При этом, часто сам почти и стакана не выпивал: незаметно за разговорами скрывал свое воздержание. Когда же кто приносил ему что-либо из гостинцев, он или отсылал на братию, или раздавал беднякам. Но, чтобы не огорчать почитавших, для вида отведывал из принесенного. Временами, он постился подолгу; и раз выдержал и сорокадневный пост без всякой пиши. Будучи строгим постником, о. Адриан был и нестяжателен. Денег он у себя не держал, а все получаемое от богомольцев или раздавал бедным, или отдавал настоятелю. Высоко ставя милостыню для спасения мирян, относительно монахов он высказывался, что они в жертву вместо милостыни должны отдавать себя Богу совершенно. В келлии он ничего лишнего не держал, а порою и в самонужнейшем себя стеснял, выбрасывая вещи свои за оконце, которые по распоряжению настоятеля ему, однако же, немедленно возвращали. Свой взгляд на монашеское келейное нестяжание о. Адриан выражал в таких словах: Что такое монах? Монаху, как солдату во время сражения не нужно давать ничего лишнего в келлию. Этого еще много, когда скажут: поставь ведро с ковшом в углу, пей, по пророку, воду, да измыет утробу твою. Да поклоны клади, да на мантию гляди, чтобы она с креста-то не спускала, и научала бы ежечасно умирать, а упование и жизнь те в Боге обретать». Будучи сам нестяжательным, о. Адриан и родным своим не давал ничего из того, чем ему служили почитатели, отдавая все в обитель и бедным. Родные на это обижались; просили за них о. Адриана и знакомые ему дворяне. Но инок был верен своим обетам. И в разъяснение своего образа действий так говорил: «от мертвеца и нитки не посмеют пожелать, а монах для мира мертвец! Притом, я не враг моим родным, чтобы через монастырские вещи вносить огонь в их дом: ихние-то вещи пожжет монастырское. Когда сестра со слезами просила чего-либо у него, о. Адриан, сострадательно указывая на безрукавную курточку, сказал: «что ты выпросишь у мертвеца? У меня ничего нет, кроме вот этой одежды». Так дай на память хоть ее. Он отдал, но прибавил: «дать-то я, пожалуй, и дам тебе, да она принесет тебе огонь, хотя не в дом, а в снопы на поле». И что же? На другой день у этой женщины сгорел овин со снопами! В келлии о. Адриана был только один его крашенинный подрясник и мантия, да книги, и он никогда не закрывал своей келлии, когда выходил из нее. С молодости соблюдший себя в целомудрии, он до последних сил боролся с плотью и нередко пешком хаживал в Пошехонье для молитвы у чтимого им образа Спасителя. В одну из таких отлучек он отморозил себе ноги и долгое время пробыл для излечения у своих знакомых. На ногах у него вскоре, как их оттерли, появились волдыри, началась сильная ломота, опухоли: потом открылись раны. Около шести недель пробыл для лечения о. Адриан в Пошехонье у соборного дьякона. Все время болезни он был в самом радостном состоянии духа; его речи были поучительны тем, кто за ним ухаживал, но еще более поучал он безропотным и радостным перенесением недуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глинская пустынь, и пригласил туда мальчика с братом. И действительно, в 1943 году этот мальчик, будущий отец Симеон, поступил в обитель. Послушание ему дали на кухне. К старцу Антонию он ходил редко, так как было много работы. Однажды он пришел к нему, было это в 1945 году, и стал просить прощения за то, что редко ходит, а отец Антоний взял его за руку и сказал: «Об этом не беспокойся. Слушай внимательно мое завещание: 1) не давай женщине волю – змию голову отрубишь; 2) не принимай доносчика –- зло прекратишь; 3) о нерешенном спроси первого встречного, и Бог через него тебе ответит». Молодой послушник не понял сказанного, но хорошо запомнил. Впоследствии он говорил, что сотни раз вспоминал наставления старца и этим руководствовался. «И, слава Богу, до сего времени Бог мне помогал», – писал отец Симеон. В конце своих воспоминаний он добавил, что отец Антоний, когда был еще молодым иеромонахом, два раза ходил пешком в Иерусалим. Жизненный путь схиигумен Антоний окончил в пустыни в 1946 году. Монах Адриан На скотном дворе трудился худой и маленького роста монах Адриан. Он так и жил вместе со скотом. Огромные и своенравные быки слушались его беспрекословно. На водопой он их не гнал, а провожал, помахивая тоненькой хворостинкой. На быках пахали. Если кто-то обижал животных, то отец Адриан шел к отцу настоятелю и просил, чтобы он сделал замечание обидчику. Поразительно то, что сам отец Адриан не видел и не мог знать, кто как работал и как обращался с его быками, но говорил бывало: – Отец архимандрит, Соловей (бык светлой масти) жалуется, его били. – Да что ты, отец Адриан, как же бык может жаловаться? – Жалуется, я вижу, он мне жалуется. – Хорошо, иди, я спрошу, кто обижал быка. – Настоятель спрашивал и узнавал, что быка действительно били. За свою простоту и любовь ко всякому созданию Божию монах Адриан удостоился блаженной кончины. В один из дней ему стало не по себе, и через три часа он мирно отошел ко Господу. Воспоминания о глинских старцах Из воспоминаний архиепископа Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Царевна: Спасибо тебе дедушка сейчас прочитаю. Чтоб был кулич наш попышней и посдобней, и повкусней Десяток мы яиц возьмем и вместе с сахаром взобьем. Миндаль, цукаты, ванилин и маслица стакан один В опару все это кладем и все по формам разольем Как подойдет, поставим в печь и будем минут сорок печь, Когда кулич остынет наш, его украсим в тот же час Помадкой, мармеладом, посыпкой, шоколадом А после в церкви освятить его, конечно, надо. Странник: Ну вот и хорошо. Что такое опара ты уже знаешь, а дальше все по порядку (начинают печь) . Сцена 19 Адриан входит к царю и кланяется в пояс и дает яичко. Адриан: Христос Воскресе, царь батюшка! Царь: Воистину Воскресе, Адриан. А где же Апполинария? Нянька: Да можешь не отвечать, знаю я: она небось от усталости и голода встать не может и лежит (плачущим голосом) бедняжка в избе, и праздник ей не в праздник. Адриан: А вот и не так. Она сейчас у дворцовых ворот с бедняками христосуется, всем гостинцы раздает, расспрашивает, у кого какая нужда есть. Царь: Ты расскажи, как она, так до сих пор и капризничает? Адриан: Да что ты! Как безделье ее прекратилось, так и капризы как рукой сняло – сил просто не оставалось. Она ведь на деле–то девушка и добрая и трудолюбивая оказалась. Это ее нерадивые воспитатели во дворце испортили, не будем показывать на них пальцем. Нянька:Так я ведь ее жалела, голубушку, уберечь от всех бед старалась. Царь: Значит, сработал наш план, царевич? Адриан: Сработал. Вы свою дочь дочь просто не узнаете, а все потому, что она у Бога помощи во всем просила, вот и легко ей было со всем справиться. Сцена 20 Входит царевна Царевна: Христос Воскресе, батюшка, Христос Воскресе, нянюшка. Все: Воистину Воскресе. Царь: Доченька, какая ты стала красивая, да румяная, да улыбка у тебя какая, Царевна: Вот тебе батюшка куличи да яйца, мы с Андрюшей сами в Церкви освятили. Царь: Неужели ты сама это испекла? Царевна: Конечно сама, правда, мне один знакомый странник всему научиться помог. Царь: Какой такой странник? Царевна: Я тебе потом царь батюшка объясню, а сейчас ты лучше попробуй-ка кулича.

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

Так ободряла Наталия своего мужа, радуясь тому, что и он уразумел животворящую силу веры Христовой. Когда настал вечер, Адриан уговорил жену свою возвратиться домой, обещая уведомить ее о дне, который будет назначен для допроса и истязания. Спустя некоторое время, когда уже был назначен этот день, Адриан выпросил у тюремных сторожей позволения сходить домой; прочие христиане поручились за его скорое возвращение, и сторожа отпустили его. Когда он пришел домой, Наталия бросилась в объятия мужа. – Ты воистину любишь мужа своего, – сказал Адриан, – потому что желаешь ему спасения. Вместе они отправились в темницу, беседуя о предстоящем подвиге. Настал день, назначенный для истязания христиан. Повели всех узников на суд к царю. Но тут оказалось, что 23 человека, уже пострадавшие прежде, были слишком слабы, чтобы вытерпеть новые истязания; и царь, узнав об этом, велел призвать себе одного только Адриана. Дали ему самому нести орудия мучений, и он пошел, сопровождаемый благословениями и молитвами христиан. – Вознеси к единому Богу все мысли твои, – повторила ему еще Наталия, – труд кратковременен, а покой бесконечен. Привели к царю Адриана. – Упорствуешь ли еще в безумии своем? – спросил его царь. – Я тебе уже сказал, что я уразумел свои прежние заблуждения, – отвечал Адриан, – и готов положить жизнь мою за свою веру. Максимиан начал было убеждать его к отречению; но, видя, что Адриан продолжает с твердостью исповедовать Иисуса Христа, велел его жестоко бить. Максимиан, раздраженный непоколебимой твердостью Адриана, мучил его жесточайшим образом и, между тем, продолжал увещевать его. – Покайся, – говорил он ему, – поклонись богам, и я отпущу тебя и возвращу тебе сан твой. Однако ничего не помогало. После долгих и жестоких истязаний, которые Адриан вынес мужественно, царь велел отвести его обратно в темницу. Наталия же пребывала в темнице и служила святым мученикам. Она сказала мужу своему: – Господин мой, когда ты предстанешь пред Господом, умоли Его, чтобы Он и меня скоро взял от жизни этой и соединил с тобой в жизни вечной. Боюсь, как бы царь не захотел принудить меня выйти замуж. Молись же за меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Самого (иудейского) патриарха, как скоро он приходит в Египет, одни заставляют поклоняться Серапису, а другие Христу. Бог у них (египтян) один, Его почитают христиане, иудеи и все народы». Таковы были сведения императора о христианах его времени. Конечно, эти сведения очень поверхностны, неверны, несовершенны. Но несомненно, он знал христиан, знал и нечто такое о них, чего не знали другие образованные язычники (например, познания Адриана гораздо выше познаний известного вифинского проконсула Плиния Младшего, которых жил и столкнулся с христианами незадолго до царствования Адриана). Адриан легкомысленно судит, когда представляет, что христиане почитают Сераписа, но, с другой стороны, он приметил, что христиане — монотеисты, что они имеют свою иерархию (епископов и пресвитеров), что в среде их встречаются пророки и врачующие елеем. Эти последние черты, без сомнения, исторического характера, и показывают, что Адриан довольно неплохо знал христиан, по крайней мере, довольно для такого неугомонного странствователя и для такого чересчур любопытного человека, который хотел все знать. Некоторые новейшие ученые готовы думать, что в вышеприведенной характеристике Адрианом христиан слышится чувство вражды и неблаговоления к христианам, но мы ничего такого не замечаем в письме императора к Сервиану. Правда, по-видимому, наравне с прочими египтянами Адриан и христиан в том же письме считает людьми непостоянными, тщеславными и любящими вольность. Пусть так, но все же видно, что Адриан не выделял христиан как класс неблагонамеренных лиц из ряда других подданных, а это, конечно, важно. Притом же нужно сказать, что хотя Адриан и не остался доволен египтянами, однако же не только не лишил их своих милостей, но излил оные на египтян с большой щедростью, как открывается из того же письма Адриана к Сервиану. Другой древний светский историк (Лампридий) приписывает Адриану очень благосклонное отношение к христианской религии. Он пишет при одном случае, что будто Адриан хотел выстроить храм в честь Христа и ввести Христа в число богов Капитолия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Исполнилось желание моего сердца! Услышал Ты, Господи, мою молитву! Как я счастлива, что Адриан – христианин! Теперь нас ничто не разлучит ни в этой жизни, ни в Царствии Небесном, – и там мы будем вместе! Наталия надела лучшее, что у неё было, и быстро, как на крыльях, поспешила в темницу. Там, склонившись к ногам Адриана, целовала она его оковы и, мешая слова радости и слёзы, говорила: – Адриан, господин мой, мой любимый супруг! Блажен ты, уверовав во Христа. Умоляю, будь твёрд в своём решении! Забудь, что у тебя есть жена, друзья, богатство, молодость. Помни, что ты теперь принадлежишь Христу. Если же путь этот идёт через муки, иди этим путём, не страшась, поскольку в конце его – пресветлое царство, где все мы встретимся у Господа. И многими другими словами убеждала его Наталия быть мужественным в страдании и тем оправдать имя своё (Адриан, значит Мужественный). С великой любовью смотрел Адриан на юную супругу свою, удивляясь её словам и радуясь, что она не только не плачет и не причитает, видя его в темнице, в оковах, но и убеждает его быть верным Христу. Когда вечером настало время Наталии покинуть темницу, она обошла всех узников и каждого умоляла поддержать её супруга, чтобы не убоялся он страданий. Прощаясь, Адриан обещал жене предупредить её о дне, когда его вызовут на допрос: – Когда меня возьмут на мучение, я постараюсь дать тебе знать об этом, чтобы умереть у тебя на глазах. Спустя некоторое время был назначен день допроса Адриана, и он решил лично выполнить своё обещание. За большие деньги тюремщики разрешили ему на короткое время навестить свой дом. Один из слуг, увидев хозяина издали, бросился со всех ног предупредить госпожу свою. Не зная, что и думать, Наталия решила не впускать мужа в дом, раньше, чем не удостоверится, что он не купил себе свободу отречением. Ведь были уже случаи, когда христиане, не выдержав пыток, приносили жертвы идолам и получали за предательство свободу. В слезах и волнении встала Наталия у запертой двери и, когда подошёл Адриан, начала укорять его в отступничестве:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11. Отец Адриан снова посещается Господом, чудно устроившим ему тридневное восхищение ума его в мир духовной Очищаясь трудами совершенного безмолвия и распаляясь в нем любовью к Богу, отец Адриан снискивает особенное благоволение Его к себе: в 1832 году непостижимо посещается чудным Богом устроившим трёхдневное восхищение ума его в мир духовный, доступный только душам Богобоязненным, чистым и смиренным, душам православно, страдальческим, душам, пламенным любовью каковую имел этот неутомимый подвижник благочестия. При непостижимом состояния своего духа, ведомом Единому Богу, чудно промысляющему о своих верных рабах, отец Адриан стоял недвижимо в своей келье, прислонившись к стенке. В это время лицо его сияло чудною белизной, и он представлялся подобным человеку, погружённому в глубокий сон, чуждому всякого влияния н ощущения предметов мира видимого. Усмотревши его в таком положении, многие желали. войти к нему в келью, но было невозможно: дверь изнутри была заперта на крючок. Смотря в окно, сквозь стекла и поражаясь необычайным его положением, принимали многие меры, чтобы привести его в сознание: или творили, чрез дверь и окно, молитву, или называли его по имени, но без успеха. Хотели ломать двери, но благоразумие некоторых из его знакомых не допустило до того, – из спасения, чтобы стуком не привести его в испуг и не нанести ему вреда. Только, по истечении трех суток с половиною, отец Адриан отозвался на голос знакомого ему человека, отворил дверь, и келья его наполнилась посетителями. Отец Адриан, объятый страхом и трепетом, на все вопросы любопытствующих отвечал глубоким молчанием, чего-то все боясь и трепеща. Что видел, что слышал в этом чудном восхищении его чистый ум, – знает один Господь. открывающий тайны Царствия Своего боящимся Его. Это чудное откровение его осталось, для всех близких старцу, великою тайною, не смотря на дерзновенные и убедительные вопросы ему об этом. Даже на просьбы ближайшей к нему по духу, дерзновенное к нему по чистоте ума и правоте духа старицы Матроны Ивановны положительно ничего не отвечал. Когда она осмеливалась, в минуты особенного благорасположения старца спросить его: Батюшка, что вы видели, когда были восхищены на трои суток, – скажите, что ни будь из того нам на пользу. На это он со страхом отвечал: «О много и страшно не любопытствуй: сказал бы. да не могу. Только об одном прошу вас: сколько можно усерднее и чаще молитесь Господу Богу и Царице Небесной, Она премилосердая не оставит вас своею милостью». 12. Адриан, под предлогом болезни, удаляется от должности Казначея и устраняется от занятий, по хозяйству монастырскому

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Наступил уже вечер, и св. Адриан сказал ей: «иди домой и спи спокойно, а я, когда узнаю время, в которое поведут нас на мучение, извещу тебя, чтобы ты могла видеть кончину нашу». Св. Наталия обошла всех узников, целовала их вериги и просила их внушать ее супругу терпение в перенесении мучений. Потом, подошедши опять к супругу, сказала: «не щади своей молодости и красоты, бренное тело наше есть пища червям; не думай также и об имении, о золоте и серебре: они не принесут пользы в день страшного суда! Одни лишь добрые дела и вера принимаются Богом, как дары!» Через несколько дней св. Адриан, узнав о скором намерении царя предать его суду и мучению вместе с другими узниками, сказал свв. мученикам: «господа мои, можно ли мне пойти домой и сказать Наталии о времени наших мучений, так как я обещался призвать ее в час страданий?» Святые узники поручились за него, а темничные стражи, подкупленные деньгами, свободно выпустили его. Во время пути один из граждан увидел св. Адриана и предуведомил св. Наталию, что муж ее освобожден из темницы. Думая, что он отрекся от Христа, св. Наталия опечалилась и, увидя в окно своего супруга, бросила бывшую в руках ее работу, затворила пред ним двери и сказала: «уйди от меня, отступник Божий!» Св. Адриан удивился, слыша такие слова из уст своей юной супруги (со дня их брака прошло только лишь тринадцать месяцев). Видя ее печаль, он стучал в двери и говорил: «отвори мне, Наталия; я не бежал от мучения, как ты думаешь, но пришел звать тебя – посмотреть нашу кончину! За меня поручались св. мученики, и если я в назначенное время не возвращусь, то они вместе с своими муками примут муки и за меня!» Св. Наталия с радостью отворила двери, и супруги припали друг к другу. «Блаженна ты между женами, говорил св. Адриан Наталии, – ты познала Господа, чтобы спасти своего мужа; воистину ты любящая жена, блажен венец твой, так как ты общница мученикам, хотя и не терпишь мук!» Дорогою св. Адриан говорил Наталии: «как мы распорядимся с нашим имением?» «Оставь помыслы о земном, ответила ему на это Наталия, заботься лучше о том, как тебе совершить подвиг, чтобы получить вечныя блага на небесах!» Войдя в темницу, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мученичество Леонтия, Ипатия и Феодула Триполийских. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия. 1348–1350 гг. Согласно тексту сохранившихся греч. Мученичеств, в царствование Веспасиана в Риме жил сенатор Адриан, отличавшийся жестокостью и ненавистью к христианам. Он обратился к императору с просьбой дать ему власть принуждать христиан к идолопоклонству и казнить упорствовавших. Веспасиан назначил Адриана наместником Финикии, и тот отправился в путь. Приближаясь к Триполи (совр. Ливан), он узнал, что в этом городе живет воин Л. из Эллады, к-рый пользуется большим уважением за победы в сражениях, а также известен как рассудительный и умный человек. Л. учил жителей города христ. вере и прославился мн. добрыми делами. Адриан послал в Триполи трибуна И. (или Ипата) с отрядом воинов, поручив ему схватить Л. Когда те приблизились к Триполи, И. тяжело заболел. Во сне ему явился ангел и велел призвать на помощь Бога, в Которого верует Л. Находившийся при смерти И. призвал воинов, и они трижды воскликнули: «Боже Леонтия, помоги!» После этого, к удивлению присутствующих, И. тотчас же выздоровел. Встретив в Триполи Л., И. и его друг Ф. попросили его поведать им о Христе и затем крестились. Когда в город прибыл Адриан, он велел бросить Л., И. и Ф. в темницу. Там Л. укреплял новокрещеных в Христовой вере и готовил к мученическому подвигу. На допросе Адриан убедился в непоколебимости И. и Ф. и после пыток велел их обезглавить. Наместник пытался переспорить Л., но не достиг своей цели. Палачи били его, пока не изнемогли от усталости, затем повесили мученика на дереве и строгали его тело острыми железными орудиями, но Л. продолжал хулить языческих богов. Тогда Адриан приказал повесить его вниз головой, привязав к шее Л. тяжелый камень, а вечером - бросить мученика в темницу. Ночью Л. явился ангел и возвестил, что Господь послал его неотступно быть рядом с ним. Утром Л. привели на суд к Адриану, к-рый не смог склонить мученика к жертвоприношению и приказал привязать его к 4 колам и бить до тех пор, пока не испустит дух. Тело Л. было погребено близ трипольской гавани. Позднее на этом месте был построен храм во имя мч. Леонтия. Благочестивая жительница Триполи по имени Иоанния молила святого помочь ее мужу Мавру, который разгневал императора и был брошен в темницу. Она натерла благовониями мощи Л., облекла их в драгоценные одежды и воскуряла фимиам у его гробницы. Л. явился заключенному в темницу Мавру в одеждах Иоаннии и пообещал ему скорое освобождение. Той же ночью Л. предстал перед императором и велел освободить и восстановить Мавра в прежней должности, что тот и исполнил.

http://pravenc.ru/text/2463551.html

В первые годы патриаршества он имел некоторое влияние на государственную жизнь, но в дальнейшем главное препятствие для своей борьбы с иноземными новшествами патриарх Адриан встретил в лице молодого царя Nempa I, который сам перенимал немецкие обычаи и резко одернул патриарха, пытавшегося указать ему на это. Такое отношение царя сдерживало энергию первосвятителя. Царь вскоре устранил патриарха от участия во всех государственных делах в противоположность существовавшему ранее обычаю, когда и церковная и гражданская власти согласовывали свои действия. У царя с патриархом Адрианом произошло несколько столкновений, когда патриарх был явно прав, но не смог смело защитить своего мнения. Поэтому и царь и общество видели в патриархе слабовольного иерарха, не решавшегося действовать смело и решительно. Кроткий патриарх Адриан не смог противопоставить энергии царя нравственную силу и тем самым подорвал свой авторитет как в глазах царя, так и всего русского общества. Он не только не участвовал в государственных делах, но и в делах церковных полностью соглашался с указаниями царя. Как глава Русской Церкви патриарх Адриан утратил авторитет. Он прекратил свои обращения к народу. Со второй половины патриаршества Адриана не было ни окружных грамот, ни поучений и наставлений его. Низведение патриарха до положения простого подданного шло параллельно с постепенным лишением господствующего положения Церкви в государстве. Деятельность Nempa I требовала больших средств. Военные расходы опустошили государственную казну, требовались дополнительные источники средств. И Nemp I обратил свой взор на церковное и монастырское имущество. Все доходы и расходы Церкви были взяты под строгий контроль. Эти действия привели к полному упадку церковного и монастырского хозяйства. Через 20 лет церковные владения не приносили уже былых доходов и влачили жалкое существование. Патриарх Адриан не смог навести должного порядка и в деле церковного управления. Требовалось много энергии, чтобы провести в жизнь те мероприятия, которые воодушевляли патриарха при его вступлении на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010