По окончании Селевкийского собора десять епископов отправились в Константинополь для сообщения императору постановлений этого собора. Низложенные же сторонники Акакие во главе с последним поспешили предупредить их и тоже явились в Константинополь. Поддерживаемые придворной партией, они расположили к себе императора и представили ему все происшедшее на соборе в самом мрачном свете. Акакий назвал собор сборищем дурных людей, способных погубить церковь , и в особенности старался вооружить императора против св. Кирилла, представив дело с продажей церковных вещей в превратном виде и умолчав о тех побуждениях, которыми руководился св. Кирилл. Действуя на самолюбие императора, он говорил, что св. Кирилл продал одному купцу священную ризу, подаренную Иерусалимскому епископу Макарию Константином Великим . Эту ризу потом видели на одной актрисе, которая плясала в ней и издевалась над православной верой. На его же стороне был и Константинопольский патриарх Евдоксий, разделявший убеждения ариан. С другой стороны, и прибывшие с Селевкийского собора епископы не обнаружили достаточной стойкости и твердости в защите постановлений этого собора. Как раз во время их пребывания в Константинополь прибыли с собора в Римини арианские епископы и, несмотря на предупреждение депутатов Селевкийского собора, вступили в соглашение с партией Акакие. Таким образом, прибывшие с Селевкийского собора депутаты-епископы оказались в одиночестве, и в конце 359 года они под влиянием запугиваний и угроз императора согласились даже подписать арианское исповедание веры, составленное на Соборе в Римини. Одержав победу над своими врагами, партия Акакие в январе 360 года созывает новый собор из 50 епископов. Главная задача этого собора была – отомстить тем полуарианским епископам, присутствовавшим на Селевкийском соборе, которым они были обязаны своим низложением. Этих епископов они, в свою очередь, лишили кафедр и в числе пострадавших был и св. Кирилл. Ему были поставлены в вину два обстоятельства. Во-первых, то, что он, лишенный епископства на созванном Акакием соборе, вошел в сношения для пересмотра своего дела с Василием Анкирским и Георгием Лаодикииским, а во-вторых, что будто бы он вместе с Евстафием Севастийским и Елпидием противодействовал Мелитинскому собору, на котором он сам присутствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

На этот раз Акакий, незаконно осудивший св. Кирилла, усомнился в своей правоте, и, во избежание неприятности, удалился из собора. После неоднократных приглашений собор приступил к разбору дела в отсутствии обвинителя. За столь дерзкие и незаконные поступки, какие били проявлены по отношению к епископу Иерусалимскому, Акакий был осужден и низложен, а Кирилл получил право возвратиться на свою кафедру. Однако опасность Святителя не миновала. Акакий, возвратившись в Константинополь, ложными доказательствами обвинил св. Кирилла перед императором, и последний стал на сторону клеветника. В 360 г. в Константинополе они созвали собор. Последний, стараниями Акакия, отверг постановления Селевкийского собора и осудил св. Кирилла и его сторонников. После соборного еретического суда все они были низложены и сосланы в заточение 20 . Иерусалимская кафедра опять перешла в руки еретиков. Акакий торжествовал, но торжество его было кратковременным. В 331 г. умер его покровитель император Констанций и царский престол занял Юлиан. Последний, по своим соображениям, возвратил всех прежде сосланных за веру епископов. Вернулся на свою кафедру и св. Кирилл, оставаясь таким же верным и непоколебимым хранителем апостольских преданий. Юлиан был ярым врагом всех вероисповеданий и в особенности – Православия. С коварным умыслом он предоставил свободу всем вероисповеданиям, надеясь, что все религии в борьбе между собой уничтожат одна другую. Слабым он даже помогал. С этой целью император намеревался поднять иудейскую религию и решил было восстановить иерусалимский храм 21 . Но Богооткровенные слова, сказанные некогда Даниилом и подтвержденные Спасителем, бесследно пройти не могли. Когда началась работа, св. Кирилл обличал противящихся истине, указывая, что иудеи не в состоянии будут сложить камня на камне. Так и случилось. Когда все было оборудовано и приготовлено для кладки стен, произошло сильное землетрясение и все сохранившееся старое основание, со всеми приготовлениями, рассылалось до последнего камня. Новые попытки приняться за работу были невозможны, ибо неоднократно выходил из земли огонь и попалял работников. Народ трепетал от необычайных явлений. Многие из иудеев и язычников принимали христианскую веру и просили св. Кирилла принять их в лоно Православной Церкви 22 . Узнав об этом, император сильно обозлился на христиан. Он приказал сделать в Иерусалиме амфитеатр, чтобы, вернувшись с персидского похода, всех палестинских христиан, вместе с их пастырями и наставниками, предать на съедение зверям. Такая же участь ожидала и архипастыря Иерусалимского. Но Господь разорил намерения императора и последний в одном из боев погиб 23 . Его престол занял Иовиан, сторонник Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В кон. 20-х гг. IV в. в Иерусалиме начали возводить богатые храмы на местах, связанных с новозаветной историей. С увеличением потока паломников роль К. П. и Иерусалима в Церкви Палестины стала расти. При этом К. П. постепенно теряла свои позиции, хотя не утратила прежней славы интеллектуального центра. Преемником Евсевия стал его ученик еп. Акакий, богослов, автор несохранившегося Жития Евсевия и толкований на Свящ. Писание, сторонник арианства (омиусианства), господствовавшего в Вост. Церкви в сер. IV в. Он продолжал заботиться о развитии кесарийской б-ки. С помощью Евзоия , позднее также ставшего епископом К. П., Акакий организовал работу по переписке ветхих рукописей ( Hieron. De vir. illustr. 98; Idem. Ep. 34; Socr. Schol. Hist. eccl. II 4; Sozom. Hist. eccl. III 2). В 40-х гг. IV в. в школе К. П., у ритора Феспесия, учился свт. Григорий Богослов ( Hieron. De vir. illustr. 113). Евзоий также проходил обучение у Феспесия и позднее был известен как богослов и ученый, хотя о его трудах сведений не сохранилось. Между 356 и 361 гг. в кесарийской б-ке, вероятно, еп. Иларий Пиктавийский изучал и переводил на латынь труды Оригена (Ibid. 100), который в то время находился в ссылке. В кон. IV в. б-кой пользовался блж. Иероним, здесь он видел единственные полные копии Гекзапл и др. работ Оригена, «Евангелия евреев», а также каталога б-ки, составленный Памфилом ( Downey. 1975. P. 33). Еп. Акакий был одним из лидеров арианской партии на Сардикийском Соборе 343 (или 347) г. и Аримино-Селевкийском Соборе 359 г. Православные партии на Соборах объявляли его низложенным, однако эти решения или не реализовывались, или через короткие периоды времени ему удавалось вернуться на кафедру. С этого времени Кесарийская кафедра была вовлечена в длительную борьбу за первенство с Иерусалимской: свт. Кирилл I (ок. 350/51-386), рукоположенный еп. Акакием, постепенно перестал признавать первенство Кесарийской кафедры. В 358 г. еп. Акакий сместил свт. Кирилла, но в 359 г. Аримино-Селевкийский Собор вернул Кириллу права и низложил еп. Акакия. В 360 г. К-польский Собор вновь низложил свт. Кирилла и подтвердил права еп. Акакия. После провозглашения религиозной свободы имп. Юлиана Отступника в 362 г. Кирилл вновь получил возможность вернуться в Иерусалим. Лампсакский Собор 364 г. объявил о низложении еп. Акакия, но в неустойчивой политической обстановке тех лет решения Собора не были выполнены.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

местам уносили с собою какую-либо часть Честного Древа, во свидетельство благочестивого странствия. По-видимому, Древо сие и умножалось в той же мере, в какой было раздробляемо и раздаваемо архиереем Иерусалимским, подобно как и пять хлебов, напитавшие пять тысяч человек в пустыне, умножались в руках Апостолов, их раздававших народу, или как милостыня, не оскудевающая в руке дающего. Милостыня св. Кирилла и его православие навлекли и на него гонение, во время долгой бури арианской, колебавшей восток и запад. – Преемник историка Евсевия на кафедре Кесарийской, епископ Акакий, состязался с св. Кириллом за свои мнимые права епархиальные и вздумал подчинить Апостольский престол Иерусалима митрополии Кесарийской, как областному городу; но тайною причиною его вражды было то, что православный пастырь, сходно с догматами Никейского собора и вопреки лжеучения арианского, исповедовал Сына Божия единосущным Отцу. Акакий, хотя и сам низложенный с кафедры определением собора Сардикийского, потребовал к себе на суд св. Кирилла, который не почел нужным явиться. – Тогда Акакий заочно осудил его за то, что не предстал на суд, и за расхищение будто бы казны церковной; ибо милостивый пастырь, в голодную годину, по недостатку денег, продал несколько утварей церковных для пропитания убогих. – Св. Кирилл воззвал к большому собору для своего оправдания, но гонитель не удовольствовался одним осуждением; он изгнал из Иерусалима законного пастыря, который принужден был удалиться сперва в Антиохию, а потом в Тарс; там благочестивый епископ Сильван, несмотря на угрозы Акакия, разделил с гонимым заботы церковные. Пять лет продолжалось изгнание св. Кирилла, однажды оправданный на соборе Селевкийском, он опять был осужден арианами в Константинополе, и даже на его место поставлен другой епископ, по имени Ириней. – Смерть императора Констанция прекратила гонение; отступник Иулиан, провозглашенный языческими легионами, желал сперва показать равнодушие философа к вере галилеян, как он называл христиан, и велел возвратить всех епископов на прежние кафедры; но сие мнимое равнодушие обратилось вскоре в жестокое, хотя и более скрытное, гонение, ибо он хотел искоренить веру, им оставленную, и только показал миру бессилие язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Hist. eccl. IV 12). Однако в трудах самого К. термин «подобосущие» никогда не используется, и к.-л. следов омиусианства в них нет. Но, видимо, именно его близостью к партии Василия Анкирского и следует объяснять настороженное отношение к К. со стороны последовательных сторонников никейского вероисповедания, равно как и младших современников - блж. Иеронима, к-рый отзывается о К. в неуважительном тоне, и Сократа Схоластика, к-рый утверждает, что ко времени Вселенского II Собора К. «уже покаялся и стал единосущником» ( Socr. Schol. Hist. eccl. 5. 8). Собор открылся 27 сент., а 29 сент. Акакий Кесарийский представил ему свое исповедание веры. Но, обнаружив, что оно не имеет шансов быть принятым, он, заручившись поддержкой Леоны, отказался от участия в заседаниях, расколов Собор на 2 части. Одним из предлогов для выхода из состава Собора для Акакия стал факт участия в нем К., к-рого он изверг из сана (Феодорит ошибается, когда пишет, что еп. Акакий под предлогом присутствия К. отказался участвовать в Соборе с самого начала: Theodoret. Hist. eccl. 2. 26; подробнее см.: Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 39-40; Sozom. Hist. eccl. 4. 22; Epiph. Adv. haer. 73. 23-26). Оставшаяся с Василием часть Собора (ок. 110 епископов - больше, чем акакиан) приняла решение о низложении Акакия, Евдоксия и их сторонников и выбрала на Антиохийскую кафедру пресв. Аниана (см.: Болотов. Лекции. Т. 3. С. 76-78). Сан К., наоборот, был подтвержден - согласно свт. Епифанию, он, вернувшись в Иерусалим, даже рукоположил на Кесарийскую кафедру еп. Филумена ( Epiph. Adv. haer. 73. 37. 5). Но партия акакиан и не думала сдаваться: еп. Аниан был немедленно схвачен Леоной и отправлен в ссылку, а сам Акакий и его единомышленники, прибыв в К-поль, сумели склонить на свою сторону имп. Констанция ( Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 41; Sozom. Hist. eccl. 4. 23; Theodoret. Hist. eccl. 2. 27), к-рый позволил им собрать в 360 г. свой Собор. Этот Собор низложил ряд епископов, включая К., Василия Анкирского, Неону Селевкийского (как епископа города, где прошел неугодный им Собор), а также К-польского архиеп.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Он помнит, что должно следовать той, которая утверждена девяносто семью епископами в Антиохии, и кто вводит что-нибудь кроме этого, тот чужд благочестия и Церкви. Все бывшие с ним подтвердили его мысль, – и тогдашнее заседание Собора кончилось. На следующий день Акакий и Георгий с сообщниками уже не решались явиться в собрание. Не явился и Леона, хотя был приглашаем, ибо явно следовал образу их мыслей. Посланные к нему встретили в его доме сообщников Акакия и, когда стали просить и звать его в собрание, он отказался под тем предлогом, что Собор разделился на партии, между тем как царь приказал ему присутствовать на Соборе согласном и полном. Время проходило в том, что прочие епископы часто приглашали акакиан, а акакиане просили некоторых придти в дом Леоны, либо утверждали, что царь повелел им судить всех других, и не соглашались ни исповедать одну и ту же веру, ни оправдываться в обвинениях, ни являться для исследования дела о Кирелле, которого низложили сами же, без всяких посторонних побуждений. Наконец, собравшиеся на Собор епископы низложили между некоторыми другими Георгия епископа александрийского, Акакия кесарийского, Урания тирского, Патрофила скифопольского и Евдоксия антиохийского, а многих лишили церковного общения, доколе они не оправдаются в взнесенных на себя обвинениях. Об этих определениях написали они во все епархии, а на место Евдоксия, в епископа антиохийского рукоположили пресвитера тамошнего клира Адриана. Но акакиане схватили его в выдали Леоне и Лаврикию, которые сперва содержали его под военною стражею, а потом присудили к ссылке. Таково было окончание Собора селевкийского. Он описан сокращенно; а кто хочет знать о каждом обстоятельстве подробнее, тот пусть читает акты, написанные бывшими на Соборе скорописцами. Глава 23 Об Акакие и Аэцие, и о том, как царь склонил посольства обоих – ариминского и селевкийского – Соборов мыслить одинаково. После такого окончания этих дел, сообщники Акакия поспешно отправились ко двору, а прочие разъехались по домам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Св. Кирилл потребовал высшего суда: но его силою выгнали из Иерусалима 305 . Епископ Силуан принял Кирилла в Тарсе с любовью и у народа Кирилл пробрел уважение как жизнью, так и проповедью. Акакию больно было и это. Он потребовал от Силуана прекратить связь с Кириллом, потом потребовал самого Кирилла на новый суд епископов. Но в 359 г. Собором Селевкийским осужден был Акакий как арианин, а Кириллу возвращены были права его. Между тем Акакий пред тем (в 358 г.) соединился с Евдоксием Константинопольским, открытым арианином, и в 360 г. св. Кирилл Собором Евдоксия лишен кафедры и сослан в заточение 306 . Юлиан по своим целям в 361 г. возвратил Кирилла (как и прочих бывших в изгнании епископов) пастве и открыл свою войну против Господа: Богоотступник не только позволил иудеям, но отдал приказание своему префекту восстановить Иерусалимский храм 307 . Св. Кирилл указывал слепцам на пророчества Даниила (9:26–27) и Спасителя ( Мф. 24:2 ); а в наставление векам Промысл разрушил замысл гордости сколько торжественно, столько и ужасно: огонь из оснований храма бросал камни и жег делателей суеты. Язычники трепетали и обращались во Христу; иудеи кричали: Сын Марии Бог , и однако-же многие остались с жестокосердием 308 . Император Валент еще раз (в 367 г.) изгонял исповедника из Иерусалима. Возвращенный (в 378 г.) Феодосием Великим св. Кирилл нашел в Церкви Иерусалимской раздоры и беспорядки – обыкновенные плоды преобладания неправославной власти. Он успел смирить духоборцев и даже обратил их к Св. Церкви. Но аполлинаристы коварно возмущали даже некоторых православных против св. Кирилла. Св. Григорий Нисский , посланный Собором усмирить раздор в Аравии и Палестине, с скорбью писал, что не мог вполне исполнить поручение Собора 309 . Но ум и любовь св. Кирилла успели после того примирить с ним многих 310 . На Вселенском Соборе 381 г. св. Кирилл подписал осуждение еретикам, признававшим Тварью месте в Сыном Божиим и Св. Духа. И Собор писал потом на Запад, откуда отчасти подымались неудовольствия против блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Кирилл нашел приют у епископа Силуана в Тарсе. В 359 году в Селевкии (в Сирии) собрался Поместный Собор, в котором участвовало около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл. Акакий стал настаивать на удалении святителя Кирилла, но тщетно. Селевкийский Собор восстановил в правах святителя Кирилла. Тогда Акакий покинул Собор и в Константинополе перед императором Констанцием и Патриархом-арианином Евдоксием (360–370) оклеветал Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению. Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он под видом благочестия отменил все постановления Констанция. Святитель Кирилл вернулся к пастве. Через некоторое время Юлиан утвердился на престоле и открыто отрекся от Христа. Он позволил иудеям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм, выделив на это часть средств из государственной казны. Между тем святитель Кирилл предсказывал, что должны исполниться слова Спасителя о разорении самих камней храма ( Лк. 21, 6 ). Однажды ночью произошло столь сильное землетрясение, что сдвинулись с места даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма, а восстановленное незадолго до этого было полностью разрушено. После этого святитель Кирилл вновь подвергся изгнанию, а его место занял святой Кириак. (Он был иудей и носил имя Иуда. Во время поисков святой царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня он указал его сокрытое местонахождение. Уверовав во Спасителя после обретения Честного Креста, Иуда крестился и получил имя Кириак.) Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (†363; память 28 октября). После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз подвергся ссылке. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к пастве. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе в Константинополе, осудившем ересь бывшего константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев (Македоний считал Святого Духа тварным) и утвердившем Никео-Цареградский Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Проследим подробно историю этого развития на востоке, причем исходным пунктом возьмем селевкийский собор. II. Церковные партии восточно-римской империи в царствование Юлиана, Иовиана, Валентиниана и Валента В 359 г. омойузианская партия по своей многочисленности, являлась господствующей на востоке. Исключая Палестины в той части Сирии, где действовали Акакий и Евдоксий, вся восточная церковь исповедовала омойузианство. В 360 году на константинопольском соборе она была побеждена омеями. Главы этой партии, именно Василий анкирский, Македоний константинопольский, Елевзий кизический, Эортасий сардский, Драконтий пергамский, Евстафий севастийский, Сильван тарсийский, Софроний помпейопольский, Елпидий сатальский и Неон Селевкие-исаврийский были низложены и отправлены в ссылку 1650 . Кафедры их были замещены акакианами. В Никомидию вместо Кекропия Акакий кесарийский поставил Онисима, в Анкаре вместо Василия – Афанасия, в Тарсе вместо Сильвана другого Акакия, в Антиохии, изгнав всех сторонников Василия анкарского, возвел на престол Мелетия из Севастии армянской, а в Лаодикию рукоположил Пелагия 1651 . От Акакия не отставал Евдоксий, сделавшийся вместо Македония епископом константинопольским 1652 . На вдовствующую за смещением Елевзия кизическую кафедру им был поставлен Евномий 1653 . Под покровом омейской формулы 360 г. единство церкви было восстановлено. Но это было так только с формальной точки зрения. Формула эта не удовлетворяла религиозному чувству востока. Внутри церкви кипела глухая борьба, которая из боязни перед Констанцием не могла вовне открыто проявиться. С воцарением Юлиана все переменилось. Он возвратил из ссылки всех епископов и устранил то искусственное состояние, которое создал Констанций. Церковная жизнь была предоставлена естественному ходу вещей. Подавленные религиозно-догматические воззрения всюду воскресли. Оставшись без поддержки императора, епископы сами по себе ничего не могли поделать. Центр тяжести опять перешел с епископа на церковную общину, паству, как это было в первые три века христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Между тем, пока происходили эти состязания во дворце царя, в столицу империи прибыли Урзакий и Валент с радостным известием, что все западные епископы подписали никскую формулу, провозглашавшую учение только о подобии. К общему удовольствию придворной партии оказалось, что результаты стараний Урзакия и Валента совпали вполне с тем окончательным исходом, к какому привели и споры на Востоке. Это, конечно, свидетельствовало только о том, что западные и восточные руководители дела действовали по ранее намеченной программе, но неожиданность совпадения произвела глубокое впечатление на Констанция. Он решился теперь во что бы то ни стало провести никскую формулу и среди восточных епископов. Снова были призваны омиусианские депутаты и снова начались горячие дебаты. Акакий и Евдоксий еще раз произнесли анафему на учение о неподобии и потребовали от омиусиан отказа от употребления слова «сущность». Споры длились целый вечер. Омиусиане поддались и подписали никскую формулу глубокой ночью по 1 – ое января 360-го года 1264 . Никская формула 1265 должна считаться догматическим определением, и историческим завершением ариминского и селевкийского соборов, заменивших собой первоначально предложенный Констанцием вселенский собор. При помощи всевозможных средств-притеснений, обманов, угроз, беззастенчивых уловок и софизмов вся церковь еще раз была приведена к одной формуле. Но победа не досталась ни аномэям, ни омиусианам, вызвавшим последние волнения в церкви. Никская формула, признававшая Сына только подобным Отцу, без всяких более близких определений степени этого подобия, не оставляла подле себя места ни тем, ни другим, Около нее соединились теперь другие люди, – во-первых, прежние вожди антиникейской реакции, Урзакий, Валент и Георгий александрийский, прямые наследники Евсевия никомидийского и Феогниса никейского, затем с Востока к ним примкнули лица, доселе значившиеся в рядах аномэйства, как Евдоксий антиохийский и, наконец, Акакий кесарийский с его приверженцами. Таким образом, на развалинах антиникейской коалиции возникла новая партия, ставшая рядом с аномэйством и омиусианами и получившая в истории имя омиев или подобников. Достигши победы упорной борьбою с противниками, она теперь прочно уселась у кормила церкви и удержала за собой первенствующее положение вплоть до окончательной победы никейского учения. Это возникновение новой омийской партии и нужно признать главнейшим результатом всех тех сложных событий, какие наполнили собой последние годы царствования Констанция.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010