Изъяснение псалма 41-го. Пс.41:1 .  Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых. «В конец, в разум сынов Кореовых». Бог Вавилонянам предал согрешивший народ, осудив его на семидесятилетний плен. Посему псалом сей изречен как бы от лица пленников, сетующих и желающих освобождения. Поскольку между ними были благочестивые, как божественный Даниил, как чудный Иезекииль, как добропобедные мученики Анания, Азария и Мисаил, со всею горячностию любившие Бога и желавшие законнаго служения Ему, то пророческое слово от лица их, что им надлежало говорить во время бедствия, изрекает это еще за много родов, чтобы утешались сим пророчеством и вразумлялись учением. Поэтому псалом и подписан: «в конец», потому что сказанное в нем восприяло конец по истечении многаго времени. А также присовокуплено: «в разум», потому что впадающим в бедствия особенно нужен разум. Пс.41:2 .  Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! «Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже». Говорят, что олени пожирают ядовитых животных, и от того палит их сильная жажда, и со всем жаром устремляются они к воде. Посему и помянутые выше праведники, живя с Вавилонянами, людьми злочестивыми и беззаконными, которые вполне уподоблялись пресмыкающимся животным, справедливо говорили, что подобно еленям жаждут они Бога, желая освобождения себе из Вавилона и ожидая Божественной помощи. Пс.41:3 .  Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» Желаю и жажду служения живому Богу моему, ибо явиться лицу Божию значит служить Ему по закону, а таковое служение ограничено было Иерусалимом. И сему научают не один блаженный Моисей, но и три блаженные мученика, Анания, Азария и Мисаил, молившиеся Богу в пещи. Весьма же прилично называют Бога крепким и живым, имея в виду неодушевленных и недвижущихся вавилонских идолов. Пс.41:4 .  Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Когда они пришли к дому Рагуила, тот, узнав, что Товия – его родственник, принял путешественников весьма радушно. Товия напомнил Ангелу, чтобы он переговорил с Рагуилом относительно его желания жениться на Сарре. Рагуил согласился выдать Сарру за Товию, но не утаил и того, что уже погибли семь женихов ее. Брак скоро был совершен. Когда после ужина Товию ввели к невесте в брачную комнату, он поступил так, как научил его Ангел. Господь благословил новобрачных, и они благополучно провели ночь. Утром Рагуил с радостью узнал, что Товия жив, а потому устроил великолепный брачный пир, продолжавшийся две недели. В это время Азария по просьбе Товии сходил в Раги Индийские и по расписке получил от Гаваила деньги и самого его привел на брак. По окончании пира Рагуил отпустил Товию с Саррою, отдал им половину имения своего и завещал взять себе остальное после своей смерти. Между тем Товит и жена его Анна с беспокойством ждали возвращения Товии. Наконец однажды Анна издали увидела сына своего с товарищем и, сказав об этом Товиту, бросилась встречать путников. Навстречу сыну поспешил также и слепой Товит, но на пороге у дверей споткнулся. Товия, успевший уже в это время подойти к дому, подбежал к отцу и поддержал его. А потом, по совету Ангела, приложил желчь рыбы к глазам его. Глаза Товита защипало, он отер их и прозрел. Увидев сына, Товит заплакал и благодарил Господа. Тогда Товия рассказал родителям обо всем, случившемся с ним. После этого в доме в течение семи дней стали праздновать брак Товии. По окончании празднества Товит предложил спутнику взять себе половину всего, что они с Товиею принесли с собой. Мнимый Азария, отозвав Товита и Товию особо, сказал им: «Благословляйте Бога за все то, что Он сделал для вас. Не скрою от вас ничего: когда молился ты, Товит, и невестка твоя Сарра, я возносил пред Богом молитвы ваши. Когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. Я – Рафаил, один из семи Ангелов, которые возносят молитвы святых пред Богом. Итак, прославляйте Бога и запишите все совершившееся в книгу». Товит и Товия пали на лица свои, а когда встали, то Ангела уже не было пред ними.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда юноши отправились, то Анна, жена Товита, начала грустить и, заплакав, говорила: «зачем отпустил ты сына нашего? не он ли был опорою рук наших, когда входил и выходил пред нами? Не предпочитай серебра серебру; пусть оно будет как сор в сравнении с сыном нашим. Ибо сколько Господом определено нам жить, на это у нас довольно есть». Тогда Товит, утешая ее, сказал ей: «не плачься, сестра, он прийдет здоровым и глаза твои увидят его, ибо ему будет сопутствовать добрый ангел. Путь его будет благоуспешен, и он возвратится здоровым». Престарелый праведник в этих словах произнес, сам не сознавая того, великую истину, так как спутником Товии оказался действительно воплощенный ангел Рафаил. Путь пред юношами лежал далекий, но так как Азария хорошо знал дорогу, то они бодро шли вперед и пришли к реке Тигру. Был уже вечер, и они остановились там на ночь. Ночь была теплая, и Товия, утомленный пыльной дорогой, захотел освежиться и пошел искупаться в реке; но лишь только он вошел в реку, как на него бросилась большая рыба и хотела поглотить его. Товия испугался, но спутник ободрительно закричал ему, и Товия схватил рыбу и вытащил ее на землю. По совету своего спутника он разрезал эту рыбу, взял сердце, печень и желчь, которые считались целительными от болезней, особенно во время пути. Товия так и сделал, а рыбу затем они испекли и съели, и затем, спокойно переночевав, отправились дальше и дошли до Екбатан. Во время пути Товия поинтересовался узнать, к чему может послужить печень, сердце и желчь из рыбы. Азария, как человек, опытность и обширное знание которого давно уже успели внушить Товии полное доверие и уважение, отвечал ему: «если кого мучит демон, или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах – и он исцелится». Когда они вступили в Екбатаны, то спутник сказал Товии, что они отправятся на ночлег к одному из их соотечественников и родственников Товита, именно к некоему Рагуилу, человеку богатому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Неем.12:28 .  И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских, «И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских». Сыновья певцов – участники левитских певческих хоров, приходившие в Иерусалим в определенные дни. Нетофа, нынешний Бен-Нетаф, в 3 мил. к ю.-з. от Иерусалима. Неем.12:29 .  и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима. Беф-Гаггилгал может быть отождествлено нынешней Джилжилией, лежащей в расстоянии 4 м. к северу от Иерусалима, к западу от дороги в Наблуг. Местоположения Гевы и Азмавета также нужно искать недалеко от Иерусалима на север. Неем.12:30 .  И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену. Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании ( 2Пар. 29:20–24 ), в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот – в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер. Неем.12:31 .  Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам. Для торжества освящения были составлены два хора, которые пошли в противоположные стороны с тем, чтобы сойтись у храма. Место отправления хоров не указано. Но из контекста можно заключить, что шествие началось от ворот Долины, нынешних Яффских. Отсюда один хор шел направо, т.е. на юг, другой на север. За одним хором шел Ездра, а за другим Неемия. Неем.12:32 .  За ними шел Гошаия и половина начальствующих в Иудее, Гошаия занимал, по-видимому, около Неемии такое же положение, как и Седекия (ср. Неем. 10:1 ). Неем.12:33 .  Азария, Ездра и Мешуллам, Неем.12:34 .  Иуда и Вениамин, и Шемаия и Иеремия, Названные в ст. 33–34 имена Кейль считает именами упомянутых выше «начальствующих в Иудее». Но и конструкция стихов (ст. 33: с евр. «и Азария»), и характер имен скорее дают основание видеть в ст. 33–34 список глав священнических, участвовавших в процессии в качестве представителей священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обязанность священнослужителя в таких случаях указана священником Азарией в его протесте перед царем Озией (I, 132): «Царь Озия вошел в храм, не повинуясь священнослужителю, воскурить фимиам, говоря: я праведен: – ты праведен, может быть, но оставайся в своих границах. Установленные границы царства такиято, а границы для священства другия, а это последнее больше первого. И Азария священник вошел за ним. Разве я без основания сказал, что священнослужитель выше царя? Ибо он не искал удалить его с почтением, как царя, но как некоего презренного отверженного и неблагодарного раба. И пошел за ним Азария священник и с ним 80 священников Господних, людей отличных, и воспротивился Озия царю и сказал ему: «Не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, а в руке у него кадильница для каждения; и, когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его перед лицом священников в доме Господнем, у алтаря кадильного» (2 Парал. 26, 17–19). Видишь ли, как душа священника наполнилась храбростью и мудростью? Он не посмотрел на величие правителя, он не подумал, как трудно удержать душу, упоеную страстью; он не послушал Соломона, говорящего: гнев царя подобен рычанию льва, но он взирал на истинного Царя – Царя небесного; и думал о том суде и награде, которыя грядут; подкрепив себя такими мыслями, он поспешил к нарушителю. Он знал, что гнев царя подобен рычанию льва, но для того, кто решил скорее умереть, чем без протеста потерпеть нарушение священных заповедей, этот лев презреннее самого маленького пса. Нет практически ничего более безвластного, чем человек, нападающий на законы Бога, и с другой стороны нет ничего сильнее человека, борющегося за эти законы. Ибо совершивший грех есть раб греха, хотя бы имел тысячи корон на своей голове, но кто поступает праведно, тот больше самого царя, хотя бы он был последний из всех. Все эти мысли об истинной мудрости были у этого доброго, и благородного священника, когда он вошел в храмъ… Что же священник сказал? «Не подобает тебе воскурять фимиам Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления. Ибо и Моисей и Илия постились сорок дней, и Даниил три седмицы дней хлеба лакомого не ел, и мяса и вина не принимал в уста свои. И блаженная Анна, испрашивая себе Самуила, говорит: «вина и сикера я не пила, а изливаю сердце свое пред ЯХВЕ». И ниневитяне, постившись три дня и три ночи, избежали угрожающего гнева. Постом и Есфирь и Мардохей и Иудифь избежали возстания нечестивых Олоферна и Амана. И Давид говорит: «колени мои изнемогли от поста, и плоть моя изменилась из–за елея». И вы, когда поститесь, испрашивайте себе у Бога просимое вами. После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим. Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день ЯХВЕ, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день ЯХВЕ, как день воскресения, или печалящийся в пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать. Книга шестая 1 . Больше всего берегитесь, епископы, страшных, опасных и беззаконных ересей. Бегайте их, как огня, жгущего приближающихся к нему. Бегайте также и расколов. Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию. Еще в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня. Так и Мариамь, укорявшая Моисея, говоря: «Моисей взял себе в жену хушитянку», выгнана из стана на семь дней. Кроме того, и Азария или Озия, царь Иудейский, посягнувший на священство и захотевший воскурить фимиам, чего не следовало ему делать, когда первосвященник Азария и восемьдесят священников возбранили ему это, а он не послушался, – поражен проказою на челе и поспешил выйти, потому что обличил его ЯХВЕ.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

По звуку трубы все пали на землю; только три отрока – Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь печь в семь раз сильнее и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что воины, бросившие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались в печи невредимы, потому что Господь послал Ангела Своего остудить пламя, и воспевали хвалебную песнь Богу. Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Вдруг он смутился, встал со своего места и сказал: «не трех ли связанных мы бросили в печь? А я вижу четырех, не связанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к печи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились, и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил истинного Бога и под страхом смерти запретил всем своим подданным хулить Его имя. Из песни трех отроков: «благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный, и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное, и превозносимое вовеки... Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный, и преславный вовеки. Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный, и превозносимый вовеки... Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите его вовеки. Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки... Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Дан. 3:52–90 ). Эта песнь трех отроков послужила образцом для 7-ой и 8-ой песней канона. Божия снисхождения огнъ устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою яко во цветнице ликующе пояху: благословен ecu , Боже отец наших. – 7-ая песнь воскресного канона 8-го гласа. Пещъ иногда огненная в Вавилоне действо разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая поющие: благословите, вся дела Господня, Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Спаситель мира и основал Свое всемирное царство – святую Церковь . Три отрока в пещи огненной Навуходоносор поставил близ города Вавилон большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышать звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнить царского повеления, тот будет брошен в разожжённую пещь. По звуку трубы все пали на землю; только три отрока – Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что войны, бросившие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимы, потому что Господь послал ангел Своего остудить пламя. Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Вдруг он смутился, встал со своего места и сказал: «Не трех ли связанных мы бросили в пещь? А я вижу четырех, не связанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию». После этого он подошел к печи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил истинного Бога и под страхом смерти запретил всем своим поданным хулить Его имя. Даниил во рве львином После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой – либо просьбой ни к богу, ни к человеку, кроме самого царя; а если кто нарушит этот приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, не смотря на царское запрещение, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам. На другой же день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил раб Божий! Бог, которому ты служишь мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал Своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним». Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их. Возвращение иудеев из плена вавилонского. Построение второго храма

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира. При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 — 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 — 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария — царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Угодны ли Богу молитвы св. Ангелов и Угодников? Весьма угодны: «Очи Господни, восклицает псалмопевец Давид, обращены на праведников, и уши его к воплю их. Взывают праведные, и Господь слышит их» ( Ис. 33, 16–18 ). «Много может усиленная молитва праведного» пишет св. ап. Иаков (5, 16). Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди поминали в своих молитвах имена св. Угодников и обращались к ним с молитвами? Имеются. Праведный Азария, по сказанию книги пророка Даниила, так молился Господу: «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Дан. У, 35). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи, взывал ко всем Ангелам и св. Угодникам, восклицая: «Благословите, духи и души праведных, Господа, поите и превозносите Его во веки» ( Дан. 3, 86 ). Но как могут святые слышать наши молитвы к ним: ведь они не всеведущи? Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни многие из Святых получают дар прозорливости, почему знают часто то, что недоступно обыкновенным людям. Так в четвертой книге Царств передается, что когда Царь Сирийский удивлялся, почему царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей, пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» ( 4Цар. 6, 12 ). Подобным же образом в книге Деяний рассказывается о прозрении ап. Петра в сердце Анании и Сапфиры: «Некоторый муж именем Анания с женой своей Сапфирой, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли»? ( Деян. 5, 3–4 ). Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они могут знать все, что делается на земле, так как на небе способности каждого человека развиваются и совершенствуются ( 1Кор. 13, 9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010