Спор о первенстве между кафедрами Й. и Кентербери вновь возник в мае 1108 г., когда новоизбранный архиеп. Томас II (1108-1114), племянник Томаса I, отказался дать письменную присягу архиеп. Ансельму Кентерберийскому и признать его первенство. Ансельм в свою очередь отказался рукоположить Томаса II без выполнения этих условий. Конфликт удалось урегулировать лишь летом 1109 г., после вмешательства кор. Генриха I (1100-1135). Томас II подписал присягу верности не названному по имени архиепископу Кентерберийскому (архиеп. Ансельм к тому моменту умер, а его преемник еще не был избран) и был рукоположен 6 епископами. В авг. 1109 г. архиеп. Томас II был вынужден рукоположить без принятия присяги Тургота, еп. Сент-Андруса (Шотландия), однако в дальнейшем он смог добиться присяги от епископов Глазго, Оркнейских и Гебридских островов (возможно, нек-рые из них были титулярными епископами). Наиболее острый характер спор о первенстве между Кентербери и Й. принял при преемнике Томаса II, архиеп. Турстане (избран в 1114), который отказался приносить присягу архиепископу Кентерберийскому и в 1119 г. добился, чтобы дело было рассмотрено папой Римским Каллистом II . Папа принял сторону Йоркского архиепископа и лично рукоположил Турстана. Это вызвало недовольство кор. Англии Генриха I, к-рый лишь в 1121 г. позволил Турстану вернуться в Англию и занять кафедру. В 1123 и 1125 гг. для решения спора Турстан обращался в Римскую курию и сумел в итоге отстоять равенство кафедр Й. и Кентербери (сохранялось до XIV в.). Борьба за независимость от Кентербери способствовала развитию самостоятельной историографической традиции в Й.: ок. 1130 г. архикантор кафедрального собора Гуго написал «Историю церкви Йорка», охватывавшую период с 1070 по 1127 г. ( Hugh the Chanter. 1990). Несмотря на поддержку Римского папы, Турстан не смог распространить свою юрисдикцию над шотл. диоцезами (за исключением диоцеза Галловей с кафедрой в Уитхорне, восстановленного ок. 1128), однако в 1133 г. на отвоеванной у Шотландии территории был создан диоцез с кафедрой в Карлайле, ставший частью церковной провинции Й. Архиеп. Турстан оказывал покровительство мон-рям, при его поддержке в Йоркшире были основаны цистерцианские аббатства Фаунтинс (1132/33; братия в основном состояла из монахов бенедиктинского аббатства Девы Марии в Й., недовольных недостаточно жестким соблюдением устава) и Риво (1132/33), женские монастыри св. Климента в Й. (ок. 1130) и в Хендейле (1133), он также способствовал расширению привилегий монастырей Уитби и Девы Марии в Й. В 1138 г. архиеп. Турстан руководил формированием ополчения североанглийских баронов, отразивших вторжение шотл. кор. Давида I (1124-1153) в «битве штандартов» (1138).

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архиепископ Кентерберийский выступает за реформу Англиканского сообщества 28.06.2006 Лидер Всемирного англиканского сообщества архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс считает сообразным реформировать это объединение церквей. Как сообщает Би-би-си, доктор Уильмс выступает за создание новой системы «ассоциированных» церквей и церковных провинций, уставы которых отличались бы от уставов остальных членов Сообщества. «Англиканское сообщество не может остаться неизмененным событиями, происходящими в настоящий момент. Ни либералы, ни консерваторы не могут просто взывать к исторической идентичности, которая не соответствует нашему нынешнему положению», — пишет архиепископ Уильямс в своем письме «Вызовы и надежды современного англиканина: размышление для епископов, клириков и верующих Англиканского сообщества». Этот документ был разослан всем примасам Англиканских церквей мира. В своем письме доктор Уильямс предлагает церквам вступить в «ковенант» (соглашение). Церкви, не согласные с условиями соглашения, могли бы избрать для себя «ассоциированный» статус, который позволит им сохранить историческую связь с другими англиканскими провинциями, при этом имея большую свободу в принятии решений. Эта схема похожа на схему взаимодействия Церкви Англии и Методистской Церкви Великобритании. Церквам, пожелавшим вступить в соглашение, придется «ограничить собственную свободу во имя общего свидетельства. Некоторые могут не захотеть делать этого», — пишет архиепископ Уильямс. Таким провинциям можно будет предложить «ассоциированное членство», считает прелат. Англиканское сообщество, объединяющее 38 церковных провинций по всему миру, оказалось на грани раскола после рукоположения в США в 2003 году епископа Джина Робертсона – открытого гомосексуалиста. Стало очевидным, что разные члены сообщества придерживаются диаметрально противоположных взглядов на вопрос отношения к гомосексуальности или женскому епископату, и не желают идти на компромисс.

http://drevo-info.ru/news/736.html

Елочные фигурки, изображающие англиканских архиепископов, помогут собрать средства на реставрацию соборов в Кентербери и Йорке 15 октября 2007 г. 12:03 Верхушки британских рождественских елок в этом году украсят фигурки архиепископов Кентерберийского и Йоркского, пишет газета «Санди телеграф». Новые елочные украшения продаются по 5 фунтов 99 пенсов. Вырученные от их продажи средства пойдут на реставрацию Йоркского и Кентерберийского соборов. По словам представительницы выпустившей столь необычные рождественские игрушки компании St Nicholas Кэролин Эпфел, с идеей создания мини-архиепископа Йоркского Джона Сентаму в фирму обратился человек из окружения священнослужителя. «Он (архиепископ Йоркский) получился замечательно, просто прелесть!», — сказала Эпфел. Как отмечает газета, сходство елочного украшения с реальным Джоном Сентаму не абсолютно. «Отстутствие (у игрушки) улыбки с редкими зубами является наиболее очевидным упущением, однако Джон Сентаму, тем не менее, дал на ее выпуск свое благословение», — отмечает издание. Архиепископ Йоркский отнесся к своему елочному двойнику со всей серьезностью, внимательно изучил детали сине-желто-зеленого облачения игрушки. Теперь елочный двойник архиепископа украсит рождественское дерево в официальной резиденции Джона Сентаму — дворце Бишопторп. «Это просто забавно, еще один момент, который вызовет улыбку в рождественские дни. Архиепископ не уверен, что игрушка будет пользоваться большим спросом, однако он был рад дать свое благословение на то, что может служить делу благотворительности», — сказал представитель архиепископа. Весь процесс изготовления игрушки, по словам близких к священнослужителю источников, был «предметом бурного веселья» в окружении архиепископа. Создав игрушечного Джона Сентаму, St Nicholas приняла решение в пару к нему сделать елочную копию примаса Англиканской церкви, седовласого архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, чья белоснежная борода у многих вызывает ассоциации с Санта-Клаусом. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/308270.htm...

Научные интересы Майкла Назир-Али сконцентрированы на компаративном литературоведении и компаративной философии религии. Помимо этого, Назир-Али преподавал в Оксфордском университете и Карачийской богословской школе. Приглашенный профессор богословия и религиоведения Гринвичского университета. С 1986 по 1989 гг. Назир-Али служил ассистентом архиепископа Кентерберийского. Став англиканским священником в 1976 г., работал в Карачи и Лахоре. В 1984 г. Назир-Али был рукоположен в сан епископа Райвиндского диоцеза (Восточный Пенджаб), являлся самым молодым епископом в Англиканском Сообществе на тот момент. В 1986 г. из-за угроз со стороны мусульман переехал в Великобританию при помощи действующего в тот период архиепископа Кентерберийского, Роберта Ранси. Назир-Али стал епископом-ассистентом при нем, занявшись подготовкой Ламбетской конференции 1988 г. С 1989 по 1994 гг. Майкл Назир-Али был генеральным секретарем англиканского Церковного миссионерского общества. Был назначен епископом Рочестерским в 1994 г., а через петь лет, в 1999 г., был введен в состав Палаты Лордов от духовенства. В 2002 г. Назир-Али считался кандидатом на пост архиепископа Кентерберийского, но проиграл Роуэну Уильямсу. В 1997-2003 гг. епископ Назир-Али занимался проблемами биоэтики и эмбриологии, активно вовлечен в проблемы межрелигиозных контактов. Майкл Назир-Али женат, супруги имеют двоих взрослых сыновей. Епископ Рочестерский — один из крупнейших и признанных в научном мире специалистов по теории мультикультурализма, богословия межрелигиозного диалога и миссии, социологии экономической эмиграции, филологии и исламоведения. Назир-Али — весьма плодовитый автор, как журналист и публицист, так и ученый богослов, автор нескольких десятков монографий, сотен статей и эссе. Майкл Назир-Али принадлежит к «евангелическому» крылу Англиканской Церкви, определяя себя, однако, как «евангелика и католика». Несмотря на то, что именно в его диоцезе женщина впервые стала архидиаконом (2002 г.), епископ Назир-Али противостоит «благословению» гомосексуальных пар и рукоположению содомитов во священники. Назир-Али выступает как критик «канадской системы» мультикультурализма, полагая, что в Европе Церкви и государства должны предпринимать большие усилия для интеграции новоприбывших мигрантов, главным образом мусульман. Назир-Али фактически единственный в Европе открыто заявляет о необходимости проповеди Евангелия среди нехристиан. Майкл Назир-Али пропоганлирует многодетность, называя бездетные супружеские пары «неполноценными» и «эгоистическими». Он неоднократно подчеркивал, что замкнутое мусульманское сообщество в Европе всегда будет рассадником экстремизма, потенциальной угрозой для коренных жителей.

http://bogoslov.ru/person/366779

Перекинувшись через Ла-Манш, волна протестов охватила Англию – архиепископ Кентерберийский Томас Девизанан обратился с широковещательным воззванием по поводу предстоящего процесса патриарха Тихона и осуждения Цепляка. “Не казните епископов: жизнь человека стоит дорого”, – писал известный лейборист Ленсбери в своем обращении в Совнарком. 9 апреля 1923 г. в Палате лордов выступил архиепископ Кентерберийский с запросом по поводу предстоящего суда над патриархом. “С ответом от имени правительства выступил лорд Керзон. Глава Форейн Оффис проследил историю преследования католической церкви в России. Что касается патриарха Тихона, то если бы большевики согласились допустить к присутствию на суде британских представителей, правительство Его Величества сделало бы все от него зависящее для осуществления этой возможности”. (Петроградская правда, 1923, 11 апреля, No 78, с.2). “Английское духовенство во главе с Фомой Девизананом, архиепископом Кентерберийским, выпустило воззвание “Против гонений на религию в России”, – писал в “Правде” прославленный острослов, считавшийся в то время непревзойденным мастером дипломатических прогнозов. – Доказательством существования этих гонений являлся для духовной английской братии процесс католического архиепископа Цепляка, предстоящий процесс православного патриарха Тихона и, – о ужас! – арест гомельского раввина, о котором мы еще не слышали, но о котором трубит вся английская пресса, чтобы показать: если гонят уже и трусливых еврейских раввинов то какое же может быть сомнение в том, что в России сражается Вельзевул с архангелами”. (Радек К. Лекции истории для архиепископа Кентерберийского. – Правда, 1923, 15 апреля, No 92, с.2.) Предстоящий процесс патриарха Тихона делается все в большей степени узловым событием внутренней политики в РСФСР. Со страниц газет не сходили резолюции митингов, в которых содержалось требование смертной казни патриарху. “Тихоновщину надо обезвредить”, – писала 16 марта в No 57 тульская газета “Коммунар”. Наряду с антирелигиозниками выступал “митрополит всея Сибири” Петр Блинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Философия должна быть не самостоятельной, но лишь служанкой богословия, и ей должны быть поставлены определённые пределы, каковыми являются догматы и таинства. Философия ни в коем случае не должна анализировать христианские таинства и догматы, потому что они выше нашего разума, превосходят его. Божественное всемогущество, согласно Петру Дамиани, настолько превосходит наше понимание, что Бог действительно может сделать всё. Один из популярных вопросов христианской философии: «Может ли Бог сделать бывшее не бывшим?». В работе «О Божественном всемогуществе» Петр Дамиани утверждает, что в силу Своего всемогущества Бог может уничтожить даже прошлое. Божественная воля ничем не ограничена, в отличие от нашего разума, имеющего свои пределы. К Богу, превосходящему всякое мышление, неприменимы те правила рассуждения, которыми пользуется человеческий разум. Бог – это вечность, и для Него равны и прошлое, и будущее. §4. Ансельм Кентерберийский Один из наиболее знаменитых философов-схоластиков X в. – Ансельм Кентерберийский. Он родился в итальянском городе Аоста в 1033 г., а умер в 1109 г. С 1093 г. он занимал Кентерберийскую кафедру в Англии. Среди его произведений выделяются «Монолог» и «Прослогион» (т.е. «Прибавление»), дополнение к «Монологу». Среди других его произведений – «Об истине», «О свободе воли», «Падение дьявола», «О Троице» и др. Ансельма Кентерберийского современники называли «вторым Августином». И действительно, учение Ансельма во многом связано с философией Августина. К тому же Ансельм систематизировал и рационализировал учение Августина, которое сам великий отец Церкви развивал многие годы своей жизни, часто сомневаясь и отказываясь от ранее высказанных взглядов. Один из таких вопросов – отношение веры и разума. Вера, указывал Ансельм в согласии с Августином, выше разума, является его основой. Она всегда предшествует разуму. В любом исследовании мы всегда сначала во что-то верим, и в акте веры истина нам дана полностью и целиком. Но эта целая истина человеку ещё не совсем понятна, и чтобы человек мог лучше понять её и уяснить, Бог и дал ему разум. При помощи разума человек лучше понимает истину, которая была дана ему в первоначальном акте веры. Поэтому разум может помочь в более глубоком понимании истин веры, но не способен привести к вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Ричард поднял руку, и по проходу между скамей к ним двинулась целая процессия. Это шли епископы и высшие каноники, которых по приказу Глостера свезли со всех концов Англии. Впереди шествовал сам архиепископ Кентерберийский. — Говори, — приказал Ричард, словно он уже был королем Англии. — Ваше величество королева, — сказал архиепископ, — мы пришли к вам с просьбой. Во избежание вражды в королевстве, ради всеобщей любви, мы просим вас отпустить младшего принца к старшему, чтобы мальчики до коронации побыли вместе. Мы не можем ручаться за безопасность принца Ричарда в аббатстве. Но ему ничто не будет угрожать в Тауэре под высоким покровительством герцога Глостера. — Скажите мне, святой отец, что заставило вас изменить точку зрения? — изумилась королева. — Ведь еще неделю назад вы мне говорили, что я и мои дети в полной безопасности в аббатстве? Наступила пауза. Словно епископы, как актеры на сцене, вдруг забыли слова. Они смотрели на Ричарда. А тот не сдержал своей страшненькой улыбки. — Я сам скажу, — произнес он. — Дело в том, королева, что твой друг и покровитель, епископ Йоркский, который и впустил тебя с детишками в аббатство, арестован по обвинению в государственной измене. Он готовил заговор против твоих же детей. Один из руководителей заговора, лорд Хастингс, уже лишился головы. А второй — епископ Йоркский — еще ждет своей участи. — Этого не может быть! — воскликнула королева. — Епископ — святой человек! Ему никогда и в голову бы не пришло злоумышлять против принцев или тебя. — Ты мало знаешь людей, королева. А люди — предатели. И мне придется казнить епископа. — Умоляю тебя, не надо! — Королева вскочила со стула. Она готова была упасть на колени перед Ричардом. — Жизнь старика в твоих руках, — лицемерно вздохнул Ричард. — Если ты пойдешь мне навстречу, я сохраню ему жизнь. — Королева! — сказал архиепископ Кентерберийский. — Мы молим вас спасти жизнь нашему собрату! — Ценой жизни моего ребенка? — Но ведь его жизни ничто не угрожает! Родной дядя готов взять на себя заботу о нем.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Отличительной чертой в частности антропологических и сотериологических его воззрений является их своеобразная двойственность, или недостаточная согласованность между элементами традиционной католической сотериологии, построенной на объективно-юридическом принципе, и элементами личной богословской мысли Абелярда, с её преобладающей тенденцией – при раскрытии учения о спасении человека выдвигать на первый план субъективную, нравственно-психологическую, сторону сотериологического процесса. Правда, эта последняя сторона не оставалась в полном забвении и у представителей господствующего течения католической сотериологии той эпохи, – в частности, у знаменитого «отца схоластики» Ансельма Кентерберийского, однако объективно-юридическая концепция сотериологических вопросов у них заметно выступает с преобладающим значением 516 . Характерная черта доктрины Абелярда заключается в том, что у него, наоборот, объективно-юридическая сторона католического учения о спасении иногда слишком заслоняется в силу преимущественного интереса автора к нравственно-психологической постановке сотериологических проблем. В этом смысле сотериологию Абелярда можно рассматривать отчасти, как реакции против юридической сатисфакционной теории Ансельма 517 . В большинстве пунктов, эта реакция у Абелярда —541— имеет лишь формально-методологический характер, поскольку в той или иной степени, implicite или explicite, понятия и термины представленного Ансельмом юридического типа сотериологии выступают и у самого Абелярда, но порою стремление Абелярда к нравственно-психологической постановке вопросов сотериологии отражается и на самом содержании его сотериологических воззрений, оказывающихся уже неприемлемыми для ортодоксально-католического богословия. I. Общие принципы и основные понятия сотериологии Абелярда не представляют ничего оригинального по сравнению с Ансельмом. Хотя эти понятия и термины не раскрыты у Абелярда с такой обстоятельностью, как у кентерберийского богослова, однако наличность их в сочинениях Абелярда является достаточным доказательством, что сотериологическая мысль Абелярда коренится в той же богословско-философской плоскости, как и сотериология Ансельма 518 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В течение последних трех десятилетий наблюдалось постепенное возрождение интереса к метафизике в целом и к богословским аргументам в частности. Одним из первых «великих старых философских аргументов», который снова поднял свою голову в дискуссиях и дебатах, стал онтологический аргумент существования Бога. 123 Онтологический аргумент (от слова ontos, бытие), по существу, является аргументом того, что сама концепция абсолютно безупречной Сущности или необходимой Сущности требует того, чтобы Нечто такое существовало. Это априорный аргумент, который базируется исключительно на чистом разуме. Формулировка Ансельма Кентерберийского Ансельм Кентерберийский (1033–1109) родился в г. Аоста в Италии. Он обучался у бенедиктинцев и стал бенедиктинцем в 1060 г. В 1093 его назначили архиепископом Кентербери. Его теория истины и вся философия насквозь августинианские. Наиболее известен он благодаря своему «онтологическому» аргументу доказательства существования Бога. 124 Ансельм Кентерберийский был первым, кто сформулировал этот аргумент. Большинство сторонников аргумента считали его рационально неизбежным, раз уж допускается сама идея абсолютно безупречной или необходимой Сущности. Ансельм говорил, что он пришел к этому аргументу во время размышлений над концепцией абсолютно безукоризненной Сущности, к примеру, христианского Бога. Поэтому некоторые называли аргумент «доказательством от молитвы». Более всего Ансельм верил в то, что разум может наглядно показать существование Бога. Он соглашался с формулой Августина об отношении между верой и разумом, что вера стремится к пониманию. Онтологический аргумент Ансельма разрабатывается в его Прослогиуме. 125 Существует две версии онтологического аргумента Ансельма, одна – во второй главе, а другая – в третьей главе Прослогиума. Так что уже у Ансельма мы находим еще одну формулировку, на которую критика Канта не распространяется. Даже если принять замечание Канта, что «существование – это не предикат» (а с этим согласны далеко не все), это повлияет только на первую форму аргумента Ансельма, основанную на предсказуемости, но не на вторую его часть, которая основывается на непостижимости несуществования Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Инициал из рукописи т. н. Смитфилдских декреталий. Рубеж XIII и XIV вв. (Lond. Brit. Lib. Royal. 10 E IV. Fol. 162) Инициал из рукописи т. н. Смитфилдских декреталий. Рубеж XIII и XIV вв. (Lond. Brit. Lib. Royal. 10 E IV. Fol. 162) После смерти архиеп. Кентерберийского Ливинга (1020) король дал согласие на избрание его преемником Этельнота (1020-1038), приора кафедрального капитула. К. В. передал архиепископу неск. поместий, а также, вероятно, важный торговый порт Сануидж и даровал обширные судебные привилегии в Кенте ( Bolton. 2009. P. 79-81). В 1023 г. при личном участии короля состоялось торжественное перенесение из Лондона в Кентербери мощей св. Эльфхеаха, архиеп. Кентерберийского, убитого викингами в 1012 г. К. В. или его жена Эмма подарили собору в Кентербери частицу мощей ап. Варфоломея . Король оказывал покровительство и делал щедрые пожертвования мн. англ. мон-рям и церквам. По-видимому в правление К. В. и при его участии был основан мон-рь на месте предполагаемого погребения Эдмунда, кор. Вост. Англии, в 869 г. убитого викингами ( Gransden A. The Legends and Traditions concerning the Origins of the Abbey of Bury St Edmunds//EHR. 1985. Vol. 100. P. 1-24). К. В. назначал англ. клириков на епископские кафедры в Дании. По сообщению Адама Бременского, король возвел на епископские кафедры Роскилле, Оденсе и Сконе (ныне Юж. Швеция) англичан Гербранда, Регинберта и Бернхарда ( Adam Brem. Gesta. II 55). В Англии получил образование Одинкар, еп. Рибе, датчанин по происхождению. Эти меры стали причиной конфликта с архиепископами Гамбурга и Бремена, претендовавшими на юрисдикцию над всей Скандинавией. Архиеп. Унван (1013-1029) захватил в плен еп. Гербранда, возвращавшегося из Англии. После продолжительных переговоров К. В. согласился пойти на уступки. По словам Адама Бременского, архиеп. Либенций II (1029-1032) уже беспрепятственно осуществлял надзор за Церковью в Скандинавии ( Adam Brem. Gesta. II 64). В 1026 (или, менее вероятно, в 1025) г. кор. Норвегии Олав II Святой и кор. Швеции Анунд Якоб (ок. 1022 - ок. 1050), заключив союз, вторглись в Данию при поддержке дат. знати, недовольной политикой К. В. Король спешно прибыл из Англии с большим флотом. Решающее сражение произошло на р. Хельгё (достоверно не локализована, возможно на востоке совр. Швеции). Его описания в источниках варьируются; по-видимому, ни одна из сторон не добилась решающего перевеса, однако норвеж. флот был заблокирован в Балтийском м. Войску Олава Святого пришлось возвращаться по суше в сложных условиях, неся большие потери ( Gr ä slund. 1986).

http://pravenc.ru/text/1841574.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010