Имена святых четыредесяти, или 40, мучеников следующие: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, или Екдикт, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севириан, Худион, Мелитон и Аглаий. Святые мученики сии пострадали в Армении, в г. Севастии во время гонения на христиан от императора Ликиния, в IV веке. Они служили в царском войске и отличались единодушием и храбростью в битвах. Начальник их, язычник Агриколай, потребовал, чтобы они отреклись от Христа, но они отвечали отказом. Их заключили в темницу в надежде, не одумаются ли они. В Севастию прибыл князь Лисий, и тогда приведены были к нему святые исповедники. После мучений Лисий приказал обнажить их и поставить на целую ночь в озеро. Хотя это было в марте, но ночь стояла холодная, так что озеро подернулось льдом, и дул страшный ветер. Святые оцепенели от холода, но терпели мучение. На берегу озера, к соблазну мучеников, поставлена была теплая баня. В полночь мороз стал сильнее, и один из них не вытерпел, вышел из озера и побежал к бане, но у порога бани пал мертвым. В 3-м часу ночи небесный свет озарил мучеников, согрел воду, и 39 венцов спустились с неба на головы святых мучеников. Тогда один из стражей, увидев 39 венцов, понял, что убежавший в баню извержен из сонма своих святых сотоварищей, снял с себя одежды и со словами: «И я христианин!» вбежал в озеро, принял мучение вместе с 39-ю и таким образом пополнил собой число 40. Утром вывели из озера святых и начали мучить жестоким образом – им разбивали ноги молотами. Затем тела их сожгли, а кости бросили в реку. Но Господь сохранил и кости. Святые мученики явились во сне епископу севастийскому и повелели взять их из реки. Епископ ночью пошел к реке и, увидев в ней кости, которые звездами блестели на воде, собрал их. В V веке, по открытию св. царице Пульхерии, мощи свв. 40 мучеников были обретены в Константинополе, в двух серебряных ковчегах, и переложены в драгоценную раку. Частицы сих св. мощей находятся во многих местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Римлянин, в мире Викторин, тайно исходивший из обители на молитву в одну соседнюю пещеру. Любопытство игумена успокоено видением света и гласом небесным, возвестившим св. Емилиану прощение грехов. Пролог. 8 Преп. Феофилакта исповедника, еп. Никомедийского. Ученик св. Тарасия (25 февр.), посвященный им во епископа. Вместе с патр. Никифором увещевал Льва Армянина не восставать на иконопочитание; за сие заточен был в Стровиль (в Карии), где и скончался около 845 г. При имп. Феодоре и патр., св. Мефодии, мощи его перенесены в Никомидию. Чет. Минея (Act. SS. 8 martii. р. 787. Or. Chr. t. I. col. 392). Март. Р (называет сего святителя Феофилом). Мес. В. В службе канон Феофана. Св. священномуч. Феодорита, пресвитера Антиохийского. Был сосудохранителем Антиохийского храма, воздвигнутого Константином В. Пострадал при Иулиане от князя Иулиана, дяди Отступникова, ограбившего храм (ок. 361 г.). Чет. Минея от Великой Четии и от прочих. (Rainart. Act primorum mart, p. 588. Eadem passio in Mabillonii Analectis, p. 187. ed. Paris. 1723). Мес. В. 2 марта. В Прологе вторично 3 марта. Преп. Дометия. Скопчалсл мирно. Чет. Минея (Act. SS. 8 martii. р. 782). Мес. В. 7 марта. 9 Свв. 40 мучеников Севастийских. Воины из легиона Мелитийского, коих имена: Исихий, Мелитон, Ираклий, Смарагд, Евноик или Евник, Домн, Валент или Уал, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Кирион или Кирий, Агний, Аетий, Флавий, Акакий, Екдитий или Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон или Филоктим, Севериан, Худион, Леонтий, Кандид и Аглай. Пострадали при Ликинип от Лисия князя и Агриколая воеводы (320 г.), в Севастии арменской, быв заморожены в озере. Чет. Минея от Метафраста, Еводия, еп. Кесарийского, и прочих. (Act SS. 10 mart. Mazochii Kal. neapol. I. 83. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 67.) Март. H. 10 марта. Мтс. В. В службе каноны Иоанна монаха и Феофана. Св. муч. Урпасиана. Один из приближенных Максимиана Геркулия, пострадавший от него в Никомидии, около 295 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Ночью от мороза и сильного ветра тела воинов обледенели. Один из них в первом часу ночи не выдержал и, бросив своих товарищей, пошел к бане, но как только он с мороза очутился в тепле, так сразу «оттаял» и пал замертво. Святые же мученики молили Господа укрепить их. В третьем часу ночи заблистал над ними теплый свет, настолько теплый, что растопил лед. В это время вся охрана спала, кроме тюремного сторожа по имени Аглаий. Он слышал их молитвы и размышлял про себя, как это тот, прибежавший из холода в тепло, помер, а эти, на таком морозе стоя, еще живы. Пораженный внезапным светом над мучениками, он возвел глаза к источнику света и увидел тридцать девять венцов, сходивших с неба. Аглаий догадался, что тот, прибежавший в баню, отвержен от лика святых. Он немедленно разбудил спящую стражу, сбросил с себя одежду и побежал к тем 39-ти, громко крича: «И я христианин!» И, став между ними, воззвал: «Господи, в Тебя верую, причти меня к числу этих мучеников Твоих!» И снова их стало сорок человек – сошел и сороковой венец, и посрамлен был диавол. Они же стояли все вместе и пели 11-й псалом: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный». На следующий день, удивленные тем, что святые не замерзли за ночь, мучители приписали это особому искусству, которому они где-то научились. Когда же увидели тюремного сторожа и узнали от других охранников, в чем дело, то пришли в ярость. Святым мученикам перебили голени железным молотом. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться. Святые мученики, умирая, свидетельствовали, что души их избежали работы вражией и что умирают они со Христом и во Христе. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея март. - 2002./Ч. 1. – 424; Ч. 2. - 400 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, он сбросил с себя одежду и присоединился к 39-ти мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзали, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников бросили в реку. Через 3 дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40-ка мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров. Благоверный князь Ростислав 27 марта (14 марта по церк.кал.). Благоверный Ростислав, князь Киевский, (в крещении Михаил) был внуком Владимира Мономаха , сыном Мстислава 1-го и братом князя Всеволода. Когда Мстислав унаследовал киевский престол, он отдал Смоленск в управление своему третьему сыну Ростиславу. Ростислав управлял Смоленским княжеством более 40-ка лет. Он основал ряд городов, построил много храмов и Смоленский кремль. При нем образовалась Смоленская епархия. В 50-ые годы 12-го века он был втянут в борьбу за Киев, которую вели княжеские семьи Ольговичи и Мономаховичи. Ростислав стал Киевским князем в 1159-ом году. Он отличался высокими христианскими качествами: любовью к подчиненным, желанием блага всем, забвением обид. Известно еще, что Ростислав стремился принять монашеский постриг, но не смог осуществить это желание. Его духовником был Поликарп, настоятель Киево-Печерской лавры. Народ любил Ростислава. Возвращаясь из похода на Новгород, он заболел и скончался в 1167-ом году. Похоронили его в Киеве в Феодоровском монастыре, основанном его отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Но когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы. Но мучители не успокоились, боясь что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/98955.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Севастийские мученики 40» найдены статьи: АГЛАИЙ мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. Севастийские мученики, 40 АЕТИЙ мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. Севастийские мученики, 40 АЛЕКСАНДР мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. Севастийские мученики, 40 АНГИЙ (Аггий, Агний), мч. - см. Севастийские мученики 40 КСАНФИЙ Ксанфий, мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. ст. Севастийские мученики, 40 ЛЕОНТИЙ мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. в ст. Севастийские мученики, 40 ЛИСИМАХ мч. Севастийский (пам. 9 марта) - см. Севастийские мученики, 40 Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Севастийские ...

Пр. Дометия . Вас. Мед. (8 мар.) Пр. Ефрема , патриар. антиохийского. МГр. (8 июня). Иулиана и Еввула . Вас. (имя. 6 мар ). Ермы ап. Сирл. (8 апр.). Св. о. Герасима . Соф. Обих. XIII в. (4 мар.). Мучч. 42 амморейских . Супр. ДоМак. житие (6 марта). Аркадия , еп. тримифунтского. Неап. Син. 1. Вас. (имя). Екл. Охр. МГр. и др. (6 марта). Пренесение мощей св. муч. Авраамия болгарского из столичного города Болгар в княгинин монастырь во Владимир во XIII В. Любоп. Мес. 1795. Преп. Марка и Ионы псковопечерских. 209 (марта 29). 8 I. Пр. Феоаилакта , еп. никомидийского, † ок. 845. Вас. Флор. 1. Иер. Екл. Мст. и др. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369, канон Феофана, что и у нас. Служба. М. Р. Феофила. (Коал. 7 марта. Екл. втор. 10 июня). Св. священномуч. Феодорита пресвитера антиохийского при Иулиане. 246 (Вас. имя 2 мар. Пролог. Мак. МГр. втор. 3 мар. Син. 1. 28 мар. Сирл. 6 мая. Сирл. Маз. Дом. 17 мая. Мед. 18 мая. 1370 мая 21. Диж. 20 мая. МР. А. У. Н. М. Р. 23 окт. †. Ф. Н. 23 мар. Иерон. Н. 10 апр.). Пр. Дометия. Ч. Минея. 1370. (Вас. 240. 7 мар. МГр. 6 мар.). Ап. Ерма . 240. Сирм. Мес. вс. св. (М. Р.У. мая 9. Сн. 5 ноября и 31 мая). II. Муч. Диона секирою. 1370 (Маз. Дионисия). III. Преставление пр. Лазаря мурманского в 1391 году 8 марта на мурманском острове на онежском озере. (Память его 24 марта см. Словарь истор. о св.). IV. Пр. Феодосия . 51. Препод. Евфросинии . 51. (Сн. 14 мар. и 9. Может быть она же 26 сент.). V. Свв. мучч. епископов в Херсонесе . Вас. Кал. (7 мар). 42 мучч. амморийских . Сирл. (6 мар.). Павла , еп. прусского. У 80. Белоз. 516. 51. МГр. (7 мар.). Аркадия, Иулиана и Еввула. Вас. (6 мар.). Конона вертоградаря. Сирл. (6 мар.). Муч. Конона исавр. ЧГр. XI в. (5 мар.). Пр. Филиппа ирапского. Филим. (14 нояб.). 9 I. Свв. четыредесяти мучеников севастийских при Ликинии. Имена их: Исихий, Мелитон, Ираклий, Смарагд, Домн, Евноик или Евник, Валент или Уал, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Кирион или Кирий, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдит или Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гай, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий , Филоктимон или Филоктим, Севериан, Худион, Леонтий, Кандид, Аглай .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иными словами, в Ветхом Завете «ущербных в половом отношении и неспособных к продолжению рода» мужчин не допускали к членству в религиозной общине и к принесению жертв, а в Новом Завете их не отторгают, но и не считают их положение как-то связанным с добродетелью: «есть скопцы от чрева матери их», то есть люди, которые, по самому устройству их природы, не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Есть, далее, такие, которые оскоплены людьми. Себя же оскопляют для Царства Небесного не те, которые отрезывают свои уды, — нет, это проклято, — но те, которые имеют воздержание». Отсутствие детей и вообще физическая неполноценность в древности оценивались как признак проклятия или наказания Божия. Для обыденного сознания это нечто неестественное. Но в Новом Завете отношение к безбрачию полностью изменилось. Парадоксальное различие между ветхозаветными предписаниями и Евангелием подчеркивает А. П. Лопухин: «в законе Моисеевом были сделаны ясные постановления относительно скопцов, которые совершенно не согласуются с буквальным пониманием и толкованием слов Спасителя». С приходим Христа скопцы, евнухи и христиане, живущие безбрачно, не только являются членами народа Божия, но многие из них канонизированы в лике святых. Среди них апостол Аетий, евнух Эфиопский (Германовский календарь именует его Джан Дарада), а также евнух Усфазан и святой Азат евнух. Бесноватость «В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым» (Мк 1:23). Обычно бесноватые не допускались на службу в синагогу, поскольку из-за одержимости духом они считались нечистыми, а следовательно — ритуально неприемлемыми. Сожжение людей Казнь через побиение камнями усугублялась сожжением на огне за совместное сожительство с матерью и дочерью: убиваемы и ожигаемы были все трое: «Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами» (Лев 20:14). Дочери священников, которые не имеют никакого отношения к священству, по причине достоинства отцов своих за одни и те же грехи подвергаются гораздо более строгому наказанию. Преступление бывает одинаково как у них, так и у дочерей обычных людей, например, блуд у тех и других: но первые подвергаются наказанию гораздо более тяжелому, чем последние. Ты видишь, как ясно Бог показывает, что начальник подлежит гораздо более строгому наказанию, чем подчиненные. «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего ; огнем должно сжечь ее» (Лев 21:9).

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

Нисколько не противоречит упомянутому выводу и нисколько не доказывает того, что хочет доказать им Швартц, и цитуемое им место из Филосторгия 3, 15 . У Филосторгия (который по своему догматическому направлению, как известно, принадлежал к числу строгих ариан-аномиев) здесь идет речь собственно не о Павлине, а об Аетии, известном основателе секты аномиев и учителе Евномия; и это место дошло до нас в двух редакциях: более полной у Фотия, и более краткой, но с важными вариантами, у Свиды. У Фотия Филосторгий рассказывает, что Аетий, родившийся в Килисирии, рано лишился отца – военного чиновника, имение которого после его смерти было конфисковано, и впал в бедность; поэтому Аетий сделался золотых дел мастером и этим ремеслом прокармливал себя и свою мать. Затем он обратился к литературным занятиям и прежде всего стал слушать Павлина, только что переведенного из Тира в Антиохию. π τς λογικς πιστραφναι μαθοεις κα Παυλνου μν κροσασθαι πρτερον, ς κ τς φορεας Τρου ες τν τς ντοχεας μετθη. Этим занятиям он и посвятил себя всецело, когда умерла его мать. Аетий сделался выдающимся диалектиком и тем возбудил против себя зависть. Но пока был жив Павлин, эта зависть не имела силы. Когда же спустя 6 месяцев [не вполне ясно, после чего: после ли перемещения Павлина в Антиохию, или же после того как к нему пришел туда Аетий] Павлин умер и вместо него антиохийскую кафедру занял Евлалий, пришедшая в силу зависть побудила Евлалия антиохийского прогнать Аетия. λλ μχρι μν Παυλνος ζη, τν σχν φθνος παρηρετο πε δ κενος μετ μνας ξ πεβω, ντ’ ατο δ Ελλιος τν θρνον εχεν, ες τν ατο δναμω πανελθν φθνος, κινε τν Ελλιον τς ντιχειας, τν τιον πελσαι. Аетий удалился в Аназарв и там снова принялся за ремесло золотых дел мастера, не упуская, однако случая показать и свой диалектический талант. В Аназарве он слушал епископа-лукианиста Афанасия, который объяснял евангелистов. Оттуда Аетий удалился в Тарс и сделался там слушателем другого лукианиста Антония, который был тогда еще пресвитером, и объяснял послания апостола [Павла]. У Антония Аетий пробыл довольно долгое время, κανν ατ συνδιτριβε χρνον, τν το πρεσβυτρου τξιν πληροντι. Когда же Антоний стал епископом (φορος), то Аетий снова возвратился в Антиохию и слушал там лукианиста-пресвитера [впоследствии епископа] Леонтия, объяснявшего пророков, в особенности же Иезекииля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В передаче Свиды о пребывании Аетия у Павлина и Евлалия говорится таким образом: κα δτα συγγνεται Παυλν, ρτως π Τρου ες ντιχειαν φικομν τι κατ τος Κωνσταντνου χρνους, τοτου κροτο, πολλν πιεικς φανων τς σεβεας [так! это уже конечно переделка в православном духе сообщения Филосторгия, который мог говорить не об σβεια, а только об εσβεια Аетия] τν μην ες τς πρς τος διαφορουμνους ζητσεις, κα οχ ποστατς δη τος πολλος ν. πε δ Παυλνος τελνκει, Ελλου τρτου κα εκοστο π τν ποστλων χοντος τν θρνον, πολλο τν π το ετου λεγχομνων, δεινν ποιησμενοι πρς νδρς δημιουργο κα νου κατ κρτος λανεσθαι, συστντες ξλασαν ατν τς ντιχειας, ξελαθες δ ες νζαρβον φικνεται. Нетрудно убедиться, что и у Свиды, как и у Фотия, мы имеем дело только с сокращенной [а отчасти и искаженной, исправленной в православном духе] передачей рассказа Филосторгия, а не с подлинным его текстом. У Свиды рассказ об Аетии даже короче, чем у Фотия (у Фотия 102 строки в ed. Valesii 1679 г., у Свиды 25 строк, след. вчетверо меньше). По интересующему нас вопросу у Свиды опущено замечание о том, что Павлин по переходе в Антиохию, или после того, как к нему пришел Аетий, жил только 6 месяцев. Но в других отношениях Свида дополняет Фотия. 1) Он сообщает, что, когда Аетий пришел в Антиохию к Павлину, последний только недавно, ρτως, переведен был сюда из Тира. Следовательно, если даже «6 месяцев» у Филосторгия относятся только к пребыванию Аетия у Павлина, и в таком случае последний все же ненамного дольше 6-и месяцев был антиохийским епископом, – менее года во всяком случае. 2) У Свиды Филосторгий говорит, что Павлин перешел в Антиохию «еще во время Константина». Но для вопроса о времени епископства Павлина эта подробность безразлична, так как не подлежит никакому сомнению, что он был епископом антиохийским при Константине. Если же кто вздумает упирать на ,,τι», и в этом словечке усмотрит доказательство, что Павлин был антиохийским епископом в последние годы царствования Константина, следовательно после 325 года, то очень легко показать всю ненадежность такого аргумента. «τι» имеет здесь совсем другое значение. – Аетий, как это, конечно, хорошо знал Филосторгий, и вероятно, и его первые читатели, как видный церковный деятель, глава партии аномиев, выдвигается около 357 года, одновременно с опубликованием 1-й сирмийской формулы («сирмийского манифеста», как называл ее Гуоткин), следовательно, уже в конце царствования Константия. До того времени Аетий был величиною незаметною в ряду арианских деятелей. Филосторгий, сам из числа аномиев, описывая жизнь Аетия, основателя этой секты, и передает своим читателям, что Аетий еще задолго до 357 года, еще при Константине, слушал в Антиохии Павлина и вел там блестящие диспуты. Было ли это в конце или в начале царствования Константина, из слов Филосторгия не видно. Но

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010