Через полтора года апостол Павел отправился в Сирию. Вместе с ним отправились святые Акила и Прискилла. В Ефесе апостол Павел оставил их для проповеди слова Божия ефесянам, а сам отбыл в Иерусалим. Известно влияние святых Акилы и Прискиллы на одного из известных вероучителей того времени, Аполлоса, впоследствии ставшего апостолом от семидесяти. Аполлос во многом верно учил о Христе, но знал только Иоанново крещение. Святые Акила и Прискилла разъяснили ему учение Христа Спасителя. После смерти императора Клавдия святые Акила и Прискилла вернулись в Рим, но пробыли там недолго. Апостол Павел назначил святого Акилу епископом в Асию. Святые Акила и Прискилла усердно трудились, проповедуя слово Божие не только в Асии, но и в Ираклии, и Ахаии. Проповеди святых Акилы и Прискиллы постоянно сопутствовала молитвенная помощь апостола Павла. О его постоянной памяти о своих учениках известно по при ветствиям в апостольских Посланиях. Так, в Послании к Римлянам апостол Павел писал: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все Церкви из язычников, и домашнюю их церковь » ( Рим.16:3–4 ). Святые Акила и Прискилла приняли смерть от язычников. Мощи святых находятся в Риме. Святые мученики Кирик и Иулитта пострадали за Христа около 305 года в царствование римского императора Диоклитиана (284–305). Они жили в г. Иконии Ликаонийской области (Малая Азия). Святая Иулитта происходила из рода римских императоров, была христианкой. Рано овдовев, святая Иулитта одна воспитывала маленького сына Кирика. Когда в Ликаонийской области началось воздвигнутое императором Диоклитианом гонение на христиан, святая Иулитта оставила свой дом и вместе с трехлетним сыном и двумя верными служанками отправилась странствовать. Скрывая свое происхождение, она, как странница и нищая, пришла в сирийский город Селевкию, но и там язычники жестоко мучили христиан. Тогда святая Иулитта отправилась в киликийский город Тарс и поселилась там среди бедняков. Однако в скором времени ее узнали и вместе со святым Кириком отвели на суд к гонителю христиан игемону (правителю) Александру. Святая Иулитта, укрепленная Господом, исповедала себя христианкой. У нее отняли ребенка и стали жестоко избивать. Святой Кирик, видя мучения матери, рыдал и вырывался из рук державших его язычников. Игемон взял святого Кирика на руки и стал его утешать, но мальчик еще более взволновался и стал громко восклицать: «Я христианин, пусти меня к матери». Тогда разгневанный игемон бросил его с высоты своего помоста на каменные ступени. Святой Кирик покатился по ним и, обагрив их своей кровью, мученически скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пробывши в Коринфе год и шесть месяцев, уча слову Божию и побеждая при содействии Христовом иудеев и язычников, Павел отплыл в Сирию; за ним, как за своим учителем и виновником спасения, последовали Акила и Прискилла, сильно привязавшись к нему духовной любовью. С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе [ 7 ], затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим [ 8 ], обещаясь опять возвратиться в Ефес. После отшествия Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении; он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышавши в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень (Деян.18:24–28). После этого святой Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал первое свое послание веровавшим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: — Приветствуют вас усердно Акила и Прискилла с домашней их церковью (1 Кор.15–19), — то есть со слугами своими. После этого умер царь Клавдий, и евреям снова возвращена была свобода жить в Риме, каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда святой Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: — Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников (Рим.16:3–4). В Риме святой Акила был не долгое время и с женою своею пошел снова в Асию [ 9 ], будучи назначен епископом и послан туда своим учителем Апостолом Павлом на проповедь слова Божия. Пришедши в Ефес, он помогал в трудах святому Апостолу Тимофею, ученику Апостола Павла [ 10 ], поставившего его епископом для ефесян и оставившего его здесь, как он говорит в первом своем послании, к нему, писанном из Лаодикии: — Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе (1 Тим.1:2).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Тем временем, в отсутствие апостола Павла, Акила и Прискилла не оставили христианской проповеди. В то время в Эфес приехал один из александрийских иудеев – Аполлос. Аполлос был муж ученый и красноречивый и в то же время иудейский богослов, сведущий в Писаниях. Он уже был крещен крещением Иоанновым и понимал его приготовительное ко Христу значение. Будучи же по характеру пламенным проповедником своих убеждений другим, он, прибыв в Эфес, смело и с одушевлением учил о Господе в синагоге. Услышав проповедь Аполлоса, Акила и Прискилла наставили его в христианских истинах. Приняв Христа, Аполлос решил идти в Ахаию, дабы и там проповедовать. Одобрив его намерение, Акила и Прискилла послали его в общины, основанные апостолом Павлом. В Ахаие Аполлос много содействовал уверовавшим иудеям, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Особенно плодотворна была деятельность Аполлоса в Коринфе. Третье миссионерское путешествие: Эфес Вто время как в Коринфе проповедовал Аполлос, Павел, наконец, вернулся в Эфес. Здесь ему предстояло проповедовать около трех лет. Надо заметить, что в Эфесе к приходу апостола Павла уже сложилась небольшая община. Эту общину составляли двенадцать учеников Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что Акила и Прискилла состояли с ним в общении, и поэтому Павел пожелал узнать, приняли ли они Духа Святого. Но они отвечали ему: Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой (Деян. 19, 2). Удивившись, апостол Павел сказал им: Во что же вы крестились? (Деян. 19, 3). Они ответили, что крещены крещением Иоанновым. Тогда апостол Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян. 19, 4). Согласившись с ним, они приняли крещение во имя Иисуса Христа. Павел возложил на них руки и они исполнились Святого Духа, стали говорить иными языками и пророчествовать. После этого апостол традиционно начал проповедовать в местной синагоге, свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Так продолжалось три месяца – некоторые уверовали, но многие, напротив, ожесточились и начали злословить. Проповедник спокойно, со смирением мог переносить подобные оскорбления, но клевета приводила в соблазн новообращенных язычников. Тогда вместе с уверовавшими апостол Павел покинул синагогу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Он мог бы временно выехать за черту города, чтобы дождаться отмены эдикта. Что он не имел намерения окончательно покинуть Италию, показывает его возвращение в Италию, когда это стало возможно. С другой стороны, Лука указывает, что Акила прибыл из Италии в силу эдикта Клавдия об изгнании евреев из Рима. Это дает нам право предположить, что Акила проживал не в самом Риме, а в его окрестностях или в каком – либо небольшом городе недалеко от Рима. Это предположение имеет столько же вероятности, сколько предположение об его проживании в Риме. Мы знаем на основании Деяний, что христиане были не только в Риме, но и в Путеолах. Так, Лука сообщает, что в Путеолах Павел нашел христиан: «нашли братьев и были упрошены пробыть у них семь дней» ( Деян. 28: 14 ). Это указание Луки открывает широкое поле для предположений относительно распространения христианства в его время в Италии. Мы имеем полное право допустить, что христиане имелись не только в Путеолах, но и в других местах Средней и Южной Италии, а особенно в окрестностях Рима, как, например, в Остии, кафедра которой была очень древней. Наконец, Акила, вернувшись в Италию, мог, если он даже раньше проживал в Риме, поселиться в другом месте, например в той же Остии, что для него было удобно по характеру его ра боты. Если мы примем это предположение, то тогда приветствие церкви, собирающейся в доме Акилы, которое мы находим в послании к Римлянам, станет совершенно понятным. Акила был хорошо известен Римской церкви, проживал ли он или не проживал до своего изгнания в Риме, т. к. ему, несомненно, приходилось по его делам часто бывать в Риме и, вероятно, оказывать, как состоятельному человеку, разные услуги. Обращаясь с посланием к римским христианам, Павел не мог не вспомнить Акилу и Прискиллу, в доме которых он проживал в Коринфе, а также и ту церковь , которая собиралась в их доме. Подводя итоги всему сказанному, мы приходим к общему заключению, что выражение κατ’ οκον κκλησα означает не «домашнюю церковь », а местную церковь, собирающуюся в доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Он сразу же привлек внимание Акилы и Прискиллы. Они быстро подружились с ним, радушно пригласили в свой дом и объяснили ревностному проповеднику «точнее путь Господень» ( Деян.18,26 ). Акила и Прискилла могли указать Аполлосу на тот факт, что крещение Иоанна носило переходный, подготовительный характер, было символом покаяния и очищения. А христианское крещение подразумевает соединение со Христом в Его смерти, погребении и воскресении. Братское общение Аполлоса с Акилой и Прискиллой ускорило духовное и богословское развитие проповедника. Служение его стало более полновесным, активным и благодатным. Мудрые супруги нашли, что редкое дарование Аполлоса могло бы принести значительную пользу делу проповеди Евангелия среди образованных греков. Церковь в Коринфе, где позже оказался Аполлос, получила рекомендательное письмо на Аполлоса ( Деян.18, 27 ). Можно сказать, что в Коринфе Аполлос поливал то, что насадил Апостол Павел ( 1Кор.3,6 ). И, хотя часть неуравновешенных коринфян чрезмерно увлеклась пламенным красноречием Аполлоса и сделала его имя знаменем разделения, Апостол Павел высоко ценил дар этого проповедника ( Тит. 3, 13 ). Когда Павел вновь прибыл в Ефес во время своего третьего миссионерского путешествия, он опять нашел теплый приют в доме Акилы и Прискиллы. Направляя оттуда назидательное Послание в Коринф, ап. Павел шлет радостное приветствие и от своих близких друзей, Акилы и Прискиллы ( 1Кор.16,19 ). Акила и Прискилла никогда не оставались слишком долго на одном месте. Они вели кочевой образ жизни. Рим, Коринф, Ефес, снова Рим и опять Ефес – вот места, где они самоотверженно трудились и сеяли Слово Божие. Куда бы они ни прибыли, сразу же их неприхотливое жилище становилось домом молитвы, домом открытых дверей, местом постоянных встреч и собраний христиан. Согласно 2-му Посланию апостола Павла к Тимофею, епископу Эфесскому, Акила и Прискилла в Эфесе были помощниками и Тимофея ( 2Тим. 4, 19 ). Письменных источников, сообщающих о дальнейшей судьбе святых супругов, не сохранилось. По преданию, принятому в православной агиографии, Акила стал епископом Ираклийским и был убит язычниками; мученическую кончину претерпела и его жена Прискилла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Сам князь города со многими знатными людьми принял св. крещение и построил церковь . Чудеса, которые творил святой и которые многих обращали ко Христу, были многочисленны и разнообразны: он врачевал болезни, возвращал зрение слепым и воскрешал мертвых. Рассказывают, что однажды, выйдя из города с своим клиром, святитель увидел, что несли хоронить умершего юношу, сына вельможи Иовиана. За гробом шла многочисленная толпа. Святитель остановил шествие и убеждал отца умершего поверить во Христа, Который возвращал жизнь мертвым. Иовиан обещал креститься в случае, если юноша оживет. Святитель помолился Богу и юноша воскрес. Предвидя свою кончину, Св. Иулиан завещал избрать после себя епископом пресвитера Туривия. Святитель был похоронен в построенной им церкви и при его гробе совершались чудеса. (Четьи-Минеи). Пр. Сарры Преподобная Сарра подвизалась в Ливийском скиту и скончалась в конце 4 в. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). 14-е число Св. ап. Акилы от 70. Пр. Еллия монаха. Св. муч. Иуста. Св. преподобномуч. Онисима. Пр. Стефана, Махрищского чудотворца. (Мучч. Акилы и Илария. Муч. Петра нового, еп. Критского. Муч. Ираклия). Св. апостола Акилы от 70 Св. Акила был родом понтийский еврей. Жил он в Риме и, быть может, был обращен в христианство вместе с женою Прискиллою апостолом Петром. По случаю волнения среди иудеев, император Клавдий издал эдикт (51 г.), изгонявший их из Рима. Акила перебрался в Коринф и здесь добывал себе пропитание, делая палатки из козьей шерсти. Апостол Павел, прибыв в Коринф из Афин, поселился в доме Акилы и занимался тем же ремеслом. Акила с женою помогали апостолу в его проповеднической деятельности и с этою целью отправились вслед за ним в Ефес. Как высоко ценил апостол Павел деятельность Акилы и Прискиллы, видно из следующих слов его послания к Римлянам: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников». (16:3–4). В 58 г. Акила с женою были снова в Риме, как видно из приведенных слов послания, a затем (между 63 и 67 гг.) они снова явились в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Коринфе апостола Павла поместили у себя понтийский иудей Акила и жена его Прискилла, которые, по изгнании из Рима, вследствие указа Клавдия против иудеев, поселились в Коринфе. Эти новые друзья Павла были простые ремесленники, делавшие палатки ( Деян. 18, 3 ). Поселившись в доме добродетельной Прискиллы и ее мужа, апостол прожил здесь около двух лет. Благочестивые супруги так привязались к апостолу, что, когда он, вследствие происков иудеев, должен был оставить Коринф и отплыл в Сирию, отправились вместе с ним (Деян, 18, 18). В Ефесе Павел оставляет своих спутников, вероятно для того, чтобы они здесь проповедовали, ибо, быв при нем столько времени, они многому от него научились. Апостол не мог согласиться исполнить желание своих друзей и остаться долее у них: он непременно хотел провести приближающийся праздник в Иерусалиме, и, пообещав возвратиться к ним после, отправился из Ефеса ( Деян. 18, 18–21 ). В Ефесе Акила и Прискилла оправдали возложенные на них апостолом надежды. Сюда пришел вскоре один александрийский ученый иудей, по имени Аполлос, который слышал только начатки христианского учения и знал лишь крещение Иоанна Предтечи. Между тем как человек красноречивый и сведущий в писаниях, он смело стал говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла пригласили его к себе в дом и здесь более основательным образом познакомили его с евангельским учением. Потом вместе с другими христианами решили послать его в Коринф для проповеди , предварительно написав тамошним ученикам, чтобы те приняли его. И Аполлос, благодаря наставлениям их, оказал большие услуги христианской проповеди в Коринфе ( Деян. 18, 27–28 ) и утвердил там церковь . Таково было влияние Прискиллы на церковь коринфскую, которую впоследствии она с мужем приветствовала через Павла ( 1Кор. 16, 19 ). Впоследствии Акила и Прискилла опять возвратились в Рим, который, собственно, и был обыкновенным их местом пребывания, откуда они лишь на время, по торговым делам или по иным причинам, удалялись в другие места, например в Азию ( 2Тим. 4, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скоро Акила и Прискилла увидели в доме своем и других споспешников Павла, Тимофея и Силу, пришедших сюда из Фессалоник с утешительной вестью о Церкви Солунской. Здесь же от лица своего и их св. Павел писал свои послания к Солунянам (Деян. 18, 5; 1 Сол. 1, 1; 2 Сол. 1, 1). Таким образом блаженные супруги, служа в доме своем Павлу и его споспешникам, любезным им по общей любви к Павлу, удостоились быть свидетелями и как бы участниками апостольских дел и попечений их. Из дома Акилы и Прискиллы св. Павел являлся каждую субботу в синагогу для проповедания. Но так как иудеи были невнимательны к его проповеди, то он стал проповедовать язычникам в доме язычника же Иуста. И восемнадцать месяцев трудился он в благовестии, живя у Акилы и Прискиллы: явилось много обращенных, и они были так утверждены в вере, что св. Павел называл коринфян печатью своего апостольства (1 Кор. 11, 14). Они стали навсегда памятными и любезными споспешниками Павла. Целуют вы много о Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковию, — писал потом св. Павел к коринфянам. Между тем иудеи, раздраженные успехами Павловой проповеди, схватили апостола и хотели, хотя тщетно, предать его суду. Это, конечно, один из случаев, когда привязанная к апостолу чета готова была жертвовать жизнью своей за жизнь апостола (Римл. 16, 4). Вскоре после того Павел оставил Коринф. Акила и Прискилла сопровождают его. Отплыв из Кенхрейской пристани, путники достигают Ефеса. Отселе Павел спешит в Иерусалим на праздник, оставляя спутников в Ефесе, куда, впрочем, обещал скоро возвратиться. Что же делают они в ожидании Павла? Продолжают его дело проповеди. Как сильно уже было слово споспешников Павла. Был в то время в Ефесе Аполлос, родом из Александрийских иудеев, известных тогда своей образованностью. Он был муж словесен, силен сый в книгах Сей бе оглашен пути Господню, и горя духом, глаголаше и учаше известно яже о Господе, ведый токмо крещение Иоаннова. Сей же начат дерзати на сонмищах. Слышавше же его Акила и Прискилла, прияша его и известнее тому сказаша путь Господень (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Это недоумение просто разрешается, т. к. Акила не образовывал никакой церкви в Риме, и поэтому ему не надо было времени для этого. Если он проживал в самом Риме до своего изгнания и если он обратно вернулся в Рим, то он, вероятно, поселился в том же помещении, которое он раньше занимал. Возможно, что христиане собирались на Евхаристическое собрание в его доме до его изгнания из Рима и, может быть, продолжали в нем собираться и после того, как он покинул Рим. В том и ином случае, вернувшись в Рим, он вновь стал гостеприимцем Римской церкви. Если же Акила, вернувшись в Рим, поселился в другом помещении (он мог ликвидировать свое помещение перед отъездом из Рима), то вряд ли могло потребоваться много времени, чтобы приготовить свой дом для христианских собраний. Если же мы допустим, что у Акилы в Риме была отдельная (домашняя) церковь , то мы принуждены будем признать, что и в Ефесе у него также была отдельная церковь . При таком предположении Акила и Прискилла выступали бы как носители принципа сепаратизма: где бы они ни проживали, чуть ли не первым их делом было образование своей частной церкви. Как ни близки были отношения ап. Павла к Акиле, весьма сомнительно, чтобы он мог одобрить такую линию поведения, направленную к разъединению христиан. Напротив, Акила и Прискилла выступают перед нами как принявшие на себя как бы особое служение предоставлять свой дом для церковных собраний и быть гостеприимцами собрания. Об этом, по-видимому, упоминал сам Павел, говоря, что им должны быть благодарны церкви из язычников. Трудность, о которой мы упомянули выше, заключается в другом. В послании, которое Павел адресует в Рим, он передает приветствие Акиле и Прискилле и сейчас же добавляет «церкви, собирающейся в их доме». Последнее приветствие как будто показывает, что « церковь , собирающаяся в доме Акилы и Прискиллы», и римские христиане не одно и то же или не совсем одно и то же. В самом деле, зачем было бы ап. Павлу, передавая приветствие Акиле и Прискилле, что вполне понятно на фоне других приветствий, передавать приветствие и всей римской церкви, которой адресовано само послание: «Павел, раб Иисуса Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Молитва О двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулиттою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земли сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучении запечатленную, прияли есте. Тем же убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Святой апостол Акила и жена его Прискилла апостолы из семидесяти, были верными учениками святого апостола Павла, разделившими его труды и смирение Христу. Святой Акила был родом из Понта, но затем переселился в Рим. При императоре Клавдии (41–54) святых Акилу и Прискиллу, как евреев, выселили из Рима. Такие действия Клавдия были вызваны разногласиями евреев относительно почитания Христа, император опасался возникновения от их споров брожения и смуты. Святые Акила и Прискилла поселились в Коринфе и занялись ремеслом изготовителей палаток. Там они встретились со святым апостолом Павлом, пришедшим проповедовать веру Христову в Коринф. Апостол Павел поселился у благочестивой четы и занимался изготовлением палаток. Святые Акила и Прискилла горячо восприняли проповедь великого апостола и крестились (по другим источникам, они были крещены еще в Риме апостолом Петром).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010