Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Макарий (Маркиш) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Мужчина и женщина. Вопросы и ответы — иеромонах Макарий (Маркиш) Иеромонах Макарий (Маркиш) В Избранное ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Введение Что сегодня говорит Церковь о мужчине и женщине  Разговор об отношениях между мужчиной и женщиной Церковь начинает, конечно, с евангельского слова, с первых строк 2й главы Евангелия от Иоанна: «Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» ( Ин.2:1–11 ). Первое Свое чудо – преложение воды в вино – Господь Иисус Христос совершил на брачном празднике, и это, разумеется, задает тон христианскому восприятию брака. В заключительной главе Послания к Евреям, где св. апостол Павел кратко и сжато перечисляет требования к христианам и христианской жизни, читаем: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). О второй части этого положения нам еще предстоит поговорить на следующих уроках, а первая вдохновляет супругов сегодня точно так же, как две тысячи лет тому назад. Древний сборник церковных канонов, Апостольские правила, содержит особый пункт (51), посвященный браку и связанным с ним особенностям образа жизни: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяса, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине тушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Также и мирянин». И это не случайно. Еще в Новом Завете мы находим упоминание о лжеучителях, запрещающих вступать в брак; впоследствии это антихристианское «тушение браком» распространилось довольно широко и в той или иной форме сохранилось доныне, даже в околоцерковной среде. Поэтому имеет смысл обратиться к самому авторитетному православному документу сегодняшнего дня – «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви». 

http://azbyka.ru/semya/muzhchina-i-zhens...

Разделы портала «Азбука веры» Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион (Алфеев) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Таинство Брака (венчание) По учению Православной Церкви, браком является добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Брачный союз благословляется Церковью через отдельное Таинство. Чинопоследование этого Таинства называется Браком, или венчанием. В задачу настоящей главы не входит рассмотрение нравственных и канонических аспектов брачного союза в православной перспективе. Наша задача здесь более узкая – рассмотреть православное понимание брака как Таинства на основе чина венчания. Брак как Таинство Учение о браке как Таинстве вытекает из слов апостола Павла о том, что христианский брак должен быть подобен союзу между Христом и Церковью: как Церковь повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям; как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, так и мужья должны любить своих жен. Об этой любви Павел говорит: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:21-33 ). Здесь употреблен термин «Таинство» (μυστηριον – «тайна»), что впоследствии, много веков спустя, легло в основу учения о браке как Таинстве. Правда, термин употреблен не в отношении брачного союза, а «по отношению к Христу и Церкви». К тому же, как мы ранее указывали, сам по себе этот термин ни во времена Павла, ни в течение всего I тысячелетия не употреблялся исключительно в значении церковного чинопоследования. Тем не менее именно апостол Павел сформулировал те идеи, на которых строилось христианское понимание брака, и именно ему принадлежит основополагающая роль в формировании представления о таинственном характере брака. Это представление стало продолжением и восполнением ветхозаветного учения о браке. Библия говорит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). Сотворение человека не есть создание индивидуума: это создание двух личностей, соединенных узами любви. Сотворив мужчину и женщину, говорит Библия снова, Бог «благословил их и нарек им имя «человек» в день сотворения их» ( Быт.5:2 ). Опять же человек – это не единица, это двоица: человек – это «они», а не «он» или «она». Полнота человечества реализуется в брачном союзе между мужчиной и женщиной, и это вновь и вновь подчеркивается Библией.

http://azbyka.ru/semya/tainstvo-braka-ve...

Разделы портала «Азбука веры» Ипостась – (от греч. πστασις ипостасис ипостась ) – 1) богословский термин, обозначающий конкретное лицо (личность), индивидуум, предмет, в котором действительным и конкретным образом осуществляется сущность ; 2) основа, осуществление ( Евр.11:1 ). В Новом Завете слово «ипостась» употребляется 5 раз, исключительно в посланиях ап. Павла. Во 2Кор. это слово используется во вспомогательном смысле: « …чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью (ν τ ποστσει τατ)» ( 2Кор 9:4 ); « Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности (ν τατ τ ποστσει) на похвалу » ( 2Кор.11:17 ). Трижды слово «ипостась» употреблено в Послании к Евреям. В одном случае оно используется без особой семантической нагрузки: « Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь (τν ρχν τς ποστσεως) твердо сохраним до конца » ( Евр.3:14 ). В другом месте Послания слово применяется для определения понятия веры: « Вера же есть осуществление (πστασις) ожидаемого и уверенность в невидимом » ( Евр.11:1 ). Это же слово употребляется для характеристики всесовершенства Сына, равночестности Сына Отцу: « Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (χαρακτρ τς ποστσεως) Его » ( Евр.1:3 ). Это единственное место синодального текста Свящ. Писания, в кром слово «ипостась» оставлено без перевода; ему посвящено большое количество святоотеческих толкований, развивавшихся в контексте учения о Св. Троице. Понятие «ипостась» в обиходном языке означало просто существование. Попадая в философию, оно стало принимать значение индивидуального бытия. Смысл этого понятия был преобразован православным богословием Великих Каппадокийцев: св. Василия Великого , св. Григория Богослова и св. Григория Нисского . Прежде всего, Великие Каппадокийцы последовательно разграничили смысл понятий «сущность» (природа, естество) и «ипостась». Следуя их пониманию, различие между сущностью и ипостасью есть различие между общим и особенным (частным).

http://azbyka.ru/ipostas

Разделы портала «Азбука веры» Исцеление — 1) освобождение человека от греховной зависмости, духовно-нравственное преображение человека (в соработничестве человека и Бога ); 2) один из аспектов спасения (греч. σωτηρα (сотериа) — избавление, сохранение, благо, целение, спасение). Возможно ли исцеление от греха вне Церкви? В какой-то мере борьба с грехами возможна и для людей, пребывающих вне границ Церкви . Не случайно апостол Павел указывал, что некоторые «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» ( Рим.2:14 ), так как «дело закона у них написано в сердцах» ( Рим.2:15 ). Это значит, что для человека естественно жить в соответствии с установленным Богом нравственным законом . Выразителем этого закона в каждом человеке является голос совести . Однако, будучи подвержен скверне греха, человек не в силах полноценно бороться с грехом самостоятельно. Это возможно только при помощи Божьей, а Бог благоволил оказать Свою спасительную помощь, создав Церковь , наделив её спасительными средствами и призвав в неё всех людей. Она является хранительницей спасительного учения, в её лоне совершаются спасительные Таинства , Её Главой является Сам Спаситель . Вне Церкви невозможно стяжать такую праведность, которую стяжали православные святые. О том, что полноценная борьба с грехом невозможна без Христа , сказал Сам Христос: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Как просить Бога об исцелении? Прося у Творца исцеления, выздоровления, продления земной жизни, следует обосновать, для чего нам это требуется. Например, царь и пророк Давид просит у Бога избавления от смерти и объясняет причину своей мольбы: « Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем » ( Пс.9:14-15 ). Т.е. он желает умножать славу Божию на земле. Так и нам нужно иметь не корыстные, а благочестивые мотивы наших просьб. Жизнь имеет ценность лишь в той мере, в которой она служит покаянию, умножению любви. Цитаты об исцелении

http://azbyka.ru/iscelenie

Разделы портала «Азбука веры» «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ) Любостяжание — 1) алчность к приобретению материальных благ; 2) чрезмерное попечение о богатстве ; 3) забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними . Разновидность страсти сребролюбия . Грех любостяжания  относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой. Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство ( Кол.3:5 ), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф.5:5 ). Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Слово πλεονεξα (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство ( 1Кор.6:10 ), корыстолюбие ( Рим.1:29 ) и любостяжание ( Кол.3:5 ). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом». Цитаты о любостяжании «Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства. В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем». святитель Василий Великий «Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.

http://azbyka.ru/lyubostyazhanie

Разделы портала «Азбука веры» Как преуспеть в молитве? Этим вопросом, рано или поздно, задается каждый христианин, который открывает для себя глубину православной веры. Молитва – это стержень духовной жизни, живое общение с Богом. У каждого человека свой подход и свои успехи в молитвенном делании. Для одного молитва – это вычитывание утреннего и вечернего правила, для другого – участие в богослужении, для третьего – постоянная «умная» молитва и т.д. Всех же объединяет одно – желание быть услышанным Богом, быть с Ним. Это чувство вновь и вновь руководит человеком, когда он начинает молиться. Но как сделать так, чтобы молитва действительно стала благоговейной беседой с Богом? Для этого надо обратиться к опыту Церкви. 1. Научение принципам правильной молитвы Вера. Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ). Без веры невозможна никакая молитва, ибо без веры она становится бессмыслицей. Мы молимся потому, что верим в то, что Бог нас слышит. Мы верим, что Он не только слышит нас, но и поможет. Эту веру вселяет в нас Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят… Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф.7:7-8,11 ). Вера – первое и наиважнейшее условие правильной молитвы. Святитель Игнатий Брянчанинов это подтверждает: «Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих, доколе не усвоится Богу, не соединится с Богом». Прощение и примирение с ближним. Важным условием для начала молитвы является прощение и примирение с ближним. Если в сердце поселилась злоба, обида или вражда, то такое сердце закрыто для искреннего обращения к Богу. Человек, конечно, молится, просит, но слышит ли его Бог? За ответом обратимся к Священному Писанию. Господь говорит: «если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23-24 ). Более очевидный ответ сложно найти. Бог хочет, чтобы люди жили в мире и любви. Бог есть Любовь, и Он говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34-35 ). Христос учит нас молиться: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:12,14-15 ).

http://azbyka.ru/kak-preuspet-v-molitve

Разделы портала «Азбука веры» Как сегодня реагировать православному, если он по вполне надежному церковному радиоканалу от всеми уважаемого духовника услышит: «А мы, дорогие мои, доживем до пришествия Господа нашего Иисуса Христа»? Сколько уже раз в церковных масс-медиа и в той же радиопередаче звучало предупреждение: не верьте сектантам, назначающим конец света, и каждый раз вновь обманывающим. Но здесь у кого не ёкнет сердце: а вдруг это, действительно, предупреждение, вдруг старец — прозорливый? Может ли старец ошибаться? Вопрос, кому в Церкви принадлежит  вероучительный авторитет — одновременно и простой, и сложный. В Церкви, которую основал Господь, обязанность учительства Он возложил на апостолов, а через них на епископов, то есть на иерархию. Но и помимо иерархического рукоположения Дух Святой еще в апостольские времена обильно изливал дар учительства. «Одному дается Духом слово мудрости, — пишет апостол Павел коринфским христианам, — другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом… иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:8-10 ). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, — поучает апостол Петр, — Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог…» ( 1Пет.4:10-11 ). Значит в Церкви, в принципе, через любого ее члена могут подаваться дары Святого Духа, и в том числе, пророчеста и прозорливости. Но это — в принципе, а когда дело доходит до каждого конкретного прозорливца, который настаивает на вещах, с точки зрения привычной догматики несколько рискованных, то кто угодно станет в тупик. Тем более, если грозные пророчества исходят от умудренного летами старца. Говорит ли он от себя лично, или через него Бог хочет нечто открыть Церкви? Собственно, всякий священник или епископ имеет право проповедовать только церковное учение, только то, что исходит от Бога. Но мы ведь знаем, что голос Церкви по-настоящему могут выражать только святые. А святых часто не понимали и гнали, как не поняли в свое время учители иудейские Христа. Как узнать, от Бога ли эти тревожащие душу «пророчества»? Защитные механизмы церковного учительства

http://azbyka.ru/kto-uchitel-v-cerkvi

Разделы портала «Азбука веры» Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после Его Воскресения, как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него 1 . Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе,  в котором еще никто никогда  не был положен  ( Ин.19:41 ), — символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня. Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены 2 . В Ардяле 3  имеются иконы, изображающие Христа Победителя вышедшим из гроба и стоящим на неотваленном могильном камне, что означает, что Он вышел через камень еще до того, как тот был отвален. Эта символика представляется мне очень важной, и я хочу остановиться на ней далее. По всей видимости, следующее явление Христа было Марии Магдалине, которая пришла с женами-мироносицами, но не ушла с ними. Не веря виденному (Спаситель изгнал из нее семь бесов, и она знала, как лжив диавол), она вернулась на гроб, ища доказательств Воскресения. Будучи в состоянии опустошенности, гнетущей сердце, она стояла у гроба и плакала. И тут вдруг она увидела внутри двух ангелов, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисусово, и они спросили ее, почему она плачет. Она ответила им с великой скорбью: «Потому что  унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его » ( Ин.20:13 ). Без сомнения, она услышала какой-то шум и, не ожидая ответа ангелов, обернулась и увидела поблизости Спасителя, но не узнала Его. Подобно ангелам, Он обратился к ней с вопросом: почему она плачет, кого ищет? Мария подумала, что это садовник, и спросила Его, не Он ли взял тело Иисусово и если да, то она умоляет сказать, где Он положил его, чтобы она пошла и взяла его. Тогда Иисус позвал ее по имени:

http://azbyka.ru/o-yavleniyah-spasitelya...

Разделы портала «Азбука веры» Лакомство ( сластолюбие ) — 1) потребление пищи (пищевого продукта, пищевых продуктов), воспринимаемой, как «вкусная», сопровождаемое вызываемым этим потреблением удовольствием (нередко бывает связано с пристрастием к пище с ярким, приятным вкусом, изысканной пище); может являться проявлением страсти  чревоугодия  в форме  гортанобесия ; 2) пищевой продукт (пища), составляющий, при его потреблении, предмет удовольствия. Лакомство – грех? Вкушать пищу, опознаваемую как вкусную и доставляющую удовольствие, церковными канонами не запрещено. Другое дело, когда стремление человека к удовлетворению своих желаний полакомиться проявляется в форме греховной зависимости или страсти: страсти чревоугодия (гортанобесия). С этой страстью необходимо бороться. Заметим, что чревоугодие опознавалось рядом отцов Церкви как одна из восьми опаснейших страстей (например, прп. Иоанном Кассианом Римлянином , свт. Игнатием (Брянчаниновым , и др.). Говорится ли в Священном Писании о том, как следует относиться к лакомству? В Священном Писании об этом говорится достаточно определенно. В частности, там содержатся такие слова: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» ( Сир.37:32 ). Апостол Павел в одном из своих посланий резко отзывается о чревоугодниках: «Их бог – чрево» ( Флп.3:19 ). Чем опасна страстная зависимость человека от лакомства? Страстная приверженность человека к лакомству есть одна из форм проявления чревоугодия. Как греховная страсть, чревоугодие препятствует единению человека и Бога: «Их бог – чрево» ( Флп.3:19 ). Заметим, что по свидетельству целого ряда христианских подвижников, развитие страсти чревоугодия способствует формированию в грешнике многих прочих греховных страстей. В Евангелии есть слова: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ). А, например, прп. Антоний Великий , связывал похоть плоти с пресыщением чрева, давая понять, что страсть к пресыщению чрева может способствовать развитию блудной страсти. Как, в целом, должен относиться христианин к еде, чтобы не согрешать, но и не умереть с голоду?

http://azbyka.ru/lakomstvo

Разделы портала «Азбука веры» Лицеприятие — ( Иак.2:9 ) — предпочтение одного человека другому (одних людей другим) по причине пристрастного к нему (к ним) отношения. У Бога нет лицеприятия Апостол прямо указывает на то, что у Бога нет лицеприятия ( Рим.2:11 ). Об этом же в своей льстивой речи свидетельствуют и враги Господа Иисуса Христа: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» ( Мф.22:16-17 ). Лицеприятие – грех Тем, кто допускает в своих поступках лицеприятие (например, заискивает перед богатым и влиятельным человеком, игнорируя бедного и незначащего), адресовано строгое апостольское предупреждение: «Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» ( Иак 2:9 ). Апостол прямо говорит о недопустимости лицеприятия в жизни по вере: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» ( Иак.2:1 ). Опасность лицеприятия Духовные причины лицеприятия Существуют не только внешние и достаточно очевидные причины лицеприятия (такие как корысть, малодушие, тщеславие и проч.), но и более глубокие (например, недостаток любви, ослабление в вере). Среди последних выделяется потеря остроты духовного зрения. Сщмч.  Игнатий Богоносец подчеркивает, что мы призваны «не по плоти взирать на ближнего, но во Христе любить друг друга» (Сщмч.  Игнатий Богоносец . Послание к магнезийцам. 6 2 ). «Взирать по плоти» противоположно подлинному духовному зрению, которое всегда во Христе. В отличие от человека, которому не так часто открыт внутренний мир ближнего и который никогда не может полностью положиться на свое духовное зрение, Бог – единственный Сердцеведец, знающий о каждом всю полноту правды. Яркое свидетельство об этом есть еще в Ветхом Завете: «не смотри на вид его и на высоту роста его… ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце ( 1Цар.16:7 )». Как избежать лицеприятия Цитаты о лицеприятии

http://azbyka.ru/licepriyatie

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010