Мы разобрали все основания, какие приводит на страницах «Бр. Слова» о. Вижевский в защиту своего мнения о принадлежности заживо погребённых к австрийскому согласию иосифовцев. Нечто в его доводах выдумано (поездка Виталии к Иосифу), другое, по незнакомству с расколом, ложно истолковано (причастие заживо погребённых), нечто по недомыслию плохо понято («благоговение» пред разрешительной молитвой). На таких основаниях, при известном желании «попасть в литературу», терновских заживо погребённых можно причислить к какому угодно толку. И удивительно, как о. Вижевский остался ещё в пределах русского раскола, а не отнёс плавненских скитян к мормонству или подобной секте; пользуясь указанными приёмами, легко можно было достичь и этого. Чтобы понять, что побудило о. Вижевского «пуститься в литературные волны» без азбучного знакомства с расколом, без понимания важности сообщаемых сведений, без обследования дела, которое он обязан был ведать, нужно принять во внимание следующее. Дело, охватившее интересом всю Россию, о. Вижевского не занимало. Когда ему предписано было сделать доклад об этом деле, он его составил по «Бр. Слову» и «понаслышке от тираспольских раскольников» и кое-что «дошёл своим умом». Последнее испортило всё дело. Когда же автору доклада было замечено, что он противоречит данным судебного следствия, этот доклад о. Вижевский «наперекор стихиям» пропечатал в «Бр. Слове». Отсюда можно судить о достоинствах доклада и том значении, какое он вообще может иметь в определении вопроса, к какой секте принадлежали терновские заживо погребённые. Заключение экспертизы по делу о заживо погребённых раскольниках в Терновских плавнях Центральной личностью дела «Терновских плавень» является – мать Виталия. Дочь херсонских мещан-раскольников, по профессии мясоторговцев, в мире Вера Степановна Мокеева, в детстве не обнаруживает особых качеств, выделявших её из мещанской среды: она несёт труды семьи, помогает своей матери в торговле и даже не учится грамоте, как это в обычае у раскольников (показ. Папкова Андр.); но вот ей исполнилось 16–17 лет. Нашёлся и жених – никопольский торговец Гусев. Веру сосватали и назначили день свадьбы. Венчать должен был приезжий «поп». Узнав о времени прибытия последнего для венчания, Вера Мокеева неизвестно куда скрывается. Потом только оказалось, что, избегая брака, она ушла в куреневский раскольнический монастырь в Подольской губ. В этот же монастырь поступили и две её тётки (показ. Папковой Татьяны).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Надлежит особо обратить внимание на оригинальное убранство болгарских храмов керамическими плинфами и керамическими иконами (сохранилась керамическая икона св. Феодора Стратилата и пробные образцы керамических икон из печей мастерских), что восходит к персидским образцам керамического убранства и лишний раз подчеркивает персидское влияние Сасанидского Ирана на древнеболгарскую культуру (Тотю Тотев, Манастирът в «Тузлалъка» – център на рисувана керамика в Преслав през век, C., 1982). Всенародное воодушевление христианской верой принесло изумительные плоды дневнеболгарской культуры. По выражению двух русских авторов, это был «духовный подвиг болгарского народа» (архимандрит Иоанн Экономцев), который воздвиг «державу духа» (акад. Д. С. Лихачев). Светлую радость обретения христианской веры молодым болгарским народом выразил Еп. Константин Преславский в первых болгарских поэтических произведениях «Азбучная молитва» и «Проглас к Евангелию» – «Лети ныне словенское племя к свету жизни евангельского слова!», ибо «мертва бескнижная душа, голы без книг все народы, неспособны они без оружия бороться с противниками наших душ!». Духовный подъем Болгарии, блестящие плоды болгарской культуры, военные победы болгарского оружия в сочетании с византийской образованностью и прекрасным знанием византийской столицы Константинополя, вскружили голову Царя Симеона и породили честолюбивые стремления в его душе завладеть Константинополем и Византийской империей и стать византийским императором. Ослепленный своей действительной гениальностью, высоким образованием и обладанием высшей государственной властью могучего государства, очарованный блеском Византии, в своем стремлении добиться цели своих честолюбивых замыслов, Царь Симеон пренебрег сформулированной им же самим национальной идеологией болгарского народа. Может быть, он видел свою и Болгарии задачу иначе и в ином свете и не понял, что идет против Божиего промысла. Из Византии и Константинополя – тогдашнее средоточие вселенского Православия, непосредственно изливалось благодатное духовное влияние Православия на Болгарию и они были еще на долгие века необходимы славянству как благодатный источник Святого Духа, а долг Болгарии состоял в том, что она была должна воспринимать это духовное излучение, приспособить его для славянства и в чистом виде православного вероучения и православной духовности озарять светом Православия славянский мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Σ. 39; Правдолюбов С. , протодиак. Великий канон святого Андрея Критского: (История. Поэтика. Богословие): Магист. дис./МДА. [М.], 1987. Т. 2. С. 70-73, 171-172. В. В. Василик, М. С. Желтов Славянские азбучные стихиры (А. с.) Циклы слав. А. с. были обнаружены в кон. 60-х - нач. 80-х гг. XX в. в результате открытий К. Ивановой-Константиновой, Б. Йованович-Стипчевич, В. М. Загребина и Г. Попова . В наст. время известны слав. А. с. на пред- и попразднство Рождества Христова и на Богоявление в Минеях Праздничных XI-XIV вв. и в чине погребения мирян и священников в южнослав. Требниках XIII-XIV вв. (известны в 2 полных серб. списках: кон. XIII? - нач. XIV в., РНБ. О. п. 1. 14 (издан Загребиным) и посл. четв. XIV в., О. I. 469, а также фрагмент (только начало, до буквы «д») в среднеболг. Зайковском Требнике 1-й пол. XIV в.- София. НБКМ. 960; издан Б. Холошняем). Старший список слав. А. с. на предпразднство Рождества Христова содержится в рус. Праздничной Минее (восходящей непосредственно к старослав. оригиналу - РГАДА. Ф. 381. 131), датируемой не позднее рубежа XI-XII вв. Непереводной характер слав. А. с. не вызывает сомнений, т. к. число их в каждом из 36 циклов (кроме попразднства Богоявления, от к-рого сохранилось лишь 16 стихир) соответствует числу букв древнейшего слав. алфавита (в циклах визант. авторов число стихир соответственно - 24). Начальные буквы слав. А. с. соответствуют алфавитному порядку и составу букв глаголицы: в них имеются песнопения на букву «джерв» («г» мягкое) между буквами «и» и «к» и по 2 стихиры на буквы «п» (вторая между и - соответствует глаголической букве «пе») и «х» (вторая между и - соответствует глаголической букве «холм»). В этом смысле слав. А. с. служат дополнительным источником реконструкции первоначального глаголического алфавита наряду с абецедариями , «Азбучной молитвой» свт. Константина Преславского и древнейшими азбучными стихами. Тесная связь слав. А. с. в рукописной традиции со слав. гимнографическими сочинениями, снабженными текстовыми акростихами (в т.

http://pravenc.ru/text/115370.html

Григорий, биограф Григория Богослова , 136, 140, 141, 673, 783, 790. Григорий, биограф Василия Нового, 175. Григорий, чернец суздальский, биограф, 337, 664, 665. Григория, иеромонаха, молитва, 284. Григорию, диакону, послание Максима грека , 200, 201. Григорий Карповичь, 93. Григорий с. Феодоров, владелец, 793. Григорий Отрепьев – (самозванец) – 624, 811. Гришка Анисимов, владелец, 151. Громник, книга, 762. Гурий тущ. 188. Гусарь отрок, повесть, 793, 794. Давида, царя-пророка, Псалмы см. Библия . Изображение, 85, 308, 315, 319, 321, 323, 326. О нем поучения, 12, 147–150, 192. Написание Псалтири, 794, 805. Далмат, еп. новгородский на соборе, 205, 206. Дамаскин см. Иоанн, Петр. Даниила пророка, книга, 63, 89, 90, 782. Выписки, 15. О нем и трех отроках см. Жития. Даниил, монах раифский, биограф И. Лествичника, 156–162, 167–171, 183–185, 675. Даниил, игумен, странник по святым местам, 805. Даниил, архим. Корсунского мон., странник по святым местам, 734. Даниил, митр. всероссийский, 100, 123, 563, 721. Послание ему, 200, 201. Даниил, игумен важеский, 677. Данила, поп села Борисоглебского, владелец, 257. Данила, поп Пятницкой, 370. Данила, чернец Кириллова мон., владелец, 796. Двоеслов см. Григорий. Денис, поп новгородский, еретик, 187. Денис, чернец Саватиевы пустыни, владелец, 182. Димитрия, митр. кизического о еретиках, 205, 206. Димитрия грека послание к Геннадию, архиеп. новгород., 730; отрывок из него, 770. Перевод Псалтири, 87. Димитрий Иоаннович, князь, 369, 410, 482, 609, 765. Димитрий Александрович, кн. переяславский, 694. Димитрий, диакон Ильинский, 182. Димитрий, свящ. Спасский, владелец, 399. Димитрия, митр. ростовского, Летопись, 732. Изображение, 732. Диадоха, епископа, словеса постнические, 189, 674, 753, 756. Выписки, 770. Диодору Вел. Василий, 205, 206. Дионисия Ареопагита творения, 123. Выписки, 812. Дионисия, патр. александрийского правила, 205–207. Дионисия, патр. константинопольского, послание, 200, 201. Дионисия, св. отца, слово, 11, 91, 202, 203. Дионисию, архиман. радонежскому, грамота от царя Михаила Феодоровича, его известие о поправках Требника и житие, 700. Упом. 24, 140, 244, 281, 283, 554, 665, 699, 727, 740.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного , задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров. Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев " матерью градам русским " - это дословный перевод греческого выражения " митрополия Русская " . Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой . Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, - славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней " Азбучной молитвы " , " летит ныне славянское племя - к Крещению устремились все " . С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых была сказана им непосредственно в дни осады Константинополя, другая - вскоре после ухода русских войск.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Молимжеся вамь господие наши и отци, прочитающеи книгу сию, и при живот нашемь и по смерти помяните вашу к нам послднюю любовь и помяните наша душа в святыхь ваших молитвахь. А дали есмя по себ осмь книг от списка повседневнаго и три рубли денег на три сорокоусты и чтобы Бога ради по нас по коегождо преставлении отпли без препуска 40 обдень и с понахидами, сирчь сорокоуст. Молимжеся с слезами и приказываемь сиа исправити по преставлении душь наших господину христолюбивому князю Арсению Голенину [и старцу Касиану], и старцу моему Ион Голов, и старцу Геронтию Рокитину, и надющиеся и о сеи любви от Господа Бога милости сподобитися» ( Клосс. 1974. С. 150). Н. был книжником и искусным писцом, в описях Иосифова Волоколамского мон-ря числятся 11 книг его «письма» и 6 книг, переданных им в монастырь в качестве вкладов (КЦДР. С. 25, 29, 31-34, 47, 50, 65, 72, 74, 79-81). В числе этих книг - Евангелие-тетр (РГБ. Вол. 39), в к-ром, однако, почерк Н. встречается только на вставных листах. Одно из Евангелий отличается дорогим оформлением: «Евангелие, писмо Нила Полева; заставицы на красках и слова прописаны золотом, застешки и спни медяные, поволока камочка черна ветха» (КЦДР. С. 47). Другая богато украшенная рукопись значится в описи: «Еуангелист Иван Богослов в осминку, писмо Нила Полева, да заставица и слово на красках, прописано золотом, поволока бархат дымчат, застешки заметные обычные» (Там же. С. 50). Н. написал Псалтирь «в четверть дести» (Там же. С. 29). Сборник творений аввы Дорофея и прп. Варсонофия Великого (РГБ. Вол. 476) обозначен как написанный Н., но, по наблюдениям Клосса, почерк принадлежит не ему ( Клосс. 1974. С. 153). Почерком Н. написана 1-я часть сборника творений св. Исаака Сирина (ГИМ. Епарх. 320/444). Второй сборник сочинений того же автора Н. лишь передал мон-рю в качестве вклада. Н. принадлежали Азбучный патерик и 2 «соборника», также переданные в мон-рь (КЦДР. С. 31, 81). Являлся вкладом Н. сборник, содержащий сочинение прп. Нила Синайского о 8 помыслах (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Всем известно изречение: «В здоровом теле – здоровый дух». Эта пословица сложена язычниками, блуждавшими в духовных потемках; для просвещенного светом Христовым разума она далеко не бесспорна. Многие святые подвижники, закалявшие себя постом и молитвенными бдениями, отличались несокрушимым здоровьем и удивительным долголетием. Однако не счесть и примеров противоположных. Здоровье, как и талант, умственные способности, внешняя красота, относятся к категории таких даров Божиих, которые человек может употребить по своему произволу – как на добро, так и во зло, в последнем случае – лучше бы ему лежать в параличе, чем от избытка телесных сил творить всякое непотребство, вредить ближним и губить собственную душу. Здоровое тело хорошо для здорового духа, употребляющего дар Божий на душеспасительное благочестие, на добрые дела, во благо людей и во славу Господню. И в болезни прежде, чем молить Всевышнего и святых Его угодников об исцелении, мы должны просить самих себя: а зачем нам возвращение здоровья? Если для того, чтобы ходить в храм, усердно трудиться над своей душой в молитве и посте, служить ближним, можно надеяться, что по вере нашей прошение исполнится. Если же выздороветь мы хотим лишь для прежней греховной суеты и легкомысленной тщеты, нечего удивляться, когда Небо остается глухо к нашим мольбам. По слову преподобного Макария Египетского, «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может излечить и тело от временных страданий и болезней». Для Всемогущего Господа легче легкого избавить человека от любого недуга, восставить из болезни, неизлечимой средствами земной медицины, воскресить мертвого. Святитель Филарет Московский однажды заметил: «Богу проще возжечь новую звезду, чем нам свечку затеплить». Это аксиома, азбучная истина для верующего сознания (и все же, как часто мы забываем даже азбуку святой веры). Но Вселюбящий Бог зла не творит, а потому не посылает даров и не совершает чудес, несущих зло, не исцеляет того, для кого возвращение здоровья тела пошло бы во вред его душе.

http://pravoslavie.ru/49753.html

В рукописи — 60 правил. Они приводятся целиком, чтобы любой христианин, следующий им, смог хотя бы немного приподняться по духовной лестнице, возводящей нас в Царство небесное. Но следует также предостеречь нашего дорогого читателя (особенно если он только начинает свою духовную жизнь в Православной Церкви) от распространенной ошибки неофитов: «механического», без рассуждения, скорого перенесения молитвенных правил и подвигов подвижников благочестия на свою жизнь и ожидания быстрых результатов. Сам отец Григорий пишет в своем духовном дневнике: «Все начинается с малого духовного нарастания. Если нет малого делания, то можно ли ожидать великое?» «Азбучные правила» православного христианина — это, вероятно, то, что было заложено в его сознание с детства. Далее очень круто и страшно развернулась жизнь у отца Григория, совсем молодого, почти юноши. Вот где все заложенное с детства на «генном», если можно так сказать, наследственном уровне, выработанном многими поколениями этой семьи, помогло устоять, окрепнуть, закалить свою веру в Господа нашего Иисуса Христа и сохранить не-по-ко-ле-би-мую надежду на Него во всех жизненных обстоятельствах, ибо сказано в Писании: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф. 7:7-8 ). Только с такой крепкой верой и надеждой мог выжить молодой Григорий Пономарев, будущий священник, в нечеловеческих условиях заключения. И не только выжить, но взрасти от юноши до умудренного жизнью мужа, который может вести за собой более слабых; который твердо знает, что хочет, и добивается этого. Вся жизнь после заключения отца Григория — это жертвенное служение Господу в лоне Его Святой Православной Церкви, а именно: непрекращающиеся молитвы, ночные бдения и продолжительные богослужения; учеба в духовной семинарии и постоянное изучение Священного Писания и творений Святых Отцов; изучение латинского языка и иврита, чтобы усовершенствоваться в понимании смысла библейских текстов; неутомимое стремление к укреплению у православного народа веры прежде всего примером своего собственного служения людям и Богу. Внимательное изучение личностных особенностей каждого духовного чада с целью более тщательно «лечить душевные недуги пасомых», — как пишет в своем дневнике сам батюшка.

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

13. Детство и воспитание «Героини долга» – сестры милосердия, Риммы Михайловны Ивановой, по воспоминаниям ее родителей «Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я слезы подсмотрел Святые, искренние слезы: То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей…» Некрасов Доблестно скончавшаяся на поле брани 9 сентябре 1916 года сестра милосердия Римма Михайловна Иванова родилась в губ. гор Ставрополе, в ночь под 15 июня 1894 года, в скромной квартире своих родителей Михаила Павловича и Елены Никаноровны Ивановых. С 2 лет она начала проявлять способность к заучиванию молитв, небольших стихотворений и сказок. Находясь всецело на попечении родителей, Римма, главным образом, обязана воспитанием своей матери, которая пробуждала в ней качества религиозно-нравственного характера и настроения. До 5-тилетнего возраста она была совершенно тиха и спокойна и даже не по летам серьезна, а затем начала иногда, по-детски, капризничать. Обладая любвеобильным сердцем, Римма еще ребенком находясь среди своих сверстниц, не была злопамятна, не помнила обиды и прощала обидевших ее. Играя с детьми обоего пола, часто изображала из себе воина и, что характерно, – на вопрос: кем ты будешь? Отвечала: «Солдатом!», а единственный браг её старше ее на 1 г. и 8 месяцев, на подобный вопрос отвечал, что он будет доктором. Так и случилось: открылась настоящее грозная война, и она – Римма – пошла на передовые позиции в простой солдатской шинели; а брат её – студент-медик V курса Харьковского Императорского Университета – доктором. Стремление её поступить в школу и ожидание того момента, когда она сделается ученицей, было безгранично. И надо было видеть её радость и торжество, когда она в первый раз пошла в гимназию. Она поступила в 1 азбучный класс в 1902 году в Ставропольскую женскую Ольгинскую гимназию. В гимназии Римма считалась одной из лучших учениц. Обладая твердым, стойким характером, она отличалась самостоятельностью, была энергична и решительна. Необыкновенно способная, она быстро воспринимала уроки и хорошо усваивала их в гимназии, так что на подготовление их на дому у неё не требовалось много времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Случайно» 89 придя к раскаянию, он оставил разбойничье ремесло и ушел в монастырь. Здесь он всецело предался аскетическим подвигам, поражая своим духовным рвением не только настоятеля и братию, но и своих былых товарищей по разбою (четверо из них замышляли нападение на его монастырь, но были пленены могучим иноком, а потом обращены им и тоже стали монахами). Однако греховные страсти долго не покидали его. Особенно тяжела была для Моисея брань с «блудным бесом», одолеть которого ему помогли молитва , пост и тяжелый физический труд, а также поддержка св. Исидора. Со временем молва о его духовных подвигах разнеслась далеко за пределами монастыря, однако инок строго избегал мирской славы, хотя был неизменно приветлив к посетителям. Св. Моисей дожил до старости, имел множество учеников и добровольно принял мученический венец от предсказанного им заранее набега сарацинов, вероятно, желая своей насильственной смертью искупить преступления юности 90 . Источники этого довольно пространного текста о раскаявшемся разбойнике указал сам Димитрий Ростовский : «…от Патерика Скитского, и от Лавсаика Палладиевого, и от Азбучного Патерика собранное» 91 . Из Жития преподобного Арсения Великого , инока той же обители, что и Моисей, заимствовал он следующий эпизод. …брат некий удалено прииде в Скит, видети хотяше преподобнаго Арсения. И введен быв к нему, виде его, но слышати словеса того не сподобися: седяще бо старец молча и зря долу. И вышед от него, моли водящего его церковника, да отведет ко авве Моисею, от разбойник ко иночеству пришедшему. И веде церковник странного того брата к Моисею. Блаженный же Моисей прия их, радуяся, и упокои, и учреди, и много милости явив им, отпусти их. Глаголя же церковник к странному брату: «Се обоих видел еси, отца Арсения и отца Моисея. Который от обоих лучше те мнится быти?». И глагола странный брат: «Приимый нас любезно, той лучший есть». Слышав же то некий от боговдохновенных старец и молися к Богу, глаголя: «Господи, покажи мне дело обоих тех отец, яко он бегает человеков имени Твоего ради, ов же всех приимает имени ради Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010