Укажу один. В 1911 г. в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства возникло громкое и сложное дело о протоиерее 19-го Архангелогородского драгунского полка Анатолии Замараеве по обвинению его в длинном ряде самых грубых подлогов при совершении браков. Тут были подчистки документов, взлом печатей, подделка подписей, повенчания состоящих в браке или в самом близком родстве, похищение чужой книги розысков. Сам Замараев, кандидат Московской Духовной Академии, представлял в это время тип совершенно опустившегося человека. Дело, вследствие сложности и серьезности преступлений, попало в руки прокурора Гражданского Суда. Жестокая кара висела над головой Замараева. Не растерявшись, последний, однако, нашел выход. Явившись к архиепископу Антонию, впоследствии Киевскому митрополиту, он заявил о своем желании принять пострижение. Тот, конечно, немедленно постриг Замараева, а вслед за этим Замарев был возведен в сан архимандрита и назначен на должность смотрителя одного из духовных училищ Олонецкой епархии. Как и Иерофей, он сейчас – живоцерковный митрополит. Останься Замараев в белом духовенстве, – он был бы расстрижен и, наверное, если не сослан на каторгу, то посажен в тюрьму. Принял монашество – сразу стал архимандритом. Такая сумбурная, с точки зрения здравого смысла совершенно необъяснимая система вербовки кандидатов архиерейства, была бы все же не столь гибельной, если бы она не соединялась с полной бессистемностью в отношении дальнейшей подготовки их к намеченному для них великому служению. Гении родятся веками, у обыкновенных же людей мудрость вырабатывается выучкой, опытом, трудом, под руководством опытных и мудрых начальников и воспитателей. Сначала школа учебная, потом школа служебная. Для правильного развития субъекта ему, как в той, так и в другой, не позволяют шагать через три-четыре класса. Такие азбучные истины помнились у нас везде, только не в монашестве. Эта, якобы сверх всякой меры наделенная божественной благодатью, каста стояла вне всяких законов человеческой логики, порядка и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Судя по остаткам болгарского правописания некоторых списков Иерусалимский Патерик переведен в Болгарии в XIII веке. – Русский перевод первой редакции Иерусалим. Патерика издан в 1850 г. редакцией «Душеполезного Чтения», в Москве под заглавием «Древний Патерик». II. Египетский Патерик Египетский Патерик (Лавсаик) в 178 главах, произведение епископа Палладия, посвященное некоему вельможе Лавсу, переведен тоже у юго-восточных славян в XIV веке. У нас встречается редко, в списках XV-XVI веков. См. список библиотеки графа Уварова, в числе рук. Царского, на бомбицине XV века, 363. Список Троице-Сергиевой Лавры, 710, 1493 г. – «Лавсаик» в рукописи библиотеки графа Ф. Толстого, (ныне в Император. Публич. библиотеке), 1648 г., II, 129. Русский перевод издан в Петербурге 1850 года. III. Азбучный Патерик Азбучный Патерик переведен, вероятно на Афоне в XIII веке, встречается в списках XIV-XVII веков. – См. Румянцев, музей CCCVII, 1570 г. Троице-Сергиевой Лавры 701, 1469 г.; 702, 1628 г. Полнейший издан в прошлом столетии раскольниками (в Гродно?). Русский перевод азбучного Патерика, под заглавием «Душеспасительные сказания о подвижничестве св. отец», издан Московской Духовной Академией в 1846 году. IV. Скитский Патерик Скитские Патерики, неопределенных редакций, разнообразны и между собой иногда не сходны. Их можно разделить на три разряда: самые полные 300 и более глав; средние 200 и более (211, 203…), малые 100 и более (115…). Список Царского (Уваровская библ.), 293, XVI в., (310 гл.), один из самых полных. Троице-Сергиевой Лавры, 704, XV в., (203 главы), средний. Список Царского (библиотеки графа Уварова), 294, (115 гл.), малый. Переведен в России в XIV веке. V. Римский Патерик Римский Патерик или беседы св. Григория Двоеслова , папы Римского, о жизни итальянских отцов, переведен в России с латинского языка. См. список Троице-Сергиевой Лавры, XVI в., 153. Троице-Сергиева Лавра, декабрь 1890 г. Архимандрит Леонид. Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

ферадже, обыкновенные фередже. У женщин это – верхнее длинное платье с широкими рукавами и висячим сзади воротником; а у мужчин – длинное же платье в роде подрясника 937 . Финифт Финифт, иногда Винифт – эмаль на разных металлических вещах, но более на пуговицах. Она была черная (чернь), белая, голубая, зеленая, лазоревая и других цветов. «Пугвицы золочены через грань финифт черн. Пуговицы серебрены золочены, Немецкое дело, белой финифт с камешки с червчатыми. – Пуговицы золоты с каменьи, с белым да с зеленым финифтом» 938 . «Арчаг, оклеен ящуром на луках и на известях, 10 мишеней серебряных с винифтью, золочены, в них по камню» 939 . Фляга, Фляжка Фляга, Фляжка. Носилась на перевязи во время пути, при конском наряде, сверх чюг. В описи 1682 года «фляшка серебреная золочена с разными финифты, посередь фляшки наведен орел с белым финифтом; в ней часы» 940 . См. Цепь. Фофудья Фофудья – восточная драгоценная ткань, из которой делались одежды. По сказанию летописей царь Леон (912 г.) одарил Олеговых послов «золотом и паволоками, и фофудьями», давая эти ткани кусками, а не в виде шитых одежд. На такое заключение наводит летописное сказание при перенесении мощей кн. Бориса и Глеба в 1115 году «повеле Володимер метати (к Киевской летописи точнее режючи розметати) паволокы, фофудью и орниче, бел, людем силно налегшим, а быта легко дошли церкве» 941 . Метать в народ ткани, конечно, нельзя было иначе, как «режючи» цельные поставы на куски, а допускать будто для этого резали в куски одежды – не мыслимо. Но так как именами тканей назывались и одежды из них 942 , то в этом последнем значении фофудья (фуфудот) соответствует Еврейскому ефод или ефуд 943 amiculum humerale, для которого употреблялась ткань из золота, крученого виссона 944 и из пряжи голубого, пурпурового и червленого цвета; это была одежда первосвященника; подобную надевали и цари 945 . У Римских императоров такая одежда называлась paludamentum. У нас, пишет М. А. Максимович, «с половины 12-го века, вместо фофудий являются оксамиты … Напр. в Киевской летописи (1164 г.): «И присла царь дары многи Ростиславу оксамиты и паволоки и вся узорочья разноличныя» или в Слове о Полку Игореве: «злато и паволоки и драгия оксамиты» … Тут оксамиты вместе с паволоками и золотом, – как у Нестора фофудьи». – «А затем», – продолжает Максимович свое, во всяком случае, любопытное сообщение, – «следуют уже Половецкия ортмы, япончицы, кожухи … Мне удалось вычитать в известном словарике Половецком слово artmak – bissaccium, т. е. саквы, и после этого положительного сведения, не для чего бы, кажется, вдаваться в иллюзию, что ортмы – одежды, из-за следующих за ними япончиц и кожухов, которые были в Половецком обозе вместе с саквами, как и оксамиты, и паволоки, и золото … Не для чего бы и заменять их орницами (которых значение подлежит еще новому исследования, хотя и можно с вероятностью причислять их к меховому товару), как это сделал покойный Вельтман, а за ним и Майков» 946 . Фузея

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Кроме списка монастырей и церквей, содержит роспись праздников, таблицы рождения и ущерба луны и пасхалию зрячую. Прочих приложений 1-го издания нет. Описание монастырей, в Росс. Имп. находящихся, и проч. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Спб. В тип. И. Глазунова. 1814. (8) 116 стр. В заглавии и в книге не помещено «Известие о церквах», присовокупленное ко 2-му изданию. 4-е издание. М. В тип. С Селивановского. 1817. (8) VII и 226 стр. Заглавие как во 2-м и последующих изданиях. Есть роспись городским праздникам и 2 таблицы. 5-е издание. М. В тип. С. Селивановского. 1819. (8) 226 и приложение: Руководство к познанию неисходимой пасхалии, математич. порядком расположенное, с таблицами. 170 и II стр. К пасхалии приложено несколько таблиц и нравственные стихотворения и нравоучительные статьи в прозе (стр. 101–170). 6-е издание, с дополнением. М. В тип. С. Селивановского. 1822. (8) 208, 170 и 95 стр. В начале помещено краткое историческое известие о существующих ныне в России епархиях, (стр. 1–16), не находящееся в других изданиях. Дополнения составляет: «Энциклопедический и экономический всегдашний календарь, содержащей в себе изображение летосчисления, естественные признаки перемены погод и экономические замечания на каждый месяц, как поступать хозяевам в отношении к земледелию, скотоводству, садоводству и другим домашним упражнениям. Собранный из разных авторов.» 7-е издание. М. В тип. С. Селивановского 1848. (8) 248, 152 и 90 стр. Список монастырей и церквей в том же составе, как и прежде. В конце прибавлено приложение: о летосчислении гражданском и разделении времени и историческое объяснение наименований месяцев; замечания разного содержания на каждый месяц, предсказания погод, или естественные признаки происходящих перемен в воздухе, о аспектах (стр. 1–90). Это то же, что календарь предыдущего, 6-го издания. 8-е издание. С седьмого издания, с исправлениями. М. В тип. С. Селивановского. 1834. (8) 248 и 80 стр. 150) Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Росс. Империи, расположенное по азбучному порядку и извлеченное из новейших отечественных писателей. С присовокуплением дневника отечественных воспоминаний и поучительных статей в прозе и стихах. М. В тип. А. Семена. 1829. (8) 416 и 190 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Т Тарч. См. Щит. Татаур Татаур – ременной пояс с металлическими наконечниками, в роде употребляемых монахами и послушниками, иногда вышитый золотом и серебром. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской завещал (1389 г.) сыну своему «князю Ивану пояс золот татаур» 843 . У Монголов татуур означает вообще затяжку, пояс. Может быть это название имеет отношение и к Перс. татуре путы для лошадей, как заметил П. И. Лерх. Как Лат. compedes означало не только путы, но и украшение, которое женщины носили на ногах: так и могло. кроме первого значения, иметь и другое, относившееся к одежде. Тафта Тафта – известная шелковая ткань. По названию, образовавшемуся из Перс. тафтэ, можно заключать, что первоначальный вывоз ее к нам был из Персии. По описям известны тафты: Бурская, Вавилонская («ферези тафта Вавилонская»), Виницейская, Шамохейская, Китайская, Немецкая, гунгулинная (у кафтана «подпушка тафта гунгулинная») клеенка, такатцская («подкладка тафта зеленая такатцская»). В торговой книге означены «имена тафтам: Шамская тафта не леняет, широта ей вершков, тонконита, без покромок; (купят по) ; а черчатая ино дороже . Бурская толстонита, как узор на ней, ширина вершков, покромок нет; длина тем тафтам (Диз: не одна; Зап: длина тем тафтам, каков косяк мерою выдет) косяк всяко, меря купят аршин (Зап: купят аршин по 3 алтына с деньгою, по 4 и по 5 алтын). Тафта Виницейская (Зап: Виницейская, Диз: виницейка), широта ее полтора аршина, леняет, а иная не леняет; купят по ; а длина всякой тафте аршин, и боле и мене бывает; а добрая знати по краске, коя не леняет, покромки хороши (Диз: широки) у тое тафты. Тафта китайка хуже всех, широта поларшина с покромью; купят аршин . Тафта клеенка (Диз: клеянка), одна сторона клеена (Зап: а другая нет), ширина поларшина; купят аршин » 844 . По описям – из тафты шились опашни, ферези, телогреи, роспашницы, кортли, шубы, шапки, чулки, бумажники, зголовья, одеяла, завесы у постелей, каймы у телогрей и одеял; на тафте вышивались кружива; тафту употребляли на подкладку, подпушку и подбивку платен, кафтанов, терликов, зипунов, чюг, подлатников, штанов, роспашниц, телогрей, шубок, одеял, на подольники и подкладку летников 845 ; из тафты делались знамена 846 . Тафья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

235 . Внушение подьячим Приказа Церковных Дел не брать с раскольников взяток. 236 . Присылка в Св. Синод денег, собираемых с раскольников, и ведомостей об них. 240 . Покупка на собираемые с них деньги дров, свечей и канцелярских припасов для Приказа Церковных Дел. 241 . Посылка в Москву монаха Иосифа Решилова для увещания их. 252 . Предостережение посылаемым для розыска раскольников лицам не брать взяток и не чинить насилия. 269 . Священники их по обращении в православие отрешаются от священства и определяются церковниками. 295 . Присылка собираемого с раскольников двойного оклада в Св. Синод (п. 12 стр. 366); меры для поимки раскольнических учителей (п. 13 стр. 566); как поступать, когда при выборе кого-либо в должность духовное начальство предъявит, что выбираемый есть раскольник (п. 15 стр. 367). 312 . Понуждение комиссара и бурмистров г. Ржева к выдаче старорусских раскольников. 317 . Оказание содействия в губерниях и провинциях лицам, посылаемым от Св. Синода по раскольническим делам. 332 . Инквизиторам наблюдать за действиями против раскольников (п. 9–10 стр. 404). 348 . Проект послания Св. Синода к лицам, встречающим сомнения в новонапечатанных книгах. 349 . РАТИФИКАЦИЯ МИРНОГО ДОГОВОРА СО ШВЕЦИЕЮ. Напечатание оной в большем противу назначенного количестве и прочтение оной всенародно в церквах. 260 . РАЦИОНЫ . Сбор их за Январь, Февраль и Март 1719 г. с вотчин духовного ведомства в провинциях Московской губернии. 259 . РЕВИЗИЯ . Наказание, положенное за прописку в ревизских сказках душ. 49 . Всенародное опубликование чрез чтение во всех соборных и приходских церквах и монастырях в воскресные и праздничные дни указа об освидетельствовании прописных и утаенных при ревизии душ; свидетельствование прописных и утаенных душ в вотчинах духовного ведомства. 105 . Исключение из числа ревизских душ протопопов, священников, диаконов, дворян и отставных солдат и драгун при расположении полков по наличным душам в Новгородской губернии. 138 . Оказание послушания и содействия лицам, посланным от светских властей в Новгородскую епархию для переписки и освидетельствования прописных душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2–5); причина учреждения Духовного Коллегиума, или Св. Синода, вместо единоличного самовластного правителя (стр. 3–4); на обязанности Св. Синода лежит: рассмотрение вновь сложенных и слагаемых акафистов, молебнов и иных служеб и определение, согласны ли они с Священным Писанием и какое должны иметь значение в общецерковном богослужении (п. 1–2 стр. 7); рассмотрение житий святых для определения, нет ли между ними вымышленных; исследование вредных поверий и обрядов; рассмотрение о мощах и иконах (п. 3–6 стр. 7–8); наблюдение за тем, чтобы архиереи не дозволяли для вспомоществования убогим церквам приискивать явленные иконы и выдавать их за чудотворные (п. 8 стр. 8); пресечение двоегласного и многогласного отправления церковных служб (п. 9 стр.8); пресечение посылки молитв к отсутствующим в шапках их посланных (п. 10 стр. 8); наблюдение главным образом за тем, чтобы все вообще христиане православного исповедания и служители церкви исполняли лежащие на них обязанности, а погрешающие были наставляемы и наказываемы (п. 1 стр. 28); опубликование, что каждый христианин может писать в Св. Синод о предположениях к лучшему управлению церкви (п. 2 стр. 28–29); без разрешения Св. Синода не печатать богословские книги (п. 3 стр. 29); Св. Синод должен: в случае появления нетленных телес произвести исследование (п. 4 стр. 29); судить оговоренных раскольников или изобретателей новых учений (п. 3 стр. 29); производить суд в делах совести (п. 6 стр. 29); расследовать качества лиц, возводимых в архиерейский сан (п. 7 стр. 29); производить суд по прошениям лиц, недовольных судом епископов (п. 8 стр. 29); чинить суд по делам брачным и бракоразводным, по обидам клиру и монастырям от епископов, епископам от епископов же, а также по всем делам, подлежащим суду патриарха (п. 8 стр. 29); наблюдать за правильным пользованием церковными землями и доправлять следуемое с лиц, которые неправильно воспользовались церковным имуществом (п. 9 стр. 29); защищать епископа и прочих священнослужителей от обид знатных и сильных людей (п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовная, или Коллегиум Духовный . См. Святейший Правительствующий Синод . Иностранных Дел . Доставляет сведения о числе находящихся в России церквей и духовенства иностранных христианских исповеданий. 107 . Требование присылки из неё в Св. Синод копий с грамот Восточных патриархов о разрешении патриарха Никона . 146 . Передача во оную копии с письма гетмана Запорожских войск Скоропадского с жалобою на сотника Лисовского, у которого производится в Св. Синоде дело. 160 . Передаёт провинившихся за границею духовных лиц православного исповедания в Св. Синод к суду и наказанию. 161 . Доставляет по требованию Св. Синода сведение о числе иноземцев римско-католического исповедания, состоящих на службе и торгующих. 176 . Выдача ею прогонов, содержания и паспорта иеромонаху, определённому к герцогине Мекленбургской. 282 . Камер-Коллегия . Из неё переводятся в Св. Синод служители и подьячие Монастырского и патриарших Дворцового и Казённого приказов, состоявшие при делах упомянутых Приказов. 13 . Ей подсудно духовенство по внутренним торгам, промыслам, откупам и проч. (п. 3 стр. 105). 76 . Требование скорейшего доставления ею книг и ведомостей о сборах и недоимках по вотчинам бывшим патриаршим, архиерейским и монастырским. 147 . Извещается об отсылке сборов с вотчин духовного ведомства в Штатс-Контор Коллегию. 273 . Ведение в ней сборов с мельниц, пошлин и прочих промыслов. 313 . Коммерц-Коллегия . Ей подсудно духовенство по иностранным торгам (п. 3 стр. 105). 76 . Требование от неё сведений, сколько и где живёт в России купцов римско-католического исповедания. 204 . Штатс-Контор Коллегия . В неё отсылаются сборы с вотчин духовного ведомства при перечневой ведомости с счётчиками. 273 . Производить ружную дачу Нило-Сорской пустыни. 338 . Юстиц-Коллегия . В ней духовные лица ищут удовлетворения по обидам, нанесённым им светскими лицами; сомнения в завещаниях знатных лиц заявляются в Св. Синоде и Юстиц-Коллегии для совокупного рассуждения и определения (п. 10–11 стр. 29). 1 . Требование присылки ею копий с состоявшихся после Уложения указов и статей по исковым и вотчинным делам. 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Федор Михайлович Достоевский: афоризмы 8 мин., 27.02.2014 Журнал «Фома» продолжает рублику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Один из самых известных патериков назывался «алфавитным» или «азбучным», поскольку содержал афоризмы и назидательные истории из жизни подвижников, сгруппированные в алфавитном порядке. Предлагаем нашим читателям подборку изречений Федора Михайловича Достоевского . Вера: ...сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то... сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить. Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества. ... человек ищет не столько Бога, сколько чудес. Человек: Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека. Ко всему-то подлец человек привыкает! Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище. Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

http://foma.ru/fedor-mixajlovich-dostoev...

2159. Книга Селивестр Римский. 2160. Книга Златая чепь. 2161. Книга Палейные очи, Нифонта Крутицкого владыки. 2162–2164. Три книги Василия нового. 2165. Книга Василия Великого, беседа о благодарении. 2166. Книга Георгия Писида. 2167–2168. Две книги Филона Карпафийского. 2169. Книга Пчела. 2170. Книга житие Димитрия Прилуцкого. 2171–2175. Пять книг Иоасафа Царевича. 2176. Книга Феодосия Архиепископа Новгородского о артусе и о Богородичне хлебе. 2177–2178. Две книги Нилова правила, одна письмо Исака Сумина. 2179–2181. Три книги Диопатры Беседословные. 2182. Книга Григория Синаита да Григория Беседовника. 2183. Книга новый перевод Иосифа Топоркова, в полдесть. 2184. Книга Шестоднев Златоустого, на Бытие. 2185. Книга Филофея, инока Синайского, дача Нила Полева. 2186. Книга Летописец Минасийский, в десть. 2187–2189. Три книги Летописцы один Греческий, два Русских. 2190. Книга Максима Грека. 2191–2194. Четыре книги на Новгородскую ересь, две в полдесть, а две в четверть. 2195–2196. Две книги Правила, письмо Васьяна, Фотиева ученика. 2197. Книга Лапсаик в десть. 2198–2199 Два Патерика Скитских, 2200–2201. Два Патерика Савинских. 2202. Патерик Скитский, в полдесть. 2203–2204. Два Патерика Синайских, в полдесть. 2205. Патерик Азбучный, письмо Пафнотия Карташа. 2206. Патерик Азбучный, Бориса Кутузова. 2207. Патерик Азбучный, Исаино письмо Белого. 2208–2209. Две книги Лимониса, в полдесть. 2210. Патерик Печерский. 2211. Патерик Савинский. 2212. Патерик Азбучный, в четверть. 2213–2215. Три книги Исака Сирина, в десть. 2216. Книга Люботрудное Собрание, в полдесть. 2217. Книга Соборник, на кратких словесех, в четверть. 2218–2219. Два Торжественника во весь год письменные, в десть. Отданы Благовещенскому протопопу Стефану. 2220–2221. Два Соборника, жития святых писаны 7045 году. 2222. Соборник месячный, старый. 2223. Соборник Иева праведного. 2224. Соборник Руских чудотворцев, 2225. Соборник, в полдесть. 2226. Соборник, толстый словет. 2227. Книга Григория Амиритского. 2228. Книга Симеона нового Богослова , письмо Дионисия Звенигородского; дача Даниила митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010