7.1. ОТЗЫВ доцента протоиерея Максима КОЗЛОВА на кандидатскую диссертацию выпускника Московской духовной академии священника Василия ЯСЕНИЦКОГО по кафедре Церковной истории на тему: «Деятельность митрополита Андрея Шептицкого по установлению восточного обряда после 1917 года». Диссертация священника Василия Ясеницкого носит название «Деятельность митрополита Андрея Шептицкого по установлению восточного обряда после 1917 года». Работа состоит из семи основных частей, приложений к каждой из этих частей, хронологий к каждой части, приложений общего характера, библиографии и фотографий. —734— Автор рассматривает жизнь митрополита Андрея Шептицкого при каждом из пап: при Пии X, Бенедикте XV, Пии XI, Пии XII. Автор рассматривает также и важные вехи истории того времени с точки зрения участия в этих событиях митрополита Андрея и Греко-Католической Церкви. В работе приведены основные вехи жизни и деятельности видных лиц того периода, которые прямо или косвенно соприкасаются с униатским митрополитом: митр. Иосиф Семибратович, Леонид Федоров, Иосиф Слепой, Иосиф Пилсудский и др. Методология, используемая свящ. Василием Ясеницким, состоит в обращении: 1) к источникам (документы и материалы: пап, Конгрегации по восточным делам, личные распоряжения митр. Андрея, переписка униатского митрополита с разными лицами по разным вопросам, материалы Конференции, протоколы заседаний Греко-Католической Церкви, материалы печатных и электронных СМИ); 2) к многочисленной вторичной литературе, представленной наиболее авторитетными работами по церковной и гражданской истории, биографическими исследованиями, необходимыми вспомогательными материалами. Автор исследует как сочинения митрополита Андрея, в которых только затрагиваются вопросы восточного обряда наряду с другими проблемами, так и сочинения его исключительно по вопросу «восточного обряда». Библиография к работе свящ. Василия Ясеницкого состоит из документальных источников, отдельно изданных документов, периодических изданий и литературы. Источники и литература на английском, немецком, украинском, русском и белорусском языках. Перечень украино-язычных работ, имеющих отношение к этой теме, в основном написанных по материалам архивов и библиотек университетов г. Львова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, св. Франциск Ассизский разрешал в своих монастырях только одну дневную Евхаристию, а Равеннский Собор запрещал служение частных месс во время конвентуальной 101 мессы 102 . Такое противодействие все же не смогло остановить ускоренного распространения частных литургий на Западе. До XVI века не существовало единства римского обряда вне римской епархии. Единого обряда не существовало и в самом Риме до 1280 года, да и позднее было достаточно трудно следить за соблюдением единообразия 103 . Эпоха, предшествующая Тридентскому Собору, характеризуется большой литургической свободой, иногда граничащей с произволом. Она граничит с литургической анархией, которая отличала эпоху Карла Великого 104 . Почти каждая крупная епархия и большая часть монашеских орденов имели свои особенности в совершении богослужения вообще, а литургии – в частности. Речь не идет об особых литургических обрядах автономного характера, которые бы имели свои точно определенные отличия. Все эти обряды вышли из римской литургии и чаще всего представляли собой определенную степень ее развития, на которой какой-либо орден или епархия остановились, не приняв последующие изменения 105 . Много было также материала более нового времени, частью – богословски не обоснованного. Такой измененный обряд вместе с новыми архитектурными решениями и новым способом литургического толкования вернулся в Рим. В Италии его ввели германские цари. Здесь он занял место первоначального римского обряда как способ богослужения первопрестольной кафедры Запада. С XIII века все литургические книги Рима переписываются с образцов, которые пришли из-за Альп. В этих событиях большую роль играли францисканцы 106 . Б. Тридентский Собор Эпоха Тридентского Собора, Девятнадцатого Вселенского Собора, как его называют католики, или Папского Собора 107 , как его с определенной долей горечи называет Ганс Кюнг, была по ряду причин особенно тяжелой для Католической Церкви. С одной стороны, богослужебная жизнь в большой мере ограничивалась формами вне- литургического благочестия, как и многими суевериями, а с другой – появление протестантов ставило под вопрос основные положения католического благочестия и литургической практики 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В связи с раскольническими действиями бывшего епископа Иоанна (Боднарчука) Собор подтвердил определение Священного Синода от 14 ноября 1989 г. относительно бывшего епископа Иоанна (Боднарчука) и заявил о полной неканоничности провозглашенной им Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда, призвав всех священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. По докладу председателя ОВЦС архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла Архиерейский Собор принял «Положение о экзархатах», внеся его в качестве 12 раздела в «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Одновременно Собор упразднил зарубежные экзархаты Русской Церкви, подчинив девять зарубежных епархий Русской Церкви непосредственно Святейшему Патриарху и Священному Синоду. В определении Собора о ситуации на Западной Украине в связи с захватами православных храмов униатами, проникнутом духом христианской любви, предлагался вполне конструктивный подход к мирному разрешению конфликта: «Факты изгнания католиками восточного обряда православных из храмов с угрозой и применением физической силы и самовольного занятия этих храмов к настоящему времени нарушили нормальное течение жизни православных приходов на Западной Украине. Усилия православных разрешить конфликт на местном уровне ни к чему не привели. По договоренности с Ватиканом 12–17 января 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-Католической и Русской Православной Церквей. Делегации в духе братства и взаимного доверия откровенно рассмотрели проблему положения католиков восточного обряда на Западной Украине и последствия развития ситуации для православных. Были выработаны совместно «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине». Этот документ после одобрения его священноначалием обеих Церквей должен послужить основой для реальных шагов к нормализации церковной жизни на Западной Украине… После Архиерейского Собора на основании достигнутой ранее договоренности с Римо-католической Церковью были начаты четырехсторонние переговоры об урегулировании конфликтной ситуации в Галиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И хотя в последующей традиции Русской Церкви нет примеров официального использования подобной процедуры, очевиден контраст между ярко негативным отношением к ней в центре византийского мира и позитивным вплоть до попыток полной легализации – на его периферии 48 . Очевидно, факт нахождения нашей просфорной печати с Мангупа в базилике также следует интерпретировать в смысле совершения обряда на изобличение вора лицами в священном сане – аналогично чину из АтнепМПТ136 и формуляру κς´, равно как и свидетельствам из английских, германских, древнерусских источников. Более того, здесь мы сталкиваемся не только с единственным материальным артефактом обряда артотирии, но и с уникальным и не описанным в источниках случаем «механизации» процесса нанесения надписи со стихом Пс. 9:28 на хлеб или просфору, то есть создание, по сути, магического просфорного штампа. Причины этого феномена точно не известны, однако можно предположить, что факт создания мангупского штампа указывает на частое применение обряда артотирии в столице Феодоритского княжества. Заключение В целом мы видим очень интересную и характерную картину эволюции обряда выявления вора от Античности к Средневековью. В языческой (пусть отчасти и синкретической) Античности этот обряд, совершавшийся посредством как артотирии (ρττυρος), так и фиаломантии, при помощи птицы и лавра, был чётко осознаваемой магической практикой – частной инициативой по поиску пропавшей вещи. То же самое ещё наблюдается и в середине V века, в истории епископа Софрония Телльского: он всячески скрывает от паствы свои занятия магическими практиками (артотирию, фиаломантию, гадание на книгах, сфере и другие), и осуждает его за них именно церковный Собор, тогда как народное возмущение против него оказывается вызвано совсем другими обстоятельствами. В средне- и поздневизантийское время картина усложняется. На уровне рядовых священнослужителей и мирян артотирия и другие обряды выявления вора достаточно широко практикуются, сохраняя приватный статус. Однако параллельно из частной практики артотирия эволюционирует в священническое действо, приобретая некоторые черты богослужебного чина (ячменный хлеб заменяется просфорой либо антидором Великого четверга, а на Западе – и прямо евхаристическими Дарами; складываются квази-литургические чинопоследования и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В этой главе мы будем говорить не о всей восточной церкви, мы оставим в стороне православие греков, сербов, болгар и т. д. Мы будем говорить только о русском православии и прежде всего обратимся к вопросу, о его происхождении. Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие и переработал его в своеме духе. Византийское православие характеризуется следующими чертами. Склонность философски рассматривать религии соединяется в византинизме с высокой оценкой важности обряда. Вместе с разработанной теософией, где выясняются в философских терминах отношения между Лицами Пресвятой Троицы, между естествами в Богочеловеке, понятия Церкви, спасения, бессмертия и т. п., в восточной религиозности не меньшее значение имеет глубокое уважение к обряду, так что исполнение его ставится рядом и даже выше исполнения нравственных заветов. Такая важность обряда и учения создает консервативное к ним отношение; соблюдение неприкосновенности обряда и учения становится главным делом Церкви. Но и обряд и учение не всегда понятны, часто даже вовсе непонятны массам, а между тем сила их явно чувствуется верующими; из такого противоречия развивается смирение перед глубиной церковного сокровища и послушание к хранителям его. С другой стороны, церковность входит в жизнь, пропитывает собою весь быт, делается неразрывной частью народного характера. Для армян, болгар, греков и русских народность не отделима от церковности, так что «православный» и «русский» становятся синонимами, обозначают одно и то же. Сюда же примыкает еще одно обстоятельство; по условиям образования восточной церкви, понятие царя получило в ней значение священное и тесно слитое с понятием Церковь . Божественный римский цезарь, владыка мира, приобретал к тому же все свойства восточного деспота, сделался главным покровителем христианской церкви, «епископом ее внешних дел» и проводником христианских начал в государственную жизнь. Такое положение тесно соединило идею царя с идеей православия, Церковь стала немыслима безъ царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

С XIII в. папство признало за главой маронитов титул Патриарха Антиохийского Маронитского. В истории Ливана марониты также издавна играли заметную роль. Так, в первой половине XVI столетия их союз с воинствующими мусульманами-друзами (разновидность измаильтянства) позволил добиться для ливанской территории относительной автономии в рамках Оттоманской империи. Но с середины XIX в. между маронитами и друзами начались столкновения, продолжившиеся и в двадцатом столетии. На рубеже веков началась массовая эмиграция маронитов в Америку, и к 60-м годам свыше 450 тысяч их проживало вне Ливана. В самом же Ливане марониты составляют самую значительную по численности христианскую группу (25% всего населения). Патриархом Антиохийским Маронитским ныне (речь идет о начала 60-х гг.) является Павел – Петр Мнучи, возраст которого 68 лет. По панскому назначению Антиохийский Маронитский Патриарх входит в соборную Комиссию по делам Восточных Церквей. В своем титуловании он приравнен к архиепископам. Теперь об униатах византийского обряда. Он объемлет всех, отторгнутых в разное время от Православных Автокефальных Церквей Европы. Выше уже упоминалось о мельхитском обряде, который географически существует в приморской части Сирийского побережья между Алеппо и Бейрутом. Есть у них отдельные группы и в Израиле, и в Египте, где католический прозелитизм действовал за счет православного Александрийского Патриархата. Общая численность мельхитов-католиков превышает двести тысяч человек, к которым следует прибавить около 150 тысяч эмигрантов, проживающих в Северной и Южной Америке. Во главе мельхитского обряда римской юрисдикции стоит Патриарх Максим IV (Сигх). Ему 85 лет, но он и в таком почтенном возрасте играет важную роль на Втором Ватиканском Соборе. (Любопытно, что прекрасно владея латинским языком, он отказался на нем говорить, и все его выступления звучали только по-французски.) Как и православные восточные патриархи, Максим IV пользуется титулованием «Его Блаженства». Если говорить об основной массе последователей византийского обряда Римской Церкви, то следует отметить, что до Второй мировой войны это были жившие на территории католических стран украинские, белорусские и румынские меньшинства. Исторические сведения об отечественных униатах уже давались в начале книги. Что касается униатов, живущих в США, то на 1962 год их насчитывалось более 600 тысяч, а в Канаде – около 200 тысяч последователей католического византийского обряда, преимущественно украинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно было принимать меры, и меры были приняты. Польское общество и галицийские униаты переоценили свои силы. Иезуиты не только делали хорошее лицо при плохой игре, но и не собирались кончать игру. Бюрократизм Римской курии имел свои традиции. Новый секретарь Восточной Конгрегации в конце концов пошел по пути большой римской политики. В то время, когда поляки думали, что «унии Восточного обряда уже нет места», а галицийские униаты собирались расположиться на освобожденных местах, 27 мая 1937 года была опубликована новая инструкция для ведения унийной работы. «Pro incenso studio». Это уже третья инструкция. Первая в 1923 году была дана епископу Пшездецкому, в 1929 году была издана вторая инструкция. Теперь появилась инструкция третья. «Oruens» называет эту инструкцию «charta magna унийного движения на восточных землях Польши». Издана она неожиданно, выработана втайне, без ведома польского общества, без соглашения с польским правительством. В другом виде эта инструкция возрождает Русскую Комиссию. Униаты византийско-славянского обряда также, как и греко-католики, проживающие вне Галиции, подлежат юрисдикции католических епископов и именно до тех пор, пока на этой территории не будет образована собственная иерархия Восточного обряда. Средствами развития и расширения восточного обряда указываются распространение литературы, благотворительная деятельность, поддержка добрых отношений с православным духовенством. Самостоятельные приходы образуются там, где более ста душ, а в иных местах организуются станции, подчиненныя латинским епископам. Клир должен получать образование в папской семинарии  в Дубно, т. е. среди народа, среди которого пастыри будут работать. В католических семинариях вводится изучение православной догматики, и появился уже ряд руководств, написанных католиками и униатами. Православная Церковь воспитывает будущих пастырей в Варшаве, в чуждой среде. Латинским священникам предписывается с уважением относиться к восточному обряду. Священников, переходящих из православия, принимать с осторожностью и для них установлена чегырех-месячная подготовка. Проповеди и катехизация производятся на языке населения, богослужение – на церковно-славянском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

шт. Керала, Индия); Собор положил начало Сиро-Малабарской католической Церкви . К. принимал участие в подготовке Собора епископов Западнорусской митрополии , проходившего в Бресте в окт. 1596 г. На Соборе было объявлено о соединении части западнорус. епископов, духовенства и мирян с католич. Церковью (см. Брестская уния ). В 1594-1595 гг. при поддержке польск. кор. Сигизмунда III неск. епископов Западнорусской митрополии выработали т. н. артикулы, содержавшие условия, на к-рых они соглашались на подчинение Киевской митрополии Папскому престолу. В связи с подготовкой к унии с Западнорусской митрополией К. обратил внимание на положение католич. общин визант. обряда на Сицилии, для к-рых он распорядился поставить епископов-викариев восточного обряда, подчинявшихся латинским епископам; т. о. было положено начало иерархии Итало-Албанской католической Церкви. 31 авг. 1595 г. К. издал инструкцию относительно совершения богослужений по восточному обряду в итало-албанских общинах. 15 нояб. 1595 г. выработанные западнорус. епископами артикулы были доставлены в Рим Луцким еп. Кириллом (Терлецким) и Владимиро-Волынским еп. Ипатием Потеем , по распоряжению К. для их изучения была создана комиссия в Конгрегации инквизиции. Большинство условий, к-рые обеспечивали бы автономию Киевской митрополии в адм. и богослужебных вопросах, не были приняты комиссией, т. к. представители Римской курии настаивали на соблюдении норм, предписанных Ферраро-Флорентийским Собором в отношении присоединения т. н. вост. схизматиков. 23 дек. того же года западнорус. епископы зачитали исповедание католич. веры. К. буллой «Magnus Dominus» объявил о соединении Киевской митрополии с католич. Церковью с сохранением визант. обряда при условии, что отдельные его элементы не будут противоречить католич. вероучению, а также об освобождении духовенства визант. обряда от целибата . Перед отъездом епископов Кирилла (Терлецкого) и Ипатия Потея 23 февр. 1596 г. К. издал буллу «Decet Romanum pontificem» об адм. устройстве Киевской митрополии, разрешив митрополиту утверждать кандидатуры епископов, а епископам - избирать митрополита, к-рый должен был обращаться в Рим за утверждением своей кандидатуры.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

Освободившись от опасных оппозиционеров, патриарх Никон в 1654–1656 гг. быстро провел ряд реформ, сближавших московский устав службы с уставом греческой и других ближневосточных православных церквей. Книги, имевшие разночтение с греческими, были исправлены по греческим оригиналам. Московская Церковь отказалась от самобытности в церковном уставе, подчинила себя общеправославному, вернее, греческому образцу, принятому Константинопольской Вселенской патриархией. Но сопротивление оппозиции, которая персонально и психологически вышла из движения " ревнителей благочестия», сломлено не было. Сторонники московского обряда как в самой столице, так и в лесах Севера и Сибири продолжали в своих писаниях защищать московский двуперстный крест и московский старый служебный устав. В своих выступлениях они продолжали борьбу с исправлением книг и обряда. В чем же заключалось основное разногласие между сторонниками и противниками реформы? Сторонники реформы хотели исправить вкравшиеся за многие столетия разночтения, хотели введения общеправославного обряда. Противники не хотели изменять обряд, освященный молитвой и практикой поколений мирян, духовенства, святых, всей Московской Руси, видя в нем неотъемлемую часть всего русского православного уклада и мировоззрения. Когда в 1656 и 1666–1667 гг. их отлучали от церкви и предавали анафеме за приверженность к старым книгам и обрядам, то они не без основания спрашивали: а как же получается со святителями московскими, крестившимися двуперстным крестным знамением и певшими по-старому " аллилуйя»? Заслужили ли и эти святители анафему? По мнению оппозиционеров, сформулированному Спиридоном Потемкиным, Московская Церковь была всегда права, так как церковь не могла погрешить»ни в едином слове, ни во псалмах, ни во обычаях, и нравах писанных и держимых, вся бо церковная (теория – С.3.) свята есть, и держание не пресечется на един час«. Для традиционалистов, или, как их теперь называют, старообрядцев, строгое исполнение устава было залогом спасения, обретения Царства Божия. А Царство Божие они понимали, как хорошо сказал А.В. Карташов, как вечное молитвенное предстояние перед Богом, во время благочестивейшей, благоговейной, прекрасной и беспрерывной церковной службы. Поэтому в нарушении обряда церковной службы они видели величайший грех , закрывавший нарушившим его путь к спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

29. После собора: годы последних надежд: 1667—1670 Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Внешний успех собора 1667 года был довольно эффектным. Спор царя с Никоном был наконец закончен. Новый патриарх избран. Отношения между церковью и государством были определены. Вопрос обряда, казалось, также был разрешен, и, как тогда представлялось правительству, только четыре церковных мятежника не покорились постановлениям собора. Русская церковь, приноровившая свой обряд к греческому, казалось, завоевала сердца православного Востока. Наконец Москва в течение почти что года была сценой собора, который патриархи Паисий и Макарий приравнивали к но решавшего, правда, дела вовсе не вселенского масштаба, а просто русские обрядовые споры. Но на самом деле собор не только не помог восстановить единство русской церкви, а наоборот, углубил расхождение между правительством и иерархией, с одной стороны, и сторонниками старой русской традиции — с другой. Характер борьбы, конечно, переменился, но, к сожалению, эта перемена вовсе не была положительной. До собора борьба за обряд происходила внутри русской церкви, и, несмотря на все резкости, которыми обменивались обе стороны, защитники старого благочестия оставались частью церковного тела. Теперь анафемы собора поставили их вне церкви, отняли у них право пользоваться таинствами и утешением церкви, но зато лишили и саму церковь всякой канонической и моральной власти над ними. Защитники старого благочестия делались инородным, чужим телом, оторванным от того ствола, с которым они были связаны всей своей жизнью и деятельностью и за процветание которого они в течение десятилетий отдавали все свои силы. Много мужества и уверенности в правоте своего дела требовалось от них, чтобы продолжать сопротивление и идти на разрыв с матерью церковью. Но они знали, на что они идут, а формулировки собора, к сожалению, могли только поддержать ощущение, что дальнейшая борьба необходима. Действительно, отлучение противников нового обряда от церкви могло только еще больше утвердить их уверенность в том, что проблема обряда чрезвычайно важна и имеет большое богословское и даже догматическое значение. Если это было бы не так, то почему их надо было провозглашать не только “непокорниками”, но и еретиками и так подробно на сотнях страниц “Деяний” уточнять все детали богослужения? Поэтому в сердцах традиционалистов еще больше укреплялась уверенность, что осуждение старого и введение нового обряда дело рук слуг антихристовых.

http://sedmitza.ru/lib/text/439547/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010