2) Александрийский обряд , разделяющийся на две ветви: коптский обряд в Египте и эфиопский обряд в Эфиопии. Первые подчиняются Александрийскому Патриарху коптов, вторые – Митрополиту Аддис-Абебы. 3) Византийский обряд , часто называемый также греческим обрядом, формировался в Константинополе, но с элементами, восходящими к Александрии и Каппадокии. Это самый многочисленный обряд, разделяющийся на следующие Церкви sui iuris: Албанскую; Белорусскую; Болгарскую; Венгерскую; Греко-мелькитскую; Итало-Албанскую; Румынскую; Русскую (в 1917 г. в России был учреждён апостольский экзархат для католиков византийского обряда, деятельность которого была очень кратковременной. Кроме того, 20– го мая 1928 г. в Харбине был учреждён апостольский экзархат для всех русских католиков византийского обряда, проживающих в Маньчжурии); Русинскую; Словацкую; Украинскую и Церковь византийцев (епархия в Крыжевце, на территории бывшей Югославии). Наиболее многочисленную группу составляют украинцы, за которыми следуют греки-мелькиты. 4) Сиро-восточный, или халдейский, обряд , подчиняющийся Вавилонскому Патриарху халдеев. Часть этого обряда составляют сиро-малабарцы, подчиняющиеся Митрополиту в Эрнакуламе и Чангашерри в Индии. 5) Армянский обряд , к которому принадлежит армянское население, рассеянное в Ливане, Иране, Ираке, Египте, Сирии, Турции, Палестине и в различных западных странах. Церковные округа подчиняются Киликийскому армянскому Патриарху. 2.1.4. Брак католиков восточного обряда на территории латинской Церкви – На тех территориях, где нет ни Иерархии, ни прихода для верующих, принадлежащих к одной из восточных католических Церквей, их собственным Ординарием является местный Ординарий; если же на этой территории существуют Иерархии различных обрядов (напр., в США, в Австралии, в Индии ит.д.), собственным Ординарием верующих, принадлежащих к одной из восточных Церквей, является тот, кто был назначен Апостольским Престолом (кан. 916, § 5 ККВЦ (Codex Canonum Ecclessiarum Orientalium). Католики восточного обряда, имеющие местожительство или квази-местожительство на тех территориях, где существуют лишь латинские Иерархии, подчиняются местному Ординарию латинского обряда со всеми юридическими последствиями, согласно кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Это произошло с русскою церковью будто бы потому, что русские перестали подчиняться, как это было ранее, константинопольскому патриарху, перестали брать к себе митрополитов греков и начали свою самостоятельную, независимую от греков церковную жизнь, именно эти обстоятельства и привели русских к потере чистоты православия, к заражению разными еретическими учениями, заключающимися в двоеперстии, в двоении аллилуии и пр. В виду указанных обстоятельств на соборе 1667 года патриархи и постановили, чтобы особенности старого русского чина и обряда, как имеющие еретическое происхождение и содержащие в себе еретическое учение, были безусловно запрещены и заменены тогдашними греческими чинами и обрядами, а все, и после этого соборного постановления, державшиеся старых русских обрядов, были подвергнуты отлучению от церкви и анафеме. Так двумя восточными патриархами и другими бывшими тогда в Москве греческими иерархами соборно был утвержден в русской церкви раскол, – единая дотоле русская церковь , благодаря соборному провозглашению старого русского обряда еретическим и наложению анафемы на всех державшихся старого обряда, раскололась теперь на две враждебные одна другой части, причем вражда между ними продолжается и доселе. А между тем в 1666 году русские иерархи, за несколько месяцев до приезда в Москву двух восточных патриархов, тоже на соборе, только без участия на нем греков, произнесли свой соборный суд над сторонниками и защитниками старого обряда, но они нигде и ни разу в своих соборных постановлениях не назвали старый русский обряд еретическим, содержащим в себе еретическое учение, не подвергали и сторонников старого обряда отлучению от церкви и анафеме только за то именно, что они держатся старого обряда. Последнее сделано было исключительно двумя восточными патриархами и другими присутствовавшими на соборе греками, почему и наш раскол старообрядчества своим формальным происхождением обязан исключительно действиям на соборе двух восточных патриархов, а не русским иерархам, которые на соборе 1667 года, в суждениях о старом русском обряде только пассивно подчинились воздействию двух вселенских патриархов и других греков, как людей более их авторитетных и сведущих в решении церковных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Иезуиты принудили Бeheдukma XV и Nuя XI коренным образом изменить взгляд на восточный обряд. В течении веков восточный обряд почитался Римом необходимой, но печальной уступкой в целях унии. Уния понималась как путь к католичеству и после Брестского собора, несмотря на торжественное обещание сохранить восточный обряд, уния латинизировалась, и все это получило свое завершение на соборе в Замостье в 1720 году. Теперь снова, самым торжественным образом, с высоты папского престола и при этом неоднократно, можно сказат, непрерывно, превозносится восточный обряд. По подсчету иезуита Белуа  230 , с 20 февраля 1922 года по 6 августа 1929 года папой было сделано 85 словесных и письменных обращений к Востоку и Западу по поводу восточного обряда. С 1929 по 1938 г.г. – 68  231 . Всякая критика восточного обряда осуждена самым решительным образом, обычное выражение «схизматик» радикально устранено и заменено выражением «отделенные братья». Восточное благочестие и молитва выдвигаются на первое место по сравнению с западом. Создаются восточныя ветви католических монашеских орденов: иезуитов,  редемптористов и других. Создается ряд учено-учебных заведение для обслуживания восточного обряда, кодифицируется восточное каноническое право, создается особая комиссия в Риме по этому вопросу, музей восточного церковного искусства, и все это дело отдается в руки иезуитов. Восточная литургия совершается на главном престоле собора Св. Петра в Риме, и папа принимает участие в богослужениях по восточному обряду. Католические епископы принимают участие в хиротонии епископа восточного обряда. 8 февраля 1931 года в Риме в церкви редемптористов Св. Альфонса совершается хиротония Николая Чарнецкого во епископа Лебедо. О. Николая Чарнецкого облачают в православный саккос и омофор, дают ему православную митру и жезл с сулком. Новый епископ восточного обряда назначается папским визитатором в Польшу для действия среди православного населения Волыни. Для действия среди эмиграции «архимандрит» Александр Евреинов, стоящий во главе русских католиков в Париже, 6 декабря 1936 года посвящается также во епископы восточного обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общины западного обряда, с энтузиазмом взявшись за дело реконструкции (пример тому - Галликанская литургия св. Германа Парижского) обнаружили тяготение как минимум к обособлению, и как максимум к отделению от Церкви-Матери. В итоге, эти общины западного обряда совершенно локальны если, не побоюсь сказать, маргинальны. Это не может не отталкивать людей как из священства, так и из мирян от идеи " Православия западного обряда " . Есть и ещё одна проблема. Безусловно, вы правы в том, что латинский обряд - древний, и логично предположить, что по крайней мере до IX века н.э. оба обряда довольно мирно уживались в рамках единой Церкви. Но здесь Михаил из Пятигорска кое в чём прав; насколько позволяют мои скудные познания, но до сих пор нет сведений о чисто " римском " богослужении до 1054 года. Да, у нас имеется как минимум три крупных сакраментария (Геласия, Григория и Льва), но даже они представляют неполный вариант. Единственное, что имеется полное - это Missale Romanum 1570 года, утверждённый Триденским Собором и буллой папы Пия V. А это не только из " католицизмов католицизм " но и сама по себе унификация многочисленных обрядовых различий, существовавших в Римско-Католической Церкви. То, что православные на Востоке сделали ещё где-то в VI веке н.э., католики на западе сделали только во второй половине XVI века. Отсюда выходит простой вывод о том, что мы пока что не можем доподлинно знать, что именно представлял из себя " римский обряд " до раскола 1054 года и какова была его полноценная структура до того, как туда начали проникать неправославные элементы. В итоге, единственное что остаётся - путь реконструкции. Но чем опасен путь реконструкции - см. выше. Ну и, наконец, третье; если взглянуть на историю, то " Православие западного обряда " не зря некоторые называют " униатством наоборот " ; изначально он был нацелен на обращающихся из западной христианской культуры, дабы облегчить им переход в православие через привычные западные литургические формы, и по большей части он с этой задачей справился; большинство, пережив некоторое время в " Православии западного обряда " затем предпочитают перейти к византийскому обряду.

http://bogoslov.ru/article/5241286

Ганьба православним з РПЦ!!! Москальских nonib геть з Протоиерей Дэвид Тильман, настоятель Свято-Успенской церкви в Кантоне, Огайо, Православная Церковь Америки: Дело не в конкретном Папе Иоанне-Павле II. Проблема в самом существовании так называемых " католиков восточного обряда " , или униатов. Для католиков по всему миру обязательный видимый знак принадлежности к Католической Церкви - послушание Папе Римскому. Католики восточного обряда, или униаты, разделяют это единение и покорность Папе. Православные христиане видят в папизме нововведение и полное отступление от апостольской веры и истинного христианства. Православные христиане считают католиков восточного обряда схизматиками, продавших свое первородство ради политической выгоды и лобызающих бесстыдное единство, безразличное к истине. Католики восточного обряда, или униаты, полагают, что они объединяют в себе восточный и западный церковные миры. Украина - это родина крупнейшей группировки униатов в мире. США и Канада занимают вторые места по количеству униатов. Учение Римско-Католической Церкви утверждает, что Папе дан особый божественный дар. Когда он говорит с кафедры, то по вопросам морали и вероучения он не подвержен ошибкам и может создавать догматы сам. В Римо-Католической Церкви даже постановления Вселенского Собора не является авторитетом без их утверждения Папой. История развития папизма хорошо документирована и является предметом большого раздела научной литературы. Православные христиане верят, что каждый епископ является преемником апостола Петра для своей Поместной Церкви и что вместе епископы Православной Церкви выражают голос Вселенской Церкви, основанный на святых канонах. Православная Церковь всегда держалась воззрения, что весь народ церковный является хранителем и защитником православной веры, не только один какой-нибудь епископ. С православной точки зрения Рим ввел несколько новых догматов, являющихся всего лишь человеческими мудрованиями. Для православных христиан само наличие католиков восточного обряда омрачено и нововведениями римского католицизма. В прениях с православными униаты утверждают, что они не обязаны придерживаться нововведений папской Церкви. Это очевидная неправда. В Северной Америке, например, униаты не приемлют миропомазания младенцев и не причащают их. Во многих униатских церквях Филиокве является обязательным в Символе веры. В той же Северной Америке католики восточного обряда не рукополагали женатых до недавнего времени, да и сейчас это большая редкость.

http://pravoslavie.ru/analit/papavisitop...

При такой постановке дела для собора тогда достаточно было бы требовать от всех признания новоисправленного обряда, но не налагать клятвы на держащихся по привычке старого обряда только за то, что они держатся старого обряда, тогда можно было бы окончательную замену старого обряда новым предоставить временя, не опасаясь, чтобы от этого произошел какой либо вред для церкви. Но, к сожалению, указанного единственно правильного взгляда на наш старый обряд и на единственно правильное отношение к нему, у руководителей собора 1667 года – восточных патриархов вовсе не было, и потому они неизбежно, руководствуясь воззрениями грека архимандрита Дионисия, должны были безусловно и навсегда запретить употребление старого обряда и наложить клятву на всякого, кто бы впредь стад держаться его. Простого осуждения и отлучения от церкви всех державшихся старого обряда было однако недостаточно, так как старообрядцы в своем сопротивления реформе Никона опирались на русскую церковную старину, в ней находили свою опору, защиту и свое оправдание. В виду этого, вместе с осуждением старообрядчества, необходимо было коснуться и вопроса о русской церковной старине, поскольку она служила опорою для старообрядцев, т. е. нужно было прямо и определенно сказать, оправдывает ли русская старина старообрядцев или нет? А так как сомнений в том, что старообрядчество действительно оправдывается русскою церковною стариною, не могло быть, то собору и пришлось позвать на свой суд предшествующую церковную жизнь русских и произнести над ней, главным образом в лице Стоглавого собора, свой компетентный приговор. И действительно, относительно Стоглавого собора состоялось такое характерное соборное постановление: «А собор, иже —424— бысть при благочестивом великом государе, царе и великом князе Иоанне Васильевиче, всея России самодержце, от Макариа, митрополита московского, и что писаша о знамении честного Креста, сиречь о сложении двою перстов, и о сугубой аллилуии и о прочем, еже писано неразсудно, простотою и невежеством, в книзе Стоглаве, и клятву, юже без рассуждения и неправедно положиша, мы православнии патриарси, Кир Паисий, папа и патриарх александрийский и судиа вселенней, и Кир Макарий, патриарх антиохийский и всего востока, и Кир Иоасаф, патриарх московский и всея России, и весь освященный собор, тую неправедную и безразсудную клятву Макариеву и того собора разрешаем и разрушаем, и той собор не в собор, и клятву не в клятву, но ни во что вменяем, якоже и не бысть: зане той Макарий митрополит, и иже е ним, мудрствование невежеством своим безразсудно, якоже восхотеша, сами собою, не согласяся с греческими и древними харатейными словенскими книгами, ниже со вселенскими святейшими патриархи о том советоваша и ниже свопросишася с ними».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

поиск:   разделы   рассылка //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция тринадцатая. Католичество в России Римско-католическая Церковь в России состоит из двух независимых апостольских администратур: для католиков латинского обряда Европейской части России (ЕАР) с центром в Москве, глава — архиепископ Тадеуш Кондрусевич; и для католиков латинского обряда Азиатской части России (ААР) с центром в Новосибирске, глава — епископ Иосиф Верт. На территории РФ Ватикан представлен пронунцием архиепископом Джоном (Буковским). Наиболее крупные общины находятся: в Астрахани (приход Успения Божией Матери), в Батайске Ростовской области (приходы Св. Креста и Св. Станислава), во Владимире (приход Девы Марии Святого Розария), в Волгограде, в Калининграде (приход Святого Адальберта), в Оренбурге (приход Пресвятой Богородицы Лоретанской), в Бугуруслане (приход Свв. Апостолов Петра и Павла), в Самаре (приход Пресвятого Сердца Иисуса), В Петербурге (приходы Божией Матери Лурдской, Св. Екатерины Александрийской), в Саратове (приход Св. Климента), в Марксе (приход Христа-Царя), в Смоленске (приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), в Пятигорске (приход Преображения Господня), в Твери (приход Преображения Господня) и др. Первые католические храмы в Москве и Петербурге появляются при Петре I. В 1772 г. Екатериной П учреждается Могилевская епархия с центром в Петербурге. До XIX в. католичество в России было исключительно, а с XIX в. по преимуществу вероисповеданием поляков, прибалтов, немцев и других западноевропейских национальных меньшинств. К февралю 1917 г. католические общины латинского обряда существовали во всех крупных российских городах. После Февральской революции, в мае 1917 г., был учрежден экзархат восточного обряда для русских католиков, находившихся при царе на нелегальном положении. В течение нескольких лет во время Гражданской войны существовал католический диоцез Дальнего Востока с центром во Владивостоке. К началу 1930-х гг. в результате репрессий Русская Католическая Церковь Восточного обряда была полностью уничтожена. К 1937 г. была уничтожена католическая иерархия латинского обряда. К началу перестройки в России осталось менее 10 официально зарегистрированных общин. Существовали нелегальные католические общины, подвергавшиеся преследованиям КГБ. Нормализация католической жизни началась в 1989–1990 гг. с приездом в Россию нунция Франческо Колосуоно и начавшейся регистрацией католических общин. В результате репрессий, о которых мы упоминали, РКЦ в России не имеет достаточно клира для служения в католических общинах, что вынуждает ее направлять в приходы священнослужителей-иностранцев. Этот факт, равно как и наметившееся обращение части русской молодежи в католичество, вызвал негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_7176.html

В Церквах византийского обряда к IX веку брак мог быть заключён или по церковному обряду, или одним лишь гражданским договором. В 893 году император Лев Философ в Новелле 89 предписал священническое благословение для религиозной и гражданской действительности брака. Император Алексей I в 1095 году распространил это правило и на подневольных лиц. С того времени в Церквах византийского обряда брак, чтобы он был действителен, должен быть заключён по священническому благословению. 2. Ныне действующая дисциплина По правилам католического права – как латинского, так и восточного обряда – Христиане-некатолики вплоть до II-ro Ватиканского собора считались освобождёнными не только от католической формы венчания, но и от какой бы то ни было формы позитивного права. В том, что касается формы, брак признавался действительным даже в том случае, если он был заключён лишь по гражданской форме. Ватиканский Собор заявил, что «Церкви Востока имеют право управляться в согласии с собственной дисциплиной» (Unitatis Redintegratio, 16). Осуществляя этот доктринальный принцип, католическая Церковь признаёт – в том, что касается формы – действительным брак не католика восточного обряда только в том случае, если он был заключён по правилам его Церкви, т.е. со священническим благословением. Соответствующие судебные дела рассматриваются, как правило, по нормам ординарного процесса. Если из документа, который не был объектом какого-либо противоречия или исключения, определённо явствует, что в требуемой законом форме, т.е. в священном обряде, был допущен некий изъян, и с равной определённостью явствует, что стороны не могли пригласить православного священника без серьёзных затруднений, то дело ведётся по нормам суммарного процесса. Вплоть до вступления в силу Motu Proprio «Crebrae allatae» (02.05.1949) католики восточного обряда, заключая брак с католиками латинского обряда, были обязаны соблюдать латинскую форму бракосочетания. Когда они заключали брак между собой или с не католиками, они считались освобождёнными от католической формы в силу канона 1099, § 1 ККП 1917, по которому действительными считались браки, заключённые по любой форме, в том числе и в присутствии православного священника или только по гражданской форме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 1962 г. Нью-Йоркский еп. Досифей (Иванченко) принял в РПЦ старокатолич. бенедиктинскую общину Маунт-Ройал, разрешив ее членам совершать богослужения по рим. обряду в часовне Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Сменивший еп. Досифея Алеутский и Североамериканский архиеп. Иоанн (Вендланд) благословил настоятеля общины иером. Августина (Витфилда) продолжать служение зап. обряда. В сер. 60-х гг. община переселилась в г. Вудсток (шт. Нью-Йорк), где в 1973 г., после раскола братии, она прекратила деятельность в юрисдикции РПЦ. В Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ) в 1959 г. были приняты западноправосл. приходы прот. Е. Ковалевского, общее руководство к-рыми Архиерейский Синод РПЦЗ поручил правящему архиерею Западноевропейской епархии архиеп. св. Иоанну (Максимовичу) , в 1960 г. усвоившему для них наименование Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ). В 1966 г. ФПКЦ покинула РПЦЗ, в 1972 г. ее общины вошли в состав Румынской Православной Церкви, где они продолжали оставаться до 1993 г. В наст. время ФПКЦ пребывает вне общения с Поместными Православными Церквами (подробнее см. в ст. Галликанский обряд в православной Церкви ). В 1975 г. Вашингтонский и Флоридский архиеп. Никон (Рклицкий) принял в свою юрисдикцию часть бенедиктинской общины Маунт-Ройал, основавшей небольшой мон-рь Пресв. Богородицы в Джэксонвилле (шт. Флорида). Несмотря на то что 18 сент. 1978 г. Архиерейский Собор РПЦЗ вынес решение о невозможности практики зап. обряда в правосл. Церкви, мон-рь продолжил деятельность. В 1993 г. Манхаттанский еп. Иларион (Капрал ; с 18 мая 2008 митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ) благословил часть братии мон-ря Маунт-Ройал на основание отдельного бенедиктинского мон-ря Кристминстер в г. Потакет, затем в г. Провиденс (шт. Род-Айленд). В 1996 г., после назначения архиеп. Илариона на Австралийскую и Новозеландскую кафедру, мон-рь был сохранен в его юрисдикции. В авг. 2007 г. мон-рь Кристминстер переехал в г. Гамильтон (пров. Онтарио, Канада). В кон. 90-х гг. архиеп. Иларион присоединил к Православию неск. англикан. и старокатолич. групп, в 1997 г. им был принят англикан. мон-рь св. Петрока в Хобарте (шт. Тасмания, Австралия), в к-ром используется правосл. редакция сарумского обряда (по англикан. «Книге общих молитв» 1549 г.). С 2006 г. по благословению Кливлендского еп. Петра (Лукьянова) в приходе св. Венедикта в Оклахома-Сити регулярно совершаются богослужения по правосл. редакции рим. обряда. В сент. 2008 г. митр. Иларион присоединил к РПЦЗ приход зап. обряда в Остине (шт. Техас) и скит Св. Креста в Джэксонвилле (шт. Флорида), где богослужения совершаются по православной редакции сарумского обряда. В Антиохийской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

Таким образом, «Православное исповедание» митр. Петра Могилы стало первым православным катехизисом, получившим соборное одобрение, а также одной из самых влиятельных православных книг второй половины XVII в. При написании Катехизиса митр. Петр Могила ориентировался на катехизическую традицию второй схоластики. Однако причиной этого был не западничество или католические симпатии киевского митрополита 286 . Православная традиция богословствования, восходящая к греческой патристике, давала меньше возможностей для упорядочения и унификации богослужения и литургической практики 287 . В тоже время в западно-христианском богословии Раннего Нового времени уже сформировалась модель катехизиса, вполне пригодная и для изложения православного вероучения. Требник митр. Петра Могилы был издан 6 декабря 1646 г. под заглавием: «Евхологион, альбо молитвослов или требник». Требник владыки Петра является книгой, предназначенной для понимания и совершения обрядов православной церкви. Главная мысль, красной нитью проходившая через всю книгу, состояла в том, что основанием для обряда является не формальная преемственность греческим требникам, а сохранение смысла обряда. При этом внешняя сторона обряда могла изменяться Церковью для удобства выражения потребностей молящихся 288 . Другой важной чертой «Евхологиона» митр. Петра Могилы является его логичность и систематичность в изложении как в целом всех, так и каждого конкретного обряда. «Евхологион» был предназначен для приходских священников. Всего в книге изложено 126 чинов с подробным описанием действий служащих клириков при их совершении, а также формулы наставлений и испытаний в отношении мирян, участвующих в данном последовании. Важнейшим чинам предшествуют статьи, в которых раскрывается смысл обряда и значение всех его принадлежностей, условий проведения и поведение священника во время него. Затем перечисляются возможные при совершении обряда случаи и излагаются наставления священнику, как следуют в каждом из них поступать. Наконец речь идет о том, какое место в пастырской деятельности священника занимает данный обряд и что он должен рассказать о нём прихожанам, какие чувства и мысли возбудить в них 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010