Боголюбезнейший архиепископ Анатолий сказал: «Благоволят боголюбезнейшие епископы Франкион, Лукиан и Иоанн, по назначению, отправиться к благочестивейшему епископу Диоскору и попросить его прибыть на Святой собор». Франкион, епископ Филиппопольский, сказал: «Прикажите идти с нами одному из записывавших нотариев, для прочтения приказания святого вашего собора боголюбезнейшему епископу Диоскору». Святой собор сказал: «Пусть идет Палладий, диакон и нотарий боголюбезнейшего епископа Патрикия, и, в присутствии посланных почтеннейших епископов, прочтет боголюбезнейшему епископу Диоскору из (своей) записи то, что продиктовано ему нами». По возвращении этих боголюбезнейших епископов, Аетий, архидиакон и первый нотарий, сказал: «Святейшие епископы, посланные к боголюбезнейшему епископу Диоскору, для объявления ему третьего вызова, согласно с божественными канонами, прибыли; об этом самом и докладываем». Анатолий, епископ Константинополя, нового Рима, сказал: «Благоволите возвестить нам, какой и вы ныне получили ответ от боголюбезнейшего епископа Диоскора на третий вызов». Франкион, епископ Филиппопольский, сказал: «Удостоенные приказания вашей святости отправиться нам к боголюбезнейшему епископу Диоскору, мы пошли и словесно возвестили ему повеление, а третий вызов, посланный на письме, велели прочитать. Просим Святой собор прочитать как то, что сказано ему нами, так и то, что сказано им в ответ». Максим, епископ Антиохийский, сказал: «Пусть будут прочитаны объяснения боголюбейнейшего епископа Диоскора по третьему вызову». Палладий, диакон и нотарий боголюбезнейшего епископа (Тианского) Патрикия, прочитал так: «Франкион, епископ Филиппопольский, сказал Диоскору, епископу Александрийскому: «Святейший и вселенский собор, собравшийся в святом храме святой Евфимии, послал наше смирение к твоему благочестию сделать этот, уже третий, вызов, согласно с святыми канонами; пусть твое благочестие велит прочитать этот, сделанный им, письменный вызов, чтобы ты благоволил прибыть в их боголюбезное собрание и отвечать на взводимые (на тебя обвинения)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Духовные лица пресвитерского и диаконского сана присутствовали на соборе и принимали участие в рассуждениях. Наприм., Аетий, архидиакон константинопольской Церкви, ставил вопросы монаху Каросу, который, будучи поставлен в затруднение, сказал Аетию: «Не суди, да не будешь осуждён. Епископы сидят, а ты зачем говоришь?» Однако этим он не остановил Аетия (Деян. Всел. Соб., 1878 г., т. IV, с. 34). На VI Вселенском Соборе участвовал «Стефан пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Антиохии» (Деян. Всел. Соб., 1882 г., т. VI, с. 27, 25), состоявший при патриархе Антиохийском Макарии (с. 86), оказавшийся вместе с ним еретиком (с. 98, 108). Равным образом, на собор прибыл и рассуждал монах Полихроний, оказавшийся также еретиком (там же, с. 215–217). На VII Вселенском Соборе вместе с епископами и представителями императорской власти присутствовали «почтеннейшие архимандриты, игумены и иноки» (Деян. Всел. Соб., 1863 г., т. VII, с. 71). Они принимали ближайшее участие в совещаниях собора и высказывали свои мнения (там же, с. 86, 91, 103, 105, 108, 111, 121, 185 и др.), но под определением собора однако не подписались (с. 591–610). Переходя к практике русской Церкви, видим, что на соборе присутствовали царь и государственные чины (Деян. Моск. Соб. 1666 г. Псков, 1875 г., л. 11 на обор.), архимандриты и игумены (там же, л. 17, 18, 22 на обор, и др.). Деяния Московских Соборов 1654 г. и 1667 г. подписаны многими архимандритами, игуменами и протоиереями (Деян. Моск. Соб. 1654 г. Псков, 1875 г. л. 15–16; и 1667 г. Псков, 1874 г., л. 73–74). Таким образом, практика Церкви вселенской и русской показывает, что на соборах могли присутствовать и присутствовали пресвитеры и диаконы, монахи и простые миряне, но с правом только совещательного голоса, принимая участие в раскрытии вопросов, решение же принадлежало только епископам. Чем ближе было время к началу Церкви, тем большее участие принимали в соборах пресвитеры, диаконы и миряне. Следовательно, и в предстоящем Соборе русской Церкви могут принимать участие чёрное и белое духовенство пресвитерского и диаконского сана, иноки и простые миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, да будут навсегда под анафемою и отчужденными от святой и единосущной и поклоняемой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, во-первых Симон волхв, первый мерзейшим образом положивший начало всем мерзейшим ересям; за ним Клеовий, Менандр, Филит, Гермоген, Александр медник, Досифей, Горфей, Сатурнин, Масвофей, Адриан, Василид, Исидор, сын этого и превзошедший его в безумии, Евион, Карпократ, Епифан, Продик, Керинф и Меринф, Валентин, Флорин, Власт, Артемон, Секунд, Кассиан, Феодот, Ираклеон, Птолемэй, Марк, Колорвас, Адемис каристийский Феодот кожевник, другой Феодот, Евфрат персианин, Моноим араб, Гермоген, Татиан сириец, Север, Асклепиодот, Вардесан, Армоний, сын этого и подобный ему по заблуждению, Гермофил, Кердон, Сакердон, Маркион понтийский, Апеллес, Аполлонид, Потит, Препон, Пифон, Синер, Феодот меняльщик, Монтан, Прискилла и Максимилла, ярые ученицы этого, Непос, Ориген елкесеянин, другой Ориген адамантовый, Савеллий ливийский, Новат, Павел самосатский, Епиген, Клеомен, Ноэт смирнский, Манес, соименный своей безбожной мании, Савватий, Арий, Мелетий, Аетий, Евномий, Астерий, Евдокосий, Донат, Македоний, враждовавший против Святого Духа и получивший достойное наименование духоборца; Аполлинарий лаодикийский, и сын его Аполлинарий, Магн, Полемон, Целестий, Пелагий, Юлиан, защитники того же безумия; Феодор мопсуестский и Несторий, гнуснейшие проповедники гнусного человекообожания, киликийцы Кир и Иоанн, безбожнейшие распространители того же безбожия; Евтихий, Диоскор, защитник Евтихия, и авдокат Варсума, Зоора, Тимофей, называемый Элуром; Петр Монг и Акакий, защищавшие пустоту ( κενωτικο’ν) Зенона; Лампетий, начальник безславной ереси маркионистов; Дидим и Евагрий, первые гнусные учители тайной лжи оригеновской; Петр суконщик, осмелившийся к трисвятой песни присовокупить крест; другой Петр, иверийская безсмысленная зараза, и Исаия, товарищ этого Петра, введшие между акефалами другую ересь акефалов; вместе со всеми этими, и прежде всех, и после всех, и подобно всем, и больше всех, да будет под анафемою Север, злейший ученик их и оказавшийся тираном жесточайшим из всех новых и древних акефалов, и злокозненнейший враг святой кафолической Церкви, и беззаконнейший прелюбодей святейшей церкви антиохийской, и гнуснейший развратник; Феодосий александриец, Анфим трапезунтянин, Иаков сириец, Юлиан галикарнасский, Фелициссим, Гаиан александриец, от которых получила начало ересь гаианитов или юлианистов; Дорофей, распространитель той же безбожной ереси, Павел черный не только по названию, но и действительно бывший таким; Иоанн грамматик, по прозванию трудолюбивый (Филопон), или лучше попусту трудящийся (Матеопон), Конон и Евгений, – три трепроклятые распространители требожия

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Наставниками Диодора были омиусиане . Силуан Тарсийский , под руководством которого Диодор, вероятно, получил первоначальное христианское воспитание, и Евсевий Эмесский , один из выдающихся представителей антиохийской богословской школы , толкователь Свящ. Писания. Церковно-общественное служение Диодора После того как Евсевий покинул Антиохию, получив кафедру в Эмесе (341-342), Диодор вступил на поприще церковно-общественного служения. Он предавался аскетическим подвигам, живя в полной нестяжательности, не имел даже определенного дома и питался тем, что давали ему друзья . Христианское самоотвержение, молитвенные подвиги и служение ближним привлекли к Диодору учеников, принимая которых он полагал начало монастырям и аскетерионам (братствам), впоследствии распространенным в Антиохии . Среди учеников Диодора в период его учительства в Антиохии были свт. Иоанн Златоуст , еп. Максим Селевкийский , еп. Феодор Мопсуестийский . Воспитанный в омиусианстве , Диодор в конце 340-х годов сблизился с Флавианом , сторонником никейской веры, представителем общины евстафиан-омоусиан, и присоединился к его общине . В 350 году Диодор и Флавиан выступили вместе против арианства . При арианствующем еп. Антиохийском Леонтии предводитель аномеев Аетий , с позором изгнанный при еп. Евлалии , вновь появился в Антиохии , стал свободно проповедовать арианство и был рукоположен Леонтием во диакона. Этот поступок вызвал горячий протест православных-евстафиан, воспринявших его как наступление на единосущие . Вместе с Флавианом Диодор от лица евстафиан отправился к Леонтию и заявил, что его покровительство Аетию вынуждает общину омоусиан окончательно прекратить общение с официальной Антиохийской Церковью и обратиться за помощью к Западу . Протест оказался столь внушительным, что Леонтий тотчас исключил Аетия из своего клира, отправив его в Александрию под предлогом борьбы с последователями свт. Афанасия I Великого . Вслед за первой одержанной победой Диодор выступил защитником Никейской доксологической формулы " слава Отцу и Сыну и Святому Духу " , дабы исключить распространенную в то время в массе антиохийского народа неопределенность славословия Пресвятой Троице как в православном, так и в арианском духе.

http://drevo-info.ru/articles/13674553.h...

Это самое и представляем вам на благоусмотрение». Святой собор сказал: «пусть скажет присутствующий (здесь) почтеннейший пресвитер и периодевт Александр, что указано собору благочестивейшим и благовернейшим императором нашим». Пресвитер и периодевт Александр сказал: «посланный вашею святостью и знатнейшими сановниками и священным сенатом к благочестивейшему и христолюбивому императору нашему, я сказал ему, что Дорофей и собравшиеся около Кароса, подавшие прошение, словесно объяснили: — ваше благочестие обещало созвать монастыри и нас с ними, и, положивши святое евангелие, разобрать (дело) между обоими нами; итак, если повелит ваше благочестие, да будет это, потому что мы не можем туда идти; — выслушавши это, государь вселенной объявил им чрез меня и чрез господина декуриона Иоанна: — если бы я хотел заседать среди вас и других монахов и выслушивать (дело) между обоими вами, то не утруждал бы здесь святого и вселенского собора; но так как они для этого прибыли и объявили нам о вас, то я сказал, чтобы вы присутствовали и узнали, чего не знаете, и, вопрошая, научились от них тому, чего не знали; итак мы за благо рассудили — отправиться вам на собор; потому что, как вы знаете, что определит святой и вселенский собор и подаст мне на письме, тому я следую, тем довольствуюсь, тому верую; внимайте этому, а иного ответа от меня не получите». — Святой собор воскликнул: «многая лета императору; многая лета августе; многая лета православным»! После этого было прочитано прошение, поданное Каросом и бывшими с ним благочестивейшему императору. По прочтении, архидиакон Аетий сказал: «святой великий и вселенский собор ваш выслушал прошение, поданное благочестивейшему и христолюбивому императору нашему, избранному Господом Христом, почтеннейшими монахами Каросом и Дорофеем и теми, которые с ними храмлют в вере, которые, поступая безрассудно, осмелились назвать епископом Диоскора, низложенного святым вселенским собором, и просить благочестивейших и боголюбезнейших государей, чтобы они сами присутствовали на этом святом соборе и, как не подлежащие отчетности, свободным словом защищали веру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4151...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

После Галена известнейшие врачи – писатели были: Оривасий из Пергама, современник императора Юлиана богоотступника (36 г.). Он, по приказанию сего императора, сделал извлечения из древних медицинских сочинений, и методически изложил их в 72 книгах. Из них уцелели 22, и в этом числе 9 на языке греческом, а остальные на латинском. В половине шестого века христианского жил-был врач Аетий, уроженец Месопотамского города, Амиды. Он обучался медицине в Александрии, а врачом состоял при дворе царей Византийских. Им составлен сборник всех наилучших сочинений древних врачей, особенно тех, которые держались учения Галена. Александр из Лидийского города Траллы, живший в 550 годах после Христа, долго путешествовал, а лечил в Риме. Сочинения его суть: βιβλον θεραπευτικν=книга врачебная, содержащая много опытов медицинских, и περ λμνθων – о червях в человеческом теле. Иоанн Александриец существовал в конце шестого века. Его толкование шестой книги Гиппократа о Эпидемиях переведено на греческий язык уже с Арабского. Павел Эгинит славился врачеванием болезней женских, и первый занимался акушерством (κα πρτος νησχοθη ες τω μαμμικν τχνην). А жил он в седьмом веке, и в 7 книгах изложил врачебное искусство древних лекарей и свои собственные наблюдения. Шестая книга его о хирургии уважается. Феофил Протоспафарь монах и врач, в 610 годах, написал пять книг περ κατασκευς το νθρωπνου σματος, κα περ ορους, о строении человеческого тела и моче. Ученик его Стефан Афинянин составил толкование первой книги Ферапевтики Галена. Палладий Александриец, из седьмого века, написал толкование Гиппократова сочинения περ καταγμτων – о переломах и горячках. Иоанн Дамаскин оставил после себя разные медицинские сочинения, кои изданы на латинском языке. Между ними одно о горячке, а другое под названием, Афоризмы. Феофан, по прозвищу Нонн, по приказанию царя Константина Порфирородного (около 950 года) составил Сокращение медицинских теорий, πιτομν τν ατρικν θεορημτων. Никита врач Константинопольский, живший в одиннадцатом веке, составил Сборник хирургического искусства, Συλλογν τς χειρουργικς τχνης, в котором поместил выдержки из сочинений Гиппократа, Аполлония , Сорана, Руфа, Галена, Павла Эгинита, Палладия, и целые пять книг Оривасия. Константин, по прозванию Африкан, из Карфгена, монах из обители на горе Кассинской и врач из школы в Салерне, жил в конце 12 века, и оставил после себя различные сочинения, как то: 1) систему теоретической и практической медицины, 2) δοιπορικν – Путешествие Абу-Джаффера-Ахмета бен-Ибрагима, переведённое с арабского языка на греческий, 3) о распознавании и врачевании болезней, 4) о естестве человека, 5) περ λεφαντισεως, 6) о врачеваниях из царства животных, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но он сказал это не в виде аппелляции, а в таком смысле: «не дерзаю признавать ради отцов». – Святейший архиепископ этого славного города сказал: я слышал не от него, но от знатнейшего и славнейшего бывшего консула и патриция, в то время, когда, по окончании собора, я шел на верх дома. – Знатнейший патриций сказал: пусть скажут прочие святейшие епископы, знают ли, они, что почтеннейший монах хотел апеллировать. – Почтеннейший епископ Юлиан сказал: как пред Богом (говорю), ничего подобного я не слышал от монаха Евтихия в собрании. – Почтеннейший епископ Селевк сказал: когда был собор и происходило исследование, мы ничего подобного не слышали от архимандрита Евтихия касательно апелляции; и мы объявляем тоже самое, что сказано почтеннейшими епископами. – Тот же благоверный записчик также прочитал: 184 «Святейший архиепископ сказал: из всего – и из бывших уже деяний, и из теперешнего его собственного сознания – открывается, что Евтихий, бывший пресвитер и архимандрит, страждет заблуждением Валентина и Аполлинария и неизменно следует их злохулениям. Не устыдившись нашего убеждения и внушения, он не захотел согласиться с истинными догматами. Посему, воздыхая и оплакивая совершенную его погибель, мы о Господе нашем Иисусе Христе, им злословимом, определили отчуждить его от всякой священнической службы, общения с нами и начальства над монастырем. Пусть все те, которые после этого будут разговаривать или сходиться с ним, знают, что и сами они будут повинны епитимии отлучения, как не уклонявшиеся от беседы с ним». «Подписи: «Флавиан, епископ Константинополя, нового Рима, определивши, подписал». «Подписали и все прочие епископы и архимандриты. «Знатнейший патриций сказал: пусть все будет доведено до сведения императорского человеколюбия. – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: до настоящего времени мы оправдывали себя, в чем могли, и при частом чтении нас никто не упрекал. Но задолго прежде сего, когда бумаги были прежде у нас, Астерий, наш сопресвитер и состоящий с нами нотарий и сотрудник, ушел и унес все наши бумаги, как списки, так и подлинники; и уже два или три месяца, как мы не имеем ничего из них.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Но каждый, как бы стоя пред алтарем, имея пред очами страх Божий и соблюдая свою совесть чистою пред Богом, не скроет ничего, что помнит. – Знатнейший патриций Флоренций сказал: как сказано однажды, пусть последует чтение прошения. – И тот же благоверный записчик прочитал: «Благочестивейшим и правовернейшим христолюбивым императорам Феодосию и Валентиниану, постоянным августам, от архимандрита Евтихия» «Провозвестником спасения и истины во всем для меня было, после Бога, ваше благочестие, ни в каком деле не упускающее исследовать клеветы или касательно веры, или против меня. Я вчера читал деяние, составленное против меня почтеннейшим епископом Флавианом, и нашел, что содержащееся в письмени не сходно с тем, что было на самом деле: в этом деянии не поместили ни того, что он говорил мне, ни того, что я говорил. Поэтому умоляю ваше милосердие, обыкновенно покровительствующее православной вере и мнению моего смирения, удостойте предписать боголюбезнейшим епископам, собиравшимся тогда но этому делу, и нотариям того же почтеннейшего епископа Флавиана, и почтеннейшим клирикам, посланным от него вызывать меня на собор, и почтеннейшему Афанасию, диакону почтеннейшего епископа Василия, – собраться в присутствии почтеннейшего епископа Фалассия для того, чтобы они, когда будут спрошены, изложили на письме со всею правдою то, что знают. Достигнув этого, я обычным славословием возблагодарю Господа и Бога всех Христа и ваше постоянное благочестие». «Тот же благоверный записчик сказал: на прочтенном прошении есть и высочайшая надпись священнейшего и благочестивейшего императора нашего. – Знатнейший патриций сказал: пусть прочитается с благоговением. – И тот же благоверный записчик прочитал: «пусть доложено будет при почтеннейших епископах, не только прежде собиравшихся, но также и при почтеннейшем епископе Фалассие, чтобы при них, в присутствии всех (тех), о ком говорится в прошении, была исследована истина дела». – Почтеннейший епископ Флавиан сказал: пусть явятся почтеннейшие диаконы и нотарии, Астерий и Аетий, Нонн, Асклипиад и Прокопий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

– Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: мы слышали, как он сказал: «удостойте»... – Когда он говорил, почтеннейший диакон Константин сказал: архимандрит слышал, а вы не слышали? – Почтеннейший епископ Селевк сказал: помню, что я говорил такие слова. А выходит, что при увеличившемся смятении слова мои вовсе не записаны. – Почтеннейший диакон Константин сказал: я говорил еще, что господин архиепископ наш спросил архимандрита: «признаешь ли ты два естества после соединения и анафематствуешь ли тех, которые не признают Двух естеств?»; и эти слова не внесены в документы. Ибо он за то и осужден, что не хотел анафематствовать (тех, которые отвергают два естества после соединения). – Почтеннейший епископ Фалассий сказал: слышал ли Святой собор, что сказано почтеннейшим диаконом Константином? Итак пусть Святой собор благоволит объявить настоящему святому собранию, знает ли он, что это говорил боголюбезнейший и святейший (архиепископ) Флавиан. – Почтеннейший епископ Василий сказал: мы помним, что почтеннейший епископ Евсевий и в первый и во второй раз обвинил его в том, что он не признает двух естеств после соединения; помним и то, что он сам (архиепископ) сказал: «слышишь ли, что он говорит тебе, и что он предлагает тебе? что скажешь на это?» 181 . – Диакон Константин сказал: итак ты не слышал самых слов от господина нашего архиепископа? – Почтеннейший епископ Василий сказал: вначале четвертого исследования почтеннейший епископ Евсевий сказал монаху: «признаешь ли два естества после соединения, и Господа нашего Иисуса Христа единосущным нам по плоти? и анафематствуешь ли тех, которые не так мудрствуют»? А господин архиепископ предложил ему вопрос, признает ли он то, что предлагал ему обвинитель 182 . Напоследок произошло величайшее смятение, и я по истине не помню, сделал ли боголюбезнейший епископ такое предложение. – Почтеннейший диакон Константин сказал: о том и спрашиваю ваш Святой собор, слышали ли вы, что господин мой архиепископ сказал: «признаешь ли ты два естества»? – Когда он говорил, почтеннейший епископ Селевк сказал: что сказано при допросе, то сказано или боголюбезнейшим Евсевием, или святейшим и боголюбезнейшим архиепископом нашим Флавианом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010