Этот обряд именуется литургией святого патриарха Тихона, потому что именно этот святитель в 1904 году, возглавляя тогда епархию в Америке, начал работу по исправлению текста «Книги общей молитвы», полагая возможным использование его для обратившихся в Православие американцев. Святитель не успел окончить исправление до своего отъезда в Россию в 1907 году, и это сделали уже много десятилетий спустя в Североамериканской архиепископии Антиохийского Патриархата, где начали служить по ней с 1977 года. Американская «Книга общей молитвы» взята в 1789 году у Шотландской Епископальной Церкви и в некоторых частях восходит, по утверждению священника Джона Коннели, к древней службе преподобного Венедикта Нурсийского. Небольшая часть приходов архиепископии использует литургию святого Григория (адаптированная в соответствии с православной традицией Тридентская месса, употреблявшаяся в Римско-католической Церкви до II Ватиканского Собора). Ниже предлагаем текст короткого выступления епископа Вичитского и Среднего Запада Василия, посвященного данному вопросу, которое хорошо показывает современное положение приходов западного обряда в архиепископии. Размышления о западном обряде Мои размышления начнутся с обращения к моему личному опыту. Дело в том, что до того как я, посещая службы, основательно познакомился с западным обрядом в Православии, я относился к нему с подозрением. Я знал, что исторически и логически он вполне законен, но я не мог поверить, что он может быть подлинным. И это потому, что я не испытал его на опыте. Но я давно заметил, что духовенство нашей епархии в общем-то не определяет себя в соответствии с обрядом. Я видел, что когда клирики встречаются друг с другом, то нет никаких разделений по признаку обряда, то есть, мол, «ты – западного обряда, а мы – восточного». Я был свидетелем этому на конференции духовенства Юго-западного благочиния. Во время этой конференции были рукоположены священник и диакон для нового прихода западного обряда. Количество приходов растет, поэтому многие клирики прежде не встречались друг с другом. Некоторые перешли к нам лишь недавно из другого благочиния. Другие, подобно новорукоположенным, которые только что перешли из Епископальной Церкви, были новичками для епархии. Но к концу первого дня собрание было похоже на встречу одноклассников. И это произошло не к концу работы конференции, но в первый же день! И двое новичков сразу были приняты как братья. Это чувство единства в епархии порождается единством веры при разности обряда.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Различие между ними состояло единственно в том, что особенности русского церковного чина и обряда были уже устаревшими и отжившими по сравнению их с позднейшими греческими и потому, если действительно настояла нужда согласовать их с современными греческими, то это нужно было сделать не во имя того, что особенности русского церковного чина и обряда, по сравнению их с новейшими греческими, будто бы представляли из себя искажение, уклонение от истинно православного чина и обряда, или что они были еретическими, содержавшими в себе еретическое учение, а во имя того, что русские особенности были устаревшими и отжившими, и что русская церковь , как младшая и поместная, естественно должна была, как это практиковалось у нас и ранее, поступиться особенностями своей практики в пользу установившейся новейшей практики церкви вселенской греческой. Сделать это русской церкви настоятельно нужно было и потому еще, чтобы уничтожить тот господствовавший в русском обществе чуждый духу и разуму истинного православия взгляд, что церковный обряд будто бы так же неизменен, как и самое вероучение, что высота и достоинство жизни православной церкви определяется не сохранением только неизменяемости вероучения, но и неизменяемостью раз усвоенного обряда. Этим чуждым духу и разуму православия взглядом на обряд убивалось правильное представление о жизни православной церкви, убивалась самая эта нормальная здоровая жизнь, которая не может быть замкнута в тесные условные рамки раз появившейся формы известного обряда и обычая. Церковная реформа и должна была уничтожить этот ошибочный взгляд —428— на обряд и тем самым создать для дальнейшей нашей церковной жизни более правильные и нормальные условия. К сожалению, патриарх Никон не стоял в своей реформаторской деятельности на должной высоте. Его слабая сторона, как церковного реформатора, заключалась прежде всего в том, что он, как я уже говорил, 2841 не имел правильного представления о предмете своей реформы, т. е. о тех церковных обрядах и чинах, которые при нём, и по его настоянию, так круто тогда у нас изменялись и переделывались по современному греческому образцу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Галиции насчитывалось более 2,5 млн. униатов, часть которых традиционно считали себя русинами, другие же называли себя украинцами. Вернувшись во Львов, митрополит Андрей Шептицкий пытался распространить свою юрисдикцию на Волынь, где появилось несколько униатских приходов. Он назначил своего спутника во время интернирования в России И. Бочана викарным епископом в Луцк, но польские власти увидели тут угрозу украинизации Волыни, которую они тогда надеялись еще полонизировать, и выдворили Бочана из Луцка. Волынь, Полоцк, Холмщина оказались недосягаемыми для Львовской униатской митрополии. Это не значит, конечно, что правительство было против распространения унии среди православных, живших на тех землях. Прелат латинского обряда, бывший архиепископ Могилевский Рооп более оптимальным считал иной путь: «На одной и той же территории не следует устанавливать двух параллельных церковных властей, а необходим один епископ для двух обрядов,– и добавлял к этому: – Целибат необходимо распространять среди русского духовенства... это содействовало бы оживлению славянского обряда, давно застывшего... Так бы само собой народ обращался в католичество, а обряд был бы делом второстепенным» 332 . В 1923 г. в Подляшье местный католический епископ латинского обряда Генрих Пжеждзецкий испросил у Римской курии дозволение вести униатскую пропаганду среди православных на территории своей епархии и включать вновь образуемые католические приходы восточного обряда в свою юрисдикцию. Аналогичные полномочия в 1925 г. получили католические епископы Волыни, Луцка и Полесья. Новообразованные общины назывались иначе, чем униатские приходы Галиции, это были парафии католического Костела (приходы католической Церкви восточнославянского обряда). Никаких попыток украинизации в этих парафиях не допускалось. Богослужение совершалось в них на церковнославянском языке, но с некоторыми отличиями от принятого в Галиции устава. Костел и польские власти надеялись, что эти приходы будут быстро полонизироваться. В восточные воеводства Польши с миссионерскими целями направлялись монахи-редемптористы и иезуиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Конечно, и печатные объяснения, которые должны еще последовать между г-дами Филипповым и Нильским по этому делу, будут иметь свое значение и цену; но в печати гораздо легче уклониться от стеснительного возражения противника и вывернуться из такого состояния, при котором в случае изустного состязания пришлось бы поневоле положить оружие. Как долго можно вести заочную полемику против очевиднейших истин, тому примеров так много на каждом шагу, что мы считаем излишним на этом долее останавливаться. Можно, правда, и при устной беседе позволить себе то и другое, но это гораздо уже труднее особенно при свидетелях. За неимением достаточного времени объяснения г-на Филиппова только слегка коснулись первой части его рассуждения, в которой, как наши читатели припомнят он доказывает, что некоторые из правил единоверия находятся в противоречии с постоянным воззрением церкви на свободу обряда, и вовсе не тронули вопроса о необходимости соборною пересмотра постановления 13 мая 1667 года, развитого в третьей части рассуждения. Речь его сосредоточена была преимущественно, почти исключительно, на вопросе о значении клятв, наложенных московским собором 1667 года, по которому между ним и г-ном Нильским возникло существенное разногласие и в котором заключается, по выражению г-на Филиппова главный узел всего возбужденного им вопроса. Г-н Филиппов полагает, как читателям «Гражданина» уже известно, что соборным определением 13 мая 1667 г. употребление двоеперстия и некоторых других особенностей дониконовского обряда было воспрещено на будущее время безусловно, что тот, кто после этого определения решился бы удерживать эти особенности, явился бы, в силу одного этого, противником собора и что такое воспрещение дониконовского обряда продолжалось до 1763 г., то есть до царствования Екатерины II, при которой круто изменился взгляд правительства на старообрядцев. Г-н Нильский же думает, что клятвенное запрещение собора 1667 г. относится не к употреблению дониконовского обряда, а только к таким лицам, которые из-за этого обряда оставляли сами церковь, хулили ее тайны и их совершителей, — и что если бы человек от церкви не удалялся и просил бы только о том, чтобы ему дозволено было содержать дониконовский обряд, то церковная власть против этого собственно вооружаться не стала бы и к исполнению такого желания не встретила бы с своей стороны препятствий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Украины, где католики латинского обряда столкнулись с националистически настроенными местными властями, которые боролись с «польским влиянием». Ввиду репатриации польск. населения после второй мировой войны из Галиции, где исторически преобладали католики лат. обряда, к кон. ХХ в. большинство ранее принадлежавших им храмов и мон-рей было передано греко-католикам, представителям раскольнических сообществ и даже протестант. общинам (напр., во Львове, где до второй мировой войны было ок. 50 католич. храмов лат. обряда, остались лишь 2 храма, действовавшие в советское время). Вне Зап. Украины в 90-х гг. ХХ в. наблюдался рост католич. приходов лат. обряда, в связи с чем 25 марта 1998 г. И. П. возродил католич. еп-ство в Луцке, а 25 нояб. того же года преобразовал Житомирское еп-ство в Киево-Житомирское. 4 мая 2002 г. были образованы отдельные Харьковско-Запорожское и Одесско-Симферопольское еп-ства лат. обряда. 5-8 июля 1996 г. И. П. возглавил торжества в Риме по случаю 400-летия Брестской унии и 350-летия Ужгородской унии ; 7 июля он совершил литургию по визант. обряду на укр. языке в сослужении кард. М. Любачивского и др. иерархов УГКЦ. По благословению папы в окт. того же года во Львове состоялся юбилейный Собор УГКЦ, одним из решений к-рого стало обращение к Президенту Украины Л. Д. Кучме с просьбой пригласить на Украину И. П. и назначить посла Украины при Папском престоле (с сент. 1998 Н. К. Ковальская). В 2000 г. Кучма направил И. П. офиц. приглашение посетить страну. В июле того же года синод епископов УГКЦ определил дату проведения визита, организация которого была поручена общественному комитету под рук. депутата Верховной рады Т. В. Чорновила и церковному комитету под рук. секретаря синода УГКЦ еп. Юлиана Гбура. После обнародования программы папского визита на Украину 22 янв. 2001 г. от лица Свящ. Синода и епископата УПЦ Киевский митр. Владимир отправил И. П. письмо, в котором с пониманием отнесся к позиции укр. католиков, ожидавших визита Главы своей Церкви, а также к позиции властей страны, стремившихся к повышению международного престижа Украины.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Окончательный разрыв между двумя частями Русской церкви произошел 13 мая 1667 г. на Большом Московском соборе, на котором сторонники старого обряда, признанные «непокорниками» и «еретиками», предавались «проклятию и анафеме» и отлучались от Церкви. Собор под воздействием присутствовавших на нем греческих иерархов «нетерпимо отрицательно» отнесся к древнерусским обрядам, назвав их «зловредными, пагубными и еретическими», и на этом основании не только запретил их употребление, но и наложил «соборную клятву, вечное отлучение от церкви на всякого, кто бы впредь стал держаться обряда, … который ни под каким видом не должен существовать впредь в Православной церкви». Наглядная памятка. Смотри, не перепутай! Слева старообрядческие жесты и церковные атрибуты, справа - " никонианские " . Тем самым Большой Московский собор возвел «обрядовые детали на догматическую высоту». Старообрядцы в свою очередь признали Собор 1666-1667 гг. неправомерным и рассматривали его как «никонианское» еретическое собрание, а его решения – канонически ничтожными для содержащих истинную старую веру. Отлучение от Церкви противников нового обряда и причисление их к еретикам, обрекавшее души на вечную гибель, лишь укрепило уверенность старообрядцев в том, что проблема обряда имеет не только богословское, но и догматическое, сотериологическое значение. (Сотериология — богословское учение о спасении человека. В христианстве оно является важнейшей частью догматического богословия.) Картина «Чёрный сбор», художник С.Д. Милорадович. Противники никонианской реформы провели в Соловецком монастыре свой, антипатриарший церковный собор, который закончился призывом к вооруженному восстанию 1668-1576 гг. Старообрядцы воспринимали свое неповиновение соборным решениям как проявление преданности «отеческому благоверию» и спасительной «старой вере». Следовательно, «осуждение старого и введение нового обряда – дело рук слуг антихристовых» и «дьявольское наваждение». Клятвенные определения Соборов 1656 г. и 1667 гг., наложенные на старые русские обряды и старообрядцев, разделили единую Русскую церковь догматически, канонически и литургически, положив начало церковному расколу.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/28/cerkov...

Вопрос о богослужении по западному обряду сохранял свою актуальность и для других мест, прежде всего для США. Как прежде, так и теперь многие живущие на Западе, обратившись в Православие, приобретают искреннюю любовь к восточному, или византийскому, обряду, но есть и такие, кто желает иметь возможность служить Богу в знакомых литургических формах. В настоящее время одной из самых миссионерски активных православных юрисдикций в Северной Америке является Североамериканская архиепископия Антиохийской Православной Церкви. Большинство членов здешних общин – американцы, так что неудивительно, что именно в этой архиепископии есть целое благочиние западного обряда, объединяющее 33 прихода со всей страны. Богослужение по западному обряду стало совершаться в архиепископии с благословения патриарха Александра III, к которому обратился митрополит Антоний (Башир). Сам митрополит Антоний указывал две цели этого начинания: во-первых, создать в Православной Церкви дом для западных людей не-византийского культурного и религиозного происхождения и, во-вторых, свидетельствовать о соборности Православной Церкви ее прихожанам, священникам и богословам византийского обряда. Первая община западного обряда в Америке появилась в 1961 году. В архиепископии отмечают, что использование западного обряда помогает миссии среди американцев, облегчая принятие ими Православия. Клирики и паства обоих обрядов имеют друг с другом полное молитвенное и евхаристическое общение благодаря духовному единству в вере и подчинению одному священноначалию. В целом западный обряд, по сравнению с византийским, более простой и краткий, менее пышный. Сейчас известно несколько вариантов западного обряда, среди которых есть и основанные на древних мессах Римской Церкви (до изменений II Ватиканского Собора), но в Североамериканской архиепископии преимущественно используется литургия святого патриарха Тихона, основанная на англиканской «Книге общей молитвы» («Book of Common Prayer»). Разумеется, в англиканский текст были внесены изменения, главные из которых – устранение filioque из символа веры и добавление эпиклезы (призывания Духа Святого) в евхаристические молитвы. Тайносовершительные формулы полностью совпадают со словами византийской литургии. Кроме того, есть ряд менее принципиальных изменений текста, сделанных для приведения его в большее соответствие с православным учением.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

священник Владимир Вукашинович Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви Прежде чем подробно рассказывать о литургическом движении и литургическом возрождении в Католической Церкви, необходимо установить основные исторические, богословские и культурологические координаты эпохи, предшествовавшей их появлению. Установление контекста особенно важно в связи с тем, что предмет данного исследования в основном недостаточно известен православной богословской общественности. Настоящее краткое историческое введение охватывает относительно долгий период развития литургической жизни на Западе – от литургической реформы Каролингов до начала публичной деятельности дона Проспера Геранже. А. Литургическая реформа Каролингов и судьба литургии римского обряда Литургия римского обряда первоначально, вплоть до VIII века, была литургией римской епархии, города Рима и его окрестностей 20 . О ранней истории литургии этого обряда известно очень мало. Точно известно лишь, что к ней не применялось правило, чтобы литургия первопрестольной кафедры была обрядом всей Церкви в целом 21 (как это было в Александрии, Антиохии, Константинополе и Иерусалиме). Повсеместно в Западной Европе, даже в епархиях северной и южной Италии, использовались другие обряды. Самыми известными обрядами западного христианства, наряду с римским, были миланский (или амвросианский) 22 , галликанский 23 , африканский 24 и мозарабский 25 . Они отличались от римской литургии и были достаточно схожи между собой. Король франков Пипин Короткий (751–768) около 760 года просил папу Павла I прислать копию римского сакраментария, чтобы на его основе осуществить литургическую реформу в подвластных Пипину областях. Результатом было распространение римского обряда во всей Западной Европе, а также его трансформация 26 . Обновление в литургической области стало частью более широкого явления, известного как каролингская реформа. Франкская церковь страдала от многочисленных проблем, таких как коррупция клира, необразованность и безнравственность, остатки языческих обычаев, крайний разнобой форм богослужения и злоупотребление церковным имуществом. Поэтому перед франкской династией остро встала необходимость всестороннего обновления церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Соборе мы предполагаем также обсудить некоторые вопросы дальнейшего церковного строительства» 678 . Далее заслушаны были доклады митрополита Киевского Филарета «О положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны» и «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римо-католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в западных областях Украины», и доклад архиепископа Смоленского Кирилла о проекте «Положения об экзархатах Московского Патриархата». В связи с раскольническими действиями бывшего епископа Иоанна (Боднарчука) Собор подтвердил определение Священного Синода от 14 ноября 1989 г. относительно бывшего епископа Иоанна (Боднарчука) и заявил о полной неканоничности провозглашенной им Украинской Автокефальной Православной Церкви греко-украинского обряда, призвав всех священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери Церкви. Архиерейский Собор подтверждает, что уния, возникшая 400 лет назад как попытка соединить православную и католическую Церкви, не привела к желаемой цели. Напротив, она породила новое разделение. Ориентированная на прозелитизм, уния служила отторжению православных от своей Церкви, вызывая этим отторжением боль и страдание людей. Хорошо известно, что страдали как православные, так и католики восточного обряда... Одновременно мы утверждаем, что католики восточного обряда (униаты), как и все верующие граждане нашей страны, должны иметь равные со всеми права, включая право на открытое и легальное исповедание своей веры. Богословское неприятие унии не означает неприятие людей или отсутствие терпимости к иным убеждениям. Напротив, мы считаем, что католики восточного обряда могут и должны внести свой положительный вклад в развитие добрых отношений и в продвижение диалога между православными и католиками. Поэтому мы призываем их осознать свою ответственность за настоящее и будущее православно-католических отношений, немедленно прекратить акты насилия и захваты храмов, в которых молятся православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В январе 1962 года был издан официальный «Справочник западного обряда», «устанавливающий литургические обычаи и обряды, а также дисциплину» на принципах, почерпнутых из синодального ответа святителю Тихону от 1904 года и указа митрополита Сергия от 1932 года, а также содержащий разрешения на совершение западного обряда Антиохийским митрополитом Герасимом (Мессарой) Бейрутским . Сегодня продолжается активная работа по приведению западного литургического наследия в соответствие с православной догматикой. Например, в 2021 году Русская Православная Церковь заграницей завершила работу по подготовке и литургической апробации Сарумской мессы, которую подготовил иеромонах Айдан (Келлер). Западный обряд, уходящий корнями в англиканскую Реформацию, тесно связан с Русской Православной Церковью, которая вела активный диалог с англиканским сообществом на протяжении многих столетий и подошла к возможности не только учреждения приходов западного обряда, но и к унии с Церковью Англии в дни Поместного Собора 1917–1918 гг. В духе же Собора действовал и митр. Сергий (Страгородский), принявший в общение с Патриархией первые западнообрядные приходы. По сей день западные православные находятся в поиске правильного подхода к англиканскому и католическому наследию, принимая всё то, что не вредит православной вере в обрядах и практике духовной жизни, но твёрдо стоя на основах православной догматики. И всё же успех миссии зависит не только от желания отдельных инославных перейти в православие, но и от роли иерархии, которая способна помогать им быть православными, не меняя обряда. Ведь, как сказал св. Иоанн Сан-Францисский и Шанхайский: «Литургия Запада древнее всех его ересей».   Клеман Оливье. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель, 1993. С. 582. Сарни М. Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших днеи. С. 9. ЖМП. 1954. 11. С. 51. Иванов А. Из истории взаимоотношении Англиканскои и Православнои церквеи//ЖМП. 1954. 11. С. 48–49. Смолич И. К. История Русскои церкви 1700–1917. М. 1997. Ч. 2. С. 368–369.

http://bogoslov.ru/article/6172148

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010