Разделы портала «Азбука веры» Ложь – обман, намеренное искажение правды, истины . По объяснению святых отцов, ложными могут быть мысли, слова, знания, впечатления, представления, учения, жизненный опыт, жизненные пути. Изобретателем (отцом) лжи является диавол : « Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » ( Ин.8:44 ). Девятая заповедь однозначно запрещает ложное свидетельство на ближнего. На страницах Священного Писания также часто встречаются слова, однокоренные со словом «ложь»: лжесвидетельство, лжесвидетели ( Мф.26:59-60 ) , лжепророки ( Мф.7:15 ) , лжеучители ( 2Пет.2:1 ) , лжебратья ( 2Кор.11:26 ) , лжеапостолы ( 2Кор.1:13 ) , лжехристы ( Мф.24:24 ) . Какие виды грехов являются разновидностью лжи? Помимо обмана сюда можно отнести клевету , умышленное извращение правосудия в суде, лицемерие , лесть , распространение сплетен. Бывают ли негреховные виды лжи (ложь во благо)? Ложь – намеренный обман ближнего в словах или иных внешних действиях, является грехом по роду. Согласно «Пространному христианскому катехизису», непозволительна даже такая ложь, «при которой нет намерения вредить ближнему». В Священном Писании находится предостережение: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» ( Сир.7:13 ). Причиной ее аморальности является то, что «всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви» (Пространный христианский катихизис). Прп. Никодим Святогорец предостерегает: «Всякая ложь, какой бы она ни была, как бы она ни говорилась, является грехом и пагубой, и христианам совсем не к лицу лгать, ибо это становится дурной привычкой». Правда, иногда мы встречаем в Священном Писании примеры того, как ложь служила к пользе (по крайней мере, к сиюминутной пользе) ближних. Например, Раав, обманув посланников царя Иерихонского, спасла тем самым жизнь посланных Иисусом Навином соглядатаев ( Нав.2:1-5 ). Впоследствии на неё, как на пример, указывал апостол Иаков: « Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? » ( Иак.2:24-25 ). На неё же указывал апостол Павел: « Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными » ( Евр.11:31 ). Однако подобного рода примеры всё же являются случаями исключительными и не опровергают того положения, что «уста лживые – мерзость пред Господом».

http://azbyka.ru/lozh

Разделы портала «Азбука веры» Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах. Где двое или трое Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров , митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе. Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться! К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует. И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе. Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову . Вот он: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь».

http://azbyka.ru/molitva-po-soglasheniyu...

Разделы портала «Азбука веры» Люцифер (от лат. lucifer — светоносный, денница ( Ис.14:12 )) — одно из имён сатаны , дьявола , указывающее на то, что в своём первозданном состоянии он обладал многими ангельскими совершенствами. Гюстав Доре. Падший ангел (Люцифер) Основой для появления такого наименования сатаны стал текст из книги пророка Исаии, который содержит обличение царя Вавилонского (14 глава). Говоря о времени, когда Господь помилует народ Израиля, пророк предсказывает гибель его угнетателей. Господь накажет нечестивого царя, от его падения все будут радоваться, и даже ад придет в движение, чтобы встретить его. Обитатели ада встретят его насмешками. Вместе с тем некоторые отцы Церкви допускали или даже питали уверенность, что часть слов этого пророчества относится к диаволу, к его падению и низвержению с небес, например: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:12-15 ). В латинском переводе этого текста в качестве эквивалента славянского слова «денница» использовано слово «lucifer» (люцифер). Это обстоятельство и привело к широкому использованию данного слова. Именование сатаны Люцифером (светоносным) указывает на его совершенство и величие, которыми первоначально наделил его Бог: тогда, до своего падения, он был еще добрым ангелом. В Евангелии Господь Иисус Христос говорит ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» ( Лк.10:18-19 ). В тоже время новозаветные авторы сопоставляли ожидаемое верующими Второе Пришествие Христово с воссиянием утренней звезды (φωσφρος, lucifer) в их сердцах (ср.: 2Пет.1:19 ). В Откровении Иоанна Богослова, говорящем о последних временах, Иисус свидетельствует о Себе, что Он «корень и потомок Давида, звезда (греч. — στρ, лат. — stella) светлая и утренняя» ( Откр.22:16 ). Один из тропарей второй статии утрени Великой Субботы относит ко Христу такие слова: «Зашел еси под землю, Светоносец (φωσφρος) правды,/и мертвыя якоже от сна воздвигл еси,/отгнав всякую тьму сущую во аде». Таким образом, это именование равно приложимо к Иисусу Христу и к сатане в разных контекстах.

http://azbyka.ru/lyucifer

Разделы портала «Азбука веры» Малакия (от греч μαλακα (малакиа) — слабость, изнеженность, малодушие; μαλακς (малакос) — мягкий, изнеженный) — 1) онанизм , рукоблудие; 2) (реже) пассивный гомосексуализм; 3) тот, кто занимается этими деяниями ( 1Кор.6:9 ). Джон Мартин. “Уничтожение Содома и Гоморры” 1852. Из словаря протоиерея Г. Дьяченко : “Малакия=тяжкий грех рукоблудия, который лишает человека, если он не раскается, Царства Небесного, по слову апостола Павла ( 1Кор.6:9 ). Отсюда глагол малакствовати , т.е. скверниться рукоблудием”. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:9-11 ). В Новом Завете помимо 1Кор.6:9 слово μαλακς встречается только в Мф.11:8 (дважды) и Лк.7:25 , относясь в этих случаях к мягким одеждам. Место малакии в системе 8ми главных страстей Малакия относится к страсти блуда . Противоположной добродетелью, которая обретается вместо этой страсти, является добродетель воздержания. См. Греховные страсти: развитие и классификация . Если страсть не замещена добродетелью, то вероятно она замещена другой страстью (как алкоголизм иногда замещается наркоманией). Опасность малакии Методы преодоления малакии Очевидно действенным средством против этого вида греха может являться вступление в брак (при этом цели брака не должны исчерпываться физиологией). Кроме того можно порекомендовать следующие, в т. ч. аскетические средства: Духовные средства: Душевные (психологические) средства: Телесные средства: С самого начала борьбы с грехом следует помнить о принципе синергии (соработничестве) : необходимо и самому приложить все силы, и просить помощи у Бога. Как искупить грех малакии? Как и любой другой грех — в Таинстве Покаяния . Церковные каноны о малакии Правило 10е св. Иоанна Постника полагает за этот грех 40-дневную епитимью с сухоядением и 100 поклонами ежедневно.

http://azbyka.ru/malakiya

Разделы портала «Азбука веры» Малодушие — это немощь души человека, проявляющаяся в таких его особенностях, как нерешительность, отсутствие твердости характера, чрезмерная боязливость (в том числе в отношении принятия личной ответственности), отсутствие решимости и последовательности в деле следования заповедям Божиим. Причины малодушия Основные причины малодушия — недостаток веры и надежды на Бога; тщеславие, самолюбие и гордость; отсутствие страха Божия. Прп. Иоанн Лествичник подчеркивает связь малодушия как с неверием (с одной стороны), так и с тщеславием и гордостью с другой 1 . Опасность малодушия. Последствия для духовной жизни человека Малодушие может стать причиной трусости, оставления кого-либо в беде, предательства, а также неисповедания веры и даже отречения от Христа. Последнее – особенно страшно: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:33 ). Из-за малодушия легко возможно уклонение с пути следования заповедям Божиим, соответственно — отсутствие духовных плодов. Из евангельской притчи о сеятеле видно, что боязливая душа (не имеющая в себе корня и смущающаяся гонениями) подобна каменистому месту, на котором семя слова Божия не может вырасти и остается бесплодным: «Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» ( Мф.13:20-21 ). Отсутствие духовных плодов грозит, в свою очередь, лишением благодати Божией и подверженностью действию темных сил: «Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души», — отмечает прп. Иоанн 2 . И главная опасность – конечная судьба тех, кто впал в боязливость: «Боязливых же… участь в озере, горящем огнем и серою» ( Откр.21:8 ). Борьба с малодушием. Противоположные малодушию добродетели Побуждение к преодолению малодушия и страха и средства, для этого необходимые, – центральная тема напутствия Господа ученикам, посылаемым на проповедь ( Мф.10:16-42 ).

http://azbyka.ru/malodushie

Разделы портала «Азбука веры» Меня всегда удивляло, почему в Церкви, по крайней мере, в русской, столь непоследовательно относятся к таким явлениям, как употребление спиртного и курение. Если многие православные, даже из числа духовенства, считают вполне естественным на праздник или по какому-то еще «уважительному» поводу немного «перебрать», то курение в их сознании относится к чему-то табуированному. Хотя, если разобраться, чем одно лучше другого? И то, и другое губительно для здоровья, но алкоголь при этом еще и помрачает ум, что может привести к непоправимым последствиям – от автокатастрофы до катастрофы нравственной, не случайно апостол Павел писал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф.5:8 ). Чем же курение может быть хуже? Обычно православные вспоминают известную присказку: «Курить – бесу кадить». В этих словах есть доля правды. Собственно каждение, которое совершается в православном храме, тоже именуется «курением» – курением фимиама или ладана. Помните у Высоцкого: «Дьяки курят ладан»? И в Библии слово «курение» употребляется исключительно в религиозном значении: «Вот я строю дом имени Господа Бога моего, – пишет царь Соломон, – для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение» ( 2Пар.2:4 ). Или в другом месте: «И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом» ( 3Цар.9:25 ). Еще задолго до Соломона и храмового богослужения люди, принося Богу жертвы, верили, что сам дым этих жертв приятен Богу: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт.8:20-21 ). Но традиция приносить жертвы и воскурять благовония существовала не только среди народа Божия, соседние народы делали то же самое и для своих богов: «Произнесу над ними суды Мои, – говорит Господь, – за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» ( Иер.1:16 ).

http://azbyka.ru/kurit-besu-kadit

Разделы портала «Азбука веры» Миряне, или лаики  (греч.  λακς «люди»); более точно – верные – члены Церкви , не входящие в состав духовенства .  Раньше мирянами называли тех, кто в мире, т.е. некрещёных.  Греческая лексика лучше позволяет различать основания для деления церковного народа. По отношению к служению: κληρικς (клирик) и λακς (мирянин); по отношению к образу жизни: μοναχς (монах) и κοσμικς (мирской). Монашествующие не являются отдельным классом христиан, некоторые из них принадлежат к духовенству, а некоторые к мирянам. Мирянин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении . Миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове , Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения . В первые века христианства права верных несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. Члены Церкви, клирики и миряне, равны в надежде на спасение. Но, как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» ( 1Кор.12:4-5 ). Широкое участие мирян в церковной жизни имеет своим догматическим основанием библейское учение о всеобщем священстве: « Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий » ( 1Пет.2:9-10 ). Согласно православному вероучению, миряне принадлежат к духовному священству и приносят Богу духовные жертвы: « молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное » (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 108). Об этом свидетельствует Священное Писание: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ).

http://azbyka.ru/miryane

Разделы портала «Азбука веры» Мистика христианская (от греч. μυστικς (мистикос) – таинственный, мистический) — 1) опыт непосредственного переживания человеком (группой лиц, общиной, собранием) духовно-благодатного соединения с Богом ; 2) богословское выражение, обозначающее мистическую сторону жизни и деятельности Церкви . Человеческая душа стремится не только к знанию о Боге, но и к живому соединению с Ним. Такое соединение есть цель всего бытия человека, поскольку Бог есть Всесовершенное Существо и соединение с Ним есть источник духовного блаженства. Воплощение Сына Божьего открывает человеку возможность соединения с Богом, сообщает человеку усыновление Богу, то есть единение подобное единению Сына с Отцом ( Ин.17:21-23 ). Все Священное Писание говорит о возможности соединения с Богом, указывает на такое соединение как на цель духовной жизни: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин.15:4 ). Воплощение Сына Божия есть тайна, превосходящая человеческое разумение, ибо действующий в Воплощении есть Сам Бог: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Такими же таинственными являются Божественные действия в человеческой душе, ведущие к ее соединению с Богом. Эти действия называются Божественной благодатью , поскольку являют собой неизреченный дар благого Бога людям. Эти действия производятся Святым Духом и через них человек таинственно приобщается Божественной Жизни. Благодать Святого Духа подается в церковных таинствах, помогая христианину в его духовном подвиге, преображая и обновляя его естество, созидая в человеческой душе Царство Божие . Опыт действия Божественной благодати и есть христианский мистический опыт, меры которого отличаются в зависимости от меры подвига христиан. Высшие меры этого опыта заключают созерцание Нетварного Божественного света и особые благодатные дары , явно свидетельствующие об обожении христианина – прозорливость, чудотворения и др. Не каждый христианин может достигнуть подобных высот, но каждому доступно ощущение действия благодати в опыте Богообщения . По слову св. Симеона Нового Богослова Христианин есть тот, кто опытно познал благодать Божества, кто умным чувством души своей ощутил, что Бог совершает в нем волю Свою чрез Иисуса Христа, кто подлинно приобщился жизни в Боге.

http://azbyka.ru/mistika-xristianskaya

Разделы портала «Азбука веры» Монастырь (от греч. μοναστριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих , объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава ; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители. Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный. Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима . Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в). из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) положенные в основу обета нестяжания. Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:21 ) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop.7:32).

http://azbyka.ru/monastyr

Разделы портала «Азбука веры» Мудрование — 1) философствование ; 2) неуместные размышления (разговоры) относительно предметов христианской веры, христианского благочестия; 3) образ мыслей падшего человека. Чем мудрование отличается от мудрого рассуждения? Мудрое рассуждение обнаруживает мудрость  рассуждающего, тогда как мудрование бывает обусловлено желанием высказаться. При этом  высказывание истинно мудрого человека (например, старца , святого подвижника ) обнаруживается не только в содержании, но и в уместности сказанного. Мудрование же часто звучит не к месту, проявляясь или в желании поспорить, или в желании поговорить. Именно мудрование, а не мудрость и мудрая рассудительность приводит к заблуждениям относительно веры , к ересям  и церковным расколам . Мудрость святых — Божественный дар . Мудрование же отчуждает человека от Бога . В древности оно было свойственно грубым язычникам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, …то и предал их Бог в похоти сердец их нечистоте» ( Рим.1:21-24 ). В наше время богопротивное мудрование бывает характерно для плотского или ветхого человека  «зане мудрование плотское вражда на Бога» ( Рим.8:7 ). Цитаты о мудровании «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти». Кол.2:8-10 «Тогда как рассудок у неправоходящего сам по себе, потеряв точку опоры, влается туда и сюда, воля мало-помалу вливает в него свое развращение. Здесь составляются сказанные апостолом стихии мира: мудрование плотское, мудрость бесовская – то есть образуются разные убеждения в угодность развратной воле, каковы, например, что жизнь кончится нескоро-нескоро и конца не видно, что только и жизни что в благосостоянии и счастии на земле, что надо поддержать свое имя и честь как бы то ни было, надо иметь руки сильные, к коим бы можно было обратиться в случае нужды, надо уметь пользоваться обстоятельствами и проч. Все они содержатся в рассудке без исследования, поэтому суть предрассудки; в слове редко выражаются, а хранятся глубоко в сердце и известны только самому человеку, приходя к нему в сознание в виде тайных помышлений, в свободное от хлопот время, а более – служа сокровенною пружиною, приводящею в движение его дела». свт. Феофан Затворник Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/mudrovanie

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010