С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня – икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа. Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком. Об истории здания напоминали две бронзовые доски, помещенные в притворе. Кроме святынь, в храме хранились и ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Д. Кантемиру, золоченая серебряная утварь и запрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные самим Петром Великим: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с Царем в Азовском походе стрелецкое знамя. В 1873 при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли. Его долгое время возглавлял писатель Н. С. Лейкин. В праздник Рождества Божией Матери по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года. В ночь на 7 февраля 1913 собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение „нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы“. Состоялся конкурс, на который видные зодчие представили свои проекты, кто „в суздальском стиле“, кто „на две сажени выше Исаакия“, кто в подражание Успенскому собору в Москве. Был создан строительный комитет во главе с вел. кн. Иоанном Константиновичем, но ведавшее охраной памятников Императорское Археологическое общество решительно воспротивилось всем этим замыслам и предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а бережно восстановить его „как историческую святыню… символ современной русской Империи“.

http://sobory.ru/article/?object=34865

На Руси иконографический тип Богоматери на троне известен уже по чудотворному образу Киево-Печерского монастыря «Богоматерь Печерская» — с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Эта древняя схема использовалась и в иконах XVI века, например, «О Тебе радуется» (Успенский собор Московского Кремля) и «Богоматерь с Младенцем на престоле» (Государственный Русский музей), где монументальный престол заполняет почти все пространство иконы, его стены — ограда рая, а Богоматерь восседает на нем как Царица Небесная. Времена подъема духовной жизни, подлинного открытия Царства Божия, «приклоншегося земли», всежизненного приятия Откровения и дерзновенного обличения Невидимого и иконописи сменяются периодами упадка, утраты христологической перспективы жизни, смешения Царства Небесного с царством земным. В иконописи при этом утрачивается эпифаническая целостность языка, ослабевает христологическая символика. Впервые такое потрясение русская иконопись пережила на рубеже XVII—XVIII веков — во времена раскола, кризиса и искажения начал церковной жизни. Примером является икона «Азовской» Божией Матери, обретение которой связано с русско-турецкой войной 1735—1739 годов на Азовском море. Она датируется первой половиной XVIII века. На иконе в центре изображена Богоматерь Оранта с Младенцем на фоне двуглавого орла, герба Российской империи, и св. Георгий Победоносец, побивающий копьем змея, который символизирует Оггомаискую Порчу. По обе стороны от Богоматери — молитвенники за русскую землю, у ног Ее — русское воинство. В нижней части иконы изображены освобожденные и спасенные русские крепости и города на Азовском море. Яркая деталь композиции: лапы гербового орла из-за фигуры Богородицы словно преподносят Ей земные державу и скипетр. К этому же периоду относится, очевидно, и формирование Державного образа Божией Матери, где Она представлена сидящей на троне с Младенцем на коленях. На голове Ее корона, в руках — скипетр и держава. Иератическая застылость фигуры, тяжелый взгляд, жесткая симметрия композиции призваны восполнить утрату былого духовного величия. Не случайно предание помещает эту икону в Вознесенский женский монастырь Московского Кремля, а ее чудесное явление 2/15 марта 1917 года истолковывается как восприятие Богоматерью Верховной царской власти в день отречения от престола Николая II. Из «Дома Премудрости» Божья Матерь превращается в заместительницу дома Романовых. Знаменательно, что отсюда ведет свое начало небезызвестная секта «Богородичный центр», ныне именующая себя еще и как «Православная Церковь Божией Матери Державной».

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

Храму принадлежало 32 десятины 1600 кв. саженей земли. Как утверждал священник Щербатов, в селе с размахом отмечали престольный праздник — 8 мая по старому стилю: «Накануне все жители бросают работу, приходят к заутренней. Много стекается народу из других сел, после заутренней жители зазывают посторонних лиц, угощают их чаем. На самый праздник идут все к обедне, после литургии местные жители также зазывают на престольный обед, после обеда молодые собираются в хороводы, производят увеселения». Приведенная история с. Пешково (1776-1960 гг.), была взята из эксклюзивных материалов старшего научного сотрудничества Азовского Краеведческого музея Федотовой Т. А. Предоставлены материалы руководителем школьного краеведческого музея Кадченко В. А. К 1858 г. жители Пешково обратились к екатеринославскому епископу за разрешением устроить в своем хуторе церковь. Церковь строилась на средства общества. Доверенными лицами общества по постройке церкви были крестьяне Пешково Даниил Белан и Андрей Роменский. Построен храм в 1863 г., освящен в 1864 г. Строительство продолжалось с 1859 г. по 1863 г. Деревянная, однопрестольная. По страховым документам церковь была построена на каменном фундаменте, обшита тесом снаружи и покрашена краской. Покрыта железом. Длина церкви с колокольней 18 саж., ширина 10 саж., высота до верха карниза 3 саж. Одна большая глава и 4 малых. Иконостас длиной 10 арш., высотой 9 арш. Печей нет. Колокольня 3 яруса, общей высотой до верха карниза 7 саж. По описанию 1901–1902 гг., церковь была «деревянная, пятиглавая, стиль наиболее подходящий к византийскому, имеет форму креста. Колокольня соединена с церковью, колокола все новейшей работы, без украшений. Ограда железная на каменном фундаменте. Снаружи и внутри церковь окрашена масляной краской. Церковное стенное письмо на масле. В первый раз церковь была окрашена ровно, без росписей и орнаментов. Расписан был только купол (Св. Троица) и средний ярус Евангелистами. С 1884 г. по 1898 г. были выполнены росписи: в трапезной во всю длину потолка изображен Покров Пресвятой Божией Матери, между простенками иконы в киотах. Около арки, отделяющей трапезную от средней части, – иконы Пресвятой Богородицы: с южной стороны образ «Скоропослущницы» Киевского письма с апликовой ризой в 2 аршин длины и 2 аршина ширины, с северной – “Достойно есть” Афонского письма на гладкой доске. Каждая из них вставлена в резную золоченую сень; обе иконы – дар прихожан. В центре арки, ниже ее, подвешена в киоте-звезде икона, написанная на рыбе камбале – с одной стороны образ Пресвятой Богородицы, с другой – св. ап. и евангелист Иоанн Богослов; икона пожертвована неизвестными лицами.

http://sobory.ru/article/?object=31324

Из-за скученности населения, голода, эпидемий многие люди умирали. Переселенцы обвиняли И. в своих бедах, но его усилиям противодействовало руководство Азовской губ., прежде всего губернатор В. А. Чертков. И. протестовал против насильственного поселения греков в местах, выделяемых без учета их желания. Писал просьбы и жалобы в разные инстанции, после обращения в нач. мая 1779 г. к кн. Г. А. Потёмкину был приглашен в С.-Петербург, где участвовал в согласовании мест проживания переселенных христиан. 21 мая Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно которой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии. Благодаря настойчивости И. ордером Потёмкина от 29 сент. того же года, а затем указом Екатерины II от 2 окт. для греков был создан Мариупольский у. В апр. 1780 г. началось его заселение, строился Мариуполь, названный в честь Божией Матери, появился Мариупольский греч. суд - орган, выполняющий адм., полицейские и судебные функции в уезде. На новых землях греки получили значительные земельные наделы, были освобождены от рекрутской повинности, не разрешалось размещение воинских частей в их населенных пунктах. Уже в 1780 г. И. выстроил в Мариуполе несколько церквей: Харалампиевскую соборную, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Феодора Стратилата и Успенскую, куда была помещена старинная икона Божией Матери «Одигитрия», привезенная из Крыма. Участвовал в строительстве и освящении сельских церквей уезда. Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) И. поселился в Мариуполе, первоначально жил в убогой землянке. 7 сент. 1780 г. в его доме был пожар, уничтоживший мн. документы по истории Готской и Кафской епархии и переселения греков в Россию. После этого для него был построен удобный дом. Для отдыха он избрал дачу в 5 км от города вверх по р. Кальмиус, где ему была выделена земля площадью 1500 дес.

http://pravenc.ru/text/293403.html

Домыслов и передергиваний фактов, как водится, в избытке. Мы же посмотрим объяснение этому в Житии святителя Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, который в 1769 году возглавил в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. В Житии сказано: «Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Вереницы подвод увозили христиан с полуострова. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой – " бриллиантовой панагией " ». Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но митрополит Игнатий обратился к графу Потемкину с просьбой разрешить обживаться людям южнее, в Павловском уезде, поскольку те земли их не удовлетворили. И там, южнее, был основан Мариуполь, который сегодня известен как город Донецкой области, входящий в десятку крупных городов Украины. А Бахчисарайскую икону, принесенную монахами, поместили в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы, и она прославилась чудотворениями. Что с ней стало после 1918 года – неизвестно… «Что привлекло вас, братие?» Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова.

http://pravoslavie.ru/133566.html

7 апреля, в Неделю Крестопоклонную, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Литургию в Благовещенском храме г. Луганска возглавили митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон в сослужении клириков  Луганской епархии и военного духовенства. За богослужением митрополит Кирилл вознес молитву о Святой Руси, а после запричастного стиха обратился к молящимся с проповедью. На молитвенную память митрополит Кирилл подарил настоятелю храма икону святителя Кавказского епископа Игнатия (Брянчанинова). В этот же день казачья разведывательная бригада «Терек» отметила годовщину своего создания. Торжественные мероприятия прошли в Луганском кадетском корпусе. Их посетили митрополит Кирилл, заместитель председателя правительства Ставропольского края Ю.М. Коваленко и ректор Северо-Кавказского федерального университета Д.Н. Беспалов. В начале торжественной церемонии были исполнены гимны Российской Федерации и Луганской Народной Республики. После этого митрополит Кирилл прочитал молитву и произнес поздравительную речь, отметив, что «именно вера становится залогом удивительной самоотверженности и бесстрашия бойцов казачьей бригады " Терек " и других казачьих добровольческих формирований». После поздравительных слов наиболее отличившиеся казаки были отмечены государственными и ведомственными наградами, в том числе медалью Ставропольской епархии «Ставропольский крест». Орденом Мужества был награжден комбриг «Терека» Андрей Фадюхин. Основные подразделения бригады в этот день вели наступательные действия в направлении Часова Яра. 8 апреля митрополит Кирилл провел встречу в Донецке с заместителем главы Донецкой Народной Республики Алексеем Никоноровым и главой города Алексеем Кулемзиным. В этот же день митрополит Кирилл посетил бойцов штурмового отряда в зоне проведения СВО, побеседовав с ними и причастив Святых Христовых Таин. 9 апреля при участии митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и при содействии атамана Всероссийского казачьего общества Виталия Кузнецова епископу Бердянскому и Приморскому Феодору была передана в дар икона Божией Матери «Живоносный Источник». В благодарственном слове епископ Феодор отметил, что «передача иконы " Живоносный Источник " символична: земле, которую омывает Азовское море, нужен мир». В этот же день епископу Джанкойскому Алексию  была передана Акафистная икона Божией Матери. Ранее по благословению митрополита Кирилла терскими казаками были переданы иконы всем архиереям на новых территориях.

http://patriarchia.ru/db/text/6120077.ht...

Б. и. принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и визант. происхождении. По мнению Д. В. Айналова , была написана в XI в., Н. П. Кондакова - в XIV в. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке (размер ок. 89 ´ 52 см). Развивая предположение Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумелийским образом Одигитрии, Кондаков установил композиционное сходство Б. и. с изображением Богоматери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме и высказал мнение о влиянии Сумелийского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии - Аксайской и Зимненской. Для украшения Б. и. было создано неск. риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греч. языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впосл. эта риза украшала список иконы. Др. риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и др. камнями, была изготовлена монахинями в 1861 г. (?) на средства от продажи приношений к иконе. В кон. XIX - нач. XX в. Б. и. была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна. Лит.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio; Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692. М., 1787. С. 4-5; Гавриил (Розанов), архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии//ЗапООИД. 1844. Т. 1. Отд-ние 1. С. 202; Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора. Од., 1850. С. 230-231; Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит//Одесск. вестн. 1852. 14-17; Харахтай Ф. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864. С. 27-28, 63, 64; Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит. Симферополь, 1866.

http://pravenc.ru/text/77716.html

7 августа 2009 года в основание храма была заложена капсула, в которой содержится послание к потомкам и списками всех благотворителей. В 2010 году наружную стену центрального алтаря украсила первая святыня мозаичная икона Пресвятой Троицы, которая была выполнена волгодонскими мастерами на средства благотворителей. В день празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2011 года были освящены и водружены на тридцатиметровую высоту центральный крест и купола строящегося Свято-Троицкого храма. На сегодняшний день храм представляет собой величественную белоснежную церковь. Храмовое сооружение с уникальной и богатой архитектурой создано в нововизантийском стиле с элементами древнерусского храмового зодчества. Свято-Троицкий храм увенчан девятью куполами в форме свечи с резными крестами. Самую высокую точку храма, купол на колокольне, украшает крест, который покрыт сусальным золотом. Адрес: Россия, Ростовская область, г.Волгодонск, ул.Весенняя, 5 Телефон: 8-8639-23-83-83 Подробнее... Свято-Никольский храм (Цимлянск) [ править править код ] В 1715 году в станице Цимлянской было построена деревянная церковь Николая Чудотворца, перестроенная в 1763 году. В 1839 году на месте старой церкви был построен каменный трехпрестольный храм, также посвященный Николаю Чудотворцу. После начала затопления ложа Цимлянского водохранилища и завершения переселения Цимлянской станицы на место современного города Цимлянска, здание храма было взорвано. В 1992 г. православной общине г.Цимлянска для проведения богослужений и совершения церковных обрядов, администрацией города было выделено в аренду полуразрушенное здание по ул. Гришина, 20. В том же году, 22 июля, управляющим Ростовской епархией преосвященнейшим Сергием (Полеткиным) епископом Азовским, настоятелем прихода был назначен священник Богдан Щур. 26 июля того же года во дворе арендуемого здания в честь открытия прихода, был воздвигнут крест, у которого совершались молебны и другие требы. Адрес: 347320, Ростовская область, Цимлянский район, г. Цимлянск, ул. Маяковского, 2а

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

До этого случая у него не было такой веры, как у его второй жены Эльвиры. После всего пережитого Владимир стал верить в Господа Бога и молиться Ему и Пресвятой Богородице. Недавно в госпиталь привозили Локотскую икону Божией Матери «Умиление», которая мироточит и многим помогает. До Рождества она будет находиться на Афонском подворье в Санкт-Петербурге. Хочется верить, что Царица Небесная будет и дальше помогать семье Владимира и его дочери от первого брака. Предлагаем Владимиру сфотографироваться. Он соглашается и бережно берет с тумбочки икону Богородицы, ведь это именно Матерь Божия спасла его от верной смерти. Владимир Голубев (сидит), Александр Соколов, Дарья Левченкова в госпитале Это не та икона, которую он нашел в Изюме. Вполне возможно, что то был один из образов Песчанской Божией Матери. Ее незадолго до своей смерти обрел святитель Иоасаф Белгородский недалеко от Изюма – в селе Пески. Богородица явилась ему в тонком сне, указав, где искать икону. Я долго жила в Харькове, один раз была в Донецке, а вот в Изюме – живописном городке на границе Харьковщины и Донбасса, в отличие от Владимира, никогда не была. Изюм стоит на горе Кремянец, где знаменитый советский физик Лев Ландау понял, как расщепить атом, что привело к созданию ядерного щита СССР, а впоследствии и России. За столетия до этого гора Кремянец была упомянута в «Слове о полку Игореве» . Когда дружина князя Игоря перешла эту гору, он сказал: «О, Русская Земля! Ты уже за холмом! ». Во время Азовских походов и войны со шведами царь Петр Великий три года прожил в Изюме. Подаренное городу Золотое Евангелие хранится в местном музее, Но позже, к сожалению, именно в Изюме отливались звезды на башни Московского Кремля, когда Россия отвергла двуглавого орла. С октября 1941 года в течение восьми месяцев около Изюма проходила линия фронта. За Изюм шли жесточайшие бои. Изюмо-Барвенковская операция, сковавшая немецкие силы, сыграла решающую роль в победе нашей армии на Курской дуге. А 100 лет тому назад на изюмской земле произошла таинственная история, о которой Ника Юферева пишет в статье «Песчанская икона Божией Матери и судьба Российской Империи», опубликованной на портале «Православие.ру» (подробно цитирую ее, поскольку она не всем доступна).

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/02/...

Околоцерковное сознание наделяет Божию Матерь свойствами самодержицы, и это ярко показывает " «иконографический» плакат под названием: «Образ Пресвятыя Богородицы Державная Небесная Заступница Московская и Всея Руси» работы «знаменщика дружины " Логос " ВЯковлева» (Москва). Она представляет собою развернутую копию с Азовской иконы Божией Матери. На Ее плечах лежат вытянутые орлиные шеи, воздетые руки совмещены с хищно раскинутыми крыльями, из-под мафория на уровне чресл торчат когтистые лапы со скипетром и державой. Более зловещее и вместе с тем точное выражение еретической идеологии трудно представить. Рекламный буклет говорит о том, что знаменщик иконы Валентин Ричардович Яковлев — председатель Творческого союза иконописцев, член Совета Международного художественного фонда. Содружество «Завет» предлагает услуги для «обустройства христианских горниц на предприятиях, в учреждениях, в медицинских и учебных заведениях..., иконы для дома всех известных изводов. Икона приносит благодать вашему дому вашему душевному и телесному здоровью». Именно так знаменщик Яковлев понял значение иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». «Упивание, — пишет он, — пристрастие к спиртному, к возбуждающим средствам, искусственным лукавым стимуляторам», а «неупивание» означает воздержание от страсти к пьянству». Полной утрате евхаристического значения древнего извода соответствует магический характер изображения, построенного на едва ли не зеркальной симметрии, резких цветовых контрастах и картинных жестах, в которых жрец соперничает с марионеткой. Изображение — «один из лучших образцов современной российской иконописи», по словам самого знаменщика, — издано на плотном картоне типографским способом, оригинал находится в подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве. Причастность художественному рынку подтверждает внецерковный характер происхождения этой формы и знаменует границу, где богословие православной иконы уступает место социологическому изучению околоцерковного искусства. священник Борис Михайлов

http://e-vestnik.ru/church/iconografy_so...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010