—347— По отбытии Ап. Павла проповедниками христианства в Ефесе остались Прискилла и Акила. Эта благочестивая чета отличалась необыкновенной ревностью и трудами по распространению веры Христовой. Эти супруги были преданными сотрудниками св. Апостола, и он их впоследствии с любовью и признательностью называл сотрудниками своими во Христе Иисусе, кои голову свою полагали за его душу, которых не он один благодарил, но и все церкви из язычников 3223 . Акила 3224 – родом иудей из Понта, малоазийской провинции, 3225 расположенной возле Черного моря; первоначально он жил в Риме; но затем, когда вследствие возмущений иудеев, произведенных каким-то иудеем, присвоившим себе имя Христа 3226 , вышел указ императора Клавдия, повелевавший всем иудеям оставить Рим 3227 , принужден был удалиться из Италии и поселился в Коринфе, где вместе со своей женой Прискиллой 3228 занимался деланием палаток. В это время здесь проповедовал Ап. Павел; он познакомился с благочестивой иудейской четой, быть может, тогда уже принявшей христианство 3229 . Их сблизила прежде всего, единоплеменность, а потом одинаковость ремесла: св. Павел жил у них и работал вместе с ними. Но —348— потом узы, соединявшие их, стали еще теснее: продолжительное общение с Ап. Павлом сделало из Прискиллы и Акилы ревностнейших помощников св. Апостола 3230 по распространению христианства 3231 . Когда св. Павел отправлялся из Коринфа, то они уже так были преданы его святому делу, что не остались там, а поехали вместе с ним. Уже один этот факт, что св. Апостол оставляет их в Ефесе, очевидно «для того, чтобы они были учителями для жителей Ефеса» 3232 , показывает, что он доверял их познаниям в области христианского учения и их опытности и ревности в благовестнической деятельности 3233 , о чем он мог узнать в Коринфе. Поставленные единственными представителями и самого Апостола и проповедуемой им веры, Прискилла и Акила сделались в Ефесе центром, около которого неминуемо могли группироваться те, которые размышляли о новопроповеданной вере, слышав ли о ней еще ранее св. Павла или непосредственно от него самого. Прискилла и Акила по-прежнему посещали иудейскую синагогу 3234 и, конечно, при вопросах к ним со стороны иудеев о новой вере, не оставались безответными. Во всяком случае их благовестническая деятельность в Ефесе за время отсутствия св. Павла была плодотворна настолько, что вскоре, еще до его прибытия и даже до прибытия Аполлоса, около них

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На ней золотыми буквами выгравирована речь Павла в ареопаге. Всякий, кто знает греческий язык, может, посещая Акрополь, прочитать эту бессмертную речь. 3. Павел в Коринфе В посланиях Павла упоминаются имена 65 лиц в качестве тех, кто играл какую-то роль в местных церковных общинах или сопровождал Павла в путешествиях, или в обоих качествах. Некоторые из них упоминаются также в Деяниях, добавляющих 13 имен к этому списку. Итого 78 лиц, о большинстве из которых, кроме их имен, ничего не известно. Лишь в некоторых случаях мы узнаем о социальном статусе того или иного человека, о его роли в местной церковной общине, о его взаимоотношениях с Павлом, о деталях его биографии. 246 Акила и Прискилла Несколько раз в посланиях Павла упоминаются Акила и Прискилла, супружеская пара из Рима: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь » ( Рим. 16:3–4 ); «приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» ( 1Кор. 16:19 ); «Приветствуй Прискиллу и Акилу» ( 2Тим. 4:19 ). Об этих людях мы знаем больше, чем о многих других, фигурирующих в посланиях Павла, благодаря неоднократным упоминаниям о них в Деяниях. О том, что Акила и Прискилла были из Рима, мы узнаем из рассказа книги Деяний о пребывании Павла в Коринфе: После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток ( Деян. 18:1–3 ). Этот небольшой отрывок вмещает очень много информации, касающейся как Акилы и Прискиллы, так и Павла. Прежде всего, мы узнаем из него об изгнании иудеев из Рима при императоре Клавдии. Упоминание об этом встречается также у Светония в главе, посвященной Клавдию: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Память 14 июля Память святого Апостола Акилы Святой Апостол Акила, один из семидесяти, был учеником святого Апостола Павла [ 1 ] и им был поставлен во епископа. Родом он был еврей из Понтийской страны [ 2 ]; до обращения в христианство жил вместе с женой своей Прискиллой В Италии; когда же кесарь Клавдий [ 3 ] повелел евреям выселиться из Рима [ 4 ], Акила с супругой ушел в Коринф [ 5 ]. Причина же выселения евреев из Рима была следующая: когда в Риме началось благовестие Христово и сюда прибыл святой верховный Апостол Петр [ 6 ], многие из живших в Риме иудеев приняли святую веру во Христа, но многие оставались в неверии; поэтому возник между иудеями большой спор: одни признавали Христа истинным Мессией, другие отвергали Его и хулили. Неверующие иудеи, как в Иерусалиме и других странах, так и в Риме со злобой восстали на верующих: не вынося даже имени Иисуса Христа, они вооружали против верующих в Него еллинов и везде возбуждали на них гонение. Те из еллинов, которые обратились ко Христу, защищали верующих евреев от неверующих и возникали между ними большие споры и вражда, о чем и довели до сведения кесаря Клавдия. Так как верующими Господь Христос назывался Сыном Божиим и Царем Израильским, то кесарь опасался, чтоб не возникло какого-нибудь смущения в народе и не появился какой-нибудь новый царь, желающий отнять от него власть. Поэтому и приказано было всех евреев, и верующих во Христа и неверующих, изгнать из Рима и всей Италии. Была еще и другая причина этого изгнания, именно: неверующие иудеи совратили в иудейство царицу Агриппину, жену Клавдия. Вместе с изгоняемыми иудеями был изгнан и Акила, как еврей; поселился он в Коринфе и питался здесь трудами рук своих, владея мастерством скинотворца или делателя палаток. В это время святой Апостол Павел, проповедуя Христа между язычниками, пришел из Афин в Коринф, главный город Ахаии и, нашедши здесь Акилу с Прискиллой, остановился у них; так как они знали одно мастерство, то вместе и занимались им; научивши Акилу и Прискиллу вере во Христа, Павел крестил их (Деян.18:1–3).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Другой переводчик говорит (Акила): «намерение сердца их услышало ухо Твое». Третий (Симмах): «устроишь, что сердца их услышит ухо Твое». «Оправдай сироту и смиренного, дабы не продолжал более человек величаться на земле» ( Пс.9:39 ). Дру­гой (Акила): «суди сирому и угнетенному». Видишь ли, как много пророк говорит и печется о самих людях порочных? Ведь они-то особенно и терпят зло. Несправедливо обижаемый терпит только потерю имущества, а обижающий подвергается крайней опасности. В самом деле, не важно ли то, что такие люди даже не чувствуют болезни, в которой находятся? Это – высшая степень бесчувственности, и потому они особенно достойны сожаления; это – знак несовершен­ного ума. Дети считают за ничто предметы опасные; они часто протягивают руки в огонь, а между тем боятся и пугаются, видя пустые маски. Подобно им и корыстолюбцы боятся бед­ности, которая нисколько не страшна, но еще доставляет безо­пасность, и высоко ценят неправедно собранное богатство и любостяжание, которое страшнее всякого огня. Подлинно любо­стяжание всегда есть зло. Поэтому и пророк постоянно увеще­вает воздерживаться от него, и, угрожая, и устрашая, и умоляя Бога – восстать для наказания такой бесчувственности. «Исчезните, говорит он, язычники с земли Его!»; угрожает им погибелью, а для несправедливо обижаемых просит Бога быть помощником и защитником, чтобы и последние ободрились, и первые вразу­мились. Итак, пусть никто не гоняется за обилием богатства. Отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие, и другие гораздо большие. Но чтобы вам освободиться от всего этого, вырвите сам корень их (корыстолюбие). Когда нет корня, тогда не растут и дурные растения. Все это сказано не для того только, чтобы мы слушали, но чтобы исправлялись и являли многие добродетели о Христе Иисусе, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 25 Другой переводчик (Симмах) говорит: победная о смерти сына Давиду. Третий (Акила и неизвестный переводчик. См. Ориг. Экз.): о юно­сти сына. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы, с. 5-596. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Уже и здесь они заявили о себе значительною деятельностью и стали известны всей общине; позднее ап. Павел в 1-м послании к коринфянам посылает туда особо сердечное приветствие от них ( 1Кор.16:19 ). Из Коринфа они сопутствовали апостолу в Ефес, откуда Павел, не смотря на просьбы их, тотчас отправился в Иерусалим ( Деян.18:19–20 ), оставив зародившуюся общину на попечении этой пары. И она оправдала его ожидания. В отсутствии Павла в Ефес пришёл Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в писаниях. Он уже был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла приняли его к себе и точнее объяснили ему путь Господень ( Деян.18:24–26 ). Что в этом замечательном событии Прискилле принадлежит передовое место, видно уже из того, что она здесь названа по имени, и на этом основании Иоанн Златоуст в своём перифразе книги Деяний именно Прискилле приписывает это дело 2189 . Она „точнее (ιβατεον) объяснила ему путь Господень – эта фраза предполагает более или менее продолжительное собеседование... Какими же широкими познаниями и какой глубокой верой должна была обладать эта женщина, если она умела раскрыть пути Господни и убедить такого философски образованного и выдающегося мужа, как Аполлос! Когда Аполлос вознамерился отправиться в Ахаию, то Прискилла и Акила предпослали ему письмо к коринфским христианам, чтобы расположить их к хорошему приёму новообращённого. Заметим, что это их благовестнические труды в Ефесе имели место несколько раньше, чем ап. Павел явился сюда с подробной проповедью. – Из Ефеса они ушли в Рим и здесь также предвосхитили дело ап. Павла. Когда он писал своё послание к Римлянам, он ещё не был в Риме; —403— и только ещё намеревался туда прийти, но там Акила и Прискилла, которых он приветствует в послании, успели приобрести домашнюю церковь (16, 3). При своём посещении Рима, он уже не застал их здесь; они действовали снова на востоке в обществе Тимофея, в послании к которому он и приветствует их, ставя Прискиллу опять на первом месте (2, 4, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деян.18:18 .  Павел, про­быв еще довольно дней, про­стил­ся с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету. Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение «остригши голову», так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого, по-видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены ( «Прискилла и Акила»), в непосредственной близости с данным событием. Как бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов ( Деян.21 и дал., ср. Деян.16:3 ). Что касается значения самого факта «острижения головы по обету», то это было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о назорействе по обету ( Чис.6 ). По этому закону дававший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим, стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по истечении срока обета, или в случае «осквернения» обета (предусмотренных законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое дееписателем острижение главы означало, вероятно, окончание какого-либо частного обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом. «В Кенхреях» – Кенхрейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со спутниками отплыл в Сирию. Деян.18:19 .  Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рас­суждал с Иудеями. «Ефес» – главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав так называвшейся тогда проконсульской Азии (Асии, см. прим. к Деян.16:6 ), большой торговый приморский город, центр деятельности св. Апостола Иоанна Богослова. Упоминаемое здесь посещение Ефеса было первым для апостола язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы должны брать это выражение так, как оно дано у Павла, не преуменьшая его значения. Гаий был гостеприимцем δλης τς κκλησας, а это значит, что принимал не отдельных ее членов, а всю церковь во всей ее полноте, т. к. δλος именно указывает на идею целостности и неделимости. В этом выражении мы находим начало того термина, который стал самым существенным для определения природы Церкви, – καφολικς. Если Гаий был гостеприимцем всей церкви во всей ее полноте, то единственный смысл этих слов заключается в том, что Гаий предоставлял свой дом для π τ ατ коринфских христиан. В его доме происходило Евхаристическое собрание, в котором пребывала вся полнота Церкви. Гаий – «хозяин» коринфской церкви, т. к. он гостеприимец ее Евхаристического собрания. Так, естественно, что Евхаристическое собрание происходило в том доме, в котором проживал ап. Павел. Если коринфские христиане могли собираться в доме Гаия, то почему ефесские христиане не могли собираться в доме Акилы и Прискиллы? Акила мог быть таким же гостеприимцем для Ефесской церкви, каким был Гаий для Коринфской. Тот же смысл имеет выражение τν κατ’ οκον ατς κκλησαν в послании к Колоссянам, т. е. оно показывает, что Нимфа была гостеприимцем церкви в Лаодикии или, может быть, в каком-нибудь другом месте, находящемся недалеко от Лаодикии. Филимон был «хозяином» той церкви, в которой он состоял. Из послания Павла к нему мы знаем, что он был состоятельным человеком и, по-видимому, занимал видное положение. Может быть, Лидия, о которой говорится в Деяниях 16: 14–15, была не только гостеприимицей Павла и его спутников, но и церкви в Филиппах. Несколько труднее объяснить выражения κατ’ οκον αυτν κκλησαν в послании к Римлянам. На основании того, что было сказано выше, нам естественнее всего допустить, что Акила, который принимал у себя церковь в бытность его в Ефесе, по своем возвращении в Рим, откуда он был изгнан при императоре Клавдии, стал гостеприимцем церкви в Риме. Мы не будем останавливаться в недоумении, которое звучит несколько наивно, каким образом Акила в короткий промежуток времени между написанием послания к Коринфянам и послания к Римлянам вернулся в Рим и успел там образовать церковь 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Луи Дюшен (католик) Глава V. Происхождение Римской церкви  Еврейская колония в Риме. – Акила и Прискилла. – Послание к римлянам. – Павел в Риме. – Первые христиане римской церкви. – Петр в Риме. – Пожар 64 г. и гонение Нерона. Еврейские цари из дома Асмонеев рано вступили в сношения с Римом. Несомненно, что благодаря им и возникла еврейская колония в Риме. Взятие Иерусалима Помпеем (63 г. до Р.Х.) вызвало сразу сильный прилив ее населения 40 . Победитель выбросил на римский невольничий рынок огромное количество военнопленных. Проданные сперва в рабство, затем отпущенные на свободу, они уже со времен Августа и даже раньше составляли значительную группу, поселившуюся за Тибром 41 . Эта колония не пользовалась, по крайней мере прямо, привилегиями вроде тех, какие прежние македонские цари или римские полководцы даровали стольким еврейским общинам на греческом или эллинизированном Востоке. Тиверий не нарушил никаких обязательств, когда выслал их из Рима в 19 г. 42 ; они уже тогда были так многочисленны, что 4000 чел. из них были посланы на о. Сардинию сражаться с варварами. Эта мера, внушенная Сеяном, была вызвана одним случаем обращения в иудейство, который показался уж чересчур выгодным для еврейской колонии. После падения этого временщика (31 г.) строгости ослабели. Когда Филон приехал в Рим защищать перед Калигулой интересы александрийских евреев (40 г.), римские иудеи уже вернули себе свое прежнее положение. В следующем году (41 г.), или немного позднее, имп. Клавдий особым указом распространил на них веротерпимость 43 , однако, потом нашел нужным принять против них репрессивные меры. К этому именно времени относятся первые следы христианства в истории еврейской общины в Риме. Деяния апостольские и историк Светоний единодушно свидетельствует о том, что евреи были изгнаны из столицы. По рассказу Диона Кассия, полиция, находя полное изгнание неудобоисполнимым, удовольствовалась тем, что запретила собрания 44 . Но несомненно, что были и случаи высылки: в 52 г. ап. Павел встретил в Коринфе еврея Акилу и его жену Прискиллу, которые переселились туда вследствие указа Клавдия. Акила был родом из Понта; и он и жена его уже исповедовали христианство. Эта подробность вполне совпадает с тем, что Светоний говорит о причине высылки: «Judaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit» («изгнал из Рима евреев, упорно производивших беспорядки по подстрекательству Христа») 45 . Итак, в Риме происходили беспорядки, вызванные евангельской проповедью, беспорядки, сходные с теми, какие по свидетельству книги Деяний происходили; в Иерусалиме, в Малой Азии, в Фессалониках, в Верии, в Корнфе, в Ефесе. По рассказу Деяний, когда Акила и Прискилла принимали в Коринфе ап. Павла, они только что прибыли из Италии; таким образом эдикт о высылке и беспорядки, которые дали повод к нему, относятся к 51 или 52 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Что касается рода ремесла Акилы и Приски, который у них совпал с Павлом, и который именуется в Деян 18:3 как «изготовление палаток (или шатров)» (sknopoiщш t techn), то на сегодняшний день ученые больше сходятся на мнении, что это оно заключалось не в производстве кожаных палаток для римских вооруженных сил, и шитьем льняной тентов для пляжей, навесов от солнца для частных домов, а также торговых палаток . Одновременно с этим, стоит отметить, что едва ли Акила был очень состоятельным предпринимателем. Кроме того, что ничего не говорится о наемных рабочих у него, сам Павел свидетельствует , что работа вместе с Акилой не приносила особенно больщой прибыли, впрочем давая возможность сводить концы с концами. Весьма характерная подробность о том, что Акила и Приска не были в состоянии проводить в Коринфе и, вероятно, в Эфесе, у себя в доме собраний единоверцев, указывает на их скромный достаток. Акила и Приска, по данным как посланий Павла, так и книги Деяний, на протяжении многих лет сотрудничали с Павлом в деле благовествования. Они были его спутниками и сподвижниками в период пребывания апостола в Коринфе, в Эфесе, в Риме. Не вдаваясь в подробности всех обстоятельств жизни и деятельности воспоминаемых сегодня апостолов Акилы и Приски, хотелось остановиться поподробнее на одном неоднозначном событии, описанном в Деян 18:24-26. В указанном фрагменте книги Деяний Апостолов сообщается о встрече и знакомстве Акилы и Приски с Аполлосом из Александрии. Там, между прочим, говорится об одной несколько странной и даже в чем-то противоречивой вещи - Аполлос «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново». То есть он, по утверждению Луки, был христианином, так как «путем» в Деяниях называется именно апостольское учение о Христе и христианский образ жизни, на этом учении основанный . Но что интересно, одновременно здесь указывается на факт крещения Аполлоса только крещением Иоанна и тем самым подчеркивается, судя по всему, что он не знал крещения Святым Духом (ср. Деян 19:2-5). По поводу этого неоднозначного места уже давно ведутся жаркие дискуссии среди исследователей: одни библеисты предлагают считать Деян 18:25 не историческим описанием, но авторским вымыслом Луки, из чего следует, что Аполлос был иудейским странствующим проповедником, обращенным в христианство Акилой и Приской ; другие считают, что редакторской вставкой в стихе 25 являются лишь слова «зная только крещение Иоанново» (это было сделано Лукой, согласно такому взгляду, либо для демонстрации неполноты христианского ведения Аполлоса либо для указания на превосходство духовного авторитета Павла ). Третья точка зрения заключается в полном признании историчности описываемой в 25 стихе характеристики .

http://bogoslov.ru/article/954655

1 Эта статья в издании Миня отнесена к разряду Dubia. 2 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 3 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 4 Музей ( μουσεγ ) — здание, посвященное музам, или место, назначенное для ученых занятий, училище. 5 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 6 Неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в Экзаплах. 7 Т.е. когда Авраам жил в Гераре. Соседних с Гераром жи­телей св. Иоанн Златоуст называет персами. 8 Неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в Экзаплах 9 Гомер в Одиссее рапс. 14-й, Феокрит в идиллии 4-й, и другие. 10 Платон в Кратиле. 11 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 12 Слова: «в конец» нет в славянском; но в еврейском, греческом 70 толковников и у св. Златоустого есть 13 По греческому переводу 70-ти и, согласно с ним у Златоуста, над­писание этого Псалма читается: πρ κληρονομοσης ­ «о наследствующе й»; та­ково было это надписание и по некоторым спискам древне-славянской Псал­тири (см. архим. Амфилохия. «Древне-славянская Псалтирь». Второе издание. Т. 1-й, стр. 15). Надписание: «о наследствующем» , как напечатано на стр. 36 этого издания, есть позднейшее (см. свящ. Н. Вишнякова, «Толкование на Псалтирь». Вып. I, стр. 19). 14 Неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в Экзаплах. 15 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 16 «Псалом Давиду, его же воспет Господеви» . Другой переводчик (Акила) говорит: «псалом» о «неведении Давиду» ( ψαλμς περ αγνοας τω ). Третий (Симах): «неве­дение Давиду» ( αγνημ τω Δαυδ ), и, вместо Хусия, читает: «Ефиоп­лянина» (Акила). Но сказанное и теперь еще неясно, потому что вы не знаете истории. А так как мы должны не обличать только, но и учить, то необходимо рассказать самое событие. Итак, нужно, прежде всего, сказать, кто был этот Хусий, сын Иемениин, и какие были слова его, за которые Давид воспел Богу этот псалом? 17 Другой переводчик (Симмах): победная песнь ( πινκον ) о точилех. Третий (Акила и Феодотион): победителю, о Гетеитиде. А в еврейском: ламанасси ал агеффие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3328...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010