В столице республики Марий Эл Йошкар-Оле состоялось открытие памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В столице республики Марий Эл Йошкар-Оле состоялось открытие  памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Памятник установлен на новой набережной речки Малой Кокшаги – здесь была отслужена Божественная литургия и состоялось его освящение, возглавляемое правящим архиереем Йошкар-Олинской и Марийской епархии архиепископом Иоанном. Также владыка отслужил литию по покойному Предстоятелю. Фигура Патриарха установлена на гранитном постаменте с надписью: «Святейшему Алексию II, Патриарху Московскому и Всея Руси. Основателю Йошкар-Олинской и Марийской епархии». Памятник изображает Алексия II, выпускающего в небо голубя. Согласно сложившейся традиции, Святейший Алексий ежегодно в праздник Благовещения выпускал с крыльца Благовещенского собора Кремля белых голубей. Фотографии, на которых запечатлен Патриарх, выпускающий голубей, снискали особую популярность в народе и стали своеобразным символом патриаршего служения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-joshkar-ole-ustanovl...

9. Брянская и Севская. 10. Владивостокская и Приморская… 11. Владимирская и Суздальская 12. Волгоградская и Камышинская… 13. Вологодская и Великоустюжская. 14. Волоколамская и Юрьевская (см. Московская епархия) 15. Воронежская и Липецкая 16. Вятская и Слободская (до 1994 г. – Кировская и Слободская) 17. Екатеринбургская и Верхотурская (до 1993 г. – Екатеринбургская и Курганская; до 1991 – Свердловская и Курганская) 18. Ивановская и Кинешемская 19. Ижевская и Удмуртская 20. Иркутская и Ангарская (до 1995 г. – Иркутская и Читинская) 21. Йошкар-Олинская и Марийская… 22. Казанская и Татарстанская (до 1993 г. – Казанская и Марийская) 23. Калужская и Боровская 24. Кемеровская и Новокузнецкая 25. Костромская и Галичская 26. Краснодарская и Новороссийская (до 1995 г. – Краснодарская и Кубанская) 27. Красноярская и Енисейская 28. Крутицкая и Коломенская (см. Московская епархия) 29. Курганская и Шадринская. 30. Круская и Рыльская (до 1993 г. – Курская и Белгородская 31. Магаданская и Синегорская (до 2000 г. – Магаданская и Камчатская). 32. Майкопская и Армавирская 33. Московская а) г. Москва б) Московская епархия 34. Мурманская и Мончегорская 35. Нижегородская и Арзамасская (до 1990 г. – Горьковская и Арзамасская) 36. Новгородская и Старорусская 37. Новосибирская и Бердская (до 1995 г. – Новосибирская и Барнаульская) 38. Омская и Тарская (до 1990 г. – Омская и Тюменская) 39. Оренбургская и Бузулукская. 40. Орловская и Ливенская (до 1994 г. – Орловская и Брянская)… 41. Пензенская и Кузнецкая (до 1991 г. – Пензенская и саранская) 42. Пермская и Соликамская 43. Петрозаводская и Карельская (до 1996 г. – Петрозаводская и Олонецкая) 44. Петропавловсая и Камчатская 45. Псковская и Великолукская (до 1990 г. – Псковская и Порховская)… 46. Ростовская и Новочеркасская 47. Рязанская и Касимовская 48. Самарская и Сызранская (до 1991 г. – Куйбышевская и Сызранская). 49. Санкт-Петербургская и Ладожская (до 1991 г. – Ленинградская и Ладожская; до 1990г. – Ленинградская и Новгородская). … 50. Саранская и Мордовская…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сер. 70-х - кон. 80-х гг. ХХ в. ИПБ предложил 40 проектов по переводу Б. на языки народов СССР, в основном привлекая к этой работе эмигрантов из СССР. В 90-х гг. ИПБ стал переносить свою деятельность в Россию. В 1992 г. в Москве было зарегистрировано отд-ние ИПБ, к-рое с 1995 г. получило статус самостоятельной орг-ции, а с 2000 г. - статус научно-исследовательского учреждения под рук. РАН. Российский ин-т начал осуществлять переводы непосредственно в регионах, где проживали носители языков, а отд-ние ИПБ в Хельсинки организовало переводческую деятельность на всех письменных финно-угорских языках России: вепсском, карел., коми-зырянском, коми-пермяцком, мансийском, марийском горном, марийском луговом, мокша-мордов., удмурт., хантыйском и эрзя-мордов. ИПБ, являясь межконфессиональной орг-цией, поддерживает активные контакты с религ. орг-циями, в первую очередь с РПЦ. Началом такого сотрудничества стало посвященное тысячелетию Крещения Руси переиздание толковой Библии под ред. А. П. Лопухина, вышедшее в 1987-1990 гг. тиражом 150 тыс. экз. и безвозмездно переданное Московской Патриархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II ИПБ располагается в Москве, в Андреевском мон-ре в Пленницах . Примером взаимодействия ИПБ с РПЦ может служить работа по переводу НЗ в Якутской епархии, к-рая велась по благословению еп. Якутского и Вилюйского Германа (Моралина) . Переведенные тексты Б. используются миссионерами для проповеди среди якутов. В 90-х гг. в России и странах СНГ появились национальные библейские об-ва, работающие на межконфессиональной основе над переводом Б. на национальные языки. С сер. 90-х гг. в этом направлении активно работает Российское библейское об-во (РБО), прежде всего его С.-Петербургское отд-ние, при поддержке Объединенных библейских обществ (United Bible Societies, UBS) (см. ст. Библейские общества ). Параллельно продолжают работу по переводу Б. нек-рые международные орг-ции, основанные протестантами, напр. Летний институт лингвистики (Summer Institute for Linguistics, SIL). Все эти орг-ции стремятся к выработке общих методик и стратегий. В качестве основы обычно избирается функционально-эквивалентный перевод. В то же время нек-рые переводческие группы склоняются к буквальному следованию оригинальному тексту (как правило, там, где предполагается литургическое употребление переводов), предпочитают большую степень свободы в передаче тех или иных конструкций оригинала ради понятности языка. Обычно это происходит там, где аудитория слабо знакома с Б. и число христиан невелико. В качестве переводчиков обязательно работают писатели, журналисты, ученые, для к-рых язык перевода - родной. Им помогают редакторы и консультанты, имеющие специальное образование в области библеистики.

http://pravenc.ru/text/209473.html

В 1924 г. Марийской автономной обл. из Чувашской автономной обл. была передана левобережная часть бывш. Чебоксарского у., из Нижегородской губ.- Н. Поветлужье. Произошли также некоторые изменения границ с Вятской губ. и Татарской АССР. В результате территория области увеличилась примерно на 1/3 (с 17 до 23 тыс. кв. км). 28 авг. 1924 г. постановлением Президиума ВЦИК в Марийской автономной обл. было образовано 9 кантонов: Звениговский, Козьмодемьянский, Краснококшайский, Мари-Турекский, Моркинский, Оршанский, Сернурский, Торъяльский, Юринский. 25 янв. 1928 г. Краснококшайск был переименован в Йошкар-Олу (в переводе с марийского - «Красный город»), Краснококшайский кантон, согласно постановлению Президиума ВЦИК от 12 авг. 1929 г., стал именоваться Йошкар-Олинским. В нач. 1929 г. Марийская автономная обл. была включена в состав Нижегородской обл. (в том же году преобразована в Нижегородский край, с 1932 Горьковский край), ее автономия была ограничена. 30 апр. 1931 г. постановлением Президиума ВЦИК был создан национальный Татарский р-н, с 1 сент. 1932 г. он стал именоваться Параньгинским. 10 окт. 1931 г. из Козьмодемьянского и Юринского кантонов был образован Горномарийский р-н. Постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1932 г. остальные кантоны были переименованы в районы. 25 янв. 1935 г. утверждено новое административно-территориальное деление Марийской автономной обл. в составе Горномарийского, Звениговского, Йошкар-Олинского, Мари-Турекского, Моркинского, Новоторъяльского, Оршанского, Параньгинского, Сернурского и новообразованных Косолаповского, Куженерского и Ронгинского районов. 19 янв. 1936 г. были образованы Пектубаевский (из ряда сельсоветов Новоторъяльского и Оршанского районов) и Сотнурский (выделен из состава Звениговского р-на) районы. 23 сент. того же года из Горномарийского р-на были выделены Еласовский, Юринский и Козьмодемьянский районы. В дек. 1936 г. Горьковский край был упразднен, 5 дек. Марийская автономная обл. преобразована в автономную республику, 21 июня 1937 г. принята 1-я Конституция Марийской АССР. В том же году Козьмодемьянский р-н был переименован в Горномарийский. 26 авг. 1939 г. образованы Волжский и Килемарский районы.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

В XVII в. территория Марийского края входила в состав Казанской земли и включала части Казанского, Уржумского, Яранского, Царёвосанчурского, Кокшайского, Козьмодемьянского уездов и полностью Царёвококшайский у. Управление краем осуществлял Приказ Казанского дворца, из Москвы в уездные города направлялись воеводы. В XVII в. в крае существовали государственная (ясачные, посадские и казенные земли), помещичья, дворцовая и церковно-монастырская формы собственности на землю. Ведущее место занимала государственная собственность. Более 9/10 населения составляли ясачные люди, остальную часть - дворцовые, монастырские, помещичьи крестьяне, а также служилые, посадские люди и др. Основная масса монастырских крестьян размещалась на правобережье, дворцовых - в среднем течении М. Кокшаги, помещичьих - в Поветлужье, ясачных - по притокам р. Вятки. В XVII-XVIII вв. население края участвовало в событиях Смутного времени , в восстаниях С. Т. Разина (1670-1671) и Е. И. Пугачёва (1773-1775). В 1708-1920 гг. основная территория М. Э. входила в Казанскую губ. В результате губ. реформы 1775 г. имп. Екатерины II Алексеевны почти 2/3 территории Марийского края вошло в Царёвококшайский, Козьмодемьянский, Чебоксарский и Казанский уезды Казанской губ. (в 1781-1796 Казанское наместничество), ок. 1/3 - в Царёвосанчурский (упразднен в 1796), Уржумский и Яранский уезды Вятской губ. (1780-1920; до 1796 Вятское наместничество), остальные земли - в Васильсурский и Макарьевский уезды Нижегородской губ. (1779-1920; до 1796 Нижегородское наместничество). Города Козьмодемьянск, Царёвококшайск и Кокшайск в XVIII в. были немноголюдными, их население в основном составляли русские. В кон. XVII - нач. XVIII в. ясачных марийцев направляли на сооружение каналов, строительство С.-Петербурга, крепостей в вост. части Казанского у., а также на Симбирские селитренные заводы. С 1705 г. они обязаны были выполнять рекрутскую и ряд других повинностей. В 1724 г. ясачные люди Ср. Поволжья были переведены в разряд гос. крестьян и начали выплачивать подушную подать. Кроме подушных и оброчных денег с 1737 г. с государственных крестьян собирали натуральный хлебный налог и различные виды косвенных налогов. В 1732-1737 гг. гос. крестьян направляли на строительство 2-й Закамской оборонительной линии, на ремонт крепостных сооружений Азова, в период русско-тур. войны 1768-1774 гг.- на работы по укреплению юж. крепостей. В XVIII в. в Марийском крае появилась промышленность - стекловаренные, купоросные, полотняные, кожевенные и поташные мануфактуры, к кон. столетия действовали 20 лесопильных предприятий. Главным земельным собственником в Марийском крае в XVIII в. продолжало оставаться гос-во, владевшее более 90% всех земель. В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежала земледелию, крестьяне занимались также животноводством, бортничеством, охотой, рыболовством. Часть сельского населения была занята на заготовке и сплаве леса, работала на лесопильных заводах, пополняла ряды работных людей уральских заводов.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

Зам. председателя исполкома Фрунзенского городского совета депутатов трудящихся по гособеспечекию т. Дубинин (Киргизская ССР) обратился с письмом к религиозной общине мусульман г. Фрунзе с просьбой оказать денежную помощь отделу Гособеспечения. Причем, в письме т. Дубинин указал, что в настоящее время на счетах районных отделов Гособеспечения нет денег и оказывать единовременную помощь нуждающимся семьям нечем. Заслуживает внимания следующий факт, указывающий на рост и сильное влияние религии на население Марийской Республики. Народ Мари, составляющий половину населения Марийской АССР, выполняет свои особые религиозные обряды-моления в молитвенных рощах (кисатах) при участии своих служителей культа (картов). Моления эти в прошлом были запрещены; в настоящее время они стихийно возникают. На данные моления обычно собирается очень много народа из ряда деревень, примыкающих к молитвенной роще. Бывают и такие массовые моления, на которые съезжаются из разных районов Республики. Моления происходят весной перед началом весенней посевной кампании после весеннего сева, и осенью после посева озимых хлебов. В редких случаях моления проводятся также и зимой. На моления приносятся хлеб, пироги, яйца, мед, мясо, масло, домашнее пиво, брага и другие приношения: шерсть, холсты, полотенца. На молениях проводятся сборы денег, холста, шерсти, овчин и др. предметов. Осенние моления сопровождаются жертвоприношениями, во время которых убивают домашний скот, птицу, а затем в котлах производят варку пищи и раздают ее молящимся. Служители культа – карты это – преимущественно старики которые не имеют никакого специального богословского образования. Никакими письменными текстами молитв, религиозных изречений они не пользуются за неимением их. Через свирель (трубка из коры дерева) такой служитель культа обычно оповещает собравшихся на моление о начале его. Затем он произносит обращение к Юмо (богу), прося последнего дать погоду, нужную для произрастания злаков, дожди, хороший урожай, счастливую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

66. Монастырские крестьяне и феодальная рента в Костромском уезде в XVI – начале XVIII в.//Краеведческие записки. Вып. 6. Кострома, 2003. С. 10–18. 67. Вотчина Троице-Алатырского монастыря в XVII – начале XVIII в.//Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 2003. 13. С. 4–12. 68. Монастырские крестьяне и феодальная рента в Муромском уезде в XVII – начале XVIII в.//Уваровские чтения – V. Материалы научной конференции, посвященной 1140–летию г. Мурома. Муром, 2003. С. 72–77. 69. Формы расчлененной собственности в вотчине Троице-Сергиева монастыря в XV–XVI вв.//Землевладение и землепользование в России (Социально-правовые аспекты). Материалы XXVIII сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Калуга, 2003. С. 35–47. 70. Культура средневековой Руси: Учебное пособие. Вологда, 2003. 71. Крупная феодальная вотчина России конца XVI–XVII в. (По архиву Троице-Сергиевой лавры). М., 2004. 395 с. 72. К характеристике монастырских архивов России XVI–XVII вв. Ч. 1//Археографический ежегодник за 2003 г. М., 2004. С. 40–56. 73. Грамоты первых Романовых вологодским монастырям//Восьмые Романовские чтения, посвященные восстановлению и увековечению памяти о Романовых. Екатеринбург, 2004. С. 107–110. 74. Монастырские описи XVII в. как источник по истории народонаселения//Историческое краеведение и архивы. Вып. 10. Вологда, 2004. С. 65–78. 75. К вопросу об архиве Вологодско-Пермской епархии в XVI – начале XVII в.//Двинская земля. Вып. 3. Котлас, 2004. С. 206–215. 76. Выкуп вотчин у Троице-Сергиева монастыря в XV – первой половине XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III международной конференции. М., 2004. С. 36–50. 77. Крестьянская семья в монастырских вотчинах Среднего Поволжья в конце XVII в.//Марийский археографический вестник. 2004. 14. С. 10–17. 78. К характеристике монастырских архивов XVI–XVII в. Ч. 2//Археографический ежегодник за 2004 г. М., 2005. С. 30–45. 79. О формировании монастырского землевладения в Алатырском уезде в начале XVII в.//Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении: Материалы VIII межрегиональной научной конференции/Отв. ред. Ю. П. Смирнов. М., 2005. С. 72–76.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

Смотрите: языческая традиция - это очень древняя религия, которая сформировалась задолго до христианства. И эта традиционная религия дала толчок к формированию других, так называемых " классовых " , религий. В том числе и христианства. [...] Понимаете, это всё одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, " мировых " религиях, которые сформировались в нашу эру, поклоняются учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в изменившихся общественных отношений " . Впрочем, уже на следующей странице газеты читателям напоминают, что " первооснова " , которой молятся марийские язычники, имеет вполне конкретное имя. Под портретом старейшего моллы (жреца) Урала Бориса Александрова значится бодрый лозунг: " Бог - есть! Его имя - Кугу Юмо! " . Вы ещё сомневаетесь? Тогда мы идём к вам! Не будут скоро в этом сомневаться и марийские дети, которым предстоит ознакомиться с готовящейся к изданию книгой " Основы Марийской Традиционной культуры " . На вопрос о том, увидит ли свет это издание, Никандр Попов ответил: " Верю, что это произойдёт. Сегодня никаких препятствий этому нет " . Остаётся только надеяться, что в неё не войдут практические рекомендации, как отправлять на тот свет " носителей зла " , об источниках и характере которого у марийских язычников существуют весьма специфические представления. Помимо всего этого, в " Марийском мире " рассказывается о молении на горе " Кюсе курук " 19 июля 2007 года в Красноуфимском районе Свердловской области, о молении " Туня кумалтыш " , проходившем 21 октября 2007 года около Йошкар-Олы (где " у пяти жертвенных костров вели службу более семидесяти марийских священников, приехавших изо всех мест в России, где живут марийцы " ), содержатся приглашения принять участие в намеченных на май и июнь текущего года молениях в Тоншаевском районе Нижегородской области и на горе Чумбылат в Советском районе Кировской области. И... ни слова о духовной жизни православных марийцев. Будто уже и нет таких.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/22/...

14(27).05.1934–04(17).09.1934: Подольская 04(17).09.1934–01.1936: Егорьевская 01 .1936–1936: Волоколамская 17(30).07.1936–1936: Брянская, в. у. 19 .07(01.08).1936–27.04(10.05).1937: Волоколамская, паки 10 .1936–1937: Вологодская, в. у. 23 .05(05.06).1937–1939: Архангельская 1939–1942: Иваново-Вознесенская, в. у. 11 .1941–01(14).08.1942: Ульяновская 01(14).08.1942–30.01(12.02).1944: Ярославская 30 .01(12.02).1944–17(30).03.1964: Киевская Иоанн Теодорович Южно-Американская (укр.) Каменец-Подольская (укр.) Иоанн Троянский 28 .11(11.12).1922–1924: Сасовская (обн.) 1924–09(22).11.1932: Петропавловская (Омское вик.) 18 .02(03.03).1925–1929; Акмолинская. в. у. 1930–1930: Бугурусланская 1931–28.05(10.06).1932: Рыбинская 14(27).05.1934–1934: Великолукская и Торопецкая, в. у. 1934–1936(?); Великолукская и Торопецкая 01 .1936–10(23).07.1937: Осташковская· Иоанн Туторский 1922–1923: Курганская (обн.) Иоанн Тюрин 12 .1931–1933: Северо-Двинская (обн.) 1933–09(22).04.1936: Великоустюжская (обн.) 09(22).04.1936–10(23).08.1937: Новороссийская (обн.) Иоанн Чернобаев 08(21).06.1925–1925: Нижне-Ломовская (обн.) 08(21).06.1925–13(26).02.1926: Лукояновская (обн.) Иоанн Шаховской Аляскинская (заруб.) Детройтская (заруб.) Иоанн Широков 04(17).11.1929–02(15).06.1931: Марийская 1930–1930: Казанская, в. у. 02(15).06.1931–29.07(11.08).1931: Чебоксарская 29 .07(11.08).1931–16(29).09.1931: Марийская, паки 16(29).09.1931–20.04(03.05).1934: Волоколамская 20 .04(03.05).1934–01(14).05.1934: Муромская 14(27).05.1934–01.1936: Орехово-Зуевская 01 .1936–19.07(01.08).1936: Дмитровская 1936–1936: Рязанская, в. у. 19 .07(01.08).1936–27.04(10.05).1937: Волоколамская, паки Иоанн Ягодинский 26 .02(11.03).1923–04(17).03.1925: Нижне-Ломовская (обн.) 04(17).03.1925–23.05(05.06).1925: Лукояновская (обн.) 25 .05(05.06).1925–: Нижне-Ломовская (обн.), паки Иоанн 09(22).01.1922–1922: Задонская 1922–: Задонская (обн.) Иоанн 1924–1926: Саткинская Иоанн –1926: Терская(обн.) Иоанн 02(15).11.1928–02.1929(?): Глазовская Иоанникий Дьячков

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Говоря о контактах марийцев с волжскими булгарами, Фанус хазрат отметил, что они носили достаточно интенсивный характер, что связано с широко развитой торговлей. Археологические раскопки на территории Марий Эл неоднократно это подтверждали: в ходе них были обнаружены монеты, украшения и прочие изделия из металла и керамики булгарского происхождения. Потомки булгар – современные поволжские татары – на территории Марийского края стали селиться уже после вхождения Среднего Поволжья в состав России. Они осознавали свою духовную связь с Волжской Булгарией, память о которой была частью их национального самосознания. Например, выдающийся татарский богослов Хафизитдин ибн Насретдин аль-Бэрэнгэви, в честь которого проводятся данные научно-практические чтения, при переписывании книг подписывался как Хафизитдин аль-Булгари. Это свидетельствует о том, что многие татары Марийского края ощущали свою связь со своим булгарским прошлым. Т.е. память о Волжской Булгарии была сильна в историческом сознании мусульманского духовенства Поволжья того времени настолько крепко, что они указывали в качестве тахаллуса (псевдонима, указывающего на географическую принадлежность автора) город Болгар. Краевед Наиль Бариев рассказал про историю мечетей в татарском селе Алашайка Параньгинского района Марий Эл. В своем докладе он дал характеристику промышленному потенциалу этого села, отметив, что уже в XVIII веке в Алашайке имелись предприятия по производству бумаги, кумача, поташа (карбоната калия), бондарных изделий (бочек). Было широко развито коневодство (по некоторым сведениям, вятская порода лошадей была выведена именно в Алашайке). Богатый экономический потенциал села способствовал строительству мечетей. Деревянные мечети существовали с XVIII века. В 1829 году в Алашайке была возведена единственная в крае белокаменная двухэтажная соборная мечеть, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Ее имамом был Ахмад бин Ихсан аль-Мамсави (1810-1871). В Алашайке имелось свое медресе с богатой библиотекой (здание не сохранилось до наших дней), где как раз учился Хафизитдин ибн Насретдин аль-Бэрэнгэви вместе со своим братом Бурхануддином ибн Насретдином (1828-1901).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/08/is...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010