Антирелиг. политика советских властей была направлена в т. ч. против мусульман. К 1927 г. число мусульм. духовенства сократилось до 30 чел., к кон. 30-х гг. XX в. все мечети были закрыты. В период Великой Отечественной войны в К. о. были зарегистрированы 3 мусульм. общины. В 90-х гг. XX в. открылись новые мечети, в т. ч. в Кирове. В авг. 1999 г. при мечети в Кирове было зарегистрировано духовное управление мусульман К. о. (Вятский муфтият) в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман России с центром в Уфе. В сент. 2013 г. к Вятскому муфтияту присоединилось, согласно решению объединительного съезда мусульман К. о., 28 из 33 действовавших в регионе мусульм. общин и групп, зарегистрированных или находящихся в процессе регистрации. Вторым по численности является зарегистрированное в июле 2008 г. духовное управление мусульман К. о. с центром в Малмыже, к-рое объединило татар. общины, признающие Казанский муфтият. В связи с тем что Казанский муфтият в 2011 г. был снят с регистрации, духовное управление в Малмыже подчинилось Совету муфтиев России. Третью группу мусульман составляют единичные общины в Малмыжском и Вятскополянском р-нах, к-рые в 2011 г. вошли в заново зарегистрированный Казанский муфтият. В наст. время в области действует ряд незарегистрированных мусульм. групп, к-рые нередко попадают под подозрения в экстремизме. В 2005 г. решением суда ликвидирована община «Исхан» в Вятских Полянах. Иудаизм В 1999 г. зарегистрирована евр. община Кирова «Шалом Алейхем», входящая в объединение хасидов «Хабад». Языческие верования В местах компактного проживания марийцев и удмуртов в К. о. распространены языческие верования. Среди марийцев принято двоеверие (сочетание христ. и языческих верований). Особым почитанием пользуются могилы марийских языческих «святых» - Чумбылата (на берегу р. Немда, близ дер. Фокино Советского р-на) и Акпатыра (близ с. Б. Китяк Малмыжского р-на). Священными для марийцев являются рощи близ дер. Долбилово Советского р-на (посвящена Чумбылату) и близ с. Шурма Уржумского р-на, а также старинные языческие кладбища в деревнях Алдарово и Каменный Ключ Малмыжского р-на. Удмуртские язычники поклоняются священным деревьям и ключу близ дер. Омсино Слободского р-на.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

1918). Постановлением НКВД от 16 июня 1919 г. Горбатовский у. преобразован в Павловский у. (центр - г. Павлово), а из части Макарьевского у. создан Воскресенский у. (центр - г. Воскресенск). Декретом ВЦИК от 18 июня 1920 г. в Нижегородскую губ. были переданы Козьмодемьянский, Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды, однако постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и часть Козьмодемьянского у. были переданы Чувашской автономной обл., а декретом ВЦИК и СНК от 4 нояб. 1920 г. Козьмодемьянский у. и Емангашская вол. Васильсурского у. отошли к Марийской автономной обл. 13 янв. 1921 г. образован Выксунский р-н на правах уезда (с того же года уезд), 18 июня 1921 г. из части Лукояновского у. образован Починковский у., 6 марта 1922 г. из части Балахнинского у.- Сормовский у., тогда же образован Канавинский р-н. 3 июля 1922 г. Балахнинский у. слит с Сормовским в единый Сормовский у. (10 авг. 1922 Балахна оставлена в составе Сормовского у., а территория Балахнинского у. составила Городецкий у., при этом Городец вновь обрел статус города), Макарьевский у. преобразован в Лысковский у., тогда же в состав Нижегородской губ. переданы Варнавинский и Ветлужский уезды Костромской губ. Постановлением ВЦИК от 27 апр. 1923 г. ликвидированы Ардатовский, Варнавинский, Васильсурский, Воскресенский, Княгининский, Курмышский и Починковский уезды; из Варнавинского и Воскресенского уездов образован Краснобаковский у. 27 июня 1924 г. образованы Балахнинский и Растяпинский рабочие районы, Сормовский у. преобразован в рабочий район. В 1926 г. г. Княгинин преобразован в с. Княгинино. В 1927 г. открыто движение по железнодорожной линии Н. Новгород - Котельнич. Постановлением Президиума ВЦИК от 14 янв. 1929 г. была создана Н. о., включившая территории Нижегородской губ., Вятской губ., Муромского у. Владимирской губ., Марийскую и Вотскую автономные области. Постановлением Президиума ВЦИК от 22 апр. 1929 г. в Н. о. была включена Чувашская АССР, а постановлением от 3 июня 1929 г.- Унженский лесной массив Костромской губ.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Не трудно заметить, что русские, густо населяющие тот же Волго-Уральский регион, из " головного мозга планеты " предусмотрительно удалены. Более откровенные " мысли жреца " , судя по всему, и вовсе не предназначены для публикации. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что " юридические эксперты из местных правозащитных организаций " не нашли в брошюре " ничего подпадающего под 282-ю статью УК " . Видимо, на них уже пролились переместившиеся с Запада " космические лучи " , чего пока нельзя сказать о четырёх экспертах КГУ, среди которых ВТОЦ насчитал, к своей вящей скорби, трёх татар. Но и это обстоятельство было тут же поставлено в вину... российским " империалистам " . " ВТОЦ, - говорится в вышеупомянутом заявлении, - озабочен тем, что в экспертной комиссии КГУ, состоящей из четырёх человек, трое являются татарами. Тем самым представителей татарского народа умышленно противопоставляют марийцам. Этот принцип " разделяй и властвуй " испытан в течение многих столетий властными и судебными органами России " . Требуя назначения " независимой лингвистической экспертизы " брошюры, татарские националисты безапелляционно заявляют, что: " Это брошюра представителя народа, идущего на гибель из-за политических игр властей Российской Федерации, человека, у которого нет ни одной национальной школы на родном языке, нет своего национального высшего образовательного учреждения и нет полноценного радио и телевидения. Это крик души марийского народа, марийской земли " . Не объясняется только, почему этот крик языческой души Виталия Танакова, лицемерно приписываемый всему марийскому народу, давно уже просвещённому светом православной веры, содержит откровенные претензии на национальную и религиозную исключительность и оскорбления в адрес представителей других национальностей и вероисповеданий. Впрочем, какая душа, такие и крики... Не менее смущает и то обстоятельство, что идеологов язычества поддерживают национал-политические группировки, позиционирующие себя в качестве ярых ревнителей и защитников ислама. Поневоле начинаешь сомневаться в правоверности этих " правоверных " , готовых ради борьбы с " общим врагом " с пеной у рта поддерживать сторонников массового возведения языческих капищ. При этом от татарских националистов не прозвучало ещё ни одного протеста против ущемления прав кряшен, которых они упорно называют " крещёными татарами " , но, вместе с тем, отнюдь не питают к ним братских чувств. Впрочем, и тут тоже нет ничего удивительного: ведь кряшены традиционно исповедуют православие, и вряд ли согласятся на совместные антироссийские камлания.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/04/...

Следует отметить, что последователи " традиционной марийской веры " из " Мари ушем " прославились своими антироссийскими и антиправославными заявлениями не только в самой Марий-Эл, но и в соседнем Татарстане, где они на протяжении уже многих лет являются завсегдатаями наиболее шумных публичных " тусовок " татарских националистов. Хорошо известно, что нездоровую " отеческую " заботу о них проявляют также всевозможные " правозащитные " организации, особенно - " Международная хельсинская федерация за права человека " и " Московская хельсинская группа " , стараниями которых " Мари ушем " и вся местная языческая кампания, зовущая православных в большинстве своём марийцев вернуться " к корням " , были отнесены к разряду борцов за национальные и религиозные права марийского народа, преследуемых в России по политическим мотивам. Сегодня более чем очевидно, что западные " доброжелатели " пытаются сделать искусственно раздуваемый " марийский вопрос " козырной картой в своей новой геополитической игре, нацеленной на формирование внутри страны единого " финно-угорского фронта " . Причём, " горючим материалом " для них являются не только марийские националисты, но и их единомышленники из числа представителей других " колонизированных " народов Волго-Уральского региона. Своего рода шаманскую установку на это можно найти в той же брошюре " Жрец говорит " , отрывки из которой в русском переводе приводятся, в частности, на интернет-сайте " Regions.ru " . " В эпоху Водолея, - сообщается в ней, к примеру, - космические лучи переместились в Восточную Европу, Западную Сибирь и на Урал - на головной мозг планеты: на территорию проживания татар, марийцев, чувашей, эрзя, мокша, удмуртов, башкир. Предпосылки для таких мыслей есть: все марийцы уволены с руководящих постов, национальное движение подавлено, ликвидируется марийская религия и язык, продаются заводы и фабрики... Марийцы - единственный народ в мире, которые прошли все этапы развития цивилизации, вбирая всё новое лучшее, и при всех режимах, этапах, эпохах, как бы тяжело не было, не растеряли свою самобытность, мировоззрение, философию, религию, язык, культуру. Здесь нужно усматривать Божий промысел, религия марийского народа на многие тысячелетия будет востребована для всего мира, и марийцам уготовано быть народом, ведущим всю мировую цивилизацию в справедливое будущее " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/04/...

Бабы зорко следили за соблюдением «закона» на воздержание от половых отношений в пост, и если в беззаконии был изобличен священник, это считалось несмываемым позором для всей деревни. Мужики чуть ли не всем «обчеством» требовали у батюшки объяснений. «Что же ты, батя? – укоризненно покачивая головой, спрашивали мужики. – Все-то говоришь «абие, абие», а у самого-то у тебя выходит одно бабие»! О чтении духовных книг. Иные батюшки, подвизающиеся в духовном подвиге, не читают книг, потому что предпочитают этому молитву. Иные по занятости не найдут и минуты почитать книгу. А иные, видимо, по лени. Не хотят думать. Один батюшка сказал мне: «Я принципиально не читаю книг». Прошло года три. Думаю над его словами: что бы это значило? Что это за такой таинственный принцип? А спросить уже неудобно.   10 августа. Козмодемьянск На рассвете 10 августа мы бросили якорь у замечательного марийского городка Козьмодемьянска. Марийцы – это древняя народность. На этих землях жили их предки еще тысячелетия назад. Город замечательный. Именно в этом городе, по роману Ильфа и Петрова «12 стульев», останавливались Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым, когда их прогнали с теплохода. Здесь Бендер дал сеанс игры на шахматных досках, здесь он обещал, что «Васюки» переименуют в «Новые Васюки». Город гордится своим маленьким музеем. И гордится по праву. В музее, кроме интересной экспозиции старинных вещей и настоящих костей мамонтов, живших в этих местах тысячелетия назад, небольшая, но милая коллекция картин, статуй.   Козьмодемьянский рынок… Реконструкция местного краеведческого музея Присмотревшись, среди деревьев можно заметить фигурки мужчины и женщины. Так одевались марийцы-охотники в прежние времена, чтобы остаться не замеченными зверем В этом доме Остап Бендер дал сеанс игры в шахматы и объявил, что этот город скоро переименуют в Новые Васюки   Музей купеческого быта в Козьмодемьянске Мы прошлись по городку. Здесь около 27 тысяч жителей. Много домов XIX века в великолепном состоянии: война обошла город стороной.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Площадь возгорания составила около 300 квадратных метров 11 сентября. ПРАВМИР. Здание, принадлежавшее местной епархии, сгорело в Йошкар-Оле, по предварительным данным причиной возгорания стал поджог. «Сообщение о пожаре по адресу здание по адресу улица Вознесенская 27б поступило на пульт дежурного примерно в 10.30. Черед два часа пожар был ликвидирован», — сообщает «Марийская правда» . Сгоревшее здание не эксплуатировалось, его владельцем оказалась Йошкар-Олинская епархия. Площадь возгорания составила около 300 квадратных метров. В ликвидации возгорания участвовали семь пожарных экипажей. По предварительной версии следствия, причиной пожара стал поджог. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 марта, 2024 11 марта, 2024 10 марта, 2024 6 марта, 2024 24 февраля, 2024 22 февраля, 2024 20 февраля, 2024 13 февраля, 2024 11 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/neizvestnyie-podozhgli...

С 2004 года в республике начались процессы против членов экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир». Её ячейки были обнаружены в Уфе, Баймаке, Белорецке, Октябрьском и Туймазах. Республика Марий Эл В настоящее время численность исторически образовавшегося мусульманского населения республики достигает 60 тысяч человек, а его доля составляет 6,5%. Марийская умма моноэтнична благодаря абсолютному доминированию татар. В республике зарегистрировано 16 мусульманских организаций (11% от числа всех зарегистрированных). Все они входят в состав РДУМ РМЭ. Большинство мусульманских общин сосредоточено в Мари-Турекском, Моркинском, Параньгинском районах Марий Эл. Организованной деятельности агрессивных исламистов в Республике Марий Эл пока не отмечается. Республика Мордовия В настоящее время численность этнических мусульман в Республике Мордовия превышает 50 тысяч человек, а его доля достигает 5,5%. Мордовская умма моноэтнична благодаря абсолютному доминированию татар (мишарей и казанских). В Мордовии зарегистрировано более 60 мусульманских организаций (12,5% от всех зарегистрированных), относительное большинство которые делят между собой ДУМ РМ, РДУМ РМ и ЦДУМ РМ. Центрами мусульманской жизни Мордовии являются Лямбирьский и Ромодановский районы. Значительная часть мусульманских общин республики имеет мечети. Республика Мордовия считается одним из центров ваххабитского движения России. Особенно остро эта проблема стоит в селе Белозерье Ромодановского района, более ста уроженцев которого стали членами террористических организаций . Республика Татарстан По количеству зарегистрированных мусульманских организаций Республики Татарстан занимает первое место в России. В настоящее время численность этнически мусульманского населения региона достигает 2000 тысяч человек, и его доля составляет 54%. Подавляющее большинство мусульман республики составляют казанские татары. На территории Татарстана находится древний город Булгар (Болгар), столица Волжской Булгарии, который является центром ежегодного паломничества мусульман Поволжья, а также позиционируется как духовный центр татарского ислама в России. Инициатором возрождения Булгара выступил глава ЦДУМ верховный муфтий Талгат Таджуддин, а затем ему стали оказывать поддержку власти Татарстана. В настоящее время попечение над Булгаром совместно осуществляют ЦДУМ и ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ). В будущем в этом городе предполагается создать крупнейшую мусульманскую академию в России.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Несомненно, что параллельный немецкому русский Drang nach Osten оставил меньше кровавых следов на страницах истории. Это зависело от редкой населенности и более низкого культурного уровня восточных финнов и сибирских инородцев сравнительно с западными славянами. И, однако, – как упорно и жестоко боролись хотя бы вогулы в XV веке с русскими «колонизаторами», а после них казанские инородцы и башкиры. Их восстания мы видим при каждом потрясении русской государственности – в Смутное время, при Петре, при Пугачеве. Но с ними исторические споры покончены. Несмотря на искусственное воскресение восточно-финских народностей, ни Марийская, ни Мордовская республики не угрожают целости России. Уже с татарами дело сложнее. А что сказать о послед них завоеваниях Империи, которые, несомненно, куплены обильной кровью: Кавказе, Туркестане? Мы любим Кавказ, но смотрим на его покорение сквозь романтические поэмы Пушкина и Лермонтова. Но даже Пушкин обронил жестокое слово о Цицианове, который «губил,ничтожил племена». Мы заучили с детства о мирном присоединении Грузии, но мало кто знает, каким вероломством и каким унижением для Грузии Россия отплатила за ее добровольное присоединение. Мало кто знает и то, что после сдачи Шамиля до полумиллиона черкесов эмигрировало в Турцию. Это все дела недавних дней. Кавказ никогда не был замирен окончательно. То же следует помнить и о Туркестане. Покоренный с чрезвычайной жестокостью, он восставал в годы первой войны, восставал и при большевиках. До революции русское культурное влияние вообще было слабо в Средней Азии. После революции оно было такого рода, что могло сделать русское имя ненавистным. Наконец, Польша, эта незаживающая (и поныне) рана в теле России. В конце концов, вся русская интеллигенция, – в том числе и националистическая – примирилась с отделением Польши. Но она никогда не сознавала ни всей глубины исторического греха, совершаемого – целое столетие – над душой польского народа, ни естественности того возмущения, с которым Запад смотрел на русское владычество в Польше. Именно Польше Российская Империя обязана своей славой «тюрьмы народов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Николай видит решение проблемы в поднятии деревни и разумной помощи государства, брошенным после развалов колхозов людям. «Нужны рабочие места и, помощь тем, кто хочет работать, а тогда народ и без подачек рожать будет. В крестьянстве всегда рук не хватает. Скоро желающих работать и не будет вовсе. Сейчас, вон у нас, сколько народу без дела сидит. Пьют-то от безысходности. Говорят, проявляй инициативу. А  где ее, эту инициативу взять, когда 80 лет ее отбивали да сажали за нее....» Все же в ста пятидесяти километрах от этой вятской деревеньки, в Марийской земле, мы нашли человека, у которого с инициативой полный порядок. Но ее у него старательно и методично отбивают.  Алексей фермер. Держит коров, кур. Сразу за приусадебным огородом, где помимо грядок с полным набором овощей и традиционных яблонь, вишен и слив, растет и вызревает прекрасный виноград, мы увидели арендованный им участок бывшего колхозного поля с кочанами капусты. Зеленые с синеватым отливом листья, обрамлявшие тугие серые шары, походили на огромные розы. Капустное поле тянулось на полверсты. Из дома выбежали четверо сыновей фермера с тяпками и, разбредясь по полю, стали выпалывать сорняки. Вслед за ними вышла мать с пятым сынишкой на руках. И у марийского фермера при всей его инициативности оказались те же проблемы. Выращенный продукт не вывезти даже в ближайший город. Закупочные цены, предлагаемые медицинскими учреждениями и  соцзащитой,  не только не дают прибыли, но даже не покрывают расходов на производство. Пробовал сам отвозить картошку со свеклой в город, так сначала милиция пристала с поборами, а потом бандиты, через несколько километров от поста ГИБДД, приказали перегрузить овощи в их грузовик. И опять кругом клин. Фермер жалуется на произвол милиции и бандитов, а у его жены другая проблема: в деревне, где не только старики, но и тридцатилетние мужчины и женщины, вырастали в семьях, где было по десять и более детей, вдруг, появилось ненормальное отношение к многодетным семьям. Детей из таких семей дразнят, грязно шутят об их родителях, да еще стали ненавидеть за то, что им выделили из республиканского бюджета по 12 рублей в день на фрукты.

http://radonezh.ru/analytics/skorbet-ne-...

Закрыть Князь Алексей Николаевич Хованский и Царская подушка Тобольск - Калининград – Пушкин Лидия Довыденко   04:36 14.01.2023 2405 Время на чтение 22 минут Фото: Князь А.Н. Хованский. Из архива о.Митрофана Для нас самое главное – это Россия! Мы обязательно должны приумножать её славу! Мы не будем участвовать в различных подпольных движениях в борьбе за власть. Мы будем способствовать развитию России своим творчеством, творчеством в науке, культуре и искусстве. Ведь мы же князья, и мы должны своим собственным трудом показывать пример служения Отчизне другим людям Николай Александрович Хованский Причина приезда в Калининград Разные судьбы приводили людей в Калининград. Довольно часто в самую западную область СССР приезжали такие люди, которые оказывались неугодными властям того города, откуда приезжали новые жители Янтарного края, закрытой территории до 1990 года. Сюда прибыли в 60-70-е годы княгиня Татьяна Петровна Залесская после ГУЛАГа, писатель Юрий Куранов из-за вызвавшей гнев у псковского руководства книги «Глубокое на Глубоком» о драме «неперспективных деревень», актёр Михаил Спурга, рериховец, и список можно продолжить, но это будет другая тема. Князь А.Н. Хованский (фото из архива М.В. Кретова) В Калининграде оказался и князь Алексей Николаевич Хованский (1916-1996), выдающийся математик, приехавший в Калининград в 1967 году вместе с женой Татьяной Алексеевной Кокаревой. Они устроились на преподавательскую работу в Калининградский государственный университет. Переехали они из Борисоглебска, где жили недолго. Причиной покинуть предыдущие места работы – Марийский государственный педагогический институт, а затем Борисоглебский государственный педагогический институт стал такой случай. Прочитав историко-фантастический роман украинского писателя Олеся Бердника «Подвиг Вайвасваты», Алексей Николаевич Хованский написал отзыв о книге фантастики и по наивности отправил в «Литературную газету». Неизвестно, знал ли Алексей Николаевич о том, что Бердник был ярым антисоветчиком и неоднократно сидел в различных лагерях, потом раскаивался не раз уже в 90-е годы. Но вскоре после письма корреспондент популярнейшей в те времена «Литературной газеты» приехал в Йошкар-Олу, чтобы на учёном совете пединститута осудить и раскритиковать автора отзыва на книгу «Подвиг Вайвасваты». Досталось ему заодно и за вегетарианство, и за то, что признает телепатию, что занимается эсперанто – так называемый в 50-60-е годы прошлого века «язык шпионов». Его обвиняли в том, что он «протаскивает идеализм», «уродливую форму толстовства – вегетарианство».

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/14/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010