Околоцерковное сознание наделяет Божию Матерь свойствами самодержицы, и это ярко показывает " «иконографический» плакат под названием: «Образ Пресвятыя Богородицы Державная Небесная Заступница Московская и Всея Руси» работы «знаменщика дружины " Логос " ВЯковлева» (Москва). Она представляет собою развернутую копию с Азовской иконы Божией Матери. На Ее плечах лежат вытянутые орлиные шеи, воздетые руки совмещены с хищно раскинутыми крыльями, из-под мафория на уровне чресл торчат когтистые лапы со скипетром и державой. Более зловещее и вместе с тем точное выражение еретической идеологии трудно представить. Рекламный буклет говорит о том, что знаменщик иконы Валентин Ричардович Яковлев — председатель Творческого союза иконописцев, член Совета Международного художественного фонда. Содружество «Завет» предлагает услуги для «обустройства христианских горниц на предприятиях, в учреждениях, в медицинских и учебных заведениях..., иконы для дома всех известных изводов. Икона приносит благодать вашему дому вашему душевному и телесному здоровью». Именно так знаменщик Яковлев понял значение иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». «Упивание, — пишет он, — пристрастие к спиртному, к возбуждающим средствам, искусственным лукавым стимуляторам», а «неупивание» означает воздержание от страсти к пьянству». Полной утрате евхаристического значения древнего извода соответствует магический характер изображения, построенного на едва ли не зеркальной симметрии, резких цветовых контрастах и картинных жестах, в которых жрец соперничает с марионеткой. Изображение — «один из лучших образцов современной российской иконописи», по словам самого знаменщика, — издано на плотном картоне типографским способом, оригинал находится в подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве. Причастность художественному рынку подтверждает внецерковный характер происхождения этой формы и знаменует границу, где богословие православной иконы уступает место социологическому изучению околоцерковного искусства. священник Борис Михайлов

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

Адрес: ул. Карла Маркса, 1, Волгодонск, Ростовская обл., Россия, 347360 Телефон: +7 863 925-22-82 Подробнее... Церковь Николая Чудотворца (Таганрог) [ править править код ] Свято-Никольский храм города Таганрога был воздвигнут в честь победы русского флота над турецким в войне 1768-1774 годов. В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. Место для постройки храма было выбрано не случайно. Как известно, на Руси во все времена наши благочестивые предки стремились воздвигать храмы на самых лучших участках земли. О том, что место, на котором построен Никольский храм, было именно таковым свидетельствует тот факт, что именно здесь в своё время располагал свою палатку император Петр Первый, когда приезжал на Таганий Рог выбирать место для нового военно-морского порта и крепости. Постройка продвигалась быстро и в 1778 году церковь была освящена. Адрес : ул. Шевченко, 28, г. Таганрог, Ростовская область, 347922 Телефон: +7 (8634) 361-557 Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Одигитрия " (Аксай) [ править править код ] История этого замечательного храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы). В 1830 году, во время распространения холеры на Дону, по видению женщине произошло явление иконы произошло в станице Аксайской (ныне город Аксай). Слух о чудотворной иконе распространился среди местных жителей. С иконой для избавление от холеры местные жители совершили крестный ход, который возглавил священник Тимофей Попов; сама икона была помещена в Троицкой церкви станицы. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 66 Телефон: 8(86350)5-46-94 Подробнее... Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

Из-за скученности населения, голода, эпидемий многие люди умирали. Переселенцы обвиняли И. в своих бедах, но его усилиям противодействовало руководство Азовской губ., прежде всего губернатор В. А. Чертков. И. протестовал против насильственного поселения греков в местах, выделяемых без учета их желания. Писал просьбы и жалобы в разные инстанции, после обращения в нач. мая 1779 г. к кн. Г. А. Потёмкину был приглашен в С.-Петербург, где участвовал в согласовании мест проживания переселенных христиан. 21 мая Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно которой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии. Благодаря настойчивости И. ордером Потёмкина от 29 сент. того же года, а затем указом Екатерины II от 2 окт. для греков был создан Мариупольский у. В апр. 1780 г. началось его заселение, строился Мариуполь, названный в честь Божией Матери, появился Мариупольский греч. суд - орган, выполняющий адм., полицейские и судебные функции в уезде. На новых землях греки получили значительные земельные наделы, были освобождены от рекрутской повинности, не разрешалось размещение воинских частей в их населенных пунктах. Уже в 1780 г. И. выстроил в Мариуполе несколько церквей: Харалампиевскую соборную, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Феодора Стратилата и Успенскую, куда была помещена старинная икона Божией Матери «Одигитрия», привезенная из Крыма. Участвовал в строительстве и освящении сельских церквей уезда. Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) И. поселился в Мариуполе, первоначально жил в убогой землянке. 7 сент. 1780 г. в его доме был пожар, уничтоживший мн. документы по истории Готской и Кафской епархии и переселения греков в Россию. После этого для него был построен удобный дом. Для отдыха он избрал дачу в 5 км от города вверх по р. Кальмиус, где ему была выделена земля площадью 1500 дес.

http://pravenc.ru/text/293403.html

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г. Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять. Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

http://sobory.ru/article/?object=00290

Мастер предложил позолотить иконостас. Войско Донское с ним согласилось и приобрело для этого нужное количество листового золота — «46 книжек». Кроме артели Асадченкова интерьер храма восстанавливали и украшали и другие мастера. Сотник Романов получил заказ на починку церковных часов. Немало потрудились для храма местные и приезжие иконописцы. Согласно свидетельству, сохранившемуся с 20-х годов XIX века, отремонтированный после пожара интерьер храма выглядел много лучше, чем прежний. «Усердные прихожане сделали новый несравненно лучший (иконостас), который отличается правильностью и красотою; он носит теперь отпечаток греческого вкуса: особенно делают ему хороший вид колонны коринфского ордера, покрытые резьбою. Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной.» Из чтимых образов в Ратненском Преображенском храме пребывали иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Троеручница», работы XVI и XVII века соответственно. Был здесь и образ пророка Илии, вывезенный казаками в 1736 году из Крыма. Но, пожалуй, самой почитаемой прихожанами была икона пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, найденная в 1696 году среди развалин Азова. Этот образ напоминал казакам о героических событиях донской истории, таких, как взятие Азова у турок в 1637 году и последовавшее за ним Азовское осадное сидение 1637-1642 годов, окончившееся явлением Пресвятой Богородицы и волшебным спасением по Её милости оставшихся в живых защитников крепости. Нужно отметить, что вплоть до начала прошлого века из всех храмов станицы Старочеркасской именно Ратненская церковь имела самый многолюдный приход. Здесь служили войсковые молебны перед отправкой казаков на войну. Здесь же отпевали воинов, которым не посчастливилось вернуться домой живыми — и хоронили их рядом, на церковном погосте, который вместе с церковью был ограждён от внешнего мира каменной оградой с решетками. Знаменитые донские рода Грековых, Дячкиных, Исаевых, Иловайских делали богатые вклады в Преображенскую церковь, немало способствуя её украшению.

http://sobory.ru/article/?object=07185

Б. и. принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и визант. происхождении. По мнению Д. В. Айналова , была написана в XI в., Н. П. Кондакова - в XIV в. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке (размер ок. 89 ´ 52 см). Развивая предположение Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, Кондаков установил композиционное сходство Б. и. с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской. Для украшения Б. и. было создано неск. риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греч. языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впосл. эта риза украшала список иконы. Др. риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и др. камнями, была изготовлена монахинями в 1861 г. (?) на средства от продажи приношений к иконе. В кон. XIX - нач. XX в. Б. и. была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна. Лит.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio; Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692. М., 1787. С. 4-5; Гавриил (Розанов), архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии//ЗапООИД. 1844. Т. 1. Отд-ние 1. С. 202; Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора. Од., 1850. С. 230-231; Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит//Одесск. вестн. 1852. 14-17; Харахтай Ф. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864. С. 27-28, 63, 64; Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1866.

http://pravenc.ru/text/77716.html

7 августа 2009 года в основание храма была заложена капсула, в которой содержится послание к потомкам и списками всех благотворителей. В 2010 году наружную стену центрального алтаря украсила первая святыня мозаичная икона Пресвятой Троицы, которая была выполнена волгодонскими мастерами на средства благотворителей. В день празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2011 года были освящены и водружены на тридцатиметровую высоту центральный крест и купола строящегося Свято-Троицкого храма. На сегодняшний день храм представляет собой величественную белоснежную церковь. Храмовое сооружение с уникальной и богатой архитектурой создано в нововизантийском стиле с элементами древнерусского храмового зодчества. Свято-Троицкий храм увенчан девятью куполами в форме свечи с резными крестами. Самую высокую точку храма, купол на колокольне, украшает крест, который покрыт сусальным золотом. Адрес: Россия, Ростовская область, г.Волгодонск, ул.Весенняя, 5 Телефон: 8-8639-23-83-83 Подробнее... Свято-Никольский храм (Цимлянск) [ править править код ] В 1715 году в станице Цимлянской было построена деревянная церковь Николая Чудотворца, перестроенная в 1763 году. В 1839 году на месте старой церкви был построен каменный трехпрестольный храм, также посвященный Николаю Чудотворцу. После начала затопления ложа Цимлянского водохранилища и завершения переселения Цимлянской станицы на место современного города Цимлянска, здание храма было взорвано. В 1992 г. православной общине г.Цимлянска для проведения богослужений и совершения церковных обрядов, администрацией города было выделено в аренду полуразрушенное здание по ул. Гришина, 20. В том же году, 22 июля, управляющим Ростовской епархией преосвященнейшим Сергием (Полеткиным) епископом Азовским, настоятелем прихода был назначен священник Богдан Щур. 26 июля того же года во дворе арендуемого здания в честь открытия прихода, был воздвигнут крест, у которого совершались молебны и другие требы. Адрес: 347320, Ростовская область, Цимлянский район, г. Цимлянск, ул. Маяковского, 2а

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

Между 1713 и 1720 гг., возможно, под рук. знаменщика Феодора Фёдорова ярославскими мастерами на иконографической основе Библии Пискатора были созданы 8 поясов росписи в Покровской ц. на Козлене и росписи ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье (ок. 1717), к-рые отличаются графичностью и особым динамизмом (сохр. иконостас). По образцу ц. св. Иоанна Предтечи и Благовещенской ц. в Ярославле была расписана ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (1721?). Уникальный для Вологды 5-тябловый иконостас из 86 образов находился в Иоанно-Богословском храме-музее (1744), но включал более древние иконы XVII - нач. XVIII в. (расчищен М. О. Чириковым в 1904-1906 попечением свящ. В. Ф. Кулакова). Того же времени изготовления и единственные в своем роде резные святцы - Четьи-Минеи (утрачены), находившиеся в церкви. Христос и грешница. Роспись Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Христос и грешница. Роспись Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Редким образцом иконописи петровской эпохи является Азовская икона Божией Матери «Знамение» из ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Анхимове, по преданию написанная ее настоятелем в 1711 (1729?) г. в память о посещении его дома имп. Петром I (Вытегорский музей). К 1737-1744 гг. в соборе Св. Софии был установлен во всю высоту до сводов (23 м) сохранившийся доныне 5-ярусный золоченый иконостас. По благословению еп. Амвросия (Юшкевича) иконостас изготовил мон. Арсений (Борщевский), иконы написал живописец М. К. Искрицкий. В стиле иконостаса органично сочетаются барочные и древнерус. черты. В Устюжне, в Казанской ц., сохранилась роспись (1756-1757), выполненная ярославскими иконописцами; собор Рождества Пресв. Богородицы в сер. XVIII в. украсил барочный иконостас. Памятником церковного искусства переходной эпохи от барокко к классицизму является также золоченый резной иконостас Спасо-Преображенского собора в Белозерске (рубеж XVIII-XIX вв.), исполненный по инициативе купца Ивана Горина и близкий к произведениям М. Ф. Казакова, со скульптурой, колоннами коринфского ордера, уникальным завершением в виде Ковчега завета и скульптурной композицией (на сюжет из 1-й гл. Откровения Иоанна Богослова). Подобные иконостасы находятся в Николо-Владычной (1793) и Димитриевской церквах Вологды. На севере и северо-востоке края (Вел. Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск) изготовляли резные иконы Спасителя (особенно «в темнице»), Пресв. Богородицы, апостолов, свт. Николая, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Параскевы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

С историей Никольского храма неразрывно связаны жизни многих выдающихся сынов нашего Отечества. Так, во время службы в Таганроге офицером Азовской флотилии, прихожанином храма был Феодор Ушаков, впоследствии легендарный непобедимый адмирал, причисленный Церковью к лику Святых. В хоре Никольского храма, вместе с отцом и братьями, в детские годы пел А.П. Чехов. Прихожанином храма был Святой Блаженный Павел Таганрогский. Храмовый комплекс воссоздан благодаря усилиям настоятеля Свято-Никольского прихода протоиерея Александра Клюнкова и городских властей. Возрождённый из руин Свято-Никольский храм ныне сияет своим великолепием. В нём произведена настенная роспись, изготовлен уникальный иконостас, написан целый ряд больших и малых икон. Для этих работ о. Александром были привлечены высококвалифицированные мастера-иконописцы. Убранство храма постоянно пополняется новыми иконами. Обилие находящихся в храме святынь вызывает благоговейный трепет у всех православных таганрожцев. Это, в первую очередь, Святые мощи Блаженного Павла Таганрогского, которые покоятся в великолепной позолоченной раке, а также образ Святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей, икона Святого адмирала Феодора Ушакова с частицей мощей, а также списки с чудотворных икон Божией Матери «Всецарица», «Неупиваемая Чаша», и многих других почитаемых образов. Храм стал настоящим центром духовности и религиозного образования. При нём действует воскресная школа для взрослых и взрослых. http://www.pravtaganrog.ru/category/prihodi/ Строительство Никольской церкви напрямую связано с основанием города Таганрога - несмотря на то, что эти события разделяют целых восемь десятилетий. Появление храма, освящённого во имя любимейшего на Руси святого, именно на этом месте было определено ещё при закладке города Петром I. Первой военно-морской базой России стал не Азов, а город, основанный в 1698 году на мысу Таганий Рог, от которого и получил своё название - Таганрог. Историческая часть города и сейчас расположена на этом выдающемся в море высоком мысе, действительно очень удобном как для устройства маяка, так и для строительства порта. Никольский храм находится там же, и его колокольня всегда была хорошо видна с воды. Может возникнуть соблазн предположить, что храм стоит чуть ли не на месте старого маяка, однако это маловероятно. Дело в том, что, по преданию, церковь строили там, где была палатка Петра, обозначавшая центр всего русского лагеря во время закладки морской крепости и порта. Это и есть тот факт, что связывает основание города со строительством храма.

http://sobory.ru/article/?object=07441

В 1663-м году атаман Осип Петров хлопотал о «казачьей» обители перед Царем Алексеем Михайловичем. «Били челом нам, Великому Государю, атаманы и казаки Осип Петров и все войско Донское: в прошлых-де годах, как учали они служить на Дону на реке, и пожаловано все войско Донское за их службу и за кровь изстари, при прежних их войсковых атаманах в Шацком уезде великого чудотворца Николы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строенье, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада». Кроме Николо-Чернеевского, особо почитались донскими казаками Борщевский Троицкий монастырь, располагавшийся недалеко от Воронежа, и Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, построенный по благословению Патриарха Никона. Долматский Успенский монастырь Один из древнейших монастырей Сибири – Долматский Успенский монастырь – был основан прямым потомком одного из казаков ермаковского войска. Один из древнейших монастырей Сибири – Долматский – основан прямым потомком одного из казаков ермаковского войска После «Азовского сидения» из разрушенного Азова казаками были вывезены святыни из храма Иоанна Предтечи, казаки передали их в Донецкий Предтеченский монастырь, который также неофициально прослыл казачьим. Отдельного разговора заслуживает отношение казаков к иконам. Из седой древности дошло до наших дней предание, рассказывающее о том, как князю Дмитрию Донскому казаками была преподнесена в дар икона Божией Матери, которая впоследствии будет именоваться «Донская». Это событие описывается в «Гребневской летописи» следующим образом: «И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой Заступницы, из Сиротина городка, из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы».

http://pravoslavie.ru/133720.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010