213 Это чудесное избавление Новгорода от врагов было 25 февр., в среду второй нед. Вел. поста, но празднование установлено 27 нояб., по неудобству его в Вел. пост, а 27 ноября, как предполагают, было избрано потому, что оно было днем Ангела тогдашнего Новгородского посадника. – С древнейших времен в Новгороде 27 нояб. бывает крестный ход в Знаменский собор. Во всех других больших Новгородских крестных ходах участвует и св. икона Знамения. 214 Чудотворные и свято чтимые Новгородские иконы Знамения Божьей Матери имеются и в других местах. – В Царском селе находится чудотворная икона Знамения Божьей Матери, особенно чтимая в Царствующем Доме. Она была принесена в дар царю Алексею Михайловичу Константинопольским патр. св. Афанасием и перенесена из Москвы в Петербург имп. Петром I, по преданию, благословившим ею свою дочь царевну Елисавету, которая молилась пред нею перед своим воцарением и всегда особенно ее почитала. В 1771 г. молившеиеся пред этой св. иконой были охранены от чумы. В 1820 г., по молитве пред этой иконой имп. Александра I, а ъ 1862 году, имп. Александра II-ro, остановлен был пожар во Дворце. Эта же св. икона прославилась чудотворениями в холеру 1831 и 1848 годов; иного совершается и доныне знамений чудотворной силы от этой св. иконы. Чтимые иконы Знамения находятся: в Преображенском соборе г. Павловска Ворон. губ. (начертанная штрихами на внутренней стороне морской раковины и найденная на развалинах Азовской крепости после ее разорения в 1696 г. имп. Петром I, усердно приглашаемая жителями Павловска в дома; с нею в 9 пятницу по Пасхе ежегодно совершается крестный ход на колодезь в 6 вер. от города); в Нижнем Новгороде, в Знаменской (Мироносицкой) церкви (чествуемая чтением пред нею по средам после литургии акафиста и участвующая в ярморочных крестных ходах 25 июля и 24 авг., установленных в память спасения от холеры); имеются св. иконы Знамения также в монастырских (см., напр., Рожд.-Богород. Влад. еп., Златоуст. и Знамен. Моск. еп. Понетаев. Нижегор. еп.), и мн. др. соборн. и прих. храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пейзажная периферия специально строилась открытой к диалогу как с сакральным центром (фигурой святого), так и с участником молитвенного акта. В теории и практике искусства европейского Ренессанса прямая перспектива предполагала ориентацию на природный образец и активное научное исследование объекта изображения. Тяга барокко к универсализму, дидактике и сопряжению различных видов искусств обусловили совмещение прямой и обратной перспективы с целью ориентации сознания молящегося на активное восприятие сакрального образа. Дискретное и рационалистическое в своей основе исследование объекта изображения подчинялось духовным задачам. Глубокое и точное объяснение зависимости нового изучения природы («объективизации мироздания») от принципиальной «субъективизации» духовного опыта в эпоху маньеризма XVI в. дал в свое время Макс Дворжак. Поскольку это объяснение построено на сопоставлении античности и христианства и касается общеевропейского круга проблем, оно вполне приложимо и к нашей проблеме расширения зоны пейзажа в иконе. Позволим себе привести его полностью: «Искусство, религия и философия античной эпохи были обусловлены объективизацией окружающего мира. в их основе таилось стремление сочетать с чувственным опытом соответствующую структуру, закономерность, упорядоченность и красоту природы – и воплотить его в абстрактной ясности. Христианское мировоззрение, напротив, зиждилось на принципиальной субъективизации окружающего мира. Оно расценивало чувственные явления как малозначащий фактор, а зачастую и как помеху, ибо для него внутреннее просветление души через Бога и божественное откровение было единственным источником истины и единственной ценностью. Таким образом, душевные представления и переживания, рациональное и эмоциональное начала сближаются посредством теологических умозаключений и становятся исходным пунктом религии и всех духовных связей с окружающим миром, в том числе – и искусством» (Дворжак, 1978, т. 2, с. 184). Из всего вышесказанного видно, что символическая структура пейзажа стала «реагировать» на перемены в культурных ориентациях разных эпох не менее (если не более) чутко, чем лики святых: как сакральная периферия пейзаж мог обладать большей внутренней свободой. В символах всегда выражалось самосознание культуры. Так, установка культуры барокко на метафору и аллегорию интересно отразилась в пейзаже известной иконы Азовской Богоматери начала XVIII в. В образовании «метафорического фокуса» одинаковую роль в данном случае играют и надпись, и изображение. Придуманный архитектурный стаффаж городов Азова и Кизикермена пояснен словами: «Паде, паде град великий Вавилон (Азов]. И ты Капернаум до небес вознесыйся низвержен еси [Кизикермен]». Оснащенная библейской символикой метафора приписывает Российской империи покровительство небесных сил в борьбе против мусульман (илл. 159).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Потом была другая ночь. Тот же скудный свет свечи в неподвижном молчании спальни. За черными окнами ровно кипит в темноте ночной дождь глухой осени. Я лежу и смотрю в передний угол – в его треугольнике висит старая икона, на которую она молилась перед сном: старая, точно литая доска, с лицевой стороны крашенная киноварью, и на этом лаково-красном поле образ Богоматери в золотом одеянии, строгой и скорбной, – большие, черные, запредельные глаза в темном ободке. Страшный ободок! И страшное, кощунственное соединение в мыслях: Богоматерь – и она, этот образ – и все женское, что разбросала она тут в безумной торопливости бегства. Потом прошла неделя, другая, месяц. Я давно отказался от службы, никуда не показывался на люди. Я одолевал воспоминание за воспоминанием, день за днем, ночь за ночью – и мне все почему-то думалось: вот так когда-то, где-то, какие-то славянские мужики «волоком» переволакивали с ухаба на ухаб по лесным дорогам свои обремененные тяжкой кладью ладьи. XXX Я уже с месяц мучился ее вездесущим присутствием в доме и в городе. Наконец почувствовал, что нет больше сил выносить эту муку, и решил уехать в Батурино – прожить там некоторое время, не загадывая о будущем. Было очень странно войти в двинувшийся вагон, наспех обняв брата в последний раз, – войти и сказать себе: ну, вот, опять свободен, как птица! Был темный зимний вечер без снега, вагон гремел в сухом воздухе. Я устроился со своим чемоданчиком в углу возле двери, сидел и вспоминал, как любил повторять при ней польскую пословицу: «Человек создан для счастья, как птица для полета», – и упорно смотрел в черное окно гремящего вагона, чтобы никто не видел моих слез. Ночь до Харькова… И та, другая ночь – от Харькова, два года тому назад: весна, рассвет, ее крепкий сон в светлеющем вагоне… Я напряженно сидел в сумраке под фонарем, среди тяжкой и грубой вагонной тесноты, и ждал одного – утра, людей, стакана горячего кофе на харьковском вокзале… Потом был Курск, тоже памятный: весенний полдень, завтрак с ней на вокзале, ее радость: «В первый раз в жизни завтракаю на вокзале!» Теперь, к вечеру серого и жесткого морозного дня перед этим вокзалом стоял наш непомерно длинный и необыкновенно будничный пассажирский поезд, бесконечная стена третьеклассных вагонов, больших, тяжелых, какими отличалась Курско-Харьково-Азовская железная дорога. Я вышел, посмотрел. Паровоз чернеет так далеко впереди, что едва виден. С подножек поезда соскакивают люди с чайниками в руках, – все одинаково противные, – спешат в буфет за кипятком. Вышли и мои соседи по вагону: равнодушный, утомленный своей нездоровой полнотой купец и страшно живой и ко всему любопытный малый, простонародная сухость лица и губ которого весь день вызывала во мне отвращение. Он бросает на меня подозрительный взгляд, – я тоже весь день привлекал к себе его внимание: все, мол, что-то сидит, молчит этот не то барчук, не то кто его знает кто! – однако предупреждает меня дружелюбной скороговоркой:

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (175) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2018-09-17) Происхождение изображения: Загружено 2018-09-17, анонимно. Описание: Взятие Азова. Неизвестный художник. После 1702 г. Холст, масло. 113 х 85. Пост. в 1918 из Ратной палаты в Детском (Царском) Селе. Государственный Русский музей. Измененное воспроизведение гравюры Леонтия Тарасевича (ум.после 1703) на фронтисписе книги «Патерик или Отечник Печерский» (1702, типография Киево-Печерской лавры) (Ровинский. Т. III. Стлб. 1657. 461). В сравнении с гравюрой, наряду с киево-печерскими святыми, введены московские, городской пейзаж изображен схематично, тогда как в гравюре видны падающие минареты с полумесяцами. В центре — двуглавый орел, на нем фигура Богоматери с Младенцем (тип иконы «Знамение»). Крылья орла расположены за спиной Богоматери, над ней текст из Апокалипсиса: «И дана быша жене два крыла орла великаго» (Откр. 12, 14) и «Знамение множества мира». Ниже: «Здевселюся яко изволих». Вверху — Бог Отец, окруженный херувимами, с оливковой ветвью в руке. Над ним надписи: «Бог Отец», «Господь благословит люди своя миром», «На земли мир, в человецех благоволение». Ниже изображение Святого Духа в виде голубя с надписью: «Мир мой даю вам». По бокам помещены святые покровители царской семьи (апостол Петр и св. Алексий человек Божий). Из уст Петра выходит свиток с надписью: «Благодать и мир да умножатся им»; св. Алексия: «Да будет мир мног любящему закон Твой». Ниже на облаках размещены: слева — киево-печерские святые (св. Антоний и Феодосий Печерские и два других без имени); справа — московские (св. Алексий митрополит Московский, св. Сергий, Никон и Кирилл Радонежские). Вокруг оливковых ветвей надписи: «Буди мир в силе твоей», «В мире воздежите руки ваша и благословите». В нижнем ряду — конный портрет Петра, портреты царевича Алексея и Б. П. Шереметева, с лицом которого изображен и св. Георгий Победоносец (без нимба), поражающий дракона, символизирующего Турцию. Небесный гнев (молния, исходящая из державы, в лапе орла) поражает льва, символ Швеции. Под двуглавым орлом надпись: «Попереши льва и змия» (Пс. 90). Петр на коне изображен с воздетыми руками, как священник в момент богослужения. От его уст исходит надпись: «Благодарение Богу, давшему нам победу». Внизу слева и справа неточные цитаты из Апокалипсиса и Евангелия: «Паде, паде град великий Вавилон» (Откр. 14, 8); «Азов»; «И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, низверженеси» «кизикермен» (в Евангелии — «до ада низвергнешся» — Мф. 11, 23). Существует тип икон, в целом повторяющих данную композицию, так называемая Богоматерь Азовская. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Азовская " .

http://pravicon.com/image-32665

Козьмодемьянск. Часовня Спаса Нерукотворного Образа. Стрелецкая часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1698. Адрес: Республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск Координаты: 56.344683, 46.568383 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В Козьмодемьянске, недалеко от пристани, расположен один из интереснейших памятников города — Стрелецкая часовня. Уже 300 лет она напоминает о ратном подвиге 240 козьмодемьянцев — участников Азовских походов Петра I 1695-1696 годов. Часовня была построена в 1697-1698 гг. стрельцами, жившими в Козьмодемьянске, во исполнение обета, данного ими, по благополучном возвращении из похода против крымского хана. Азов был взят. Часовня в начале XIX века была приписана к Троицкой церкви. В ней находилась древняя большого размера икона Нерукотворного образа Спасителя, свято чтимая не только козьмодемьянцами, но и окрестным населением. На иконе имелась надпись, сообщавшая миру о ее “устроении” в 1644 году при царе Михаиле Федоровиче. Стрелецкая часовня самая древняя кирпичная постройка Козьмодемьянска, которая пострена козьмодемьянскими стрельцами в честь участия их в Азовских походах Петра I. Стрельцы, 240 человек, ещё находясь под Азовом, пообещали друг другу, что как победят неприятеля, возьмут город Азов и вернутся живыми домой, то соорудят в память об этом событии каменную часовню. По возвращении домой из похода стрельцы написали царю челобитную с просьбой разрешить постройку часовни. 3 декабря 1697 года Пётр I ответил грамотой на имя козьмодемьянского стольника Андрея Алексеевича Немкова-Плещеева и подъячего Дмитрия Иванова, разрешающей стрельцам построить часовню. Из просителей в грамоте поименованы только Петрушка Сапожников и Лука Елин. Часовенка строилась в 1697-1698 гг. По желанию стрельцов часовня была приписана к Спасо-Юнгинскому монастырю, а по упразднению обители, в 1767 году, по распоряжению архиепископа Вениамина передана в собственность Троицкой церкви. Одноэтажное прямоугольное здание построено из обожжённого кирпича местного производства на известковом растворе с подвальным помещением и сводчатыми потолками. Вход в часовню украшен аркой и полуколоннами, кованой узорчатой металлической дверью. Окно с северной стороны украшено кирпичным наличником. Имеется подвальное окно с решёткой, выходящее на юг. Стены часовни раньше были расписаны ликами святых, а крылатые ангелы украшали купол часовни.

http://sobory.ru/article/?object=05913

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗОВСКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан 19 июля 1696 г. указом царя Петра I в отвоеванной у турок крепости Азов, на месте древней ц. св. Иоанна Предтечи. Предположительно храм был построен греками до тур. завоевания генуэзской фактории Тана (Азак) в 1471 г., в 1638 г. церковь была восстановлена казаками, но при оставлении ими Азова в 1642 г. вновь разорена. Во время взятия Азова рус. войсками в 1696 г. храм был окончательно разрушен. По преданию, в его руинах Петром была обретена чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, что и положило начало обители. В 1700 г. была построена ц. св. Иоанна Предтечи, иконостас для к-рой писали В. Иванов и И. Герасимов. Первым настоятелем А. м. стал строитель Алексий, с 25 дек. 1699 г. настоятелем был архим. Иоасаф. К нач. XVIII в. в обители проживало 30 чел. братии, на содержание к-рой царь определил жалованье в размере 30 р., по 25 четвертей хлеба, муки и овса. Петр также пожаловал в А. м. напрестольное Евангелие, колокол более 1т весом, напрестольный крест и комплект из 12 Миней. Вклады делали приближенные царя: стольник И. И. Бутурлин, боярин Б. Г. Юшков и его жена Е. Г. Юшкова. А. м. обладал крупными земельными владениями. В кон. 90-х гг. XVII в. мон-рь получил землю (60×55 саженей) для построек и 2 дес. береговой земли для огорода, позднее - землю на правом берегу Дона (3 версты). В 1700 г. мон-рю были переданы вотчины сосланного дьяка Ступина: дер. Орловка в Данковском у. (100 чел. крестьян) и дер. Титовка Зарайского у. (100 чел. крестьян). Тогда же для устроения подворья в Москве А. м. получил десятину земли у Воскресенских ворот и часовню на Каменном мосту у Всехсвятских ворот. В качестве вкладов в обитель были переданы остров при впадении рек Кутерьмы и Каланчи в р. Донец, рыбные и звериные ловли на реках Хопёр и Таволожная. К А. м. была приписана Донецкая Успенская пуст. (см. Азовско-Донецкий во имя Иоанна Предтечи мон-рь ), а также пустующий Новоборовенковский казачий юрт в Бахмутской пров., при впадении р. Боровой в Донец: ок. 7500 дес. «доброй» земли, 6000 копен сенокосов, 23 050 дес. «неудобной» пашни и песков, 3 мельницы. В 1701 г. в А. м. была устроена резиденция для митр. Азовского и Донского. В связи с передачей Азова Турции по мирному договору 1711 г. братия мон-ря (30 чел.) в дек. 1712 г. перешла в Донецкую Успенскую пуст.

http://pravenc.ru/text/63702.html

Отвечая духу укрепляющегося абсолютизма и вере в миссийное значение «Третьего Рима», гербовая эмблематика идеологизировала сакральный образ. 157. Портрет правительницы Московского государства Софьи Алексеевны. 1680-е годы. Русский музей, Петербург. 158. Богоматерь Черниговская-Ильинская. 1696. Музей истории религии, Петербург. 159. Богоматерь Азовская. Начало XVIII века. Исторический музей, Москва. На уровень народной иконописи XVIII–XIX вв. двуглавый орел «спускается» с официальных образов конца XVII – начала XVIII в., тематика которых была связана с борьбой с исламом и освобождением Азова. На иконе Азовской Богоматери начала XVIII в. двуглавый орел символизирует именно силу империи. Жест изображенной на фоне герба Богоматери – не только знак ее защиты и благословения империи, но и «знамени», предполагающего войну за веру. Надписи на иконе усиливают как мотив божественного благословения этой войны, так и ее несокрушимую мощь. Последняя символизирована также изображением св. Георгия Победоносца, и стрелами-молниями, исходящими от геральдической державы низвергающими полумесяцы – символы ислама – на архитектурных кулисах Азова 50 . (илл. 158). На иконе Богоматери Черниговской-Ильинской 1696 г. Азовская Богоматерь изображена внизу на фоне уже описанного нами выше аллегорического пейзажа с картой побежденного Азова. Младенец Христос благословляет надпись между крыльями геральдического орла: «Петр Алексеевич Российский Самодержец», – усваивая тем самым императору славу победы и государственной мудрости. Примечательно, что на этой же иконе герб империи изображен также в картуше в правом верхнем углу, то есть там, где ранее могло помещаться сокращенное имя Богоматери. На ремесленных народных иконах изображение герба чаще всего можно встретить посредине нижнего поля на месте дробницы. Так, на иконе «Богоматерь Ахтырская» из собрания Х. Вилламо эмблема двуглавого орла помещена в круге именно на нижнем поле и как бы «разрывает» собой надпись: «Изображение Чудотворной иконы Ахтырския, Которая Явилась 1732 года июля 2 дня» (М, 1989, илл. с. 65). Имперская геральдика находится здесь как бы в символическом сцеплении с актом явления иконы, указывая тем самым на особую «благодатность» империи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Изображение иконы Азовская #35435 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Азовская #35435 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Азовская Скачать или распечатать изображение 35435.jpg 627x819, 0.51 MPix, 218 Kb. 5.3x6.9cm @ 300DPI (8x10.4cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 9 (77) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2021-04-18) Происхождение изображения: Загружено 2021-04-18, анонимно. Описание: Икона Божия Матерь Азовская " (по гравюре Тарасевича). Первая половина. XVIII в. Холст, масло. Под названием " Картина " Взятие Азова " поступила в 1905 г. Курский областной краеведческий музей. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Азовская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-35435

Изображение иконы Азовская #35663 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Азовская #35663 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Азовская Скачать или распечатать изображение 35663.jpg 682x800, 0.55 MPix, 235 Kb. 5.8x6.8cm @ 300DPI (8.7x10.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 7 (45) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2022-01-27) Происхождение изображения: Загружено 2022-01-27, анонимно. Описание: «Богоматерь Знамение Азовская». Икона Период создания: 1729 Местонахождение Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Вытегорский объединённый музей " Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Азовская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-35663

Икона Азовская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Азовская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Азовская Икона написана в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов. Пресвятая Богородица изображена на фоне двуглавого орла – герба Российской империи: святой великомученик Георгий Победоносец поражает змия, символизирующего Турцию. По сторонам от Богородицы расположены святые молитвенники за землю русскую, внизу – русское воинство. В нижней части изображены освобождённые города и русские крепости на Азовском море. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Азовская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-213

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010