Вместо того, чтобы попусту бить словами воздух, приплетая совершенно не к делу Евсевия кесарийского , автору надлежало бы уяснить и себе, и раскрыть для читателей: о каких это «отцах» говорится в приведенном месте у Валентиниана, которым следовали ариане, здесь обличаемые, и какие-такие это «писания», которые эти же ариане считали для себя авто­ритетными? Если бы автор постарался уяснить это, то он был бы скромнее в своих выводах, а может быть и совсем не стал бы делать их. Понятное дело, что под «отцами» нельзя разуметь здесь Евсевия, как склонен думать автор; ибо одного человека нельзя име­новать «отцами», вопреки логике и грамматике. А равно нельзя называть «писаниями» и послание Евсевия к кесарийцам; ибо об одном труде нельзя выражаться во множественном числе. Какие отцы разумеются в разби­раемом месте, над этим вопросом ломать голову не приходится, ибо это давным-давно открыто. Старец Ген­рих Валуа, с которым автор знаком, но на которого он мало обращает внимания, говорит: под теми лицами, которые в разбираемом месте «именуются отцами надле­жит разуметь членов Антиохийского собора, происходив­шего во время так называемых обновлений (341 г.). Ибо полуариане обычно называли их отцами, как свиде­тельствует Сократ в самом конце второй книги, где у него рассказывается о соборе селевкийском» (359 г.) 1179 . Замечание Валуа нужно признать вполне справедливым. По всем признакам, разбираемое выражение Валентинианова послания должно быть относимо сюда – и только сюда. Начать с того, что позднейшие ариане действительно с глубоким уважением смотрели на собор антиохийский, происходивший во время «обновлений». Известнейшие ариан­ские епископы Акакий, Евдоксий и Патрофил, по свиде­тельству св. Афанасия, высоко ставили авторитет опреде­лений антиохийского собора 341 года и давали даже клятву, что они «будут мудрствовать так же, а не иначе». (Афанас. Послание о соборах. Рус. пер. ч. III, стр. 161). Спустя некоторое время после того, как выразили это свое мнение указанные ариане, целый собор селевкийский-арианский определял: «мы не отвергаем подлинности вероизложения, составленного в Антиохии при обновлении храма и отдаем ему преимущество», при чем члены со­бора антиохийского названы прямо: «отцами нашими» (Со­крата II, 40.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но василиане отказались произнести анафему на ομοιοσιον (по Theodoret. h. е. II, 23: на ομοοσιον). Вследствие этого милость императора от василиан перешла к акакианам. В ночь на 1-е января 360 г. и селевкийские депутаты подписали датированную веру, скрепленную в Нике. Василиане вручили ариминским делегатам послание, которым извещали западных о появлении аномийства. Собор парижский 360 г. осудил ариан и ответил восточным сочувственным посланием. С 360 г. гегемония от василиан (омиусиан) перешла к акакианам (омиям); Евдоксий успел даже перейти в Константинополь. Торжествующая партия не замедлила свести счеты с василианами. В Константинополе была отстроена церковь св. Софии. 15 февраля 360 г. предполагалось сделать освящение её. По этому случаю был созван собор, на который явилось 72 епископа. На соборе занялись догматическими вопросами и еще раз пересмотрели ІV-ю сирмийскую формулу и опасное слово «κατ πντα» было исключено. Затем омии убедились, что противная партия, пожертвовав словом ουσα, начинает вместо него пользоваться словом υπστασις, поэтому прибавлено было запрещение – употреблять и слово υπστασις в применении к Отцу, Сыну и Св. Духу. Наконец, положена была анафема на все ереси, и прошедшие и будущие, противные константинопольской вере. Так как в конце концов никская формула была подписана и большинством омиусиан, то обвинять их в неправославии для торжествующей партии было невозможно. Были поэтому выдвинуты различные канонические обвинения, под предлогом которых и были низложены Македоний константинопольский, Василий анкирский и еще 9 выдающихся омиусиан. Но эта победа и для самих омиев обошлась дорого. Во главе коалиции стоял Акакий кесарийский в союзе с Евдоксием. Но для того, чтобы удержаться на высоте своего положения, Евдоксий пожертвовал личностью и учением Аэтия и тем глубоко оскорбил строгих ариан, которые никак не хотели помириться с подобною «икономией». Напрасно их убеждали на соборе – помириться с печальной необходимостью: пришлось дать им шесть месяцев на размышление, и все напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

п. Наконец, после того как на соборе Риминийском 400, a на соборе Селевкийском 200 епископов по приказанию Констанция, подписали составленный арианами символ, – весь мир христианский увидел себя обреченным на арианство.... Евномиане, получили свое название от Евномия, епископа Кизикского, который прежде был письмоводителем y Аэция, начальника одной из арианских сект. Аэций был одинаковых мыслей с Арием, любил споры, хитросплетения и софизмы. Сущность Аэциева учения о Сыне Божием представляют так: «Сын Божий есть существо, сотворенное из ничего, ни в каком отношении не подобное Отцу и потому не одного с ним естества». Эти-то мысли учителя своего усвоил себе и ученик Аэция Евномий, которого посвятил в епископа Кизикского Евдоксий, епископ Константинопольский – также арианин. Но жители Кизика выгнали из своего города Евномия за его надменную говорливость. Учение его о Сыне Божием в главных чертах было таково: «по существу своему Сын нисколько не подобен Богу Отцу и не может быть назван ни «единосущным», ни «подобосущным» Ему, кто утверждает первое, тот допускает разделение вечной сущности; кто принимает последнее, тот допускает бытие двух равных Богов. Сын – первый служитель Отца, Его орудие в творении и Он не от несозданного естества Отчего произошел, но получил бытие лишь по воле Его и есть творение несозданного, хотя не такое же, как и прочие творения. Евномиане еще называются аномеями оттого, что они проповедовали несходство Бога Сына с Богом Отцом (νμοιος). Они же еще называются Евдоксианами, от Евдоксия, посвятившего в епископы Евномия. Представителями полуариан были – Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский , Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский; они хотели стоять на средине между православными и чистыми арианами, и проповедовали ту мысль, что Сын Божий подобосущен» – μοιοσιος Отцу. Акакиане – от Акакия, епископа кесарийского, хотели стоять на средине между чистыми арианами и полуарианами, и признавали Сына Божия только «подобным» Отцу μοιος, имеющим только некоторое сходство в воле. Сам Акакий, впрочем, отказался от своего заблуждения и принял правоверие никейское. Все означенные еретики стояли против православного учения, т. е. против «единосущия» – (μοοσιος) Сына Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

В 333 г., по смерти свт. Макария, престол Иерусалима занял Максим, один из последователей Евсевия Кесарийского. В IV в. Церковь Палестины активно принимала участие в арианских спорах. В 30-60-х гг. большинство епископата Палестины составляли безусловно не ариане, но иерархи, готовые присоединиться к общегос. политике того времени по поддержке арианства. Подобной позиции придерживались и епископы главных городов - Максим Иерусалимский (333-348) и Акакий Кесарийский (339-359, 363-366). После реабилитации ариан имп. Константином в кон. 20-х гг. Патрофил Скифопольский смог вернуться на свою кафедру и возглавлял общину христиан еще долгие годы, поддерживая проарианскую политику имп. Константина и его наследника имп. Констанция II. В 359 г. на Селевкийском Соборе Патрофил был вновь объявлен низложенным, поскольку выступал в поддержку богословия крайних ариан (еп. Урсакия Сингидунского и Валента Мурсийского). Но решения Собора не были исполнены, поскольку офиц. власть в тот момент настаивала на принятии арианской «Никской формулы» и вскоре объявила низложенными оппонентов Патрофила (свт. Василия Анкирского, Евстафия Севастийского и др.). Патрофил умер вскоре после 359 г., оставаясь на своей кафедре. В 362 г., во время антихрист. погромов, инспирированных на Востоке имп. Юлианом, могила Патрофила была разорена язычниками, а из его черепа сделали светильник (Chron. Pasch. P. 546). С кон. 20-х гг. IV в. в Палестине наиболее влиятельной стала группа священнослужителей, ориентировавшихся на еп. Евсевия Кесарийского. Сомнения Евсевия в осуждении Ария должны были считаться оправданными после возвращения Ария и его сторонников из ссылок. В 30-х гг. еп. Евсевий выступал уже как один из лидеров антиникейского движения в Церкви и гонителей свт. Афанасия Александрийского. Особая роль Евсевия в конфликте ариан с Афанасием подтверждается, в частности, решением имп. Константина в 334 г. созвать Собор в Кесарии Палестинской для рассмотрения дела свт. Афанасия и его низложения. Соборный суд не состоялся, поскольку свт. Афанасий отказался принимать в нем участие ( Sozom. Hist. eccl. II 24).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Мелетием, или кем либо из единомышленных с ним, на Антиохийском соборе, или другом каком либо вблизи, так как перед этим, по замечании Сократа, македониане с селевкийскими противниками аномейства беспрестанно составляли в разных местах соборы. Во всяком случае несомненно, что Антиохийский собор 363-го года знал духоборство, и св. Мелетий, имея дело с еретическими епископами, искавшими общения с православною Церковью на основании никейского вероопределения, необходимо должен был поэтому разобрать, кто из них действительно был православен и кто, исповедуя православное учение о Сыне, тем не менее не мог быть принят в Церковь за ложное учение о Святом Духе. При таком положении дел необходимо было оградить Церковь от вторжения в нее еретиков, что и могло быть сделано, на Антиохийском ли соборе, или другом каком-либо по близости в эту же пору, привнесением в символ апостольского учения о Святом Духе. Под посланием Антиохийского собора, после Мелетия, подписались Евсевий Самосатский, впоследствии сподвижник Василия Великого , прославившийся истинно апостольскими трудами 79 , – Акакий Кесарийский, Тит Бострийский, Пелагий Лаодикийский, Афанасий Анкирский и около двадцати других менее известных епископов, большею частью малоазийских, или восточного округа. Вот все, что можно сказать о времени и обстоятельствах первоначального привнесения рассматриваемых прибавлений в символ. Остальное, за исключением их, принадлежат уже древности доникейского периода. Сделаем еще одно замечание. У западных ученых есть, по их словам, весьма важный и едва ли разрешимый в науке вопрос, одно ли и тоже – правило веры и символ веры , или нет. Одни, справедливо утверждая, что в древности символы назывались правилом веры, истиною, преданием и тому подобными наименованиями, известными читателю, везде, где встретят эти слова у древних, видят уже символ, хотя, разумеется, при всем том, что символ назывался верою, или истиною, далеко не всякий раз, где речь идет о вере, предании, или истине, говорится непременно о символе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

Наиболее активная борьба с мессалианством в Византийской империи имела место между К-польским Собором (426) и III Вселенским Собором (431). 30 мая 428 г. имп. Феодосий II издал закон, в соответствии с к-рым М. и др. еретики подлежали изгнанию из Византии (CTh. 15. 5. 65). По всей видимости, с М. были связаны лампетиане (сторонники Лампетия, основателя смешанных мон-рей в пров. Исаврия на территории Киликии , осужденного во 2-й пол. V в.) и маркиане, получившие свое название от имени Маркиана, к-рый действовал в К-поле при императорах св. Юстиниане I (527-565) и Юстине II (565-578). По всей видимости, к VI в. собственно мессалианство прекращает свое существование на территории Византийской империи, в результате чего значительное число М. переселилось в Персию. О мессалианской опасности говорится в постановлениях Соборов Церкви Востока, созванных при католикосах Акакии I (486; см. Акакий Селевкийский ), Иезекииле I (576), а также при Ишояве I (585). М. представляло угрозу и позднее, как показывает деятельность Баввая Великого. В 786/7 г. (либо в 790) католикос Тимофей I (780-823) созвал Собор, на к-ром по обвинению в мессалианстве были посмертно осуждены Иоанн Апамейский (кон. IV - нач. V в.), Иоанн Дальятский († ок. 780; см. Иоанн Саба ) и Иосиф Хаззая (VIII в.). Возникает, однако, вопрос, в какой степени обвинения в мессалианстве, выдвигавшиеся против нек-рых представителей Церкви Востока вплоть до кон. VIII в., позволяют говорить о наличии в ней М. в точном значении этого термина (проблема до сих пор не имеет окончательного решения). Упоминания о М., отождествлявшихся с богомилами, вновь появляются в визант. источниках лишь с кон. XI в. Следует отметить судебные процессы против ряда лиц, считавшихся М., в т. ч. посмертное осуждение на К-польском Соборе 1140 г. мон. Константина Хрисомала (кон. XI - 1-я пол. XII в.), обвиненного в мессалианстве или богомильстве (подробнее см.: Parrinello. 2008). Вопрос о возможном влиянии М. на богомилов решается исследователями по-разному: от полного отрицания исторической связи между двумя ересями и характеристики обвинений в мессалианстве лишь как общих мест, характерных для визант. лит-ры ( Rigo. 1989), до признания того, что мессалианство могло опосредованно - через павликианство - влиять на богомильство ( Дунаев. 2015. С. 142-146). Открытым остается и вопрос о возможном влиянии нек-рых мессалианских идей и практик на исихазм (Там же. С. 147-179). Учение

http://pravenc.ru/text/2563038.html

На собрании следующего дня началось обсуждение этого текста. Василиане начали допрашивать Акакия: в каком смысле и в каких пределах Сын подобен Отцу? Акакий откровенно пояснял: «подобен по воле, но не по существу ». Конечно, поднялись опять бурные пререкания. Леона, проверив на опыте температуру собрания, прибег к давлению. Заявил: «Меня император послал руководить собором единодушным. а так как вы неукротимы, то идите и пустословьте на стороне. Я в таком соборе не участник». И закрыл заседание. Расхождение василиан и акакиан через это оформилось. Василиане собрались и от лица своей группы низложили и отлучили 9 главных епископов из акакиан, начиная с Акакия и Евдоксия, и даже на место Евдоксия избрали Антиохийским епископом пресвитера Аниана. Конечно, акакиане не потерпели такой свободы действий и использовали амбицию комита Леоны. Тот, несмотря на протесты соборного василианского большинства, арестовал Аниана и отправил в ссылку. Расколовшиеся партии собора отправили каждая своих уполномоченных для доклада императору. Так печально кончилась лукаво задуманная антреприза раздвоенного «вселенского» собора, породившего 4 фракции. Смущенный Констанций хотел было потребовать к себе весь восточный собор in corpore, но явившиеся первыми акакиане посоветовали ему ограничиться вызовом депутатов по 10 лиц от каждой стороны. Им указано было съехаться в Константинополь. В этом партийном состязании циничные акакиане превзошли в партийных и дипломатических приемах связанных своей принципиальностью василиан. Констанций толкал к соглашению, почти вымогал его. Вынужденные взаимные уступки породили некоторое искусственное партийное образование, получившее в истории имя партии омиев . Омии сконструировались в результате прений в присутствии императора в Константинополе акакиан (скрытых аномеев) и василиан (омиусиан). Это компромиссное искусственное образование окрасило собою хотя и не долгий, но целый период восточного богословского опыта. Василий Анкирский доложил Констанцию о возмутивших отцов Селевкийского собора богохульствах Евдоксия и потребовал особого разбирательства и церковного суда над спорной личностью претендента на первую кафедру Востока.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Он уже не скрывал, подобно Леонтию, своего злонравия, но с открытым неистовством восставал против апостольского учения и осмелившихся противоречить себе поражал всевозможными бедствиями. В то время в Анкире, митрополии Галатийской, кормило правления церковью держал преемник Маркелла, Василий, а в Севастии, главном городе Армении, правил Евстафий. Узнав о противозаконных делах и неистовстве Евдоксия, эти епископы письменно раскрыли его преступления царю Констанцию, который находился еще в западных частях империи и, истребив тиранов, исправлял произведенные ими беспорядки. Они были любимы царем и, по своей достохвальной жизни, имели перед лицом его особенно великое дерзновение» 1024 . Это сообщение блаженного Феодорита о бесчинии, учрежденном Евдоксием в Антиохии, связано с тем, что он начал тесно сближаться с аномеями Аэцием и Евномием 1025 . Данное сближение сразу же поставило Евдоксия в жесткую оппозицию к омиусианам, возглавляемым Василием Анкирским (отсюда их иногда называли василианами), которые, по сути дела, представляли собой православное догматическое движение, отличаясь от никейцев только непризнанием пока еще шокирующего их термина «единосущный» 1026 . Вскоре после узурпации Антиохийской кафедры Евдоксий созвал здесь собор (358) 1027 . Созомен об этом соборе говорит так: «Составив в Антиохии собор со своими единомышленниками, в числе которых были Акакий, епископ Кесарии Палестинской, и Ураний Тирский, он вместе со словом “подобосущный” отверг и слово “единосущный” под тем предлогом, что и западные епископы то же сделали» 1028 . Однако гонимые Евдоксием омиусиане на некоторое время завоевали благорасположение Констанция, и маятник качнулся в другую сторону в 358 году. Евдоксий был отправлен в ссылку на родину в Армению 1029 . Впрочем, царская немилость продолжалась недолго: хотя на Селевкийском соборе 359 года Антиохийским епископом решено было рукоположить некоего Анниана, но он даже не приступил к своему служению, как его тут же сослали. Евдоксий, отказавшись от своих прежних единомышленников-аномеев, примкнул опять к более умеренной арианствующей партии, возглавляемой Акакием Кесарийским (омиям), и как бы в награду за это стал епископом Константинопольским в 360 году 1030 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но василиане отказались произнести анафему на μοιοσιον (но Theodoret. h. е. II, 23: на μοοσιον). Вследствие этого милость императора от василиан перешла к акакианам. В ночь на 1-е января 360 г. и селевкийские депутаты подписали датированную веру, скрепленную в Нике. Василиане вручили ариминским делегатам послание, которым извещали западных о появлении аномийства. Собор парижский 360 г. осудил ариан и ответил восточным сочувственным посланием. С 360 г. гегемония от василиан (омиусиан) перешла к акакианам (омиям); Евдоксий успел даже перейти в Константинополь. Торжествующая партия не замедлила свести счеты с василианами. В Константинополе была отстроена церковь св. Софии. 15 февраля 360 г. предполагалось сделать освящение её. По этому случаю был созван собор, на который явилось 72 епископа. На соборе занялись догматическими вопросами и еще раз пересмотрели ІV-ю сирмийскую формулу и опасное слово «κατ πντα» было исключено. Затем омии убедились, что противная партия, пожертвовав словом ουσα, начинает вместо него пользоваться словом πστασις, поэтому прибавлено было запрещение — употреблять и слово πστασις в применении к Отцу, Сыну и Св. Духу. Наконец положена была анафема на все ереси, и прошедшие и будущие, противные константинопольской вере. Так как в конце концов никская формула была подписана и большинством омиусиан, то обвинять их в неправославии для торжествующей партии было невозможно. Были поэтому выдвинуты различные канонические обвинения, под предлогом которых и были низложены Македоний константинопольский, Василий анкирский и еще 9 выдающихся омиусиан. Но эта победа и для самих омиев обошлась дорого. Во главе коалиции стоял Акакий кесарийский в союзе с Но для того, чтобы удержаться на высоте своего положения, Евдоксий пожертвовал личностью и учением Аэтия и тем глубоко оскорбил строгих ариан, которые никак не хотели помириться с подобною «икономиею». Напрасно их убеждали на соборе — помириться с печальною необходимостью: пришлось дать им шесть месяцев на размышление, и все напрасно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

12) В суровой же Селевкии происходило следующее: в месяц, называемый у римлян Сентябрь, у Египтян Фоф, а у македонян Горпией, в число месяца, по египетскому счислению, шестнадцатое, собрались все приглашенные на Собор; было же сошедшихся там около ста шестидесяти. И поелику многие из них были обвиняемы и обвинители возопияли на них; то Акакий, Патрофил, Ураний из Тира, Евдоксий, самовольно вторгшийся в антиохийскую Церковь, Леонтий, Феодот, Евагрий, Феодул и Георгий, гонимый отвсюду, прибегают к хитрости. Убоявшись обличений обвинителей своих, присоединили они к себе других ариан, с тою же целию соделавшихся наемниками нечестия и поставленных Секундом, который низложен великим Собором, а именно: из Ливии Стефана, Серу и Полидевка, обвиненных в различных проступках, и еще Панкратия и некоего Птолемея из Мелита, и под видом изследования о вере (не тайно же было и то, что убоялись они обвинителей), стали защищать ересь и, наконец, отделились от Собора. И одни, державшиеся Акакия, были подозрительны и весьма малочисленны; а другие составляли большинство. Акакиевы сообщники с безумною дерзостию решительно отвергали написанное в Никеи и обвиняли Собор; а другие, составлявшие большинство, принимали все прочия постановления Собора, выставляли же на вид одно речение: единосущный, как подозрительное по неясности. Итак, поелику они оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа; то вознегодовали все Епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшаго сборщика податей Георгия и других азийских — Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула; от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна. И поступили так, потому что приглашаемые оправдаться, в чем весьма многие их обвиняли, они не являлись; и Отцы определили оставаться им осужденными, пока не оправдаются и не докажут о себе, что чисты от возводимых на них обвинений. Написав же в епархию каждаго, какой сделан над ними, суд, отправились к нечестивейшему Августу Констанцию — известить его о сделанном. Ибо так было им повелено. Таков был конец Селевкийскаго Собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010