иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Значительно реже в древнейших слав. азбучных акростихах М соотнесено со словами «милость» - в молитве «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Милость ж Свою и ту прострох к вам, яко причаститис и еще земли своеи» ( Петров. 1894. С. 21), в др. редакции: «Милость же Свою и ту прострох к вам, яко причастивыися земли своеи» ( Кобяк. 1987. С. 152); в азбучной молитве свт. Константина , еп. Преславского: «Милости Твоя, Боже, просят зело» ( Степанов. 1997. С. 421); «мудрость» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Мудрость над всеми добродетельми царьствует» ( Кобяк. 1987. С. 145); «мати» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Мати и сестры, отць и братия, друзи и врьсти, престанете от плача» ( Загребин. 1981. С. 79); «мздоимец» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Мздоимцу подобяся, вопию Ти» ( Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 33, 35), в др. редакции: «Мздоимцу подобяся и мытарю, вопия Ти, Христе» ( Кобяк. 1987. С. 146); «мытарь» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Мытарю уподобяся, вопию Ти» ( Соболевский. 1902. С. 33); «море» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Море видев и побеже в пени, рече» ( Иванова-Константинова. 1971. С. 361; 1981. С. 109); имя пророка: «Михей вьспои (вар.: «вьсприими») радость и ликьствуй» в стихирах гласа 6 на предпразднство Рождества ( Иванова-Константинова. 1971. С. 353). В поздних азбучных акростихах, сопровождающих рус. и церковнославянские каноны XVI-XVIII вв., представлен широкий диапазон слов, начинающихся на М: «меч», «миро», «множество» и др. ( Кожухаров. 2004. С. 294; Смирнова-Косицкая. 2007. С. 223, 233, 239). В рус. и церковнослав. языках М обозначает звуки [м] и [м " ]: «море», «дом», «  », «место», «семь», «  ». Начертание М в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы Μ («мю»), к-рая по рисунку представляет собой видоизменение финик. знака («мем»). В древней кириллице начертание М имело неск. вариантов. 1. Широкое начертание с плечами (горизонтальными перекладинами, соединяющими петлю с мачтами у верхнего уровня строки), 2 вертикальными параллельными мачтами и изогнутой или округлой петлей, умещающейся в пределах строки: .

http://pravenc.ru/text/2600221.html

В древнейших слав. азбучных акростихах Ж соотносится преимущественно с формами глагола «жити», с образованными от него существительными «живот» (жизнь) и реже «житие», «жизнь», а также их производными. Формы глагола «жити» представлены в следующих акростихах: в азбучной молитве свт. Константина Преславского «Аз словом сим молюся Богоу»: «Живущиим в заповьдьх Ти» ( Степанов. 1997. С. 421); в молитвах «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Живущи в Бозе Божьскими оукрашаются лепотами» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; ср. также: Кобяк. 1987. С. 148; в др. редакции: «Живущии по Бозе бесконечны оукраются (sic!) лепотами» - Петров. 1894. С. 19); «Аще хощеши мудрости святых»: «Живущим в пьянстве, и во блуде, и во всякои нечистоте» ( Кобяк. 1987. С. 144); «Аз превечен в Троицы, начала и конца не имыи»: «Живете достоино, заповеди Моя соблюдающе» (Там же. С. 154); «Аз от начала повествую с тобою»: «Живяху бо от Него, сущии безчисленно, грехолюбие наполниша» ( Петров. 1894. С. 19; в др. редакции: «Живяху бо от Него, безчинно сущее, и в грех впадша, и грехов наполнишася» - Кобяк. 1987. С. 149). Существительное «живот» употреблено в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Живот дах всеи твари» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есть всему миру свет» (1-я редакция): «Живот дал все твари»; «Аз есмь Бог»: «Живот дах миру»; «Аз есмь Бог первыи»: «Живот во веки»; «Азбука об Адаме»: «Живота оубо раискаго Адам оуже погрешии» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 59, 60); «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «Живот и силу подах вам» ( Петров. 1894. С. 20); «Аз ти благодарю Бог»: «Живот вы и грех вашь отпустих» ( Кобяк. 1987. С. 153). Прилагательное «животныи» встречается в молитве «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Животную силу подах вы» (Там же. С. 150). Существительное «житие» представлено в молитвах «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Житие бо свое в мраце иждих» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; ср.: Кобяк. 1987. С. 146); «Аз любяи вас и без числа отдая»: «Житие ваше скверно вещая» ( Петров. 1894. С. 21, ср.: Кобяк. 1987. С. 152); в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Житию ныны и славу погыбающю» ( Загребин. 1981. С. 76). Слово «жизнь» встречается во 2-й редакции молитвы «Аз есть всему миру свет»: «Жизнь есть всему миру» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 56; Кобяк. 1987. С. 155). Гораздо реже в акростихах встречаются др. слова на букву Ж. В варианте азбучного стиха «Аз есмь Бог», представленном в серб. Пакрацком сборнике («Книга Агапиевец») сер. XVI в. (Архив ХАЗУ. III а 43), читается «жолчь»: «Жльчы вькоусихь» ( Mo š in. 1955. С. 81; 1990. С. 14); азбучные стихиры 6-го гласа на предпразднство Богоявления содержат форму от глагола «желати»: «Желее вьжделехь, рече, вьзданиа моего сам вьзыскати» ( 1981. С. 108).

http://pravenc.ru/text/182175.html

1968. С. 59); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «От негож научен слову и делу, бысть чюден» ( Петров. 1894. С. 19), в др. редакции: «От негоже научен слову и делу и бысть чюдесен» ( Кобяк. 1987. С. 150); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «От вышних родитися от Девы изволих» ( Петров. 1894. С. 22); «Аще хощеши мудрости святых»: «От людеи в безстрашии ходящих отдали себе далече» ( Кобяк. 1987. С. 146); «Аз Ти благодарю Бог»: «От Божия помощи безчисленыя измаильтяны победисте» (Там же. С. 153); «Аз есмь всему миру свет» (2-я ред.): «От неправедных беззаконник» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 57; Кобяк. 1987. С. 156); «Азбука об Адаме»: «От Отца бо с небеси глас на землю прииде» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 61). Систематически   соотносится со словами, начинающимися на «от-», при этом «от-» может быть приставкой или входить в состав корня: «оттоле» - «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Оттоле простреся паче злоба и власть ваших пременися» ( Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Оттоль паче простреся злоба ваша и власть цареи ваших пременися» ( Кобяк. 1987. С. 151); «Аз есмь Бог первый»: «Оттоле манны в пустыни цы не напитах вас» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 60); «отверзу» - «Аз есмь всему миру свет» (1-я ред.): «Отверзу раи роду человеческому» (Там же. С. 55); «Аз есмь свет миру»: «Отвръзу раи хрстианом» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «отнюду» - «Аз превечен в троицы»: «Отнюду же приидет паки судити вселеннеи» ( Кобяк. 1987. С. 155); «отец» - «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Отец и Сын и Святыи Дух, Троица Святая, послушаи гласа моления моего» (Там же. С. 147). С достаточной регулярностью в азбучных акростихах   соотнесено с междометием «О» при обращении (перед формой звательного падежа): в азбучной молитве свт. Константина, еп. Преславского: «О чьстьная Пресвятая Троице» ( Степанов. 1997. С. 421); в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «О Пресвятая Троице, послушай гласа неключимаго раба», в др. редакции: «О Пресвятая Троице, помилуй недостоинаго Твоего раба» ( Соболевский.

http://pravenc.ru/text/2578023.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В церковнослав., рус., белорус., болг. алфавитах - 6-я по счету, в укр., серб. и македон. алфавитах - 7-я. Рус. совр. название буквы употребляется как существительное среднего рода («прописное Е»). Старослав. и церковнослав. название «естъ» («есть») представляет собой форму 3-го лица ед. ч. наст. времени глагола «быти». В древнейших слав. азбучных акростихах Е связано преимущественно с глагольной формой 3-го лица ед. ч. наст. времени «есть», напр., в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Есть гнев Мои на грешникы» ( Кобяк Н. А., Поздеева И. В. Славяно-русские рукописи XV-XVI вв. НБ МГУ. М., 1981. С. 143); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Есть бо начало и свершение всем глаголам от Него» ( Петров. 1894. С. 18; Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; Кобяк. 1987. С. 148); «Аз превечен в Троицы, начала и конца не имыи»: «Есть человеку насладитися оная доброты и различныя красоты» (Там же. С. 154) и др.; с формой 1-го лица ед. ч. наст. времени «есмъ» - в молитве «Аз есмь Бог»: «[Добръ бо есмъ.] Есмъ бо» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); с образованным от формы «есть» существительным «естество» - в молитве «Азбука об Адаме»: «Естество свое наго видев» (Там же. С. 60); в стихирах на попразднство Богоявления: «Естеством Си сьпрестолен Си Отцу и Духови» ( Попов. 1985. С. 45) и др. Реже Е соотнесено с союзом «егда» - в молитвах «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Егда хощеши явити таиная» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; Кобяк. 1987. С. 146); «Аз Ти благодарю, Бог»: «Егда Моисеи моляшеся» (Там же. С. 153). В азбучной молитве свт. Константина Преславского Е соотнесено со словами «еже будет»: «Еже будет на успех всем» ( Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 423). В рус. словарях-азбуковниках с алфавитным принципом расположения статей за названием буквы следует имя Бога: «Елои. Боже» ( Ковтун Л. С. Азбуковники XVI-XVII вв. Л., 1989. С. 183).

http://pravenc.ru/text/180843.html

Максима, митр. русского, правило, 205, 206, 209. Малахиа ржевитин, строитель Киржачского мон., 816. Мальцов Василий, владелец, 792. Манассии, царя иудейского, молитва, 254, 350. Манихеи еретики, 663. Чин обращения их к правосл. вере, 739, 799. Мантии толкование, 189, 756. Мануил, царь греческий, 224, 765. Марапе князю Никона черногорца послания, 211–213, 783. Маргарит, книга, см. И. Златоуст. Марк, биограф Иоанна Предтечи, 211, 680, 681, 686. Марка, преподобного, отрывки, 181, 189, 407, 753, 756, 760, 770. Марка, иеромонаха, о неведомых Уставу, 46, 242–245, 247–251. Маркел диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206, 269, 424; поп, 781. Мартин Исаевич, ключарь моск. Успенского Собора, владелец, 813. Мартирия, монаха киево-печерского, акафист всем Святым, 285, 652, 768, И. Златоусту, 768. Мартолой, книга, 762. Матренин Карп, слуга монастырский, владелец, 805. Матфей, евангелист. Евангелие его см. Библия. Житие см. Жития Святых. Изображение, 68. Слово, 144. Матфей, епископ сарайский, автор, 11. Матфей, инок, автор, 628. Матфей Иванов, поп, владелец, 430. Матфей, иером. Троиц. Серг. мон., то же, 156, 165. Матфей Меркулев, то же, 115. Медведев Виссарион, поп, то же, 109, 171. Мелетию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Мелетия, патр. александрийского, послания, 196. Мелхиседек, царь, 732, 793, 794. Мелхиседикиане, еретики, 205, 206, 739, 799. Менандра Мудрого изречения, 189, 204, 730, 762. Менгутемир, хан ордынский, 177, 765. Меркурий, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик ркп., 178. Метафраст см. Симеон. Мефодия, еп. патарского, слово, 770. Упом., 187. Мефодий, патр. константинопольский, 799. Мефодий, учитель Славян, 674. См. Кирилл. Минеи общие, книги, 379, 461–464. Минеи служ. месячныя, 30–32, 465–596. Минеи-четьи, 663–681. Мисаила, иерод. голутвинского, книги, 159, 770. Митрополиты российские изчислены, 408, 647, 765. Митрофана, патр. константинопольского, канон пресв. Троице, 255 и др. Митрофан, епископ коломенский, 647. Митрофан, иером., автор, 624. Михаил св. архангел. О нем слова, 664, 665, 670, 671, 730, 754, 755, 774, 775, 786. Молитва ему, 285, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Михаила Пселлоса предисловие к Диоптре, 190–194. Михаила, архиеп. константинопольского, о латынских ересях, 177, 768. Михаила Асхалона, патр. константинопольского, молитва, 224 и др. Михаил Кляпик, посол, 466. Михаил Феодорович, царь, 281, 299, 429, 430, 665. Михаил, монах, автор, 618, 619, 623, 624. Михаил Леонтьев, дьячок Никольский, владелец, 378. Михаил Никитин Исаков, владелец, 630. Михаило, некто, то же, 151. Михей, прор., 63, 89–90, 681. Мичурин, владелец, 787. Моисей, пророк, 121, 192, 730, 731, 757. Его слово, 204. Книги см. Библия. Моисей, авва скитский, 37, 181, 763, 766. Моисей, владелец, 80, 415. Молитва Господня (Отче наш) истолкована, 142, 143, 189, 413, 756, 766, 768, 794. Монастыри и пустыни упоминаются (кроме житий и служб Святых): Алатырский Троицкий, 324. Аффониева пустынь, 275. Богоявленский, московский, 25, 113, 160, 177, 318, 604, 606, 611, 614, 628, 788. Борисоглебский, 782, 808. Ватопед, святогорский на Ао- не, 118, 150, 200. Вознесенский, московский, 676, 713 . Вознесенский, тверский, 257. Геннадиева пустынь, костромская, 415. Георгиева пустынь Троиц. Серг. мон., 202. Киржачкий, 34, 102, 119, 126, 155, 181, 191, 194, 229, 260, 327, 386, 534, 578, 607, 629, 640, 683, 690, 702, 815, 816. Колочский, 679. Купятицкий, 93. Махрищский, 703. Никола Старый, мон. в Москве, 466. Нилова пустынь, 418. Новоспасский, московский, 738, 741. Отенский, новгородский, 385. Пелеговская пустынь, 461. Преображенский на р. Всходне, московский, 244. Псково-печерский, 679. Пятницкий, 370, подолный, 327. Симеоновский, под слободою Александровою, 217, 284, 739. Симонов, московский, 179. Стромынский, 99, 219, 227, 239, 554, 724. Тутанский, тверский, 505, 517. Хиландарь, афонский, 686. Хотьков, 471, 488, 492, 536, 547, 559, 765. Чудов монастырь, 428. Феодора Стратилата (в Переславле Залеском), 655, 660. Москвитянин, журнал, 11, 39, 200, 624. Мунехину Михаилу Григ. послание, 798. Муравьева Андрея Николаевича вклад, 733. Мытаря и фарисея неделя. Слова, 9, 11, 44, 99–101, 103–106, 142–144, 204, 404, 767.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 1674 году, Октября в 10 день последовала грамота из Патриаршего Приказа, за подписью Дьяка Тимофея Симоновского на имя Архимандрита Филофея с братиею, коей велено: «книги письменные и харатейные, и Латинские и Греческие, пересмотря взять к Москве». В следствие сего взято из Воскресенского монастыря и его Московского подворья в Патриаршую ризную казну 500 книг которым тогда же была составлена опись в азбучном порядке Печатного Двора Справщиком Евфимием с Ризничим Иеродьяконом Иоакинфом. Грамотою Патриарха Иоакима 1676 года, от 4 Ноября (из Патриаршего Приказа) повелено все книжные заводы и слова отлитые из Воскресенского монастыря взять к Москве, во исполнение чего оные и были тогда же сданы под расписку Патриаршему Ризничему Иеродьякону Иоакинфу, а в следующем 1677 году грамотою из Патриаршего же Приказу, от 4 Марта, велено: «Старца Каллистрата, который вырезывал искосы, и в чем отлиты слова были, прислать к Москве» 18 . Итак, Патриаршая Воскресенская обитель, по неисповедимым судьбам Божиим, разделяла отчасти судьбу ее знаменитого основателя: в то время, как он томился в заточении, она оставалась в забвении и небрежении, но не забывал об ней лишь ее знаменитый основатель, по свидетельству Шушерина, во все время заточения Патриарха: все его земные помыслы, чувства и желания были устремлены к ней. Ему хотелось и пожить еще лишь для того, чтобы самому довершить начатое в ней здание великого храма Воскресения Господня по Иерусалимскому образцу, и возлечь в нем на вечный покой. Милосердый Господь, во время свое, внял молитве верного своего раба, по сказанному в Писании: «Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит», и тем явил всем благоволение к делу, им во славу Божию предпринятому. Начатый им храм был довершен, согласно его намерению и предначертанию, хотя и не им самим, а все же ради его, так сказать, в силу его завещания, а сам он получил лишь часть желаемого – обрел в своей любимой обители и храме, им основанном, место вечного упокоения, будучи при том почтен Патриаршим погребением, в присутствии самого Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Последним по времени создания гимнографическим произведением И. является одна из редакций службы св. царевичу Димитрию Иоанновичу, погибшему в Угличе 15 мая 1591 г. («Ин перевод: стихиры благоверному царевичю князю Дмитрею Углецкому, новому чюдотворцу»). Редакция И. известна в единственном списке XVII в. (РНБ. Солов. 1012/1121. Л. 1-13 об.), содержащем многочисленные исправления (см.: Описание рукописей Соловецкого мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1885. Ч. 2. С. 285). При переносе останков царевича в Москву 3 июня 1606 г. совершилось много чудес, после чего было установлено богослужебное поминовение его памяти и написано Житие. Время создания службы в редакции И. неизвестно. Служба представляет собой всенощное бдение, часть ее песнопений совпадает с песнопениями службы на память св. царевича Димитрия из богослужебной Минеи (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 119-138). В службе, написанной И., читается канон, отличный от канонов св. царевичу в минейном варианте, в частности, в каноне, принадлежащем перу И., отсутствует акростих (нач.: «Многомилостивыя Твоея, Христе, помощи прошу страстотерпца Твоего Димитрия молитвами»; см.: Смирнова (Косицкая) А. Е. Азбучные каноны русским святым//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 209-210. Примеч. 105). Соч.: Житие прп. Варлаама Важского: Изд. по списку XVII в. 677 Троице-Сергиевой лавры/Предисл.: А. Григорович//ПО. 1887. Июль. Прил. С. 1-47; То же: СПб., 1893; Никодим (Кононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукописного Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901. С. 30-112 [Житие прп. Антония Сийского по ркп. из б-ки Антониева Сийского мон-ря]; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 241-328 [Житие прп. Антония Сийского по списку БАН. Арханг. 250], 328-340 [Похвальное слово прп. Антонию по тому же списку]; Прп. Димитрий, Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа. М., 2004. С. 37-50 [факс. воспроизв. службы Сретению иконы прп. Димитрия Прилуцкого по ркп. ВОКМ. 1854].

http://pravenc.ru/text/578316.html

40 См. там же. – С. 304: «…таково именно было предание апостольское о сем предмете, так всегда веровала о сем Святая Кафолическая Церковь ». «Классифицирующее» мнение проф. Н. Д. Успенского таково: «Иногда православные богословы, которых никак нельзя обвинить в католических взглядах, просто в силу усвоенных ими сведений из учебников по догматическому богословию или по катехизису говорят как о всем понятной азбучной истине, что сущность хлеба вина претворяется в Тело Кровь Христовы, так что от этих элементов остаётся только их внешний вид или форма. Но это не азбучная истина, а заученные не до конца продуманные слова» (С. 135). 45 Архиепископ Черниговский Филарет. Православное догматическое богословие. – Часть I. – СПб., 1882. – С. 169. 49 И. Олесницкий. Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии несостоятельность этого учения. – Каменец–Подольск, 1894. – С. 169. 62 Деяния Совещания глав представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве в 1948 году (далее – Деяния). – Т. ΙΙ. – С. 247. 74 Там же; см. также: прот. Н. И. Флоринский. Согласно ли с Евангелием действовал учил Лютер? – 6–е изд. – М., 1896. – С. 99–101. 94 Всеобщая история. – Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. – Т. IV. – М., 1898. – С. 576, примечание. 165 Богословские труды. – 13. – М.: Издание Московского Патриархата, 1975–1976. – С. 137. Проф. Н. Д. Успенский полагает, что в чине Архиерейской присяги нашли отражение католические взгляды на святую Евхаристию, взгляды, которые он прямо глобально противопоставляет православным – в своём собственном понимании, естественно: «Православное богословие не может согласиться с римо–католическим учением о пресуществлении…» (С. 134). См. также примечание 398 на с. 133. 166 Цит. по: Архиепископ Харьковский Макарий. Православно–догматическое богословие. – Т. II. – СПб., 1857 (фототипическое издание Свято–Троицкого Ново–Голутвина монастыря, 1993). – С. 291. 167 По назидательным словам того же Известия учи­тельного Служебника, – во еже «како подобает» в благоговении пред «величеством сея пребожественныя Тайны» о священнодействии помышляти, – «иерей же диакон, литургисати хотяй, к сему всяко должен есть особне сие имети, еже изволити в предложении своем во славу Бога, в Троице Святей славимого, в честь всех святых, в небеснем раи веселящихся, в пользу же оставление грехов себе всем верным Божиим, на земли сущим в правоверии благочестно усопшым, за всех же особне живых усопших, молитвам его вручившихся, о благостоянии Святыя Соборныя Апостольския Восточныя Церкве литургию Божественную по уставу Господню и обычаю Церкве Святыя Восточныя, якоже тайну освящающую яко Жертву Бога умилостивляющую грехи очищающую, совершати, в нейже Дух Святый усты Его, по словеси Божественных словес: и сотвори убо хлеб в Тело Христово, вино (водою мало раствореное) в Кровь Его Божественную, преложив Духом Твоим Святым, на престоле предложéнныя истинно пресуществит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010