А если Иисус молится и если не напрасно Он молится, так как Он молитвою достигает того, чего желает и чего, быть может, и не получил бы без молитвы, то кто же из нас решится пренебрегать молитвой? Говорит Марк: Утром, когда еще очень темно было, встал Он, вышел, удалился в пустынное место и молился там (Мк. 1:35); и Лука: Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников сказал Ему (Лк. 11:1); и в другом месте: И пробыл Он всю ночь в молитве к Богу (Лк. 6:12); Иоанн же описывет Его молитву словами: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ии. 17:1). И записанное тем же евангелистом изречение Господа: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня (Ин. 11:42) — указывает на то, что молитва того всегда выслушивается, кто постоянно молится. Нужно ли поэтому для нашей цели называть всех, кто вследствие своей достойной молитвы получил от Бога много великих благ? Каждый из Священного Писания легко может выбрать много относящихся сюда примеров. Так, Анна, будучи неплодной, исходатайствовала себе рождение Самуила, сопоставимого с Моисеем (Иер 15:1), с полным доверием молясь Богу (1 Цар. 1:9 и далее). Езе–кия в то время, как он внимал из уст Исаии слову о том, что он умрет, молился и благодаря этому вошел в родословие Спасителя (4 Цар. 20:1 и далее; ср. Ис. 38:19 и далее). Простым повелением коварного Амана народ Израильский должен был истребиться с лица земли; но тут услышана была соединенная с постом молитва Мардо–хея и Есфири (Есф. 4:1 и др.) и к празднику Моисея и [всего] народа присоединился радостный день Мардохея. (По–видимому, праздник Пурим, установленный в воспоминание о спасении иудеев от персидского избиения, приравнивается к Пасхе. — Прим. ред.). Приносила и Юдифь священную молитву Богу, и, таким образом, одна–единственная еврейская женщина навлекла позор на дом Навуходоносора (Иуд. 13:6—10). Были услышаны Анания, Азария и Мисаил и удостоены ниспослания им прохлаждавшегося и росою орошавшего ветра, не допустившего до них огненное пламя (Дан. 3:50). В вавилонском рву молитвой Даниила была заключена пасть львов (Дан. 6:22). Иона, находясь во чреве поглотившей его рыбы, не отчаивался в успехе своей молитвы и потому вышел оттуда и успешно завершил только что начатое пред тем посольство к нине–витянам (Иона 2:2 и далее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

А вот что пишут по этому вопросу другие святые отцы. Святитель Ириней Лионский (II в.): « Христос пришёл не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своём прежде воздвигнет… воскресит и поставит в Своё Царство » 91 . «Мы научены, – пишет святой мученик Иустин Философ (II в.), – что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» 92 . А как оценить в свете этого вопроса библейскую историю о проповеди пророка Ионы в языческой Ниневии ( Иона 1, 2 )? И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ( Иона 3:5 ). И Бог принял покаяние язычников: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? ( Иона 4:11 ). Кто же крестил ниневийских язычников, насколько православной была их вера? Но Бог принял их покаяние и помиловал не просто же на миг земной жизни, но, без сомнения, даровал им Жертвой Крестной и жизнь вечную. Святитель Григорий Богослов († 389) говорит: «Как многие из нас [христиан] бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу, так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру и, обладая самою вещью, не имеют только имени [христианина]» 93 . Преподобный Нектарий Оптинский († 1928) считал даже, что «простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, – спасётся. Но тот, кто, зная о христианстве, идёт индусским путём, – нет» 94 . (Редакция АВ: См. комментарий к этой цитате ). Принципиальный ответ на вопрос о том, кто спасётся, даёт Сам Господь Иисус Христос: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » ( Мф.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

А пламень между тем поднимался над пещью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из халдеев, которых достигал около пещи. Тогда совершилось другое великое чудо – ангел Господень сошел в пещь и выбросил пламень огня из пещи, и сделал, что в средине пещи был, как бы шумящий влажный ветер. Тогда отроки, как бы одними устами, благодарили и прославляли Бога. «Благословен, – пели они, – Ты, Господи Боже отцов наших, и хвально, и превозносимо имя Твое вовеки. Благословите, все дела Господня, Господа, пойте и превозносите вовеки. Благословите, ангели Господни; благословите небеса. Благословите, все Силы Господни. Благословите, солнце и луна. Благословите, звезды небесные. Благословите все духи. Благословите, свет и тьма, да благословит вся земля. Благословите, духи и души праведных. Благословите, Анания, Азария и Мисаил. Господа, пойте и превозносите Его во веки!» Изумленный царь, услыша, что они поют, поспешно встал и сказал своим вельможам: «Смотрите, не троих ли мужей мы бросили в огнь, но вот я вижу четырех, ходящих среди огня, и нет им вреда, а вид четвертого страшен и грозен, подобен Сыну Божию». И воззвал он к отрокам: «Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего, выйдите и подойдите ко мне». И вышли к нему юноши, даже неопаленные огнем. Пораженный силою Божиею царь сказал: «Благословен Бог ваш, пославший ангела Своего и избавивший вас, своих рабов, за то, что вы не отступили от Него». После этого юноши эти были в особенном почете у царя и народа. 2. Символическое значение Это библейское событие имеет для нас, христиан, великое символическое значение, о котором в одном из церковных песнопений так говорится: «Мы, верующие, признаем Тебя, Богородица, духовною пещию; ибо как превозносимый (Господь) спас трех отроков (в пещи), (так) в Твоем чреве обновил весь мир хвалимый и препрославленный Бог отцев» (Воскр., глас 1, песнь 7, ирмос). На праздник Рождества Богородицы поется следующий ирмос: «В печи отроков Ты прообразовал некогда Матерь Свою, Господи; и это прообразование от огня спасало их, ходивших (среди его) неопально; Ее, явившуюся чрез Тебя концам (вселенной), мы ныне воспеваем и превозносим во все веки» (Первого канона песнь 8-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

а три мужа сии, Седрах, Мисах, Авденаго, упали в средину огня окованные. [[Отсюда до конца нет в евр.]] и ходили среди пламени. воспевая Бога и благословляя Господа. и став с ними Азария, молился так. и отверзши уста свои, среди огня вещал: Благословен еси Господи Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя твое во веки. ибо ты справедлив во всем, что сделал нам. и все дела твои истинны, и прямы пути твои. и все суды твои истинны. и судьбы определил ты истинные во всем, что навел ты на нас и на святый город отцов наших Иерусалим. ибо по верному суду навел ты все сие на нас за грехи наши. потому что мы согрешили и беззаконновали, отступивши от тебя, и погрешили во всем, и заповедей твоих не послушали. не соблюли. и не поступали, как ты заповедал нам, да блого нам будет. и все, что сделал ты нам, и все, что навел на нас, по верному суду сделал ты. и предал нас в руки врагов беззаконных, враждебнейших супостатов. и царю несправедливому, которого лукавее нет на всей земле. и ныне нельзя нам открыть уста. стыд и поношение настало рабам твоим и почитающим тебя. Но не предавай нас до конца ради имени твоего, и не разори завета твоего. и не отстрани милости твоей от нас. ради Авраама возлюбленного тобою. и ради Исаака раба твоего. и Израиля святого твоего. которым говорил ты, что умножишь семя их, как звезды неба и как песок у берега морскаго. ибо, владыко, мы умалены пред всеми народами, и уничижены на всей земле ныне за грехи наши. и нет в настоящее время князя и пророка и вождя. ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, где бы жречествовать пред тобою и получать милость. Но с душею сокрушенною и с духом смиренным да будем приняты, наравне со всесожжениями овнов и тельцов и наравне с тмами агнцев тучных: так да будет жертва наша благоприятна пред тобою ныне. и да совершится позади тебя [[ πισθ ν σου. Священный писатель представляет себе Бога как бы ушедшим из разоренного Навуходоносором храма Соломонова и удалившимся от народа Израильскаго, и потому говорит о возношении сердца сокрушенного и смиренного как бы в – погонь за ним.]].

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Археологи ее нашли: размером она небольшая, с этот храм, такие печки использовались изначально для обжига кирпичей. Дело в том, что кирпичей в то время изготавливалось так много, что если вы сейчас попадете в Ирак и увидите кирпич с надписью, то, скорее всего, вы там прочитаете: «Царь Навуходоносор». До сих пор весь Ирак завален этими кирпичами, а с тех пор уже две с половиной тысячи лет прошло. Итак, горит огромная печка, пламя внутри нее разрывается. Рядом на золотом, красивом помосте стоит царь, неподалеку огромнейший, с десятиэтажный дом, истукан, сверкает чистое золото. Толпы кланяются, прибывают все новые и новые орды поклонников, играет зомбирующая музыка, поражающая сознание. Конечно же, кругом толпы нечистых духов (это ведь язычество), все оккупировано силами тьмы, орды нечистых духов. Сколько людей кланяются злу! И эти три человека, конечно же, сейчас поклонятся, их явно зазомбируют, и они упадут и поклонятся. «И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» ( Дан.3:16–18 ). От жара умерли на месте сильнейшие солдаты. Представьте себе: огромная печка, которая как раскаленная домна для обжига кирпичей, и вот в нее бросают этих трех отроков. У них не было никакой возможности спастись. И тут они почувствовали силу Бога: они ходили связанные и при этом не сгорали. Здесь очень интересный, тонкий психологический штрих. Бог действует так, что сначала человек этого не замечает. Для другого человека это абсолютно ясно, а для них – еще нет, потому что глаза их устремлены к Богу и они пока еще на печку не смотрят. И Азария возгласил такие слова: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки». Многие бы сказали: за что славить Бога сейчас, ведь их бросили и сжигают? Но Азарий – мудрый человек, он вообще о себе пока не думает, он в печи начинает славить Бога – совершенно удивительная ситуация.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Благословите сынове человечестии, да благословит Израиль Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословляйте, сыны человеческие, да благословляет Израиль Господа, да поёт и превозносит Его вовеки. на 6: Благословите священницы Господни, раби Господни Господа, пойте и превозносите Его во веки. на 6: Благословляйте, священники Господни, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословите дуси и души праведных, преподобнии и смиреннии сердцем Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословляйте, духи и души праведных, благоговейные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. на 4: Благословите Анания, Азария, Мисаил Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Апостоли, пророцы и мученицы Господни Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословляйте, Апостолы, пророки и мученики Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа. Ныне и присно, и во веки веков, аминь. И ныне, и всегда и вовеки веков. Аминь. Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ Песнь Богородицы, от Луки святаго Евангелия. Сына поет и Бога Матерь Отроковица. Богородицу в песнех величаем. Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. К коемуждо же стиху припеваем: Честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим,/без истления Бога Слова рождшую,/сущую Богородицу, Тя величаем. К каждому стиху припев: Честью высшую Херувимов/и несравненно славнейшую Серафимов,/девственно Бога-Слово родившую,/истинную Богородицу – Тебя величаем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, от ныне ублажат Мя вси роди. Что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

« Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город не находили » (ст. 4). Жизнь призванных из язычников прежде была безводной и бесплодной. Как язычники, лишенные разума, они заблудились и предавались служению безгласным идолам; в то же время, чуждые жизни Израиля, они томились голодом и жаждой души, потому что лишены были разумной пищи и духовного питья, согласно с словами: « не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних » (Ам. 8:11). Конечно, и для иудеев Вавилон был пустынным и безводным. Пустыней был он в отношении Бога, и народ иудейский, находясь там в рабстве, был лишен духовного орошения. Точно также и уверовавшие из язычников жили в безводной пустыне, не имея упования и будучи безбожными, как говорит апостол: « вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире » (Ефес. 2:12). Ни иудеи не были в силах убежать от своих поработителей и возвратиться в свое отечество, ни уверовавшие из язычников до вочеловечения Спасителя не нашли пути, ведущего к божественному городу. Под городом же здесь нужно разуметь общество благочестивых. « Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них » (ст. б). Голод божественного учения томил тех и других. Как иудеи, рабствуя в Вавилоне, и священников были лишены, и подзаконного служения не могли исполнять, так и язычники, с другой стороны, ни закона божественного не получили, ни учения духовного не удостоились, а между тем то и другое составляет свойственную душам пищу. Этим–то голодом угрожал Бог иудеям: « пошлю », говорит Он, « на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды » (Ам. 8:11). « Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их » (ст. 6). Из иудеев более благочестивые возносили молитвы Богу; об этом свидетельствует пророчество Даниила: и сам он, и Анания, Азария и Мисаил, молясь о всем, испросили себе божественную милость. Язычники же, подавляемые различными несчастьями, стонали и предавались воплям и безутешному плачу, не имея надежды воскресения; конечно, они не просили у Бога всяческих избавлений от одолевавших их зол, тем не менее, Человеколюбец видел их воздыхания и простер им свою милость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В одном называет Мессию-Христа сыном Человеческим, в другом – Сыном Божиим. - Где? – спросил Самуэль. - В 25 стихе 3 главы книги пророка. И Самуэль, открыв, прочитал: «На это он сказал: вот я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертаго подобен Сыну Божию ». - О ком идет речь? – спросил я. Самуэль сказал: «О трех святых отроках – Седрахе, Мисахе и Авденаго, – по-еврейски же именуемых Анания, Азария и Мисаил, которые по причине верности Живому и Истинному Богу не поклонились золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор на поле Деире и, призванные царем, несмотря на его угрозу: «Какой бог избавит вас от руки моей?» с дерзновением отвечали: «Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся!», и по сей причине этой были ввержены в огненную печь, которую царь повелел разжечь в семь раз сильнее, нежели обыкновенно разжигали ее. - Однако Сын Божий был с ними в камине и не один волос у них не сгорел ! Святый пророк Исайя называет Его «Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог Крепкий». Так что, как видишь, Самуэль, христиане, знающие истину, у пророков Исайи и Даниила заимствовали имена «Сын Божий» и «Сын Человеческий», которыми именуют Мессию. - И, однако, иудеи, пребывая в ожесточении, ожидают Мессию как простого человека. Но если Мессия – простой человек, то значит, он будет грешник, поскольку все люди грешные, и, таким образом, не сможет спасти других. Тогда каким образом может быть сопоставлен сей псевдомессия, которого ожидают иудеи, с истинным Мессией, Который, как говорит пророк Исайя, «не сделал греха, и лести не было в устах Его» и именуется Эль-Гибор – Бог Крепкий? Ясно, что только по причине ожесточения и помрачения иудеи, как свидетельствует история, принимали за истинного Мессию псевдохристов, подобно Цви Шабтаю, который около 200 лет назад объявил себя Мессией в Фесалониках.

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

В первой молитве Азария исповедует справедливость того наказания, которое постигло Иудею, исповедуется в грехах и просит принять эту жертву, то есть их самопожертвование, в качестве богоугодного приношения. Он просит, если возможно, не посрамить их в их уповании, сотворить с ними чудо и дать им избавление, чтоб постыдились гонители. Во второй песне, которую вместе воспевали все отроки, возносится хвала Богу от небес и всего воинства небесного, и от земли и всего что ее наполняет. И Навуходоносор в результате тоже прославляет Бога: «Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка, кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» (Дан. 3:95-96). То же самое, кстати, было после того, как Даниил растолковал ему сны. Очень интересно: в книге пророка Даниила неоднократно отмечается, что после явления таких чудес или откровений, цари-язычники прославляют Бога. Тем не менее, это не изменяет совершенно их жизнь. Это феномен языческого сознания: прославление, даже, на какое-то время, признание превосходства одного бога над всеми остальными, не приводит их к мысли отказаться от почитания прочих богов. 9.4. Безумие Навуходоносора Следующий эпизод, описанный в четвертой главе, повествует о безумии Навуходоносора. Этот эпизод представлен в форме указа или письма самого Навуходоносора, где он говорит о произошедшем с ним. Ему было некое видение, сон, который он не мог понять, и тогда он призвал Даниила, чтобы тот ему объяснил. Царь видел некое огромное прекрасное дерево, покрытое листьями, под которым находилось место всякой птице и животному, и вот, раздается с небес глас, который повелевает срубить это дерево и разбросать плоды его и оставить только главный корень, чтобы он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошался небесною росою, и с животными была бы часть его в траве земной.

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

В последующих пророческих видениях Бог открыл Даниилу и другие грядущие события, в том числе и тираническое правление Антиоха Епифана – предтечи антихриста, прекратившего жертвоприношения в Храме Бога Всевышнего и водворившего на этом святом месте мерзость запустения (Дан. 9: 27; 11: 31). Наученный самим архангелом Гавриилом, святой пророк Даниил предсказал, что народ Божий вернется в Иерусалим по прошествии семи седмин, то есть 49 лет . Он предвозвестил также и то, что Ездра, Иисус и Зоровавель выведут свой народ из плена и восстановят служение Господу в Иерусалимском Храме (см.: Езд. 3: 8). Это явится предвестием искупления всего человеческого рода Мессией-Христом, которое должно произойти по истечении еще 62 седмин, или 434 лет. В третий год царя Кира Персидского Даниил, предызбранный Господом , постясь и молясь три недели, удостоился видеть самого Бога Слово в облике мужа, облаченного в льняную одежду, опоясанного золотом из Уфаза: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан. 10: 5–6). Пораженный этим великим видением, святой пророк пал лицом на землю, и его душа была уже готова расстаться с телом, но Ангел Господень ободрил и укрепил его, а затем поведал о событиях, имеющих произойти в будущие времена: о войнах между преемниками Александра Македонского, о гонениях Антиоха Епифана, а также о тех последних испытаниях, которые во время пришествия антихриста предстоит выдержать праведникам, чьи имена вписаны в книгу жизни. В Книге пророка Даниила с наибольшей среди всех пророков ясностью засвидетельствовано Божественное откровение о том, что в последний день «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2), и воскресшие праведники озарятся тогда сиянием славы, подобно небесным светилам. На вопрос о том, когда же именно все это должно произойти, Господь в облике Ангела ответил так: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут… А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 9–13).

http://pravoslavie.ru/58465.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010