Вот какими размышлениями нужно прогонять нам свое душевное разленение или нерадение о спасении. Но, конечно, все это не придаст нам силы восстать от сна греховного, если не придет на помощь благодать Божия. Смотрите: расслабленного несут к Врачу Небесному Христу, к Его ногам полагают его. Понесем и мы свою больную, немощную на добро душу к тому же Врачу – Христу, будем к Нему чаще взывать, чаще к Нему припадать, перед Ним всемогущим повергаться... Господи, Ты всесилен, а мы немощны; Ты всесвят, а мы омрачены прегрешениями, но простри руку с высоты святой Своей, коснись сердец наших, просвети нас, омраченных, восстави падших, приблизь к Себе удалившихся от Тебя, спаси погибающих, как спас мытаря, блудницу, разбойника... Господь услышит, придет, спасет и помилует нас! Аминь. (Из «Общепонятных Поучений» священника о. Петра Шумова) 611. Наша духовная азбучка Что азбучка для начинающих учиться читать, то смирение для Христиан, желающих научиться христианскому житию. Кто хочет научиться чтению, тот должен начать с азбучки: так и Христианам, если хотят научиться добродетельной жизни, надобно начать со смирения. Азбучка есть начало и основание всякого книжного учения: так и смирение есть начало и основание всех христианских добродетелей. Не может быть истинной добродетели без смирения: если и начнется она, то скоро без него разорится. Без Бога человек ни начать, ни продолжать ничего не может, как сказано: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15:5 ), «а Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» ( 1Петр. 5:5 ). Учись же, Христианин, сей христианской азбучке, и с успехом научишься христианскому любомудрию! А чтобы не без успеха учиться смирению, то учись познавать себя и свою бедность. Только от познания себя и своей бедности происходит смирение. Ибо кто, видя свою бедность, не смирится? Поистине беден человек, но не всякий видит свою бедность. Рождается человек на беды, и как бы предчувствуя их, плачет: ведь всякий младенец рождается с плачем! Живет он и воспитывается в бедах; чем дальше живет, тем больше умножаются ему беды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Настал день, а до селения было еще далеко. Палимый зноем, несчастный изнемог и стал смотреть кругом: нет ли где монастыря, чтобы ему отдохнуть? Вблизи, действительно, показался монастырь. Братия приняли его с любовью, как отца родного, омыли ему ноги и по молитве предложили ему трапезу, что Бог послал. После трапезы братия просили его сказать им слово на пользу души о том, как избегать сетей диавольских и побеждать нечистые помыслы. Старец повел с ними беседу, как отец с детьми, стал поучать их быть мужественными в трудах, уверял, что труды их скоро обратятся для них в наслаждение. Много и еще говорил им старец поучительного о подвижничестве. Окончив наставление, он невольно подумал о себе самом и стал рассуждать: «Как же это я учу других, а сам себя не могу вразумить?» – И он увидел свое поражение, одумался и немедленно возвратился в пустыню оплакивать свое падение. «Аще не Господь помогл бы ми, – говорил он, – вмале веселилася бо во ад душа моя» ( Пс. 93:17 ), – совсем было я погиб во грехе: «вмале не скончаша мене на земли» ( Пс. 118:87 ). И сбылось над ним слово Писания: Брат от брата помогаем яко град тверд ( Притч. 18:19 ), – и как стена неподвижная. С того времени он всю жизнь оплакивал свою самонадеянность и, не получая больше от Бога пищи, своими руками добывал себе пропитание. Он заключился в пещере, постлал на полу вретище и дотоле не вставал с земли и не прекращал своего плача, пока не услышал голоса Ангела, который сказал ему во сне: «Бог принял твое покаяние и помиловал тебя; только смотри – вперед берегись и не обольщайся самомнением. Придут посетить тебя братия, которых учил ты, и принесут тебе хлебы на благословение, раздели вместе с ними эти хлебы и всегда благодари Бога!» Это рассказал я вам, – говорит в заключение писатель книги «Лавсаик», – для того, чтобы вы больше всего поучались смиренномудрию, какими бы великими ни казались вам ваши подвиги». Смирение есть первая заповедь Спасителя, Который говорит: «Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное» ( Мф. 5:3 ). Смирение есть первая ступень на лествице, возводящей к небу. Как нельзя подняться наверх, не ступив на первую ступень лествицы, так нельзя научиться ни одной добродетели без смирения. Это наша духовная азбучка. Научись смирять себя пред Богом и пред ближним твоим, и смирение твое научит тебя всем добродетелям, всему, что тебе нужно для спасения души твоей. Она научит тебя молиться Богу той молитвой, которая проходит небеса. Оно научит тебя любить ближнего той любовью, которая творит чудеса. Оно и к тебе привлечет сердца всех ближних твоих, ибо и для людей нет ничего достолюбезнее святого смирения. И вселится в сердце твое тот благодатный мир Христов, тот небесный покой, который обещает Господь всем смиренным сердцем: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» ( Мф.11:29 ). 646. Без любви к ближнему – не спасешься

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

По выучке чтению приступали к письму; оно начиналось выводом букв по написанному мастерицей. Мастерица также «начинала», писала строку и более. Пропись на столе. После механического обвода букв, начертанных чужою рукой, ученик должен был выводить сам, и когда пройдет всю азбуку, списывает с прописей, как там назначено, сперва по крупному, потом по мелкому, красующиеся там изречения. Занятие учениками не мешало мастерице заниматься своим делом, шитьем, вязаньем чулка, плетением кружев. Приходила гостья, завязывались разговоры, ученики навастривали уши. «Ну, вы опять стали? Чего вы!» И снова встряхивают головами мальчишки, и снова начинается пение или причитание, не знаю, как назвать точнее. Тот же процесс и мною пройден, только без письма. Письмо осталось пробелом, по обстоятельствам, от меня не зависевшим. По преданию, как подобало, 1 июля, в день Космы и Дамиана, посадили меня за азбуку. (Почему дни Космы и Дамиана, июльский и ноябрьский, признаны в народе законными к начатию ученья, недоумеваю до сих пор. Мальчиком, не знаю с чьих слов, я рассуждал, что правильнее бы начинать ученье 1го декабря, в день пророка Наума, потому что он наставляет на ум). Предварительно была куплена азбучка в красненькой обложке (отец выбрал какая покрасивее); куплена костяная указка с петушком, немножко даже подмалеванная в ручке. Отец велел отпереть церковь и повел меня. Поставил меня на солее пред местной иконой и сказал, чтоб я молился; затем прочитал несколько молитв. Полагаю, что он служил молебен, хотя и без дьячка (которого трудить не хотел, конечно, для частного дела), потому что покрыл меня епитрахилью и читал что-то, очевидно Евангелие. Я наклонил голову по приказанию и рассматривал в это время отцовский подрясник. Пришли обратно в дом, и меня посадили за азбуку. Далее пошло обычным порядком. Нет, не совсем обычным. Ученики приходили утром, часов в восемь, отпускаемы были обедать часов в двенадцать, возвращались и распускаемы были окончательно к часу вечерен. Меня же учили и не в учебное время, может быть, потому что в учебное время менее мною занимались. Раннее, раннее утро. Сижу на лежанке, и мать подает мне кашу для завтрака в глиняной муравленой чашке. «Ну, теперь азбучку возьми». Помню ее, с покрытою непременно головой, в зеленом с коричневыми полосками сарафане, весьма, весьма полинялом. Или вечер. Почти все на печи. Я с азбукой. «Да ну же; а вот я тебе приготовила», — и показывает винную ягоду. В письме к брату, случайно сохранившемся, отец упоминает о подобном обстоятельстве. «Разбирает, — пишет он, — слова премудреные Буки, Бог, Божество и охотно учится, когда ему обещают какую-нибудь гостинку». Гостинки были редкость, и они были не купленные, — остатки свадеб. Свадеб две, три в год все бывало в приходе; неизменно приглашались батюшка с матушкой. Из лакомств, которые подавались, два, три мятные жемка, винные ягоды, чернослив, иногда финик приносились матушкой и запирались в шкаф впредь до случая полакомить из детей кого-нибудь.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Да и тут выглянет, бывало, в окошко или выйдет за ворота: «Саушка!» Бросишь все и бежишь, станешь как вкопанный: «Чего изволите?» Посмотрит, если все исправно и не замаран, только скажет полусердито: «Полудничать время». А если испачкан, задаст трепку волосам. Раз только мне жестоко досталось. Сижу я на завалинке, покачиваюсь и в лад приговариваю одно нехорошее слово, которое, где-то слышав, заучил не понимая. Отец и услышал. Подкрался, да как вытянет меня ремнем по спине: «Не смей, говорит, болтать таких слов». Матушка едва водой отпоила, а за что побит, не сказано, и я уже много после разобрал. Так рос я до седьмого года. Любил слушать сказки, особенно когда рассказывала тетка Данильевна, да чтобы самому вычитывать их из книги, где, сказывала она, их много, втихомолку стал учиться грамоте, выучил азы и несколько даже мог складывать, но не смел говорить об этом отцу. Он сам заметил, что я все роюсь в его книгах, которых у него было немало. Как-то в веселый час он вдруг и спрашивает: «Ты, может, хочешь учиться?» Я молчу. — Что же ты язык прикусил? — Да, — говорю, — тятенька, я бы желал. — Молод еще. Однако из первой своей поездки в Ярославль привез Часовник и Псалтирь. «Ну, — говорит, — Саунька, теперь молись Богу, книги готовы, скоро поступишь к мастеру». И точно, дождавшись декабря, в день Святого пророка Наума , отслужив молебен, прямо из церкви отец сам повел меня к приходскому дьячку Ивану Петровичу. Дали мне азбуку церковной печати и костяную указку. «Мастер» мой (так называли у нас учителя), в присутствии отца, взяв мою руку с указкой, провел первую линию букв с произношением каждой, я повторял за ним, потом несколько раз сам громко выговорил «аз, буки» и так далее до «живете». Тем и кончился начальный урок. Выучить все буквы и даже двойные и тройные склады большого труда мне не было, потому что я уже видел их дома (азбучка, хоть и новенькая, была мне старою знакомой). То и другое скоро было окончено. Но когда дошло до слов под титлами , это как-то не клеилось.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Пробные нотации. Знакомство с линейной нотацией побудило некоторых изобретать и другие, новые системы нотаций. Опыты эти относятся ко второй половине XVII в. или даже к самому началу XVIII в. Но эти «пробные» певческие нотации остались без практического применения. До сих пор известно лишь по одному экземпляру рукописей для каждой такой системы. Одна из таких систем представляет собой подобие нот: палочки, скобки, расположенные на трех красных линейках (несомненное заимствование идеи линейной нотации) 204 . Другой тип такой пробной нотации, не похожей ни на линейную, ни на безлинейно-крюковую, имеет певческие знаки в виде немного измененных (а то даже и вовсе не измененных) букв славянского алфавита, которые пишутся над слогами, а иногда и между слогов текста. По словам С. Смоленского 205 , рукопись с такой нотацией была найдена во Владимирской губернии. Между рукописями, найденными там же 206 , есть одна рукопись с нотацией, составленной, несомненно, по образу шайдуровых степенных помет, на принципе трихордов-гексахордов 207 . С первого же взгляда на эти нотации можно видеть, что изобретатели их были лишены какой-либо творческой фантазии. При последней из упомянутых нами рукописей есть и азбучка, объясняющая значение певческих знаков, так что чтение этой нотации не представляет никаких затруднений. Эти нотации так и остались памятником изобретательских потуг некоторых второстепенных, а то и третьестепенных мастеров пения или певцов, и забылись, не оставив по себе никаких следов. Остались только жить в практике, кроме линейной нотации, обе древние системы безлинейных нотаций – столповая и демественная, которые продолжали очень мало развиваться. Путевая нотация еще в начале XVII в. стала терять значение, и во второй половине XVII в. «путь» является уже только голосовой партией в трехголосных и четырехголосных безлинейных партитурах. Только очень немногие песнопения путевого роспева стали теперь переписываться обычным столповым знаменем, а потом и квадратной линейной нотой, а в безлинейных партитурах – демественной нотацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот куда ведет человека смирение! Всякий смиренный и есть нищий духом. Познавай же, Христианин, самого себя и свою бедность, и будешь смирен, а когда будешь смирен, то будешь и блажен. Познавай и признавай свою нищету перед Богом, и будешь богат. Познавай и признавай свою слепоту перед Богом, и откроются твои очи сердечные. Познавай и признавай свое безумие перед Богом, и будешь мудр. Познавай и признавай свои грехи перед Богом, и будешь оправдан. Познавай и признавай свою нечистоту перед Богом и будешь чист и свят. Познавай и признавай свою неисправность перед Богом, и исправишься. Познавай и признавай свою немощь перед Богом, и будешь приходить в здравие. Познавай и признавай свое заблуждение перед Богом, и будешь взыскан. «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего» ( Пс. 118:176 ). Познавай наконец и признавай, что ты беден и окаянен, и будешь блажен. Все в тебе будет исправлять Божия благодать, которая будет с тобой, когда будешь смирен. Вот тебе, Христианин, азбучка христианского учения! Учись ей, чтобы с успехом научиться христианской мудрости. «Всяк возносяйся смирится, смиряй же себе вознесется!» ( Лк. 18:1 ). (Из «Сокровища Духовного», святителя Тихона Задонского ) 612. Смирение святых Один святой старец молился Богу так: «Покажи мне, Господи, в чем состоит совершенство души, и я постараюсь достигнуть его». И Бог послал ему другого старца, который на его вопрос о том же отвечал: «Ступай, паси свиней». И старец стал выполнять тот совет, и все, кто видел его, думали, что он сошел с ума. Но Господь через это показал ему, что все дело спасения – в смирении, и потом призвал его опять к прежнему служению. Смирение – вот истинное совершенство души: оно показывает, что человек снискал благодать Божию. – Вот почему все святые Божьи паче всего и прежде всего старались научиться святому смирению, вот почему они ставили смирение выше всех добродетелей. Без смирения все добродетели – ничто, а смирение может заменить все добродетели, хотя и с трудом: так учат Богомудрые учителя смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Георгий Тодоров: «Азбука по своему происхождению – славянская, а не болгарская» 27.05.2021 756 Время на чтение 4 минуты Источник 24 мая в Болгарии – национальный праздник. И праздник всех учащихся. С декабря 2020 года, согласно решению Народного собрания Республики Болгарии, вместо Дня болгарского просвещения и культуры и славянской письменности именуется Днём святых братьев Кирилла и Мефодия, болгарской азбуки, просвещения и культуры и славянской книжности. « Это обычное покачивание маятника, – комментирует известный болгарский церковный публицист Георгий Тодоров в передаче «Болгарского национального телевидения» «Религия сегодня» («Религията днес»). – Когда Болгария с Россией или Советским Союзом – говорят о славянском, когда с врагами России – вспоминают о болгарском». Переименование праздника г-н Тодоров считает хоть и не совсем удачным, но всё же более подходящим, чем было раньше. В названии праздника теперь упоминаются святые братья, только не указывается, что они не только святые, но и равноапостольные: « В социалистические времена на первом месте была азбука, за ней – язык, а о равноапостольстве вообще не говорили. Но всегда нужно подчёркивать духовную сторону, равноапостольскую миссию, и знать, что азбука – это средство, а не самоцель, «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3:6)». Георгий Тодоров. « Нам не стоит попадать под влияние политической конъюнктуры, – продолжает Г. Тодоров, – нужно смотреть на положение дел по существу. А по существу, азбука по своему происхождению – славянская. Святые Кирилл и Мефодий не пришли в Болгарию по просьбе царя Бориса, чтобы создать болгарскую азбуку, а пошли в Великую Моравию, где болгар не было. Там они совершили своё дело – там и по пути в Рим, но, во всяком случае, не в Болгарии. Когда они создавали азбуку, переводы, они это делали для моравских славян. Сами они не являлись подданными Болгарского государства, и не известно, были ли они этническими болгарами. Таким образом, азбука славянская, а не болгарская. И это – плюс, а не минус.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/27/georgi...

II, стр. 433); 24) вопросы и толкования, без заглавия (первый вопрос: что есть супруг волов, 12 сеятель, 4 и 80 и 100 жатель...) (274 об.–277 об.); 25) азбука толковая: азбука первая, большая: а аз есмь, рече Господь, начало и конец; азбука вторая: а аз есмь свет всему миру; азбука третья изложенна о воскресение Христове до Всех Святых: а аз воскресих из мертвых (неполная); азбука четвертая: а аз есмь Господь, без конца (277 – 281); 26) из так называемаго круга миротворного (282– 295); 27) апостольския и евангельския чтения на каждый день седмицы (296–300); не все: евангельское чтение в понедельник и апостольское чтение в субботу без конца, евангельское чтение во вторник без начала; нет апостольского чтения во вторник и евангельского чтения в субботу. 594. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала и конца, 256 лл., полууставом XVI в., без переплета; правые углы листов 250–256 внизу истлели, с ущербом для текста последних листов. На полях внизу листов: 18–20, 22 и 25 приписка скорописью XVI в.: «Сия книга Часослов Николы чудотворца Великорец города Вологды, а кто сию книгу украдет и того судит Бог на втором суде Христове». Состав: 1) устав полунощницы субботней (1 об.–2) ; 2) чин утрени (2–7); 3) последования часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями и чинов изобразительных и панагии (11–24); 4) последование вечерни (24–26 об.); 5) молитвословия в трапезе вечером (26 об.–27 об.); 6) чин повечерницы, поемыа во все лето иже от Помилуй мя Воже (27 об.–35); 7) чин павечернищы великиа, поемыа в великий пост и в прочая посгы (35–44 об.); здесь на л. 37 об. поминаются русские святые: «новые чудотворцы»: святители: Петр, Алексий, Иона, Леонтий, Никита и Иоанн; преподобные: Сергий, Варлаам и Кирилл, Никита и Димитрий; 8) келейныя молитвы инока «егда должно есть спати» (45–49); 9) тропари, богородичны и ипакои воскресные 8 гласов (49–52); 10) тропари, кондаки и светильны чрез всю седмицу (52 об.–56 об.); 11) пениа троична поема егда есть аллилуия вместо тропарий на утрени (56 об.–60); 12) богородичны и крестобогородичны иже глаголються на слава и ныне по тропарях на вечерни и на утрении (60–61 об.); 13) о житии, рекше о пощении и разрешении дний всего лета (61 об.– 64); 14) о празднике великомученика Георгиа (64 об.); 15) о бывающих же коленопреклонениях (65 об.); 16) последование церковного пениа и собраниа вселетного во типику иерусалимьскому 12-тим месяцем от сентября до августа, имея тропаря же и кондака нарочитым святым и великым Господским праздником (66–182).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 127. Феофан Затворник, свт. О нашем спасении. М.: Ковчег, 2003. С. 340. На эту проблему указывал патриарх Алексий II: «Характерная для воцерковляющихся ущербность церковного сознания, в котором не находится места понятию о соборности и вселенскости Церкви, поддерживается такими пастырями, внушающими своим чадам, что спасение возможно лишь в пределах их общины, и для утверждения в этом осуждающими других священнослужителей, тем самым отталкивая людей от них. Это ведет к самоизоляции подобных общин от других приходов, от епископа и в конечном счете от Церкви» (Из выступления на Епархиальном собрании Москвы 23 декабря 1998 года [Электронный ресурс]//Патриарх Алексий II и народ. URL: (дата обращения 27.04.2023)). См.: Федоров С., Ярасова Н. Опасность феномена «веры в справедливый мир»//Азбука веры. URL: (дата обращения 27.04.2023). Филоник М. С. Психологический анализ феноменов искажений религиозного опыта: проблемы зависимости от авторитета и искажений образа Бога. С. 129. Рощеня Д., Скуратовская Н. Все мы немного невротики. Откуда родом невротичность и что с ней происходит в Церкви [Электронный ресурс]//Портал «Православие и мир». URL: (дата обращения 27.04.2023). Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей [Электронный ресурс]//Азбука веры. URL: (дата обращения 01.06.2023). В популярном труде епископа Варнавы (Беляева) можно прочитать следующее: «Проклятие и нечистота оскверняют роды и делают женщину виновной потому, что им предшествовала и являлась обусловливающим началом похоть» (Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики (1997 г.) [Электронный ресурс]//Азбука веры. URL: (дата обращения 01.06.2023). «В церковных номоканонах и богослужебных книгах они (поллюции – прим. наше) носят наименование осквернений. Как уже само название показывает, они оскверняют человека, главным образом не тело его, а душу, потому что излишек соков в организме сам по себе ничего не значит, но, вызываемый похотью , делает душу повинной греху и наказанию.

http://azbyka.ru/zdorovie/nevroticheskaj...

Октоих нотного пения, составленный из Октоиха простого, содержит: 1)Первые и вторые стихиры каждого гласа из воскресных возследований; 2)по одной стихиры из стиховных с их богородичными; 3)антифоны утренние, или степенны; 4)четыре стихиры хвалительны; 5) стихиры Евангельские; 6)по одной стихиры блажены; 7)одни Богородичны стиховны; 8) подобны каждого гласа из Октоиха. Ноты в печатном издании положены на напев: Знаменный, подобны: на Знаменный и Киевский напев. В России первые издания Октоиха были выпущены в1772 и 1785 годах, в 4 д. л. в 2-х частях. 3. Обиход Обиход нотного пения содержит в себе псалмы и песни постоянно употребляемые в церковных службах: на всенощном бдении, на литургиях: Иоанна Златоустог о, Василия Великого и преждеосвященной, за достойники и прокимны. В Обиходе совмещены напевы: Греческий, Зиаменный, Киевский и Путевой. В России первые издания Обихода были выпущены в 1772 и 1786 годах, в 4 д. л. , в 2 частях. После полного Обихода, был в 1784 году, в 4 д. л. , издан: Сокращенный Обиход, предназначенный для употребления обучающихся нотному пению. К нему прилагалась и Азбука нотного пения(см. издание 1826 г. ). 4. Праздники Праздники нотного пения, составленные по образцу рукописных из стихир и величаний на Господские и Богородичные праздники, положены на напев: Знаменный и Путевой. В России первые издания Праздников были выпущены в 1772 и 1800 годах, в 4 д. л. В. Теория пения 1. Азбука Азбука с линейными нотами для изучения церковного пения была издана в Москве, в 1772 и 1784-годах, в 4 д. л. Ее заглавие: Азбука начального учения простого нотного пения, содержащагося в цефаутном ключе. Руководство самое недостаточное, составленное без всяких правил и системы; но, не смотря на свои недостатки, оно доселе остается единственным. 2. Сочинения Курского епископа Феоктиста: A. Опыт Ирмолайного пения, в кратких правилах в Белгородской Духовной Семинарии для легчайшего оному изучения написанный. М. 1798, в тип. . Синод. в 4 д. л. Б. Краткие Ирмолайного пения правила для священно–и церковно – служительских детей Курской Епархии, в домах и Семинарии обучающихся. Издание 1. М. 1800, издание 2. М. 1801.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010