою и Прискиллою, что в своих публичных спорах с враждебными иудеями и с непреодолимою силою, на основании их собственного писания, доказывал мессианство Иисуса Христа и таким образом был, сколько дорог христианам, столько же страшен для иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

После нанесения такого удара иудейской дерзости, для ап. Павла наступил период продолжительного покоя, и он в те­чение его продолжал не только проповедывать слово Божие в самом Коринфе, но и наблюдать за состоянием церквей в других городах. Его сотрудники то и дело посещали окрестные церкви и доносили ему о их религиозно-нравственном состоянии. Среди некоторых юных церквей, оставшихся без властного руководительства в вере, возникали различные недоумения, для разрешения которых требовалось авторитетное слово са­мого апостола; но так как сам он занят был проповедью в Коринфе, требовавшем его постоянного личного присутствия, то он для назидания других церквей прибег к тому спо­собу, который впоследствии пробрел громадное значение для церкви, именно к письменности. И в Коринфе именно на­писаны им были первые послания. Поводом к ним был слух, дошедший до него из Фессалоники, что там среди христиан возникли недоумения касательно второго пришествия Господня и воскресения мертвых, и вот в разъяснение этих недоумений апостол и написал одно за другим два послания, известные под названием «первого и второго посланий к Фессалоникийцам». Так как написание этих посланий требовало значительного труда, то апостол обыкновенно не сам писал их, а диктовал писцу, и собственноручно прибавлял лишь заключительное приветствие, которое и служило для христиан доказательством подлинности посланий. Так положено было начало боговдохновенным посланиям апостола народов. Устроив все дела в Коринфе, апостол наконец оставил его, чтобы посетить Иерусалим к предстоявшему великому празднику Пятидесятницы. При отбытии из Коринфа он принял на себя обет назорейства и вместе с Акилой и Прискиллой отплыли в Ефес, знаменитый порт Средиземного моря, находившийся в постоянных торговых сношениях с Коринфом. Благочестивая чета осталась в Ефесе, где она могла рассчитывать на хороший заработок, а апостол отправился далее в Кесарию и Иерусалим, и оттуда поспешил в Антиохию. Там он, среди своих возлюбленных собратий, провел несколько дней мира и радости, столь необходимых для него после перенесенных трудов и пережитых потрясений. XXXIX. Третье миссионерское путешествие ап. Павла. Пребывание в Ефесе. Послания к Галатам и Коринфянам. Мятеж в Ефесе

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

е. все одинаковое коли­чество времени). – Скорее, отложив в сторону различные теории об источниках, какими пользуется св. Лука при написании книги Деяний, следует признать, что он подроб­нее в своем рассказе там, где говорит о виденном им лично и наоборот, – краток там, где повествует о слышанном. Внимательнее всматриваясь в текст книги Деяний, нельзя не заметить, что св. Дееписатель сравни­тельно очень подробен в рассказе о первом пребывании Ап. Павла в Ефесе: тут, несмотря на весьма непро­должительное время этого пребывания, он подробно описывает и прибытие, и единичный факт проповеди в сина­гоге, и отбытие Апостола, дважды замечая, что он оставил там Прискиллу и Акилу. Между тем дальше, о путе­шествии св. Апостола в Иерусалим, об исполнении им здесь обета (о начале которого он упомянул выше), о пребывании в Антиохии сирийской, где совершилось важное событие – обличение Ап. Павлом Ап. Петра, о прохож­дении верхних стран Малой Азии, о всем этом св. Лука говорит весьма кратко. Он обозначает только некоторые, весьма далеко отстоящие друг от друга, пункты на боль­шом пути св. Апостола (Кесария, Иерусалим, Антиохия, Галатия и Фригия), весьма обще говоря о самой деятель­ности за это время (побывав в Кесарии, он приходил (в Иерусалим), приветствовал церковь , и отошел в Антиохию. И проведши там несколько времени, вы- —109—­ шел и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников 1242 . Перейдя же далее к описанию того, что за это самое время совер­шилось в Ефесе, св. Дееписатель подробен так же, как и в раннейшем повествовании об Ефесе. Он подробно говорит о прибывшем туда Аполлосе, об его проповеди в синагоге, о духовном общении его с Акилой и Прискиллой, о полученном от них оглашении, о дан­ном ему письме к ахайским братьям. Почти также подробно продолжает св. Дееписатель рассказ и о деятельности в Ефесе снова прибывшего туда св. Апостола. Внимательно читая это отделение кн. Деяний, где так сильно различаются описания происходящего в Ефесе и – происходящего вне его, невольно должно прийти к пред­положению, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостола вполне сложился и определился план начальной части его нового – третьего – путешествия. Можно думать, что первоначальный план своей новой миссионерской деятельности после пребывания в Коринфе св. Апостол намечал уже при самом своем отъезде из Коринфа, бывшего в конце его второго путешествия местом его почти двухлетней деятельности 477 . Отъезжая отсюда в Сирию, он к своим спутникам присоединил благочестивую чету: Акилу и Прискиллу, которые ревностно помогали ему в коринфской проповеди 478 . Эти люди могли быть весьма полезными помощниками и в будущем: очевидно, Апостол уже имел в виду скоро воспользоваться помощью этих лиц где-либо в новом месте своей проповеди. Таким местом, куда скорее всего стремился он в это время проникнуть со своим благовествованием, была, вероятно, проконсульская Азия, где он во время своего второго путешествия не был допущен проповедовать Духом Святым 479 . С тех пор прошло довольно времени, и Апостол успел основать новые, христианские церкви почти во всех, соседних с проконсульской Асией, странах и даже, согласно повелению Ангела 480 , – на Европейском материке. Между тем Азия со своей знаменитой столицей, имевшей чуть не всемирную известность, продолжала блуждать во мраке гнусного культа Дианы ефесской; и мало того, что она сама всецело жила этим язычеством, – она была его рассадником и для других стран и народов: культ и храм Дианы ефесской были центром всего малоазийского и отчасти западно-греческого язычества 481 . И действительно, корабль, на котором отплыл вместе с Акилой, Прискиллой и другими спутниками Апостол —24— Павел из Коринфской гавани Кенхрей 482 , направился к малоазийскому берегу и достиг знаменитого Панорма, гавани Ефеса, где и бросил свой якорь 483 . О цели этого посещения св. Апостолом Ефеса дает вполне достаточные сведения самый текст книги Деяний. Ефес не был в данном случае главной и конечной целью путешествия Апостола; ему нужно было плыть в Сирию, почему Дееписатель в 18 стихе и выражается про него, что он отплыл в Сирию (ξπλει ες τv Συραν); Ефес, значит, был посещен только по пути.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этим выводом не следует заходить слишком далеко, но все же не исключено, что Тацит косвенно упоминает веру христиан в Воскресение Иисуса, говоря, что Его учения стали «вновь прорываться наружу» после Его смерти. Следует также обратить внимание на то, какие виды пыток применялись к христианам. Некоторых сжигали, а некоторых распинали на крестах. Этот метод казни использовался не только для Иисуса; согласно преданию, Нерон распял и Петра, только вверх ногами. Примечательно и то, что мучения христиан вызывали у римлян сострадание. Второе упоминание об Иисусе у Тацита содержится в «Истории». Хотя сам текст утрачен, как и большая часть книги, это упоминание сохранилось у Сульпиция Севера 432 . Он сообщает, что Тацит писал о том, как римляне в 70 г.н.э. сожгли иерусалимский храм и разрушили город. Христиане упоминаются в связи с этим событием. Из этого свидетельства мы можем вынести лишь то, что Тациту было известно о существовании христиан не только в контексте их присутствия в Риме. Конечно, сведения об Иисусе, которые приводятся у Тацита (и во многих других внебиблейских источниках), хорошо известны современному обществу. Однако нам это неожиданное подтверждение историчности Иисуса представляется важным. Светоний Другой римский историк, в трудах которого также встречается одно упоминание об Иисусе и одно о христианах,– Гай Светоний Транквилл. О нем известно очень мало, кроме того, что он был главным секретарем императора Адриана (117–138 гг. н.э.) и что у него был доступ к императорским архивам 433 . Первое упоминание содержится в разделе, посвященном императору Клавдию (41–54 гг. н.э.). Светоний, писавший примерно в то же время, что и Тацит 434 , сообщает об одном из дел Клавдия: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима» 435 . Переводчик делает примечание, что Chrestus представляет собой альтернативное написание имени «Христос», что отмечали и другие комментаторы; оно практически совпадает с латинским написанием у Тацита. Светоний имеет в виду беспорядки, разразившиеся в большой еврейской общине в Риме в 49 г. н.э. В результате евреи были изгнаны из города. Кстати, этот факт находит интересное подтверждение в Книге Деяний Деян.18:2 , где упоминается, что Павел встретился с Акилой и Прискиллой – еврейской супружеской парой из Понта, которая незадолго до этого покинула Италию, так как Клавдий своим повелением изгнал всех евреев из Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПЕНЕТ Ап. Епенет. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) Ап. Епенет. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) [греч. Επανετος; лат. Ephaenetus], ап. от 70 (пам. 30 июля и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов), ученик ап. Павла. В Послании к Римлянам ап. Павел говорит о Е. как о 1-м уверовавшем в пров. Асия (М. Азия): «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток... [Асии] для Христа» (Рим 16. 5). В визант. типе текста (textus receptus), как и в синодальном переводе, в этом стихе вместо слов «начаток Асии» (παρχ τς Ασας) стоит «начаток Ахаии [Αχαιας - Nestle-Aland. NTG. S. 439]». Ахаия в этом стихе могла возникнуть по аналогии с 1 Кор 16. 15, где ап. Павел называет «начатком Ахаии» семейство Стефаново. Вероятно, Е. был обращен в христианство Акилой и Прискиллой в Эфесе и отправился с ними в Рим ( Lampe. P. 532). Не совсем понятно, было ли обращено приветствие ап. Павла к Е. и его спутникам, прибывшим в Рим, или же Павел приветствовал их, когда они были еще в Эфесе. Большинство исследователей склоняются в пользу Рима ( Strelan. P. 289-290). В православной традиции Е. считается первенствующим христианином в Ахайе. В визант. каталоге апостолов от 70 Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.) Е. назван епископом Карфагена. То же указание находится в визант. синаксарях под 30 июля, где его память приводится вместе с апостолами от 70 Силой , Силуаном (Сильваном), Крискентом и Андроником (SynCP. Col. 856). Те списки Синаксаря К-польской ц., к-рые под 30 июня помещают Собор не только апостолов от 12, но и апостолов от 70, приводят память Е. также под этой датой (Ibidem). В слав. агиографической традиции память Е. сохраняется только 30 июля и в Соборе апостолов от 70 - 4 янв. В поздней традиции неизвестного происхождения, зафиксированной в XVIII в. у католич. историка Д. Фарлатти, Е. назван епископом Сирмия ( Farlati D. Illyricum Sacrum. Venetiis, 1817. Vol. 7. P. 465-469).

http://pravenc.ru/text/190017.html

Проконсульство Сергия Павла на Кипре ( Деян 13:7 ). Древние источники не дают нам надежных сведений о времени его правления, поэтому точную дату его пребывания у власти определить трудно. Тем не менее, можно предположить, что встреча ап. Павла с проконсулом могла произойти во второй половине 40-х гг. 191 . Изгнание иудеев из Рима при имп. Клавдии ( Деян 18:2 ). 06 этом свидетельствуют христианский историк Павел Орозий (История против язычников. 7. 6. 15–16) и живший при имп. Адриане историк Светоний (Жизнъ двенадцати цезарей. Божественный Клавдий. V. 25. 4). Сообщение Орозия со ссылкой на Иосифа Флавия позволяет датировать это событие 49 г. Это согласуется с описанными в Деян 18:1–2 событиями (встреча с Акилой и Прискиллой, ок. 50 г.), предшествовавшими выступлению иудеев против Павла в Коринфе (18:12–17). Проконсульство Галлиона в Ахайе ( Деян 18:12 ). Наиболее значимым является упоминание о Галлионе, занимавшем должность проконсула в Ахайе (18:12). Это «единственная точка пересечения между историей и временем деятельности Павла, признаваемая всеми исследователями» 192 . Время его пребывания в должности датируется с достаточной точностью благодаря надписи, содержащей рескрипт императора Клавдия, обнаруженной в 1905 г. в Дельфах. В ней сообщалось о том, что Галлион обратился к имп. Клавдию с просьбой решить проблему депопуляции Дельфов, и именно в честь этого решения была сделана данная надпись. В ней указывается двенадцатый год правления Клавдия (41–54 гг. по P. X.), т. е. 52 год. С учетом того, что Галлион обратился к Клавдию несколько раньше и что проконсулы назначались лишь на год, время его правления в Коринфе могло продолжаться с июня 51 по июнь 52 г. 193 При этом Деян 18:12  сообщают, что к моменту начала проконсульства Галлиона Павел уже какое-то время пребывал в Коринфе. Поэтому из проведенных им здесь восемнадцати месяцев уже могло пройти около года (ср. 18:18). Упоминание о Галлионе дает нам возможность датировать не только эту часть второго миссионерского путешествия апостола Павла, но и первые два Послания, написанные им в Коринфе, т. е. 1–2 Фес, 50-м годом. Погрешность может составлять один год. Кроме того, из этого следует, что Собор апостолов в Иерусалиме произошел до 51 г., с учетом времени, которое было затрачено Павлом на дорогу и миссионерское служение в Коринфе, – в конце 49-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010