417 Пребывание Павла в Коринфе было более благоплодно, нежели в Афинах. Он останавливался здесь у супругов Акилы и Прискиллы, которые незадолго перед ним прибыли сюда из Рима, откуда Евреи были высланы по указу императора Клавдия, о чем между прочим сообщает и Светоний. Как сами странники, и притом люди небогатые, они не могли доставить многое Павлу, но он умел довольствоваться и малым ( 2Кор.11:8 ), особенно когда оно предлагалось с сердечным расположением и лицами, преданными ему. Что касается до ознакомления с городом и настроением его обитателей, то Апостол мог достигнуть сего так же скоро, как и в Афинах. Если в Афинах жизнь била ключом на площадях, то здесь она разливалась потоками во всех улицах и переулках, ибо густонаселенный город Коринф был городом приморским, торговым, куда стекалось множество всякого люда из всех мест Греции и даже из далеких стран. И память об Истмийских играх привлекала сюда многих на приволье богатой жизни среди роскошной природы, полной чарующих видов на горы и море, утопающие в массе света и тепла, достигавших и до бедного уголка Павлова в скромной хижине родных по нации и вере. Преосвящ. Михаил полагает, что Акила и Прискилла имели в Риме постоянное жительство, и что пребывание их в Коринфе, а потом в Ефесе, было лишь вынужденное именно изгнанием Иудеев из Рима Клавдием; впоследствии они опять были в Риме ( Рим.16:3 ), когда многие из Иудеев возвратились туда по смерти Клавдия ( Деян.28:17 ). И там они были самыми видными лицами в христианской общине, почему, писав приветы, Апостол ставит их в числе первых, приветствуемых им ( Рим.16:3 ). Благоплодную встречу святого Павла с приютившею его четою нельзя считать простым случаем, но должно видеть в ней устроение Промысла... Жизнь в доме скинотворца была для Апостола Павла и полезна, так как доставляла ему некоторые средства к существованию, и приятна, так как позволяла ему наблюдать сначала постепенное приближение приютивших его супругов ко Христу, затем быстрое развитие в них чисто Апостольской готовности служить тому, что они считали величайшею истиною. Трудно изобразить словами высокое достоинство той вероучительной школы, которую проходили Акила и Прискилла, живя с Апостолом Павлом. Святой Иоанн Златоуст , желая показать, как в высшей степени полезно было оказаться сожителем великого Апостола, вот что говорит в своей беседе о Прискилле и Акиле: «хижину их я смело мог бы назвать небом и церковью, ибо где был Павел, там был и Христос ( 2Кор.13:3 ), а где был Христос, там постоянно привитали и Ангелы. Если же и прежде Прискилла и Акила оказывались достойными служения Павлу, то представь, какими сделались они, прожив вместе с ним два года, наблюдая и вид его, и походку, и взор, и род одежды, и входы и исходы. Если мы, имея только его 14 посланий, носим их по всей вселенной, то те, которые имели у себя самый источник посланий, какими ни могли сделаться, живя с таким ангелом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Св. Павел, избранный сосуд благодати, апостол языков, прошедший от Иерусалима до Иллирика, особенно много имел в разных городах духовных чад, споспешников, друзей. К ним принадлежали Акила и Прискилла. Целуйте, писал св. апостол к римлянам, Прискиллу и Акилу споспешника моя о Христе Иисусе, иже по души моей своя выя положиша, ихже не аз един благодарю, но и вся церкви языческия: и домашнюю их церковь (16, 3, 4). В этих немногих словах прекрасно изображена вся история, вся жизнь благочестивой четы христианской. Несколько других указаний до полняют это изображение частностями. Замечательно, что благочестивые супруги нигде не отделяются друг от друга. Неразрывная связь, соединявшая их в жизни, соединила их и в сердце Павла и в памяти писателя Деяний апостольских. Не трудно понять причину сего, когда видим, что благочестивые супруги представляли, так сказать, одно сердце, одно существо в служении Господу и любви к св. апостолу. Св. Павел не мог разделять в воспоминании своем двух существ, которые всегда проникнуты были единой ревностью к благу Церкви и спасению язычников и, казалось, были соединены не столько для того, чтобы разделять и взаимно облегчать заботы жизни, сколько для того, чтобы совокупно нести крест, возложенный Господом на рождающуюся Церковь Его. Акила и Прискилла были иудеи из Понта, потом жили в Риме, где уже в царствование Августа число выходцев иудейских чрезвычайно умножилось. Язычники ненавидели иудеев за суеверие (мнимое или истинное) и фанатизм; императоры еще — за частые возмущения. Вскоре к этому присоединилось заблуждение язычников, смешивавших иудейство с христианством, на которое они начали уже смотреть с подозрительностью и беспокойством. В особенности со времени Клавдия начинается для них долгий период тяжких бедствий. Этот император изгнал иудеев из Рима «за беспорядки, производимые ими (будто бы) по наущению христиан». В силу этого указа, как говорится в Деяниях Ап., Акила и Прискилла удалились из Италии в Коринф. Здесь-то и нашел их св. Павел, совершавший тогда второе апостольское путешествие свое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

«Апостол разумеет страннолюбив и вспомоществование деньгами» (святой Златоуст). «И другую еще достохвальную их добродетель выставляет Апостол, приветствуя и домашнюю их церковь. Сие слово дает видеть превосходство их благочестия; ибо, как вероятно, они всех домашних обучили высокой добродетели и усердно совершали в доме Божественные службы» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит: «столько были они добродетельны, что обратили дом свой в церковь, так что все их домашние соделались верными и дом их отверст был для всех странных. Ибо Апостол не имеет обычая без разбора называть домы церквами, ежели в них нет примерного благочестия и не укоренен особенный страх Божий. Поэтому, и пиша об Онисиме (см.: Флм. 1, 10–18), говорит: Павел… Филимону… и Апфии… возлюбленней, и домашней их церкви (ср.: Флм. 1, 1–2). Ибо и в супружеской жизни можно быть достойным удивления и благородным. Вот и Акила с Прискиллою жили в супружестве и весьма просияли, хотя их промысел был незнатен. Они делали палатки, однако же добродетель покрыла все и показала их блистательнейшими солнца. Ни ремесло, ни брачный союз не вредили им; напротив, они явили в себе такую любовь, какой требовал Христос, сказав: больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (ср.: Ин. 15, 13). Они исполнили то, что служит признаком Христова ученика: взяли крест и последовали за Христом. Ибо делавшие это для Павла тем, конечно, паче показывали такое же мужество для Христа Господа». О последующей жизни Акилы с Прискиллою святитель Димитрий Ростовский говорит так: святой Павел Акилу поставил епископом и послал его обратно в Малую Азию распространять Евангелие. Прибыв туда и с подружием, Акила много помогал святому Тимофею в Ефесе, и святой Павел, пиша Второе к Тимофею Послание, приветствует их, говоря: целуй Прискиллу и Акилу (2 Тим. 4, 19). Проповедуя же Акила Христа в Асии, и Ахаии, и во Ираклии, многое множество душ человеческих привел ко спасению, обратив их от идольского неистовства к богоразумию и крестив.

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

В девятом часу отправились в Иигава. 1 ри от Фурукава. Иигава – несколько разбросанное селение из 120 домов. Приехали в церковный дом и в ожидании, пока соберутся несколько для молитвы, занялись с катехизатором Елисеем Кадо рассмотрением метрики. По ней крещеных в Иигава 162, из них умерло 20, перешло в другие места 35, охладело 9, налицо в Церкви 98, в 37 домах: в Иигава в 21 доме, в Зоосикиноме, 1 ри от Иигава, с 16 рассеянных домов, 4 христианских дома; в Нискарай, 27 чё, 50 рассеянных домов, 6 домов христианских; в Яноме. 15 чё, 25 рассеянных домов, 3 дома (один Павла Хонда, что был в школе); в Санбонги, 1 1/2 ри, 150 домов, скученных, 1 христианский дом; в Хикита, 2 ри, 50 скученных домов, 1 христианский дом; в Татагава, 1 ри 15 чё, 13 рассеянных домов, 1 христианский дом. В субботу и воскресенье на молитву собирается человек 15, когда свободное время, человек 5, когда некогда, как теперь. Пению учит Вера Кису, бывшая в Миссийской школе; новых слушателей нет. Никаких религиозных собраний ныне нет; а было женское симбокквай, но прекратилось, – никто не приходит. Земли 7 сё, 5 бу (215 цубо) под церковным домом и садиком вокруг него; эта земля, равно как церковный дом, вполне церковные: куплены за 75 ен в Мейдзи 18 году; из сего 50 ен пожертвовал Акила Кису, остальное – братья в складчину. Записаны на имя Кису. Я советовал переписать на имя Церкви. Есть «идзикин»: 121 ен; отдаются в долг на проценты по 12% в год. Имеется в виду на накопленную сумму купить церковную землю. На свечи, ладан и прочие расходы по Церкви братья жертвуют ежемесячно по 5–10 сен; Акила Кису дает 25 сен. Катехизатору дают пищу, что исполняют трое: Акила Кису питает полмесяца, Петр Миками – четверть, Никанор Сугава – остальную четверть. Прежде давали на пищу катехизатора и из Зоосикиноме, теперь перестали, – Бывают и временные пожертвования (риндзи). Из Иигава катехизатор Алексей Имамура: сын крестьянина Моисея и Фаины, в последнее время ослепшей; брат его Исаак плотник, ныне работает в Санума; у Исаака жена и ребенок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Да потом и жидова от них по тому навыкли. Егда же Филаделфь Птоломей, по Алексаньдре Макидонстем, над Египтом царствова, сей посла ко Азарии, иже тогда в жидовьстей стране пръвосвященнику, избрати от художнейших в разуме, иже закон истлъковати могущих. Архиерей же усмотрив, иже у него искуснейших жидов, иже отечьское и еллинское навыкли беша наказание, и от коегождо племени 70 и два мужей избрал, с радостию посылаеть ко Птоломею. Они же в различных клетех по двема, или по единому разделшеся в Фаре, Александрестемь острове, все божественое писание и сия псалмы, сиречь псалтырю, истлъковавше, и вси в тлъковании съгласиша, яко же дивитися Птоломею. Быть же 70 и двоих сих изложение прежде трею сот и единого лета спасова пришествиа. И оттоле распространилося то преведение в еллиньском языце, и от еллинскаго языка преиде в латынскы язык, за 300 лет до Христова пришествиа. А жидова как распяли Христа, так их в пленение предал бог, да и книги их истреблени бышя. Таже в лета Андриана грецкаго самодрьжца Акила от Синопиа, от еллиньства в христианство преложься, таже в иудейство уклонися, обрадовано жидовом тлъкование изложи. По сем же при Севире, иже от Самариа Симмах еретику Маркиону беседовав, и възвестив самаритом, и сего ради иудейская избрав благодействует им растленны в изложении смысл. По тех же при Комоде цари Феодотион, иже от Ефеса свяшенныя книги зле и разверащение изложи. Нам же священномученик Лукиан, при Диоклитиане мучители, жидовьскыя книги в нашу беседу предлагает, добрее же и твердейте. Мы же таковое изложение почитающе и 70 тих и двоих прилежим паче, яко разно языку преложение сътворшиимь един коегождо разум и беседу издаше. Ино нынешнее жидова еретическое предание дрьжать, псалмы Давыдовы или пророчьства испревращали по тому, как им еретици предали — Акила и Симмах и Феодотион по Христове пришествии и по пленении их, а не яко же нам предали святии апостоли и святии отци тех от мудрых, еже превели жидовьскы закон на еллинскы, за 300 лет преже Христова пришествиа; ино то и достоверно есть, ниже тогда еретици быша.

http://sedmitza.ru/lib/text/433583/

Здесь один иудеянин, по имени Акила, незадолго пред тем пришедший из Рима (вследствие Клавдиева указа об изгнании иудеев из столицы империи), принял его в свой дом. Поскольку Акила занимался тем же ремеслом, в котором искусен был и Павел, то последний разделял с ним его труды. Однако и главный долг, лежавший на нем, не оставался без исполнения. Каждую субботу синагога оглашалась именем Иисуса Христа. Безуспешность проповеди была некоторым образом вознаграждена утешительным известием, которое принесли с собою Тимофей и Сила, возвратившись из Фессалоники. Тамошние христиане при всех гонениях со стороны иудеев и язычников оставались верными, но колебались умом , одолевались различными сомнениями касательно пришествия Иисуса Христа и весьма много скорбели об участи умерших. Мог ли Павел оставить без ободрения и утешения возлюбленных и верных чад своих? Он написал к ним Послание (первое по времени из Павловых посланий), исполненное отеческой любви и заботливости. Возблагодарив их за твердость в вере, он увещевал их не скорбеть об умерших подобно не имеющим упования, напоминая, что наступит непременно тот великий день, когда все мертвые восстанут из гробов для наслаждения Жизнью Вечной. Касательно же времени пришествия Христова Апостол обращал внимание вопрошающих его на одно обстоятельство, столь благотворное по своему влиянию на нравственность, — его внезапность, умолял вести себя во всем неукоризненно, как то надлежит святым, быть миролюбивыми и удаляться лености. Некоторые недоразумения, происшедшие затем в уме фессалоникийцев, побудили Апостола отправить другое письмо к ним. Последние, частично не уразумев смысла апостольского учения о будущем пришествии Иисуса Христа, частично смущаемые некоторыми подложными письмами, написанными якобы Павлом (см.: 2 Фес. 2, 2), утвердились в мысли, что Иисус Христос должен придти вскоре. Некоторые из них, вероятно, вследствие сего оставили работу и занимались единственно праздными суждениями. Апостол во Втором своем послании к Фессалоникийцам, опровергнув сомнения касательно пришествия Христа и показав, что явлению Спасителя должно предшествовать еще явление антихриста и отступление от веры, снова заповедует им, подражая его, Павлову, примеру, удаляться праздности, не вдаваться в бесполезные мечты и вести жизнь трудолюбивую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Преподобный Панкратий священник и чудотворец, говорит та же записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «В постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарах показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем». Из диаконов ныне открыто почивают: Акила , Макарий и Мартирий . По древней записке, «преподобный Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преподобный Макарий , будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлении отдан был Печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. « Мартирий диакон, – по древнему известию, – за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он, стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, Которому служил». Кальнофойский писал: «Тело святого инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре». в) С именем чудотворцев покоятся преподобные Агафон, Григорий, Ипатий и Моисей . По древней записке, преподобный Агафон «за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больного возлагал руку, получал тот исцеление; он имел и дар пророчества, знал о времени своей смерти». Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк неложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония, и наставь нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преподобного Григория во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему, и больные исцелялись. «Преподобный Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И не думай, что Я опять угрожаю будущим: Я показываю и даю знать пальцем. Вот пришел, пришел конец, конец пришел. Кто доселе казался тебе спящим и покоящимся, тот вдруг пробудился и встал против тебя. Пришло сокращение, которое в еврейском [тексте] выражается чрез sephphira и которое Акила перевел чрез προσκπσις, то есть созерцание и предусмотрение, наступления которого ты, трепеща, всегда боялась, но которое Акила перевел чрез πλοκ, то есть ряд и сплетение всех зол. Далее, слова: на тебя, житель земли, мы должны понимать сообразно с оным [изречением] Апокалипсиса Иоанна горе всем живущим на земли ( Откр. 8:13 ). Ибо святой – не житель земли, а пришлец и странник, и говорит: преселник аз есмь и пришлец, якоже вси отцы мои ( Пс. 38:13 ). Поэтому и Авраам называется евреем, то есть περτης, странником и пришельцем, спешащим перейти от настоящего века к будущему. Мы можем это место и духовно объяснить против народа иудейского, на которого пришел конец и истребление от крови праведного Авеля до крови Захарии, сына Варахиина, которого они убили между храмом и жертвенником ( Мф. 23:35 ). Ибо, пока они не налагали рук на Сына Божия, определение Божие для них спало и отсрочивалось. Но, когда они убили наследника, чтобы погибло наследие, то оно пробудилось против них и восстал весь ряд и сплетение бедствий, потому что они не искали небесного, а возжелали прилепляться к земле. Ueз.VII:7 . Пришло время, близок день избиения, а не славы гор. Еврейское слово adarim, которое, разделив на два слова, первое ad и второе arim, мы перевели по Феодотиону: слава гор, Симмах обратил в отсрочивание (recrasminamio) и сказал: и время близко: день поспешения, а не отсрочивания. Далее, LXX так перевели: пришло время, приблизился день, не с смятением и не с скорбями; Феодотион: пришло время, близок день голода, а не славы гор. Что же касается времени избиения и голода, то оно и теперь замечается в народе иудейском, не имеющем пророков и слова Божия, которым питается душа верующих. Под горами же понимай учителей и тех, которые обладают знанием Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Конечно, по каким-нибудь своим житейским надобностям, люди проходили чрез площадь, а, может быть, спешили некоторые на поклонение ложным богам. Апостол стоял на площади, как сеть… И таинственно совершалось улавливание душ. «Один берется, другой оставляется» ( Мф. 24:40 )… Благодать встречается таинственно с душой человеческой, на всех путях и площадях мира. Иногда среди самых земных шумов и идей мира человек слышит кроткий голос Истины. Друг земной или небесный вкладывает ее в самое сердце. И истина вдруг кажется человеку бесконечно более дорогой и близкой, чем все зовы мира, сулящие счастье и победные клики земли. Почему один откликается, «берется», а другой не отвечает голосу Истины и «оставляется» во лжи? Слово Божие объясняет эту тайну притчей о сеятеле и семени. Истина Божия стучится и она падает, как семя, во всякое человеческое сердце; в глубинах своего свободного бытия человек отталкивает или принимает Истину… Господь же, как солнце, светит всем… Если бы можно было духовными очами взглянуть на афинскую площадь, в то время, как там стоял апостол, можно было бы увидеть Солнце Христа, – ослепительно сияющее среди этой площади, и одних людей можно было видеть согревающимися и радостно озаряющимися этим солнцем, других – опаляемых его огнем и отбегающих от него; третьих – сокрытыми за холодными каменными стенами своей самости… Аполлос, Акила и Прискилла (Деян. 18:24–28) Аполлос, зная только крещение Иоанново (такова была сила этого крещения) уже «говорил духом " и «учил о Господе правильно» ( Деян.18:25 ). Дух Святой уже понуждал этого человека говорить другим языком, несмотря на еще несовершенное знание истины им самим. Истинное горение сердца больше знания человека. Дух Аполлоса был уже мудр, в горячности своей, а разум его еще отставал, и ряда сторон христианских учений не знал. Акила и Прискилла, друзья ап. Павла, соремесленники его по деланию палаток, помогли Аполлосу, «приняли его» (и в дом, и в сердце свое): «точно объяснили ему путь Господень» … Не спорили с ним, не опровергали его, а только «точнее объяснили ему путь Господень» … ( Деян.18:26 ) Это самый верный метод привлечения добрых душ, еще не знающих полноты истины. Аполлос – пример горячности, в служении Богу, и смирения. Душа, движимая Духом Святым, так же легко учит, как и учится истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Между гостями после Литургии у меня был христианин Секи из Хацинохе, член Парламента, говорил про церковный дом там, что он совсем обветшал и, кажется, будет скоро разрушен, так как земля под ним занятая, и хозяин требует ее обратно. Новый же христиане едва ли построят – мало их, да и усердных нет, хотя четверо между ними бывшие катехизаторы (Минамото, Икава, Кубо, Сираи). В 6 часов была вечерня, за которой были все учащиеся, имеющие говеть на Страстной. 22 марта/4 апреля 1904. Великий понедельник. Службы были: с 6-ти – утреня, продолжавшаяся полтора часа, с 10-ти – часы, вечерня и преждеосвященная Литургия; вышли из Церкви в половине 1-го часа, с 6-ти вечера – Великое повечерие, шедшее час. Кроме школ, в Церкви из города почти никого не было. Иоанн Исохиса, катехизатор в Кёото, пишет, что «Женской школе там ныне вредит то, что Надежда Такахаси, начальница, – сестра Григория Такахаси, уличенного государственного шпиона; корреспонденты приходили расспрашивать ее; одну девочку из школы взяли будто бы по этой причине» – и прочее. Но в этом мне слышится инсинуация на Надежду и прикрытое желание, чтоб ее удалили из Кёото – дело женщин семьи Исохиса, давно не любящих Надежду, хоть причина на то – одна бабская вздорливость с их стороны. Сегодня же пишет и Акила Хирота, диакон в Кёото, упоминая и о Надежде в вышеозначенном смысле, то есть что все узнали, что она сестра Григория Такахаси, но прибавляет совершенно обратное, именно, что это нисколько не вредит школе. Пишет еще Акила, что в Кёото в числе пожелавших слушать христианское учение от него оказался один сыщик (тантей), доискивающийся, нет ли чего подозрительного и опасного в политическом смысле у православных христиан. «Вообще же, – заключает он свое письмо, – нынешнее неблагоприятное положение Церкви непременно окажется полезным для нее». То же повторяется и во многих других письмах. 23 марта/5 апреля 1904. Великий вторник. Написал письмо к нашим больным и пленным в Мацуяма. От них нет никаких известий. На адресе поставил фамилию «Макаровский», единственную, которую узнал – верно или нет – от французского переводчика Mr. Andre.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010