Иоасаф (Лелюхин) 17.08.1958 хирот. во еп. Сумского и Ахтырского; с 21.05.1959 еп. Днепропетровский и Запорожский; с 14.08.1961 еп. Винницкий и Брацлавский; с 25.02.1964 в сане архиепископа; с 30.03.1964 митр. Киевский и Галицкий, экзарх Украины; † 24.04.1966. Иоасаф (Овсянников) 30.10.1966 еп. Пермский и Соликамский; с 31.05.1973 еп. Ростовский и Новочеркасский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; † 2.04.1982. Иоасаф (Рогозин) 28.10.1923 хирот. во еп. Мензелинского, вик. Уфимского епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе; в 1924 г. принес покаяние; с 1924 г. еп. Владивостокский; с 1924 г. еп. Кашинский, вик. Тверской епархии; с 1925 г. уклонился в обновленческий раскол; 10.06.1931 лишен сана обновленцами за _деспотизм и нетрезвость. Иоасаф (Удалов) 12.07.1920 хирот. во еп. Мамадышского, вик. Казанской епархии; с 1922 г. еп. Чистопольской, вик. Казанской епархии; с 1929 г. в лагере в Сибири; с 1936 г. на свободе; 13.12.1937 арестован; расстрелян 2.12.1937. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) 2.05.1921 хирот. во еп. Кашинского, вик. Тверской епархии; с 1922 г. уклонился в обновленческий раскол; в 1923 г. принес покаяние; с 9.10.1923 еп. Малоярославецкий, вик. Калужской епархии; в 1927 г. упом. как еп. Могилевский; с 22.08.1928 на покое; с 25.09.1928 еп. Сызранский; с 3.04.1930 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 22.11.1933 еп. Можайский, вик. Московской епархии; с 23.03.1934 еп. Брянский; с 1935 г. в сане архиепископа; † 15.12.1935. Иов (Кресович) 24.07.1942 хирот. во еп. Луцкого, вик. Волынской епархии; с 6.06.1943 еп. Кременецкий и Дубенский; с 14.02.1954 еп. Измаильский; с 5.04.1946 на покое; с 29.07.1946 еп. Лысковский, вик. Горьковской епархии; с 7.12.1950 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 20.07.1951 еп. Чебоксарский и Чувашский; с 28.01.1953 еп. Казанский и Чистопольский; с 25.02.1954 в сане архиепископа; с 26.12.1957 архиеп. Казанский и Марийский; с марта 1960 г. на покое; с 23.10.1967 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 16.10.1973 архиеп. Ивановский и Кинешемский; † 4.12.1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Лев (Церпицкий) 1.11.1987 хирот. во еп. Ташкентского и Среднеазиатского; с 20.07.1990 еп. Новгородский и Старорусский; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Лев (Черепанов) 26.01.1923 хирот. во еп. Нижне-Тагильского; с 1924 г. в ссылке; с 1927 г. еп. Алмаатинский; с 1929 г. под арестом; с 11.08.1933 еп. Ставропольский; арестован в 1934 г. Леонид (Антощенко) 26.06.1927 хирот. во еп. Переславского, вик. Владимирской епархии; с 1932 г. еп. Александровский, вик. Владимирской епархии; с 17.01.1935 еп. Кунгурский; с марта 1937 еп. Марийский; † 1937 (?). Леонид (Лобачев) 7.06.1953 хирот. во еп. Астраханского и Сталинградского; с 9.02.1954 еп. Пензенский и Саранский; с 22.03.1960 еп. Калужский и Боровский; с 9.05.1960 в сане архиепископа; с 19.07.1962 на покое; с 14.05.1963 архиеп. Калужский и Боровский; с 29.05.1964 архиеп. Харьковский и Богодуховский; † 28.07.1967. Леонид (Поляков) 11.06.1959 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 9.04.1962 еп. Можайский, вик. Московской епархии; с 29.05.1962 в сане архиепископа; с 4.08.1963 архиеп. Ярославский и Ростовский; с 20.05.1964 архиеп. Пермский и Соликамский; с 8.10.1966 архиеп. Рижский и Латвийский; с 9.09.1979 в сане митрополита; † 8.09.1990. Леонид (Скобеев) 12.07.1920 хирот. во еп. Ковровского, вик. Владимирской епархии; с 1921 г. еп. Верненский; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 19.01.1932. Леонтий (Бондарь) 10.08.1956 хирот. во еп. Бобруйского, вик. Минской епархии; с 5.05.1961 еп. Новосибирский и Барнаульский; с 14.05.1963 еп. Оренбургский и Бузулукский; с 9.09.1971 в сане архиепископа; с 25.02.1992 в сане митрополита. Леонтий (Вимпфен) с 2.09.1917 еп. Енотаевский; расстрелян 23.06.1919. Леонтий (Гудимов) 14.01.1962 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 22.12.1964 еп. Волынский и Ровенский; с 8.10.1965 еп. Симферопольский и Крымский; с 7.10.1967 еп. Харьковский и Богодуховский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 1.12.1970 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 18.04.1973 на покое; с 31.05.1973 архиеп. Симферопольский и Крымский; с 10.04.1989 в сане митрополита; с 19.02.1990 митр. Херсонский и Таврический; † 16.03.1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Заголовки статей вопиют: " Татарские власти запретили марийский праздник " , " В Татарстане запретили проведение марийского языческого обряда " , " Несвобода совести (Кадыров запретил марийским язычникам молиться) " ... Как сообщается на сайте " Newsmari.ru " , приверженцы МТР села Старый Куклюк " получили официальный запрет на проведение ритуалов согласно канонам собственной религии " , чем якобы " власти Татарстана грубо нарушили Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. . 125-ФЗ " О свободе совести и о религиозных объединениях " . Из публикации следует, что " верующие села Старый Куклюк " запланировали на 6 июня 2008 г. " очередное моление по древним марийским обычаям " , однако " неожиданно марийцы получили от татарских властей официальный запрет " . При этом сразу же обращает на себя внимание привычная для такого рода сообщений " игра слов " : запланировали-то моление " верующие " , а отказ получили " марийцы " . Для пущей наглядности на сайте была даже вывешена копия ответа руководителя аппарата Совета Елабужского муниципального района Н.К.Кадырова на имя заместителя председателя Национально-культурной автономии марийцев " Мари Памаш " Г.И.Тронтовой об отказе проведения языческого обряда-молебна " в селе Старый-Куклюк на заброшенной территории старой школы " с вполне ясным обоснованием причины этого: " во избежание конфронтации в религиозной среде среди местного населения " . Однако аргументация " татарских властей " почему-то с ходу игнорируется. Ссылаясь на слова руководителя марийской общины Набережных Челнов Л.В.Шабалина, который в публикации фигурирует как " священнослужитель (карт) местной религиозной общины МТР " , " Newsmari.ru " пишет, что " жителей марийского села запугали " , и " многие боятся гонений властей " . Ужас, да и только! Впрочем, тут же сообщается, что Л.В.Шабалин всё же провёл 13 июня 2008 года " традиционное моление " . То есть, либо язычникам, по большому счёту, было глубоко наплевать на то, разрешат им это делать местные власти или нет, либо они всё же вскоре получили такое разрешение, но намеренно умолчали о нём. Так для чего же тогда затеивалась вся эта " обличительная " кампания? Ответ напрашивается сам собой - марийским национал-язычникам нужен " общественный резонанс " , желательно - скандальный. " В случае, если марийские активисты в Татарстане будут преследоваться и впредь, - заявляется на " Newsmari.ru " , - централизованная религиозная организация Марийской Традиционной Религии намерена обратиться в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/04/...

В области были активны группы церковной оппозиции иосифлянского толка, считавшие своим предстоятелем «епископа Василия Ленинградского» 391 . В Марийской АССР, где в начале 1944 г. не было ни одной церкви, встречалось много случаев регулярных домашних богослужений, в том числе в городе Волжске. В дни праздников незарегистрированные священники совершали Литургию и молебны. В двух селах службы совершались в официально недействующих церквах 392 . В Чувашской АССР «случаи совершения религиозных треб на дому незарегистрированными священниками или иными заменяющими их лицами» регулярно повторялись в городе Шумерле, Ишлейском, Цивильском, Марпосадском, Октябрьском и других районах и городах, «где нет поблизости действующих церквей». Встречались среди этих общин и группы церковной оппозиции, правда, священников – даже нелегальных – у них уже не было. Местных священнослужителей вообще не хватало, так что богослужения в подпольных общинах совершали священники-ссыльнопоселенцы и миряне. Некоего Германа Николаева из Чебоксарского района приглашали «исполнять обязанности священника на дому» «среди чувашского населения в наиболее отдаленных от действующей церкви селениях». Сам Николаев, по сведениям уполномоченного, духовного звания не имел, «когда-то 12 лет состоял певчим и некоторое время исполнял обязанности псаломщика» 393 . Весной 1944 г. в Мордовии не было ни одной действующей церкви и ни одного зарегистрированного священнослужителя, однако нелегальные богослужения проходили почти во всех районах республики 394 . В Ульяновской области в начале 1945 г. было отмечено до 50 церковнослужителей и монахов, совершавших службы в нелегальных общинах; возраст их был от 50 до 70 лет. Четверо из них жили в самом Ульяновске, трое – в Мелекессе, пятеро – в Карсунском и четверо – в Астрадамовском районах области. Двое из них работали счетоводами, остальные кормились приношениями верующих «за нелегальное исполнение треб и церковных служб». При этом в 1944 г. в области было 8 действующих церквей: 3 в самом Ульяновске и 5 в разных районах области; в 22 районах церквей не было вообще. Одному из этих нелегалов, священнику Панормову, «проживающему в гор. Мелекессе (сын этого священника генерал Красной Армии)», в апреле 1944 г. горисполком «разрешил исполнять требы по просьбе верующих. Пользуясь этим Панормов в домах верующих совершал крещение младенцев, отпевание умерших и другие религиозные обряды» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рескриптом от 26 авг. 1784 г. имп. Екатерина II поручила еп. Дамаскину составить словарь языков народов, проживающих в Нижегородской епархии, «с российским переводом, расположенный по алфавиту российских слов и сверх письмян оных народов, написав по-российски каждое слово, как оное произносится». К работе были привлечены местные священники и семинаристы, носители эрзя-мордовского, татарского, чувашского и черемисского (марийского) языков. За 7 месяцев работа над 2-томным словарем была завершена. Первый том включил 11 тыс. словарных статей на русском, татарском, чувашском и эрзя-мордов. языках. Второй том представлял собой черемисско-рус. словарь с добавлением ок. 1500 удмурт. соответствий. 15 апр. 1785 г. словарь был отправлен императрице. Хотя правосл. миссия среди мордвы, марийцев и чувашей в Н. и А. е. в целом была успешной, у нек-рых крещеных представителей этих народов сохранялись элементы языческих культов. В 1808-1810 гг. в Терюшевской вол. Нижегородского у. и губернии мордва выступила против принудительной христианизации. После подавления восстания архиеп. Вениамин (Краснопевков) лично объезжал Терюшевскую вол., совместно с помещиками и полицией назначал к каждой десятидворке «новокрещен» смотрителей, получивших приказание предотвращать языческие моления. Во 2-й пол. XIX в. христианизации инородцев, проживавших в т. ч. и на территории Н. и А. е., способствовала деятельность Н. И. Ильминского и его сотрудников, а также миссионерского Гурия Казанского святителя братства (основано в 1867 в Казанской епархии). Распространение Православия среди татар. мусульм. населения было связано с большими затруднениями. 11 мая 1878 г. Нижегородским еп. Хрисанфом (Ретивцевым) был торжественно открыт епархиальный комитет Православного миссионерского общества (ПМО). Целью комитета являлось распространение Православия среди местных инородцев, преимущественно татар-мусульман, к-рых ко времени создания комитета насчитывалось свыше 30 тыс. чел.; из них 1 тыс. чел. была ранее крещена, но возвратилась в ислам.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНИЦКИЙ Виктор Федорович (1881, Херсонская губ.- 1956), востоковед, библиограф. Родился в семье народного учителя. Среднее образование получил в Одесской ДС, высшее - в КДА, к-рую окончил в 1906 г.; был оставлен на год профессорским стипендиатом, затем стал профессором на кафедре библейской истории, читал лекции по истории Др. Востока. Научная работа И. в этот период была посвящена преимущественно истории александрийской диаспоры. И.- автор единственной капитальной отечественной монографии (магист. диссертации), посвященной Филону Александрийскому («Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности». 1911). Обзор предваряется сводкой материалов по биографии Филона. Работа содержит подробный систематический анализ всех сохранившихся произведений Филона. Ценность монографии заключается также в том, что большая часть творений Филона до наст. времени на рус. язык не переведена. После закрытия КДА И. был профессором Киевского ун-та, участвовал в работе историко-археологической комиссии по евр. языку. С 1921 г. работал во Всенародной б-ке Украины, где последовательно заведовал отделами библиотековедения, старопечатных книг (с 1923 зам. директора); под его рук. проходила научная деятельность б-ки, было создано изд-во, организована аспирантура. В 1933 г. И. переехал в Йошкар-Олу, работал в Республиканской научной б-ке Марийской АССР (ныне Национальная б-ка им. С. Г. Чавайна) в должности научного сотрудника, с 1937 г. заведовал справочно-библиографическим отделом; преподавал латынь в Марийском педагогическом уч-ще. И.- автор множества работ по библиографии и истории Марийского края (см.: Мансурова. 2006). Арх.: ГБЛ. Ф. 388 (4 карт., 2 папки, 1911-1950); Личное дело//Архив Нац. б-ки им. С. Г. Чавайна. Д. 84. Л. 3-5. Соч.: Филон Александрийский: Жизнь и обзор лит. деятельности. К., 1911; О происхождении иудейского эллинизма Александрии//ТКДА. 1912. Т. 1. Кн. 2. С. 253-269; Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. К., 1914; К вопросу о рехавитах. К., 1915. Вып. 1; Письмо Аристея к Филократу: Введ., пер., коммент.//ТКДА. 1916. Т. 2. Кн. 7/8. С. 153-198; Т. 3. Кн. 9/10. С. 1-37; Кн. 11/12. С. 197-225; Жuдibcьka мова у Г. С. Сковороди//Збiphuk праць жuдibcьkoï icmopuko-apxeorpaфiчhoï koмiciï. К., 1928. Т. 1. С. 98-104; Библиография марийской библиографии. Йошкар-Ола, 1948. Вып. 1; Указатель литературы о Марийской АССР за 1949 г. Йошкар-Ола, 1951. Лит.: Мансурова Л. Р. В. Ф. Иваницкий и просветительская деятельность в Марийском крае (к 125-летию со дня рождения)//Бiблiomeчhuй bichuk. К., 2006. 3. С. 53-55. Рубрики: Ключевые слова: АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/200469.html

Православных преследовали, в Почаевской лавре даже запретили звон. Хотели сделать еще одну унию. Требовали, чтобы по-славянски не служили, а служили по-украински. Россию очень не любили. Вы помните жизнь в деревне? У отца была земля, хозяйство, лошади. Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу. И в поле работал, и косил, и ездил за дровами. В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню. Польский учили как основной, а украинский как иностранный. По-русски стал учиться только в семинарии. То есть до этого Вы русского не знали? Говорить мог научился в армии. А вот писать по-русски действительно стал только в семинарии. Как Вы воспринимали резкие перемены, которые случались в жизни страны и в Вашей жизни? Спокойно воспринимал, как человек верующий. И родители мои, и односельчане считали, что на все Божия воля, а если случилось что-то плохое, мы это заслужили по грехам нашим. Тяжело было, но спокойно. А война? Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин. Там я попал в госпиталь. Ранен не был, просто заболел: кормили в армии очень плохо. Каждый стремился попасть в наряд на кухню, чтобы хоть чем-то поживиться. Помню, картошку чистили, а очистки собирали, пекли в землянке на «буржуйке» и ели. Хорошо, родители посылали хлеб. Не всегда посылки доходили, но иногда все же что-то получали. Когда я вернулся после госпиталя, меня хотели отправить в школу милиции. Тогда отец отвез меня в Почаевскую лавру, где я стал послушником. Гонения и 25 тысяч причастников То есть это было желание отца? И мое тоже. Перед тем как уходить в армию, я поклялся перед иконой, что если вернусь, непременно буду служить Церкви. Потом семинария, потом принял сан. Четыре года я учился, слава Богу. В 1957 году приехал в Питер, служил с семью митрополитами. Когда переехали из Украины в Петербург, тяжело было привыкать?

http://pravmir.ru/arxidiakon-andrej-mazu...

Адриановский Федор Порфирьевич (1862–?) – протоиерей. Депутат IV Гос. Думы от Пермской губ., прав. В 1884 г. окончил Пермскую духовную семинарию. До 1897 г. священник на Серебрянском заводе Кунгурского уезда Пермской губернии, по 1913 г. служил в Осинском уезде. С 1904 г. – благочинный 2-го округа Осинского уезда. Председатель местного церковно-приходского попечительства и общества трезвости. – 345, 346, 348, 352 Айвазов Иван Георгиевич (1872–17.12.1964) – миссионер. В 1898 г. окончил Казанскую духовную академию, кандидат богословия. В 1898–1912 гг. тамбовский, екатеринославский, харьковский епархиальный миссионер. Автор многочисленных трудов по сектоведению. В 1906 г. причислен к Канцелярии обер-прокурора Св. Синода с откомандированием к архиепископу Харьковскому. С 1908 г. – московский епархиальный миссионер-проповедник, открыл в Москве «Народно-миссионерское Братство поборников св. веры». 01.06.1912 – магистрант Казанской духовной академии. В 1912–1913 гг. – доцент Московской духовной академии, в 1913–1918 гг. – доцент Петроградской духовной академии и петроградский епархиальный миссионер, в 1914 г. организовал в Петрограде «Матфеевское миссионерское братство». В 1912–1916 гг. сотрудник и редактор журнала «Голос Церкви». 1915–1917 гг. – член миссионерского совета при Св. Синоде. С 1917 г. работал и жил в Петрограде. Был арестован в 1919 г. и три года провел в Ивановских лагерях. В 1920-х гг. – научный сотрудник в Петрограде. 13.01.1928 арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Марийскую обл. В 1933–1937 гг. – организатор, затем сотрудник Павлоградского архива. С 1937 г. – на пенсии. В начале 1950-х гг. опубликовал несколько статей в ЖМП. Скончался в г. Павлодаре Днепропетровской обл. См. библ. – 75, 80 Акимов Михаил Григорьевич (08.11.1847–09.08.1914) – член Гос. Совета с 1908 г., его Председатель в 1909 г. и 1910–1914 гг., сенатор. После окончания в 1870 г. юридического факультета Московского университета поступил на службу в Министерство юстиции, в 1905–1906 гг. – министр юстиции, отвечал за подготовку выборов в I Гос. Думу. В 1906 г. настаивал на немедленном принятии новой редакции Основных Законов. В 1907–1914 гг. – председатель Гос. Совета. Выступал против реформ П. А. Столыпина, считая, что они ограничивают права императора. – 223

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Два храма, в один из которых мы зашли. Был как раз престольный праздник. Храм полон марийками, в основном старушками в платочках. Я сразу вспомнил редкие фотографии богослужения 50-х – 70-х годов ушедшего ХХ века. Тогда тоже в храме стояли одни бабушки. Вот и здесь. Молодых лиц два-три. Купили с Улечкой мороженое в магазине под названием «Лимончик». Купили ягод, зашли в лавку «Отец Федор», подивились домам, попавшим в наш век словно с полотен Кустодиева. Сделали снимки местных жителей, маленькой, но древней народности марийцев.   С местными старушками на лавочке у храма…   Марийский мальчик И вернулись на теплоход. После вкусного обеда, детского музыкального часа, через несколько часов плавания по золотистой воде Волги – очень солнечная погода – мы причалили.   Городец, 11 августа 2005 Городец. Здесь умер Александр Невский, возвращаясь из Орды… Старинный город, в свое время соперничавший с Москвой за звание столицы. Был полностью уничтожен во время татаро-монгольского нашествия.   Сегодня сохранилось несколько дореволюционных кварталов русского уездного городка… Летописное предание рассказывает, что однажды на борьбу с татаро-монголами вышли все мужчины, жившие в Городце. Но все они погибли. Тогда, чтобы попытаться остановить татар, все женщины Городца посадили своих детей в большую яму, а сами отправились на встречу неприятелю. И тоже погибли. А что стало с детьми, летопись не говорит. Ученые считали это былинным преувеличением. Но, как рассказала экскурсовод, несколько лет назад была сделана ошеломительная находка. Один из жителей обратился с жалобой, что на его огороде все время попадаются человеческие кости. Приехали археологи и раскопали у него на огороде огромную яму, наполненную… детскими скелетами. Во многих костях застряли наконечники стрел и копий татаро-монголов. Может быть, говорят многие ученые, это и есть та самая яма, в которую женщины посадили детей… Несколько лет назад один местный житель нашел в огороде шлем. Отмыл – оказалось, что шлем покрыт золотом.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

3, с. 161]. 66 Позиции «архимандрит», «протоиерей», «иеромонах», «иерей», «иеродиакон» добавлены в данную таблицу для учета священнослужителей, должности которых в списках участников съезда не указаны. 68 По-видимому, ссылка дана ошибочно: в приведенном издании статья указанного автора не обнаружена. 69 Владыка в с. 19] указывает на существование в исследуемом периоде в Казанской епархии шести миссионерских монастырей: три черемисских (марийских) и три чувашских. Свящ. Д. Филимонов в с. 760] приводит неполный список монастырей Казанской епархии, числом – 11 обителей. 70 Особые Совещания созывались в Российской империи с 1905 г. по 1914 г. Это были межведомственные собрания с участием представителей общественности, занимавшиеся рассмотрением особо важных (злободневных и сложных) проблем развития Российской империи и подготовкой необходимых законопроектов. Собственно слушания (заседания) Особого Совещания по указанной проблеме проходили, с участием представителей МВД, Министерства народного просвещения и Русской Православной Церкви, в период 12–29 января 1910 г., а в дальнейшем происходил сбор и обобщение документов разных ведомств и мероприятий, в частности материалов Казанского миссионерского Съезда (июнь 1910 г.). 71 Панисламизм – религиозно-идеологическое политизированное течение, основанное на идеях всемирного духовного единства мусульман и необходимости их объединения (в политических целях) под эгидой халифа (высшего духовного главы). 72 Пантуранизм – идеология объединения, под главенством Турции, территорий проживания тюрков и народов тюркской языковой группы в единое государство на пространстве Балкан, Ирана, Персии, Кавказа, Центральной Азии и северо-западного Китая, с ассимиляций населения не тюркского происхождения. 73 Пантюркизм – культурно-политическая идеология, преимущественно последней четверти XIX в., заключающаяся в признании необходимости политической консолидации в основу которой должны быть положены этническая, культурная и языковая общность тюркских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010