Послушай снова Павла, который ясно учит, и оставь твое вздорное часто повторяемое выражение, что природа и лицо – одно и то же. Ведь о чистых сердцем говорит он к Коринфянам: теперь они видят Бога «как в [тусклом] стекле, гадательно», в будущем же веке «лицем к лицу». 791 Скажи мне сейчас, говорящий, что природа и лицо – одно и то же, разве можно изменить выражение и сказать: «Тогда же природой к природе увидят праведные Бога»? Долой! Ведь сам божественный Павел свидетельствует о Боге: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может». 792 Потому что природа и лицо – не одно и то же. И множество других таких же мест, где сказано о лице и в которых говорится, что Бог открывается как бы в некоем образе и преобразовательном видении, есть в божественном Писании, но нигде при этом не сказано о Его природе или сущности; ведь во всем Ветхом и Новом Завете ты не найдешь именования или указания на природу или сущность Божию, но все явления невидимого Бога, прообразовательно и прикровенно открывавшие изображение лица, не являли природу или сущность Божию; так, например, Даниил видел лицо «Ветхого днями и другое лицо: с облаками небесными шел как бы Сын человеческий», 793 и Исаия в образе и виде человеческого лица видел явление «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном», 794 не Божественную природу созерцая, но как бы в некоем образе, так что они могли видеть и в силу этого постигали явление им в человеческом виде невидимого и неописуемого Бога. Если же природа и лицо – одно и то же, то почему пророк не говорит к Богу: «Не отврати природы Твоей от мене», но: «Не отврати лица Твоего от мене», 795 и снова: «Просвети лице Твое на раба Твоего» 796 ; и опять: «Не отвержи мене от лица Твоего» 797 ; и снова: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» 798 ? И вообще, божественное Писание, во множестве мест называя лицо Божие, нигде не говорит о природе Божией. Потому что ясно, что природа и лицо – не одно и то же. Возражение еретика. «Но божественное Писание употребляет слова и не в собственном смысле, – говорит он, – так что мы можем услышать, что оно приписывает Богу, например, лицо, а также и руки, крылья, глаза, уста и остальные члены, хотя Божество бестелесно, не имеет лица и неописуемо».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Природное, естественное, или среднее состояние человеческой воли – это то состояние, в котором она была создана Богом: «Природная боготварная (θεκτιστον) воля человека есть разумное движение желающей части души к тому, с чем в соответствии с природой (κατ φσιν) человек желает соединиться» (II, 4, 13–16; 167). Состояние человеческой воли в сверхъестественном состоянии – «поспешание естественного и разумного желания от естественного к сверхъестественному (πρ φσιν)» (II, 4, 16–18; 167). Третье состояние воли есть состояние греховное, противоречащее самой природе: «А плотская страстная воля есть отклонение естественного к противоестественному (παρ φσιν) для души» (II, 4, 18–20; 167). Название «плотская воля» для греховного состояния воли человека имеет свое происхождение от апостола Павла: Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности ( Рим.8:6–10 ). Эти три состояния человеческой воли по-разному соотносятся с волей, законом, повелениями Божиими: «Божественная воля есть повеления Божии. Естественная воля разумной природы состоит в исполнении воли Божией. Воля плотская есть непослушание закону Божиему» (II, 4, 71–73; 169). Итак, преподобный Анастасий видит человеческую волю в трех состояниях: 1 . Природная, естественная боготварная воля; воля, согласованная с природой; 2 . Сверхъестественное, Божественное состояние воли; 3 . Воля в греховном состоянии, противоестественная, плотская, или диавольская. Об этих же трех состояниях человеческой воли – а) естественном, когда она в согласии с Богом, б) противоестественном, когда воля в конфликте с Ним, и в) сверхъестественном, когда имеет место полное единение человеческой воли с Божественной – говорит и прп. Максим Исповедник : «Если она формируется и движется естественно, то пребывает, если не в единении, то все же в схождении, а не в конфликте с Богом. Ведь в природе нет никакого основания как для сверхъестественного, так и для противоестественного и восстающего». 276

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Пророчество о храме Иерусалимском. Когда Ему показали храм, с восхищением говоря: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! - полагая, что и Он придет в восхищение, сказал им Иисус: Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено [ 7 ]. Это сбылось буквально. Все паломники могут в Иерусалиме увидеть тяжелые плиты, оставшиеся от бывшего храма, называемые Стеной плача [ 8 ]. Лежат они одна на другой и служат сейчас оградой для мечети арабской [ 9 ]. Каждую субботу собираются евреи к этой Стене, бьются головой о камни и плачут. А когда прозорливый Господь это провидел и прорекал это, кто тогда мог в это поверить? Судьбу города Иерусалима провидел Иисус и потому заплакал. Ужасы, которые должны обрушиться на этот святой город, видел Он наперед так ясно, что не удержался и заплакал. Обычный человек, если бы увидел это, обезумел бы. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за тО, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19 , 41-44), то есть из-за неприятия и отвержения Мессии. И это страшное пророчество осуществилось, причем не однажды, а многократно. Сначала его разорил царь Тит [ 10 ], а затем царь Адриан, халиф Омар, турки-сельджуки и другие завоеватели. Иисус говорит об окопах и осаде города со всех сторон. К чему эта подробность? Нужно прочесть Иосифа Флавия, чтобы понять важность этой детали в пророчестве [ 11 ]. Когда римляне осадили город, евреи претерпели невиданные несчастья. Матери варили и ели своих детей! Все это Ясновидец видел отчетливо, потому и заплакал. Пророчество о евреях просто поражает своей точностью. Это пророчество гласит: Се, оставляется вам дом ваш пуст [ 12 ]. Когда были произнесены эти слова, евреи жили на своей родине, в Палестине, и вся Палестина от края до края была населена и даже перенаселена евреями. Сегодня же весь еврейский народ живет в чужих странах и чужих отчизнах. Дом их остался пуст, причем не со вчерашнего дня, а уже много веков назад. Почему это произошло? Потому, что они хотели иметь лжемессию, а истинного Мессию распяли на Кресте и таким образом приняли невинную Кровь на себя и на детей своих [ 13 ]. А невинная кровь сильнее всякой силы на свете. Эту мистическую, страшную реальность евреи никогда не могли понять . Тысячи лет они проливали человеческую кровь в войнах и кровь агнцев на жертвеннике и все же не задумались о таинстве невинной крови. И их эта невинная Кровь, причем самая невиннейшая Кровь Сына Божия, гонит непрестанно и не дает им нигде покоя, как кровь праведного Авеля нигде не давала покоя кровавому братоубийце Каину [ 14 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Пророчество об Иерусалимском храме. Когда Иисусу показывали сей храм, говоря с восхищением: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! – полагая, что и Он будет в восторге, Иисус ответил: Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (в серб, букв.: не останется здесь камень на камне, который не будет разбросан. – Пер.) ( Мк.13:1 ; Мф.24:2 ). Это сбылось дословно. Все паломники в Иерусалиме могут видеть тяжелые плиты от бывшего храма, называемые Стеной плача. Лежат они взгроможденные одна на другую и теперь служат оградой арабской мечети. Каждую субботу иудеи собираются перед этой стеной, бьются головами о камни и плачут. А когда всевидящий Господь предузрел это и предрек – кто тогда мог этому поверить? Предвидев участь города Иерусалима, Иисус заплакал. Все ужасы, грядущие на [сей] святой город, зрел Он наперед с такой ясностью, что не смог удержаться от слез. А если бы увидел это обычный человек – то сошел бы с ума. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк.19:41–44 ). Итак, все это [должно было произойти] за непринятие и отвержение Мессии. И это грозное пророчество сбылось не раз. Прежде других Иерусалим разрушил император Тит, за ним – [император] Адриан, потом [ограбил его] халиф Омар, после него – турки-сельджуки и так далее. Иисус упоминает о том, что град будет окружен валами и стеснен рвами со всех сторон. К чему эта подробность? Дабы осознать ее значимость в пророчестве, надобно читать Иосифа Флавия. Когда римляне обложили город, евреи подверглись неслыханным дотоле бедствиям. Матери варили и ели собственных детей! Все это доподлинно созерцал Ясновидец – посему и заплакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основу сюжета легло библейское повествование о пророке Илие. По повелению Бога Илия отправился в Сарепту Сидонскую — к одной благочестивой вдове, жившей с сыном. В это время Богом были посланы на землю засуха и голод, которые продолжались три года и шесть месяцев. Илия, придя в дом вдовы, попросил у женщины воды и кусок хлеба. Вдова была очень бедна. У нее ничего не было, кроме последней горсти муки и масла на дне кувшина. Пророк Илия поселился в доме вдовы, и Господь совершил чудо: они пекли хлеб каждый день, но масла и муки не убывало, как и предсказал Илия. Однако вскоре сын вдовы заболел и умер. Скорбящая мать подумала, что Бог наказал ее за прошлые грехи, и со слезами пришла к пророку с мертвым ребенком. Илия взял из ее рук мертвого мальчика и отнес его в свою комнату. Положив его на свою постель, он воззвал к Господу в молитве: «Господи, Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» Потом он простерся над мальчиком три раза и сказал Богу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока этого в него!» Господь услышав молитву пророка, оживил сына вдовы. Обрадованная женщина сказала пророку: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно». Описание Художник изобразил момент, когда, взяв ребенка у матери, Илия принес его в горницу, где жил, положил на свою постель и воззвал к Богу, надеясь воскресить мальчика. К ребенку возвратилась жизнь. Художник изобразил пророка Илию почтенным седовласым старцем, беседующим с вдовой, радующейся свершившемуся чуду. Еще не опомнившись от горя, она потрясена, протягивая руку к сыну, приподнимающемуся с постели, она хочет прикоснуться к нему, убедившись, что он жив. Мальчик с надеждой и удивлением смотрит на мать, приподнимаясь с постели. Ноги его еще обездвижены, но в руках уже появилась сила, тело его сделалось живым благодаря молитве Пророка. Илия указывает матери на небо,  говоря, что все зависит от  Бога, для Которого нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/art/prorok-ilya-voskres...

Сказано снова в Исходе: «И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и полагали на него покрывало». 782 Итак, закрывая лицо Моисея, разве они всю его природу (то есть целый род Израиля) закрывали? Никак нет, потому что природа и лицо – не одно и то же. И снова, когда говорит, что возле тернового куста «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся», 783 невозможно было сказать, что «Моисей закрыл природу свою», потому что природа и лицо – не одно и то же. И когда пророк обращается к Богу: «просвети лице Твое, и спасемся», 784 не мог он сказать: «просвети природу Твою, и спасемся», потому что природа и лицо – не одно и то же. Но и снова обращаясь с молитвой ко Господу и говоря: «взыска Тебе лице мое», 785 не мог он сказать: «взыска Тебе природа моя»; ибо не природа человеческая тогда искала Бога, но Давид, потому что природа и лицо – не одно и то же. И опять говоря к Богу: «Аз же правдою явлюся лицу Твоему», 786 не мог он изменить фразу и сказать: «Аз же правдою явлюся природе Твоей», ибо это невозможно. Итак, природа и лицо – не одно и то же. И Исаия, говоря: «лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания», 787 не мог сказать: «природы Моей не закрывал от поруганий и оплевания», потому что природа и лицо – не одно и то же. И когда говорит: «Я держу лице Мое, как кремень», 788 не мог сказать: «природу мою», потому что природа и лицо – не одно и то же, как пустословит Севир. 4 . Я не говорю, что природа Бога невидима, а лицо Его – видимо (долой нелепость), но только желаю показать еретикам различие слов: не всегда, когда сказано «природа», можно сказать «лицо» и, опять же, не всегда, когда сказано «лицо», можно сказать «природа». Я попытаюсь показать это сейчас из Евангельских и Апостольских, а не эллинских преданий. Ведь Сын Божий сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малейших сих; ибо говорю вам, что Ангелы их всегда видят лице Отца Моего, Который на небесах». 789 Если природа и лицо – одно и то же, изменяю выражение и говорю: «Ангелы их всегда видят природу Отца Моего, Который на небесах». Но это невозможно и совершенно невероятно, так как Сам Бог Слово учит нас: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». 790 Говоря же: «никто Бога не видел», Он не только о людях сказал, но и об ангелах. Итак, пусть скажет акефал, как, видя лицо, ангелы не видят природы Отца, если в самом деле, как вы говорите, природа и лицо – одно и то же?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Схолия . Следует отметить, что лживы и презренны те, кто говорит о детских чудесах Христа. Итак, если Христос в течение 30 лет был искушен во всем из всех наших свойств, как говорит [апостол] Павел, 1074 то пусть еретики узнают, что Он, рожденный добровольно как Бог от Святой Девы, как человек по-младенчески плакал. И в течение всех Своих первых трех лет Иисус был искушен во всем по нашему подобию: по природе много раз по-младенчески плакал, много раз испытывал голод и жажду и добровольно по детской природе ел и пил, много раз спал природным и безгрешным сном, много раз плевал и через кожу и уста проявлял текучесть тела, много раз утомлялся, добровольно и в образе раба, как говорит евангелист Лука, подчинялся Своим родителям, 1075 много раз как дитя, но без страсти и греха, тревожился и тяготился; «Ибо Христос имел тело свободным от греха, не освобождаясь от телесных потребностей», 1076 как учит Иоанн Златоуст в толковании На Евангелие от Матфея. Ведь если бы Он отклонил природные и безупречные слабости и потребности нашей природы, то тогда отклонил бы и саму природу, как снова нам указывает сам Златоуст. Этот богомудрый отец сказал это не от себя, но будучи наученный [апостолом] Павлом, ведь он услышал в его [Послании] К Евреям о Христе: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» 1077 Пусть, наконец, еретик мне скажет, какие есть страстные природные безупречные свойства плоти детей, которые Слово причислило [Себе] незадолго до этого [в момент Рождества] и которым Христос был причастен, если не еда, питье, сон, усталость и так далее? Вот ведь апостол о Христе говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным», 1078 и далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» 1079 Искушен в чем? Ясно, что в наших безупречных природных немощах, из-за которых Он добровольно вочеловечился. Итак, когда [апостол] Павел свидетельствует, что «Христос искушен во всех немощах нашей природы кроме только греха», ты возмущайся уже больше не из-за наших слов о том, что, родившись, Христос воспринял все наши природные детские свойства тела и безупречные страсти. Поэтому я и привел эти свидетельства, в которых не мной было сказано: «Откуда ясно, что Христос, став человеком без семени и без греха, воспринял все наши чистые и безупречные природные действия?»

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Уже Навуходоносор, по выражению Библии, «пахал Сион, как хлебное поле». Все исторические народы Европы, Азии и Африки, по очереди захватывают его и разоряют, Египетские Птоломеи и Сирийские Антиохи, Греки и Римляне... Парфяне следуют за Римлянами, Римляне за Парфянами... Ужаснее всех варварских разорений – разорение римских императоров, двойное разорение сначала Тита, потом Адриана... После взятия Иерусалима Титом через одни только ворота было вынесено более 115.000 трупов... Историки насчитывали, что в эту войну всего истреблено почти полтора миллиона Евреев, кроме погибших от огня и голода. 100.000 пленников увезено было в Рим. Юноши и женщины продавались по 30 динариев, словно в напоминание тех 30 динариев, за которые Иуда продал Учителя своего. – «Кровь Его на нас и на чадах наших!» вопила иерусалимская толпа. Прошло 38 лет, – и Иерусалим действительно потонул в собственной крови своей... Уверяют, что легионы Тита стояли на том самом месте горы Масличной, с которого Христос предсказал гибель Иерусалиму. «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» в изумлении говорил Ему один из учеников, указывая на храм. «Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне...» «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения...» Адриан докончил уничтожение Иерусалима и царства Израильского. Еще 585.000 Иудеев было убито в войне с ним; бесчисленные толпы проданы в рабство. 50 замков и около 1.000 городков и местечек сравнены с землею. Самое имя Иерусалима было стерто с карты мира, и вместо священного града Давидова на священной почве Сиона подняла свои нечестивые стены языческая «Элия Адрианова». На месте разрушенного храма воздвигнута статуя Юпитера, над Голгофою стал идол Венеры, и Вифлеемские ясли Христа посвящены сладострастному Адонису... В IV веке имя Иерусалима было совсем забыто Римлянами... Даже до VII века европейские географы и путешественники продолжают по-старому величать его Элией...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий, слепой старец, постриженик обители, в полночь молол жерновом рожь. И вот яркий свет наполнил храмину, и он увидал свет, исходящий из храма св. Николая; перед царскими дверьми стоял преподобный Ферапонт. «Чего ты просишь у Господа?» спросил его преподобный. «Отпущения грехов», отвечал слепой старец. «Подвизайся, и как начал, так и довершай; спустя немного времени увидишь ты свет вечности», сказал ему чудный Ферапонт. После того старец опять остался во мраке. В другое время Феодосий в полдень молол хлеб. Опять явился ему Ферапонт и сказал: «мир тебе и благословение». Феодосий, хорошо знавший его при жизни, пал к его ногам. Преподобный сказал: «спустя немного времени будет великий голод во всей России, но ты не доживёшь до того; скоро ты увидишь меня в другом мире; скажи тайно Адриану, чтобы крепко берёг рожь; многим придётся питаться от монастыря». Блаженный Феодосий скоро скончался 174 . В Успенский пост 1601 года мороз уничтожил хлеб по всей России: настал страшный голод и продолжался три года. В Москве похоронено в скудельницах до 127,000 человек, умерших от голода 175 . Обитель преподобного Ферапонта была питатальницей для всей окрестности, люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа, и, как предсказывал преподобный Ферапонт, житницы обители не оскудели 176 . Жизнь преподобного Ферапонта повторяет нам наставление Спасителя: «Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах становиться на молитву, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: они получили уже себе награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). 171 Из Греческого Часослова (1838 г.) – по указ. архим. Серг. в «Полном месяцесл. Вост.» т. II, ч. II, стр. 385. 172 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное Монзенским иеромонахом, спустя 39 лет после кончины преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодосий, слепой старец, постриженник обители, в полночь молол жерновом рожь. И вот яркий свет наполнил храмину, и он увидал свет, исходящий из храма святителя Николая; пред царскими дверьми стоял преподобный Ферапонт. «Чего ты просишь у Господа?» – спросил его преподобный. «Отпущения грехов», – отвечал слепой старец. «Подвизайся, и как начал, так и довершай; спустя немного времени увидишь ты свет вечности», – сказал ему чудный Ферапонт. После того старец опять остался во мраке. В другое время Феодосий в полдень молол хлеб. Опять явился ему Ферапонт и сказал: «Мир тебе и благословение». Феодосий, хорошо знавший его при жизни, пал к его ногам. Преподобный сказал: «Спустя немного времени будет великий голод во всей России, но ты не доживешь до того; скоро ты увидишь меня в другом мире; скажи тайно Адриану, чтобы крепко берег рожь: многим придется питаться от монастыря». Блаженный Феодосий скоро скончался 1022 . В Успенский пост 1601 года мороз уничтожил хлеб по всей России: настал страшный голод и продолжался три года. В Москве похоронено в скудельницах до 127 000 человек, умерших от голода 1023 . Обитель преподобного Ферапонта была питательницею для всей окрестности, люди селились на пустошах монастырских, не находя на прежних местах пропитания. Игумен Адриан отпускал хлеб всем нуждающимся, в уповании на Господа, и, как предсказывал преподобный Ферапонт, житницы обители не оскудели 1024 . Жизнь преподобного Ферапонта повторяет нам наставление Спасителя: Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах становиться на молитву, чтобы видели их люди. Истинно говорю вам: они получили уже себе награду. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив за собою двери, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6, 5–6 ). Святого мученика Разумника Первые сношения с лопарями завязал Митрофан под видом дел торговли. Потом он говорил с ними о их верованиях и об одной Небесной вере. Лопари обожали не только духов, но даже гадов и ночных нетопырей, поклонялись камням.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010