А в какое время было говорено о (двух) естествах, не помню. – Знатнейший патриций сказал: и я припоминаю, что тогда святейший архиепископ сказал это: «исповедуешь ли ты два естества и после соединения»? и тот (Евтихий) отвечал, говоря: «так как в писаниях Афанасия и других епископов не содержится этого, то я страшусь признавать» 183 . – Почтеннейший диакон и нотарии Аетий сказал: такой вопрос был предложен боголюбезнейшим епископом Евсевием во время деяния. – Почтеннейший епископ Тимофей сказал: я слышал так, как сказал боголюбезнейший епископ Василий. – Почтеннейший епископ Юлиан сказал: так как было смятение, то я не припомню, кем было сказано. – Почтеннейший епископ Евдоксий сказал: помню, что сказал почтеннейший епископ Евсевий, а святейший архиепископ был согласен (с ним) и заставлял архимандрита согласиться с тем, что было говорено Евсевием. – Почтеннейший епископ Лонгин сказал: как пред Богом говорю, что не могу припомнить этого, потому что произошло уже смятение; и мы, бывшие позади, не знали, что делалось впереди, – Почтеннейший епископ Савва сказал: припоминаю, что я сказал архимандриту: «если ты не исповедуешь одного Единородного (состоящим) из двух естеств, то отвергаешь или домостроительство, или божество». – Почтеннейший диакон Константин сказал: когда было прочитано осуждение, (Евтихий) апеллировал к святому собору святейшего епископа римского, александрийского, иерусалимского и фессалоникского; и этого не помещено в документах. – Знатнейший патриций сказал: когда сделалось смятение и собор расстроился, он сказал мне потихоньку, что он апеллирует к собору римскому, египетскому и иерусалимскому. И я, считая неуместным скрывать это от святейшего и боголюбезнейшего (архиепископа) Флавиана, уходя, сказал ему об этом. – Почтеннейший епископ Василий сказал: по истине говорю, что, когда заседало собрание, и (святым) собором предложено было, чтобы почтеннейший архимандрит Евтихий признал два естества нераздельные и неслитные в одном Господе и после соединения, знаю, что он сказал: «если прикажут мне отцы римский и александрийский, то признаю это самое».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Не более ли я желаю собрать вас? Расточать свойственно врагам, а отцам свойственно собирать». Деяние пятое в Константинополе (читанное в Ефесе и снова прочитанное в Халкидоне) «В следующий день, именно семнадцатого числа ноября месяца, когда Святой собор опять собрался в судебной палате епископии, диакон и нотарий Аетий сказал: посланные вчера, то есть, шестнадцатого числа ноября месяца, почтеннейшие пресвитеры, хранитель священных сосудов Мемнон и Епифаний, и диакон Герман, с третьим вызовом к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию, находятся здесь и желают сообщить, что они слышали от упомянутого (мужа), когда отдавали (ему) ваше послание. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: сперва пусть скажет почтеннейший пресвитер Мемнон, какой он получил ответ от пресвитера и архимандрита Евтихия на то, с чем был послан святым собором. – Почтеннейший пресвитер и хранитель священных сосудов Мемнон сказал: по приказанию вашей святости и вашего Святого собора, пришедши к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию, мы вручили ему послание, отправленное к нему вашим святым собором. Взяв его и прочитав, он сказал нам: «я послал почтеннейшего пресвитера и архимандрита Авраамия к святейшему и блаженнейшему архиепископу нашему и к святому собору, чтобы он от моего лица согласился со всем, что сказано как святыми отцами, бывшими в Никее и в Ефесе, так и блаженным Кириллом». – Когда еще он (Мемнон) говорил это, почтеннейший епископ Евсевий сказал: он намерен теперь согласиться? Я обвинил его не за будущее, а за прошедшее. Теперь, если некоторые поднесли ему какое-нибудь изложение, говоря: по необходимости согласись и подпиши, то неужели (поэтому) я побежден? – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: никто не позволит ни тебе отступиться от обвинения, ни ему не оправдываться в прошедшем. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: прошу не осуждать меня за это слово. Ибо я имею достовернейших свидетелей, при которых он учил и проповедовал превратно и пробовал спорить; не однажды, не дважды, а очень часто я убеждал его мудрствовать правильно, и он все-таки не перестал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

– Святейший архиепископ сказал: пусть станет на средине. – И когда он стал, святейший архиепископ сказал: как зовут тебя? – Он сказал: Авраамий. – Святейший архиепископ сказал: какого удостоен ты сана? – Авраамий сказал: я пресвитер в Евдоме, у твоей святости. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: слышал ли ты, что говорил благочестивейший епископ Евсевий? – Авраамий сказал: да, клянусь (стопами) ног твоих. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: что такое? – Пресвитер Авраамий сказал: пресвитер и архимандрит Мануил посылал меня к пресвитеру Астерию известить его, что пресвитер и архимандрит Евтихий присылал ему статью о вере и убеждал его подписаться под нею. Объявил он это с тем, чтобы пресвитер Астерий известил об этом вашу святость. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: так как он осмелился сделать это не только в монастыре пресвитера Мануила, то я прошу послать и в другие монастыри и узнать наперед, посылал ли он и туда для подписа статью о вере будто бы извращаемой, или нет. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: по просьбе боголюбезнейшего епископа Евсевия, пусть отправятся в монастыри: в находящиеся в городе – почтеннейший пресвитер Петр и почтеннейший диакон Патрикий, в находящиеся далее в Сиках 127 – пресвитер Риторий и диакон Евтропий, а в находящиеся в Халкидоне – пресвитеры Павел и Иоанн; дабы узнать там, посылал ли им пресвитер и архимандрит Евтихий статью, убеждая их или предлагая подписаться. – Когда святейший архиепископ сказал это, диакон и нотарий Аетий сказал: посланные сегодня вашею святостию к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию, почтеннейшие пресвитеры Мама и Феофил находятся здесь. – Святейший архиепископ сказал: пусть скажут почтеннейшие пресвитеры, ходившие с приказаниями Святого собора, что слышали они от почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия; и готов ли он предстать пред собранием Святого собора? – Почтеннейший пресвитер Мама сказал: достигши монастыря почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, мы нашли монахов, стоявших пред воротами; и вошедши с ними в монастырь, мы сказали им: объявите архимандриту, что нам нужно говорить с ним, мы посланы святейшим архиепископом и настоящим святым собором.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

7 сентября. По вызову коменданта Мицакиса приехали два члена Протата: ватопедский антипросоп старец Анатолий и ксиропотамский Аетий для присутствия при передаче здания санатория обратно монастырю. Когда комиссия приступила к осмотру здания Преображенского корпуса и прошла верхний этаж, господин Мицакис пришёл сказать, что получена телеграмма приостановить передачу корпуса монастырю. После обеда, когда антипросопы находились в гостиной, тот же Мицакис прислал двух офицеров с протоколом для подписи о. игуменом о передаче здания Преображенского корпуса под санаториум греческому военному ведомству добровольно; протокол помечен 25 июля сего года. Конечно, о. игумен категорически отказался подписать такой документ, тогда офицеры удалились и антипросопы уехали обратно домой по своим монастырям. К прискорбию, надо отметить крайне странные приёмы господина Мицакиса, которыми он пишет, чтобы о. игумен подписал протокол о передаче корпуса обратно монастырю, а вместо этого подсовывает для подписи протокол о передаче им добровольно Преображенского корпуса под санаторию, и это проделывалось неоднократно. Собственно для этой цели: подписи означенного протокола были вызваны и члены Протата, но дело сорвалось и на этот раз. 12 сентября. Уехал командир санатории полковник Мицакис. Солдаты были увезены несколько раньше. При корпусе оставлен караул из одного офицера и трёх солдат. Таким образом, монастырь лишён возможности воспользоваться своим же добром. Между тем, при сдаче корпуса в апреле говорили, что здание занимается не более как на 3–4 месяца. Во всё время пребывания солдат монастырь много терпел неприятного от шума, гама разных сигналов казарменной жизни. Кроме того, солдаты похищали овощи с общего кипера и частных участков. Преображенский корпус загадили; во многих дверях повынимали замки, скобки и прочее. Забили канализацию, и вообще понадобился основательный ремонт после их ухода, чтобы привести здание в надлежащий вид. Во время пребывания солдат в церкви Преображенского корпуса служил грек иеромонах Неофит. Наши греки вели бешеную пропаганду между солдат и офицеров, проводя мысль, что монастырь «греческий» и насильно захвачен русскими, и вот теперь настало то благоприятное время, когда его следует вновь возвратить истинным владельцам. Всё это солдатами выслушивалось со вниманием и даже, как передают со стороны греки же, был разработан план в день праздника святого великомученика Пантелеимона сместить теперешнюю администрацию обители и поставить греческое правление. Но Бог не попустил совершиться злому делу. Солдаты уехали, и всё осталось по-старому. К прискорбию, надо отметить, что со стороны монастыря не предпринималось ничего, никаких мер к пресечению пропаганды наших греков и взаимно не парализовывалась их проповедь разумными, основанными на документах доказательствами, что монастырь с 1169 года отдан Протом Горы в вечное владение русским инокам. Такое уже наше равнодушие ко всему своему русскому!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того же Кирилла, несколько после: «Обитающее понимается обыкновенно как иный в ином, т. е. Божеское естество в человечестве, не потерпевшее смешения или слияния какого и превращения в то, чем прежде не было. Ибо то, о чем говорится, как обитающем в другом, не стало тем же, в чем обитает, напротив, считается иным в ином. В естестве же Слова и человечества одно различие обозначается для нас разностию естеств. Ибо Христос признается единым в обоих (естествах). Таким образом, сохранив неслитность (евангелист) говорит о Слове, что Оно «вселися в ны»; ибо знает, что один Сын единородный стал плотию и вочеловечился». По прочтении вышеизложенного послания (Льва), почтеннейшие епископы воскликнули: «Это вера отеческая! это вера апостольская! Все так веруем Православные так веруют. Анафема тому, кто не так верует! Петр чрез Льва так вещал. Апостолы так учили. Благочестно и истинно Лев учил. Кирилл так учил. Вечная память Кириллу! Лев и Кирилл одинаково учат. Анафема тому, кто не так верует! Эта вера истинная. Мы православные так мудрствуем. Эта вера отеческая. Почему это не было читано в Ефесе? Это Диоскор скрыл». Когда читано было из вышеизложенного послания следующее место: «Для уплаты долга естества нашего, бесстрастное естество соединилось с страстною природою, дабы один и тот же «Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ), и мог умереть по одному (естеству), и не мог умереть по другому, как того и требовало свойство нашего врачевания» 396 , и когда почтеннейшие епископы иллирикские и палестинские сомневались: то Аетий, архидиакон царствующего (города) Константинополя прочитал из (сочинений) Кирилла, блаженной памяти бывшего архиепископа Александрийского, следующий отрывок: «Так как Его тело, «благодатию Божиею, – как говорит апостол, – за всех вкусило есть смерти» ( Евр.2:9 ): то говорим, что Оно (Слово) за всех претерпело смерть; не то, что Оно подверглось смерти по своему естеству, – говорить и думать так было бы безумно, – а то, что Его тело, как я сказал уже, вкусило смерть» 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Некоторые из любящих добродетель приходили к нему, и пустынную жизнь с ним в пещере предпочитали веселой гражданской жизни. Вначале у преподобного было семь учеников. Зная, что для начинающих жить по-Божьему нет ничего полезнее, как памятование о смерти – что называется и считается истинным любомудрием – святой повелел ученикам выкопать могилу, чтобы, взирая на нее, они учились помнить о смерти, как бы имея ее пред глазами. Когда могила была готова, преподобный пришел посмотреть ее и, стоя над могилой, сказал ученикам своим, как бы усмехаясь, душевными же очами провидя имеющее быть: – Вот, чада, могила готова; не найдется ли между вами кого-либо готового к смерти, дабы обновить собою эту могилу? Когда святой сказал это, один из предстоявших учеников его, по имени Василий, по сану – иерей, тотчас, предупреждая других, пал на колена пред старцем и, распростершись лицом на землю, просил благословения умереть и быть погребенным в той могиле. – Благослови, отец, – говорил он, – мне обновить могилу, чтобы мне первому из братьев, поучающихся о смерти, быть мертвецом. Старец соизволил на его просьбу и повелел совершать поминовение по живом Василии, как уже по умершем, согласно закону о поминовении усопших, в третий, девятый и сороковой день. Когда окончилось все поминовение, скончался и блаженный Василий, без всякой болезни; как бы уснув сладким сном и почив, он перешел ко Господу. По прошествии сорока дней после погребения его, старец увидел Василия, который явился посреди братии во время правила и пел вместе с ними. Он помолился Богу, чтобы и у прочих открылись глаза, чтобы и они увидели явившегося. Увидев его, один из братии, по имени Аетий, от радости устремился обнять его руками, но явившийся тотчас исчез и стал невидим. Удаляясь, он сказал во всеуслышание: – Спасайтесь, отцы и братии, спасайтесь, а меня больше здесь не увидите! Это было первым свидетельством добродетели преподобного Феодосия, – что у него был такой ученик, готовый, по его наставлению, на смерть и оказавшийся, после телесной смерти, живым душою, по слову Господню в Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин. 11:25 ). Прочие же обнаружения данной старцу от Бога чудесной благодати будут видны из следующего повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

III. Будем же молиться св. мученикам, да помогут они нам своими молитвами свято сохранить свою православную веру, жить добродетельно и достигать вечного Божия царства. Аминь. (Составлено по «Христианским беседам», приложенным к журналу «Пастырск. собесед.», Шестой день Свв. сорок два мученика Амморейские (В чем состоит верность Христу?) I. Cbb. 42 мученика Амморейские: Константин, Аетий, Феофил, Феодор, Милиссен, Каллист и прочие, память коих совершается ныне, были знаменитыми военачальниками греческого царя Феофила. Во время осады сарацинами малоазийского города Аммории, во Фригии, вследствие измены одного из вождей амморейских, они были взяты в плен врагами. Семь лет томились они в плену, в оковах. Здесь не раз убеждали их принять магометанскую веру, но когда пленные сказали, что они скорее готовы претерпеть мучения и смерть, нежели отречься от Христовой веры, то им отрубили головы и бросили в реку Евфрат. Это было в 847 г. Но тела свв. мучеников скоро оказались на берегу реки и с прильнувшими к ним головами, и были погребены христианами. Не остался без наказания и изменник, чрез которого погибли мученики. «Ты изменил своему отечеству, легко можешь изменить и нам», – сказали ему сарацины и убили его. II. Свв. Амморейские мученики поучают нас, братия, быть верными Христу даже до смерти, не только естественной, но даже насильственной – мученической. Поэтому побеседуем в настоящий раз о том, что значит быть верным Христу. Как христиане, мы охотно называем себя верными, и в этом наименовании полагаем надежду спасения, тогда как, напротив, наименование неверного представляем себе и ненавистным, и погибельным. И справедливо. Такой образ мыслей есть евангельский и апостольский. Кая часть верну с неверными? – говорит апостол (2 Кор. 5, 15). И как часть верного есть спасение, по слову Самого Иисуса Христа: иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк. 16, 16), то противоположная часть неверного должна быть погибель. Но, чтобы нам не обмануть самих себя, нужно со вниманием рассмотреть вопрос: кто имеет полное право называться верным, и потому имеем ли мы это право?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Облистав, славне, исправлении обощрен явился еси, яко Христов меч,/ссецающь еретическая ухищрения,/Божественным Духом укрепляемь. Богородичен: Светильник всесветлый Ты явилася еси,/Божественная трапеза, Божие селение, кивот и жезл,/процветши Цвет в мире, Христа, Мати Дево. Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,/утренюющих Ти души любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/Истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Ярости беззаконных не убоявся,/среди волков, яко агнец истинно, Филиппе, ходил еси,/тыя претворяя к благочестию/благодати словом, блаженнейше. На заколения ведеся, яко Агнец, Еммануил,/якоже глаголет Исаия славный,/Егoже разумети не могий, Филиппе,/священный Аетий Кандакий от Тебе научается. Священнословна тя ученика,/единаго диаконов седми избранна, уведехом/и Церкве Божественное основание/и всех сущих во тме светильника, Филиппе. Богородичен: Богородицу Тя истинно от души исповедающе,/искушений и неудобств избавляемся/Твоими ко всех Богу и Господу, Дево, ходатайствы, Богоблагодатная. Ин. Ирмос тойже Светодательными твоими блистании, отче священнейше,/мрачную тьму потребил еси еретичествующих,/Богознания светом озаряя и просвещая мира концы. Злочестивых защитницы тебе, досточудна сущаго, лютыми ранами уязвиша,/егоже Ангельстии чини обимаху, яко Христова иерарха и Божественнаго мученика. Был еси, отче, световидный заблуждшим путевождь,/плавающим кормчий,/колеблемым приложеньми лютых твердость и стена недвижима. Богородичен: Доброта Иаковля,/юже Бог возлюби и вселитися избра,/земных слава и прибежище согрешающих,/Богородице, Ты явилася еси. Песнь 6 Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Многомилостиве. Вод духовных исполнився, яко река Божественнаго Едема, изшел еси,/наводняя волною тихою земныя концы и напаяя сердца верных, досточудне. Отверз, исполнил еси твоя уста, учениче, духовнаго разума,/и разверз гортань лукаваго, поглощенных исторгл еси безчисленная множества, и спасл еси, Апостоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «когда священнейший наш император послал к вам знатнейших сановников и славнейших сенаторов, вы обещали согласиться с тем, что определено святым собором; почему же в настоящее время не соглашаетесь с определениями святого собора»? Дорофей, почтеннейший монах, сказал: «мы тогда говорили сановникам и сенату, и вошедши внутрь просили государя, чтобы настоящий собор утвердил веру 318-ти святых отцов, в которой мы и крещены, вместе с определением, сделанным самими отцами». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «так как священнейший наш государь благочестив и мы следуем его намерению, если хотите, дать вам два или три дня на рассмотрение: то мы выпросим это для вас у святого собора, чтобы вы, рассмотревши, последовали вере, определенной святыми отцами». Почтеннейший архимандрит Карос сказал: «я здесь. Какую нужду имеете ждать два или три дня? Имеете власть сейчас сделать, что захотите». Почтеннейший монах Дорофей сказал: «пребываю в вере святых отцов 318-ти, в которой и крещен я, и (следую) определению ефесскому: и иного чего-нибудь никогда не говорю». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «определение дано будет от святого собора». Деяние о Каросе и Дорофее и бывших с ними    В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего, в тринадцатый день ноябрьских календ, в заседании святого и вселенского собора, созванного по повелению благочестивейших наших императоров в метрополии Халкидоне, в мученическом храме святой и добропобедной мученицы Евфимии, Аетий, архидиакон и первый нотарий, сказал: «почтеннейший пресвитер и периодевт Александр, который был послан вашею святостью к благочестивейшему и христолюбивому императору по делу монахов Кароса и Дорофея и, вслед за монахом Евтихием, бывшим архимандритом, отступивших от православной веры, и которому повелено их благочестием объявить нечто вашей святости, теперь здесь находится и желает изложить (дело).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

7:1)? Епископы сидят, а ты зачем говоришь»? Почтеннейший архидиакон Аетий сказал: «о чем ты спрошен чрез меня святым собором, говори: согласен ли с святым вселенским собором, или нет»? Почтеннейший монах Карос сказал: «я по изложению 318-ти, как сказал, так верую, как и крещен я. Что другое говорите мне, не знаю. Вы имеете власть; вы — епископы; хотите ли послать в ссылку? хотите ли низложить? Что ни захотите, принимаю от вас. Святой апостол говорит: «аще ангел с небесе благовестит вам паче еже приясте, анафема да будет» (Гал. 1:8—9). Что мне делать? Если не верует Евтихий, как верует кафолическая Церковь, да будет анафема». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «пусть будет прочитано прошение, поданное почтеннейшим Фавстом и почтеннейшими архимандритами». Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, прочитал:    Почтеннейший монах Дорофей сказал: «так как об Евтихие говорят, что он сказал: «прежде соединения два естества, а после соединения одно естество», и анафематствуют его, как еретика: поэтому Евтихий повсюду изложил противоположения, и ваша знатность слышала эти противоположения его,— что он православный человек и клевещут на него». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «Евтихий говорил, что тело Спасителя нашего Иисуса Христа было не нашего естества; ты как думаешь об этом»? Почтеннейший монах Дорофей сказал: «мы крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, исповедуя Спасителя нашего Христа, сошедшего и воплотившегося от Девы, и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтие Пилате. Потерпите же, и если я что опустил, исправьте. Исповедуем Его сущим от Троицы. Ибо и сам Господь наш, потерпевший заплевания, прободение копьем и заушения, когда воскрес из мертвых, говорил святым своим ученикам: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19). Итак, исповедуем пострадавшего сущим от Троицы, и другой веры не знаем». Все почтеннейшие епископы сказали: «подписываешь послание, или нет»? Почтеннейший монах Дорофей сказал: «я верую в крещение, а послание не подписываю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010