– Диакон и монах Константин сказал: думаю, что сказанное господином пресвитером противоречит само себе, сколько видно из прочитанных объяснений Феофила и Мамы. – Знатнейший патриций сказал: разве в документах говорится иначе? – Монах Елевсиний сказал: нет, клянусь (стопами) ног ваших. – Знатнейший патриций сказал: если есть что-нибудь другое, пусть прочтется. – И тот же благоверный записчик прочитал (последнее деяние): 167 «Когда в назначенное время, во второй день недели, именно двадцать второго числа месяца ноября, опять собрался Святой и великий собор и положено было на средине святое и достопоклоняемое евангелие, и святейший архиепископ наш Флавиан председательствовал, в судебной палате епископии» – и прочее. «По прочтении этого, знатнейший патриций сказал: слова мои приводятся так: «пусть будет предложен пресвитеру Евтихию запрос, как он верует и что говорит»: доселе я сказал; а прибавили, чего не сказано, что притом и смысла не имеет: «и потом пусть спросят его, почему он говорит теперь так, а прежде мудрствовал иначе» 168 . И прибавил: как я мог сказать это, когда еще ничего не говорил почтеннейший архимандрит Евтихий? – Святейший архиепископ сего славного города сказал нотариям: каким образом внесено в документы то, чего не говорил знатнейший патриций? – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: мы имеем что сказать об этом. – Святейший архиепископ (сего славного города) сказал: кто вам диктовал это? Я ли вам сказал прибавить (это)? Или вы сделали это сами собою, или услышав от других? – Диакон Аетий сказал: ваша святость спрашивает об этом, как уже убежденная в том, что сделано прибавление? – Знатнейший патриций сказал: пусть читается следующее. – Тот же благоверный записчик также прочитал: 169 «Епископ Евсевий сказал: ежели, как я прежде сказал, мне не будет осуждения за его теперешнее изложение» и прочее. «По прочтении этого, диакоп Елевсиний сказал: не по порядку расположено. Прежде он представлял статью, в которой содержалась вера 318-ти отцов, которую утвердил и Святой собор в Ефесе; боголюбезнейший епископ не принял приносившего эту статью; когда и ваша знатность говорила, что должно принять, и тогда он не принял.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Итак, пусть пойдут к боголюбезнейшему епископу Диоскору почтеннейшие епископы Пергамий, Кекропий и Руфин и побудят его придти к нам». Аетий, архидиакон и первый нотарий, сказал: «Не угодно ли вашей святости отправить к нему послание от лица Святого собора». Амфилохий, епископ Сидский, сказал: «Отложить бы дело на день или на два». Менекрат, епископ Керасунта в области Лидийской, сказал: «Один человек опустошил вселенную, и мы сидим для него три месяца!» – И отправлено было вторичное послание следующее: Второй вызов Диоскору (епископу, посланный собором) «Святой и вселенский собор боголюбезнейшему епископу Александрийскому Диоскору. Прежде угодно было самодержцам вселенной, чтобы, в присутствии знатнейших и славнейших сановников и высокого и славного сената, рассмотрено было и нами дело между твоим благочестием и почтеннейшим епископом Евсевием. И ныне угодно, чтобы этот Святой собравшийся великий собор, имеющий апостольскую власть, не отменяя постановленного о тебе в том прежнем священном собрании, учинил исследование о некоторых других (винах), взводимых тем же боголюбезнейшим епископом Евсевием в обвинительной записке. Итак, пусть без отговорок придет к нам твое боголюбие, для оправдания, как требует порядок канонов. Ибо мы, сообразно с канонами, вот уже второй вызов сделали твоему боголюбию, пославши Пергамия, Кекропия и Руфина, боголюбезнейших братий и соепископов наших, которые обязаны уведомить твое боголюбие, что ты несомненно должен придти к нам и защищаться против обвинений». По возращении их, Аетий, архидиакон и первый нотарий, сказал: «Ходившие с вторичным вызовом епископы Пергамий, Кекропий и Руфин пришли назад; и об этом мы докладываем». Стефан, епископ Ефесский, сказал: «Пусть скажут боголюбезнейшие (епископы), слышали ли они что-нибудь от Диоскора, почтеннейшего епископа Александрийского, и известят Святой собор по всей правде, что именно услышали». Пергамий, епископ Антиохии Писидийской, сказал: «Согласно с поручением вашей святости, мы, при вторичном каноническом вызове, сделали уведомление боголюбезнейшему епископу Александрийскому Диоскору; и на объявленное ему письменно он дал известный ответ, который, если угодно вашей святости, будет прочитан чтецом и нотарием Ипатием, ходившим вместе с нами и записывавшим».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

И прежде прочтения Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «Калоподий и Геронтий, которые между ними числятся пресвитерами, давно низложены, и непозволительно им входить (сюда)». Геронтий и Калоподий сказали: «нам никто не говорил, что мы низложены; только теперь сказали нам». Аетий, архидиакон святой константинопольской церкви, подошедши к евнуху Калоподию, сказал ему: «архиепископ говорит тебе чрез меня, архидиакона, что ты низложен; и выйди». Калоподий сказал: «за какую вину»? Аетий архидиакон сказал: «как еретик». Калоподий сказал: «прошу прочитать наше прошение». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитано». Вероникиан, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, прочитал: (Послание разных архимандритов к Маркиану августу)    «Благочестивейшему и христолюбивому императору, нашему Константину, Маркиану, (от) Кароса, Дорофея, Елпидия, Фотина, Евтихия, Феофила, Фомы, Леонтия, Феодора, Моисея, Максима, Геронтия. Немезина, Гипсиса, Каллинника, Павла, Гавденция, Евгномония, нижайших архимандритов, и всех сообщников их во Христе, и прочих клириков и монахов и мирян».    «Римское владычество всегда, а особенно со времени великого и блаженного Феодосия, наполняло вселенную миром, подвизаясь за православную веру. Но так как «кийждо ищет своего си, а не еже ближняго» (1 Кор. 10:24), как заповедует божественное писание: то все разрушено; вера апостольская возмущена, и принадлежащее врагам, то есть, иудеям и язычникам, хотя и самое худшее, наслаждается миром, а наше находится в непримиримой войне. Это исправление досталось вашему христолюбивому царствованию, чтобы не было раскола в православии, но чтобы вера утверждена была вашим величеством. Ибо всякое правосудие прилично (всякому) начальнику, а императору, и особенно благочестивому, по преимуществу; от него обыкновенно законополагается самая правда. Итак просим ваше благочестие повелеть быть вселенскому собору, который ваше благочестие, пекущееся о спасении всех, уже и благоволило назначить. Пусть упразднятся волнения, и подписи, отбираемые насилием, и преследования, которым постоянно подвергают нас клирики, стараясь делать их скрытно от вашего благочестия. И просим ваше величество (не дозволять) никого выгонять ни из монастыря, ни от церкви, ни от мученического храма, до праведного суда святого собора, чтобы кто-нибудь не подумал приписать это вашему благочестию, тогда как другие производят беспорядки, — ибо мы уверены, что вы любите мир и заботитесь о нем более всех, — дабы, когда святая вера опять будет утверждена святыми (отцами), мы могли остальное время нашей жизни непорочно и праведно в мире воссылать обычные и постоянные молитвы о долгоденствии вечной вашей власти Господу Христу, Который и даровал вам невидимо своим благоволением царство, священнейшие августы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

Интересно, что в числе отцов этого собора были и Аетий лиддский и Григорий виритский (преемник Евсевия никомидийского на виритской кафедре), которых Арий считал своими единомышленниками, и оба присоединились ко мнению большинства членов собора. Дела евсевиан, очевидно, стояли тогда далеко не блестящим образом и, быть может, одной из причин этого был и тот факт, что в лице Павлина тирского – антиохийского сирийские и финикийские сторонники Ария лишились своего вождя. Однако, еретические «плевелы» посеяны были Павлином и в Антиохии так обильно, что, когда состоялось избрание Евстафия, повидимому, не все признали его епископом антиохийским. Сторонники Ария, быть может, уже в это время избрали себе епископом какого-то Евлалия, но он прожил не долго, и арианская партия в Антиохии осталась без главы. Или же этот Евлалий (как впоследствии Павлин евстафианами) управлял арианской общиной в качестве пресвитера. Когда состоялся антиохийский собор, уже назначен был и «великий и священный собор в Анкире», который вопрос об Арии должен был решит окончательно. Но в Анкире собор этот не состоялся и, в виду желания принять участие на нем, выраженного выдающимися западными епископами – вероятно, теми самыми, к которым обратился с своим посланием антиохийский собор, перенесен был в Никею 160 . На никейском соборе, открывшем свои заседания 19 июня 325 года, Евстафий антиохийский и Зинон тирский подписали никейский символ с его терминами κ τς οσας το Πατρς и μοοσιον τ Πατρ, предложенными, очевидно (чрез императора), Осием кордубским, и низложение Ария с его сообщниками. Разгром ариан на соборе был полный. Их покровители оказались ненадежными. Не только Григорий виритский и Аетий лиддский, изменившие Арию еще в 324 году на антиохийском соборе, но и три епископа, подвергшихся отлучению на этом соборе: Феодот Лаодикийский, Наркисс нерониадский и Евсевий кесарийский , равно как и ближайший сотрудник Евсевия в его агитации в пользу Ария Патрофил скифопольский – все подписали символ и низложение Ария. Евсевий оправдывал свой поступок в послании к своей пастве и пытался перетолковать никейские термины в таком смысле, что, если бы его толкование было правильно, то приходилось бы удивляться, почему же под ними не подписался сам Арий 161 . – Даже и вифинские «солукианисты» Ария: Евсевий никомидийский и Феогний никейский, решительнее его палестинских покровителей поддерживавшие его в Никее, не остались ему верными до конца, и в конце концов подписали символ с его авафематизмами на арианские положения 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

333 Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «мы усматриваем, что точнейшее исследование о православной и кафолической вере должно быть тщательнее произведено в следующий день, в присутствии собора. Но так как оказывается, что блаженной памяти Флавиан и почтеннейший епископ Евсевий осуждены несправедливо, как это видно из рассмотрения документов и дознаний, также из самых слов некоторых, бывших тогда на соборе, и (теперь) сознающихся, что они заблуждались и напрасно осудили их, ни в чем не погрешивших против веры: то нам кажется справедливым и богоугодным, если благоугодно будет священнейшему и благочестивейшему государю нашему, подвергнуть тому же наказанию имевших тогда власть и председательство на соборе: (Диоскора, почтеннейшего епископа) александрийского, – Ювеналия, почтеннейшего епископа иерусалимского, – Фалассия, почтеннейшего епископа Кесарии каппадокийской, – Евсевия, почтеннейшего епископа анкирского, – Евстафия, почтеннейшего епископа беритского, – и Василия, почтеннейшего епископа Селевкии исаврийской, – и святым собором, по канонам, лишить их епископского достоинства, и обо всем воспоследовавшем довести до сведения высочайшей власти». Восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «это праведный суд». Иллирикские и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «все мы погрешили, все просим прощения». Восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «многая лета сенату! Святой Боже, святой крепкий, святой бессмертный, помилуй нас! Многая лета императорам! Нечестивый всегда бегает. Диоскора Христос низложил; человекоубийцу Христос низложил. Это – справедливый приговор; это – справедливый собор, это – святой собор. (Справедлив сенат, справедлив собор). За мучеников Бог отмстил». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «каждый из почтеннейших епископов настоящего святого собора пусть поспешит изложить на письме, как он верует, без всякого опасения, имея пред (своими) очами страх Божий, зная, что священнейший и благочестивейший государь наш верует по изложению 318-ти святых отцов, бывших в Никее, и по изложению 150-ти, бывших после них (в Ефесе), и по каноническим посланиям и изложениям святых отцов – Григория, Василия, Афанасия, Илария, Амвросия, и по двум каноническим посланиям Кирилла, обнародованным и утвержденным на первом ефесском соборе, и никаким образом не отступает от их веры. Ибо оказывается, что почтеннейший архиепископ древнего Рима Лев против неправославного и противного кафолической Церкви сомнения, поднятого Евтихием, посылал послание к блаженной памяти Флавиану». – (Я прочел; мы прочли. Аетий, архидиакон царствующего города Константинополя, нового Рима, и первый нотарий, сказал: исполнено).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

– Знатнейший патриций сказал: говорят, что Патрикий, который вместе с Петром ходил к монаху, находится здесь. Итак чего хотите вы: спросить его, или почтеннейшего Мартина? – Почтеннейший диакон и монах Елевсиний сказал: ради стоп ваших, делайте необходимое. – Знатнейший патриций сказал: разве в документах говорится иначе, нежели как было на самом деле, по этой части? – Когда он говорил это, диакон и монах Константин сказал: по этой части – нет, клянусь (стопами) ног ваших. – Знатнейший патриций сказал: пусть читается следующее. – И тот же благоверный записчик прочитал из того же свитка: 164 «Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: не говорил ли почтеннейший пресвитер и архимандрит Мартин, что содержала в себе статья?» и прочее. «По прочтении этого, диакон и нотарий Аетий сказал: просим настоящий Святой собор и вашу знатность, – прикажите сделать допрос почтеннейшим клирикам, о которых упомянуло настоящее чтение документов, и пусть они объявят, не сомневаются ли они в чем-нибудь относительно того, что прочитано, и что они тогда объяснили, – а именно: почтеннейшему пресвитеру Маме, Феофилу, Мемнону, (пресвитеру и экдику) Иоанну, диаконам Андрею и Афанасию. – Знатнейший патриций сказал: настоящее исследование производится не над ними колеблющимися, но над почтеннейшим мужем монахом (Евтихием), которого и люди находятся здесь в присутствии; и присовокупил: пусть читается прочее. – И тот же благоверный занисчик прочитал: «По прочтении этого, диакон Константин сказал: просим спросить их, слышали ли они это? – Знатнейший патриций сказал: пусть и Феофил, по обнародовании его показаний, скажет, сознает ли он, что он это слышал или говорил. – И когда почтеннейший пресвитер Феофил стал на средину, то сказал: я и пресвитер Мама, посланные святейшим архиепископом и святым собором, ходили в монастырь архимандрита Евтихия; и точно, прежде всего он начал говорить то, что недавно прочитано; а потом мы не хотели с ним спорить; но он именем Христа принудил нас и собственными устами сказал: «не возможно мне сказать, что Христос (состоит) из двух естеств; потому что я не рассуждаю о естестве Господа моего».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

А как я мудрствую, написано в этой бумаге. Прикажите прочитать ее. – Святейший архиепископ сказал: читай сам.– Пресвитер Евтихий сказал: не могу. – Святейший архиепископ сказал: почему? Не ты ли изложил, или это изложение другого? Если твое, то читай сам. – Пресвитер Евтихий сказал: мое изложение, а самое слововыражение святых отцов. – Святейший архиепископ сказал: каких отцов? Говори сам собою; что за нужда тебе в бумаге? – Пресвитер Евтихий сказал: я верую так: поклоняюсь Отцу с Сыном, и Сыну с Отцом, и Святому Духу с Отцом и Сыном. Исповедую, что плотское пришествие Его совершилось от святой Девы, и что Он совершенно вочеловечился ради нашего спасения. Так я исповедую пред Отцом и Сыном и Святым Духом, и вашею святостию». «По прочтении, диакон Елевсиний сказал: когда потребовали, чтобы (Евтихий) исповедал веру сам собою, то он говорил: «стоя пред лицом Отца и Сына и Святого Духа, которым я поклонялся и поклоняюсь (и буду поклоняться), я мудрствую так, как определили 318-ть отцов в Никее, и утвердил Святой собор в Ефесе»; это не внесено в документы. – Диакон и нотарий Аетий сказал: просим вашу святость и вашу знатность предложить вопрос присутствовавшим тогда святейшим епископам, которые и высказали собственными устами и утвердили это собственноручными подписями, – было ли сказано тогда почтеннейшим Евтихием то, что теперь они сказали, и изменено ли что-нибудь из того, что содержится в документах. – Епископ Василий сказал: по истине, я не помню этого в точности. – Епископ Селевк сказал: пусть будут прочтены мне слова, которые высказал почтеннейший диакон Елевсиний. – И когда из записных табличек прочитали ему слова Елевсиния, почтеннейший епископ Селевк сказал: я не помню, чтобы сказал это почтеннейший архимандрит Евтихий. – Епископ Трифониан сказал: (скажу) по истине, как пред Богом, он сказал точно так, как содержится в документах. – Епископ Лонгин сказал: и я припоминаю, что архимандрит Евтихий сказал так, как изложено в прочитанных документах. А что только почтеннейшим Елевсинием сказано, будто он (Евтихий) сказал: «я так содержу (веру), как определили 318-ть отцов в Никее, и утвердили бывшие в Ефесе», – видно и из последующего, где он не хотел исповедать, что Господь наш Иисус Христос стал единосущным нам по плоти; говорю это, как пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

– Диакон и нотарий Аетий, выйдя на средину, стал читать деяние в памятных записках. Когда он, читая, дошел до того места послания священной памяти Кирилла к боголюбезнейшим епископам восточным, где содержатся следующие слова: «итак мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек, (состоящий) из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по божеству, а в последнее время, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо (в Нем) совершилось соединение двух естеств. Почему мы и исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. На основании такого неслитного соединения мы исповедуем пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился, и в самом зачатии соединил с Собою храм, от нее воспринятый» 128 , – боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: клянусь стопами вашими: он не исповедует этого, и никогда не был согласен с этим, но вопреки этому и мудрствовал, и говорил всякому, к нему приходящему, и учил. – Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: если угодно вашей святости, пусть спросят отца Евтихия, согласен ли он с этим. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: подождите, пусть прочтут все деяние из памятных записок; потому что для меня довольно деяния, чтобы уличить его: так как он у меня уличен. Только, если он согласится принять откуда-нибудь изложение (веры), – я не должен потерпеть осуждения. Я доказал (свое обвинение) донесениями посланных к нему от Святого собора, и опять могу доказать тоже чрез свидетелей – святейших епископов, если бы он отказался. Так господин Мелиффонг, господин Иовиан и господин Юлиан знают (дело) в точности. – Святейший архиепископ сказал: никто не соглашается ни на то, чтобы ты, епископ Евсевий, не уличал его, ни на то, чтобы кто-нибудь принял пресвитера Евтихия тотчас по его согласии, если он не будет уличен в том, что мудрствовал прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Икона Пресвятой Богородицы «Воспитание» находится в московском Казанском соборе. Она прославлена многими чудотворениями. 6-е число 42 мученика амморийские: Константин, Аетий, Феофил, Феодор, Мелиссен, Каллист, Васой и пр., были знаменитыми военачальниками греческого царя Феофила. Во время осады сарацинами малоазийского города Аммории, во Фригии, вследствие измены одного из вождей амморийских, были взяты в плен врагами. Семь лет томились они в плену, в оковах. Здесь не раз убеждали их принять магометанскую веру; но когда пленные сказали, что они скорее готовы претерпеть мучения и смерть, нежели отречься от Христовой веры, то им отрубили головы и бросили в реку Евфрат. Это было в 847 г. Но тела святых мучеников скоро оказались на берегу реки и с прильнувшими к ним главами и были погребены христианами. Не остался без наказания изменник, через которого погибли мученики. «Ты изменил своему отечеству, легко можешь изменить и нам», – сказали ему сарацины и убили его. Преподобный Аркадий подвизался на острове Кипре, в IV веке. Он был руководителем святых мучеников Иулиана врача и Еввула (3 и 6 февраля), пострадавших около 310 г. от Юлиана отступника. Скончался он мирно. Преподобномученик Конон жил в городе Иконии, в Малой Азии, в III в. Когда умерла его жена, в день рождения сына Конона, он предался посту и молитве, а затем скоро раздал бедным все свое имущество и удалился вместе с малолетним сыном в монастырь. Здесь св. Конон обращал многих ко Христу. Когда узнал об этом начальник области и гонитель христиан Доминиан, то принуждал Конона отречься от Христа и принести жертву идолам. Когда же Конон оставался непреклонен, то Он обратился к сыну со словами; «Отец твой уже насладился жизнью, поэтому неудивительно, если он и не дорожит ею; а ты только начинаешь жить: зачем же тебе подражать отцу?» Но когда и сын отказался исполнить требование Доминиана, то он приказал жестоко мучить и сына и отца. Мученики переносили страдания и благодарили Христа за то, что Он удостоил их пострадать за имя Его. Наконец, приказано было Аврелианом распилить их деревянной пилой, и св. мученики обрадовались, услышав такой приговор, но в самом начале казни скончались, тела их погребены были в монастыре, где подвизались они.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

И если бы не знатнейший и славнейший Феодор, истинный защитник законов, по Божественному промышлению, управлял делами египетской области: то упомянутый тиран давно бы захватил великую Александрию. Что не я один, но и многие другие испытали неистовство упомянутого почтеннейшего Диоскора, – это объяснено. Но эти пострадавшие, то по причине бедности, то из страха к этому тирану, не осмелились придти к вашей святости и обвинить его. Прошу и умоляю ваше ангельское собрание привести задержанного здесь Агораста, одного из соучастников его неистовства, бывшего его синкелла, и приказать, чтобы я, пришедши на ваш Святой и вселенский собор, доказал все то, что объявил. Я готов, если удостоюсь вашего святого внимания, доказать, что почтеннейший епископ Диоскор дерзнул сделать все (это). – Вышеупомянутый христианин Софроний подал сию записку святейшему и вселенскому собору, как сказано выше». По прочтении, Святой собор сказал: «Все записки присоединить к делу. Очевидно, что их нужно будет прочитать снова, когда прибудет благочестивейший епископ Диоскор, который подвергся жалобам». Флоренций, епископ Сардийский, сказал: «Так как прочитанное стало известно, то и в третий раз следует вызвать благочестивейшего епископа Диоскора; потому что этого требует порядок церковного благочиния. Если же и после этого (вызова) он не послушается, (тогда) канон будет идти своим путем». Благочестивейший епископ Пасхазин сказал: «Благочестивейший епископ Флоренций справедливо сказал, предложив, что в третий раз следует уведомить его чрез святейших братий наших о том, чтобы он пришел и не откладывал отвечать на возводимые на него обвинения. И поэтому, если угодно святейшему и вселенскому собору, пусть и в третий раз будет вызван благочестивейший епископ Диоскор». Аетий, архидиакон и первый нотарий сказал: «Так как вы присудили сделать благочестивейшему епископу Диоскору третий вызов от святейшего и вселенского собора: то прикажите кому-нибудь из святейших епископов отправиться для уведомления его, чтобы он ныне же явился в священное собрание вашей святости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010