Онисифор иконийский, Пергамий антиохийский, в Писидии, Аттик никопольский, в древнем Епире, Мартирий гортинский, Лука диррахийский, Вигилянций ларисский, в Фессалии, Франкион филиппопольский, Василий траянопольский, Трифон хиосский, Феоктист веррийский, в Сирии, Геронтий селевкийский, Евсевий пресвитер, занимающий место Макария лаодикийского, в Сирии, Евсевий дорилейский, Савва палтский, Петр гавалский, Софроний константинский, Патрикий неокесарийский, в Августе евфратской, Мара аназарфский, Ромул халкидский, Евстафий беритский, Леонтий аскалонский, Аниан капитолийский, Зевенн пеллский, Иоанн тивериадский, Антиох архелайский 64 , Вирилл аильский, Арефа елусский, Мусоний зоарский 65 , Руфин вивлский, Панкратий ливиадский, Зосим миноидский, Натира газский, Полихроний антипатридский, Иоанн гадарский, Павел анфидонский, Фотин лиддский, Ираклий азотский, Маркиан геррский 66 , Стефан иамнийский, Епиктет диоклитианопольский, Роман евдоксиопольский, Феодор клавдиопольский, в Исаврии, Юлиан келендеритский, Тиранн германикопольский, Иоанн диокесарийский, Акакий антиохийский, Епифаний кестрийский, Элиан селинунтский, Аммоний иотапский, Мегал 67 филадельфийский, Марк арефузский, Тимофей валанейский, Евсевий селевковильский, Евтихиан епифанийский, Павел мариамнский, Лампадий рафанэйский, Александр севастийский, Филипп аданский, Ипатий зефирийский, Феодор августский, Хризипп маллский, Юлиан росский, Полихроний епифанийский, Иоанн флавиадский, Индим гермопольский 68 , Софроний хорепископ, занимающий место Вассиана, епископа мопсуестского, Прокл адрапский, Евлогий филадельфийский, в Аравии, Феодосий канофский, Ормизда филиппопольский, Дамиан сидонский, Феодор трипольский, Олимпий панейский, Павел птолемаидский, Павел арадский, Фома порфирионский, Босфорий орфосиадский, Порфирий архидиакон, занимающий место Урания, епископа емесского, Иосиф илиопольский, в Финикии, Иордан авильский, Валерий лаодикийский, в Финикии, Фома еворейский, в Финикии, Феодорит киррский, Руфин самосатский, Иоанн германикийский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Имея общение с такими-то людьми, берутся они (говорил Акакий о селевкийских епископах) рядить и судить других. При этом случае царедворцы убедили царя призвать к себе не целый собор, потому что боялись общего его голоса, а только десять главнейших епископов. В числе призванных были Евстафий армянский, Василий галатийский, Сильван тарский, Элевсий кизикский. Прибыв в Константинополь, они просили царя обличить богохульство и преступления Евдоксия, но он, действуя под влиянием противников их, сказал, что сперва надобно рассудить дела касательно веры, а потом уже исследовать и обвинения против Евдоксия. Василий, по прежней близости к царю, начал было говорить с дерзновением, напоминая, что он умышляет против апостольского учения, но Констанций сильно разгневался на то, и Василию, будто бы виновнику всего смятения в церкви, приказал замолчать. Между тем как Василий оканчивал свои слова, Евстафий сказал: если ты хочешь рассуждений о вере, Государь, то взгляни, на какое богохульство против Единородного дерзнул Евдоксий, – и с этими словами подал царю изложение веры, в котором ко многим другим выражениям нечестия присоединялось и следующее: «Неподобное по проявлению неподобно и по существу; «един Бог Отец, из негоже вся... и един Господь Иисус Христос , имже вся» ( 1Кор. 8, 6 ): но из него же не подобно тому или не то значит, что им же; следовательно, Сын неподобен Богу-Отцу». Констанций приказал вслух прочитать это изложение и, сильно вознегодовав на содержавшееся в нем нечестие, спросил Евдоксия, он ли писал это? Евдоксий тотчас же отрекся и сказал, что это написано Аэцием, разумея того самого Аэция, которого некогда Леонтий, боясь обвинений со стороны Флакиана и Диодора, лишил диаконства и который потом жил у лукавого врага александрийской церкви, Георгия, и был его сотрудником в нечестивых поучениях и в злодейских предприятиях, теперь же вместе с Евномием находился у Евдоксия. Когда Леонтий умер и предстоятельство в антиохийской церкви захватил Евдоксий, тогда он возвратился из Египта и привел с собою Евномия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Акакий вызвал Кирилла к себе на суд. Кирилл не явился и был Акакием в 357 г. низложен. Кирилл отъехал в Таре к епископу Сильвану, где сблизился с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Православное настроение Кирилла сблизило его с этими богословски чуткими, завтрашними вождями новоникейской партии. Селевкийский собор 359 г. оправдал Кирилла. Но Константинопольский собор 360 г., под влиянием бывшего на нем «греховодника» Акакия, вновь низложил Кирилла. При наступившей свободе при Юлиане Отступнике (361–363) Кирилл мог вернуться в Иерусалим. Но время Валента (364–378) опять изгнало Кирилла, пока II Вселенский Константинопольский собор под покровительством Феодосия I Великого не оправдал Кирилла твердо и окончательно. Но 20-летнее (с 360 по 381) изгнание Кирилла из Иерусалима повело к торжеству ереси во св. граде, где один другого сменяли все арианствующие епископы. Народ церковный не был пассивен, противился еретической отраве, исходившей от епископских верхов, и держал связь с православным («Афанасиевским») Египтом, а через Египет – с Римом. A потому и к Антиохии тянулся ради Павлина. Но вот общая тогда наивность ревнителей православия: они одновременно тянулись и к Аполлинарию, зачарованные подложной формулой «миа фисис ту Феу Логу сесаркомени». Поэтому и сам Кирилл Иерусалимский казался этим «ревнителям» подозрительным из-за его дружбы с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Увы, аполлинаристская фальшивка широким потоком разливалась по монашескому Востоку. Монахи Иерусалимской Масличной Горы считали себя под этим знаменем как бы крепостной твердыней догматической мудрости и не доверяли даже ни Мелетию Антиохийскому , скончавшемуся в роли председателя II Вселенского собора, ни его преемнику на кафедре Антиохийской Флавиану. Обеспокоенный этими увлечениями палестинского и аравийского монашества, Константинопольский собор 381 г. счел даже нужным послать в Палестину Григория Нисского . Император Феодосий Великий предоставил для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес из этого путешествия самые отрицательные впечатления от дурных нравов этих толп паломников к св. местам, о прямой опасности их для девственниц и вообще заключал свой отчет словами, что «перемена мест не приближает к нам Бога». Начальная история монашества

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Ариане старались объяснить Иларию свое учение, но великий епископ, возмущенный нечестием их, не верил, пока они не признались в том публично. Историки сообщают еще большие подробности о соборе Селевкийском. 342 Епископы собирались в присутствии графа Леонтия, доверенного от императора и Лавриция, военачальника в Исаврии. На первом заседании Леонтий приказал, чтобы каждый епископ предлагал, что ему угодно; но присутствовавшие отвечали, что им нечего предлагать до прибытия отсутствовавших. Ждали, действительно, Македония Константинопольского, Василия Анкирского и других, опасавшихся обвинений. Македоний извинился болезнью. Патрофил говорил, что, страдая сильно глазами, принужден оставаться в одном из предместий Силевкий, другие приводили различные причины в извинение своего отсутствия. После того как Леонтий сказал, что отсутствующим будут предложены вопросы, то присутствующие решили, что до разбора обвинений, возводимых на некоторых лиц, вопроса о вере разбирать не станут. Многие из епископов осуждались и между прочими Кирилл иерусалимский, имевший против себя врагами нечестивых: Акакия Кессарийского, Евстафия Севастийского, в Армении, и некоторых других. Серьезный спор возник между обвинителями и обвиняемыми. Одни хотели разбирать дела личные, а другие утверждали, что следует начать с вопроса о вероучении. Те и другие приводили в пользу свою противоречащие предписания императора. Собор разделился, следовательно, на две партии и вопрос о вероучении был естественным образом рассмотрен. Предводителем ариан был Акакий, а у полуариан Георгий Лаодикейский. Последняя партия была многочисленнее. После целого дня, проведенного в прениях о соборе Никейском, Сильван, епископ Тарский, встал и возвысив голос, так что слышен был и посреди шума, объявил, что новой формулы веры составлять не следует, а следует удовольствоваться составленною на соборе Антиохийском при освящении. Услышав предложение это, акакиане оставили собор. Прочие заставили прочитать формулу Антиохийскую и ничего не говоря закрыли заседание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Петр коринфский. Никэй 304 мегарский. Иоанн мессинский. Офелим гефский. Афанасий опонтунский. Ириник навпактский. Домн платэонский. Онисим алгузский. Магнус диакон. Области Сирии первой 9 епископов: Максим антиохийский. Максимин. Макарий лаодикийский, чрез Евсевия, пресвитера антиохийского. Феоктист вирийский 305 . Геронтий силевкийский. Ромул халкидонский. Петр гавалский. Мара оносатский. Сава палтский. Ураний гавалонийский. Области Сирии второй 6 епископов: Домн апамейский, чрез Меллита ларисского. Области Киликии первой 8 епископов: Феодор тарсский. Матрониан помпейопольский, чрез митрополита Феодора. Александр севастийский. Филипп аданский. Ипатий зефирский. Феодор августский. Хризипп маллатский. Салюстин коррикутский, чрез Филиппа аданского. Области Киликии второй 19 епископов: Кирилл аназарвский. Полихроний епифанийский. Иогам 306 флавсадский. Индим иренупольский. Юлиан роксутский. Безиан мопсуестский, чрез Софрония, епископа исаврийского. Василий селевкийский . Феодор клавдиопольский. Юлиан келендоротский. Иогам 307 диокесарийский. Даниил анагностский. Епифаний кетесторойский. Мампрей титипольский. Акакий антиохийский. Леа-мандит, чрез папу диакона. Аммоний латапский. Арлиан селинунтонский, чрез иподиакона Павла. Наталис филадельфийский. Тиранн германикский. Области Финикии 13 епископов: Фотий тирский. Дамиан сидонский. Павел птолемаидский. Олимпий арадупольский. Павел порфиритский. Фома понеадский. Петр вивлутский, чрез Фотия пуреунтского. Евстатий перифропольский. Феодор трипольский. Ираклий аркский. Александр анапарадский. Порфирий вотриопольский, чрез диакона Селоссея. Фосфор стросиадский. Области Финикии ливанской 7 епископов: Феодор дамаскский. Ураний емисийский. Иосиф илиопольский. Фома евтреопольский. Валерий лаодикийский. Евстафий филесарацинский 308 . Иордан аравский. Области Аравии 15 епископов: Константин востронский. Евлампий филадельфийский. Прокл адраонский. Феодор канофазийский. Ормизда филиппопольский. Флакк героазотский, чрез Констанция бофлотрострейского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

25 n), Иларий решительно отвергает арианский упрек, будто учение о вечности рождения Сына – равносильно признанию Его нерожденности (беспричинности). Причинность и временвость – понятия различные, и не противоположные (contraria), поскольку можно не иметь начала во временном отношении, и иметь начало в кавзальном смысле (De Trin. 4, 5–6; De syn. 26 n.). «Иное – быть всегда вечным без виновника (sine auctore), иное – быть совечным Отцу, т. е. виновнику. Ибо где виновник – Отец, там и рождение, – где же виновник вечен, там вечно и рождение. Все, что пребывает всегда, – вечно, но не все, что вечно – нерожденно» (De Trin. 12, 21); На возражение ариан, что православные, проповедуя вечное бытие Сына, учат о рождении Отцом уже существовавшего Сына, Иларий отвечает: «ужели быть прежде вечных времен, значит – родиться уже существовавшему? Ибо родиться существовавшему, значит – не родиться, но, рождаясь, изменить самого себя. Но быть вечно рожденным значит лишь быть выше всякого понятия о времени, и не допускать мысли о бытии когда-либо нерожденным» (ib. 12, 30). 1355 «Так как произошло разделение между Акакием и двумя другими партиями из находившихся на соборе (селевкийском), то Евдоксий, Герман, Георгий Александрийский и Евзой Антиохийский отделились к одной партии: Василий же, Елевсий, Евстафий и Георгий Лаодикийский, Силуан Тарсийский, Македоний Константинопольский и многие также отделились к иной партии, и наконец Акакий, Мелетий, Евтихий и некоторые другие составили особую партию. Все это было преисполнено обмана. Хотя каждый из них мыслил так же, как и другой, но вследствие ненависти одного к другому, они распались на частные толки», ib. 27 с. М 42. 456 с. Р. п. 4, 314 стр. 1357 Nos, quantum potuimus, ad intelligentiae eorum sensum, expositionis nostrae sermonem coaptavimus, famulantes potius eorum dictis, quam dictorum alienorum auctores existimandi. 27 n. Cfr. 7 n. 1358 Cfr. 27 n. Подвергаемые у Илария разбору тезисы анкирского собора и по формулировке и по объему значительно отличны от тезисов, питованных у Епифания Наег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Следующий этап жизни Евдоксия связан с тем, что по смерти Леонтия он становится Антиохийским епископом (357 г.). Блаженный Феодорит сообщает об этом следующее: “Предстоя­тель Германикейской церкви Евдоксий, узнав о смерти Леонтия, немедленно отправился в Антиохию, захватил епископскую кафедру и начал, подобно дикому вепрю, опустошать этот вертоград Божий. Он уже не скрывал, подобно Леонтию, своего злонравия, но с открытым неистовством восставал против апостольского учения и осмелившихся противоречить себе поражал всевозможными бедствиями. В то время в Анкире, митрополии галатийской, кормило правления церковью держал преемник Маркелла, Василий, а в Севастии, главном городе Армении, правил Евстафий. Узнав о противозаконных делах и неистовстве Евдоксия, эти епископы письменно раскрыли его преступления царю Констанцию, который находился ещё в западных частях империи и, истребив тиранов, исправлял произведённые ими беспорядки. Они были любимы царём и, по своей достохвальной жизни, имели перед лицом его особенно великое дерзновение” 102 . Это сообщение блаженного Феодорита о бесчинии, учреждённом Евдоксием в Антиохии, связано с тем, что он начал тесно сближаться с аномеями: Аэцием и Евномием 103 . Данное сближение сразу же поставило Евдоксия в жёсткую оппозицию к “омиусианам”, возглавляемым Василием Анкирским (отсюда их иногда называли “василианами”) и Евстафием Севастийским, которые по сути дела представляли собой православное догматическое движение, отличаясь от “никейцев” только непризнанием пока ещё шокирующего их термина “единосущ­ный” 104 . Вскоре после узурпации Антиохийской кафедры Евдоксий созвал здесь собор (358 г.) 105 . Созомен об этом соборе говорит так: «Составив в Антиохии собор со своими единомышленниками, в числе которых были — Акакий, епископ Кесарии Палестинской, и Ураний Тирский, он вместе со словом “подобно­сущ­ный” отверг и слово “единосущный” под тем предлогом, что и западные епископы то же сделали» 106 . Однако гонимые Евдоксием “омиусиане” на некоторое время завоевали благорасположение Констанция, и маятник качнулся в другую сторону: в 358 г. Евдоксий был отправлен в ссылку на родину в Армению 107 . Впрочем, царская немилость продолжалась недолго: хотя на Селевкийском соборе 359 г. Антиохийским епископом решено было рукоположить некоего Анниана, но он даже не приступил к своему служению, как его тут же сослали. Евдоксий, отказавшись от своих прежних единомышленников-аномеев, примкнул опять к более умеренной арианствующей партии, возглавляемой Акакием Кесарийским (“омиям”), и как бы в награду за это стал епископом Константинопольским в 360 г. 108 . Он им оставался до самой своей смерти в 370 г., завоевав расположение императора Валента, которого собственноручно крестил 109 .

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

Акакий вызвал Кирилла к себе на суд. Кирилл не явился и был Акакием в 357 г. низложен. Кирилл отъехал в Tape к епископу Сильвану, где сблизился с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Православное настроение Кирилла сблизило его с этими богословски чуткими, завтрашними вождями новоникейской партии. Селевкийский собор 359 г. оправдал Кирилла. Но Константинопольский собор 360 г., под влиянием бывшего на нем «греховодника» Акакия, вновь низложил Кирилла. При наступившей свободе при Юлиане Отступнике (361-363) Кирилл мог вернуться в Иерусалим. Но время Валента (364-378) опять изгнало Кирилла, пока II Bceлehckuй Константинопольский собор под покровительством Фeoдocuя I Великого не оправдал Кирилла твердо и окончательно. Но 20-летнее (с 360 по 381) изгнание Кирилла из Иерусалима повело к торжеству ереси во св. граде, где один другого сменяли все арианствующие епископы. Народ церковный не был пассивен, противился еретической отраве, исходившей от епископских верхов, и держал связь с православным («Афанасиевским») Египтом, а через Египет — с Римом. а потому и к Антиохии тянулся ради Павлина. Но вот общая тогда наивность ревнителей православия: они одновременно тянулись и к Аполлинарию, зачарованные подложной формулой «миа фисис ту Феу Логу сесаркомени». Поэтому и сам Кирилл Иерусалимский казался этим «ревнителям» подозрительным из-за его дружбы с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Увы, аполлинаристская фальшивка широким потоком разливалась по монашескому Востоку. Монахи Иерусалимской Масличной Горы считали себя под этим знаменем как бы крепостной твердыней догматической мудрости и не доверяли даже ни Мелетию Антиохийскому, скончавшемуся в роли председателя II Bceлehckoro собора, ни его преемнику на кафедре Антиохийской Флавиану. Обеспокоенный этими увлечениями палестинского и аравийского монашества, Константинопольский собор 381 г. счел даже нужным послать в Палестину Григория Нисского. Император Феодосий Великий предоставил для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес из этого путешествия самые отрицательные впечатления от дурных нравов этих толп паломников к св. местам, о прямой опасности их для девственниц и вообще заключал свой отчет словами, что «перемена мест не приближает к нам Бога». Начальная история монашества .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Акакий, Евдоксий, Георгий Александрийский и еще 6 епископов были низложены «василианами»; 9 других — отлучены. Обе партии отправили по 10 послов в Константинополь к императору, и борьба продолжалась уже там. Омии согласились на осуждение Аэтия, но Евдоксий уцелел. Между тем прибыли в декабре после победы над западными епископами Урсакий и Валент и начали действовать вместе с «акакианами». В конце концов селевкийские депутаты, представители омиусиан, под давлением самого императора подписали 31 декабря 359 г. Никскую формулу. Победа омиев была, по–видимому, самая полная. Весь мир, по выражению блаж. Иеронима, с удивлением увидел, что он сделался арианским (Hier. Dial, contra Luc. 19: ingemuit totus orbis et arianum se esse miratus est), поскольку от всех требовалось принятие арианской веры. С именем Ники ариане постарались связать свою формулу, может быть, не без особого намерения: созвучие слов «Ника» и «Никея» должно было облегчить доступ в среду простых верующих нового Символа, который должен был заменить собой Никейский символ. Вскоре Никская вера была подтверждена арианами еще на соборе в Константинополе 15 февраля 360 г., созванном по случаю освящения церкви Св. Софии. Сделаны были в тексте опять многочисленные, но несущественные поправки. Между прочим, вместо запрещения говорить о μα πστασις, направленного, вероятно, в Никской формуле специально против западной терминологии, теперь совсем выводилось из употребления слово πστασις. Догматическое учение о Св. Троице совсем лишалось, таким образом, обоих обычных для нее терминов — ουσα и πστασις, оставалось одно лишь неопределенное μοιος. Со своими противниками из среды омиусиан омии нашли нужным расправиться в этом же году. Василий Анкирский, Македонии Константинопольский, Елевсий, Евстафий и многие другие были низложены по разным обвинениям не догматического, однако же, характера, а канонического, так как формально большинство омиусиан приняло Никскую веру. В то же время аномии были вознаграждены до известной степени за прежнее поражение, хотя личностью Аэтия пришлось опять пожертвовать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Онисифор иконийский (в Ликаонии); Пергамий антиохийский, в Пизидии (в счастливой Фригии); Епифаний пергский (в Памфилии); Аттик никопольский в (древнем) Епире; Мартирий гортинский (на о. Крите); Лука диррахийский (в новом Епире); Франкион филиппопольский (в Фракии); Константин димитриадский (в Фессалии), занимавший место Пигилянция, епископа ларисского, в Фессалии; Севастиан веррийский; – Василий траянопольский (в провинции Родопе); Трифон хиосский, занимавший место Иоанна, епископа родосского; Феоктист веррийский, в Сирии; Евсевий дорилейский (в счастливой Фригии); Геронтий селевкийский, в Сирии; – Савва палтский (в первой Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария, епископа лаодикийского, в Сирии; (Олимпий аратопольский, в Финикии); – Петр гаввульский 9 (в Сирии): Софроний константинский; – Патрикий неокесарийский; Мара 10 анасарфский; – Ромул калхидский; Евстафий беритский (в приморской Финикии); Леонтий аскалонский (в Палестине); – Аниан капитолиадский; Зевенн 11 пелльский; – Иоанн тивериадский; Антиох аркский 12 (в Палестине); – Вирилл аильский 13 ; Арета елусский (во второй Палестине); Музоний сигорский 14 (во второй Палестине); Руфин вивлский (в приморской Финикии); – Панкратий ливиадский; Зосим миноидский; – Полихроний антипатридский; Иоанн гадирский (во второй Палестине); – Павел анфидонский; Фотин лиддский; – Ираклий азотский (в первой Палестине); Маркиан герарский; – Стефан иамнийский (в Палестине); Епиктет диоклитианопольский; Роман евдоксиопольский, в Исаврии, (иначе селимбрийский во Фракии); Юлий 15 келендерийский (в Исаврии); Тиранн германикопольский (в Исаврии); – Иоанн диокесарийский; Акакий антиохийский; – Епифаний кестрийский; – Елиан селинунтский; Гаий эгейский 16 ; – Аммоний иотапский; – Мегал 17 филадельфийский; Марк арефузский (во второй Сирии); Тимофей валанейский (во второй Сирии); – Евсевий селевковильский; Евтихий епифанийский (во второй Сирии); Павел мариамнский (во второй Сирии); (Гликон кесарийский, в лице Зосимы, епископа миноидского);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010