Глава 1. Книга Пророка Исаии 9. Сведения о пророке Исаии Святой пророк Исаия был сын Амоса. Блаженный Августин (de Civitat. Dei lib. XVIII cap.27) и Климент Александрийский (Strom. lib. 1) полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати. Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии, ибо пророк Амос был пастырь овец от Фекуи ( Ам 1:1 ; 62 7:14–15 63 ), тогда как Исаия происходил из знатного рода; – имя пророка Амоса, как заметил блаженный Иероним , пишется через  аин  и  самех  и значит народ отверженный (populus avulsus); тогда как имя отца Исаии пишется через  алеф  и  цаде  и значит «смелый, сильный» (fortis, robustus). Древнее ветхозаветное предание [Doctores nostri per traditionem liabent, Amotsum et Amasiam. fratres fnisse, говорит Рав. Кимхи об Исаии в толковании Исаии 1:1. То же повторяется в жизнеописании Исаии – Четии Минеи 9 Мая.], перешедшее в Христову Церковь , говорит, что Исаия был царского рода; что отец его Амос был сын Иоаса и родной брат Амасии, царей Иудейских ( 4Цар 14:1 64 ). Для большей ясности и как бы наглядности своих предсказаний Исаия употребляет символические действия. Перед нашествием Ассириян на Израильское царство и потом на Иудейское он на большом новом свитке выставил надпись «магер-шелал-хаш-баз» (спешат на добычу, бегут на грабеж) и новорожденному сыну своему дал тоже имя ( Ис 8:14 ); во время осады Азота Танафаном (иначе Тартаном) [Тартан – название военачальника, заменяющего особу царя, если сей последний лично не участвовал в походе], военачальником Ассирийского царя Арны (иначе Саргона), Исаия сверг вретище с чресл своих, снял сандалии с ног и ходил наг и бос в ознаменование предстоящего позорного рабства Египтян. Как ходил раб мой Исаия наг и бос, говорит Господь…, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и Эфиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту( Ис 20:1–4 ). Во времена Езекии молитвами Исаии сотворены два чуда:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

1.  …в пещерах Фарана – Фаран – одна из древнейших палестинских лавр, основана прп. Харитоном, расположена в 6 поприщах (7 милях) на северо-восток от Иерусалима и приблизительно в десяти стадиях от селения Аин-Фара, от которого и получила свое название; прекратила свое существование в VII в. Данную палестинскую лавру следует отличать от лавры Фаран на Синае. Cм.: Vailhe 1899–1900. Р. 42. 1 . …под Иерамой – Флюзен считает этот топоним, хотя и не идентифицированный, более аутентичным, чем банальное «под Иерусалимом» версии Ь. 1 . …в кельях Каламона… – См. комм, к «Житию прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве» на слова: «…так называемую лавру Каламона»(1). 1 . …хлебов малого благословения ( μικρο ευλογας) – Слово  ευλογα, благословение, первоначально употреблялось в отношении к Евхаристии и Святым Дарам вообще, в частности, к Святым Дарам, которые посылались к отсутствовавшему по болезни на литургии; затем 1) к хлебу, принесенному, но не предложенному на Евхаристии и раздававшемуся клиру, 2) к хлебу, который благословлялся отдельно и раздавался в церкви (ср.  ντδορον); и 3) к благословленному хлебу, который посылался как подарок или раздавался бедным. 2 . …множество собранного хвороста – В рукописи В: μα λω τοι  λμυρδων. Μαλω – растение или группа растений, употреблявшихся монахами в nuщy (Lampe). Cм., например, «Житие прп. Евфимия» (11): «…питался от обретавшихся там трав и малой  ( μαλω)» (Kyrillos 1929. P. 22.6; 77.14); см. также: Ibid., Р. 22.6; 77.14; рус. пер.: ПП. Вып. 2. С. 22 – это второе упоминание в рус. пер. опущено, а оно дает понять, что данное растение монахи чистили: καδεζομνων ημν κα μαλω καδαριζντων. В этой же рукописи В содержится такая деталь: ветвями того же  μαλω святая стирала за собой следы, чтобы скрыть свое местопребывание. 3. ...  кири авва ( κυρι  ββ) – Букв.: господин авва, – уважительное обращение к монаху. 5 .. .. была я дочерью некоего эпарха ( παρχου) – Эпарх ( παρχος), или префект (prefectus), Константинополя был одним из первых лиц в империи после императора, сосредоточивая в своих руках судебную, политическую и административную власть, а первоначально также и военную, будучи военачальником царских телохранителей. Эту деталь, отсутствующую в версии Ь, Флюзен приводит как пример большей аутентичности в некоторых местах версии а.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так слышит небо и внемлет земля, когда Господь говорит! 1 Амос, отец Исаии, не был, как некоторые думали, третьими из двенадцати так называемых меньших пророков; имена их у евреев пишутся различными буквами: имя пророка имеет первую и последнюю буквы – аин и самех, а имя отца Исаии – алеф и цаде (блаж. Иероним). И по-гречески произношение этих имен неодинаково, и означаемое ими не одно и то же. Одно произносится с густым, а другое с тонким придыханием. Также и значения различны: имя отца Исаии и свойство этого слова означают твердость, силу и крепость, а именем пророка (третьего из двенадцати) выражается жестокое слово ( Василий Великий ). Посему имя отца Исаии точнее должно произносить Амоц, а имя пророка из числа двенадцати – Амос. 6 Теревинф иначе терпентинное дерево. Это красивое растение принадлежит к особенностям флоры Средиземного моря. Между тем как в Испании, Южной Франций, Италии и Греции, оно малоросло, наподобие кустарника, теряет листву и не дает ни терпентина, ни вкусных плодов, напротив, на островах Хеосе и Кипре, а также в Сирии, Палестине, Аравии и Персии оно великоросло, его видно издалека и легко принять за дуб. В Палестине оно обыкновенно встречается в одиночку, на склонах гор или в глубоких долинах, возвышаясь над окружаю­щей флорой; оно имеет крепкий ствол, покрытый корявой корой, вет­висто и суковато. В Палестине, во время зимы, теревинф сбрасывает листья, но далее на юг, в Аравии, он остается вечно зеленым. Вре­мя цветения его – апрель. Плод – в виде небольшого, овального, голубоватого орешка с красноватым, а внутри зеленоватым зерном; орешки висят кисточками. У персов они идут в пищу: они дают превосход­ное масло, которое постоянно подается к столу персидского шаха. Са­мо дерево, белое и твердое, идет на поделку мебели. Настоящей, бла­говонной и прозрачной смолы – теревинфа получается очень немного, а потому он очень дорог. Теревинф у евреев служил образом силы, гордости, богатства, славы, счастья; с этим деревом соединялось немало исторических воспоминаний: Быт.35:4 ; Нав.24:26 ; Суд.6:11,19,24 ; 1Цар.17:2,19; 21:9 ; 2Цар.18:9,14 ; 3Цар.13:14 ; Ис.6:13; 61:3 (Эдуард Рим).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Митрополит совершенно спокойно, не отрицая утверждения католиков, передал нам следующее: – Православный храм, в котором вы были, очень древний; известно, что он был построен на месте разрушившегося храма, происхождение которого относят чуть ли не к первым временам византийских императоров. Понятно, что если строили в первые времена храм в Назарете, то строили, конечно, на месте, связанном, по преданно, со священными воспоминаниями. В Назарете, как вам известно, главное событие – это Благовещение. Поэтому весьма вероятно, оно и происходило на месте нашего храма. А так как под ним находится главный в городе источник, то тем более вероятно предположить, что здесь, когда Матерь Божия почерпала воду, явился Ей Архангел; а потом уже подтвердил Ей Свое Благовестие окончательно в доме. Мы поблагодарили митрополита за его беспристрастное объяснение и попрощались с ним. Каждого из нас благословил и одарил на память образком или четками. На другой день, испив святой водицы у источника Божией Матери и поклонившись иконе Благовещения, на которой Святая Дева Мария изображена стоящей у колодца, мы стали собираться в Иерусалим, но на этот раз другим путем – через Самарийские горы 66 . Кроме церкви и источника, православное предание не сохранило нам иных священных мест; латиняне же, имеющие в Назарете большой монастырь, приурочили многие места к некоторым событиям из жизни Св. Семейства. Так, например, они указывают в разных местах города: комнату Иосифа Обручника, кухню Богоматери, камень трапезы Господней и другие. Место встречи Преблагословенной Марии с праведной Елисаветой Сказав о месте Архангельского благовестия Деве Марии, считаем не лишним привести в нашем описании праздника Благовещения некоторые сведения, касающиеся и места встречи двух святых жен – Марии и Елисаветы. К, юго–западу от Св. града Иерусалима, среди гор Иудиных, приютилось небольшое селение Тарабсал–Аин–Керим. Селение это, как свидетельствуют паломники, – место встречи Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой и родина св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Катавасиа: Т аин еси Богородице рай: Светилен: Подобен: У чеником зрящым: В о пророцех больша познана, и апостол предизбрана бывша, песньми похвальными венчаем Предтечу благодати: во главу бо усечен бысть, закона ради Господня. Слава: С кверный Ирод, чистоты садителю, тебе Крестителю Спасов главу усече льстивне, обличений же твоего языка посещи никакоже возможе. И ныне, Богородичен: Я же клятву м i рскую Божественным Рождеством Твоим, Чистая, потребльши, стадо Тебе молящееся верно, от всяких бед избави молитвами Твоими, Отроковице. На хвалитех стихиры, глас 8: Подобен: О преславнаго чудесе! О преславнаго чудесе! Священную главу, и ангелом говейную, нечистая блудница ношаше отроковица, обличившую деяние беззаконно, прелюбодейце матери принесе. О неизреченнаго Твоего терпения Человеколюбче! Имже, Христе, спаси душы нашя, яко Един Благоутробен. [Дважды] О Иродова окаменения! Обезчестивый Бога законными преступленьми, клятвы соблюдением лестне лицемерствует, и к прелюбодеянию убийство прилагает, сетовати творяйся. О неизглаголаннаго Твоего милосердия Владыко! Имже Христе спаси душы нашя, яко Един Благоутробен. О паче ума удивления! Пророков печать, земный ангел, блудному плясанию показуется цена, богословный язык, предпосылается и сущым во аде Христов провозвестник. О несказаннаго Твоего промышления Владыко! Имже, Христе, спаси душы нашя, яко Един Благоутробен. Слава, глас 6: П аки Иродиа бесится, паки смущается. О плясания льстивнаго, и пира с лестию! Креститель усекашеся, и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашым. И ныне, Богородичен: Б огородице, Ты еси Лоза истинная: Славословие великое. По Трисвятом, тропарь Предтечи, Слава и ныне: В ся паче смысла: Ектении, и отпуст. И дается святый елей братии от кандила святаго Предтечи. И час 1-й. На 1-м часе, тропарь и кондак Предтечи, и конечный отпуст. На литургии: Блаженна от канона 1-го, песнь 3-я, на 4: и 2-го, 6-я на 4. Прокимен, глас 7: В озвеселится праведник о Господе, и уповает на Него.

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-svya...

Наконец, благодаря частным скудным пожертвованиям, цифра которых в 10 лет с 1865 по 1875 г. едва превзошла 50 т. р., теперешнему начальнику нашей духовной миссии, архимандриту Антонину, удалось не только закрепить за Россией земельные участки в Яффе, аин-Кариме, Тивериаде, Иерихоне, на горе Елеонской и около дуба Мамврийского, но и соорудить на них приюты для, посещающих эти Святые места, православных поклонников и с Божией помощью – церкви, в которых они могут молиться, и это в то время, когда наше место близ храма гроба Господня, находящееся в заведывании палестинского комитета, остается таким же заглохшим пустырем, как и 25 лет тому назад. Одна история этих приобретений и сооружений, не потребовавших от русского правительства ни копейки денег, а между тем без всякого спора содействовавших к поддержанию русского влияния, могла бы послужить, лучшей иллюстрацией к этой борьбе, которую приходится русским же выдерживать с теми, для которых защита русских интересов и содействие им должны быть единственною обязанностью. Действительно, благодаря всему вышеприведенному, мы теперь в Святой земле не нуждаемся более в греческом гостеприимстве, если не все, то по крайней мере половина русских поклонников находит приют в своих родственных постройках, мы имеем возможность вдали от родины слышать на родном языке богослужение совершаемое так благолепно, что оно поражает даже иностранцев, но для поднятия значения России в Святой земле, для поддержания там православия, придется повторить вышеприведенные слова о миссии преосвященного Порфирия: нами не сделано ничего. Затем какая и кому польза добираться, в ком или чем искать вину такого глубоко безотрадного положения православия в Святой земле. Вина прежде всего в нас самих, для которых вопросы о православии и ее колыбели становятся тысячестепенными среди других вопросов ежедневной нашей жизни. Но сознание сделанных ошибок должно служить нам уроком для будущего. Оканчивая, позволю себе только напомнить вытекающее из всего сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Имя Исайя значит – спасает Господь. По собственному указанию, Исайя был сын Амоса. Кто этот Амос – неизвестно; некоторые думают, что это один из 12-ти малых пророков; но если сравнить имя пророка Амоса с именем отца Исайи, то мы заметим, что имя Амоса пророка пишется по-еврейски через «аин» и «самех», а имя отца Исайи через «алеф» и «цаде», имя первого означает – бремя или народ отверженный, а имя второго –сильный, крепкий. Другие правильнее признают, что Исайя происходил из царского рода и что Амос, отец его, был брат Амасии и сын Иоаса, царей иудейских. Соответственно своему знатному происхождению, Исайя получил блестящее образование. Время его пророческого служения совпадало с царствованием Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. В 6-й главе книги пророка Исайи точнее говорится о призвании Исайи на пророческое служение: это призвание было в последний год царствования Озии; таким образом, Исайя начал пророчествовать в последний год царствования Озии и дожил до Манассии, когда он умер мученической смертью . Последнее доказывается, во-первых, тем, что ему всецело принадлежит история царя Езекии, следовательно, он жил во все время царствования этого царя; во-вторых тем, что он принимал участие в важнейших событиях царствования Езекии, в-третьих, преданием о мученической смерти пророка: Езекия, будучи благочестивым царем и притом близким другом Исайи, конечно, не мог предать его мученической смерти, следовательно, смерть Исайи была при Манассии. Действительно, по преданию, Исайя умер при Манассии, который, не терпя обличений пророка за отступничество, велел перепилить его деревянной пилой. Следы этого предания усматривают у апостола Павла, который в послании к евреям говорит, что некоторые из пророков «претрени быша» (перепилены). Итак, Исайя пророчествовал с последнего года царства Озии до первых лет Манассии, т. е. около 60-ти лет (царств. Иоафама 16 лет, Ахаза 16 лет, Езекии 25 лет и предшествующие и последующие годы) от 757–699 г. до Р. Христова. Из жизни пророка Исайи видно, что он не раз употреблял символические действия. Однажды он начертал на свитке слова: «спешат на добычу, бегут на грабеж», и точно также (по Евр.) назвал своего сына. Он ходил нагим и босым три года, чтобы яснее изобразить поражение египтян и воспрепятствовать через это союзу с ними иудеев. Кроме того, Исайя совершал чудеса, из которых известны: 1) чудесное истребление войска Сеннахеримова при Езекии на 14-м году его царствования, 2) возвращение солнца на 10 ступеней при Езекии, 3) его молитвой, по преданию, был изведен Силоамский источник, это произошло, по преданию, таким образом: когда Исайя был мучим при Манассии, он обратился к Богу с молитвой, чтобы Он утолил его жажду,– в это время и явился источник. О других обстоятельствах жизни пророка неизвестно, кроме разве того, что он был женат и имел 4-х детей. Об исторических событиях во время служения пророка Исайи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В числе их был Иезекииль, которому Бог говорит: сыне человечь, стража дах тя дому Исраилеву ( Иез. 3:7 ). Но эти охранители не были слепыми. Вследствие этого они назывались видящими. Теже, о которых теперь пророк говорит, называются не только слепыми охранителями, во и немыми псами, не могущими лаять. Ибо те, кои должны были охранять стадо Господне я прогонять волков и лаять ради Господа, любят сновидения и услаждаются демонскими видениями. Смысл же следующий: они не могут говорит истину, но [говорят] всякую ложь. И неограничиваются этим те, кои спали на страже стада Господни, и не могли лаять и любили ложе, чем указывается на телесное наслаждение, но [эти] бесстыдные души не знали насыщения, никогда не насыщаясь собственным заблуждением. Они поедают народ Господень, как яство [состоящее из] хлеба, и домы вдов, и служат объядению и похоти. Ибо они не могут сказать: заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс. 18:9 ), и не знают написанного: мудрость человеки просветит лице его ( Еккл. 8:1 ). Они суть также немые против врагов псы, о которых написано: не дадите святая псом ( Мф. 7:6 ), и псы спящие, которые не знают того, что заповедано; „не давай сна очам своим и веждям своим дреманиа“ ( Пс. 131 ), и опять: бдите, яко не весте, в кий час Господь тш приидет ( Мф. 24:42 ). И поэтому, давая место диаволу, они служат крайне бесстыдными псами, которые никогда не насыщаются. Ибо они изрыгают то, что едят, и возвращаются к блевотиае своей ( Притч. 26:11 ). О них и апостол Петр говорит: случися им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния омывшися в кал титный ( 2Петр. 2:22 ). А что охранители и псы суть также и пастыри, это показывают следующие затем слова: сами пастыри не злали смысла. Ибо еврейское слово roim [или roem], которое пишется четырьмя буквами: реш, аин, иод и мем, если читается roim , то означает пастыри, а если rain, то – наихудшие. Это мы сказали для того, чтобы показать причины различного толкования. Ибо все искали своего, а не Божияго, и ходили не по пути Господню ( Фил. 2 ), о котором написано: вопросите, кий есть путь благ, и ходите no нему ( Иер. 6:16 ), а сообразно с тем, что читается в книге Судей: не бяше царя во Исрттс иждо муж, еже право видяшеся пред очима его, творяте ( Суд. 17:6 ), и следовал собственвым заблуждениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

4.1 Особое положение православных в пределах турецкой империи. 4.2 Первые православные патриархи. 4.3 Патриарх Герман и новые правила выбора патриархов. 4.4 Борьба между православным патриархатом и францисканцами на примере захвата Вифлеемского монастыря и молочной пещеры. 4.5 Тяжелые финансовые испытания. 4.6 Патриарх Кирилл (1845 г.) и усиленная протестантская и латинская пропаганда. 4.7 Доходы и расходы Иерусалимского патриархата. 4.8 Интриги при выборе патриарха в Святогробском братстве. 4.9 Появление духа разделения православных по национальностям в 19 веке. 4.10 Разлад высшего духовенства Иерусалимского патриархата с местным православным населением. 4.11 Отсутствие богослужений в некоторых храмах из-за нехватки священников. 4.12 Отсутствие православных школ для православных детей. 4.13 Сокращение православного населения. 5. Помощь России православным народам Востока 5.1 Русские богомольцы на Святой Земле. 5.3 Проблемы взаимоотношений между Иерусалимским патриархатом и русской духовной миссией. 5.3.1 Постройка здания для миссии. 5.3.2 Попытка учреждения больницы для паломников. 5.3.3 Требование от патриархата безвозмездной отдачи трех лучших монастырей. 5.4 Вторая духовная миссия в Иерусалиме в 1858 г. под руководством преосвященного Кирилла, епископа мелитопольского. 5.5 Учреждение особого палестинского комитета под председательством Великого Князя Генерал-Адмирала. 5.6 Конфликт между миссией и комитетом из-за не разделения полномочий. 5.7 Передача комитета в управление министерства иностранных дел. 5.8 Открытие посольства в Иерусалиме. 5.9 Борьба миссии с консульством за выживание. 5.10 Конфискация доходов с имений в пределах России в связи с низложением патриарха Кирилла. 5.11 Достижения нашей миссии за последние 35 лет. 5.11.1 Купол на часовне гроба Господня. 5.11.2 Школа для православных девочек. 5.11.3 Земельные участки в Яффе, Аин-Кариме, Тивериаде, Иерихоне, на горе Елеонской и около дуба Мамврийского. 5.12 Политическое и нравственно-образовательное значение Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Так как путь от Вифлеема до Хеврона мною подробно описан в моем первом путешествии 184 , то, не повторяя мой рассказ укажу на наиболее обратившее мое внимание во время настоящей поездки. Мы выехали из монастыря св. Георгия в Хеврон в 8 часов утра и через 20 минут проехали, не останавливаясь, мимо Соломоновых прудов, которые мы намерены были посетить на возвратном пути. Через час мы были у колодца называемого Рас ел-Аин 185 (глава источника), с которым соединены гончарные водопроводы, опоясывающие прилегающие горы. Замечательно, что этим же именем называются знаменитые Соломоновы колодцы близ Тира 186 . Через 2 часа с половиною нам показали в левой руке от дороги небольшие развалины, называемые Рамет ел-Халиль, – место, где, по некоторым предположениям, жил Авраам. Чрез 20 минут указали нам следы других гончарных водопроводов, направленных в Иерусалим. Тут мы быстро повернули направо от дороги, поднимаясь на гору. Не понимая этого отклонения от дороги в Хеврон, на спрос мой о том, мне сказали, что мы едем к дубу Мамврийскому. Это привело меня еще в большее недоумение, ибо показанное мне в 1835 году место, на котором стоял некогда дуб Мамврийский, находилось на половине склона лесистой горы, по ту сторону долины, занимаемой Хевроном, против Харама 187 , что совершенно согласно с текстом книги Бытия 188 : «И бысть село Ефроново, еже бе в сугубей пещере, еже есть лицем к Мамврии, село и пещера яже бе в нем и всякое древо, еже бе на селе и все еже есть в пределех его окрест, Аврааму (бысть) в стязание пред сыны Хеттеовыми и пред всеми приходящими во град. По сих погребе Авраам Сарру жену свою в пещере селней сугубей, яже есть противу Мамврии: сия есть Хеврон в земли Ханаанстей». Эта цитата не позволяет искать долины Мамврийской, также как и священного дуба, если он еще существует, ни в каком другом месте, как против пещеры Махпела. Для ясности дальнейшего исследования об этом предмете я считаю необходимым привести вкратце то, что я написал в 1835 г. 189 «Хеврон стоит в долине; она несколько наклонена к югу, а город окружен горами; он не обнесен стенами и разделяется на две части из которых одна именно северная, упирается в скалистую гору, у подошвы которой находится пещера Махпела, заключенная в величественном здании Харама, а другая примыкает к подошве лесистой горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010