При наличности иезуитов «восточного обряда», по мнению князя Гагарина, можно рассчитывать на широкое поле деятельности в Галиции среди русин, в Боснии, Болгарии и даже в некоторых местах России. В 1861 году возник у него вопрос об организации миссии «восточного обряда» в Иерусалиме для русских православных паломников. Засим он и Мартынов оказались в Константинополе и, ввиду церковных недоразумений между Болгарией и Вселенским Патриархом, опять возбудили вопрос о «восточном обряде» в целях подчинения болгар. Гагарин ставил вопрос очень широко: «Мы находимся у порога великого кризиса, который, наверно, отворит нам двери в Россию, но ни в России, ни в Австрии мы не сможем сорганизовать церковной группы восточных славян, переходящих в унию, если нам не удастся сделать это в современной Болгарии. Болгарию нельзя удержать, если не будет прочно поставлен восточный обряд, и исключительно важным является то обстоятельство, чтобы в тот момент, когда Россия будет для нас открыта, уже существовала солидно организованная восточная Церковь того самого, что и в России обряда, способная подготовлять для нее апостолов». Как видим, ничего нового нет. План, который сейчас осуществляется в Польше, есть именно создание  «солидно организованной восточной церкви того самого обряда, как в России», но под главенством папы. Планы Гагарина осуществлены не были. В общем, нужно было ожидать инициативы св. престола, и только тогда будет ясно выявлена «воля Божья». Дело было внесено на Ватиканский Собор. Доклад представил Мартынов, но Собор не был закончен и «дело восточных иезуитов снова замерло». Тем не менее Пропаганда разослала запросы монашеским орденам о принятии «восточного обряда». В конце 1870 года были получены ответы от францисканцев, капуцинов, босых кармелитов, доминиканцев, варнабитов, пассионистов, августинцев, лазаристов, асумпсионистов и иезуитов. В общем, все соглашались, но с разными оговорками. С наибольшей осторожностью выразился генерал иезуитов. Он полагал, что, согласно дисциплине восточной церкви, епископы выбираются среди монашеского клира, а принятие иезуитами епископского сана противно традициям и духу ордена. Нахождение двух обрядов внутри одного ордена могло создать несогласие, и во всяком случае это могло бы повлечь за собою изменение правил Общества, что не может быть допущено. С этим согласилась Пропаганда, и дело снова замерло.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Рукопись Соловецкой библиотеки, указанная нами выше, дополняет этот пробел. В ней содержится целых четыре описания встреч новых архиереев в городе Холмогорах: Афанасия, первого архиепископа холмогорского, в 1683 г., Сильвестра в 1705 г., Рафаила в 1709 и Варнавы в 1712. Самое замечательное из этих описаний, по обстоятельности, есть первое, помещенное в начале Чиновника, т. е. описание встречи первого архиепископа холмогорского Афанасия. Описание это весьма сходно с описанием встречи Иоакима в Новгороде. Как, там, так и здесь первый акт обряда заменен выходом архиерея к народу на особо уготованное место на площади. Но в изложении всего вообще обряда описание это более подробно и отмечает некоторые любопытные подробности. Второе описание, помещенное, как и следующие два, в летописи, приложенной к Чиновнику, относится к прибытию в Холмогоры преемника Афанасия Сильвестра в 1705 г. Оно короче первого по изложению, но полнее в том отношении, что в нем сохранилось еще указание на совершение первого акта обряда в чтении молитвы о граде на площади прежде вшествия в собор. Остальные два описания указывают уже на значительное сокращение обряда. О хождении вокруг города после богослужения в соборе в них уже не упоминается. Хождение это соединено здесь с шествием архиерея из ближайшей к пристани приходской церкви в собор. Порядок совершения обряда по этим последним описаниям следующий: с пристани архиерей шествовал со звоном в ближайшую приходскую церковь , куда собирались с иконами и крестами и другие городские причты. Здесь архиерей облачался и начинал молебен, который и пели во время шествия в собор. У некоторых из ворот города (кремля) были остановки. Во время первой остановки, по 3-й песни канона, была ектенья о царе, молитва о граде и осенение крестом; во время второй, по 6-й песни – евангелие, ектенья: Спаси Боже, молитва и осенение крестом. Иногда была и третья остановка, у третьих ворот. В соборе происходил отпуст молебна, поклонение гробницам прежних архиереев, литургия, иногда с поучением, и в конце всего поздравление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Первая в католич. Виленской епархии греко-католич. община была основана при храме упраздненного в 1833 г. Тороканского Богоявленского мон-ря (бывш. с. Торокань Полесского воеводства, ныне дер. Именин Дрогичинского р-на Брестской обл.), который в 1921 г. в ходе ревиндикации был передан римо-католикам. В 1922 г. храм в Торокани перешел к приехавшим из Львова базилианам для возрождения в нем мон-ря. В апр. 1924 г. еп. Ю. Матулайтис получил от Конгрегации восточных церквей полномочия на организацию в своей архиепископии приходов новоучрежденного «византийско-славянского обряда» (неоунии). В этих условиях деятельность укр. базилиан в Торокани стала невостребованной, по этой причине, а также из-за обвинений в укр. агитации базилианская «миссионерская станица» из Торокани в 1925 г. была отозвана. Первый в Виленской архиепархии неоуниат. приход был основан в марте 1925 г. в с. Дзикушки (ныне Дикушки Лидского р-на Гродненской обл.) Виленским еп. Ю. Матулайтисом, к-рый назначил настоятелем общины отпавшего от правосл. Церкви свящ. Марка Ячиновского. В авг. 1925 г. православные силой вернули себе храм в Дзикушках. 25 июля 1925 г. был основан неоуниат. приход в мест. Альбертин при учрежденном не позднее дек. 1924 г. центре иезуитов вост. обряда. Большой резонанс имело пребывание в неоунии в 1925-1927 гг. бывш. ректора Виленской ДС архим. Филиппа (Морозова). В Вильно имелось несколько неоуниат. приходов. Первый храм неоуниатов был создан при бывшем костеле августинианского мон-ря в 1928 г. Вскоре в Вильно появилась неоуниат. община монахинь Пресв. Сердца Иисуса. Новые приходы в Виленском воеводстве не позднее 1929 г. были открыты в селах Илия и Поставы. Их настоятелями стали священники, перешедшие из Православия в католичество. В 1939 г. в Виленской архиепархии существовали 6 неоуниат. приходов: Пресв. Сердца Иисуса при коллегии иезуитов вост. обряда в мест. Альбертин, при приписной к нему миссионерской станции иезуитов вост. обряда в Вильнюсе, храмы в с. Сынковичи, мест. Зельвяны, с. Фасты и мест. Бытень. Были зарегистрированы 4 монашеские общины вост. обряда (с 14 монахами и 8 монахинями): мон-рь иезуитов в Альбертине, миссионерская станция иезуитов в Вильнюсе; жен. обители: сестер-миссионерок Пресв. Сердца Иисуса в Вильнюсе и миссионерская станция той же конгрегации в Альбертине, в к-рых преобладали монахини белорус. происхождения. В 1932 г. по инициативе протоигум. Альбертинского мон-ря Владимира Пионткевича иезуиты начали регулярно совершать богослужения на белорус. языке в Альбертине и в Сынковичах. В 1938-1939 гг. католич. Виленский митр. Ромуальд Ялбжиковский провел реорганизацию в неоуниат. приходах с целью их укрепления и активизации прозелитизма среди православных.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

4782. БУЛЕКОВ А. Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (1798–1868). – 1990, 3, 21. 4783. СИДОР Д., прот. Праздник церковного единства. – 1990, 3, 28. 4784. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1989 года: О составе делегации РПЦ для участия в переговорах между РПЦ и РКЦ по проблеме католиков восточного обряда Западной Украины. – 1990, 4, 4. 4785. КОММЮНИКЕ встречи представителей Римско-Католической и Русской Православной Церквей. – 1990, 4, 59. 4786. APXIEPEЙCKUЙ Собор Русской Православной Церкви. (30–31 января 1990 года, Москва). Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине. – 1990, 5, 8. 4787. ТЕЛЕГРАММА Предстоятелей Православных Церквей Святейшему Патриарху Пимену (по поводу событий на Украине). – 1990, 6, 4. 4788. ЗАЯВЛЕНИЕ Священного Синода Московского Патриархата в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней Комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в Западных областях Украины и по поводу решения Львовского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1990 года. – 1990, 7, 14. 4789. ЗАСЕДАНИЕ Координационного комитета Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православными Церквами по проблемам унии. – 1990, 7, 62. 4790. ЗАЯВЛЕНИЕ Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью на шестой пленарной сессии во Фрайсинге, Мюнхен, 6–16 июня 1990 года. – 1990, 10, 55. 4791. АЛЕКСИЙ II, патр. Телеграмма Его Святейшеству Иоанну Павлу II, Папе Римскому. – 1990, 12, 4. 4792. ОТВЕТНАЯ телеграмма Папы Иоанна Павла II Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 12, 5. 4793. ТЕЛЕГРАММЫ Святейшего Патриарха Алексия II Президенту СССР М. С. Горбачеву и Председателю Верховного Совета СССР Л. М. Кравчуку (по поводу противоправного решения Львовского облисполкома о передаче собора святого Юра католикам восточного обряда). – 1990, 12, 5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И новый календарь, если нельзя удержать старого, примем, но с условием, чтобы порядок и образ празднования нами Пасхи и все прочие наши праздники, в том числе и праздник Богоявления 6-го января, несуществующий в римской церкви, остались неприкосновенными и неизменными; не принуждать нас к крестному ходу в праздник Тела Христова, у нас несуществующий, и ко всем другим римским праздникам и церемониям, каких нет в нашей церкви; . супружество священников наших должно оставаться неизменным; митрополия, епископии и другие духовные должности у нас отдаются людям не иной нации и веры, как только русской и греческой. И мы просим короля, чтобы он по нашим канонам оставил за нами – духовными – право избирать на вакантные кафедры, митрополитанскую и епископские, по четыре кандидата, из которых одного он будет утверждать сам; епископы нашего обряда не должны ездить в Рим за получением хиротонии и ставленных грамот, а по прежнему пусть посвящаются нашим митрополитом. И сам митрополит, хотя и будет обязан ездить в Рим за ставленой грамотой, но должен посвящаться по возвращении из Рима нашими епископами здесь на месте; просим, чтобы митрополиты и епископы нашего обряда имели место в сенате наравне с римскими епископами; указы об открытии генеральных сеймов и провинциальных сеймиков должны быть адресуемы и к нам; просим, чтобы распоряжения из Греции с прещениями против нас не допускались сюда и не имели никакой силы; чтобы духовные лица нашего обряда, которые не захотят нам повиноваться, лишались бы права священнодействовать; чтобы епископы и монахи из Греции не совершали в наших епархиях никаких треб в подрыв унии; если бы впоследствии кто-нибудь из людей нашего обряда захотел принять обряд римский, это не должно допускаться, ибо мы будем в одной церкви под властью одного папы ... да не возбраняется нам звонить в колокола в наши праздники, носить к больным св. Тайны открыто по нашему обычаю и совершать торжественные крестные ходы; монастыри и храмы нашего обряда да не обращаются в римские церкви; а если кто из католиков опустошит их, то должен исправить и вновь выстроить; коллегии или духовные братства, недавно учрежденные патриархами и утвержденные королем в Вильне, Львове, Бресте и др. местах, если они согласятся принять унию, пусть останутся в целости, но только в подчинении митрополиту или епископу той епархии, в которой находятся; да позволено будет нам иметь семинарии и школы греческого и славянского языка, также типографии для печатания книг, под надзором митрополита и епископов, без разрешения которых ничего не должно издаваться

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Православное духовенство в Харбине отнеслось к втой миссии сначала со вниманием, полагая, что идет вопрос о соединении церквей в истинном значении этого слова, но засим, когда выяснился характер католической пропаганды, православное духовенство вступило в решительную и открытую борьбу, и успехи восточного обряда оказались весьма незначительными, так как никакой поддержки у местных властей он не нашел. До народа, в широком смысле этого слова, обряд этот вообще не дошел. Каплицы восточного обряда ни в какой степени не могли идти в сравнение с многочисленными православными храмами, а Харбинская епархия сумела вознести церковное дело на надлежащую высоту. Общее число русских католиков восточного обряда в Харбине не превышает 200 человек из интеллигентного и среднего слоя. Пропаганда ведется главным образом при помощи приютов и школ. Кроме названного интерната Урсулинок, в котором обучается около 100 девочек, существует еще русский приют, который ведут сестры Францисканки-миссионерки, латинского обряда. Оне участвуют в церковных службах восточного обряда и причащаются по восточному обряду. Вечером же совершаются службы по латинскому обряду для них же, и таким образом оне принадлежат двум обрядам. Там воспитывается около 200 детей, из них католиков около 50. Такой же приют на 40 русских детей организован в новой столице Маньчжурии Син-Цзин (Чаньчун). Кроме того в Харбине имеется лицей Св. Николая для мальчиков, поддерживавшийся в свое время на средства Русской Комиссии. Там воспитывается около 120 человек католиков и православных. Лицей имеет хорошо устроенную церковь с частицей мощей Св. Николая. Святой Николай пользуется большой популярностью даже среди китайцев. Таким образом, католическая пропаганда ведется весьма осторожно через школы, в которых пребывают и православные, и католики обоих обрядов, и апостольский администратор, по внешнему виду православный архимандрит, Фабиан Абрантович считает, что это хотя и медленный, но правильный путь пропаганды, так как этим уничтожается предубеждение православных против католицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V. Рассмотренный обычай был распространен среди мирян. Другой крещенский обряд, о котором говорит наш памятник, был достоянием духовенства. Он держался на мысли об особенной освящающей силе богоявленской воды и состоял в освящении ею самого креста. Некоторые говорили: «аз святил есмь крест трижды или четырежды». Они брали несколько крестов, связывали их и погружали в воду в момент ее освящения («крестов много связавше, вода крестити»). В таком виде связка крестов приносилась потом в церковь ; в продолжение целой недели ее носили на великом выходе за литургией и потом развязывали («и до осмаго дни в перенос носити кресты и потом разрешити я»). Так как освящать кресты нося на великом выходе могли только священнослужители, то ясно, что весь обряд совершался духовенством. Отсюда по-видимому следует, что погружение связанных крестов в воду было только частью чина освящения воды и заменяло предписанное уставом погружение одного креста. Святить крест трижды или четырежды, о чем кажется с похвальбой говорили древнерусские священники, значило, вероятно, совершать такой обряд в праздник Крещения три или че- —13— тыре года: от многократного повторения обряда крест как будто получал особенную святость. Но что значит собственно святить крест? Какой смысл имел весь этот обряд? В обличительных словах нашего автора против обычая вскрывается мысль, которую соединяли с ним неразумные попы – «невегласы учители», которую они полагали в основу обряда. «Где ж сего несмисльства горее, яко нам крест освящати, вязати и решати?!» Смысл обряда освящения креста заключался в двух конечных его моментах – вязаньи и решеньи. Священник вязал и решил кресты, т.е. производил над ними такое же тайнодействие, что и над кающимися. Символически крест был как бы грешником, который получал потом прощение и освящение. Вот почему обличитель показывает всю бессмысленность представления, что нужно святить крест, освященный кровию Христа, что может это сделать человек, сам связанный грехами, – человек, которого Христос разрешил крестом от злодейства диавола. Измененная редакция заканчивается похвалою кресту Господню. Несомненно, совершительное значение придавалось срединным моментам обряда – погружению крестов в святую богоявленскую воду (оно являлось так сказать крещением креста в святой воде, в противном случае незачем было бы приурочивать обряда к празднику Крещения) – и ношению их на великом выходе. Но наш памятник этого не выясняет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Появилось новое распоряжение Св. Престола, имеющее большое значение для нашего края и в особенности для унийного движения на кресах» (восточныя земли Польши). Motu proprio Nuя XI под заголовком «О комиссии для России и об издании литургических книг славянского обряда»  было подписано 29 декабря 1934 года, но вошло в силу лишь с 1-го марта 1935 года. Смысл этого распоряжения таков: Комиссия для России изменяет свое назначение и отныне имеет своею целью обслуживать только католиков в Россий и при этом исключительно латинского обряда. Она теряет то назначение, для которого была создана. Комиссия, кроме того, перестает быть самостоятельной и включается в Конгрегацию для особо важных дел, связанную с государственным секретарем, т. е. становится политическим органом. Дела в России к этому времени приняли для католиков такой оборот, что пришлось думать не столько о восточном обряде среди православных, сколько о спасении латинского обряда. «Скала Петра» со всех сторон была охвачена большевицким морем. Православие оказалось более гибким, более упорным и легче справлялось с большевицкими насилиями, чем католичество. Восточный обряд, как это было до 1930 года, возвращается в Восточную Конгрегацию и снова соединяется с делами греко-католиков в Галиции. Восточная Конгрегация объединяет в себе все униатское движение и всех униатов, где бы они не находились. В этом же распоряжении была дана лестная оценка деятельности Д " Эрбиньи, без которого работа Комиссии оказалась невозможной. Было высказано расположение по адресу эмиграции, а печать обозначила его, как доказательство сохранения традиций в католической церкви, в которой «в свете правды различных обрядов дивным способом выявляется гармония голосов, восходящих к небу». Кроме того, Восточной Конгрегации поручено издание литургических книг византийско-славянского обряда, которыя таким образом различаются от книг, употребляемых в Восточной Галиции. Членом Восточной Конгрегации состоит примас Польши, кардинал Глонд, консультантами – епископы Пшездецкий и Шелонзак и кроме того в Конгрегацию проник и П. Бучис. Казалось, дело восточного обряда более или менее прилично похоронено  260 . VI

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончательный разрыв между двумя частями Русской церкви произошел 13 мая 1667 г. на Большом Московском соборе, на котором сторонники старого обряда, признанные «непокорниками» и «еретиками», предавались «проклятию и анафеме» и отлучались от Церкви. Собор под воздействием присутствовавших на нем греческих иерархов «нетерпимо отрицательно» отнесся к древнерусским обрядам, назвав их «зловредными, пагубными и еретическими», и на этом основании не только запретил их употребление, но и наложил «соборную клятву, вечное отлучение от церкви на всякого, кто бы впредь стал держаться обряда, … который ни под каким видом не должен существовать впредь в Православной церкви». Тем самым Большой Московский собор возвел «обрядовые детали на догматическую высоту». Старообрядцы в свою очередь признали Собор 1666-1667 гг. неправомерным и рассматривали его как «никонианское» еретическое собрание, а его решения – канонически ничтожными для содержащих истинную старую веру. Отлучение от Церкви противников нового обряда и причисление их к еретикам, обрекавшее души на вечную гибель, лишь укрепило уверенность старообрядцев в том, что проблема обряда имеет не только богословское, но и догматическое, сотериологическое значение (богословское учение об искуплении и спасении человека - ред.). Старообрядцы воспринимали свое неповиновение соборным решениям как проявление преданности «отеческому благоверию» и спасительной «старой вере». Следовательно, «осуждение старого и введение нового обряда – дело рук слуг антихристовых» и «дьявольское наваждение». Клятвенные определения Соборов 1656 г. и 1667 гг., наложенные на старые русские обряды и старообрядцев, разделили единую Русскую церковь догматически, канонически и литургически, положив начало церковному расколу. В разделении Русской церкви и русского народа на «своих» и «чужих» церковные различия приняли основополагающий, базовый характер, определив непримиримый характер сложившейся оппозиции. Вместе с тем, степень чуждости и враждебности между двумя частями Русской церкви чрезвычайно усилилась в результате вмешательства в церковный конфликт самодержавной царской власти. Большой Московский собор 1667 г. изрекший анафему на всякого, кто осмелится не покоряться святой восточной Церкви и последовать расколу, определил, «на основании древних примеров вселенской Церкви, что еретики и раскольники не только церковным наказанием имут наказатися, но и царским, сиречь градским законам и казнениям». Таким образом, каноническим решением Большого Московского собора было узаконено применение к «раскольникам», нераскаявшимся и не желавшим возвращаться в «никонианскую» Церковь, суровых уголовных наказаний.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/14/k_vopr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ условное название одной из литургических традиций правосл. приходов зап. обряда (см. ст. Западное Православие ), в основе к-рой лежат совр. реконструкции галликанского обряда . История Одна из первых попыток возрождения галликанского обряда была предпринята еще в 70-х гг. XIX в. прот. Владимиром Гетте . Наряду с Дж. Овербеком , разработавшим в кон. 60-х гг. проект правосл. употребления рим. Миссала, к-рый получил одобрение Святейшего Синода Русской Церкви (1870), В. Гетте в нач. 70-х гг. реконструировал чин мессы по галликанскому обряду на основе 3 источников - Missale Gothicum, Missale Gallicanum Vetus и текста мессы по испано-мосарабскому обряду ( Guettée V . , archiprêtre . Ancienne messe Gallicane. P., 1872). В 1875 г. Гетте представил Святейшему Синоду чин литургии по галликанскому обряду и получил благословение на его богослужебное использование в правосл. храмах; в том же году эта литургия впервые была им совершена в домовой церкви СПбДА. Однако, как и проект Овербека, реконструкция Гетте в силу различных обстоятельств не получила дальнейшего распространения. Новые попытки реставрации Г. о. в правосл. Церкви были предприняты в 20-х гг. XX в. в среде рус. эмиграции во Франции и тесно связаны с деятельностью созданного в 1925 г. Фотия святителя православного Братства в Париже . Одной из целей братства провозглашалось возрождение Православия на Западе и восстановление Зап. правосл. Церкви с ее традициями, обрядами и литургическим языком. По благословению митр. Евлогия (Георгиевского) в 1927 г. братство организовало 1-й франц. правосл. приход Преображения Господня, где богослужения по визант. обряду совершались на франц. языке. В то же время большинство членов братства (в т. ч. В. Н. Лосский ) полагали, что реставрация древнего Г. о. в правосл. Церкви будет способствовать миссионерству среди французов, а сам Г. о. является более органичным для служения в правосл. Церкви Франции, чем рим. или визант. обряды. 3 марта 1929 г. в принадлежавшей братству парижской ц. Сен-Клу иером. Львом (Жилле) была совершена 1-я литургия по Г. о., согласно тексту прот. В. Гетте, однако митр. Евлогий отклонил просьбу братства разрешить открытое использование этого обряда и зап. календаря, благословив совершение служб лишь частным образом, до вынесения решения по этому вопросу Собором Русской Церкви. После перехода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата (1930) братство свт. Фотия, оставшееся верным Московской Патриархии, лишилось франц. правосл. прихода Преображения Господня и служение правосл. литургии по Г. о. в Париже было прервано, что не помешало членам братства продолжить изучение обряда с привлечением работ литургистов, исследовавших древние галльские Миссалы (Л. Дюшен, Ф. Каброль, П. Кажен и др.).

http://pravenc.ru/text/161584.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010