Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Свт. (пам. 12 февр., 23, 24 авг.), архиеп. Антиохийский (осень 360 - май 381; фактически на кафедре: осень 360 - нач. 361, весна 362-365, ок. 366/7-371, осень 378 - май 381), еп. Севастийский (ок. 358-359), участник арианских споров. М. происходил из Армении, где владел имением Гитасы близ Мелитины (ныне Малатья, Вост. Турция). Первые сведения о нем как о человеке из окружения еп. Акакия Кесарийского относятся к кон. 50-х гг. IV в. Ок. 358 г. М. был избран на кафедру Севастии (ныне Сивас, Вост. Турция) вместо изгнанного омиусианина еп. Евстафия ( Sozom. Hist. eccl. IV 28; Theodoret. Hist. eccl. II 31). Однако Евстафий вскоре вернулся на кафедру, и М. удалился в Верою Сирийскую. Феодорит Кирский объясняет уход М. из Севастии конфликтом между ним и паствой ( Theodoret. Hist. eccl. II 32). Из слов церковного историка Сократа Схоластика следует, что и в Верое М. стал епископом города ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 44). Однако это обстоятельство вызывает сомнения, т. к. др. авторы упоминали о том, что М. просто жил в Верое нек-рое время. Из сведений Сократа Схоластика также следует, что М. принимал участие в Селевкийском Соборе в 359 г. (см. Аримино-Селевкийский Собор; Socr. Schol. Hist. eccl. II 49), на к-ром в споре с омиусианами фактически родилась новая богословская партия омиев, одним из лидеров к-рой стал покровитель М. еп. Акакий Кесарийский. Свт. Епифаний Кипрский в трактате «Панарион» не упоминает М. среди участников Селевкийского Собора, но в другом месте своего сочинения обвиняет М. в принадлежности к партии еп. Акакия ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73. 23). Вероятно, именно рекомендации еп. Акакия М. был обязан своим возведением на кафедру Антиохии в нач. 360 г. В этот момент омии, преобладавшие среди вост. епископата и пользовавшиеся поддержкой имп. Констанция II , считали М. своим единомышленником. Еп. Евдоксий , ранее руководивший Антиохийской Церковью, 27 янв. 360 г. был возведен на К-польский престол, Антиохийская кафедра осталась вакантной. Имп. Констанций взял этот вопрос под собственный надзор, прибыв в Антиохию осенью 360 г.

http://pravenc.ru/text/2562860.html

Акакий вызвал Кирилла к себе на суд. Кирилл не явился и был Акакием в 357 г. низложен. Кирилл отъехал в Tape к епископу Сильвану, где сблизился с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Православное настроение Кирилла сблизило его с этими богословски чуткими, завтрашними вождями новоникейской партии. Селевкийский собор 359 г. оправдал Кирилла. Но Константинопольский собор 360 г., под влиянием бывшего на нем «греховодника» Акакия, вновь низложил Кирилла. При наступившей свободе при Юлиане Отступнике (361-363) Кирилл мог вернуться в Иерусалим. Но время Валента (364-378) опять изгнало Кирилла, пока II Вселенский Константинопольский собор под покровительством Феодосия I Великого не оправдал Кирилла твердо и окончательно. Но 20-летнее (с 360 по 381) изгнание Кирилла из Иерусалима повело к торжеству ереси во св. граде, где один другого сменяли все арианствующие епископы. Народ церковный не был пассивен, противился еретической отраве, исходившей от епископских верхов, и держал связь с православным («Афанасиевским») Египтом, a через Египет — с Римом. A потому и к Антиохии тянулся ради Павлина. Но вот общая тогда наивность ревнителей православия: они одновременно тянулись и к Аполлинарию, зачарованные подложной формулой «миа фисис ту Феу Логу сесаркомени.» Поэтому и сам Кирилл Иерусалимский казался этим «ревнителям» подозрительным из-за его дружбы с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Увы, аполлинаристская фальшивка широким потоком разливалась по монашескому Востоку. Монахи Иерусалимской Масличной Горы считали себя под этим знаменем как бы крепостной твердыней догматической мудрости и не доверяли даже ни Мелетию Антиохийскому, скончавшемуся в роли председателя II Вселенского собора, ни его преемнику на кафедре Антиохийской Флавиану. Обеспокоенный этими увлечениями палестинского и аравийского монашества, Константинопольский собор 381 г. счел даже нужным послать в Палестину Григория Нисского. Император Феодосий Великий предоставил для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес из этого путешествия самые отрицательные впечатления от дурных нравов этих толп паломников к св. местам, ο прямой опасности их для девственниц и вообще заключал свой отчет словами, что «перемена мест не приближает к нам Бога.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435110/

ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

[сир.     ], несторианский католикос (484-496), богослов и духовный писатель, воспитанник Эдесской школы. Период правления А. С. в Церкви Востока был ознаменован острым конфликтом между ним и др. видным деятелем несторианства, митр. Нисибинским Бар Саумой , к-рый после казни шаханшахом Перозом католикоса Бабая I стал фактическим главой иран. несториан . Причины противостояния были не только личного характера: в отличие от Бар Саумы, сторонника национальной изоляции Церкви Востока и противника любых контактов с Антиохией и К-полем, А. С. занимал в отношениях с Византией более умеренную позицию. Его избрание состоялось на Соборе в Бет-Лапате, созванном в 484 г. по инициативе стремившегося стать католикосом Бар Саумы. Когда участники Собора, не без давления со стороны властей, сделали выбор в пользу А. С., Бар Саума не признал это избрание, но на Соборе в Бет-Адри (484 или 485) он и его сторонники вынуждены были признать А. С. законным католикосом. Важное место в истории Церкви Востока занимает созванный А. С. в 486 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне , где было осуждено монофизитство и принято исповедание веры, христологическая часть к-рого выдержана в духе строгого дифизитства; кроме того, была установлена обязательность брака для духовенства всех трех иерархических степеней и разрешен второй брак для диаконов и священников. Вскоре после Собора отношения между А. С. и Бар Саумой вновь обострились, и в 491 г. 2 иерарха анафематствовали один другого. Ок. 491 г. католикос был направлен шаханшахом с дипломатической миссией в К-поль, где он был признан православным. Принятие А. С. в церковное общение было воспринято обеими сторонами как уврачевание схизмы, вызванной деятельностью Бар Саумы. А. С. известен как автор полемических произведений, направленных против монофизитов, и нравственно-аскетических поучений о вере и посте. Для шаханшаха Кавада (488-496; 499-531) он перевел на среднеперсид. язык рассуждение о вере Элиши, еп. Нисибинского. Сохранившееся исповедание веры А. С. содержит старую антиохийскую христологию, без таких понятий, как взаимообщение свойств (лат. communicatio idiomatum) и ипостасное единство (греч. νωσις ποστατικ); с т. зр. акта единения 433 г. и вероопределения Халкид. Собора формальные признаки ереси в нем отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/63800.html

Thesaurus Syriacus. Oxf., 1901. T. 2. Col. 2422-2424; Brockelmann C. Lexicon Syriacum. Halle, 19282. P. 440-441); И. С. Ассемани фактически отказался от однозначного решения и предложил следующий вариант: «перевезли/перевели и издали» (tulerunt edideruntque - Assemani. BO. T. 3/1. P. 378; см. также: Ibid. T. 1. P. 350. Not. 2). Кроме того, в исследовательской лит-ре высказывались сомнения в исторической ценности самого повествования, а также в том, можно ли отождествлять упомянутого здесь Бар Сауму с митрополитом Нисибинским (подробнее см.: Gero. 1981. P. 29). Однако, несмотря на указанные неясности, нельзя отвергать вероятность того, что текст отразил роль Н. и митр. Нисибинского Бар Саумы в усвоении восточносир. традицией строгого дифизитства в форме учения Феодора Мопсуестийского. Той же линии следуют тексты, согласно к-рым Н. и Бар Саума посетили в Мопсуестии еп. Феодула, ученика и непосредственного преемника Феодора Мопсуестийского, и были благословлены им. Данная традиция отразилась в соч. «Причина основания школ» ( Barhadb. Halw. Caus. 1908. P. 380). Более поздний источник, «Хроника Сеерта», описывает событие несколько иначе: к Феодулу прибыли Н. и буд. католикос Востока Акакий I (см. Акакий Селевкийский ). Последнего епископ Мопсуестийский назвал «столпом Востока», Н. же получил именование «язык Востока» (Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 114). В списке восточносирийских католикосов (XI в.), который приводит Михаил Сириец († 1199), объединены обе традиции: Феодула посетили одновременно Н., Бар Саума и Акакий ( Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 775). Феодул является исторической личностью: он жил в V в., был экзегетом, скончался в правление имп. Зинона (474-475, 476-491) (см.: Baumstark. Geschichte. S. 118; Pauly, Wissowa. R. 2. 1934. Bd. 5. Hbd. 10. Sp. 1967; Bardenhewer. Geschichte. 1962r. Bd. 4. S. 262). Геннадий Марсельский (2-я пол. V в.) и Авдишо бар Бриха († 1318), митр. Нисибинский, приводят названия его экзегетических сочинений ( Gennad. Massil. De script. eccl. 91; Ebediesus.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

Василиане начали допрашивать Акакия: в каком смысле и в каких пределах Сын подобен Отцу? Акакий откровенно пояснял: «подобен по воле, но не по существу.» Конечно, поднялись опять бурные пререкания. Леона, проверив на опыте температуру собрания, прибег к давлению. Заявил: «Меня император послал руководить собором единодушным. A так как вы неукротимы, то идите и пустословьте на стороне. Я в таком соборе не участник.» И закрыл заседание. Расхождение василиан и акакиан через это оформилось. Василиане собрались и от лица своей группы низложили и отлучили 9 главных епископов из акакиан, начиная с Акакия и Евдоксия, и даже на место Евдоксия избрали Антиохийским епископом пресвитера Аниана. Конечно, акакиане не потерпели такой свободы действий и использовали амбицию комита Леоны. Тот, несмотря на протесты соборного василианского большинства, арестовал Аниана и отправил в ссылку. Расколовшиеся партии собора отправили каждая своих уполномоченных для доклада императору. Так печально кончилась лукаво задуманная антреприза раздвоенного «вселенского» собора, породившего 4 фракции. Смущенный Констанций хотел было потребовать к себе весь восточный собор in corpore, но явившиеся первыми акакиане посоветовали ему ограничиться вызовом депутатов по 10 лиц от каждой стороны. Им указано было съехаться в Константинополь. B этом партийном состязании циничные акакиане превзошли в партийных и дипломатических приемах связанных своей принципиальностью василиан. Констанций толкал к соглашению, почти вымогал его. Вынужденные взаимные уступки породили некоторое искусственное партийное образование, получившее в истории имя партии омиев. Омии сконструировались в результате прений в присутствии императора в Константинополе акакиан (скрытых аномеев) и василиан (омиусиан). Это компромиссное искусственное образование окрасило собою хотя и не долгий, но целый период восточного богословского опыта. Василий Анкирский доложил Констанцию ο возмутивших отцов Селевкийского собора богохульствах Евдоксия и потребовал особого разбирательства и церковного суда над спорной личностью претендента на первую кафедру Востока.

http://sedmitza.ru/lib/text/435047/

Ист.: Mansi. T. 2. Col. 1167-1170; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 9, 32, 86, 87; Idem. De morte Arii// Athanasius Werke/Hrsg. H.G. Opitz. B., 1940. Bd. 2/1. S. 178-180; Theodoret. Hist. eccl. I 31; Socr. Schol. Hist. eccl. I 33-38; Sozom. Hist. eccl. II 28, 29, 33. Собор 338-339 гг. Вскоре после смерти имп. св. Константина I антиникейцам удалось привлечь на свою сторону имп. Констанция II , правившего вост. частью империи, где они преобладали. В кон. 338 или в нач. 339 г. в К-поле состоялся Собор, низложивший сщмч. Павла I К-польского и возведший на столичную кафедру Евсевия Никомидийского. Сщмч. Павел был отправлен в ссылку в Месопотамию. Ист.: Mansi. T. 1. Col. 1275; Athanas. Alex. Hist. arian. 7; Theodoret. Hist. eccl. II 3, 5; Socr. Schol. Hist. eccl. II 2, 6, 7; Sozom. Hist. eccl. III 1, 3, 4. Омийский Собор 360 г. Омийский Собор (об омиях см. в ст. Арианство ), состоявший в основном из епископов соседней с К-полем Вифинии. Проходил в янв.-февр., был приурочен к освящению храма Св. Софии 15 февр. Заседания начались, когда съехалось 50 епископов; к концу Собора их было 72. Главную роль на Соборе играл Акакий, еп. Кесарии Палестинской, сочувствовавший арианству , но легко менявший позицию в соответствии с конъюнктурой. Выдающимися отцами Собора были Марий Халкидонский, один из ариан - участников I Вселенского Собора, подписавших соборный Символ, и Вульфила Готский . Присутствовали также епископы Евдоксий К-польский, Ураний Тирский, Димофил Беройский , Георгий Лаодикийский. Находившийся в столице ссыльный свт. Иларий Пиктавийский требовал дискуссии с арианами, но имп. Констанций отказал и отправил его в Галлию. Партия омиев по воле императора стремилась к установлению церковного мира ценой вероучительного компромисса. Десятилетняя борьба компрометировала Церковь и создавала предпосылки для последовавшей в 362 г. языческой реакции. Этим объясняется большой успех объединительной политики имп. Констанция на Аримино-Селевкийском Соборе (359), где значительное большинство епископов Востока и Запада подписали омийское исповедание, хотя представляли все спектры триадологических воззрений - от никейцев и омиусиан до аномеев , представителей воскрешенного Аэтием «классического» арианства.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Онисифор иконийский (в Ликаонии); Пергамий антиохийский, в Пизидии (в счастливой Фригии); Епифаний пергский (в Памфилии); Аттик никопольский в (древнем) Епире; Мартирий гортинский (на о. Крите); Лука диррахийский (в новом Епире); Франкион филиппопольский (в Фракии); Константин димитриадский (в Фессалии), занимавший место Пигилянция, епископа ларисского, в Фессалии; Севастиан веррийский; – Василий траянопольский (в провинции Родопе); Трифон хиосский, занимавший место Иоанна, епископа родосского; Феоктист веррийский, в Сирии; Евсевий дорилейский (в счастливой Фригии); Геронтий селевкийский, в Сирии; – Савва палтский (в первой Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария, епископа лаодикийского, в Сирии; (Олимпий аратопольский, в Финикии); – Петр гаввульский 9 (в Сирии): Софроний константинский; – Патрикий неокесарийский; Мара 10 анасарфский; – Ромул калхидский; Евстафий беритский (в приморской Финикии); Леонтий аскалонский (в Палестине); – Аниан капитолиадский; Зевенн 11 пелльский; – Иоанн тивериадский; Антиох аркский 12 (в Палестине); – Вирилл аильский 13 ; Арета елусский (во второй Палестине); Музоний сигорский 14 (во второй Палестине); Руфин вивлский (в приморской Финикии); – Панкратий ливиадский; Зосим миноидский; – Полихроний антипатридский; Иоанн гадирский (во второй Палестине); – Павел анфидонский; Фотин лиддский; – Ираклий азотский (в первой Палестине); Маркиан герарский; – Стефан иамнийский (в Палестине); Епиктет диоклитианопольский; Роман евдоксиопольский, в Исаврии, (иначе селимбрийский во Фракии); Юлий 15 келендерийский (в Исаврии); Тиранн германикопольский (в Исаврии); – Иоанн диокесарийский; Акакий антиохийский; – Епифаний кестрийский; – Елиан селинунтский; Гаий эгейский 16 ; – Аммоний иотапский; – Мегал 17 филадельфийский; Марк арефузский (во второй Сирии); Тимофей валанейский (во второй Сирии); – Евсевий селевковильский; Евтихий епифанийский (во второй Сирии); Павел мариамнский (во второй Сирии); (Гликон кесарийский, в лице Зосимы, епископа миноидского);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Свалянето на епископ Евстатий от Севастийската катедра било по всяка вероятност резултат на активността на епископ Акакий Кесарийски, който бил лидер на друго богословско течение – оми ите. Омии (от гр. μοιος – подобен) е термин, с който е прието да се наричат последователите на Евсевий Кесарийски – предшественик на Акакий на Кесарийската катедра. В своето богословие омиите изхождали от това, че Бог Отец не може да встъпи в непосредствено отношение със света и затова за сътворението на света произвежда по Своя воля по един непостижим начин единородния Син. Те не признавали равенството на Отца и Сина, макар и да не поставяли при това Божия Син в една редица с тварните същности, защото Го смятали за Творец на света. Те смятали, че произходът на Сина от Отца е неизречен и непознаваем. При това, ако омиусианите смятали Сина за подобен на Отца по същност, то омиите, признавайки Сина за подобен на Отца, все пак не смятали за възможно да се говори за подобие по същност . По този начин концепцията на омиите не била тъждествена нито на строгото арианство, нито на омиусианството, нито на Никейското изповедание.  Смята се, че омиите са заявили за пръв път ясно съществуването си на Анкирския събор през 358 г. Този събор анатемосал както строгото арианство (аномейството), така и Никейското изповедание. Участниците на Анкирския събор отхвърлили термина «единосъщен», също виждайки в него опасност от савелианство. И все пак, както признават съвременните изследователи, Анкирският събор от 358 г. обективно приближил победата на Църквата над арианството .  Тук са особено важни свидетелствата на св. Епифаний Кипърски. В своя «Панарион» той включва името на св. Мелетий в списъка на омиите, като го поставя на второ място след Акакий Кесарийски (Панарион, 73, 23) . При това св. Епифаний, цитирайки текста на изповеданието, прието през 359 г. на Селевкийския събор, не споменава Мелетий сред 43-мата епископи, подписали този документ (Панарион, 73, 26) . Това означава, че в списъка на подписалите изповеданието на Селевкийския събор, с който е разполагал св. Епифаний, името на св. Мелетий е липсвало. Ето защо съвременните изследователи смятат за недоказан факта на участието на св. Мелетий в Селевкийския събор. Възможно е, че отсъствието му на Селевкийския събор се обяснява с това, че по това време той вече не е управлявал Севастийската епархия и като епископ, свален от катедрата си, не можел да бъде участник в събора. 

http://mospat.ru/bg/authors-analytics/89...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010