– Знатнейший патриций сказал: прежде нужно обнародовать документы, а потом, если ты что хочешь заявить, тебе дана будет возможность на это. – Аетий диакон и нотарий сказал: мы не требуем ничего ни неуместного, ни несправедливого; и ваша знатность преимущественно пред всеми знает это; и как я сказал, нам предстоит опасность не за маловажное. Мы слышали, что против нас сделано кем-то обвинение пред благочестивейшим, христолюбивым и богохранимым императором. Просим объявить нам эти (обвинения) и сказать причины, и представить лице, и сделать открытое обвинение против известных лиц; и таким образом мы будем отвечать и защищать самих себя, наперед будучи уверены в вашей справедливости. – Знатнейший патриций сказал: против вас еще ничего не предложено: но требуются документы, которые, как много раз было сказано, вы должны принести. – Аетий диакон и нотарий сказал: составление документов притягивает нас к делу, потому что они составлены не другим кем. – Знатнейший патриций сказал: не опасайся принести их и не имей никакого подозрения. – Аетий диакон и нотарий сказал: я ничего такого и не сказал, и не сделал. – Знатнейший патриций сказал: пусть будут принесены документы. – И прежде, чем они были принесены, почтеннейший епископ этого славного города Флавиан сказал: вы знаете, что тогда, в собрании Святого собора, вы собирали голоса от той и другой стороны, и до подробности знаете, что вы написали. И если это справедливо, скажите в точности и со страхом Божиим; а если что-нибудь подложно, как бы пред судом Христа не лгите и не умалчивайте о подлоге. – Между тем как почтеннейший епископ говорил это, знатнейший патриций сказал: мы одобряем предложение почтеннейшего епископа, потому что он, полагаясь на свою собственную совесть, приказал почтеннейшим нотариям принести документы и говорить обо всем правду. Поэтому пусть принесут документы, как много раз было говорено. – Аетий диакон и нотарий сказал: увещание святейшего и блаженнейшего архиепископа нашего предоставляет нашей воле сказать истину о составлении документов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

что 56 (55) восточных епископов осудили в Евсевии полуарианство и 3. что специально Григорий виритский Аетий лиддский, Македоний мопсуестийский Таркондимант эгейский и Алфий апамийский будто бы осудили Ария и Евсевия». Гарнакк ссылается на письмо Ария к Евсевию никомидийскому у Epiph. h. 69, 6 – [что вместо Θεοδσιος тут нужно читать Θεδοτος, видит и Гарнакк, но почему-то не ссылается на Theodoret. h. е. I, 5, где прямо стоит Θεδοτος 325 ]: «откуда видно, что Григорий и Аетий были единомышленниками Ария и на Theodoret. h. е. I, 20, где сопоставляются как единомышленники и ариане, ко времени около 330 года Евсевий кесарийский Патрофил скифопольский Аетий лиддский, Феодор лаодикийский. Македония мопсуестийского далее – говорит Гарнакк, – мы знаем 326 только как евсевианина. Наконец Таркондимант и Алфий суть также 327 друзья Ария или Евсевия [кесарийского]: для первого об этом свидетельствует Филосторгий 328 ; последний немного лет после участвовал в избрании Евсевия в митрополиты антиохийские! 329 Г. Швартцу эти факты отчасти известны; но он думает, что с ними можно разделаться тем, что эти епископы в Антиохии по неизвестным мотивам отказались от своего мнения, а позже снова к нему возвратились. Это возможно, но очень сомнительно это предположение. Оно тем сомнительнее, что нам, если я не ошибаюсь 330 , из 56 (55) епископов в Антиохии, которые осудили Евсевия, вообще только 16 известны в отношении к их догматическому направлению: остальные для нас – простые подписи. Между этими 16-ю Евстафий [только один Евстафий??] не мог быть ложно определён в отношении к своему догматическому положению. Из остальных 15-ти – только их мы можем контролировать – не менее как 5 возбуждают (как мнимые противники Ария и Евсевия) сильнейшее сомнение; ведь они были друзьями Ария или Евсевия! Что список, несмотря на это происходит не от совсем неве- —128— жественного человека, нужно принять во всяком случае. Но если в его распоряжении был список никейских подписей, то ему не было надобности ничего более делать, как выписывать и сопоставлять имена сирийские, палестинские и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аномеи (аномии; от греч. νμοιος - неподобный) - крайние ариане , настаивавшие на сущностной инаковости Отца и Сына , на их неподобии. Аномеи не были непосредственно связаны с Арием и его учениками, хотя были близки к родственной ему антиохийской богословско-экзегетической школе Лукиана . К старшему поколению ариан они относились неодобрительно. Сам Арий казался им недостаточно последовательным. Основателем аномейства был диакон Аетий , начавший свою проповедь в Александрии в 356 году и вскоре после этого перебравшийся в Антиохию . Здесь он имел значительный успех и образовал группу последователей, среди которых особенно выделялся Евномий, впосл. еп. Кизический . Аетий рассматривал христианское учение как материал для диалектических упражнений. Учение о Боге он излагал при помощи геометрических фигур. Ему принадлежит известная фраза, которую любили повторять его ученики: " Я так хорошо знаю Бога, как не знаю самого себя " . Евномий внес новый импульс в аномейское движение. В то время как Аэтий был известен главным образом своей блестящей диалектикой, Евномий обладал строгим логическим умом и ясной выразительной речью, снискавшей ему популярность. Св. Василий Великий обвиняет Евномия в том, что в своих доказательствах он пользуется Хрисипповыми умозаключениями и Аристотелевыми категориями . Бог для аномеев есть не живое существо, даже не сущий ( ν), а простое сущее, τ ν , лишенное всяких определений, и его πρτον γεννν γννητον (первое нерожденное рождающее) близко напоминает аристотелевское μνον κινον κνητον (одно движущее неподвижное). Бог неизменяем ни Сам в Себе, ни в Своих качествах. Он неизменяем по Своему существу и есть γνητος (нерожденный, непроисшедший). Отличительным признаком Божественного бытия, по Евномию, является его самобытность и независимость по происхождению.

http://drevo-info.ru/articles/13674665.h...

И так как очень важно было привлечь на свою сторону римского епископа, то нуждающиеся в его помощи не скупились на комплименты, только бы достигнуть цели; и действительно, употребляемы были такие, даже унизительные выражения, которыя в других обстоятельствах никогда бы не были употреблены. Не нужно при этом забывать и свойство языка, на котором писали, и щедрость греков на похвалы. Римские епископы, в свою очередь, смотря на все церковные дела с точки зрения своего первенства, установленного Сирицием, в выражениях восточных, которыя они принимали в буквальном смысле, находили признание и подтверждение своей точки зрения, не соображаясь, однако, со смыслом, который давали своим выражениям употреблявшие их, ни с целью, ради которой они употребляли их. При таком положении вещей, " папская " теория на западе все больше и больше укоренялась; вот этой-то теории держались и римские легаты на халкидонском соборе и с ее точки зрения заявили протест против данного правила. На 15-е заседание этого собора, на котором имели быть изданы правила, легаты не хотели придти, хотя вторично были приглашены. По их просьбе, состоялось 16-е заседание. На этом заседании один из легатов заявил, что они узнали, что в их отсутствии установлено нечто, что " мы считаем противным правилам и церковному благочинию, а посему принуждены просить, чтобы теперь перед всеми прочитан был протокол вчерашнего заседания, дабы вся братия знала, справедливо ли или несправедливо то, что установлено " . По требованию императорских комиссаров, архидиакон Аетий, секретарь собора, заявил: " На соборах было всегда в обычае, по окончании главного дела, заняться другими необходимыми вопросами... Мы просили господ епископов из Рима принять участие и в решении этих дел, они отказали, говоря, что не получили на это инструкций... То, что вчера решено - оно здесь; ничего не сделано тайно, воровским образом, а дело велось правильно и канонически " . Императорским секретарем прочитан был затем текст нашего правила и подписи присутствовавших епископов, между которыми, кроме Анатолия константинопольского, значились подписи: Максима антиохийского и Ювеналия иерусалимского; александрийский престол не был замещен Видя из протокола, что все сделано строго канонически и не имея что возразить, легат Лукентий, который больше чем другой проникнут был злобой к восточным, сделал следующее неблагородное и оскорбительное заявление, " что отцы по необходимости и по принуждению подписали эти правила " , на что единогласно всеми отцами дан был гневом дышащий за нанесенную их свободе и чести епископской обиду ответ: " никто никем не был принуждаем " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Изрядно. Но вы что о Мне говорите? кто то таков Я? уже ли им до ныне Меня не познали? вы же кого Мя глаголете быти? Мы, ответствовал Ему Симон Петр устнами всех прочих учеников, мы говорим, что Ты ecu Христос, Сын Бога живаго 2 . Так-то ответствовали Апостоли, и исповедали Христа прямо таким, каким Он был; а не так, как о Нем прочие люди думали. Но положим, что якобы они Ему надлежащего ответа дать не умели; якобы они о Нем, кто то Он таков, не ведали; и таким образом были ль бы они уже достойны именоваться Апостолами, и называться учениками Христовыми? Им ли Апостолами быть, а Господина своего не знать? им ли учениками быть, а о Учителе своем не ведать? Когда прочие люди не знают, кто то таков Христос, то пусть так; они были сению древнего закона помрачены, еще света Евангельские истины не видят: а то Апостолил, и ученики Христовы, которые жили немалое время со Христом, которые были толь долговременно слушательми учения Его, самовидцами, и общниками чудес Его; о Нем Христе, в Которого они веруют, Которого слушают, Которому последуют; кто то Он таков, не знают? Сие было бы весьма странное дело! но сие странное дело, какового не было во Апостолах, находится в нас, Христианах. Пусть приидет Христос, как тогда во страны Кесарийские, так ныне во страны Христианские: во грады оные, где именуются православные Христианы; туда, где царствует вера Его, и проповедуется Евангелие Его. Пусть Он спросит еще единожды, и скажет: кого Мя глаголют человецы быти Сына человеческого? Я Ему ответствовал бы: Иисусе мой! человеки не знают, кто то Ты таков: не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят 3 . Иный говорит одно, иный другое, как заблуждение помраченного ума их водит. Кого Тя глаголют человецы? Симон волхв, главный из еретиков, Менандр, Маркион и все Манихеи говорят, что Ты «не оное создательное Слово, Имже вся быша; «и что сей видимый свет не Тобою быть «стал». Каринф и Евион, Аетий, Арий и Евномий говорят: что Ты «тварь, а не Бог , «Отцу соприсносущный и единосущный». Анорономорфиты исповедуют, что Ты, «Бог, да «однако, такой Бог , что имеет образ чело «веч».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Если Лукиан не был «Арием до Ария», то необходимо выяснить, каким путём Арий пришёл к тем крайним выводам из учения Лукиана, каких не делал сам Лукиан. А с другой стороны, хотя и сам Арий и его вифинские и асийские покровители (Евсевий никомидийский, Феогний никейский, Марий халкидонский, Минофант ефесский) были несомненными лукианистами, но в пользу Ария не менее решительно действовали и такие бесспорные оригенисты, не стоявшие в зависимости от Лукиана, как Евсевий кесарийский . Евсевий кесарийский был не один; с ним заодно действовали Павлин тирский, занявший в 324 году антиохийскую кафедру, но в том же году и умерший, и подчинённый Евсевию палестинский епископ Патрофил скифопольский, доживший до 359 года. К числу оригенистов нужно отнести и всех тех покровителей Ария, которые не упоминаются Филосторгием в числе учеников Лукиана. Таковы: Феодот лаодикийский и Наркисс нерониадский, подвергнутые, как и Евсевий кесарийский , временному отлучению на созванном св. Евстафием антиохийским на антиохийском соборе 324 года. Македоний мопсуестийский, Таркондимант эгейский, Аетий лиддский и, вероятно, даже и преемник Евсевия никомидийского на виритской кафедре Григорий. О догматических взглядах этих епископов-оригенистов мы имеем возможность судить только по сочинениям Евсевия кесарийского. Попытки доказать, что Евсевий кесарийский не был арианином, не прекращаются и до сих пор. Но в действительности, хотя и нельзя конечно оспаривать, что между богословскими системами самого Ария и Евсевия кесарийского есть существенные пункты различия, и Евсевий, по меньшей мере, хотел быть верным последователем Оригена , тем не менее, Евсевий пред никейским собором вовсе не случайно очутился в рядах сторонников Ария. Как и Арий, Евсевий не видел никакой разности между выражениями; γννητος – не рождённый и ταρχος – безначальный. Эти слова были для него синонимами, и он часто употребляет их рядом в приложении к Богу Отцу. Поэтому он, как и Арий, и в отличие от Оригена , не признавал безначального, вечного рождения Сына от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Ибо я по истине скорбел и сильно печалился, что никто и даже боголюбезнейший пресвитер 605 Аетий не уведомил меня о прибытии твоего преподобия в Архей 606 . Я жалуюсь на него твоей святости, как весьма обиженный им. Ведь я хотел наперед знать о любезнейшем присутствии твоем (там), спешить, как бы на крыльях, перейти чрез Гиндар 607 и попросил бы тогда оказать хоть самую маленькую честь, а именно: – «провести вместе те немногие дни, представить всю нужду в отеческой любви (твоей) и просить, чтобы ты освятил наш город (Кир) твоими священными стопами. А теперь я лишен всего этого. Ибо в то время, как твое преподобие присутствовало (в Архее), я не знал об этом, – и только в четырнадцатый день, совершая празднование победоносных мучеников 608 в Минингах 609 , я услышал разговоры об этом. Узнавши и желая исследовать истину, я выведал от других, что твое благочестие, пробывши (там) только два дня, уже отбыло. Я не поверил и этим вторым, но по прибытии в Масхалас 610 убедился, что т. и другие были правы, и прекратил свой путь. Я сильно восскорбел душою и потому, что не нашел отеческого почтения (мужа, которого чту, как отца), но лишился духовной помощи, и потому, что простился со степенью служащих твоей святыни 611 : ибо если бы я еще был в числе их, то я не остался бы в неведении о твоем прибытии, отче ( τ τν θεραπευντων σου τν γιωσνην συντταγμαι μορ ο γρ κενοις γκεκριμνος, πυστος μεινα τς σς, πτερ, πιδημας). Скорбя о сем, как сын, я сообщил это за все почтеннейшему для меня отцу и владыке, и защищаясь относительно неведения и скорбя по поводу этого неведения. Письмо 222. ( XLII ). Куратору ( κουρατρι) Елладию 612 Молва сделала мне известным твое великолепие; но я не просто поверил ей, а потому, что она повторяется всеми, сплетает похвалы и перечисляет хорошие качества: ибо ничего другого невозможно и слышать касательно твоего великолепия, как только то, что приличествует любителю добродетели. Один из сообщивших это – благоговейнейший диакон Папп; он и побудил нас написать 613 , сказав, что такое замышление, конечно, несоразмерно вам по вашей власти, но оно допустимо по отношению вас, как мужа мудрейшего и рассудительного, знающего (человеческую) природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

—142— осмелились назвать Сына тварью, происшедшей из ничего ξ oκ ντων, подобно прочим тварям; но не говорит ни слова о выражении ν ποτε τε οκ ν, и далее, доказывая, что единый Бог есть собственно Бог Отец, употребляет термины γννητος и ναρχος как синонимы. Очень характерно часто встречающееся у Евсевия выражение «прочих тварей» λοιπν κτισματν. Значит и Сын Божий был для него, хотя и самой высшей, но всё же тварью. Таким образом, арианская партия и в самом начале своего выступления состояла не из одних лукианистов, но и из оригенистов в духе Евсевия кесарийского , а в позднейшее время эти оригенисты, несомненно, преобладали над лукианистами. И та арианская партия, которая в 359 году восторжествовала над всеми другими, по своему учению, несомненно, ближе примыкает к воззрениям Евсевия кесарийского , чем к учению самого Ария. Верные последователи Ария Аетий и Евномий не пользовались покровительством даже Константия и были им сосланы. И если антиохийскую кафедру долгое время занимали лукианист Леонтий и потом верный сподвижник самого Ария бывший александрийский диакон Евзоий, если и Евдоксий константинопольский в душе был чистым арианином и покровительствовал Аетию, то по наружности все они, конечно, приспосабливались ко взглядам господствуюшей омийской партии, вождём которой был преемник Евсевия по кафедре и ученик его Акакий кесарийский. Но когда ставится вопрос о происхождении арианства, нужно иметь в виду не одну только систему самого Ария в её наиболее резком выражении, повторенную потом Аетием и Евномием, но и систему скрытых, но всё же настоящих ариан – омиев, которые сумели добиться хотя и временного, но всё же довольно продолжительного господства в Римской империи. Решительных ариан в духе Аетия и Евномия было всегда немного, и борьба с ними для церкви была бы очень легка, если бы на их стороне не было значительного числа ариан скрытых, умевших излагать своё учение в таком виде, что оно казалось приемлемым и многим лицам совершенно православного в существе дела образа мыслей, каким был, например, Василий анкирский, глава партии омиуссиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

h7 Псевдо-Феодорит Несторий (col. 433А. 436C.) οκ οδα ποταπος τ ξ ρχς ντεθραμμνος πιτηδεμασιν ---------- τ κκλησ το θεο προν εσεφθρη -----------°Ινα δ μ δξω λοιδοραις κενας τατα το νδρς κατηγορεν -------------- ρ. 208 col. 500C: τιος Σρος, δν οχ ρ, ποταπος τ ξ ρχς ντεθραμμνος πιτηδεμασι τας κκλησαις το θεο προν εσεφθρη, να μ δξω λοιδορεν, τν λγχων φμενος. [Даже Филосторгий, 3,15, не скрывает, что отец Аетия был оштрафован конфискацией всего имущества; что Аетий жил потом в крайней бедности и занимался ювелирным делом, τ χρυσοχοεν. В Кападокии же знали, вероятно, что-нибудь нехорошее о ранних годах Аетия.] 23 col. 433D: ες μσον γει κα προτθησιν πασιν, ν πλαι κατ το Μονογενος συνλαβε βλαςφημαν. р. 208 col. 501С: κα ες μσον νεγκεν ν πλαι συνλαβε κα δινε βλασφημαν. col. 433. 436: τν γων πατρων, φ’ ο κατηγγλη τ εαγγλιον. ρ. 210 col. 508A: τν τε νν ντων χριστιανν, κα τν [τε] σοι γεγνασιν φ’ ο κατηγγλη τ εαγγλιον. col. 433C: τ δοκεν χριστιανς εναι πρ το εναι δικων. ρ. 213 col. 51ЗВ: οχ τος ντως οσι χριστιανος, λλ τ δοκεν πρ το εναι τετιμηκσι. По всем этим основаниям приходится автора главы IV, 12 называть лишь псевдо-Феодоритом. По всей вероятности, подлог совершен в конце V или в самом начале VI в. человеком понимавшим, что монофизиты добиваются анафемы на личность Феодорита только для того, чтобы поставить православных в противоречие с халкидонским собором, который возгласил Феодориту: «τν ρθδοξον διδσκαλον εκκλησα πολβ». Опасность представляли те δοσανγαγοι, которые смущались тем, что «Феодорит всюду обвиняется за заблуждение в вере» (312), в богословские разыскания не желали вдаваться, требовали осязательных доказательств его православия и готовы были, в противном случае, предать его монофизитам. Фальсификатор и сочинил такое доказательство. Он понимал ту ощутительную для современников разность в слоге его собственном и Феодоритовом и потому, чтобы не быть пойманным в подлоге, работал по образцам древнейших отцов и часто прибегал к инструстациям. Имитация получилась настолько удачная, что уже лет 20 спустя вдался в обман Леонтий византийский . – В libellus πρς Σπορκιον (2,349), по-видимому, уцелел и первоначальный проект фальсификатора. Он, однако, вовремя одумался и понял, что гл. 12, осложненная длинным исповеданием веры, выйдет так непохожа на все другие, что возбудит только подозрение в читателях. XII

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Из письма «великого» Евсевия никомидийского к Павлину видно, что Евсевий кесарийский высказался в пользу Ария раньше Павлина. Едвали можно сомневаться и в том, что Евсевий был учеником Павлина, хотя последний несомненно был старше первого и славился как хороший учитель диалектики – у него учились такие выдающюеся диалектики, как Астерий и Аетий – и как практический деятель. Следовательно, Маркелл имел фактические основания считать Павлина в известном смысле учеником Евсевия кесарийского . И ничто не заставляет думать, что Маркелл имеет в виду какие-то посленикейские письма Павлина, а не то его письмо к Александру александрийскому , какое он написал по просьбе «великого» Евсевия никомидийского. Упоминаемое Маркеллом у Евсевия выше 123 письмо Павлина и Швартц отождествляет именно с этим письмом Павлина к Александру. – Равным образом и в Анкире Павлин мог быть и раньше никейского собора. Последнее даже более вероятно, чем первое. До собора он мог посетить Анкиру именно в целях агитации в пользу Ария. В это время он мог и не знать еще, чью сторону примет Маркелл. – Но на никейском соборе дело ариан было проиграно, и агитация в первое время после него стала и безцельною и прямо невозможною. А сам Маркелл вероятно высказался на соборе настолько ясно, что евсевиане могли понять, что он никогда не перейдет на их сторону. А когда евсевиане снова приобрели утраченное влияние, они поставили себе задачей не прямую догматическую пропаганду своего учения, а устранение виднейших защитников никейского символа при помощи разных темных интриг. В это время Павлин едвали стал бы так откровенно называть Сына Божия тварью и вести речь о «новых богах», как это он делал по словам Маркелла. Как совершенно верно замечает Гуоткин 124 , «обе партии» [и православная, представителями которой были Евстафий антиохийский и Маркелл анкирский, и арианская, в главе которой стояли Евсевий кесарийский , Патрофил скифопольский и софист Астерий] «научились осторожности в Никее. Маркелл отвергал савеллианство и Евсевий избегал араанства». Следовательно, самое описание Маркеллом его разговора с Павлином доказываетъ, что последний был в Анкире раньше никейского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010