Разделы портала «Азбука веры» В начале было Слово – первая строка пролога Евангелия по Иоанну, рассказывающая о вечном (“домирном”) бытии второго Лица ( Ипостаси ) Святой Троицы – Бога Сына , Божественного Слова ( Логоса ):  «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Первый стих Евангелия от Иоанна указывает на вечное, нетварное бытие Божественного Слова, существующего вне зависимости от сотворенного «чрез Него» мира ( Ин.1:3 ), на Его Божественное достоинство и на Его отношение к Богу Отцу . «С первого же стиха пролога Отец именуется Богом, Христос – Словом, и Слово в этом «начале», которое здесь носит не временной, а онтологический характер, есть одновременно и Бог («в начале… Слово было Бог»), и иной чем Отец («и Слово было у Бога»), – объясняет В.Н. Лосский . – Эти три утверждения святого евангелиста Иоанна «В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог» – зерно, из которого произросло все тринитарное богословие. Они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие». Почему иногда говорят, что Бог создал мир через Слово, а иногда — словом? При том что Бог – Отец и Сын и Святой Дух – троичен по Лицам, Он абсолютно един. Помимо того, что Он един по сущности, Он един и как Действователь. Божественное действие всегда едино, всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. Это же можно сказать и действии Божьем, которое было направлено на создание мира. Это творческое действие проистекало от Отца через Сына, который есть Слово Божье. Поэтому мы говорим: мир сотворен через Слово. Такое представление полностью соответствует свидетельству ап. Иоанна Богослова, представленному в прологе Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово… Все чрез Него начало быть…» ( Ин.1:3 ). С другой стороны, в библейском повествовании о создании мира, представленном в формате адаптированного под наше разумение антропоморфного языка, утверждается, что мир создавался по мере произнесения Богом таких-то и таких-то слов, например: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ); «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]» ( Быт.1:6 ). Имея это в виду, мы говорим: Бог сотворил мир словом.

http://azbyka.ru/v-nachale-bylo-slovo

Разделы портала «Азбука веры» В. П. Лега В современном обществе прочно устоялась мысль о независимости нравственности от религии. К сегодняшнему дню атеизм разработал целую систему антирелигиозной аргументации, которая сводится к отрицательным ответам на следующие вопросы: Рассмотрим последовательно, насколько убедительна атеистическая аргументация в каждой из названных нами областей. Необходимо ли быть верующим, чтобы быть нравственным? Согласно атеистам, нравственность не зависит от религии, и поэтому быть нравственным человеком вполне можно и не принадлежа ни к одной из мировых религий.  При этом они ссылаются на тот факт, что порядочные люди есть и среди атеистов, а подлецы – и среди христиан. Увы, к сожалению, некоторые христиане (точнее, люди, называющие себя христианами, но на деле ими не являющиеся) дают много поводов для атеистов быть уверенными в своей правоте. Образ жизни подобных «христиан» отличается от того идеала, который дал нам Иисус Христос, и любви в их делах гораздо меньше, чем фарисейства. Ведь, как говорил апостол Павел, «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.  Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» ( 1Кор. 13:1-2 ). Очевидно, что лучшим доказательством необходимости религии для нравственности была бы образцовая нравственная жизнь самих христиан. Нужно понимание того, что своим безнравственным поведением люди, называющие себя христианами, губят не только свою душу, но и наносят огромный вред Церкви и отвращают от Нее многих людей, готовых прийти к Богу, но смущенных таким явным противоречием веры и безнравственности. Собственно говоря, взгляд на независимость морали от религии является достаточно новым. Еще в XVIII веке даже такой противник Церкви, как Вольтер, писал, что «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Великий французский просветитель прекрасно понимал, что народ, оставленный без нравственного руководства свыше, обречен. И лишь в XIX веке распространяются мысли о возможности построения атеистического общества. И даже тот факт, что построение такого общества обошлось человечеству в десятки миллионов человеческих жизней, страшнейших войн и тотального террора, не убеждает атеистов в своей неправоте. Ну что тут скажешь?.. «Если факты противоречат моей теории, то тем хуже для фактов»?

http://azbyka.ru/vozmozhna-li-nravstvenn...

Разделы портала «Азбука веры» В. Петров, директор Православного торгово-просветительского центра при храме Апостола Иакова Зеведеева Во многих печатных изданиях можно встретить восторженную рекламу вазелинового масла, которое усердно рекомендуется для лампад. В связи с этим хотим поделиться своими сомнениями в целесообразности размещения подобной информации на страницах газет и журналов, адресованных православным христианам. Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции — вместе с православной верой. Но не в греческих храмах он возник. Лампады, заправленные елеем, употреблялись еще в ветхозаветной скинии Моисея. Устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых повелений, данных Моисею Господом. Об этом свидетельствует Ветхий Завет ( Исх. 25, 31, 37 ). Там же заповедано: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения, от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них… елей для светильника, ароматы для елея… И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин… чтобы горел светильник во всякое время… ( Исх.25:1-3, 6; 27:20 ). Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение. И у нас в стране до революции его применение являлось безусловным каноническим требованием. В обиходе оно называлось деревянным. Но с приходом советской власти атеистическое правительство прекратило импорт оливкового масла для нужд Церкви. Собственные оливковые рощи в России отсутствуют. Поэтому верующие были вынуждены жечь все, что горит. В ход пошли самые различные отечественные пищевые масла, имевшие хождение в быту. Однако, забегая вперед, следует сразу же заметить, что их использование в качестве лампадного масла изначально было обречено на неудачу. И вот почему.

http://azbyka.ru/o-lampadnom-masle

Разделы портала «Азбука веры» В Писании есть Слова “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.”(От Матфея 18:19–20 ) Уже больше года на каждой Литургии просят «…пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя…» и мы же знаем, что телесно от ковида продолжают умирать и клирики и миряни. И молитва от ковида это не единственный пример того что большая группа людей собирается вместе, просит Отца Небесного, и не получают то чего просит. За 2 тысячи лет сколько раз собравшиеся вместе просили Господа о чём либо и не получали. Понятно, что молитва это не магическое заклинание и будет не столько как мы просим, сколько как Господу угодно. По каким то молитвам Господь даёт просимое, по каким то нет. А слова Писания говорят “то, чего бы ни попросили, будет им”. Как мне кажется в этих словах Спасителя сразу заложено “не реализуемое” обещание (к примеру две противоборствующие группы людей могут просить о победе в войне именно их сообщества). Вопрос, почему Спаситель назвал Истиной то что на практике не всегда таковым является? P.S. я читал различные толкования на это место писания (на ресурсе азбука/Библия), но так и не нашёл для себя ответа. Мне казалось эти слова напрямую относятся к Литургии (молебну и т.п.), но в толкованиях я подобного разъяснения этих слов не встретил. 4 Ответа Наши молитвы слабы из-за нашего неверия, слабости духа, привязки к земному. Христос так и говорил, кто имеет веру с горошину, тот может двигать горы.  Мф. 17:19–20 Видимо, наша вера ещё мельче Но общая молитва очень  полезна. Ковид не побеждён, однако именно у нас в России есть инструменты для борьбы с ним. За что благодарю я Господа моего. Про Веру с горчичное зерно Спаситель говорит ученикам наедине, и как я понимаю это только к ним и относилось (может к епископам как их приемникам тоже относится). И строго из той фразы выходит, что при наличии такой веры, они сами (без Божьей помощи) могли это сотворить.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponimat-ot-m...

Разделы портала «Азбука веры» В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк.2:3, 5 ). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение 1  для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) 2 .

http://azbyka.ru/obshhee-soborovanie-ist...

Разделы портала «Азбука веры» В современном обществе прочно устоялась мысль о том, что христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно представить себе свободным человека при условии существования всемогущего Бога, предопределяющего все человеческие действия? Да и православные христиане сами называют себя «рабами Божиими», возводят послушание в ранг самых высших добродетелей и т. п. Пожалуй, наиболее ярко эту мысль выразил Ж.-П. Сартр, сказавший, что даже если бы Бог и существовал, то это никак не повлияло бы на человека в плане его свободы и ответственности. Коротко говоря, если человек свободен, значит, Бога нет. Поэтому, пишет Сартр, «экзистенциализм — это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма» 1 . Таким образом, атеист утверждает, что православие подавляет свободу, утверждая, что человек — это раб Божий и запрещая человеку делать многое из того, что вполне доступно атеисту. А там, где отсутствует свобода, отсутствует и этика. Отсюда вытекают уж совсем пессимистические выводы относительно христианства. Однако атеистические спекуляции на проблеме свободы вызваны недостаточным пониманием того, что же такое свобода. Я предлагаю обратиться к этому вопросу сквозь призму известной фразы из евангелия от Иоанна «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Фраза, чрезвычайно насыщенная философскими понятиями, поэтому без ее философского осмысления здесь не обойтись. Но чтобы это осмысление было более точным, давайте прочитаем эту фразу в ее контексте. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,  и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:31-36 ). Из слов Спасителя видно, что под истиной Он имеет в виду Себя, Сына Божия, как Он сказал и в ином месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). В этом же смысле высказывается и ап. Павел: «…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» ( 2Кор.3:17 ). Для христианина слова «свобода во Христе» являются весьма понятными и привычными. Как писал А. Хомяков, «само христианство есть не иное что, как свобода во Христе» 2 . Но как понять эти слова с точки зрения философии? Здесь нам необходимо прояснить оба понятия: и понятие свободы, и понятие истины. Начнем со второго.

http://azbyka.ru/poznaete-istinu-i-istin...

Разделы портала «Азбука веры» Вавилон — 1) древний город, располагавшийся на территории Месопотамии; 2) образ, символизирующий богоборцев; 3) символ, связанный с царством антихриста, обозначающий могущественные и коварные богопротивные силы. 1) Впервые Писание сообщает о Вавилоне в связи с замечанием о царстве Нимрода, потомка Хама ( Быт.10:8-10 ). Затем этот город упоминается в рассказе о строительстве башни, прерванном в результате смешения языка тех людей, что участвовали в стройке ( Быт.11:4-8 ). Собственно, само название «Вавилон» и означает смешение: «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт.11:9 ). На протяжении многолетней истории Вавилон подвергался разрушениям и восстановлению. Особого политического и экономического влияния город достиг при Навуходоносоре ( Дан.4:27 ). В период правления этого царя и под его руководством произошло насильственное переселение евреев из Южного царства на территорию Вавилонского. Период плена продлился около семидесяти лет. А после захвата Вавилона персами евреи, по распоряжению Кира, персидского царя, были отпущены на родину ( 2Пар.36:22-23 ). Со времени владычества персов Вавилон шаг за шагом утрачивал свое былое могущество и приближался к упадку. Ко времени явления Христа он уже представлял собой груду развалин. Так реализовалось грозное пророчество: «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» ( Иер.51:37 ). 2) В рамках библейской и святоотеческой символики образ Вавилона нередко прилагается к богоборчеству и богоборцам, что, конечно же, не случайно. Ведь этот город, как никакой другой, явил в себе «царство от мира сего», тогда как Царство Божие — «не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). 3) В особом значении образ нечестивого Вавилона используется при отображении грядущих событий, связанных с правлением антихриста, сына погибели. Так, в Откровении Иоанна Богослова приводится описание великой блудницы, на челе которой запечатлена надпись: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр.17:5 ). В этой же Книге указывается и на падение Вавилона: «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» ( Откр.14:8 ) (см. подробнее: свт. Андрей Кесарийский . Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова ).

http://azbyka.ru/vavilon

Разделы портала «Азбука веры» Вдова — статус женщины после смерти супруга; церковный чин. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к числу клириков.  Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Поставляемы на служение были епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Гюстав Доре. Грош вдовы ( Мк.12:41-44 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от прочих прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы, и заботятся об украшении церкви (На 1Кор. Часть 30). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. члены сестричеств. «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» ( 1Тим.5:9-11 ).  Канонические правила о церковных вдовах: Карф. 38(47) ; Василия Вел. 18 и 24 . Последнее упоминание о церковных вдовицах в канонах содержится в 40м правиле Трулльского Собора (691–692). Цитаты о вдове «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия». 1Кор.7:39-40 «Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные». свт. Иоанн Златоуст Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vdova

Разделы портала «Азбука веры» Венец славы — символическое выражение, применяемое в православной агиографии и других направлениях православного богословия в качестве аналога выражений: «приобщение к Царству святых», «наследование Царства Небесного » и т. п. Можно ли заслужить венец славы? Православное богословие отвергает грубые юридические подходы к объяснению смысла понятия “удостоиться венца славы”, согласно которым, человек , чтобы наследовать Царство Небесное, должен сполна удовлетворить Божественному Правосудию . Напротив, согласно учению святых отцов Церкви , по какой бы высокой правде ни жил человек, его личные заслуги не могут служить адекватным эквивалентом тех нетленные даров , причастником которых он становится по определению Божьему. Ни один человек (в данном случае не рассматриваем Богочеловека, Иисуса Христа) не в состоянии сполна удовлетворить Божьей заповеди : “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” ( Мф.5:48 ). Вот почему удостаивание венца славы следует считать даром Божьим, даром Его благости и милосердия, а не равноценным личным заслугам Божественным воздаянием. Однако, сказанное нельзя понимать в том смысле, что будто бы значимость личных заслуг человека, в деле достижения спасения , ничтожна. Напротив, исполняя Божественные заповеди, человек уподобляется Богу , духовно сближается с Ним, вырабатывает в себе готовность и способность жить по нормам святых . Как результат: удостаивается венца славы, наследует Царство Небесное. Цитаты о венце славы «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». 2Тим.4:7-8 «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Откр.2:10 «Венец победы обещан только тем, кто сражается. В Священных же Писаниях мы постоянно находим обетование венца в случае нашей победы». блж. Августин «Ведущему [благочестивую] жизнь рукоплещут постоянно – не люди нетрезвые, а сонм ангелов. Что говорю: сонм ангелов? Сам Владыка ангелов похвалит и прославит его. А кого хвалит Бог, тот не один, не два и не три дня, но вечно торжествует с венцом на голове и никогда не увидишь его голову лишенной этой славы. Время этого торжества не ограничено определенными днями, а продолжится в бесконечность будущего века. К тому, чтобы совершилось это служение, никогда не может служить препятствием бедность; напротив – и бедному можно совершить его, бедному даже всего удобнее, как свободному от всякого житейского блеска, потому что здесь нужны не денежные траты и не богатство, а чистая душа и умная мысль; ей изготовляются для души одежды, потребные для такой жизни, и сплетается венец, так что если она не будет украшена добродетелями, то множество золота не принесет ей никакой пользы, как не повредит нисколько и бедность, если она имеет внутреннее богатство».

http://azbyka.ru/venec-slavy

Разделы портала «Азбука веры» Ветхий днями — символический образ Бога , фокусирующий внимание на таком Его сущностном свойстве как «вечность». Основание этому образу дано в Книге пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Седьмой день. 1852–1860 гг. При ближайшем рассмотрении выражение «Ветхий днями» означает: древний, исполненный днями. Однако это всего лишь метафора. Как известно, Бог, будучи Творцом видимого и невидимого мира, является в ту же очередь и Творцом веков. Промышляя о мире, обусловленном временем, Сам Он от времени не зависит: «Он изменяет времена и лета» ( Дан.2:21 ), Он — Царь веков ( 1Тим.1:17 ). Собственно в независимости Бога от условий времени и выражается Его вечность. Будучи непреложным во всех отношениях, Бог не изменяется и по возрасту: Он «не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ.23:19 ). Стало быть, в строгом смысле, Божественной вечности чуждо и прошлое, и будущее. Вседержитель всегда пребывает как бы в неизменном настоящем. Между тем, действия Бога в истории воспринимаются человеком как поэтапные, а Сам Он — как непрестанно Живущий. Так, Адам беседовал с Господом раньше, чем Ной, а Ной — раньше чем Моисей. От Адама до Моисея прошли тысячи лет, от Моисея до Даниила ещё сотни лет. Отсюда и аналогия с насыщенностью Бога днями, с древностью, ветхостью: «но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:28 ). Несмотря на то, что вечность — это существенное Божеское свойство, а не ипостасное, и, следовательно, равно принадлежит Отцу и Сыну и Святому Духу, в иконографии образ Ветхого днями по большей части используется в отношении Бога Отца (хотя иногда в образе Седовласого Старца пишется Сын). Сложившаяся ко времени Большого Московского Собора (1666–1667) практика изображать Бога Отца в виде Ветхого днями была подвергнута на нём жёсткой критике и получила негативную оценку.

http://azbyka.ru/vethij-dnyami

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010