Разделы портала «Азбука веры» Вечная жизнь – 1) жизнь праведников, которая откроется после всеобщего воскресения и важнейшей особенностью которой будет блаженство о Господе , блаженный покой (в данном значении понятие «жизнь» уже, чем понятие «существование», которое можно относить как к праведникам, так и к духовно мертвым грешникам, ибо подразумевает полноту полноценного человеческого бытия); 2) (иногда, в некотором понимании) жизнь как непрестанное, бессмертное существование, которое откроется для всех без исключения людей после всеобщего воскресения мертвых . В вечной жизни человек соединяется с Богом, обретает достижимую для него полноту Богопознания и Богообщения . Вечная жизнь есть вид тварной вечности, в которой человек приобщается вечности Божественной. В вечной жизни Бог делится Своими нетварными совершенствами, дарует человеку участие в Своем бытии. Вечная жизнь есть высшее благо для человека.  Цель пришествия в мир Сына Божия , как и всего домостроительства нашего спасения, состояла в том, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:15 ). Дар вечной жизни воспринимается человеком уже здесь, на земле, через деятельную веру в Сына Божия и Церковные таинства , через соблюдение евангельских заповедей и самоотверженное следование за Христом. Полное приобщение вечной жизни станет возможным после воскресения тел, когда Бог обновит все творение, соделает его нетленным и вечным ( Откр.21:5 ). Вечная жизнь также именуется Царствием Божьим . Цитаты о вечной жизни «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ин.3:16 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни». Ин.3:36 «Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Ин.17:3 «Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать, потому что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда, потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его».

http://azbyka.ru/vechnaya-zhizn

Разделы портала «Азбука веры» Вечные муки – нескончаемые мучения, ожидающие после Страшного суда сатану , демонов и людей, не  покаявшихся пред Богом и не исправивших жизнь по Его заповедям , данным в Евангелии ( Мф.25:46 ). К ним относятся: вечный огонь ( Мф.25:41 ) – жгущий, но не сжигающий; вечная тьма ( Мф.25:30 ) – абсолютная темнота; неусыпающий червь ( Мк.9:44-48 ) – непрестанно ядущий, но не съедающий; тартар – вечный холод, а также другие муки, соответствующие тяжести согрешений. Кроме того, нескончаемой нравственной мукой для узников ада будет лишение Божественной любви , отвергнутой ими при жизни по их собственному волеизволению. Догматическое учение о вечных муках Согласно Священному Писанию, после всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, сатана, злые духи и нераскаянные при жизни грешники пойдут « в муку вечную, а праведники в жизнь вечную » ( Мф.25:46 ). Грешники не достигнут вечной блаженной жизни, « но гнев Божий пребывает» на них ( Ин.3:36 ), их бросят « в озеро огненное» ( Откр.20:15 ), « в огонь вечный» ( Мф.25:41 , ср.: Лк.16:24 ), « в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» ( Мк.9:47–48 ), где « будет плач и скрежет зубов» ( Мф.22:13 ). Такое состояние называется «второй смертью » ( Откр.20:14 ). Это воздаяние будет более полным, чем то, которое испытывают и будут испытывать грешные души до дня Страшного Суда: во-первых, до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда адовы мучения испытывают только души грешников, тогда как потом грешники будут мучиться и душой, и телом; во-вторых, приговор, вынесенный беззаконникам на Страшном Суде, будет окончательным (следовательно, их мучения будут вечными) (см. муки адовы). Мучения грешников будут различными. Степени их мучений будут соответствовать тяжести совершенных беззаконий, ибо « раб… который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47–48 ; ср.: Мф.10:16, 11, 21–22 ; Лк.12:47–48 ).

http://azbyka.ru/vechnye-muki

Разделы портала «Азбука веры» Воздеяние рук — литургический, молитвенный жест. О воздеянии рук при молитве в Священном Писании говорят в основном тексты послепленного периода ( Пс.27:2; 62:5; 140:2 ; Плач.3:41 ), вероятно указанный способ выражения молитвы распространяется в этот период. Особенно характерен стих Плач. 3:41: Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах , так как в этих словах предполагается, что молитва должна быть одновременно и внутренней, и иметь внешнее выражение. Понятна и необходимость подобного физического действия: человек по своей природе не может молиться исключительно безмолвной и умной молитвой (пример Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар.1 ) – исключение), ему нужны и внешние способы выражения молитвы. Воздеяние рук – символ возношения души и мыслей к Богу. В Новом Завете апостол Павел фактически утверждает древнюю практику молитвы с воздетыми руками: «Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ).  В итоге в Древней Церкви такой способ выражения молитвы стал доминирующим, о чем имеется множество свидетельств. В современном церковном богослужении практика молитвы с воздетыми руками используется в важнейшей службе – литургии. Во время литургии священник неоднократно, в том числе и во время чтения тропаря 3го часа перед освящением Даров, молится с воздетыми руками. Этот жест и обеспечивает связь с древней церковной практикой, и, можно сказать, внешне украшает наше богослужение. «Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Оранта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча . ( Исх.17:11-13 )

http://azbyka.ru/vozdejanie-ruk

Разделы портала «Азбука веры» Врата адовы — символическое выражение, имеющее основание в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов , указывающее на: Посредством этого понятия в богословии раскрывается ряд важнейших сотериологических и эсхатологических истин . В дохристианскую эру  ад представлял собой обособленную, скрытую область пространства, « где нет устройства, где темно, как самая тьма » ( Иов.10:22 ). В данном отношении ад аллегорически уподоблялся загону для скота, где господствовала смерть, а его обитатели, грешники, — скоту: « как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их » ( Пс.48:15 ). До Пришествия Мессии и осуществления Им Искупления человека от « суетной жизни » ( 1Пет.1:18 ) врата адовы открывались для входа людей, но служили преградой для выхода. Об этих вратах говорил Сам Творец: « Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? » ( Иов.38:17 ). Впоследствии адовы врата, сообразно пророчеству — « Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные. И войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани » ( Пс.23:7-8 ), — сокрушил Сам Господь Иисус Христос. В церковных песнопениях мысль о сокрушении адовых врат зафиксирована со всей четкостью и определенностью: « Снизшел еси в преисподняя земли, и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя » ( Канон Воскресению Христову (Святой Пасхи) , ирмос 6). В иконографии эта идея воспроизводится ещё более красноречиво: врата изображаются сорванными с заклепов и низвергнутыми. Господь, попирая их Своими пречистыми стопами, торжественно возвышается над ними. Возле врат часто пишутся беспорядочно разбросанные ключи и замки. В догматическом плане сокрушение адовых врат означает, что с Победой Христа преисподняя перестала быть неизбежным посмертным пристанищем душ. И хотя ад существует и поныне, приобщая свою жизнь к жизни Христа, человек освобождается от его уз и оков. В Писании Нового Завета эта идея обозначается через символ ключей, которыми владеет Христос: « И имею ключи ада и смерти » ( Откр.1:18 ). Помимо того, что врата адовы могут указывать на замкнутость преисподней, они же обозначают собой и активную богоборческую силу, то есть сонм падших духов. Основание для такой параллели дал Сам Господь: « и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее » ( Мф.16:18 ). Цитаты о вратах адовых «Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется». прп. Исидор Пелусиот Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/vrata-adovy

Разделы портала «Азбука веры» Врач  - 1) в строгом богословском употреблении — Бог ; 2) в широком, обыденном смысле — человек, занимающийся лечебной деятельностью — лекарь; 3) в переносном значении — человек, оказывающий духовную и/или психологическую помощь ближнему . Пуссен Никола. Исцеление слепого. 1665 г. Во времена Ветхого Завета Бог Сам открыл для Израиля эту сторону Промысла: «Я Господь, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Суть данного изречения заключалась в том, что поскольку жизнь всех людей — в деснице Божьей, постольку и здоровье каждого человека зависит от Божьего произволения. Например, Царь Охозия, занедужив, предпочел вопросить о выздоровлении не Бога, а Веельзевула, и умер ( 4Цар.1:2,17 ). Та же участь постигла и Асу: «он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими» ( 2Пар.16:12-13 ). Разумеется, все вышесказанное не означает бессмысленность медицины, равно как и утверждение о том, что Бог дает пищу боящимся Его ( Пс.110:5 ), не означает бессмысленность кулинарного искусства. Что касается врачебной деятельности как таковой, Священное Писание нигде не отзывается о ней негативно, не запрещает её, лишь бы только она не отталкивала человека от Вседержителя, не противоречила Божьим благословениям и судам. Врач, как и человек любой другой законной профессии, может служить орудием Провидения Божия. Однако Бог может даровать исцеление, не прибегая к посредничеству лекарей. Так, Иов, доверившись Богу, а не «бесполезным врачам» ( Иов.13:4 ), сделал правильный выбор: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» ( Иов.42:12 ). Царь Езекия, заболев и приблизившись к смертной черте, обратился с молитвой ко Господу, и был исцелен ( 4Цар.20:1-5 ). Напоминанием Езекии о том, что его выздоровление произошло не случайно, служило предварительно явленное через Исаю знамение: «И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней» ( 4Цар.20:11 ). В пользу положительного отношения Бога к целительской деятельности свидетельствует тот факт, что Сам Господь Иисус Христос исцелял многие болезни, в том числе в дни субботнего покоя, чем вызывал неприкрытую ярость у иудейских начальников. В Новом Завете обозначение «Врач» в первую очередь прилагается именно ко Христу: «Он сказал..: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ).

http://azbyka.ru/vrach

Разделы портала «Азбука веры» Время – одно из условий существования сотворенного Богом мира; течение, длительность, сопровождающая развитие событий. Время есть неотъемлемое условие существования конечных вещей и творится Богом вместе с миром. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33 ). Время как часть творения упразднится в конце мира. митрополит Макарий (Булгаков) Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем. Если мир создан из ничего, значит, он когда-то не существовал; значит, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих существ, а могло явиться только вместе с ними, – так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. Православная Церковь действительно и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33), что «предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей» (там же отв. на вопр. 30), и Он «знал все прежде сотворения мира» (там же отв. на вопр. 26). Священное Писание также подтверждает: а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ), и в словах апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа…, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф.1:3-4 . См. также Кол.1:17 ; Сир.23:29 ; Притч.8:23 ). б) что мир имел свое начало. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их ( Мк.10:6 ). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Пс.101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Ин.1:1 ; Притч.8:23 ).

http://azbyka.ru/vremya

Разделы портала «Азбука веры» Все испытывайте, хорошего держитесь ( 1Фес.5:21 ) Любая религия, формируя мировоззрение человека, его ценностную ориентацию, определяет и те нравственные устои, которыми ее последователь руководствуется в своих поступках, в своем отношении к окружающим. Первостепенное значение в религии имеет личность ее основателя, потому что именно основатель являет собой тот пример, на который ориентируются в своих поступках его последователи. Дела духовного лидера находят свое продолжение в делах адептов, поэтому особенно важно, чтобы поступки основоположника были достойны подражания, чтобы в них не было ничего такого, чего могли бы устыдиться и отвергнуть его последователи. Христос призывает каждого человека к уподоблению Ему: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Апостол Павел писал первым христианским общинам: «…Дети мои, … я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ), «…ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Для любого христианина эти призывы всегда действенны, и, несмотря на то, что их воплощение в жизнь требует значительного ежедневного подвига, каждый христианин, если он считает себя таковым, должен стремиться к их жизненной реализации. Внутреннее преображение, уподобление Христу, о котором пишет ап. Павел, изменяет весь строй жизни христианина, его мысли и поступки, что чрезвычайно важно для нас, потому что, как сказано в Священном Писании, каждый человек будет судим Богом по своим делам ( Откр. 20:13 ). Но дела эти, как выше уже было отмечено, во многом определяются тем примером, который верующий человек видит в основателе своей религии. Россия – многонациональная страна, на ее территории одновременно проживают представители многих религий. Часть наших сограждан определяет свою религиозную принадлежность по национально-историческому признаку, другая часть пытается определиться в своем выборе путем сравнения различных религий. Наша статья предназначена именно для них. Сегодня мы поговорим о тех нравственных образцах, к подражанию которым стремятся христиане и мусульмане, то есть о нравственном облике Иисуса Христа и Мухаммада. Мы сравним некоторые моменты их жизни и учения, чтобы те наши читатели, которые, возможно, колеблются в выборе между христианством и исламом, могли сделать для себя более осознанный выбор.

http://azbyka.ru/muxammad-ili-iisus-xris...

Разделы портала «Азбука веры» Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

Разделы портала «Азбука веры» Всесовершенство — сущностное свойство Божье (одно из «наиболее общих» сущностных свойств Божьих), выражаемое в том, что Бог безмерно обладает полнотой всех совершенств . Почему мы считаем Бога всесовершенным? Всесовершенство – одно из наиболее общих Божественных сущностных свойств. О Божественном совершенстве нам известно из Божественного Откровения. Так, обращаясь к ученикам с заповедью о совершенствовании, Господь Иисус Христос указал на Небесного Отца (Бога) как на Образец совершенства: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Помимо свидетельства об общем совершенстве Вседержителя, Священное Писание содержит свидетельства о совершенстве отдельных, свойственных Богу качеств, например, о присущем Ему совершенном ведении ( 2Мак.6:30 ), о том, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ), что радость Его совершенная ( Ин.17:13 ). От Бога, утверждается в Священном Писании, источается «совершенная благость и совершенная премудрость» ( 3Ездр.8:52 ), и вообще «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Кроме того Писание свидетельствует о совершенстве Его установлений: «Закон Господа совершен» ( Пс.18:8 ; Ср.: 3Ездр.5:27 ); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина» ( Пс.118:138 ). Между тем, Церковь Христова учит о том, что Бог не просто совершенен, а всесовершенен. Почему? Дело в том, что совершенства, которые присущи Богу-Троице, присущи Ему не в ограниченной мере, а безмерно: то есть Бог-Троица обладает всеми возможными совершенствами, причем, обладает всесовершеннейшим образом. Ведь Бог – в принципе беспределен; беспределен и в Своих совершенствах. Поэтому мы и говорим: Он – всесовершенен. Если Бог всесовершенен, то почему Он не создал человека неспособным ко греху? Вопрос о том, почему Бог не создал человека таким, чтобы он в принципе не был способен вершить зло , возникает у многих людей. Атеисты нередко используют этот вопрос для того, чтобы доказать несостоятельность учения Церкви о Боге, мол, если бы Бог и действительно был всесовершенным, он смог бы найти возможность создать человека настолько совершенным, чтобы тот никогда не стал грешником.

http://azbyka.ru/vsesovershenstvo

Разделы портала «Азбука веры» «Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его» ( Сир.7:31 ). «Бойся Господа и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе» ( Сир.7:33 ). блаженный Феодорит Кирский «Не надобно, проступки священных лиц делать общеизвестными, чтобы народ, получив отсюда повод к пререканиям против них, не стал грешить без страха». c вт. Нил Синайский «Иереев всех почитай, к добрым же прибегай» Один священник рассказывал своим прихожанам такую историю. Приходит к нему женщина и говорит: «В нашем приходе батюшка служит, а я точно знаю, что он не совсем благочестивый. Что мне делать? Перейти в другой храм, в другой приход?» А батюшка ей отвечает: «Вот скажи мне, если положить в кадило медное и в кадило золотое одинаковый ладан и одинаковые угли, то фимиам будет одинаковый?» «Одинаковый». «Вот так и батюшки. Благочестивы из них – это золотое кадило, а не совсем благочестивые – это медное кадило. А благодать Божия все равно через них идет…» Поэтому смущаться не надо, не ради батюшки вы к нему идете, а ради благодати священства, которая на каждом батюшке лежит, и через эту благодать получаете и помощь, и вразумление. И уж совсем негоже осуждать священника вслух, в разговорах! священномученик Киприан, епископ Карфагенский «Если Господь говорит в Своем Евангелии: кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ), то как могут избежать суда Бога те, которые возводят клеветы не только на братьев, но и на священников, удостоенных этого сана по благодати Божьей». святитель Иоанн Златоуст «Если нам не позволено судить о жизни друг друга, то тем более о жизни отцов». «Подлинно, велико достоинство священников! Кому, сказано, простите грехи, тому простятся. …Павел говорит: мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас ( 1Кор.5:20 ). Не видите ли, как все подчиняются властям мирским? …У нас страх, когда поставляет начальника человек! Но когда рукополагает Бог – мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем бесчисленными поношениями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев, изощряем язык на священников! И какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а у другого с злобным старанием замечаем и сучец? Ужели не знаешь, что, когда судишь, таким образом, других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение?

http://azbyka.ru/svyatye-ugodniki-bozhii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010