Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих , говорится в Писании, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт.6:2). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену. Смышленых , говорится далее, и понятливых для всякой науки , т.е. ревностных, способных ко всякой мудрости. И чтобы научил их книгам и языку Халдейскому . Моисей, будучи частным человеком, воспитан был, как царь; а они, происшедши от царского рода, воспитывались наряду с рабами властителя. Хорошо предустрояется то, чтобы они научились наукам и языку халдейскому, чтобы, когда Даниил станет беседовать с царем о великих предметах, никто не был посредником и не исказил его слов. А остальное для чего? Для того, чтобы ты познал мудрость Даниила и с самого начала видел, как он выше чрева. Другой сказал бы: я пленник, не имею ни откуда необходимой пищи, Бог конечно простит меня. Не так поступал он, потому что не для награды какой-нибудь и не по страху только, но и по любви он служил Богу, с великим усердием и не мало времени. Три года они учились мудрости и три года постились. Видишь ли благоразумие Даниила? Когда нужно было остерегаться, он был весьма тверд и предусмотрителен, и он не подчинился, но просил, умолял; а когда не было никакого вреда, то он не отказывался изучать язык и мудрость иноплеменников, потому что не учиться предосудительно, а следовать их учению. Так он мог лучше узнать свою собственную мудрость, узнать, — опять чрез сравнение, — что нет другой такой мудрости, как еврейская, и сделаться более сильным. А если бы это было преступно, то и здесь он устоял бы и воспротивился бы. Видишь ли, что добродетели его происходили оттуда же, откуда (пороки) у чревоугодников, предпочитающих чеснок манне? Потому Даниил и явился мудрым. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Готовы сильные люди; Седрах, Мисах и Авденаго уже связаны, и их бросают в печь, раскаленную огнем. Не думайте, что, если сейчас установилось некое перемирие между безбожным государством и Церковью, то так же будет и всегда. Положение может резко измениться, потому что нынешние дни лукавы, а диавол всегда готов в бешеной ярости своей наброситься на Церковь Христову. Итак, отроков бросают в печь. Причем сказано: И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго (Дан. 3, 22). Так они трое упали связанными в раскаленную огнем печь. И что происходит: они сгорели? Огонь был страшным, ведь говорится, что пламя огня убило даже тех людей, которые бросали их (наверное, от ужасного жара вспыхнули их одежды). Неужели погибли эти мудрые отроки, которые были поставлены управлять землей Вавилонской? Нет, оказывается, они не погибли! Вдруг зазвучала песнь, ее пел один из отроков – Азария, – и слова этой песни доносились из печи. Он пел: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны (Дан. 3, 26–27). Отроки шли внутри печи и пели хвалу Господу, они пели уже втроем: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки (Дан. 3, 52). Царь ужаснулся: огонь, за огнем дым, было трудно рассмотреть, что же происходит, но он видел, что три отрока ходят в печи! Однако ходят не потому, что огонь не силен был сам по себе одолеть их, а потому что с ними был кто-то четвертый. Это – Ангел Божий, посланный от Господа, чтобы защитить детей Божиих от ярости язычников. Когда наступят для православных христиан самые тяжелые дни, те, о которых пророк Даниил предсказывал: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди (Дан. 12, 1), когда царство антихриста будет устанавливаться по всей земле, то в эти, последние дни Бог пошлет нам самого великого защитника. Сказано в Библии: и восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа своего (Дан. 12, 1). – Да, именно сей воевода Горних Сил, Архистратиг Божий Михаил и для нашего православного русского народа, и для всех верных христиан явится в последней брани с языческим безбожным зловерием великим утешением, великим заступником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Далее св. апостол перечисляет других ветхозаветных праведников, силою веры творивших многие дивные дела и чудеса. Одних он называет по именам, у других, не называя имен, перечисляет лишь их деяния. Вот как поясняет сказанное апостолом блж. Феодорит: " верою побеждали царства " — Гедеон низложил мадианитян, Самсон — филистимлян, Варак — Сисару, Давид — аммонитян, амаликитян и оба племени сириан (2 Цар. 10:6), Самуил — филистимлян. " Заградиша уста львов " — Даниил. " Угашали силу огня " — Анания, Азария и Мисаил. " Избегали острия меча " — победившие в войнах (ст. 32-34). " Укреплялись от немощи " - возвратившиеся с Зоровавелем, освободившиеся из плена и победившие восставших на них соседей. — " Были крепки на войне " - и перечисленные выше, и дети Маттафии: Иуда, Ионафан и Симон. " Жены получали умерших своих воскресшими " (ст. 11:35) — это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына вдовицы, а другой сына соманитяныни. — " Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение " . Например: Елеазар, семь Маккавеев и их матерь. — " Были побиваемы камнями " — священник Захария, сын Иоддаев. — " Перепиливаемы " — говорят, что претерпел это пророк Исайя. — " Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " (11:37-38) — " Так великий Илия, так Елисей, великий наследник его благодати; так большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи " (блж. Феодорит). — " И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства " (11:39-40) — это так поясняет св. Златоуст: " Уже прошло столько времени, как они (ветхозаветные праведники) остались победителями, и еще не получили награды, а вы, находясь еще в подвиге, сетуете?.. Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что Ною? Что другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя? " Смысл этих слов тот, что апостол хочет вразумить ими нетерпеливых и малодушных палестинских евреев, которые, не скончавши еще христианского подвига, хотели бы уже видеть исполнение христианских надежд. Он утешает их представлением о том, как долго пришлось ждать ветхозаветным праведникам награды за свое терпение — пока Великая Жертва Христова не отверзла им врата Небесного Царствия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Дан.1:5 . И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспиты­вать их три года, по истече­нии которых они должны были пред­стать пред царя. Распоряжение Навуходоносора вполне соответствует восточному обычаю, по которому все придворные получали пищу с царского стола. Так, при персидском дворе ежедневно приготовлялся, по словам Ктезия, обед на 15 000 человек (ср. 4Цар.25:29–30 ; Иер.52:33–34 ). Дан.1:6 . Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Из третьего стиха с несомненностью следует, что пророк Даниил происходил из колена Иудина и принадлежал или к царскому или к знатному княжескому роду, но к которому именно, за отсутствием сведений, неизвестно. Иосиф Флавий считает его родственником иудейского царя Седекию; из христианских писателей одни причисляют его к потомкам Давида ( Симеон Метафраст ), другие (Епифаний) к одной из самых знатных фамилий иудейских вельмож. Также неопределенны сведения и о генеалогии его друзей. Дан.1:7 . И пере­именовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. Даниил и его друзья воспитываются, как будущие должностные лица при царском дворе ( «служить в чертогах царских» – Дан.1:4 ). В зависимости от этого они получают новые имена: будущих вавилонских сановников странно было бы оставить с прежними еврейскими именами – им даются вавилонские. Составленные из названия главных вавилонских божеств: Валтасар (Белтегна царь) ­­ «Бел (Вил) защищай его жизнь», Авденаго ­­ «служитель, раб (бога) Небо», Мисах ­­ «кто, как Аку», Седрах ­­ «повеление (бога) Аку», они могли напоминать о недавней победе вавилонских богов над иудеями и их Богом (см. толкование 2-го ст.), благодаря чему перемена имен и в настоящем случае служила, как и всегда, знаком зависимости побежденного от победителя ( 4Цар.24:17 ; 2Пар.36:4 ). Дан.1:8 . Даниил по­ложил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и по­тому про­сил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан. 1 :6. И были между ними из сынов Иудиных Даниил, и Анания, и Азария, и Мисаил. Дан. 1 :7. И дал им старейшина евнухов имена: Даниилу-Валтасар, и Анании-Седрах, и Мисаилу-Мисах, Азарии же Авденого. Дан. 1 :8. И положил Даниил в сердце своем не оскверняться (пищею) от царского стола и вином, которое он пил, и просил старейшину евнухов, чтобы не оскверняться ему. Дан. 1 :9. И дал Господь Даниилу милость и благорасположение у старейшины евнухов. Дан. 1 :10. И сказал старейшина евнухов Даниилу: боюсь я господина моего царя, который вам назначил пищу и питье, если он увидит лица ваши худощавее 9 , чем у юношей-сверстников ваших, то сделаете голову мою виновною пред царем. Дан. 1 :11. И сказал Даниил Амелсару 10 , которого старейшина евнухов приставил к Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу 11 : Дан. 1 :12. Испытай рабов твоих до десяти дней: пусть дают нам пищу из семян 12 полевых и воду для питья. Дан. 1 :13. И пусть явятся пред тобою лица наши и лица юношей, питающихся от царского стола, и как увидишь, так и поступи с отроками твоими. Дан. 1 :14. И послушал их и испытывал их до десяти дней. Дан. 1 :15. По окончании же десяти дней, лица 13 их оказались красивее и телом крепче тех отроков, которые ели с царского стола. Дан. 1 :16. Тогда 14 Амелсар удалил кушанье их и вино для питья и давал им семена. Дан. 1 :17. И четырем сим отрокам Господь даровал знание и понимание всякой книжной 15 мудрости, а Даниил разумел всякое видение и сны. Дан. 1 :18. И по окончании тех дней, в которые царь велел привести их, привел их старейшина евнухов к Навуходоносору. Дан. 1 :19. И беседовал с ними царь, и из всех их не нашлось подобных Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу, и они стали (служить) 16 пред царем. Дан. 1 :20. И во всяком слове мудрости и знания 17 , о которых спрашивал их царь, он нашел их в десять раз превосходнее 18 всех заклинателей и волхвов, бывших во всем царстве его. Дан. 1 :21. И был (там) 19 Даниил даже до первого года царя Кира. Глава 2 Дан. 2 :1. Во второй год царствования Навуходоносора, видел Навуходоносор сон 20 , и ужаснулся дух его, и сон его удалился 21 от него.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

– Даниил пережил трех царей – Навуходоносора, Валтасара и победившего эту династию Дария Мидянина; и у всех сумел вызвать уважение. Он находился в плену вместе со всем Израилем, а насколько обосновано предание о том, что Израиль был отпущен домой и Иерусалим был возрожден именно благодаря Даниилу? Прямых указаний на это в Библии нет. – Нет, но есть другое – несомненное влияние Даниила на царя мидян и персов Дария. Этот Дарий – вообще загадочный персонаж, есть версия, что это – другое имя царя Кира, освободителя евреев. Либо Дарий – его наместник, губернатор. Давайте вспомним: Дарий, которого окружение (князья и сатрапы) вынудило отправить Даниила за молитву Истинному Богу в ров ко львам, страшно переживает это, пытается спасти пророка (одного из его князей). А затем, не будучи в силах нарушить собственный указ (см.: Дан. 6, 15 ), вверяет судьбу Даниила Богу, а сам ложится спать без ужина и не велит вносить к нему пищи (см.: Дан. 6, 16–18 ). Даниил во рву со львами остается невредимым, и Дарий, возрадовавшись, издает повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно ( Дан. 6, 26 ). Вероятно, за этим могло последовать и освобождение израильского народа. – Каково все же место Книги Даниила в пророческой традиции Ветхого Израиля? – Если великие предшественники Даниила предупреждали Израиль о грядущей расплате за его грехи, то Даниил оказался среди тех, кто пожинал плоды: он в плену вместе со всем народом, но он молится у окна, обращенного к Иерусалиму (см.: Дан. 6, 10 ). Благодаря Даниилу и подобным ему людям (таким, как Анания, Азария и Мисаил) евреи сохраняют веру отцов и свою, как мы теперь говорим, идентичность – они не растворяются в языческом окружении. И когда царь Кир (об этом рассказывает Первая книга Ездры) издал повеление о возвращении евреев в Иерусалим и о возрождении Иерусалимского храма – это сразу вызвало огромный, всенародный духовный подъем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Даниила, передающий следующее. Навуходоносор, царь вавилонский, приказал «начальнику евнухов своих – Асфеназу» отобрать лучших «отроков» из числа захваченных им в Иудее и приготовить их для «службы в царских чертогах» ... Эти отроки должны были питаться «пищей с царского стола и вином, которое пил сам Навуходоносор. «Между ними были из сынов Иудиных – Даниил, Анания, Мисаил и Азария». Они отказывались от царской пищи и царского вина. Между тем «начальник евнухов» не решался согласиться на это: «боюсь», говорил он, «господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье: если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновной перед царем». Услышав такие слова, Даниил стал просить «Амелсара, которого начальник евнухов приставил к» ним, – стал просить именно о том, чтобы этот «сделал опыт над рабами» своими – этими 4–мя Иудеями: «в течение десяти дней», говорил он, «пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь». Проба была произведена. «По истечении десяти дней лица» Даниила и трех с ним отроков «оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Алмесар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» ... В результате эти 4 иудея превзошли своими качествами всех, бывших с ними, «отроков» ... ( Дан. 1 ). Почему Даниил и три отрока отказались от употребления царской пищи? Потому что «употребление пищи со стола язычника могло быть осквернением для истинного чтителя Бога Израилева и закона Его»... В сознании всего этого, Даниил и решил питаться иначе, – «глубоко и непоколебимо преданный Богу своих отцов и твердо верующий, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа.... что в столь тесные для благочестия и веры времена Господь окажет нужную помощь и что Господне благословение может дать потребную для полного здоровья питательность предметам, по–видимому, вовсе мало питательным»..., между тем как «начальнику евнухов» – «человеку, смотревшему на человеческие дела только по–человечески..., казалось, что тело может питаться и цвести только от роскошных снедей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

«Заблудиша в пустыни безводней». И Вавилон пустынен и безводен; потому что оставлен был Богом, и рабствовавшие в Вавилоне Иудеи лишены были духовнаго орошения. И уверовавшие из язычников жили также в пустыне, и пустыне безводной, «упования не имуще и безбожни», как говорит божественный Апостол ( Ефес. 2, 12 ). «Пути града обительнаго не обретоша»; потому что и Иудеи не могли спастись бегством от поработивших и возвратиться в свое отечество, и уверовавшие из язычников, до вочеловечения Спасителя, не обретали пути, ведущаго в божественный град. А под " градом» разуметь должно здесь благочестивое житие. Пс.106:5 .   Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. «Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе». Глад божественнаго учения угнетал тех и других. Как Иудеи, рабствуя в Вавилоне, лишены были священников, и не могли совершать служения по закону; так язычники не прияли еще Божественнаго закона, и не насладились духовным учением, чем обыкновенно препитываются души. Сим гладом угрожал Бог Иудеям. Ибо говорил: «наведу глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ( Амос. 8, 11 ). Пс.106:6 .   Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. «И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я». Благочестивейшие из Иудеев принесли моление Богу. Сие показывает нам и пророчество Даниилово. И сам Даниил и Анания и Азария и Мисаил, слезно молясь о всех, испрашивали милости Божией. Язычники же, борясь с бедствиями всякаго рода, хотя воздыхали, предавались безутешным сетованиям и слезам, не имея надежды воскресения, но не испрашивали у Бога всяческих освобождения от обдержавших их зол; однако же Человеколюбец увидел их воздыхания, и явил им милость. Пс.106:7 .   И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу. «И настави я на путь прав, внити во град обительный». Иудеям даровал возвращение чрез персидскаго Кира, а язычников наставил на путь чрез святых Апостолов; чрез них указал им вышний град, имеющий основание на горах святых, «емуже художник и содетель Бог» ( Евр. 11, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И в другом месте: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Подобным образом, и Апостол Павел внушает нам, что, если мы желаем получить обетованные Богом блага, то должны во всем подражать Ему. Самый Дух, говорит он, свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:16–17 ); далее он присовокупляет и сравнение бедствий настоящего времени со славою жизни будущей в следующих словах: думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). Итак, помышляя о сей славе, мы должны терпеливо переносить все гонения и скорби, приключающиеся в сем мире; ибо, хотя много скорбей у праведного; но от всех их избавит его Господь ( Пс.33:20 ). Блаженны и жены, кои вместе с вами сподобились той же славы исповедничества, и кои, твердо сохраняя веру Господню, и оказывая мужество, превышающее слабость их пола, не только сами делаются достойными венца, но и для других жен явили пример своим постоянством. И, дабы ничего не доставало к славе вашего подвига, дабы вместе с вами удостоился почести всякий пол и возраст; промысл Божий соделал самых детей участниками славного вашего исповедничества, представляя нам нечто подобное тому, что некогда сделали Анания, Азария и Мисаил – сии знаменитые отроки, по ввержении коих в пещь, угас пламень, и огонь уступил место прохладной росе; потому, что с ними присутствовал Господь, и тем самым подтверждал истину того, что для исповедников и мучеников ничего не значит самый лютый огонь, и что, напротив, верующие в Бога всегда и во всем остаются целы и невредимы. Размыслите, умоляю вас собственным вашим благочестием, размыслите внимательнее, как велика была вера сих отроков, приобретшая им такое благоволение от Бога. Быв готовыми на все, каковыми должны быть и все мы, они говорят царю: Навуходоносор, царь, нет нужды нам отвечать тебе на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их оде­вали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные ку­шанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: «Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал ( 1Пет.1:11 ) – им, ветхозаветным людям, – что сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). И они старались не иметь общей трапезы с языч­никами, так как общее застолье заканчивается для многих общими гре­хами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех до­бро­детелей. Пророк Осия говорит о нечести­вых застольях: «Будут есть, и не на­сытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили слу­жение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» ( Ос.4:10–11 ). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит по­тому, что ищет их, а ищет потому, что «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.3:19 ). Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой «праздник живота», мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь? Никогда не надо бояться говорить слово НЕТ. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно мо­лодые христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом, в частности, тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и, хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010