Посему-то по-видимому Иерусалим, центр и источник зла, выделяется Евангелистами как бы в особую область и отделяется даже от Иудеи Посему и в читаемом нами 22-м стихе Господь, оставляя Иерусалим, приходить в Иудею «и ту» живяше с учениками и крещаше. Но из Ин. 4:1–2 мы видим, что Господь Сам не крестил, а крестили лишь ученики Его. Но тем не менее мы видим, что Господь соизволил, чтобы ученики Его употребляли крещение, хотя еще не совершенное, но уже освященное Господом, приявшим его и сказавшим: «тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ( Мф. 3:15 ). Это было «крещение покаяния», которое называлось крещением Иоанновым ( Деян. 19:3–4 ) «готовящее людей да во грядущего веруют, сиречь во Христа Иисуса». Посему-то сим крещением крестили ученики Господа, указывавшие путь к Нему покаянием, сознанием своей греховности и отрешением от той обрядовой самонадеянности, которая вела к гибели. Только сознававший свое бессилие и греховность и исповедовавший их в самом акте крещения мог приблизиться к великому Свету, и таково было значение крещения и учеников Господних и Иоанна. Крещение Господа было крещение высшее: «не водою точию, но водою и кровию: и Дух есть свидетельствуяй яко Дух есть истина» ( 1Ин. 5:6 ). «Сей есть крестяй Духом Святым» ( Ин. 1:33 . Мф. 3:11 ), сказано о Господе; и Сам Он сказал Апостолам и ученикам: «Иоанн убо крестил водою, вы же имате креститися Духом Святым» 347 . 23 . Бе же Иоанн крестя во Еноне близь Салима, яко воды многи бяху ту: и прихождаху и крещахуся. 24 . Не у бо бе всажден в темницу Иоанн. Евсевий Кесарийский указывает (как мы видели во вступлении) в третьей книге своей Канонической хроники в гл. 24, что деяния Господа, совершенные до заключения Иоанна в темницу, описаны только в Евангелии от Иоанна, все же остальные Евангелисты начинают описание событий и чудес, совершенных Господом, со времени заключения Иоанна 348 . И действительно только Евангелист Иоанн Богослов повествует о призвании первых учеников на Иордане, о первом чуде в Кане Галилейской о первом посещении Господом Иерусалима и храма, о беседе с Никодимом и о крещении Иоанном близь Салима в Еноне. Где был Енон близь Салима вопрос спорный. Большинство авторитетов, и в том числе о. Протоиерей Соколов в Священной Истории и на карте, к ней приложенной, – по-видимому на основании Евсевия и записок комиссии исследования Палестины 349 , помещает Салим на западном берегу Иордана, на границе Самарии и Галилеи. Енон же находится южнее Салима , и по всей вероятности 350 есть Халдейское (т. е. арамейское) слово аин, источник или во множест. числе источники, аинан, и это слово было переписано греческими буквами ανν. Существует и другое мнение, что Енон находился близь Наблуса (Сихема) в Самарии, но мы упоминаем о нем лишь для того, чтобы оговорить, что мы его не разделяем, тем более, что и св. Иероним в Ономастиконе указывает, что Енон лежал на восемь римских миль южнее Скифополиса 351 , «близь Салима и Иордана» «juxta Salem et Iordanem».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

То древний лес! В безмолвии глубоком Там мощный дуб суки свои простер, И мягко клен, наполнен сладким соком, Как бы смеясь, возносит свой шатер. Природа-мать и детям и ягнятам Уж молоко под тенью припасла, Плоды манят в долину ароматом И каплет мед из старого дупла. Как Фауст принимал в своем готическом замке царицу Елену, так Гете переселил в Германию – северную, унылую Германию – солнцеподобную эллинскую красоту. И немецкий язык уступил очарованию эллинских метров. Немецкие триметры и лирическия партии звучат в лад с хорами Софокла, как еще ни разу, с тех пор как смолкли поэты Аин. От любви Фауста и Елены рождается пленительный отрок Евфорион. Евфорион – и Байрон, духовный сын Гете, не унаследрвавший мудрости и сильной воли своего отца и потому гибнущий в цвете лет,– и еще какой-то нераскрытый символ. Блаженство Фауста и Елены проходит мгновенным сном. Вслед за милым отроком сходит во тьму вечной ночи и мать его Елена. Весна богов была коротка, как возрождение Италии. 3-й акт «Фауст» – верх красоты. Эта красота, как Евфорион, могла родиться только от союза эллинского и германского гениев. Разложив природу на ея составные элементы, с любопытством Леонардо проникнув в тайну зачатия, Гете богоподобной силой разума и вдохновения из этой первичной природы вновь создал стройный космос – музыкальный и пластический мир. 4-й акт слабее. Фауст и Мефистофель вновь при дворе императора. Император борется с возставшим на него антиимператором, к которому присоединилась часть его подданных. Хота народныя требования справедливы и на стороне народа – церковь , Фауст берется помогать императору. С помощью колдовства Фауст и Мефистофель разбивают войско антиимператора, уже близкое к победе. Как в первой части (эпизод с драгоценностями Гретхен) так и здесь введена сцена, рисующая корыстолюбие церкви. После победы, во дворец является архиепископ и требует у императора, чтоб он отдал церкви ту землю, где он призвал себе на помощь адския силы, и воздвиг на этом месте храм для искупления греха.

http://azbyka.ru/otechnik/6/gete-i-hrist...

В другом, не менее интересном растении здешнем думают видеть знаменитое содомское яблоко. Дерево, называемое арабами гадаг, производит плоды, похожие на круглое яблоко в грецкий орех величиной, весьма яркого оранжевого цвета, заключающее в своей красивой оболочке черную, весьма мелкую пыль отвратительно горького вкуса. Листья его мелки, ветви иглисты. Вероятно, это же растение разумеет Моисей под содомским виноградом ( Втор. 32, 32 ). Историк Иосиф говорит, что в окрестностях Мертвого моря находят плод, весьма красивый по наружности, рассыпающийся в пепел, когда к нему прикасаются. Натуралисты (Гассельквист) полагают, что это все тот же гадаг (Solanum melongena, Linn.), о котором говорено выше и внутренность которого превращается в пыль, когда он испорчен насекомыми. Красивые иерихонские розы, о которых упоминает Сирах ( Сир. 24, 15 ), кажется, исчезли. Однако же монахи католического монастыря Иоанна Крестителя в пустыне продают корни так называемых иерихонских роз, которые будто бы очень легко принимаются чрез долгое время, и пилигримы разносят их далеко. О цветах этих роз говорят даже, что, будучи засушены, они, подобно древним розам этого рода, долго сохраняют способность снова распускаться в воде. Риттер приводит подобный опыт, сделанный над цветком, принесенным из Палестины крестоносцами и сохранявшимся в качестве святыни около семиста лет (Erdkunde, т. 2, стр. 431). Иерихонская роза настоящего времени, которою, впрочем, украшена местность не одного Иерихона, но все плодородные места Палестины, есть куст (Anastatica hierochuntica, Linn.) вышиной в пять-шесть вершков, со множеством стеблей, покрытых весьма мелкими листьями и красивыми бархатисто-оранжевыми цветами. По всей вероятности, это растение не имеет ничего общего с тем, которое продают католические монахи под именем корней иерихонского розана. Невдалеке от Сорокадневной горы протекает обильный Источник Елисея, называемый арабами Аин-эль-Султан. Он густо оброс деревьями и кустарниками, которые тянутся отсюда непрерывными полосами до самого Иордана. По другую сторону ручья, на небольшой прогалине раскинуто было до десятка палаток; над одной из них развевался флаг Североамериканских Соединенных Штатов; стреноженные лошади и мулы бродили около; сундуки и седла валялись в разных местах на земле; мукиры (погонщики) курили трубки и наргиле, флегматически почесываясь и глядя на хлопотню черных драгоманов и поваров. Господ не было видно; все, вероятно, разбрелись гербаризировать, рисовать и т. д. По эту сторону ручья бродила партия пеших немцев, к которой присоединился и наш вышеупомянутый спутник. В этой партии замешался поляк, говоривший по-русски. Высокий, худой капуцин из Баварии с длинным посохом в руке казался пастырем этого прикочевавшего издалека стада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как скудны были средства новоприбывших, видно из того, что первые скамьи и столы для сестер были сделаны даром, францисканским монахом-плотником, из досок тех ящиков, в которых привезены были, их более чем скромные, пожитки. В настоящее время, по прошествии 25 лет, община сионских сестер владеет в Иерусалиме, на страстном пути, огромным зданием, в котором помещаются: сама община; церковь над теми воротами, где по преданию, Сын человеческий был выведен Пилатом на позорище; училище, в котором ежегодно воспитываются более 100 девочек и сиротский приют, воспитавший за это время до 1 1 / 2 тысяч девочек. К западу от яффских ворот, господствуя над Иерусалимом, возвышается ремесленный приют Св. Петра для мальчиков, место под который было приобретено Ратисбонном у православного патриархата. В нем, в мою бытность, учились разным ремеслам до 60 мальчиков. Приют не вполне еще окончен и число воспитанников, не в далеком будущем, будет увеличено вдвое. В 1 1 / 2 часах от Иерусалима, в аин-Кариме – местности известной под именем Горней, Ратисбонн, принятыми на свое попечение, после дамасской резни, сиротами, положил основание загородному детскому приюту. В настоящее время, сверх необходимых для приюта построек с церковью, устроены там: прачешная, стирающая на все заведения сионских сестер и францискан; булочная, пекущая ежедневно хлеб более чем на 250 человек; перегоночная для добывания розовой воды; мельница для оливкового масла; виноградник с 6000 лозами и сад с 400 фруктовыми деревьями. Но этого еще недостаточно, большая часть горы Св. Иоанна Крестителя подготовляется ныне для устройства на ней земледельческой колонии. Конечно эти результаты, добытые любовью к делу и энергией одного человека, достались не дешево и не легко. На приобретение земельной собственности и постройки было употреблено в эти 25 лет свыше 500 т. фр. Но, еще более этих денег, потрачено было Ратисбонном, в изворотливости для борьбы со всевозможными препятствиями, встреченными им, на пути к достижению его цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

273 Имя Навуходоносор означает “князь или повелитель Нево” (Нево – название халдейского или вавилонского божества. Название этого божества встречается в именах Навуходоносор, Набополассар, Навусардан. В Британском музее можно видеть две золотые статуи Нево). Навуходоносор был царем Вавилонским, сыном и преемником Набополассара. Он вступил на престол около 604 года до Р.Х. Навуходоносор умер после 43-летнего царствования, приблизительно за 561 год до Р.Х. Ему последовал сын его, Евил-Меродах. 274 Название Ветилуя означает “дом Иеговы” или “дом восхождения”. Город находился в колене Манассиином, на юг от Дафаима, против долины Ездрилонской. Местоположение города в точности неизвестно. Думают, что это нынешняя местность Санур, в 5 километрах к югу от местности Дофан. 275 Имя Иудифь означает “иудеянка”. Иудифь была дочерью Мерарии. Геройский подвиг Иудифи относится к 18 году царствования Навуходоносора, около 589 г. до Р.Х. Иудифь прожилв до 105 лет. По смерти она была погребена в Ветилуе, в погребальной пещере своего мужа Манассии. 276 Имя Иосия означает “Бог поддерживает, защищает”. Он был сыном и преемником Аммона. Начал царствование будучи восьмилетним отроком. Царствовал 31 год. Его правление отличалось чистотою жизни и благочестия. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками. 278 Книга Закона была обнаружена первосвященником Хелкией. По всей видимости это не было все Пятикнижее Моисея, а 12–30 главы книги Второзаконие (Моисеево изложение главных постановлений и законов) – книга, которую вручил Моисей священникам для чтения на праздник Кущей пред всем народом ( Втор. 31, 9–13 ). 279 Олдама пророчица была женою Шаллума, хранителя одежд. Она была современница пророков Иеремии и Софонии. По преданию раввинов она была похоронена в стенах самого Иерусалима. 280 Имя Наум означает “утешение”. Он был родом елкосеянин. Место Елкос, по мнению одних, находилось в Галилее, а по мнению других, в Алкуше, близ Мосула. По свидетельству Вениамина Туделя, гробница Наума находилась в Аин-Шифта; по мнению новейших писателей, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжении 14 дней. Память пророка Наума празднуется Церковью 1/14 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Большая, глубокая котловина Эль-Бире, через которую нам приходится спускаться, вся радостно зеленеет молодыми виноградниками. За нею, на фоне потухающей зари и до отчаяния ясного палестинского неба, вырезаются на вершине холма характерные, темные силуэты домов-башен Рамле. Топот наших копыт звонко раздается по камням узких улиц, и с плоских крыш на нас устремляются изумленные и любопытные взгляды. Большой европейский дом перед въездом в местечко оказался лютеранскою школою для арабов. Но хотя наш Якуб с уверенностью рассчитывал на гостеприимство своих земляков, переговоры его с краснощекою и круто грудою немкой, явившеюся в качестве коменданта этой немецкой крепости, окончились совершенною неудачею. Поехали к греческому священнику; у него оказалось всего одна грязная комнатка, и он тоже не пустил нас. А между тем быстро наступала ночь. Делать было нечего, пришлось искать убежища в латинском монастыре. На смиренное воззвание Якуба полный, черный патер отворил нам тяжелую дверь массивного старинного дома и с вежливым поклоном пригласил нас следовать за ним... Мы стали торопливо слезать с коней, искренно радуясь этому неожиданному гостеприимному пристанищу и этой нетерпеливо желанной остановке. Усталое тело так жадно просило покоя и отдыха!.. III. Ветхозаветные святыни Рефектория латинского аббатства. – Французский кюре в земле арабов. – Бей-Тин, Вефиль библии. – Религия „высот» и – Аин-Эбруд – „Ущелье разбойников! " ». – Замок Реймунда С.-Жиля, – Эфраимовы горы. – Древний Силом. – Долина Махна. Гостеприимный латинский монастырь после этой бесприютной арабской дороги показался мне таким же сладостным убежищем, каким в романах Вальтер Скотта бедному путнику, застигнутому черною дождливою ночью, кажется какая-нибудь неожиданно приютившая его, жарко натопленная таверна, с лопаткой дикой козы на очаге, с кружкой доброго вина на столе. Тут, в самом деле, и простота Вальтер-Своттовской гостиницы, и ее грубоватое деревенское радушие, и ее романтическая обстановка, с темными лесенками, с запутанными переходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

119. Арим (A­ ρμ), жребия Вениаминова, и ныне есть селение около Диосполя. 119. Арим (Arim), в колене Вениаминове, и есть селение около Диосполя, которое доныне зовется Бетариф (Betariph). 120. Ари (A­ ρ), колена Иудина, отлученная священникам; ныне есть селение, называемое Вифаним ( Βηθανμ), в 2 милиариях от теревинфа, и в четырех от Хеврона. 120. Аин (Ain), в колене Иудине, город, отлученный священникам; и доныне есть селение под названием: Бетенним (Bethennim), на втором милиарии от теревинфа, т.е. от шатра Авраама, в четырех милях от Хеврона. 121. Ариф (A­ ρθ), где сидел Давид., селение Араф (A­ ρθ), к 3. от Элии. 121. Арит (Arith), где сидел Давид; есть селение называемое Арат (Arath) к 3. от Элии. 122. Арима (A­ ριμ), где сидел Авимелех. 122. Арима (Arima), где по писанию сидел Авимелех. 123. Арина (A­ ριν), то же что Ариил (A­ ριλ). Аквила и Симмах: льва; говорят, что это Ареополь, так как даже и доныне Ариилом зовут жители Ареополя их идол, от почитания Ареса, от которого они назвали и город. 123. Ариел (Ariel) об нем упоминает и Исаия, что Аквила и Симмах перевели: лев Божий. Некоторые полагают, что это Ареополь, потому что там и доныне почитают изображение Ариел, названное π το A­ ρεως, т.е. от Марса, откуда, полагают, получил название и город; мне же кажется согласно последовательности и тексту пророчества, что в нем Ариел иносказательно обозначает Иерусалим или храм, т.е. льва Божия, что будет сильным и могущественным царством; об этом подробнее сказано в книгах Еврейских вопросов. 124. Арисоф (A­ ρισθ), город Сисары, воеводы Иавина, а Иавис ( βις) находится по ту сторону Иордана; теперь весьма большой город, отстоящий от города Пеллы в 6 милиариях по пути в Герасу. 124. Арисот (Arisoth), город Сисары, царя Иабис, а Иабис находится за Иорданом, теперь весьма большое селение, отстоящее от города Пеллы в шести милях, по пути в Геразу. 125. Аркем (A­ ρκμ), по Иосифу это есть, Петра, известный город Палестины. 125. Аркем (Arcem), Иосиф говорит, что это есть Петра, известный город Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Посещение Святой земли в 1859 г. первым Великим Князем земли русской, закрепило за Россиею, у яффских иерусалимских ворот, владение обширным земельным участком. К глубокому сожалению, с первых же шагов действия в Святой земле палестинского комитета, он пришел в прискорбное столкновение с преосвященным Кириллом, который считал себя, введенным в заблуждение, как инструкцией, так и далеко точно неопределенным своим положением, единственным и полновластным представителем России в Иерусалиме, где, в свою очередь, палестинский комитет признавал себя также единственным распорядителем в осуществлении всех Высочайше одобренных и утвержденных мер к улучшению быта наших паломников. Если нашей духовной миссии и палестинскому комитету уж нельзя было идти к одной общей цели, рука об руку, содействуя друг другу, то необходимо было строго и категорически разграничить их поле действия и затем неукоснительно наблюдать, чтобы каждый из них действовал согласно предначертанному им плану. Этого не было сделано, несчастная славянская рознь высказалась и в этом деле. С одной стороны, преосвященный Кирилл вместо прямого своего дела занялся преимущественно борьбой с палестинским комитетом о преобладании, с другой стороны сей последний, постоянно останавливаемый в своих трудах таким вмешательством, терял всякое доверие к начальнику духовной миссии. Произошли между тем: резня дамасская, переход мелхитов вновь в латинство, полное упрочение латинской и протестантской пропаганд, а мы теряли время в совершенно бесполезных пререканиях, спорах и интригах между собою. Тем не менее, палестинский комитет делал свое дело. Кроме вышеупомянутого места у яффских ворот, на котором возведены были два странноприимных дома для 800 богомольцев, госпиталь на 40 кроватей, дом духовной миссии с домовою церковью и обширный собор, им приобретены были: два места в Иерусалиме, из которых одно близ самого храма гроба Господня, место у дамасских ворот, дома для наших поклонников в Кайфе и Назарете и место в аин-Кариме. В таком положении находились дела, когда вследствие назначения Великого Князя Генерал-Адмирала наместником царства польского и отъезда его в Варшаву, палестинский комитет, оставаясь номинально независимым, был передан в 1864 г. в ведомство министерства иностранных дел. Позволю себе здесь высказать мое личное мнение, что такая передача комитета была самою крупною ошибкой, подорвавшею окончательно значение всего, что имелось к виду и предполагалось относительно наших учреждений и нашего значения в Святой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Сознавая потребности времени и будучи исполнен духом пророков, он не мог забыть, как ветхозаветные пророки, в качестве знамения пришествия Мессии, возвещали, что Иегова «изольет Своего Духа на всякую плоть» 410 , что Он «изольет воду на всякого жаждущего, и потоки на землю сухую», и «Его Дух будет на доме Израилевом» 411 . Он не мог сомневаться поэтому, что Тот, по отношению к Которому он был только голосом провозвестника, Тот, у Которого даже развязать сандалии было бы для него слишком великой честью, придет не только с мщением, но и с благословением, и для этого Он принесет с собой высшую животворящую силу, именно – силу Духа Святого. И вот таким образом, под влиянием проповеди Иоанна и совершаемого им необычайного обряда крещения, в душе народа все более разрасталось и усиливалось ожидание провозглашаемого новым пророком Мессии. И этот Мессия пришел, наконец, открыто выступив перед народом после Своего долгого, безвестного пребывания в отдаленном Назарете. 1 Увы, – не обошлось и без таковых, хотя вообще, как справедливость требует сказать, на нашу долю выпало столько сочувствия и одобрения с разных сторон, что в них именно мы почерпнули ту бодрость и укрепление, без которых немыслимо было 6ы довести до конца такой большой труд. 3 Для тех же критиков, которым недостаточно самого свидетельства книги, считаем не лишним нарочито заявить, что мы писали ее отнюдь не для ученых специалистов, для чего потребовался бы совершенно иной метод, а для той широкой общеобразованной публики, которая именно более всего обуревается ветрами разных учений и потому более всего нуждается в здоровой духовной пище, а между тем не имеет возможности для того, чтобы извлекать ее из специально ученых, часто неудобочитаемых и сухих исследований. 7 Мнения исследователей расходятся в этом отношении. Иные считают городом Захарии Хеврон, а некоторые, как напр. Дидон, полагают жительство прав. священника в Аин-Кариме (древ. Кареме, часах в двух пути к западу от Иерусалима. Нав.15:59 ), См. Didon, Jesus Christ, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Таким образом, пригвождение плоти гвоздями страха Божия, или, что то же, умерщвление плоти и всех удов, «яже на земли» , есть последняя и, должно сказать, самая надежная опора доброй нравственности. Плоть — седалище страстей; поблажка ей, даже малая и необходимая, приводит в движение страсти, как дождь приводит в движение уже иссохших, заморенных червей. Не ленись же умерщвлять плоть, и для того не переставай носить знамя страха Божия в сердце своем. Плоть — злая раба; она не может слушаться разумных внушений; ее надобно остепенять бичом страха Божия. А как воспринять страх Божий, учись у пророка. Помышляй о судах Божиих, помышляй о неумытной (неподкупной, беспристрастной) правде Божией, о смерти готовой, и о суде, имеющем решить вечную участь твою. При таком помышлении молись Господу, чтоб Он осенил тебя страхом и дал ему силу сокрушить все похотения плоти твоей. Капля пробивает камень, падая на одно место; так и молитва. Если часто будешь упражняться в ней — она пробьет окаменелость сердца твоего и введет в него страх; вошедши же в сердце, он начнет делать дела уже по роду своему. Не было еще человека, который не поддавался бы спасительному действию страха Божия. Когда он действительно установится в нем, тогда останется только поддерживать этот спасительный страх, не давая погаснуть ему. И это делается тем же путем, каким рождается страх. Пребывай в этом учреждении духовного своего строя, и пребудешь в страхе Божием, а страх сей научит тебя всему доброму. В этом и вся наука святой жизни. Если бы мы не попускали ослабнуть в себе страху — грех не посмел бы явиться в нас, и душа не посмела бы принять его в объятия свои, оставив Бога, Творца, Благодетеля, Спасителя своего. Стихи 121 — 128 Заголовка к этому восьмистишию аин — глаз. Глаз есть окно, чрез которое душа видит все, находящееся и происходящее вне ее. Но есть в нас и духовное око, чрез которое созерцается мир духовный, божественный. Это — ум или дух, ведающий Бога, исповедующий Промысл Его, научающий покорности Ему во всем, стремящийся к Нему и видящий в Нем последнее благо свое. Это первоначальные естественные указания духовного нашего ока. Но в естественном состоянии око это помрачено и не зрит ясно. Отверзается же оно к яснозрению благодатию Святого Духа в верующем христианине, и только после этого начинается настоящее действование зрения духовного. Кто пойдет по его указанию, у того кругозор духовный все более и более расширяется, и мир невидимый раскрывается пред ним в большей ясности. Состояние это есть состояние созерцания. К нему предназначены все христиане, и христиане истинные действительно достигают его (см. Исаак Сирин, сл.55). Тайны, какие видит духовный созерцатель, суть те же, которые открыты нам и в слове Божием, но с тем отличием, что он видит их существенно, а не мысленно только.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010