Прот. Петр Мангилёв «Знамение» Павловская икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, обретенный в 1696 г. среди руин крепости Азов после ее завоевания царем Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам (1711) икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости (позднее г. Павловск). Утраченная после Октябрьской революции 1917 г. икона 17 марта 2002 г. восстановлена по описанию и находится в Преображенском соборе Павловска (Воронежская обл.). Образ был «начертан штрихами» ( Поселянин. С. 746) на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись: «Сей образ «Знамения» Божией Матери Христовой, начертанный честью на мятице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета». В XVIII в. был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по имп. Петру I. По благословению митр. Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) эта традиция возрождена в 2004 г. В 20-х гг. XIX в. икона была помещена в большой золоченый лучеобразный киот над царскими вратами Преображенского собора Павловска. В конце богослужения ее на шнурах спускали для поклонения. Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 746; http://pokrov.gatchina.ru/icon/z.htm [Электр. ресурс]. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Дубенская (Красногорская) " Описания иконы Описание иконы Дубенская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В Свято-Покровском Красногорском женском монастыре (Черкасская область, Украина) хранится икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Дубенской». Еще до начала XVII века (времени основания обители) здесь обосновался для пустынного монашеского жития, как повествует предание, некий инок-отшельник, выходец из Константинополя, поселившийся в этих местах по повелению явившейся ему в видении Божией Матери. Иконой, перед которой молился подвижник, стало вырезанное им на коре дерева изображение образа Божией Матери «Корецкой», позже покрытое красками и облаченное в ризу. После разорения монастыря икона бесследно исчезла. Вскоре в этой же местности на дубе явилась другая икона Пресвятой Богородицы, получившая наименование «Дубенской». Она до сих пор является главной святыней Красногорской обители. Икона Дубенская (Красногорская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Во многих публикациях, посвящённых иконам Божией Матери, Дубенской иконой, празднование которой совершается в день Преполовения Пятидесятницы, называют образ, принадлежащий к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских (Острозских). Эта икона была пожертвована князем Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в городе Дубно на Волыне (сейчас Ровенская область). От названия города Дубно произошло и наименование иконы – ДУБЕНСКАЯ (http://pravicon.com/icon-469). На самом деле в праздник Преполовения Пятидесятницы Церковь чтит другой образ – Дубенский (Красногорский). Название этой иконы произошло от слова «дуб», так как образ Пресвятой Богородицы чудодейственно явился на дубе. Явление это произошло в Свято-Покровском Красногорском монастыре (ныне Черкасская область), отсюда и второе название иконы – Красногорская. После революции, в 1922 году, обитель разорили, значительную часть святынь передали в Черкасский музей. Осенью 1941 года [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Дубенского Красногорского монастыря (Икона " Богоматерь Дубенская " . Кон. XIX - нач. ХХ в. Материал, техника: дерево, бумага, литографическая печать. 18,7х16,5х1,0 см. Место создания: Россия. Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник) Файл 35571.jpg:   Размер: 920x1024, 0.94 MPix, 383 Kb. Дата: 2021-07-17, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (35) , (1) .

http://pravicon.com/icon-99

В обители появились новые храмы, ризница обогатилась драгоценной утварью, напр. митрой (к-рую как особую ценность отмечали уже исследователи кон. XIX в.; см.: Обозрение. 1898. С. 50). Потир с вкладной надписью митр. Тихона, «осыпанный жемчугом и дорогими камнями, с резным распятием на янтаре» имел чеканные изображения в 4 клеймах на чаше; в середине звездицы - изображение Новозаветной Троицы в технике финифти; на дискосе было 16 клейм с изображениями ( Малов. 1880. С. 80-85). Мон-рь считался летней резиденцией архиерея, митр. Тихон имел здесь домовую церковь во имя Пяточисленных мучеников (над зданием ц. во имя Преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных) и завещал похоронить себя в обители. При нем создавали иконы-списки раифской святыни - иконы Божией Матери «Грузинской»: для деревянной Троицкой ц. свияжского Троице-Сергиева мон-ря в 1701 г. была написана икона с вкладной надписью на оборотной стороне, расположенной в центре и заключенной в круг, в к-рой упомянуты имена царя, иерархов и схим. Корнилия, его «рачительством» эта икона была создана ( Юдин. 1897. С. 17-18). Помимо чудотворных икон в К. и Т. е. почитались иконы, происхождение к-рых было связано с историческими лицами, напр. икона Божией Матери «Неопалимая Купина» из домовой церкви казанского тюремного замка. Она была вложена губернским прокурором Г. И. Солнцевым (ранее была подарена имп. Петру I в Киеве (1706) и сопровождала его в Персидском походе - Шпилевский. 1873. С. 61; Спутник по Казани. 1895. С. 193). На иконе был изображен двуглавый орел, посередине - икона Божией Матери «Неопалимая Купина», по окружности - лики святых. Эти детали сближают несохранившуюся историческую реликвию с др. барочными изводами 1-й четв. XVIII в., в которых использовалась гос. символика (см., напр., Азовская икона Божией Матери ; см. также: Красилин М. М. Рус. икона XVIII - нач. XX вв.//История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. М., 2010 2. С. 215). Бравурный живописный стиль европ. барокко, усвоенный рус. живописью после создания АХ, нашел отражение в памятниках иконописи К.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

27.11. Знамение – Павловская В Преображенском соборе г. Павловска Воронежской губернии находится благодатная икона Знамения Божией Матери. Император Пётр I в 1696 году осадил г. Азов и разорил его; на развалинах были найдены две иконы: одна – св. Иоанна Предтечи, а другая – Знамения Божией Матери, которую царь Пётр тут же поставил в Азовский собор. Когда же Азов в 1711 году был возвращён туркам, тогда икона Знамения, по повелению Петра I, была передана в собор Осередской крепости, тогда же переименованной в г. Павловск. В этот же собор был перемещён из Азовской крепости причт; сюда же перенесена и церковная утварь. Эта икона начертана на внутренней стороне морской раковины пяти вершков величины. Эмаль раковины пожелтела от времени. Изображение Божией Матери начертано штрихами. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот, на котором в шести отделениях были изображены разные события при взятии Азовской крепости и обретение иконы на её развалинах. Внизу образа на киоте была следующая надпись: «Сей образ Знамения Матери Христовой, начертанный честно на матице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден в земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи (святыни) быти в земной яме, но да светит всем в храме святем, иже в похвалу ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета». В 20-х годах XIX века икона была помещена в большом золочёном, лучеобразном киоте и поставлена над царскими вратами. Сию свято чтимую икону, в конце богослужения, на шнурах спускают для целования. Пред окончанием праздничной всенощной, когда священник стоял для отпуска на 1-й час пред царскими вратами, выходили с клиросов церковнослужители, становились по обе стороны священника и пели: «Никто же притекали к Тебе, посрамлен от Тебе будет». В это время св. икона тихо спускалась на шнуре. Когда нижние лучи сияния касались пола и пение оканчивалось словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», священно- и церковнослужители прикладывались к св. иконе, а за ними и весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В ц. апостолов Петра и Павла с. Репки (Городнянского у. Черниговской губ.) находился один из ранних списков (до 1742; не сохр.) чудотворного образа. Первоначально икона пребывала в Троицкой ц. (1742), выстроенной владельцем села сотником Леонтием Яковлевичем Бакуринским, перестроенной и переосвященной при его потомках в 1840 г. На серебряной ризе иконы имелась надпись: «В церковь репницкую искована коштом Леонтия Бакуринского сотника Ранского року 1742» ( Он же. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1874. Кн. 6. С. 227). В Воскресенской ц. в г. Сосница Черниговской губ. был поставлен список (не сохр.), выполненный в 1774 г. по заказу диак. Иакова Бережного. Заказ, очевидно, был связан с памятью об исцелениях в кон. XVII в. от И. Ч. и. жителей Сосницы Агафьи Уласовой и Иоанна Андреевича, что было описано свт. Димитрием Ростовским в «Руне орошенном». Образ был украшен серебряной позолоченной ризой и имел стихотворную надпись. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Чернигов, 1683 (ГИМ) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Чернигов, 1683 (ГИМ) В ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в Ульянке в С.-Петербурге находился список (не сохр.), выполненный, как полагали, в Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и подаренный его игум. Лаврентием (Крщановичем) имп. Петру I после Азовского похода ( Сахаров. 1851; Монастырский. 1880; Черневский. 1884; Карпинский. 1913). Существовало мнение, что первоначально она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда в 1708 г. вместе с нек-рыми предметами храмовой утвари была перевезена в С.-Петербург во вновь построенную ц. во имя свт. Петра. История храма достоверно прослеживается только с 1722 г. Образ был написан маслом в южнорус. манере (182,24×111,13 см), его композиция соответствовала композиции чудотворной И. Ч. и. в киотной раме. Изображение Богоматери с Младенцем дополняли клейма на верхнем и боковых полях, на нижнем поле были представлены аллегорические сцены, прославляющие имп. Петра I, и 2 пространные надписи-подношения. Икона была украшена серебряной ризой с драгоценными камнями, выполненной на рубеже XVIII и XIX вв.

http://pravenc.ru/text/389455.html

Вера и надежда на скорое заступление и покров Пресвятой Богородицы особенно ярко выражается во дни общественных бедствий, в тяжкие времена эпидемических болезней. В такие дни можно было с умилением видеть, как грозно караемые Божиим правосудием, но кающиеся и смиренно-покорные чада церкви спешили прикоснуться к чудотворной иконе Ее, как теснились они под милостивый покров Царицы Небесной и Заступницы рода христианского, как старались они один пред другим оградить свои дома осенением Ее иконы, обносили ее по улицам города, совершая всенародные молебствия, да сохранит Она всех Своим предстательством пред Богом от губительной и смертоносной язвы. И в настоящее время в Ильинском монастыре каждую субботу совершается молебное пение Пресвятой Богородице пред чудотворным Ее образом, на которое усердные богомольцы собираются, не обращая внимания ни на какую погоду и ни на какие свои житейские заботы. Ныне чудотворная Ильинская икона Богоматери находится в Свято-Троицкой церкви Ильинского монастыря, на правой стороне. Внизу иконы помещены три финифтяные дощечки с надписями о явлении и первых чудесах иконы. Киот ее внутри покрыт малиновым бархатом и обит среброкованными дощечками, на которых изображены Господские и Богородичные праздники. Черниговская-Ильинская икона Богоматери в Смольном Воскресенском соборе, в С.-Петербурге Эта икона, представляющая копию с подлинной чудотворной иконы Божией Матери Черниговской-Ильинской, находится в Воскресенском соборе всех учебных заведений, именуемом «Смольным». Начало особенного чествования ее здесь относится к половине прошлого (XIX) столетия. О ней мы находим краткое указание в третьем томе «Историко-статистических сведений С.-Петербургской епархии» (стр. 294—295). Здесь сказано только, что «сия икона поднесена была Императору Петру I, по возвращении его из Азовского похода, архимандритом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием Крещеновичем с братией, а пожертвована в бывший Воскресенский монастырь основательницей его», т. е. Императрицей Елизаветой Петровной, получившей эту икону в наследство и благословение от своего державного отца. По упразднении женского монастыря в Смольном икона Черниговской Божией Матери, в числе других икон и священных предметов, по распоряжению епархиального начальства была передана в новоустроенный Воскресенский собор, где и находилась со времени освящения собора (20 июля 1835 года) в заброшенном виде среди других старых икон, даже не в ризнице, а в кладовой собора, до самого ее чудесного прославления 18 июня 1851 года. Произошло это при таких обстоятельствах. Однажды пришел в Смольный собор унтер-офицер одного из находящихся в Петербурге гвардейских полков и стал расспрашивать соборных сторожей, где ему найти в соборе икону Божией Матери, которую он при этом подробно описывал и по виду, и по величине, но ему отвечали, что такой иконы в храме не имеется. Тщетно и сам поискав ее между немногими еще тогда иконами, помещавшимися в средней части храма, солдат ушел.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Знамение Павловская " Описания иконы Икона Знамение Павловская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Чудотворный образ, обретенный в 1696 г. среди руин крепости Азов после ее завоевания царем Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам (1711) икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости (позднее г. Павловск). Утраченная после Октябрьской революции 1917 г. икона 17 марта 2002 г. восстановлена по описанию и находится в Преображенском соборе Павловска (Воронежская обл.). Образ был «начертан штрихами» (Поселянин Е. Богоматерь. стр. 746) на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись: «Сей образ «Знамения» Божией Матери Христовой, начертанный честью на мятице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в[...] «Знамение» в г. Павловске Воронежской губернии (описание из книги Поселянина) Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Икона эта обретена была в Азове после разрушения его Петром Великим в 1696 году. Царь велел поставить образ в Азовский собор. Когда в 1711 году Азов снова был отдан туркам, император приказал перенести обретенную святыню в Осередскую крепость, переименованную в город Павловск (Воронежской губернии), и поставить ее в Преображенском соборе. Написана эта икона штрихами на внутренней стороне морской раковины в 5 вершков величины. Первоначально образ был вставлен в большой деревянный киот с изображениями событий завоевания Азовской крепости и обретения образа. На нем была надпись, в которой говорилось следующее: «Сей образ «Знамение» Матери Христовой, начертанный честью на матице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи (святыни) быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу ее претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета». В начале XIX столетия Павловская икона помещен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-470

Описание иконы Избавительница Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Избавительница Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Избавительница Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника, иеромонаха Феодула. Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи. Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Ново-Афонской обители. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые было совершено празднование в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы. Празднование иконе «Избавительница» было установлено 17 октября в благодарное воспоминание чудесного спасения императора Александра III со всей семьей во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия, 24 сентября 1888 года, все семейство государя императора посетило Ново-Афонскую обитель, где Александр III лично заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Избавительница " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-71

С. Кампиони. Бронзовые базы и капители были изготовлены на средства с.-петербургских фабриканта Ф. Шопена и купца Верховцева. Иконы были написаны худож. Тюриным. Общая стоимость нового иконостаса составила ок. 80 тыс. р. Настенная живопись в соборе отсутствовала. Его стены и своды украшал лепной орнамент. «Гладкие места окрашены в нежный бирюзовый цвет, а лепные - в белый». В нач. XX в. на 8 столбах собора были помещены «16 картин, написанных на полотне», с изображениями святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Михаила, митр. Киевского, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, равноапостольных Владимира, Кирилла и Мефодия, преподобных Алексия, человека Божия, Анастасия Синаита, Сергия Радонежского, Иоанна Дамаскина и др. В алтаре имелся «величественный образ Великого Архиерея Господа Иисуса Христа», написанный Тюриным. В диаконнике и жертвеннике при алтаре находились портреты свт. Митрофана. Один был написан, вероятно, в последние годы его жизни и к нач. XX в. «пострадал от времени». Др. образ свт. Митрофана в 1832 г. написал худож. И. Шевцов. Все эти изображения носили по домам для служения молебнов. Над ракой у главы свт. Митрофана помещалась чудотворная Смоленская икона Божией Матери, украшенная серебряным окладом, бриллиантами и жемчугом. По преданию, этой иконой благословил свт. Митрофана патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) при возведении в сан епископа. При жизни святителя образ висел в его келье. Др. почитаемая Смоленская икона Божией Матери («старинная греческая»), по преданию, ранее находилась в азовском Иоанно-Предтеченском мон-ре. Когда в 1711 г. Азов вновь перешел под власть Турции, икона была перенесена в Борщёвский Троицкий мон-рь. В 1737 г. еп. Воронежский и Елецкий Иоаким (Струков) украсил ее дорогой ризой и перенес в Благовещенский собор. Др. святыня - Иверская икона Божией Матери - была прислана с Афона и в 1884 г. тамбовской помещицей Рахманиновой украшена серебряной ризой.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Павловск. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Преображенский собор был заложен в 1780 г., в 1786 г. состоялось освящение его главного престола, а в 1799 г. было завершено строительство колокольни, в 1855 г. завершено строительство приделов. В облике этого монументального собора переплелись черты барокко (строение и формы объемов) и классицизма (ордерные членения фасадов храмовой части и приделов). В советское время были разобраны широкий восьмерик над храмом и кровля со шпилем над колокольней, а в 1960-е гг., при приспособлении здания под Дом культуры, надстроена трапезная, устроена открытая терраса над алтарной частью; прорублены и оформлены порталами входы через апсиду и трапезную. Наименее пострадала от переделок колокольня - яркий образец архитектуры раннего классицизма. Здание Преображенского собора, в котором в настоящее время расположен районный Дом культуры, и колокольня являются памятником архитектуры. К 300-летию города, которое будет отмечаться в 2009 г., планируется реконструкция и восстановление колокольни. Кригер Л.В. «Путеводитель по памятникам истории и культуры Воронежской области» Придел Знамения в Преображенском соборе г. Павловска с правой стороны. В соборе свято чтится обретенная в г. Азове икона Знамения Божией Матери. Петр I в 1696 г. осадил г. Азов и разорил его. На развалинах бывшей Азовской крепости найдены были иконы св. Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери. Эта последняя отдана была Петром I в Азовский собор, а затем, по возвращении туркам Азова, в 1711 г., по повелению государя, икона была передана в Осередскую крепость, переименованную тогда же в г. Павловск, в соборную церковь. В Павловский собор был перемещен причт Азовского храма, сюда же была взята и церковная утварь бывшего в Азове собора. Икона Знамения Божией Матери начертана на внутренней стороне морской раковины, 5 вершков. Эмаль раковины от времени пожелтела, изображение Богоматери начертано штрихами. Первоначально эта икона была вставлена в большую деревянную икону, на которой в 6 отделениях были изображены разные обстоятельства взятия Азовской крепости и обретения иконы.

http://sobory.ru/article/?object=02346

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010