12) В суровой же Селевкии происходило следующее: в месяц, называемый у римлян Сентябрь, у Египтян Фоф, а у македонян Горпией, в число месяца, по египетскому счислению, шестнадцатое, собрались все приглашенные на Собор; было же сошедшихся там около ста шестидесяти. И поскольку многие из них были обвиняемы и обвинители возопияли на них; то Акакий, Патрофил, Ураний из Тира, Евдоксий, самовольно вторгшийся в антиохийскую Церковь , Леонтий, Феодот, Евагрий, Феодул и Георгий, гонимый отовсюду, прибегают к хитрости. Убоявшись обличений обвинителей своих, присоединили они к себе других ариан, с тою же целью сделавшихся наемниками нечестия и поставленных Секундом, который низложен великим Собором, а именно: из Ливии Стефана, Серу и Полидевка, обвиненных в различных проступках, и еще Панкратия и некоего Птолемея из Мелита, и под видом исследования о вере (не тайно же было и то, что убоялись они обвинителей), стали защищать ересь и, наконец, отделились от Собора. И одни, державшиеся Акакия, были подозрительны и весьма малочисленны; а другие составляли большинство. Акакиевы сообщники с безумною дерзостью решительно отвергали написанное в Никее и обвиняли Собор; а другие, составлявшие большинство, принимали все прочие постановления Собора, выставляли же на вид одно речение: «единосущный», как подозрительное по неясности. Итак, поскольку они оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа; то вознегодовали все Епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшаго сборщика податей Георгия и других азийских – Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула; от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна. И поступили так, потому что приглашаемые оправдаться, в чем весьма многие их обвиняли, они не являлись; и Отцы определили оставаться им осужденными, пока не оправдаются и не докажут о себе, что чисты от возводимых на них обвинений. Написав же в епархию каждого, какой сделан над ними, суд, отправились к нечестивейшему Августу Констанцию – известить его о сделанном. Ибо так было им повелено. Таков был конец Селевкийского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

4.8. Выводы из идеи обожения по отношению к природе Сына Божия и Духа Святого Тварь, возникшая из несущего, обязана своим бытием Истинно-Сущему Богу. Искупление, дарующее свойства Божественной природы спасаемым, может быть совершено только Божественным Существом. Поэтому и Творцом мира и Искупителем людей может быть только Бог . Обожение не может быгь совершено тварным существом потому, что: 4 .8.1. Тварь подверженная тлению не может сообщать бытие чему-либо другому, ибо сама испытывает в нем недостаток; 4 .8.2. Тварь подвержена изменению. Если бы Христос был тварью, то Он как изменяемый и усовершенствующийся не мог бы сообщить людям абсолютной истины; 4 .8.3. Если искупление состоит в обожении, то оно могло быть совершено только Богом, а не тварным существом; 4 .8.4. Обожение верующих совершается силою Духа Святого, поэтому, «если Дух творит Богом, то нет сомнения, что естество его есть естество Божие». Этими основаниями руководствовался Св. Афанасий Великий , отдавший всю свою жизнь защите правого учения о Божестве Сына Божия и Духа Святого. 5. СВЯТОЙ КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Св. Кирилл родился около 315 года. Первые годы жизни он провел в Иерусалиме, где занимался изучением Священного Писания, церковной литературы, знакомился так же со светскими науками. Около 345 года Иерусалимским епископом Максимом он был посвящен в сан пресвитера, а в 348 году обратился с катихизическими беседами к новокрещенным. После смерти епископа Максима он занял Иерусалимскую кафедру; это событие относят к 350–351 гг. в то время церковь волновала арианская смута. В катихизических беседах Св. Кирилл опровергает арианское учение, но по отношению к арианам проявляет себя сдержанно, не упоминая имени Ария. Этим он, однако, не избежал жестких нападок со стороны ариан. Поводом к столкновению с ними послужило стремление Акакия, епископа Кесарийского подчинить себе Иерусалимскую епископию, которой первым вселенским собором было предоставлено право на независимость, которую и отстаивал Св. Кирилл. К борьбе за епископию присоединилась также вражда Ариан против Кирилла, как защитника православного никейского учения. Следуя своей обычной практике, ариане выдвинули ряд обвинений и между прочим приписали ему продажу церковных одежд с корыстною целью. Акакий Кесарийский потребовал Кирилла к себе на суд и когда тот не явился, силою изгнал его в 357 г. из Иерусалима. Св. Кирилл удалился в Таре, где его приняли с полным уважением. После того, как Селевкийский собор признал его низложение не действительным, Кирилл возвратился в Иерусалим, но пробыл здесь недолго и был отправлен в ссылку.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Итак, епископы собрались в двадцать седьмой день месяца сентября и стали рассуждать при раскрытых записных книгах, ибо при них находились и скорописцы, чтобы записывать слова каждого. Пространнейшее изложение этих рассуждений любознательные могут найти в сборнике Сабина, а мы бегло обозрим только главное. В первый день собрания Леона предложил каждому объявить свое мнение, но присутствовавшие отвечали, что они не прежде начнут исследование чего-либо, как по приезде еще не прибывших епископов, ибо недоставало Македония константинопольского, Василия анкирского и некоторых других, имевших причины опасаться обвинения. Македоний не явился под предлогом болезни, Патрофил жаловался на глазную боль и поэтому, говорил, необходимо ему оставаться в предместии Селевкии, да и из прочих каждый представлял какой-нибудь предлог неприбытия. Когда же Леона сказал, что, несмотря на их отсутствие, надобно начать рассуждения, присутствовавшие опять отвечали, что они не прежде станут рассуждать о чем-либо, как подвергнув наперед исследованию жизнь обвиняемых. А обвиняемыми еще прежде были Кирилл иерусалимский , Евстафий севастийский, что в Армении 166 , и некоторые другие; от этого между присутствовавшими произошла распря. Одни требовали предварительного исследования жизни обвиняемых, другие не хотели ничего исследовать прежде рассуждений о вере. Несогласие еще более увеличилось от неопределенно высказанной воли царя, ибо в представленном Собору письме его повелевалось наперед исследовать то то, то другое. Об этом начали также спорить, и между присутствовавшими произошло разделение. Таков был первый предлог, по которому и селевкийский Собор распался на две партии. Предводителями одной из них были Акакий палестинско-кесарийский, Георгий александрийский, Ураний тирский, Евдоксий антиохийский, к которым пристали еще только тридцать два епископа, а предводителями другой – Георгий сиро-лаодикийский, Софроний помпеопольский в Пафлагонии и Элевсий кизикский, к которым присоединилась большая часть епископов 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Свт. (пам. 12 февр., 23, 24 авг.), архиеп. Антиохийский (осень 360 - май 381; фактически на кафедре: осень 360 - нач. 361, весна 362-365, ок. 366/7-371, осень 378 - май 381), еп. Севастийский (ок. 358-359), участник арианских споров. М. происходил из Армении, где владел имением Гитасы близ Мелитины (ныне Малатья, Вост. Турция). Первые сведения о нем как о человеке из окружения еп. Акакия Кесарийского относятся к кон. 50-х гг. IV в. Ок. 358 г. М. был избран на кафедру Севастии (ныне Сивас, Вост. Турция) вместо изгнанного омиусианина еп. Евстафия ( Sozom. Hist. eccl. IV 28; Theodoret. Hist. eccl. II 31). Однако Евстафий вскоре вернулся на кафедру, и М. удалился в Верою Сирийскую. Феодорит Кирский объясняет уход М. из Севастии конфликтом между ним и паствой ( Theodoret. Hist. eccl. II 32). Из слов церковного историка Сократа Схоластика следует, что и в Верое М. стал епископом города ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 44). Однако это обстоятельство вызывает сомнения, т. к. др. авторы упоминали о том, что М. просто жил в Верое нек-рое время. Из сведений Сократа Схоластика также следует, что М. принимал участие в Селевкийском Соборе в 359 г. (см. Аримино-Селевкийский Собор; Socr. Schol. Hist. eccl. II 49), на к-ром в споре с омиусианами фактически родилась новая богословская партия омиев, одним из лидеров к-рой стал покровитель М. еп. Акакий Кесарийский. Свт. Епифаний Кипрский в трактате «Панарион» не упоминает М. среди участников Селевкийского Собора, но в другом месте своего сочинения обвиняет М. в принадлежности к партии еп. Акакия ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73. 23). Вероятно, именно рекомендации еп. Акакия М. был обязан своим возведением на кафедру Антиохии в нач. 360 г. В этот момент омии, преобладавшие среди вост. епископата и пользовавшиеся поддержкой имп. Констанция II , считали М. своим единомышленником. Еп. Евдоксий , ранее руководивший Антиохийской Церковью, 27 янв. 360 г. был возведен на К-польский престол, Антиохийская кафедра осталась вакантной. Имп. Констанций взял этот вопрос под собственный надзор, прибыв в Антиохию осенью 360 г.

http://pravenc.ru/text/2562860.html

[сир.     ], несторианский католикос (484-496), богослов и духовный писатель, воспитанник Эдесской школы. Период правления А. С. в Церкви Востока был ознаменован острым конфликтом между ним и др. видным деятелем несторианства, митр. Нисибинским Бар Саумой , к-рый после казни шаханшахом Перозом католикоса Бабая I стал фактическим главой иран. несториан . Причины противостояния были не только личного характера: в отличие от Бар Саумы, сторонника национальной изоляции Церкви Востока и противника любых контактов с Антиохией и К-полем, А. С. занимал в отношениях с Византией более умеренную позицию. Его избрание состоялось на Соборе в Бет-Лапате, созванном в 484 г. по инициативе стремившегося стать католикосом Бар Саумы. Когда участники Собора, не без давления со стороны властей, сделали выбор в пользу А. С., Бар Саума не признал это избрание, но на Соборе в Бет-Адри (484 или 485) он и его сторонники вынуждены были признать А. С. законным католикосом. Важное место в истории Церкви Востока занимает созванный А. С. в 486 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне , где было осуждено монофизитство и принято исповедание веры, христологическая часть к-рого выдержана в духе строгого дифизитства; кроме того, была установлена обязательность брака для духовенства всех трех иерархических степеней и разрешен второй брак для диаконов и священников. Вскоре после Собора отношения между А. С. и Бар Саумой вновь обострились, и в 491 г. 2 иерарха анафематствовали один другого. Ок. 491 г. католикос был направлен шаханшахом с дипломатической миссией в К-поль, где он был признан православным. Принятие А. С. в церковное общение было воспринято обеими сторонами как уврачевание схизмы, вызванной деятельностью Бар Саумы. А. С. известен как автор полемических произведений, направленных против монофизитов, и нравственно-аскетических поучений о вере и посте. Для шаханшаха Кавада (488-496; 499-531) он перевел на среднеперсид. язык рассуждение о вере Элиши, еп. Нисибинского. Сохранившееся исповедание веры А. С. содержит старую антиохийскую христологию, без таких понятий, как взаимообщение свойств (лат. communicatio idiomatum) и ипостасное единство (греч. νωσις ποστατικ); с т. зр. акта единения 433 г. и вероопределения Халкид. Собора формальные признаки ереси в нем отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/63800.html

Когда же в Константинополь прибыль Валент, то те же епископы обратились и к нему с просьбой о дозволении собраться. 853 Он им дозволил и они решились съехаться в Лампсаке. Валент не долго оставался в Константинополе, а направился в Антиохию, чтобы лучше наблюдать за Персами, которые быть может станут пытаться нарушить договор, заключенный с Иовианом. Но Персы оставались мирными, что дало Валенту возможность преследовать православных. Он сослал Мелетия, Павлину же, другому православному епископу, из уважения к его добродетелям, не сделал никакого оскорбления. Он изгнал только из городских церквей, не хотевших сообщаться с арианским епископом, которым был тогда Евзовий. Утверждают, что тогда многие из православных были брошены в Оронт. Возмущение Прокопия, провозгласившего себя императором, приостановило на некоторое время гонение. Те же обстоятельства помешали Евдоксию Константинопольскому воспрепятствовать собору Лампсакскому, выразившемуся в смысле полуарианском, согласно с определениями собора Антиохийского, подтвержденного Селевкийским. 854 Акакий епис. Кессарии, в Палестине, и Евдоксий Константинопольский были снова низложены, и определение арианское, принятое в Ниссе депутатами из Римини, было осуждено. Валент схватил Прокопия, которому изменили его военачальники, и велел его четвертовать, равно как и изменивших ему, хотя сначала обещал им помилование. Возгордившись этим постыдным успехом, он начал гнать православных еще с большей жестокостью, а преимущественно членов собора в Лампсаке. Между ними отличался Елевзий Кизический, 855 но, устрашившись насилий Валента, он открыто присоединился к арианству; по возвращении же к своей Церкви, он протестовал против сделанных ему насилий и просил верующих избрать на его место епископа более достойного руководить ими. Жители Кизикии, очень любившие своего епископа, однако отказались избрать ему преемника и Елевзий продолжал занимать престол свой; но Евдоксий Константинопольский собственной своей властью назначил в Кизикии епископом знаменитого еретика Евномия, а Валент отправил его с декретом управлять Церковью. Тогда жители оставили городскую церковь , занятую лжеепископом и собирались с Елевзием в церкви, построенной ими за городом. 856

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Он удалился сначала в Антиохию, а потом в Тарс. В этом последнем епископ Силуан принял его с глубоким уважением и дал приют изгнаннику. Акакий, однако же, не успокоился на этом и желал лишить св. Кирилла и того странноприимства, какое нашел он у Силуана: он писал этому последнему, что Кирилл низложен с кафедры и не должен иметь общения с прочими епископами; но архипастырь Тарса не внял настояниям Акакия и удержал у себя изгнанника. Хотя на соборе Селевкийском, в 359 году, св. Кирилл возстановлен был в достоинстве святителя Иерусалимского, но прежде чем вступить в управление паствою, он снова был объявлен низложенным – по козням Акакия – на другом соборе в Константинополе, в 360 году. Возвратился на свою кафедру св. Кирилл уже в царствование Юлиана, преемника арианина Констанция. Однако, возвратившагося святителя ждало новое испытание: Юлиан, ставши язычником, для посрамления христианства приказал возстановить в Иерусалиме древний иудейский храм. Иудеи ликовали. Все уже готово было для построения этого храма. Но предприятие имело самый печальный конец. Св. Кирилл уже предвидел, что храму не суждено быть возстановлену. «Представляя себе предсказание прор. Даниила (9, 26), которое подтвердил и Христос в своем Евангелии ( Матф. 24, 2 ), Кирилл Иерусалимский многим возвещал, что теперь-то наступает время, когда в иудейском храме не останется камня на камне и исполнится предсказание Спасителя». Предвозвещение св. Кирилла оправдалось во всей точности. «В одну ночь сильное землетрясение извергло камни древних оснований храма», при чем пострадали и близь-стоявшия здания; иудеи пришли в ужас. Итак христианския чаяния восторжествовали, а Юлиан был посрамлен. Одним из преемников Юлиана, на императорском престоле, был арианин Валент; в это царствование св. Кирилл подвергся новому изгнанию, по воле самого императора. Это произошло в 367 году, и долго святителю пришлось жить в разлучении с своею паствою. Только в 379 году он был возвращен на свою кафедру, в царствование благочестивого императора Феодосия I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Глава 4 О новом беспокойствии в Церквах, об антиохийском Соборе, на котором утверждена вера Никейская, и в том, что этот Собор писал царю Иовиану. Между тем предстоятели Церквей снова начали свои исследования и рассуждения о догматах, тогда как в царствование Юлиана, при всеобщей опасности Христианства, хранили молчание и все нераздельно молили Бога о помиловании себя. Люди обыкновенно таковы, что когда обижают сторонние, – известное племя приходит к единомыслию; а как скоро внешнее зло прекратилось, – начинается вражда домашняя. С какими случалось это государствами и народами, в настоящее время перечислять некогда. Теперь скажу о том, что анкирский епископ Василий, тарсийский Сильван, помпеонопольский софроний и их единомышленники, чуждаясь так называемой ереси неподобныков и вместо «единосущный» принимая слово «подобносущный» послали царю прошение, в котором, изъявляли свою благодарность к Богу, что Он вверил ему верховную власть над римскою империею, домогались, чтобы либо постановления Ариминские и Селевкийские оставались неприкосновенными, и состоявшееся по ревности и усилию некоторых было отменено, либо епископы всех областей, имея в виду раскол Церквей до этих соборов, согласились одни сами по себе, без всякого постороннего вмешательства, собираться в любом месте, намерения же лиц, имеющих свои частные виды и старающихся обманывать, как было при Констанции, не достигали целей. К этому присоединяли они, что сами не явились в лагерь и опасения, как бы не показаться людьми докучливыми: а если это будет им позволено, приедут с удовольствием на собственных подводах и на свой счет. Так писали царю Иовиану упомянутые епископы. Но в то же время в Антиохии сирской составился Собор и утвердил веру Отцов, собиравшихся в Никее, постановив беспрекословно исповедовать единосущие Сына со Отцом. На этом Соборе присутствовали: Мелетий управлявший тогда антиохийскою Церковию, Евсевий самосатский, Пелагий, епископ Лаодикии сирской, Акакий, епископ Кесарии палестинской, Иринион Газский и Афанасий анкирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

65 Феодорит смешивает еп. александрийского Григория с Георгием, которому вскоре удалось захватить на короткое время александрийскую кафедру, но он был убит народом. См. II.14. 67 Третья ссылка Афанасия продолжалась с 356 по 362 г. Афанасий отправился туда после Миланского собора 355 г., о котором Феодорит пишет в гл. 15. 69 На Миланском соборе 355 г. западные епископы были подчинены воле императора. Возразить ему осмелились лишь 7 человек, которые были осуждены и сосланы. 76 Собор в Нике фракийской состоялся в конце декабря 359 г. Приводимый ниже символ веры был принят 1 января 360 г. Эта формула должна была заменить Никейский символ. В ее основу положена так называемая 4-я формула собора в Сирмиуме. 77 Дамасий I, еп. римский (366–384 г.). Избранию этого «украшенного многочисленными видами добротели» папы сопутствовала кровавая резня, в которой погибло около 160 человек. В его понтификат в Риме было сооружено множество часовен в память о мучениках, обновлены катакомбы. С этого времени началось и паломничество в Рим к могилам святых. По поручению этого папы бл. Иероним осуществил перевод Библии на латинский язык (Вульгата). 79 Селевкийский собор проходил параллельно с Ариминским. Он открылся 26 сентября 359 г. Присутствовавший на нем Акакий, еп. кесарийский, с 33 единомышленниками хотел, отвергнув Никейский символ веры , написать новый. Но другие епископы во главе с Георгием лаодикийским утвердили Никейский символ, опустив при этом слово «единосущный». 80 Феодорит допускает ряд анахронизмов. Он смешивает первую, вторую и третью осады Низибы (337, 350 и 359 гг.), описывая события второй осады, которая произошла на 9 лет раньше Ариминского и Селевкийского соборов, о которых шла речь в предыдущих главах. Кроме того, еп. Иоанн мог присутствовать на стенах города только во время первой осады, так как ко второй он уже умер, и тамошним епископом был Вологез. 82 Тем самым они нарушали закон, согласно которому нельзя было в таком порядке переводить епископа из одного города в другой, а тем более занимать сразу два поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Люцифер Каларийский.    Люцифер, епископ Каларийский, Панкратий и Иларий, священники Римской церкви, были отправлены епископом Либерием к императору Констанцию послами. Когда Люцифер отказался осуждать веру Никейскую, как об этом пишет Афанасий, он был снова отправлен в Палестину, проявив при этом удивительную твердость и решимость принять мученичество. Он написал книгу против императора Констанция, которому и послал ее для прочтения. Вскоре после этого он вернулся в Каларию при императоре Юлиане. Умер при Валентиниане. Евсевий из Сардинии.    Евсевий, уроженец Сардинии, сначала причетник в Риме, а затем епископ в городе Верчелли. За веру в Христа был сослан императором Констанцием в Скифополис и затем в Каппадокию. Вернулся в церковь при императоре Юлиане и обнародовал комментарии Евсевия Кесарийского к псалмам, которые он перевел с греческого на латинский. Умер в годы правления Валентиниана и Валента. Фортунатиан.    Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фор- тунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси. Акакий.    Акакий, слепой на один глаз и прозванный поэтому Одноглазым, епископ церкви в Кесарии Палестинской, написал семнадцать книг об Екклесиасте и шесть на разные темы, кроме того, множество трактатов по различным вопросам. Он был столь влиятелен при императоре Констанции, что сделал епископом Рима Феликса, занявшего место Либерия. Серапион.    Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу «О надписаниях псалмов» и «Полезные послания к разным лицам». При императоре Констанции был известен как исповедник. Главы 100—135 Иларий.    Иларий, епископ Пуатье в Аквитании, был изгнан во Фригию синодом Безьера. Написал двенадцать книг против ариан, книгу «О Соборе» для галльских епископов, а также комментарии к псалмам: 1-му, 2-му, с 51-го до 62-го и со 118-го до конца книги. В этой работе он подражал Оригену, но добавил и новый материал. Небольшую книгу, адресованную Констанцию, он подарил императору во время его пребывания в Константинополе, еще одну книгу «О Констанции» он написал после смерти последнего. Сохранились его работы: «Против Валента и Урсация», содержащая историю Аримианского и Селевкийского Соборов, «Послание к префекту Салюсту, или Против Диоскура», а также книга гимнов и мистерий, комментарии к Матфею, еще одна небольшая изящная работа «Против Авксентия» и послания разным людям. Говорят, он писал о Песни Песней, но эта работа нам неизвестна. Умер в Пуатье в царствование Валентиниана и Валента.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010