Когда вновь эти места станут целью горных экскурсий, чего они вполне заслуживают, то конечно, Аин-Фидже будет служить привалом, и легкое швейцарское chalet поставится рядом с монументальною кладкою римлян. Дорога из Аин-Фидже в Дамаск идет по обнаженным безводным горам, в стороне от Барады, которую мы вновь встречаем уже в Думмаре, в виде тихо и полно текущей реки. Весь дальнейший путь, на три часа времени, идет среди скалистых ущелий, постепенно спускающихся к Дамаску. На последних 8 верстах эти скалы образуют чудные и причудливые виды по берегам реки. С высот скал бегут ручьи, каплют источники и воды, проведенные в верхние сады удаляющихся сюда на лето богачей Дамаска. Самый Дамаск производит на путешественника чарующее впечатление богатством садов, красотою своих крытых громадных базаров, причудливыми двориками мусульманских домов, небывалою оживленностью городской жизни и средневековым, своеобразным бытом города, еще заключенного в пределах стен. Однако, от древнего города сохранилось крайне мало: стены, направление главных улиц, особенно «срединной» – через весь город, но памятники еще погребены под мусором и мусульманским городом. Главными пунктами археологических занятий, если не считать патриархии, где списали несколько надписей, перевезенных сюда из Эзры или там скопированных, оказывались знаменитая мечеть Оммиадов, доселе главная мечеть Дамаска и мечеть Эль-Дагир. Занятия первою сопровождались рядом больших и мелких детальных фотографических снимков, которые ныне, после страшного пожара, разрушившего значительную часть мечети спустя нисколько лет после нашего посещения, получили значение своего рода документальное. Мечеть Оммиадов, или «большая мечеть» существует на месте прежней христианской базилики, освященной во имя Иоанна Крестителя при имп. Феодосии Великом и Аркадии, и в свою очередь, превращенной в церковь из большого языческого храма, неизвестного времени происхождения. По свидетельству Аркульфа, около 670 г. базилика еще принадлежала христианам, и мечеть Сарацынов помещалась в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

4 Число православных, по моему мнению, должно быть меньше и едва ли превосходит 20 тысяч человек; не имея других более точных сведений, я принужден был показать, бывшие у меня, отчасти уже устарелые, убедившись, что наши консулы в Святой земле, а особенно иерусалимский патриархат не имеют никаких сведений о числе православных. 5 В числе этих учреждений имеются русские учреждения: в Иерусалиме: 2 церкви, 2 странноприимных дома, госпиталь на 40 кроватей и аптека с бесплатной раздачей лекарств, в Яффе, Рамлэ, Кайфе и Назарете по одному странноприимному дому в каждом. Кроме того, имеются еще следующие учреждения начальника нашей духовной миссии: в Яффе – странноприимный дом, в аин-Кариме – два странноприимных дома и строящаяся церковь , на елеонской горе – странноприимный дом и строящаяся церковь , в Рихе и Хевроне по одному странноприимному дому и в бейт-Джале – школа для приходящих девочек. Всего 19 учреждений. Число православных, по моему мнению, должно быть меньше и едва ли превосходит 20 тысяч человек; не имея других более точных сведений, я принужден был показать, бывшие у меня, отчасти уже устарелые, убедившись, что наши консулы в Святой земле, а особенно иерусалимский патриархат не имеют никаких сведений о числе православных. В числе этих учреждений имеются русские учреждения: в Иерусалиме: 2 церкви, 2 странноприимных дома, госпиталь на 40 кроватей и аптека с бесплатной раздачей лекарств, в Яффе, Рамлэ, Кайфе и Назарете по одному странноприимному дому в каждом. Кроме того, имеются еще следующие учреждения начальника нашей духовной миссии: в Яффе – странноприимный дом, в аин-Кариме – два странноприимных дома и строящаяся церковь, на елеонской горе – странноприимный дом и строящаяся церковь, в Рихе и Хевроне по одному странноприимному дому и в бейт-Джале – школа для приходящих девочек. Всего 19 учреждений. 6 В 1879 г. в Назарете и Сальте в общинные советы и суды вместо латинян были избраны православные. 7 Такой прием не представляет чего-либо исключительного на востоке, и мне почти в одно и то же время, а именно 2 Ноября 1880 г., пришлось быть свидетелем еще более торжественной встречи, сделанной назаретскими православными почтенному начальнику нашей духовной миссии, когда, сопровождая его в поездке по Галилее, посетили мы Назарет. Тут были: наш каифский консул, губернатор, его чиновники, почетные караулы, джигитовка, стрельба из ружей и едва ли не все население Назарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Христос также подготовляется к своему крестному жребию на «горе искушения», преображается на горе Фавор, а с горы Масличной возносится на небо. На вершине Вефильского (или Бетильского), холма в средние века существовал монастырь, основанный крестоносцами. Живописные развалины башни, на которые мы теперь любуемся, скорее всего принадлежат этому монастырю. Убегающие туманы, словно играя с нами в детскую игру, то вдруг разом осветят эти поэтические развалины во всей яркости раннего утра, то вдруг закутают их в густой белый саван, невольно напоминая мне столь же загадочные туманы исторической археологии, окутывающие столько интересных древностей Палестины. Вокруг библейского Вефиля, на ветхозаветных пастбищах Авраама и Иакова, земля теперь отлично возделана, зеленеет садами, золотится нивами... Но эта пшеница, эти фиги и смоковницы – среди сплошных серых плитняков. Непостижимо, как корни их проникают в мертвые толщи и извлекают из них свой плодоносный сок. Когда смотришь на эти горные скаты, из которых лезут бесконечными рядами, торчком и плашмя, голые, серые плиты, кажется, что попал в исполинскую Иосафатову долину своего рода, где все гробы Израиля, от Иакова до наших дней, выползли на свет Божий из темной утробы земной. Ехать по этим гробам во всяком случае не особенно спокойно. Нам приходится пересчитывать своими боками все жесткие уступы дороги, ведущей к арабской деревушке Аин- Эбруду. От Аин-Эбруда сплошные фиговые сады на многие версты; почва обработана тщательно, как в цветочном горшке, перетерта совсем в табак и цветом похожа на табак. Между фигами зато целые крепости камней, собранных с поля, с башнями и стенами, настоящие развалины Вавилона! Но вот дорога начинает спускаться все круче и круче, арабы наши начинают приостанавливать лошадей и спешиваются один за одним. –Что такое? куда это мы? –Уади-ель-Гарамие! торжественно осклабляется араб-жандарм. – " Ущелье разбойников!» переводит нам полушёпотом Якуб. Мы тоже чувствовали себя достаточно разбитыми ездой по камням и охотно согласились пройтись пешком вместе с арабами, не взирая на зловещее имя ущелья. Капризно вьющийся поток камней, круто спадающий вниз между высоких стен скалы, в котором почти невозможно разъехаться двум встретившимся лошадям – вот что называется ущельем разбойников. На две добрых версты тянется оно и сплошь засыпано острыми каменьями, которые ползут из-под ваших ног, и в которых ваша нога тонет как в песке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

37 Мы высказывали и развивали эту мысль в четвертом томе Св. Летописи. Здесь мы заимствуем многие мысли из Кея, из Мейрика и Шмидера, дополняющие наши мысли и усвоенные нами. 38 Числится в числе Гагиографов. Мы указывали выше, что к этому же отделу отнесена книга Даниила пророка. 41 См. в нашем русск. изд. Истории Фараонов Бругша об Бубастидах и об Eфionckoй династии стр. 634–635 и 644–645; а именно см. имена Шашанк II; Такелот II, и начало усиления Ефиопии, которая овладевает Фивами („Но“ в пророках). В Дельте образование маленьких царств. Ассирия с каждым годом слабеет в Египте; Бубастиды, представители Ассирии, не могут бороться против Ефиопских царей. 42 В Библ. Слов. Смитта (sub. voc. Uzziah) высказано предположение, что этот царь переменил имя при восхождении на престол. Любопытно, что в нашем русском тексте в одной главе XV в 4 книге Царств, тот же царь в стихе 1 назван Азария, а в стихе 32 Озия. По этому именно вопросу Гезениус предполагал (Коттон в Б. Слов. Смитта), что настоящее имя царя было Азария и что слово это Озия, Узия или Азия (буква Аин в начале с разными знаками) составилось и появилось вследствие древней описки переписчика, пропустившего в середине букву реш. Заметим еще, что в тексте Греческой Библии LXX (пред вами Синодальное издание 1821 года, Москва) тот же царь 4Цар. 15:1,32 назван Азария, и в той же главе в стихе 13 Охозией. 43 Мы должны заметить, что слово Ассирия в высокой древности очень часто употреблялось не как политический, а как географический термин, означая восточную половину передней Азии, т. е. Месопотамию. 44 В главе XXVI второй кн. Паралипоменон сказуется и о добрых и славных делах Азарии (Озии) и о наказания его постигшем, когда он вторгся в область священнослужения ему не принадлежащую. О регентстве Иоафама, см. 2Пар. 26:21 . 45 Мы не можем не оговорить, что многие богословы считают все первые шесть глав книги Исаии одним пророчеством, так что не только шестая глава, но и все пять предыдущих считаются произнесенными „в год смерти царя Озии“. Наше мнение, однако, не согласуется с этим: мы думаем, – вчитываясь в текст пророчества, что видение есть отдельно стоящее пророчество, а что предыдущие пять глав обличения и угроз произносились в течение нескольких предыдущих лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Аин-Карим. Приход состоял в 1856 г. из 103, в 1877 г. из 250 человек, из которых в 1880 г. около 50 – перешли в православие. Францискане имеют здесь: монастырь с храмом и странноприимным домом; храм на месте загородного дома Св. Елизаветы; коллегию для приготовления молодых людей к монашеству; школу для мальчиков, в которой под руководством 3 учителей воспитывались 34 ученика, в том числе 12 пенсионеров, содержание ее обходилось 6285 фр.; школу для приходящих девочек под надзором сестер Св. Иосифа, в 1877 г. в ней воспитывались 14 девочек и на содержание ее получено в пособие от францискан 363 фр.; кроме того францискане содержали 8 сирот. Учреждения Ратисбонна: сиротский приют для девочек, основанный в 1860 г. для призрения 25 девочек, спасенных во время дамасской резни, при нем храм, обширные службы и школа для приходящих девочек, приют и школа находятся под надзором сионских сестер, имеющих здесь свой дом. Ратисбонн хотел приобрести первоначально для приюта обширное место, окружающее со всех сторон принадлежащее латинянам место загородного дома Св. Елизаветы, но владелец его, бывший во время крымской войны драгоман французского иерусалимского консульства, запросил за него 200 т. фр. Ратисбонн не согласился на эту цену и выбрал для приюта более дешевое место на противоположной возвышенности, предполагая, что со временем, рано или поздно, владения бывшего драгомана не уйдут из рук латинян. Между тем чрез несколько лет, драгоман продал это же место, вместе с выстроенным на нем домом, за 70 т. фр. начальнику нашей духовной миссии, архимандриту Антонину, который таким образом приобрел для России один из лучших земельных участков в Святой земле. Акка. Приход состоял в 1856 г. из 89, в 1877г, из 140 и в 1880г. из 200 человек. Францискане имеют здесь: монастырь с храмом и странноприимным домом; школу для приходящих мальчиков, в которой в 1878 г. под руководством 2 учителей воспитывались 30 учеников, содержание ее обходилось 477 фр. Назаретские сестры имеют здесь школу для приходящих девочек, в которой в 1875 г. было 200 воспитанниц, при школе учреждены: патронат над бывшими ученицами и даровая раздача лекарств приходящим больным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

В  пятой главе  излагается молитва от лица всего народа Иудейского. Вспомни, Господи, наше поругание и крайнее бедствие, говорит пророк. У нас нет ни пищи, ни пития, ни безопасности; порабощение и насилие отняли у нас все…. и отечество наше опустело. Ты тот же милосердный и правосудный: почто же забываешь нас?! Обрати нас, Господи, к Тебе, и обратимся, обнови дни наши, как прежде (5:1–22). Эта молитва показывает то, что как бы ни было греховно состояние человека, он может обращаться с молитвою к Богу, – и что без воздействия благодати Божией исправление человека не совершается. Итак в книге Плача святой пророк Иеремия располагает своих несчастных соотечественников к сердечному сокрушению, к пламенной молитве и к твердому упованию на милость и помощь небесную, так что книга эта есть руководство к правильному образу мыслей и чувств среди народных бедствий, посылаемых от Бога, сильного в крепости и беспредельного в доброте. 21. Особенности изложения книги Плача Книга Плач Иеремии написана языком пиитическим с элегической увлекательностью. Стихи в первых четырех главах расположены соответственно еврейской азбуке и начинаются по порядку букв с той впрочем особенностию, что буквы  пи ,  аин  и  самех  поставлены в оборотном порядке, может быть, согласно порядку букв у Халдеев, под власть которых были отданы Евреи. В первой, второй и четвертой содержится по одному, а в третьей по три стиха на каждую букву; в пятой главе хотя число стихов равно числу букв еврейской азбуки (22), но самого порядка расположения по ним стихов не сделано, как будто для изображения беспорядка, происшедшего тогда в Иудее. Расположение стихов по порядку букв находится в так называемых азбучных Псалмах (напр. Пс 36 и 118) и употреблено в книге Плача, как и в означенных Псалмах, вероятно, для облегчения памяти при возглашении или пении их. 588 Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в книгу плачевных песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Накладка из слоновой кости на кафедре св. Марка в Градо Византийская капитель в ц. Аполлинария в Равенне Украшения византийцев и варваров Гильдерик, по изображ. на сереб. монете Гелимер, по изображ. на серебр. монете Византийские капители VI века в мечети Кейруана Печать стратилата Иоанна Византийская капитель VI века в Кейруане Теодат, по изображ. на медной монете Серебр. монета Теодата с изображ. Юстиниана Витигес, по изображ. на медной монете Porta Asinaria в Риме Равеннский дворец (мозаика в ц. Аполлинария) Порт Классис (мозаика в ц. Аполлинария) Тотила, по изображ. на медной монете Серебр. монета Тотилы с изображ. Анастасия Фасад ц. св. Аполлинария Nuovo Серебр. монета Тотилы с изображ. Юстиниана Монета Тейаса с изобр. Анастасия Саркофаг в Равенне Серебр. сассанидская чаша с изображ. Хозроя II Византийская стены в Антиохии Византийская капитель в ц. св. Аполлинария Равеннский саркофаг Византийская цитадель в Лемзе Византийская цитадель в Лемзе Ворота византийской цитадели в Мдаурухе Гаидра. План византийской цитадели    План византийского укрепления в Тимгале Византийская цитадель в Гаидре Византийская стена в Тебессе Реституция византийской цитадели в Гаидре 248–249 План византийской цитадели в Аин Тунга Башня византийской стены в Бежа Porta Maggiore в Риме Диптих консула Анастасия Атриум базилики в Паренцо Византийская капитель в ц. св. Виталия Миниатюры из ватиканского списка Козмы Византийские капители базилики в Паренцо Мозаика абсида собора в Паренцо Благовещение (мозаика в Паренцо) Посещение Богородицей св. Елисаветы (мозаика). Византийские капители в соборе в Паренцо Так называемый Юстиниановский водопровод близ Константинополя План и разрез цистерны Бин-бир-Дирек в Константинополе План и разрез цистерны Жеребетан-Серай в Константинополе Преображение (мозаика в монастыре на Синае) Мост на Сангариосе Византийская капитель в Салоне Наружный вид церкви св. Виталия Византийская капитель в ц. св. Виталия Пиксида VI-ro века План церкви св. Сергия и Вакха Внутренний разрез церкви св. Сергия и Вакха

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Так и Моисея едва-едва не считаете за бога, благоговеете пред Елисеем, восхваляете учителя его Фесвита и всех святых каждого века, наделявшихся силами от Бога и совершавших великие и славные дела, вы сравниваете почестями с ангелами. Вы нисколько не вооружаетесь против древних, не отвергаете преданий (рассказов) отцов, хотя люди обыкновенно не очень легко доходят до веры в то, что они слышат. А что в последния времена (т. е. ныне) глазами (своими) видите на глазах (бывшего слепца), что можно осязать перстами и точно воспринять слухом, против этого коварно и безчестно злодействуете, попирая пророчества и отвергая исполнение предсказаний. Ведь о том, что видно теперь на опыте, еще задолго прежде возвестил Исаия такими словами: «вот Бог наш суд воздает и воздаст; Он придет и спасет нас: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит как олень и язык гугниваго будет ясен» ( Ис.35:4–6 ). Это – речения не Петра и Иоанна, не кого-либо из новых и подозрительных (для вас) лиц, чтобы, заподозрив радостное предсказание, могли вы отвергнуть истину; но вашего пророчества слова, если Фекуита (Исаию) признаете сыном Амоса 30 , – пророком, чадом пророка, – мужем, родом Израильтянина, – главою подзаконного водительства. Богу же слава, держава, честь – ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37. 6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?» 19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла». 28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, – стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»: 30 Ср. Ам.1 и Ис.1:1, 2:1, 37:2, 38:1 . Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, – ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV – Hieron. t. VI, – col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде ( ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, – а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех ( ) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: μς. Читать далее Источник: Астерий Амасийский, св. Слово о слепом от рождения/[Перевод с греческого и примеч. М.Д. Муретова]//Богословский вестник. 1894. Т. 2. 5. С. 169-182. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

125 Слово “назорей” в переводе с еврейского языка означает “отделять”, “отлучать”. Обет назорейства состоял в непитие вина, отращивании волос, невхождении ни в какой дом, в котором находилось мертвое тело, и неприсутствие на похоронах. Обет назорейства мог быть временным и на всю жизнь. Когда кончался обет временного назорейства, назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета (см. Числ. 6 ). Из назореев на всю жизнь нам известны Самсон, пророк Самуил и Иоанн Креститель. Назореи составляли секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни ( Амос. 2, 11–12 ). 127 Название Тавера означает “горение”. Это место получило свое название от огня Господня, истребившего роптавших Израильтян во время странствования по пустыне. Это произошло в пустыне Фарар, но точное место неизвестно. 128 Название Киброт-Гаттаава означает “гробы прихоти”. Настоящая местность, думают, носит название Эль-Аин. 129 Имя Мариам означает “высокая”. Мариам была сестрой Моисея и Аарона, несколько годами старше Моисея. Именно она предложила дочери фараона взять в кормилицы Моисею его мать Иоховеду ( Исх. 2 ). При выходе из Египта она во главе жен Еврейских с тимпанами и ликами прославляла Бога. Скончалась и погребена она в Кадесе ( Чис. 20, 1 ). 130 С западной стороны Иерусалима прилегает к нему довольно широкая долина Рафаим, или “долина великанов”. Это та самая долина, которой достигли соглядатаи Моисея и донесли ему, что в этой долине видимы ими мужи превысоции. Эту местность называют также долиною Гигонскою, по имени сохранившихся тут с древнейших времен двух водохранилищ. 131 Имя Иисус означает “спаситель”, а имя Навин переводится как “рыба”. Первоначальное имя его было Осия. В момент начальства его над войском Израилевым в сражении при Рефедиме Иисусу было 44 года. 84 лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля реку Иордан. Иисус Навин мирно скончался на 110 году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии («Честнейшая» в православном Уставе или т. н. «магнификат» в Западной Церкви), которая поется на утрени за каждым всенощным бдением: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди; яко сотвори Мне величие Сильный, и Свято Имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их; низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века» ( Лк. 1:46–55 ). Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда праведной Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой. В воспоминание об этом священном событии Церковь на Востоке совершает празднование встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы 30 марта, на пятый день после Благовещения ( Церковь на Западе празднует это событие 2 июля). В конце XIX века начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, какими регламентировалась жизнь женской Горней обители, были утверждены Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в 1898 году. В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией своей праведной сродницы Елисаветы и ее пребывания здесь в течение трех месяцев. Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование совершается 30 марта, если этот день не попадает на время от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры и тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день положен Благовещенский. По указу Святейшего Синода служба в Горненский праздник должна совершаться вся по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста (см.: Архимандрит [впоследствии митрополит Ленинградский] Никодим [Рогов]. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. – Богословские труды, сб. 20. М., 1979, с. 44). В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: с праздника Благовещения до праздника Рождества Иоанна Предтечи игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом– в воспоминание евангельского повествования о пребывании Пресвятой Девы Марии в Горнем в течение трех месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010