Эту речь свою святой Павел закончил словами, которыми и я закончу слово моё: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь» ( Гал.6:18 ). 23 сентября 1945 г. Воздвижение Креста Господня Праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Нам известно, что он праздновался уже в V веке, а установлен по поводу великой радости – обретения Креста Господня. Елена, мать первого христианского римского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это была трудная задача, ибо Иерусалим, после мученической смерти на Кресте Голгофском Господа Иисуса Христа, был дважды разрушен римлянами и лежал в развалинах, а на месте Голгофы языческий император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры. Мать императора Елена не знала, где начинать поиски Креста, но Господь послал ей одного старого еврея, Иуду, который указал, что Крест находится под капищем Венеры. Велела царица разрушить капище, и под ним нашли три Креста. Надписи на Кресте Христовом уже не было, но узнали его по тому, что приложением этого креста воскрешён был мёртвый, которого проносили мимо. Тогда огромная толпа народа в несказанной радости стала тесниться к Кресту Христову. Чтобы Крест всем был виден, патриарх Иерусалимский Макарий, став на возвышенном месте, воздвиг (поднял вверх) Крест Христов. Народ в восторге воспевал: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Без конца воспевал, как слышали вы вчера на всенощной при нашем воздвижении креста. Вот история этого праздника. Поминая Крест Христов, распятие и спасение мира Крестом Христовым, надлежит нам вникнуть в великое христианское учение о Кресте. С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит святой Апостол Павел в своём первом Послании к Коринфянам. Слушайте слова его, глубоко вникайте в их святое значение: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). Юродство, безумие, сумасшествие для погибающих слова о Кресте, а для нас в нём вся сила Божия, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Это говорил ещё пророк Исайя. «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» ( 1Кор.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Царь: А есть ли у тебя, Адри…как бишь тебя зовут? Адриан: Да Андрюхой кличут. Царь: Есть ли у тебя, Андрюха, невеста подходящая? Адриан: Да не присмотрел еще пока. Царь: Тогда я тебя поздравляю, можешь жениться на дочке моей, (подводит царевну ближе) царевне Аполиннарии. Адриан: (оглядывая царевну) А работать она умеет? У меня ведь хозяйство. Царевна: Да как ты смеешь! Царь: (царевне) Цыц! (Адриану) Научится. (ставит царевну рядом с Адрианом, соединяет их руки, царевна руку отдергивает) А со свадьбой тянуть не будем, а то Пост Великий не за горами. Звучит свадебный марш. Сцена 14 Деревенская изба. Царевна берет веник, изучает его, потом ухват, потом горшок. Царевна: (отряхивая платье и руки) Фи, какое все грязное, противное, и даже воды нет руки помыть. Входит Адриан, снимает верхнюю одежду. Адриан: Ну что, женушка, подашь ли обед на стол или ждать до вечера? Царевна: А что подавать на стол? Здесь даже воды нет. Адриан: Воды можно из проруби натаскать, река недалеко. Царевна: Послушай, а ты принес бы поесть что-нибудь, а? Я так проголодалась. Я люблю, знаешь что? (с восторгом и надеждой) Борщ украинский с салом и со сметанкой. Адриан: Какие же тебе, моя милая, сало и сметанка, когда Пост Великий начался? Ты хлеба побольше испеки – и будем сыты. Царевна: (возмущенно) Самой печь хлеб? Адриан: Ну конечно, а что здесь особенного? А еще нужно в избе прибраться – посмотри, паутина кругом, полы не мыты, горшки не чищены. Царевна: Ты и умеешь только издеваться. Я ведь царская дочка, мне грязной работой заниматься не положено. Адриан: Почему же это работа грязная – самая обыкновенная. Ты только попробуй – тебе самой приятно станет, что ты все своими руками сделала. Царевна: Но ведь я не умею, я не смогу. Адриан: А ты помолись хорошенько, Господь и поможет. А вечером будь готова, пойдем с тобой в храм – Великий Пост все-таки, а пост без молитвы – как война без битвы. Адриан берет инструменты, одевается и уходит. Сцена 15 Царевна возвращается с коромыслом и полными ведрами. Садится в изнеможении на скамью.

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

I. Npocлabляeмыe ныне св. Церковью свв. мученики Адриан и Наталия были супруги и соединены супружеством только один год. Жили при императоре Максимиане, в Никомидии Вифинийской. Этот император, воздвигнув гонение на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их. Явилось множество доносов. В это время, по доносу, было взято 23 христианина в пещере близ Никомидии. Их мучили, заставляя поклониться идолам. Между прочими, был схвачен и Адриан. Царь велел посадить его в темницу. Один из слуг Адриана донес Наталии, что ее муж заключен в темницу. Наталия испугалась; но, когда узнала, что Адриан страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой, и поспешила к нему в темницу с словами ободрения: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа. Ты приобретаешь великое сокровище. Не жалей своей молодости и красоты: бренное наше тело есть пища червям; не думай и о богатстве: оно не принесет пользы в день страшного суда. Лишь одни добрые дела и веру принимает Бог». Св. Адриан сказал супруге, чтобы она шла домой, и обещал известить ее о времени своей казни. Узнав об этом времени, он сам, отпущенный из темницы за порукой мучеников, поспешил в свой дом. Но Наталия подумала, что Адриан отрекся от Христа, не хотела пустить его в дом, говоря: «уйди от меня, отступник!» – «Я не бежал от мучений, а пришел звать тебя – посмотреть нашу кончину», – говорил Адриан Наталии, стуча в двери. Св. Наталия отворила двери. «Блаженна и ты между женами! – сказал ей Адриан. – Воистину ты любящая жена. Ты общница мучеников, хотя и не терпишь мучений». Св. Адриана мучили жестоко. «Пожалей себя, призови наших богов», – внушал Адриану Максимиан. «Пусть боги твои скажут мне своими устами, какое благодеяние обещают они мне; тогда я поклонюсь им; а если они не могут говорить, то зачем и кланяться им?» – отвечал Адриан. Св. Наталия все не переставала укреплять мужа. Святым мученикам отбивали руки и ноги на наковальне. Наталия просила, чтобы мучители начали с ее мужа, и сама помогала мужу класть на наковальню ноги и руки. После сего тела мучеников хотели сжечь, бросив в печь. Но вдруг поднялась страшная гроза и пошел сильный дождь. Слуги разбежались, а многие из них были убиты молнией. Наталия взяла руку Адриана и хранила в своем доме. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав это, скрылась в Византию. Здесь во сне явился ей Адриан и сказал, что она скоро будет успокоена Господом. Действительно, святая вскоре скончалась. Мощи св. Адриана находятся в Риме, в церкви его имени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1. Свв. мученики Адриан и Наталия . Муж и жена, оба из знатного и богатого никомидийского рода. Адриан был начальником судебной палаты и язычником, а Наталия – тайной христианкой. Оба были молоды и жили в браке всего 13 месяцев прежде своего мученичества. Когда жестокий царь Максимиан прибыл в Никомидию, то повелел арестовывать христиан и подвергать их истязаниям. Близ города в одной пещере скрывались 23 христианина. Некто донес о них властям, и были они схвачены. Беспощадно избивали их воловьими жилами и палками, а потом ввергли в темницу. После этого вывели их из подземелья и привели в судебную палату, чтобы переписать их имена. Адриан смотрел на этих людей, измученных, но терпеливых, мирных и кротких, и заклинал их сказать ему, что ожидают они от Бога своего за столь жестокие перенесенные мучения. Они поведали ему о блаженстве праведных в Царстве Божием. Услышав это и снова взглянув на этих людей, Адриан вдруг обернулся к писарю и сказал ему: «Впиши и мое имя вместе с этими святыми, я тоже христианин!» Когда эта весть дошла до царя, тот спросил Адриана: «Не сошел ли ты с ума?» – на что Адриан ответил: «Не с ума я сошел, а к уму пришел». Услышав об обращении мужа ко Христу, Наталия весьма обрадовалась, и когда Адриан вместе с прочими узниками, закованный в кандалы, томился в темнице, она пришла и служила им всем. А когда ее супруга бичевали и предавали разным пыткам, она ободряла его, умоляя выстоять до конца. После долгих истязаний [узников] и темничного заключения царь повелел отнести в тюрьму наковальню и молотом перебить ноги и руки всем христианам. Это было исполнено, и Адриан вместе с [другими] двадцатью тремя честными мужами скончался в тягчайших муках. Их мощи Наталия перенесла в Византий и там с честью их погребла. Спустя несколько дней святой Адриан явился ей весь в свете и благолепии и призвал и ее взойти к Богу, [после чего] и она мирно предала Господу свой дух. Путь тернист, но [благолепны] розы [ожидают нас] в раю, Горестны мучения, но Христос Сладчайший [нас встречает].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

26-е Св. муч. Адриана и Наталии Однажды имп. Максимиан, прибывши в Никомидию, повелел сыскивать христиан, в вот ему представили 23 человека, захваченных в некоей пещере. Император приказал за несогласие отречься Христа подвергнуть их нещадному бичеванию и затем отвесть в темницу. Когда исповедники приведены были в претор для записи имен их и показаний, то Адриан, один из начальников, видевший истязание их, спросил их: «скажите мне, какой награды вы ждете от Бога своего за свои муки? Мне кажется, вы надеетесь на что-то великое». Исповедники отвечали: «уста наши не могут рассказать, слух не может вместить и ум не может постигнуть великих радостей воздаяния от Владыки нашего». Адриан: «может быть пророки ваши и книги ваши изъяснили их вам?» Исповедники: «И сами пророки не могли совершенно постигнуть благ тех, а говорили по внушению Духа Святого. Написано о будущем воздаянии: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Тогда Адриан сказал писцам: «напишите и мое имя с сими святыми; потому что и я христианин, и с радостию умру с ними за Христа Бога». Писцы тотчас известили императора, что Адриан сделался христианином и просит вписать имя его в число осужденных. Максимиан позвал его и спросил: «обезумел ты, Адриан? Ужели хочешь погибнуть?» – «Не обезумел я», отвечал Адриан, «но от безумия пришел в ум». Император: «не говори много, а проси прощения и признай свою вину пред всеми!» Адриан: «Я начну отселе молить истинного Бога о прощении грехов моих, которые сделал я в языческом заблуждении». Император велел сковать его и бросить в темницу к прочим исповедникам Христовым. Один из рабов Адриана поспешил домой известить его супругу, Наталию, о случившемся. Наталия, потаенная христианка, возрадовалась душою о обращении мужа, пошла в тюрьму, утешала его и служила ему и прочим узникам. Чрез семь дней назначено было пытать узников; но как все, кроме Адриана, были слабы от прежних пыток и могли скоро умереть, то одного Адриана подвергли сперва сечению розгами, потом бичеванию палками. Наконец отвели в тюрьму, и тут, подобно другим, на наковальне сокрушили руки и ноги. Тела их преданы огню; Наталия с другими собрала останки их и отправила в Византию, куда и сама вскоре удалилась, и там пробыла до кончины. Адриан пострадал двадцати семи лет, около 290 года по Р. Хр. Память о пр. Адриане Ондрусовском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Некоторые новейшие ученые готовы думать, что в вышеприведенной характеристике Адрианом христиан слышится чувство вражды и не благоволения к христианам, 337 но мы ничего такого не замечаем в письме императора к Сервиану. Правда, по-видимому, наравне с прочими египтянами Адриан и христиан в том же письме считает людьми непостоянными, тщеславными и любящими вольность. Пусть так, но все же видно, что Адриан не выделял христиан, как класс неблагонамеренных лиц, из ряда других подданных, а это конечно важно. Притом же нужно сказать, что, хотя Адриан и не остался доволен египтянами, однако же не только не лишил их своих милостей, но излил оные на Египтян с большею щедростью, как открывается из того же письма Адриана к Сервиану. Другой древний светский историк (Лампридий) приписывает Адриану очень благосклонное отношение к христианской религии. Он пишет при одном случае, что будто Адриан хотел выстроить храм в честь Христа и ввести Христа в число богов Капитолия. Тот же писатель прибавляет, что император в видах подготовления к этому делу во всех городах строил храмы без идолов. 338 Но это известие едва ли справедливо. Адриан был чисто-языческим императором, и приписывать ему положительное тяготение к христианству нет оснований. Притом же писатель, со слов которого мы сообщаем известия о слишком благосклонном отношении Адриана к христианству, жил двумя веками позже Адриана; он писал при Константине Великом , и потому его свидетельство не имеет большой цены. Нужно полагать, что рассматриваемый писатель введен был в заблуждение тем обстоятельством, что Адриан действительно строил храмы, в которых совсем не было ярких языческих атрибутов; в позднейшее время в этом обстоятельстве ошибочно стали усматривать признак сильного влияния христианства на Адриана, так как известно, что первоначальное сознание христиан строго относилось к применению искусства к целям религии и, само собой понятно, не позволяло вносить в свои храмы ничего такого, что напоминало бы о язычестве. Вот все известия, из которых мы можем сделать заключения о том, насколько знал Адриан христианство и с какими чувствами относился к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Адриан и Наталия 2 мин., 08.09.2015 Император Максимиан Галерий заботился об укреплении связей Рима с провинциями. Для него очень важна была лояльность своих подданных. Демонстрация верности метрополии была не очень обременительной: в присутствии императорского чиновника нужно было положить щепоть ладана на угли перед изображением «гения божества императора». Однако отказ от этой формальности грозил жестокими пытками и даже смертью. Однажды император Максимиан был проездом в Никомидии, своей резиденции в Малой Азии. Чтобы продемонстрировать правителю свое рвение, местные власти по доносу схватили 23 христиан, скрывавшихся в пещерах. Христиане наотрез отказались поклониться божеству императора, и тогда их подвергли пыткам. Допрос с пристрастием фиксировал начальник судебной палаты — молодой аристократ Адриан. Адриан был удивлен упрямством заключенных. Что же заставляло их даже под пыткой отказываться от такой сущей формальности, как символическая жертва перед статуей императора? «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», — ответили ему мученики. «Запишите и мое имя вместе с ними, — прикзал Адриан писцам, — потому что и я — христианин». Адриан был взят под стражу. Жена Адриана, Наталия, тайная христианка, узнав о том, что случилось, поспешила в темницу к своему мужу, чтобы укрепить его в вере. Она вместе с другими женщинами-христианками утешала заключенных и служила им, омывая их раны. Узников приговорили к мучительной казни.  Опасаясь, что Адриан может испугаться при виде страданий других христиан, Наталия просила палача начать казнь со своего мужа. Адриану перебили на наковальне ноги и отсек­ли руку, после чего он предал душу Богу. Максимиан повелел сжечь тела мятежников в печи. Но сильная гроза загасила печь, а многие из палачей были убиты молнией. Женщины достали из печи тела мучеников, а один христианин по имени Евсевий привез их останки в Аргирополь близ Византия.

http://foma.ru/adrian-i-nataliya.html

Именно таким был отец Адриан. А то, что Господь ему давал еще и удивительные качества, которых нет у обычного человека, и о которых многие из нас могут засвидетельствовать – этими-то как раз дарованиями никогда отец Адриан не кичился. Никогда никто не слышал от него: «Я именем Божиим чудеса творил, я именем Божиим пророчествовал, я бесы изгонял...». Никто такого не слышал от него. Но Сам Господь через верного и смиренного своего раба архимандрита Адриана, как многие из нас, собравшихся здесь, знают, совершал великие и чудные дела. Как-то раз мы, с присутствующим здесь отцом Иосафом, были на Кавказе, еще в советское время, в середине 80-х годов. Не для отдыха, а для того, чтобы помочь переправиться на нелегальное положение в горы некоторым монахам. Это было благословение архимандрита Кирилла (Павлова), духовника отца Адриана. Так получилось, что и отец Адриан в это время тоже был в Сухуми. Мы навестили его и сказали, что завтра мы собираемся идти в горы, чтобы сопроводить монахов в далекие тайные кельи. Нас к этим, затаенным в горах кельям, куда не могла добраться ни милиция и никто из зложелателей, потаенными тропами должны были вести знающие люди. Но отец Адриан неожиданно и очень решительно, со властью сказал: «Ни в коем случае не ходите! Вас арестуют. Сидите, пока я не скажу». Откуда он это знал? Мы сказали об этом монахам, которых сопровождали. Они перепугались, честно говоря. А мы с отцом Иоасафом были очень рады, потому что все это время купались в море, целую неделю. И вот отец Адриан нам сказал: «Ну, а теперь идите». Мы говорим: «А может еще недельку подождать?». Он говорит: «Нет, теперь уже идите!». Впоследствии мы узнали, что еще до того, как нам отправиться в путешествие, о наших монахах и о нашем походе в горы кто-то уже сообщил властям. Были высланы милиция и местные охотники для того, чтобы арестовать монахов. Но нас задержал отец Адриан. А через неделю, когда кордоны были сняты, мы благополучно довели этих монахов до того места, которое было указано. Плод духовный – это не чудеса, это не изгнание бесов, как мы слышали только что, а плод духовный – это истина. Это то, что было в отце Адриане, и то, о чем говорит апостол: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Вот плоды духовные! И именно этими плодами изобиловал отец Адриан. И мы, кому посчастливилось увидеть его в последние дни, можем засвидетельствовать: изобиловал до скончания своей жизни. Именно этим он будет памятен нам, и именно этим – вечная память у Бога, которая созидает бессмертную душу человека в вечности.

http://pravoslavie.ru/113611.html

По свидетельству Гинкмара Реймсского, в авг. 867 г. Н. тяжело болел. Он был озабочен полемической кампанией, развернутой византийцами, и мало интересовался событиями на Западе, поэтому посланникам Гинкмара пришлось ждать аудиенции не менее 2 месяцев. Последние распоряжения Н. касались консолидации зап. епископата для совместной полемики с византийцами (Annales Bertiniani. 1883. P. 89-90). Дата кончины Н. (13 нояб.) названа в Liber Pontificalis и в послании Анастасия Библиотекаря Адону Вьеннскому (LP. T. 2. P. 167; MGH. Epp. T. 7. P. 400-401; у Гинкмара ошибочно 13 дек.). Понтифик был похоронен перед входом в Ватиканскую базилику св. Петра, близ гробницы его предшественника Бенедикта III. Сохранился фрагмент стихотворной эпитафии Н. (LP. T. 2. P. 172; ср.: MGH. SS. T. 2. P. 323; Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1946. Vol. 3. P. 416; Tiberii Alpharani De basilicae Vaticanae antiquissima et nova structura/Ed. M. Cerrati. R., 1914. P. 117, 195). Вероятно, после кончины Н. и до рукоположения его преемника Адриана II (14 дек. 867) в Риме происходили беспорядки (LP. T. 2. P. 174, 176). В жизнеописании папы Адриана сообщается о вторжении Ламберта, герц. Сполето, воины которого грабили дома состоятельных горожан и похищали женщин (Ibid. P. 177). Согласно этому источнику, в Риме были люди, к-рые ненавидели Н. и рассчитывали на то, что Адриан откажется от политических взглядов своего предшественника. Распространился слух, что новый понтифик намерен отменить все распоряжения Н., поэтому жившие в Риме греки-эмигранты приготовились бежать из города. Однако Адриан успокоил их, пообещав продолжить жесткую политику Н. по отношению к Византии (Ibid. P. 176-177). Выражая сомнения в том, что Адриан станет достойным преемником Н., Анастасий Библиотекарь призвал архиеп. Адона Вьеннского защищать авторитет покойного понтифика (MGH. Epp. T. 7. P. 400-401). Папа Адриан II в свою очередь заявил Адону о намерении придерживаться позиции Н. (MGH. Epp. T. 6. P. 697). В том же духе Адриан обратился и к западнофранк. епископам, принявшим участие в Соборе в Труа (Ibid. P. 699-700). В ответ на просьбу архиепископа Вьеннского не отменять распоряжения предшественника Адриан с похвалой отозвался о Н., но отметил, что в ряде случаев он проявлял чрезмерную строгость (Ibid. P. 714-715). Узнав о смещении патриарха Фотия, папа Адриан пообещал Игнатию, что окажет ему такую же поддержку, как и Н. (Ibid. P. 749). Ранее понтифик повторил призыв Н. к западнофранк. епископам дать ответ на полемические обвинения, выдвинутые византийцами (Ibid. P. 700).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Царь: Вот чудо-то какое, я так рад за тебя, кто бы мою дочь так воспитал, погоди, погоди, а ты не свататься случайно приехал? Адриан: Я, честно признаться, хотел, только позже – ведь скоро масленица, а там Великий Пост – какие уж тут свадьбы? Царь: А если нам поторопиться? Адриан: Да неужели Полина уже согласна? Мы ведь с ней столько лет не виделись, с самого детства. Царь: А ее согласия спрашивать никто не будет. Нянька: Но как же так, государь, нельзя же насильно… Адриан: И, правда, ваше величество, я ведь надеялся, что царевна сама… Царь: Зря надеялся. Апполинария всем отказывает без разбора, всегда недовольна, грубит. Вообще не знаю, что с ней происходит. Нянька: Врач сказал, у нее депрессия, или, как это еще по-другому….А! Меланхолия. Царь: Избалованность у нее, а не меланхолия! Я обещал принять меры, и я их приму. Раз она отказывает всем женихам, то пусть выйдет замуж за первого встречного. (шепотом Адриану) А этим первым встречным будешь ты! Адриан: Но она может меня узнать… Царь: Об этом не беспокойся. Я, брат, такое придумал! Обнимает царевича за плечи и уводит его, что-то нашептывая. Нянька: Меры у них, видите ли, педагогические, а о царевне кто-нибудь подумал? Сцена 13 Царевна сидит на троне и нервно листает книгу. Рядом царь пристально смотрит на дверь. Царевна: Ну и чего мы ждем? Царь: Первого встречного. Царевна: Ну, папа, ну не надо, пожалуйста. Это жестоко. Царь: Ничего не поделаешь. Я слово дал, а слово царя (пауза) тверже сухаря. Царевна: А вдруг он будет урод какой-нибудь? Царь: Ничего, для мужчины красота – не главное. (Стук в дверь) . Кто бы ни был, входите, мы сегодня рады каждому. Входит Адриан, переодетый в бедного крестьянина, на ногах у него лапти, за плечами котомка. Адриан: Здравствуй, царь батюшка, не вели казнить, вели слово молвить. Царь: (довольно потирая руки) Велю, молви. Адриан: Дело-то у меня, царь батюшка, нехитрое. Рядом с моим огородом небольшой земельный надел имеется, а хозяина, значит, нет. Растет там одна осока да ковыль. Нельзя ли мне, царь батюшка, землю ту себе прикупить, потому как жениться я надумал, хозяйство расширять надо.

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010