Перехожу, наконец, к объяснению подборки и расположения пословиц. Обычно сборники эти издаются в азбучном порядке, по начальной букве пословицы. Это способ самый отчаянный, придуманный потому, что не за что более ухватиться. Изречения нанизываются без всякого смысла и связи, по одной случайной, и притом нередко изменчивой, внешности. Читать такой книги нельзя: ум наш дробится и утомляется на первой странице пестротой и бессвязностью каждой строки; приискать, что понадобилось, нельзя; видеть, что говорит народ о той либо другой стороне житейского быта, нельзя; сделать какой-нибудь свод и вывод, общее заключение о духовной и нравственной особенности народа, о житейских отношениях его, высказавшихся в пословицах и поговорках, нельзя; относящиеся к одному и тому же делу, однородные, неразлучные по смыслу пословицы разнесены далеко врознь, а самые разнородные поставлены сподряд; остается самому читателю сделать то, что мог бы подготовить издатель: подобрать однородные пословицы; но для этого надо прочитать всю книгу и, наделав свои заметки, выписывать сотни, а может быть, и тысячи строк. Так называемые указатели по предметам мало достигают цели своей; редко находишь, чего ищешь, да сверх того в таком указателе приходится выставлять сотни, даже до тысячи цифр или указаний под одним, общим для них, оглавком. Словом, азбучный сборник может служить разве для одной только забавы; чтобы, заглянув в него, поискать, есть ли в нем пословица, которая мне взбрела на ум, или она пропущена. И странно, что игрушка эта очень заманчива: большая часть видевших мой сборник в рукописи находили в нем именно тот недостаток, что нельзя найти тотчас пословицу, которая им приходила на ум. Но пословицу, которую я уже знаю, мне и отыскивать не для чего; если же я это делаю, желая пополнить сборник, то мне легче пробежать в нем тот разряд, к которому моя пословица, по смыслу своему, относится, чем перечитывать с отметками целую книгу такого объема, расположенную в азбучном порядке, для отыскания в ней и собрания в одно пословиц известного направления и смысла. Сверх сего к моему сборнику гораздо легче приделать полный азбучный указатель по начальной букве пословицы, чем, наоборот, к азбучному сборнику – указатель по смыслу пословиц.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

5. Тобольские пословицы, доставленные мне бывшим архиепископом Тобольским, что ныне Ярославский и Ростовский, Евгением (Казанцевым). 6. Собрание около 400 русских пословиц, записанных в течение 80-летней своей жизни достопочтенным любителем и знатоком отечественной древности П. Ф. Карабановым, который владеет драгоценною коллекцией русских антиков в Москве. 7. Рукоп. сборник русск. пословиц Д. С. С. И. Ф. Калайдовича. 8. -»—»—»профессора Петра Ил. Страхова. 9. -»—»—»П. С. Максютина. 10. -»—»—»К. А. Коссовича. 11. Костромские и нерехотские пословицы, собранные действ. членом Императорского Общества ист. и древн. росс. Мих. Як. Диевым. 12. Симбирские пословицы, собранные Г. Языковым и присланные мне П. В. Киреевским. 13. Калужские пословицы, доставленные мне П. М. Перевлесским. b) Печатные: Нам не случилось найти изданные при Петре I Русские пословицы , в 4, о коих нам свидетельствовали видевшие это издание. Укажем на одного из них, ревностного и опытного археофила П. С. Максютина, который полвека жизни своей посвятил изучению и собиранию отечественных древностей и преданий. В 1717 году Петр I из Амстердама писал полк. Левашову о присылке к нему книжки о русских пословицах. Может статься, она была напечатана Тессингом в славянской типографии. 1. Сбор разных пословиц и поговорок по азбучному порядку в книге Письмовник Н. Курганова, нов. изд. во граде Св. Петра, 1777, в 8. 2. Пословицы выбранные российские. СПб., 1782, в 8. 3. Собрание 4291 древних российских пословиц, изд. 3. Москва, 1787, в типогр. Н. Новикова, в 12. 4. Пословицы, преложенные в стихи И. Богдановичем. СПб., 1785, в 8. Они помещены в Собрании его сочинений. М., IV, 1818, в 8. 5. Полное собрание русских пословиц и поговорок, расположенное по азбучному порядку с присовокуплением таблицы содержания оным и с предисловием Д. К. (Дмитрия Княжевича). СПб., 1822, в 8. 6. Русские пословицы и поговорки в лицах, соч. Алексея Сергеева . СПб., 1830, в 8. 7. Рассуждение о русских пословицах в сочинении А. Рихтера : Два опыта в словесности. СПб., 1826, в 8.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

В Московской патриаршей библиотеке находится в сборнике под 296 рукопись бумажная XVI века, содержащая в себе греческие пословицы, расположенные по азбучному порядку, под заглавием: Παροιμαι συλλεγσαι κ διαφρων βιβλιων, т.е. Пословицы, собранные из разных книг. Такие собрания не только переводимы были на славяно-русский язык, по азбучному порядку, но и присоединялись к ним отечественные пословицы, притчи и поговорки, сходные с греческими; стали подбирать русские в том же порядке. Это было началом таких сборников. Укажем на известные нам, коими мы пользовались при издании своем. а) Письменные: 1. ПАМИД. Пословицы русские письмен. в главном Москов. Архиве Минист. иностр. дел. Один из древних опытов такого собрания встречается нам в скорописном сборнике конца XVII века, где помещены разные сочинения Симеона Полоцкого, в 4, на 472 листах, доставленный нам князем М. А. Оболенским из библиотеки означенного Архива. В этой рукописи на 62 страницах помещены Повести, или пословицы всенароднейшия по алфавиту, со след. предисловием: Предисловие до читателя Книжица сия по азбуце есть положена, друже мой читателю, или послушателю милостивый, кратко, ниже по чину лексикона, ни мерою рифм состроена, якоже зриши. Но случая ради скораго сословие точию литер, а ни инаго коего употребления украсися сочинением. Оставишася бо сия рачителем тоя, иже могут достаточно сию всим удобрити. Мне же ныне о сих вина не мала, точию за принуждение некиих от любящих мя дерзнух, якоже видиши, малая собрати от многих воедино, яже обретох, ова писана издревле, мню, яко лет за сто, или больше, иная же на словах, относящихся премного зело и еще обносятся нами неведомая, яже аще кто и паче от многолюботрудолюбных потщится мирския сия вещи или пословицы, собрати едва ли возможет. Ты же зде проходя, или послушан писанная, молю, да не зазриши сим и да не вмениши реченных в презорство: не в ново бо сия, ни нами начало приять; но стародавная некая, точию ныне во едино собра, яже от многих уже лет в мире утвердишася.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Вы тоже смертны – памятка молодым врачам Советы вчерашним студентам от эндокринолога Ольги Демичевой 29 августа, 2017 Советы вчерашним студентам от эндокринолога Ольги Демичевой Врач-эндокринолог международного уровня, автор книг по эндокринологии, один из основателей Московского центра паллиативной медицины и Лиги защиты прав врачей Ольга Демичева составила список азбучных истин для начинающих врачей. Многие наши вчерашние студенты стали врачами. Для них — несколько азбучных истин. — Всё, что вы делаете на работе, должно быть для пользы ваших больных. — Субординация — не вертикаль власти, а вертикаль ответственности. — Собственное мнение нужно не отстаивать, а доказывать. — Не подменяйте уважение к начальству раболепством. — Контролируйте работу своих подчинённых, но никогда не унижайте их. — Неразборчивый почерк врача — признак неуважения к тем, кто будет читать его записи. — Не стыдно сказать, что вы чего-то не знаете; стыдно врать, что вам всё известно. — Ваш труд стоит слишком дорого, чтобы опускаться до «чаевых». — Читайте каждый день специальную литературу. — Если не знаете английский, изучайте его, иначе отстанете от мировой науки. — «Не навреди» не означает «бездействуй». — Вы тоже смертны. Источник — Фейсбук Ольги Демичевой Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 марта, 2017 18 июня, 2017 6 июля, 2017 21 марта, 2024 6 марта, 2024 28 февраля, 2024 24 февраля, 2024 14 февраля, 2024 6 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vyi-tozhe-smertnyi-pam...

Однако же и другая рукопись из того же собрания, РНБ, Кирилло- Белозерское собр., 20/1259, Сборник, начинающийся Азбучным патериком, 60–70–е гг. XVI в., тоже заставляет задуматься о возможности написания ее самим Иннокентием. На л. 1 об. здесь читаем: «В сей книзе Патерикъ азбучной и скитский и старца Нила — писано от доски». Завет Иннокентия следует за Преданием Нила Сорского, а за Заветом следуют Послания Нила. Может быть, эта часть рукописи когдато составляла отдельную книгу (тогда Предание могло быть «в сей книзе от дцкы», как сказано в Завете). Но самое главное то, что текст Завета здесь правлен, и правлен рукой самого писца, хотя другим, более тонким, пером, более темными чернилами и более мелким письмом. Все исправления — в главке «О самочинни- кохъ»: ряд слов и даже периодов здесь зачеркнут и сделаны замены и вставки. Исправления эти не смысловые, скорее стилистические. Так, после слов «по божественыхъ заповедех» и перед словами «и по написанию господина и учителя моего, старца Нила» вставлено: «и по преданию святых отец»; слово «письмени» в выражении «и по сиему нашему письмени» заменено на Текст «Аще ли и по не исправится, сего убо настоятель и измещут от пустыня, яко плеву от жита, безо всякоа боязни, по нашему в исправленном виде приобретает такой вид: «I аще по не исправится, сего ис пустыня да измещут, яко плеву от жита и аки крастава козлища от стада овец отогнати безо вся- коя боязни». А фраза: «Аще тъ брат в чювъство и въсхощет управляти свое жительство по Бозе и святыхъ отець и по господина и учителя моего, старца Нила, и по сиему нашему завету, сего убо настоятель и паки въ пустыню такой: «Аще ли же брат по в чювъство возвратится в пустыню нашу и въсхощет управляти свое жительство в по Бозе…ца (?) кя (?) жить в паки в и по святых отець, сего убо паки да въ пустыню И последнее исправление: в периоде убо азъ инокъ написах» слово «азъ» оставлено, а слова «инокъ зачеркнуты. Но это нисколько не меняет представления об авторе Завета, поскольку он называет себя в его начале. Рукопись происходит из Нило–Сорского скита, что следует из записи вв. на л. 2: «Книга, глаголемая Патерикъ азбучной Белозерскаго уезда Нилова скиту, казенной». Сам ли Иннокентий решил со временем слегка отредактировать свой Завет, или это сделал ктото другой? Во всяком случае, ни в одном из прочих списков Завета эта правка не отразилась.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Так и идея христианства открылась миру в качестве антитезы дохристианскому – иудейскому мировоззрению. Если мы хотим понять историческую силу христианства, с которою оно явилось миру и победило мир, понять его как живую силу, а не как отвлеченную логическую систему, мы должны вникнуть в его историческую основу. Здесь исходный пункт научного понимания христианства, научного изложения евангельского учения. Иные в Евангелии ищут ответов на практические вопросы жизни – о браке, власти, имуществе; полагают, что евангельское учение состоит из отдельных пунктов, соответствующих разным сторонам нашей жизни. Смотреть так на Евангелие – значит разлагать его на азбучные истины и терять его высший смысл. Такой взгляд на благовестие Христово не соответствует ни смыслу Евангелия, как основы жизни, ни исторической форме, в которой открылась миру христианская идея. Евангелие, как основа жизни, дает человеку высшую свободу в решении частных вопросов жизни; истина евангельская делает его свободным, возрождает в нем творческую личность, которая из себя установляет все отношения. И исторически евангельская идея открылась миру как молния, блеснувшая от края до края в определенном направлении с востока на запад, а не как бесчисленное множество светильников, расставленных повсюду и бросающих свет во всех направлениях, – евангельская истина открылась миру, как определенная историческая антитеза, а не как катехизический ответ на азбучные вопросы. «Вы слышали, что сказано древним, а Я говорю вам»: вот историческая форма евангельского учения. Таким образом, евангельское откровение вполне обусловлено со стороны закона, которым определяется все историческое развитие идеи духовной жизни, каждая ступень ее исторического роста, каждая грань ее усвоения. Этим законом христианская идея обусловлена во всех отношениях. В ее историческом откровении прежде всего дана ее адверсативность тому, что известно под именем иудаизма. Но адверсативностью не исчерпывается отношение евангельской идеи к ее исторической основе: адверсативная по отношению к иудаизму, христианская идея была возрождением той вековечной истины, которая заложена в глубине ветхозаветной религии, предвосхищена ее пророческим духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

2) Собирать эти постановления и распоряжения из дел синодального архива, из хранящейся в присутствии Святейшего Синода книги Высочайших указов и повелений, из Полного Собрания Законов Российской Империи, из архива II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и из материалов, имеющихся в Императорской Публичной Библиотеке. 3) Помещать определения из так называемой «Протокольной книги» 3 , заключающей в себе собрание приговоров Святейшего Синода и заведённой на основании 33-го пункта Генерального Регламента под названием «Книга записная по 33-му Генерального Регламента пункту сочинённым в Правительствующем Духовном Синоде приговорам и предложенным по делам решениям, которые с показанием исполнения подлинно записываются», по таким делам, которые в архиве Святейшего Синода не сохранились и по отношению к которым протокольная книга является единственным источником 4 . 4) Печатать для большей определённости и полноты вместе с постановлениями и распоряжениями Святейшего Синода вызвавшие их обстоятельства, излагаемые в доношениях, представлениях или ведениях того или другого правительственного установления, если таковые находятся в делах. 5) Давать каждому помещаемому в Собрании постановлению и распоряжению оглавление, по возможности, точнейшее и, если встретится надобность, допускать в оглавлениях отступления от напечатанных в Полном Собрании Законов Оглавлений этих же самых актов. 6) Указывать при постановлениях, вошедших в Полное Собрание Законов, нумер, под которым каждое из них там помещено. 7) Вести постановлениям и распоряжениям, начиная с 1721 года, общую нумерацию, помещая нумер акта на каждой странице до нового акта. 8) Прилагать к каждому тому Собрания для облегчения пользования им два указателя: хронологический и азбучный предметный. Издаваемый ныне первый том «Полного Собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи» содержит в себе постановления и распоряжения, обнародованные в 1721 году. Редакциею этого тома занимались председатель Комиссии А.Ф. Бычков и член А.П. Крыжин. Азбучный предметный указатель к нему составлен членом Комиссии А.Н. Труворовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

R., 1999. Vol. 3: Convegno internazionale (Venezia, 10-13 ottobre 1996). P. 51-60; In che lingua tace Gesù di fronte al Grande Inquisitore?//Uomini, opere e idee tra Occidente europeo e mondo slavo: Scritti offerti a M. Ferrazzi. Trento, 2011. P. 77-94), историю слав. филологии и слав. языкознания (I paradossi di Meillet sull " unità linguistica slava//L " opera scientifica di A. Meillet: Atti del Convegno della Società italiana di Glottologia. Pisa, 1987. P. 217-227) и древнюю слав. топономастику в Юж. Италии (Un insediamento slavo presso Siracusa nel primo millennio d. C.//Europa Orientalis. 1983. T. 2. P. 5-17). Особое внимание К. уделяет работе с древнеславянскими рукопиями, хранящимися в европ. собраниях, и истории создания старославянских произведений. К. попытался уточнить атрибуцию произведений, приписываемых Иоанну Экзарху , в т. ч. Слова на Вознесение «Веселитесь Небеса...» (Composizione dell " omelia «Veselite s nebesa»//Relazioni storiche e culturali fra l " Italia e la Bulgaria. Napoli, 1982. P. 111-128), Слова на Рождество Христово «Христу праведному солнцу...» (La source principale du Sermon sur la Nativité, attribué à Jean l " Exarque//Полата кънигописьная. Nijmegen, 1984. N 9. P. 3-29), и выделить в их составе переведенные и скомпилированные тексты. Не отрицая авторства Иоанна Экзарха для части приписываемых ему произведений, К. считает его прежде всего переводчиком и компилятором и предлагает издавать атрибутируемые ему Слова в сопровождении их визант. источников (Jean l " Exarque en tant que compilateur et traducteur: Problèmes historico-littéraires, textologiques, linguistiques//Ibid. 1980. N 3. P. 19-39; Pour l " édition des Sermons attribués à Jean l " Exarque//Балканско езикознание. София, 1982. Год. 25. 1. С. 19-39). Исследовав ок. 20 слав. списков XIV-XVII вв. и греч. прототип Азбучно-Иерусалимского патерика, К. пришел к выводу, что его слав. перевод был сделан с производного вида греч. азбучно-анонимного собрания, содержащего 1062 рассказа, а его отличия обусловлены или особенностями рукописи, или деятельностью слав.

http://pravenc.ru/text/1470309.html

Акростих в службе преподобному Герману Аляскинскому (†1837; память 13 дек.), составленной болгарским иерархом-гимнографом, читается так: Германа, России и Америки похвалу, пою П[арфений] 34 . Сложно-комбинированный акростих содержится в службе Новгородскому святителю Феоктисту (†1310; память 23 дек.). Первые буквы тропарей 1–6-й песней образуют начало акростиха, первые слова следующих двух песен продолжают акростих, а девятая песнь дает имя автора-гимнографа: песнь:]ое песнь:]ени… песнь:] С молитвою прилежною Феоктисту песнь:] святителю приношу Многогрешный песнь:] Бори(с) 35 . Почти безупречно выдержан алфавитный акростих в январской службе Митрополиту Филиппу (†1569; память 9 янв.) 36 . Во втором из трех канонов службы святителю Савве Сербскому (†1235; память 14 янв.) читается акростих: Саву похвалити разума Боже мо… даруй ми 37 . В службе святителю Максиму Новому (†1516; память 18 янв.) акростих Восхвалим святителя, хоругву Церкве сохранился с незначительными погрешностями 38 . В службе знаменитому последнему Патриарху средневековой Бол­гарии, святителю Евфимию Тырновскому († после 1393; память 20 янв.), акростих Сеющии слезами радостию пожнут. Девий 39 (Пс 125:5). Под 20 января в Минее содержится канон преподобному Евфимию Архангелогородскму (XVI в.; память 20 янв.). Все тропари канона с богородичнами дают почти полный азбучный акростих, 9-я песнь дает роспись автора Иоан. Открытие мощей святого было в 1643 году. Канон ему, как сообщается в прилагаемой агиографической справке, был написан в XIX веке 40 . Хотя в надписании перед каноном службы святителю Новгородскому Моисею (†1362; память 25 янв.) акростих не указан, однако канон содержит довольно хорошо выдержанный с незначительными изменениями алфавитный акростих 41 . В 1796 году было открытие мощей преподобного Феодосия Тотемского (†1568; память 28 янв.). Второй канон святому имеет надписание: Ин канон, в немже о чудесех преподобного 42 , а также содержит азбучный акростих с небольшими искажениями. Служба святителю Николаю Японскому (†1912; память 3 февр.) предваряется указанием общего акростиха: Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен Апостолом, Николае 43 . Его образуют все составные части всей службы: стихиры, седальны, канон и светилен. Во второй службе акростих указан традиционно перед каноном: Японие, спасайся Православием. Парфений 44 . В агиографической справке в конце этих двух служб имеется указание о гимнографах: “Первая служба святителю Николаю составлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (†5 сентября 1978); вторая — епископом Левкийским Парфением (София, 1972)” 45 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Об этом, кстати, напоминают, некоторые отечественные и зарубежные эксперты. В частности, на днях была опубликована статья Майкла Вилкерсона (Michael Wilkerson) “Война – это всегда инфляция” (“War is Always Inflationary”). Ключевая фраза статьи: “Войны всегда ведут к инфляции. У этого правила нет исключений”. А вот еще важный тезис: “Инфляция отстает от денежно-кредитной экспансии на годы”. Автор говорит как раз о том временном лаге, который возникает между моментом проведения необеспеченной денежной эмиссии и началом бурного инфляционного взрыва цен. Опыт многих войн – как мировых, так и гражданских – показывает, что финансировать резко возросшие военные расходы можно за счет повышения существующих и введения новых налогов. Но во время войн этот метод ограничен (а порой и опасен социально-политическими последствиями), поэтому основным (а порой единственным) становится метод необеспеченной денежной эмиссии, покрывающей дефициты бюджетов. Инфляция, как отмечает автор, есть “скрытый налог, поначалу незаметный для большинства, т. к. он растёт ежегодно, медленно поглощая сбережения и покупательную способность”. В принципе Майкл Вилкерсон пересказывает азбучные истины учебников по экономике прошлого столетия. Но сегодня эти азбучные истины оттуда изгнаны, заменены какими-то невнятными неолиберальными рассуждениям, из которых не возможно понять, где причина, а где следствие. И порой даже профессиональные политики не до конца понимают, каковы связи между войнами (или подготовками к войнам), с одной стороны, и инфляцией, реальными доходами, иными социально-экономическими показателями, с другой стороны», – отметил экономист. «Чтобы читателю была понятнее связь между войнами и инфляцией, Майкл Вилкерсон дает обзор наиболее значимых для западного человека (особенно американца) войн. Во время войны в Северной Америке за независимость от британской короны в XVIII веке цены выросли на 350-700% в зависимости от территории (колонии, или штата) и их собственной фискальной и денежно-кредитной политики (тогда не было центрального правительства, уполномоченного взимать налоги).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/mn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010