Не нашел Адриан правильным и способы осуществления значительно более важного решения Варлаама, поддержанного гетманом Мазепой — о восстановлении старинной Переяславской кафедры, но не в качестве полноправной епископии, а для викария, который будет помощником митрополиту. Дело, начатое в марте 1695 г., безрезультатно тянулось до кончины патриарха, поскольку киевские власти никак не могли выполнить предписанные им для осуществления их желаний церковные правила. Может сложиться впечатление, что Адриан только реагировал на прямые обращения. Это не так, хотя очевидно, что подобным образом инициируется большая часть решений любого крупного администратора. Внимательно рассматривая поступающие к нему дела, патриарх, бывало, делал собственные далеко идущие выводы. Например, в конце 1694 г. в патриархии просил священнического места украинец, посвященный, как выяснилось, «в праздность» (то есть ни к какому храму), да еще каким-то бродячим греческим «архидонским патриархом». Рассмотрев дело, Адриан ужаснулся множеству странствующих по Украине и служащих в храмах неведомых «греческих архиереев». В том же 1694 г. патриарх предписал властям Киевской митрополии запретить таковым церковное служение и поставление в священные степени, отменить возглашение их имен и «титулов» в молитвах, назначить греческим «властям» местожительство в монастырях (дабы не скитались по мирским домам и не унижали архиерейский сан), наконец, воспретить всем вновь приезжающим совершать богослужение без его патриаршего благословения и свидетельства. О помощи в исполнении сего предписания Адриан, несмотря на возражения Варлаама, попросил особой грамотой и гетмана. В данном случае дело касалось православного благочестия и отношений со вселенским православием, то есть выходило за рамки суда Киевского митрополита. Также и относительно своей патриаршей ставропигии — Киево-Печерской лавры — Адриан отдавал распоряжения так, как считал нужным, без вмешательства митрополита. Незлобивость патриарха, вкупе с его наклонностью к справедливости, хорошо видна в отношениях с Феодосием Углицким, получившим, как мы помним, выговор за нападки на Варлаама Ясинского. Став ближайшим помощником престарелого архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря Барановича, Феодосии, по просьбе последнего, был в 1693 г. посвящен Адрианом в сан архиепископа, только не получив, пока жив был Лазарь, ставленной грамоты. Явив такую милость к человеку, заслужившему от него строгое порицание, патриарх был добр, но справедлив к тем, кого любил, например, к Афанасию Холмогорскому, часто тревожившему Москву заботами своей епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/439391/

Проводя в таких домах то несколько дней, то несколько недель – в городах, он незаметно так влиял на хозяев, что те скоро исправлялись и становились примерными по своей жизни, что, естественно, вызывало немало удивления в их соседях. Много добра, много семян слова Божия заронил этот мудрый странник во время своего хождения по сбору. Много семейств облагодетельствовано им нравственно в это время. Неудивительно, что и переписка старца разрослась после этого, и число его почитателей стало еще более. Его после этого стали почитать не только отдельные лица, но, можно сказать, и целые города. Особенно полюбил старца и чтил г. Бежецк, где и богадельня приведена была в цветущее состояние вследствие влияния на горожан о. Адриана. Немало пользы принесло это путешествие и самому о. Адриану в смысле опытности его в служении ближним. В это путешествие он еще ближе и глубже изучил жизнь, горе и падения людские. В частности, это же дало ему и опыт касательно странничества, как подвига и хождения на богомолья. Впоследствии вопросов о странничестве о. Адриан касался не раз, и его советы полны глубокого опыта. Вот некоторые советы его о странничестве. В странничестве о. Адриан каждому, кто вступал на такой путь богоугождения, советовал во всем поступать с такою же осторожностью, с какой несет человек зажженную свечу и боится, как бы ее не загасил ветер. Чтобы страннику не угасить дарованной ему Господом искры – ему крайне необходимо быть осторожным в отношении пищи и пития, сна, встреч с людьми на пути и в домах. Странствовать лучше вдвоем с единомысленным спутником, но не в толпе. Девушкам пускаться в далекие пути одним, без надежного спутничества кого-либо из знаемых старших, не советовал о. Адриан никогда. Странник, если не страдалец, так он и не странник. Странническая жизнь, бесприютная, проходимая разумно, в полной покорности Богу, в живом хранении Его заповедей, под руководством Библии и Добротолюбия , верный и действительный способ к духовному самообразованию. Странствовать при таком устроении ума необходимо непременно с паспортом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Ужели ты пребываешь еще в своем безумии и хочешь мучением окончить жизнь свою? — Я уже прежде говорил тебе, — отвечал Адриан, — что я не обезумел, но образумился и готов умереть в сей жизни! Царь спросил: — Не принесешь ли ты жертвы и не поклонишься ли богам, подобно тому, как я и все, которые со мною, кланяемся им и приносим жертвы? — Безумец, — отвечал Адриан, — заблуждаясь сам, зачем же ты и других вводишь в то же заблуждение? Ты ведь не только себя самого подвергаешь погибели, но и весь народ, который слушает тебя, увлекаешь в ту же погибель, советуя и принуждая поклоняться бездушным истуканам, оставив истинного Бога, Творца неба и земли! — Так ты считаешь наших великих богов малыми? — спросил царь. — Я, — отвечал Адриан, — не называю их ни малыми, ни великими, ибо они — ничто. Разгневанный мучитель приказал тогда жестоко бить его палками. Блаженная Наталия, услыхав, что ее мужа начали бить, известила о том святых мучеников, сказав: — Господин мой начал страдать! Святые тотчас же начали молиться за него Богу, чтобы Он укрепил его в муках. Царь же повелел мучителям приговаривать: «Не хули богов!» Когда мученика били, он говорил царю: — Если я мучаюсь за то, что хулю богов, которые не суть боги, то какое же мучение ожидает тебя за хулу Бога Живого и истинного? — Ты научился говорить так дерзко, вероятно, у этих льстецов? — спросил царь. Мученик отвечал: — Зачем ты называешь льстецами наставников на спасение и вождей к вечной жизни? Вы большие обманщики, увлекающие людей в погибель! Разгневанный Максимиан повелел четверым сильным слугам жестоко бить мученика толстыми кольями. И когда били Адриана, он говорил: — Чем более ты, мучитель, изобретешь мне мучений, тем больше исходатайствуешь мне за них венцов! А блаженная Наталия о всем, что спрашивал царь и что отвечал ему Адриан, передавала святым мученикам. — Пощади хоть юность свою, — продолжал увещевать мучитель, — и призови богов! Зачем тебе так напрасно и добровольно погибать? Мои боги — велики, и я весьма сожалею о тебе, видя, как тяжко ты мучаешься и как гибнет твоя красота!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кард. Джулио Медичи рассматривался как один из претендентов на Папский престол; его кандидатуру поддерживали имп. Карл V, англ. кор. Генрих VIII, а также Флоренция. Однако из-за позиции Франциска I (франц. король угрожал начать новую церковную схизму, если папой будет вновь избран член семьи Медичи) на открывшемся 27 дек. 1521 г. конклаве утвердилось мнение, что новый папа должен быть старше 50 лет и не принадлежать к тому же роду, что и предыдущий понтифик. В результате 9 янв. 1522 г. на Папский престол большинством голосом был избран голландец кард. Адриан Флорисзон Буйенс, еп. Тортозы (Каталония), к-рый принял имя Адриан VI (1522-1523). Хотя Джулио Медичи принимал активное участие в организации торжеств по случаю встречи нового папы, 23 авг. 1522 г. прибывшего по морю из Испании в Ливорно, а также в подготовке папской коронации, Адриан VI игнорировал советы и предостережения кардинала (из-за начинавшейся эпидемии чумы в Риме Медичи советовал провести папскую коронацию в Болонье; настаивал на немедленной военной помощи осажденным турками (с июня 1522) госпитальерам на о-ве Родос и проч.). Джулио Медичи вернулся во Флоренцию. Находясь там, он организовал разветвленную сеть шпионов, следивших за его политическими противниками в Риме (прежде всего за членами семей Содерини и Колонна), и сумел раскрыть направленный против него заговор во главе c кард. Франческо Содерини (подробнее см.: Osmond P. J. The Conspiracy of 1522 against Cardinal Giulio de " Medici: Machiavelli and «gli esempli delli antiqui»//The Pontificate of Clement VII. 2005. P. 55-72). Папа Адриан VI вернул Медичи в Рим. Его возвращение походило на триумф (23 апр. 1523): въезжавшего в город кардинала сопровождали неск. тыс. рыцарей. По поручению папы он заключил окончательный союз с имп. Карлом V (3 авг. 1523) (сам Джулио Медичи, как правитель Флоренции, также подписал этот договор). Избрание на Папский престол После смерти Адриана VI (14 сент. 1523) расстановка сил в Римской курии мало изменилась: кандидатуру Джулио Медичи поддерживали имп.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

1007 В 1698 г., при казни стрельцов, Адриан вздумал, по древнему праву и обычаю архиерейскому, печаловаться и явился с иконой на площадь. Царь в резких выражениях прогнал старца. «Разве твое дело здесь быть? Уходи и поставь икону на должное место. Знай, что я быть может побольше тебя почитаю Бога и Его Мать». 1008 Адриан долго противился пострижению царицы Евдокии, но затем сложил вину на архимандрита и четырех священников, которых за их несогласие на это беззаконное дело отвезли в Преображенское к Ромодановскому, где, конечно, отлично понимали поведение патриарха. В апреле 1699 г. Адриан выражал свое неудовольствие по поводу слухов о переводе своего помощника Трифиллия, митрополита Нижегородского, на низшую митрополию Сарскую и Подонскую, но перевод Трифиллия все-таки состоялся 20 июля, а Афанасия Холмогорского в помощь патриарху, несмотря на просьбы последнего, не назначили. 1009 1 июля 1699 г. из под Азова Петр прислал указ Адриану о возведении игумена Иоасафа, бывшего под Азовым, во архимандриты заочно и о присылке ему архимандритской шапки. Адриану это видимо не нравилось, но он должен был уступить. Указом 14 февраля 1700 г. в Сибирский приказ, велено было распространить новую гербовую бумагу и по делам духовного ведомства, о чем патриарха и не спрашивали. 1010 В своих письмах Адриан постоянно рассчитывает на содействие Стрешнева, Головкина и Зотова, людей старого закала. И в народе к Адриану относились неблагосклонно: какой де он патриарх? живет из куска, спать бы ему да есть! бережет де мантии, да клобука белова, затем де он и не обличает, а вы де власти все накупныя. 1011 Понятно, почему мы видим в это время постоянное вмешательство светской власти в духовные дела. В виду сумасшествия Игнатия Корсакова и смерти его, последовавшей 13 мая 1701 г., приходилось выбирать нового митрополита в Сибирь, и здесь инициативу взяла на себя светская власть. Сибирь, со времен своего покорения, пользовались особым вниманием и московского правительства, и духовенства, 1012 и тем не менее дела её и в том и в другом отношении, благодаря отдаленности места, и безнаказанности воевод, находились в большом беспорядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тот же писатель прибавляет, что император в видах подготовления к этому делу строил во всех городах храмы без Но это известие его в целом едва ли справедливо. Адриан был чисто языческим императором, и приписывать ему явное тяготение к христианству нет оснований. Притом же писатель, со слов которого мы сообщаем известия о слишком благосклонном отношении Адриана к христианству, жил двумя веками позже Адриана; он писал при Константине Великом, и потому его свидетельство не имеет большой цены. Нужно полагать, что рассматриваемый писатель введен был в заблуждение тем обстоятельством, что Адриан действительно строил храмы, в которых совсем не было ярких языческих атрибутов; в позднейшее время в этом обстоятельстве ошибочно стали усматривать признак сильного влияния христианства на Адриана, так как известно, что первоначальное сознание христиан сурово относилось к применению искусства к целям религии и, само собой понятно, не позволяло вносить в свои храмы ничего такого, что напоминало бы о язычестве. Вот все известия, из которых мы можем сделать заключения о том, насколько знал Адриан христианство и с какими чувствами относился к нему. Очевидно, он знал христианство, но не выделял христианства из ряда других многочисленных неримских религий, не питал вражды к нему и, быть может, не без некоторого влияния христианства он уже начал строить храмы, в которых совсем не было идолов. Во всяком случае, Адриан имел такие представления, такие сведения о христианстве и христианах, которые не могли побуждать его наложить тяжелую руку на последователей новой религии. История и действительно показывает, что он не только не гнал христиан, подобно Траяну, но и сделал кое-что для улучшения положения христиан в Империи. Побуждением к такому поступку Адриана считают, с одной стороны, апологии, поданные этому императору двумя древнейшими христианскими апологетами–афинянами, Кодратом и а с другой — представление, с каким вошел к императору один проконсул, управлявший Малой Азией, — Серений В какой мере оказали свое влияние на императора апологии Кодрата и Аристида, сказать трудно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Из приведенных известий о первых еретиках, явившихся в русской Церкви, можно видеть, что Адриан и Дмитр имели некоторые общие еретические воззрения; но отсюда еще не видно, какой именно ереси они держались. Во всяком случае, эти воззрения не могли возникнуть среди собственно русских христиан. В России, в XI веке, могли явиться враги всех церковных установлений, но, как мы имели случай говорить, только из язычников, а не из христиан. Притом же Адриан и Дмитр восставали против установлений православной Церкви, а в первые времена христианства в русском народе скорее могли явиться ревнители церковного благоустройства, нежели враги; простое чувство любить внешность, и русский народ искони любил внешнее благоустройство церкви. Под названными двумя еретиками обыкновенно разумеют богомилов, пришедших к нам из Болгарии, с которой Россия, как сказано, находилась в самой тесной связи 29 . Если наши летописцы, упоминая об Адриане и Дмитре, не излагают догматических или теоретических оснований их богомильской ереси, а указывают только на отступления их от внешнего церковного благоустройства, т. е., другими словами, только выставляют на вид практические последствия, вытекающие из основной мысли богомилов, не приводя этой последней, –– то в объяснение этого следует заметить, что для простых наблюдателей жизненных явлений, какими были наши летописцы, прежде всего бросается в глаза несообразность воззрений, относящихся именно к внешней жизни, внутренние же основания этих воззрений или совсем бывают недоступными для них, или мало обращают на себя их внимание. А что Адриан и Дмитр действительно были богомилы, это доказывается сличением богомильского учения с воззрениями наших еретиков. Немного сказано у летописцев о воззрениях Адриана и Дмитра, но это немногое совершенно сходно с тем, что мы знаем из учения богомилов. Адриан был скопец, и богомилы допускали оскопление; он был монах, и богомильство среди монашествующих евхитов или мессалиан нашло себе хороший прием 30 ; наконец, оба еретика отвергали все внешнее благоустройство церкви, а это одна из главных особенностей богомильской ереси, хотя и внешняя только, а не внутренняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

БАЛАХНИНСКАЯ 28.02.1888 02.03.1891 СУХУМСКАЯ 02.03.1891 17.07.1893 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 17.07.1893 18(31)07.1919 Аггей Колосовский КУРСКАЯ 09.02.1774 28.11.1786 ЛЬВОВСКАЯ (XV–XVI в.) Адам Филипповский ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ и КАРПАТО-РУССКАЯ 1946(?) 17(30)07.1954 в/у АМЕРИКАНСКАЯ 08(21)08.1947 18(31)10.1947 в/у АМЕРИКАНСКАЯ, паки 17(30)07.1954 Адриан БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (1197, 1198) в/у БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ (древ. ЮРЬЕВСКАЯ) (1197) Адриан КАЗАНСКАЯ 21.03.1686 24.08.1690 ВСЕРОССИЙСКАЯ 24.08.1690 15.10.1700 Адриан Анцино-Чекунский УШИЦКАЯ 15(28)03.1922 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 06(19)08.1925 Адриан Компанийцев КОНОТОПСКАЯ, обн. 08(21)05.1924 23.06(06.07)1925 БЕЛГОРОДСКАЯ, обн. 04(17)07.1925 30.07(12.08)1925 ЮРЬЕВСКАЯ (Владимирск.), обн. 29.08(11.09)1925 07(20)11.1925 КАМЕНСКАЯ, обн 07(20)11.1925 08.1926 КОНОТОПСКАЯ, обн., паки 08.1926 21.10(03.11)1927 Акакий РЯЗАНСКАЯ (XVI в.) Св. Акакий ТВЕРСКАЯ 30.03.1522 14.01.1567 Акакий Заклинский БАЛТСКАЯ 07.04.1891 07.09.1891 КИРОВОГРАДСКАЯ 07.09.1891 30.04.1894 КРАСНОЯРСКАЯ 30.04.1894 28.10.1898 Александр АККЕРМАНСКАЯ, обн. (1924) Александр ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 08.02.1685 19.07.1699 Александр КОЛОМЕНСКАЯ 03.06.1655 05.12.1657 ВЯТСКАЯ 05.12.1657 08.01.1674 Александр НОВГОРОДСКАЯ 12.09.1576 26.06.1591 Александр ПАВЛОВСКАЯ (1925) (Св. Александр ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ (XIII в.) Св. Александр ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ Александр УСТЬ-ВЫМСКАЯ, обн. (1928) Александр ЧИГИРИНСКАЯ (1932) Александр Авдентов НОВОСИБИРСКАЯ, обн. 15(28)10.1922 01(14)05.1923 КРАСНОЯРСКАЯ, обн. 01(14)05.1923 28.06(11.07)1923 ВЕРХНЕУДИНСКАЯ, обн. 28.06(11.07)1923 18(31)08.1923 КРАСНОЯРСКАЯ, обн., паки 18(31)08.1923 20.09(03.10)1923 ТОМСКАЯ, обн. 20.09(03.10)1923 15(28)11.1923 БИЙСКАЯ, обн. 15(28)11.1923 КРАСНОЯРСКАЯ, обн., 3-й раз 10(23)06.1925 АЛТАЙСКАЯ, обн. ВИКАРИАТСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ENAPXIU, обн. 11.1927 ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ, обн. 11.1927 КРАСНОЯРСКАЯ, обн., 4-й раз 10.1934 МОРШАНСКАЯ, обн. 05.1935 09.1935 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 09.1935 09(22)04.1936 в/у ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В патриарших палатах Последние годы своего архиерейского служения Адриан большую часть времени должен был проводить в «спаленке», на обычной деревянной кровати, покрытой войлоком и застеленной поверх пухового тюфяка тонким льняным бельем. В головах у него, под гусиного пуха подушкой, прятался ларец-подголовник с важнейшими личными бумагами и предметами. Патриарх лежал, укрытый бобрового пуха одеялом с исподом горностаевым, верхом темно-вишневого атласа и возглавием (передником) темно-лимонным или зеленым струйчатым. Изредка, когда находил в себе силы подняться, Адриан ставил ноги на соболиное подножие и мог взглянуть на себя в большое стенное зеркало в стеклянной, выполненной в виде трав раме . Высохшее, изможденное лицо в зеркале контрастировало со здоровым ликом на висящем поодаль, в золоченой резной раме, прежнем портрете еще здорового патриарха. Слоновой кости гребень, медный рукомойник с подставленным под него тазом и кувшин исчерпывали список бытовых предметов в спаленке, не считая простой одежды: свиты (подрясника) в виде власяницы из черного сукна с пояском, теплых шерстяных (часто подложенных мехом) или летних бумажных темно-вишневых или зеленых чулок или онучков да кисейных платочков. Воздух был насыщен запахами исходящих от «ароматничков» курений: росного ладана, розовой воды, можжевельника и в особенности теплым ароматом ячменного пива, помещавшегося в печку «для духу». Сумев встать, Адриан проходил покушать в малую столовую келью, садился в кресло за резной, крытый английским светло-зеленым сукном стол, застеленный скатертью, немецкой травчатой или литовской с мохрами. Прислуживавший патриарху келейник брал посуду из поставленного в столовой, по указу Адриана, двустворчатого резного, богато расписанного золотом, серебром и красками «поставца» с тремя ящиками. Посуда была большей частью серебряная, с чернью и золочением, русского, венецианского, немецкого и восточного дела. Имелись и стеклянные приборы для разных нужд, включая мухоловки. Несмотря на изобилие яств, за повседневной едой Адриан не задерживался. Пока позволяло здоровье, он, подобно предшественникам, основную часть дня проводил за работой в кабинете: своей наиболее красивой и обустроенной удобствами личной комнате. Он садился в кресло, обитое дорогой материей и поставленное в переднем углу, оставляя резной золоченый стул для «приказного старца», докладчика или помощника, опускал ноги на теплое песцовое подножие, лежащее на покрывавшем весь пол узорчатом ковре, под которым были еще постелены для тепла и мягкости войлоки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439391/

Что у нас получается сейчас? Мы в семинарии пять лет учимся, после этого еще три года в академии. Пять и три — это восемь. Плюс еще аспирантура — это ужасно!   Иером. Адриан: А если подогнать академическую программу под аспирантскую? А.А. Волков: Можно подогнать под аспирантуру. В конце концов, на первом году аспиранты тоже слушают лекции. Может быть, сделать так. Но в таком случае, мне кажется, что в семинарии научно-богословская подготовка должна быть еще более основательной. Конечно, жалко студентов, жалко. У них много часов, они устают. Но надо Вам сказать, что наши семинарские студенты находятся в райских условиях, несмотря на все свои послушания, по сравнению со студентами университета, которым приходится каждый день к девяти часам час-полтора ехать в метро, а это совсем не просто. Потом сидеть в университете шесть-семь пар, то есть с переменками примерно четырнадцать часов. Потом ехать домой, там еще учить всякие уроки... И так продолжается из пяти лет примерно три-четыре года. Все равно ужасно. Я просто не понимаю, как они физически выживают. Но как-то выживают. Программа очень уплотнена, тут ничего не скажешь. Тем не менее как-то эту программу люди проходят. Но уложить вот это основное высшее образование в пять лет необходимо, просто необходимо. Может быть, действительно имеет смысл сделать более эффективным преподавание в семинарии. Иером. Адриан: Тогда уже в Семинарии должна быть специализация? А.А. Волков: Да, в Семинарии должна быть специализация. Иером. Адриан: Потому что в Академии в конце обучения мы же защищаем именно кандидатские диссертации, а это есть результат аспирантуры. А.А. Волков: Точно так. Я думаю, что семинарию надо перевести с нашей урочной системы на систему лекционно-семинарскую прямо с первого курса. Основные богословские курсы читать так, как читают студентам, то есть читать лекции всему потоку и вести семинары по этим курсам раз или два в неделю.   Иером. Адриан: И руководить семинарами может не обязательно лектор? А.А. Волков: Конечно! Ни в коем случае не лектор. У лектора-профессора должны быть ассистенты, как это бывает в обычных вузах. Эти ассистенты ведут семинары. Вот я читаю курс «Введение в языкознание» на первом курсе. У меня восемь ассистентов, восемь преподавателей-доцентов, которые ведут в разных группах семинары по этому предмету. Скажем, я читаю каждую неделю, а они ведут семинары через неделю. Вот получается так называемая кафедра — большой-большой курс, а вокруг этого курса еще семинарские занятия.

http://bogoslov.ru/article/386878

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010